Как сшить мордовский национальный костюм

Обновлено: 18.04.2024

Творческой группой МАДОУ «Детский сад№80», была смоделирована, сшита и оформлена модель мордовского национального костюма «Эрзяночка».

Это мордовский костюм используется для выступления детей в музыкальных мероприятиях.

Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье. История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (платье), сшитая из белого полотна, украшенная лентами с мордовским орнаментом. Платье не имеет воротника и очень походит на тунику.

В рубашку вшит передник –икеле паця, тоже украшен элементами мордовского орнамента

В изготовлении костюма использовали сложное набедренное украшение– пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду.

На голову сшит головной убор – кокшниик. Кокошник украшен широкими лентами с мордовским орнаментом.

С помощью родителей были сплетены настоящие детские лапти из лыка.

Перед тем как надеть лапти, ноги обматываются онучами - пракстат.

В настоящее время мордовский национальный костюм можно встретить достаточно редко. В повседневной жизни им больше не пользуются. Некоторые элементы можно встретить в деревнях среди пожилого населения. Полные комплекты со всеми возможными украшениями представлены только в домах народного творчества или краеведческих музеях Мордовии, напоминая современному поколению об искусности древних мастериц.

Мордовский национальный костюм наряден и удобен.Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Моя куколка в костюме мокшанки.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар - у эрзи, мушказ, балахон - у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок - нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный.

Для детей ознакомление с традициями, культурой своего народа – это мир ярких впечатлений, источник познания и развития. И чем раньше этот мир станет ближе и понятней ребенку, тем вероятнее, что у него сформируется потребность пополнять свои знания, уважать культуру и обычаи общества, что, несомненно, будет являться фактором его духовного становления.

В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строится как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Самарская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.

Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.

Этот факт актуализирует изучаемую тему.

Главной целью нашей работы стало создание педагогических условий, способствующих приобщению детей к истокам народной культуры через ознакомление с куклами народов Поволжья.

Исходя из поставленной цели, наметили задачи:

- сформировать первоначальные представления о традициях и обычаях народов Поволжья у детей младшего дошкольного возраста;

- спроектировать предметно–развивающую среду, способную расширить представления детей об истории происхождения кукол, о типах народных кукол, об особенностях каждого типа, о значении каждой куклы. Познакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

- вовлечь родителей (законных представителей, как активных участников образовательных отношений, в процесс, обеспечивающий приобщение детей к истокам народной культуры;

- воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям.

В результате целенаправленной работы разработана система педагогических условий, обеспечивающая приобщение детей к истокам народной культуры через народную куклу :

- взаимодействие всех субъектов образовательных отношений: дети–воспитатели - родители.

- создание мини– музея: Куклы народов Поволжья, атмосферы национального быта, присутствие в окружающей обстановке предметов народного искусства.

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная, сюжетно–ролевая, театрализованная).

Материалы и инструменты

Для работы понадобятся:

- плотная, белая ткань прямоугольной формы,

- 3 лоскутка цветной ткани,

- нитки для вязания,

- кружево, тесьма, лента атласная,

- синтепон или вата

1. Возьмите лист белого картона размером А4, сверните в трубочку, затем обмотайте ниткой в начале, в середине и в конце.

2. Положите скрутку на белую ткань прямоугольной формы и скатайте в трубочку, затем обмотайте ниткой в начале, в середине и в конце. Это будет туловище куклы.

3. Положите скрутку сверху на прямоугольную ткань белого цвета. Скатайте вату в шарик, положите на скрутку и сложите ткань пополам, затем обмотайте ниткой. Это будет голова куклы.

4. Концы ткани разрежьте ножницами, заплетите в косички.

5. Согните косички и обмотайте ниткой. Это будут руки куклы.

6. Возьмите цветную красную ткань и обверните вокруг куклы. Сверху обмотайте ниткой. Это будет платье куклы.

7. Сверху на платье наложите фартук из шитья и обмотайте ниткой.

8. На голову сшейте платок, украшенный тесьмой. Кукла в мордовском национальном костюме готова!

«Ярмарка сказок» народов Поволжья «Ярмарка сказок» народов Поволжья Музыкальный руководитель Романович Елена Альбертовна 2017 год.

«Мордовский национальный костюм». Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе в рамках темы «Мой родной край» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Мордовский национальный костюм Тематическое занятие в подготовительной.

Фестиваль народов Поволжья Сценарий фестиваля народов Поволжья «У бабушки в деревне» Цель: формирование творческой личности, гражданина своей страны, ориентированного.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Фотовыставка «Мордовский национальный уголок»

Фотовыставка «Мордовский национальный уголок» В нашей группе есть уголок посвящённый нашей республике-Мордовии. Мы знакомим детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИТ «Традиции народов Среднего Поволжья» АНО ДО «Планета детства «Лада» Детский сад №182»Золотой ключик» Г о Тольятти Конспект Непосредственно образовательной деятельности.

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм»

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм» Программное содержание: продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы,.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Проект: «Подвижные игры народов Поволжья.» Проект на тему: "Подвижные игры народов Поволжья. " (для детей дошкольного возраста 3-7 лет) Актуальность проекта: .Потребность растущего.

Я бы хотела поделиться с вами результатом мастер класса, который провела с детьми. Тема РМО «Культурное наследие народа». На занятиях мы чаще рассматриваем русский фольклор и башкирский. И возник вопрос «Почему бы не коснуться на занятии мордовской культуры?» Тем более люди этой национальности у нас в населённом пункте проживают, хоть в меньшинстве.

Моей целью было вызвать интерес у детей к мордовской культуре. Так возникла идея мастер класса. Для его проведения я выбрала из группы наиболее активных девочек, чтобы проанализировать в последствии на сколько, эта тема будет им интересна и поделятся ли они впечатлениями с остальными детьми.

Цель мастер класса : Познакомить детей с культурой мордовской национальности.

Задачи мастер класса :

1. Развивать воображение и творческие способности детей.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать положительные эмоции к изучению культурного наследия народа.

Организованная образовательная деятельность состояла из 3 частей.

Часть 1. Вводная. Информация для чего мы собрались. Тема мастер класса.

Часть 2. Теоретическая. Знакомство с мордовскими национальными костюмами, инструментами, прослушивание песен на мордовском языке. История значения куклы «столбушки».

Часть 3. Практическая. Изготовление куклы.

Мастер класс

Для мастер класса нам понадобится: ткань белая и красная, разные виды тесьмы, акриловые краски по ткани, кисти, белая пряжа, ножницы, клеевой пистолет, пустые бутылки, разные виды круп, косточки или скорлупа от орехов.

Так как дети ещё маленькие и для экономии времени, одежду для кукол я сделала предварительно сама.

Для куклы «столбушки» за основание берётся деревянный столбик, береста или тканевая скрутка. Но на нашем мастер классе мы использовали пустые бутылки. В итоге у нас получились не только куклы в народном мордовском костюме, но и нетрадиционные музыкальные инструменты.

Итог: мастер класс девочкам очень понравился, они поделились своими эмоциями и впечатлениями с другими детьми. И эта тема стала интересна остальным детям.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию "Кукла в чувашском костюме" в старшей группе Программное содержание: Продолжать воспитывать уважение.

Кукла «Нарспи» в чувашском национальном костюме своими руками

Кукла «Нарспи» в чувашском национальном костюме своими руками Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли.

Мастер-класс изготовления народной куклы «Столбушка берёзовая»

Мастер-класс изготовления народной куклы «Столбушка берёзовая» Берёза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В России с берёзой символизируется женское начало. Поэтому не случайно столь старательно.

Мастер-класс «Кукла в калмыцком женском костюме»

Мастер-класс «Кукла в калмыцком женском костюме» Цель: создание куклы в калмыцком женском костюме. Задачи: - Познакомить коллег из Маама с особенностями национального костюма - Подготовить.

Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме»

Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме» Продолжаю работу над куклами для патриотического уголка. Пятая кукла из моей коллекции кукол в народных костюмах будет казашкой. Для этого.

Мастер-класс «Кукла в костюме цыганки»

Мастер-класс «Кукла в костюме цыганки» Давно задумала сделать кукол в национальных костюмах в патриотический уголок. Попросила родителей принести кукол, в которые больше их дети.

Мастер-класс по изготовлению куклы — арфистки в традиционном женском египетском костюме

Мастер-класс по изготовлению куклы — арфистки в традиционном женском египетском костюме Этот мастер - класс поможет воплотить ваши идеи, используя художественное моделирование из различных материалов (картона,ткани,бумаги,бисера).

Автор : Кувшинова АлинаФедоровна Лантратова Елизавета Юрьевна Лаксаева Алина Александровна Мустаева Мария Васильевна МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1» Руководитель: учитель мокшанского языка МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1» Лаксаева Елена Николевна Научно-практическая конференция исследовательских работ по теме «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Номинация «Традиционная культура » Зубово –Поляна,2015г . «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.» «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»

Оглавление I. Введение II . Основная часть Глава 1. История мордовского костюма 1.1.Описание женского костюма 1.2.Описание мужского костюма Глава 2. Художественная среда 2.1. Доминирующий цвет 2.2. Художественный орнамент Глава 3. Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки» Глава 4. Перспектива будущего этой работы III . Заключение IV . Список литературы и источников Оглавление 7 3 1 7 1 6 10 1 8 2 0 10 26 25 24

I. Введение Цель проекта: Расширить и углубить знания о малой Родине. Узнать больше о национальным костюме и вышивке своего народа. Изготовить куклу в мокшанском наряде. Актуальность данного исследования- Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории мордовского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Знание истории и культуры своего народа, республики и страны, культурных и художественных ценностей, создаваемых народом веками, создаёт благоприятную почву для развития прочных дружественных межнациональных отношений. Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции. I. Введение Гипотеза В ходе реализации проекта я познакомлюсь с традициями, с различных вариациями мордовского национального костюма, с вышивкой, с народным творчеством мордовского народа.

1. Изучить литературу по истории мордовского народа и его национального костюма. 2. Проследить историю развития мордовского народного костюма. 3. Выявить особенности национального костюма 4. Дать характеристику одежде, обуви, костюму мордовского народа. 5. Использовать свои знания и умения при изготовлении одежды для куклы; 6. Изготовить куклу в мокшанском наряде 7. Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям. 8. Использовать современные информационные технологии, в том числе глобальную сеть Интернет. 9. Подготовить презентацию по теме исследования в Power Point . Цель обусловила ряд конкретных задач:

Новизна Новизна работы заключается в демонстрации элементов мордовской одежды с помощью изготовления куклы в национальном наряде. Методы исследования: 1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет. 2. Исследовательский. Анализ, сравнение и обработка информации; 3. Практический . Изготовление куклы в мордовском наряде. Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды мордовского народа . Предметом исследования являются рукотворные обрядовые куклы в мокшанском наряде Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников. Метод проекта- Индивидуальный Форма защиты проекта Выступление на муниципальной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Применение продукта На уроках мокшанского языка, внеурочная деятельнасть. Межпредметные связи –мокшанский язык, история, технология .

II . Основная часть Глава 1. История мордовского костюма История одежды с древнейших времён до наших дней - это зеркало, в котором отражается вся история человечества. Так давайте заглянем в зеркало мордовского народа . Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора. Красоту и магию мордовского костюма ни заметить не возможно, невозможно остаться равнодушным к этой красоте. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках. II . Основная часть

1.1.Описание женского костюма Основной частью женского костюма у мокши, является рубаха панар без воротника. . Она шилась из трёх полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперёк, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 сантиметров. Рубаху богато вышивали. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого. В мокшанском костюме рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст. Панар

Передник К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня – у мокши, запон, икельга паця – у эрзи). Передник – необходимая часть традиционного костюма мордовок. Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д. Цвет и отделка передника изменялись с возрастом женщины. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного), чем пожилые.. Передник Передник

Панго – эрзянский женский головной убор в виде конусообразного колпака с загнутым верхом, на каркасе из двух лубяных пластин. Основа – грубый домотканый холст, обшитая красным кашемиром. Эрзянские головные уборы Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению, состоятельности.

Мокшанские головные уборы Мокшанские головные уборы — панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. Девичьи головные уборы отличались от замужних женщин тем, что у девушек они не закрывали волосы. Самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом ( ашкоркс, кодафкс ,пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.) Ашкоркс Панга

Пулай Пулай (Набедренное украшение) Женскую рубаху носили со специальным набедренным украшением – пулай. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия. На оформление пулая шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц, раковин. Известно, что женскую рубаху носили со специальным сложным набедренным украшением-пулай . Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. . На оформление пулая шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц, раковин. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

Широкая рубаха подпоясывалась плетёным шерстяным поясом (карькс) с кисточками на концах (цект). Носили еще широкий пояс (кушак). У мокши поясные украшения делались из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями были также специальные расшитые полотенца (кескоруцят). Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной про волоки или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шёлковых ниток. Пояс.Поясное украшение (сёкане) Кушак

Украшения Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь» - говорили о старинном женском костюме со звенящими и шумящими подвесками. Декоративным центром нагрудных украшений мордовки была застежка , которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам. Грудь украшается бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера. На уши надевали серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. Гайтан

Обувь Лапти (карьхть м ., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками ( кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи, сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Ноги обертывали портянками (пракстат м.) , их было две пары: нижние, которыми обертывали ступни; и верхние, ими обертывали икры. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим. Цюлкат

Эрзянские головные уборы Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. . На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком . Верхней одеждой были суконные кафтаны и овчинные полушубки. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы , их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи , которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз , который вытеснил валяные шапки. Традиционной обувью были лапти – карть, карьхть. Лапти носили с суконными онучами. Из пеньковых веревочек плели ходаки и чуни

Глава 2. Художественная среда Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счёту ниток. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма её богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами . Широко распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки. Орнаменты рисунков, черпались в окружающей природе: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки". 2.2. Художественный орнамент

Оборудование и материалы. Для изготовления куклы потребуются: пластиковая бутылочка, ножницы, Х/Б ткань белого цвета 35*35 см, капрон, синтепон, атласные ленточки (шириной 0,5см.), тесьма, бисер, контур по ткани, клей. ножницы, иглы, катушечные нитки, напёрстки, ткани. Глава III . Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки».

Обрежем пластиковую бутылочку. Берем верхнюю ее часть и вырезаем квадрат по размеру из льняной ткани. Соединяем углы ткани. 1. 2 3 . Лентой формируем талию куклы. 4. Края ткани заправляем в горлы - - шко бутылки ножницами. Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки». 3 1 4 2

10. Клеем закрепляем руки к туловищу. 11. Для создания головы возьмем шарик синтепона, обернем капроном и закрепим нитью. 11 10 Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки». 12 12. Клеем закрепляем голову куклы к туловищу.

13-14. Украшаем куклу по мотивам мордовского костюма 13 Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки». 14

Выполнив, данную работу в виде куклы, мне хотелось бы создать данный костюм в натуральную величину, то есть создать костюм который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме. Глава 4. Перспектива будущего этой работы

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель, и задачи были достигнуты. Вся работа базировалась на изучении народного искусства, интересе к истории и традициям своих предков. Работая над проектом, я постаралась выполнить поставленные передо мной творческие задачи, освоила основные приемы изготовления и оформления игрушки. Выполнила все элементы творческой работы – подборка тканей, тесьмы, придание игрушки желаемой формы, выражение художественного образа. Такая работа требует определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать. В итоге выполнения проекта было достигнуто следующее: - была собрана информация о мордовском национальном костюме; - освоена технология выполнения тряпичной куклы; изготовлен образец; Сделана презентация по проекту. III . Заключение Считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Мордовская национальная одежда делает меня частью мордовского народа, его культуры.

Читайте также: