Как сшить национальное чеченское платье

Обновлено: 28.03.2024

Грузинский национальный костюм

Свое начало традиционный костюм грузинского народа берет в IX веке. Именно в этот период во времена Хазарского каганата появилась верхняя одежда кавказских народов под названием чоха, что переводится с тюркских языков как «сукно, материя для одежды». Такая верхняя одежда была распространена как среди мужчин, так и среди женщин, и носилась круглый год.



О внешнем виде национальных костюмов грузин того времени, как и других кавказских народов, судить достаточно сложно, поскольку никаких точных описаний одежды обитателей Кавказа не сохранилось.


Отмечается, что вплоть до начала XIX века чоха имела более свободный фасон. С течением времени костюмы становились более закрытыми и строгими, обретали облегающий силуэт, плавно расширяющийся от талии.


Отличительной чертой грузинского костюма является наличие газырниц на груди с двух сторон. Такое название носят специальные нагрудные карманы, которые имеют небольшие отделения для хранения пороховых зарядов – газырей. Эти карманы появились на верхней одежде грузин не так давно с распространением огнестрельного оружия. Изначально газыри хранились в сумках через плечо или на поясе, но позже для удобства были придуманы такие карманы, ставшие характерной чертой для грузинского костюма.



Грузинский национальный костюм в современном мире играет важную роль в различных торжественных мероприятиях, требующих почитание традиций своего народа. Еще в начале прошлого столетия традиционная одежда в Грузии, как и во многих других странах, стала отходить на второй план. Молодежь предпочитала нарядным и слегка вычурным национальным костюмам более простую и удобную одежду. Однако и сегодня многие молодые люди и девушки с удовольствием носят современную одежду с традиционными грузинскими мотивами в знак уважения и почитания своего народа.




Описание характерных черт

Цветовая гамма

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Пурпурный цвет костюма является довольно привлекательным для современных туристов, местным жителям по душе черные и белые наряды. Помимо этого, еще бывают костюмы серого, синего и бордового цветов.


Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.





Особенности кроя и декора

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.





Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.


Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.





На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.




Женский грузинский костюм

Грузинки, носившие традиционные костюмы своего народа, выглядели довольно нарядно даже в повседневной жизни. Платье под названием картули хоть и скрывало ноги женщин, но имело довольно облегающий в верхней части фасон. Корсетная часть платья была украшена различными декоративными элементами. Это могла быть тесьма или вышивка бисером и камнями.


В дополнение к платью женский наряд обязательно предполагал наличие пояса. Он мог быть шелковым или бархатным. Пояс тоже украшали при помощи декоративной оригинальной вышивки или жемчуга и повязывали так, чтобы вся его прелесть ниспадала вдоль женского силуэта и была на видном месте.



Для женщин из состоятельных семей платья шились из дорогих тканей, которые специально привозили издалека. Шикарно и роскошно выглядели шелковые и атласные национальные женские костюмы






Верхняя одежда грузинок имеет название катиби. Ее обычно шили из бархатных и шелковых тканей яркой расцветки, в качестве утеплителя использовали натуральные меха или вату, подкладку такой одежды делали шелковой.





В качестве головного убора женщины использовали тонкую вуаль под названием лечаки. Ткань на голове фиксировалась при помощи шелкового валика копи, набитого ватой, а также ободка чихты из картона, обтянутого бархатной тканью. Поверх всего этого сооружения надевали чадру, которую позже заменили на косынку под названием багдади.

В качестве обуви женщины из простых семей носили ботинки из жесткой кожи, которые назывались каламани. Для женщин из дворянских семей существовали туфли из бархата на каблуках и без задников. Носы таких туфель под названием коши были загнуты вверх.





В качестве украшений были широко распространены изделия из натуральных камней, таких как коралл и янтарь. Прически женщин состояли из переплетения кос и локонов, которые прикрывали височную часть.


Также грузинские женщины широко использовали румяна и хну для окрашивания бровей, ногтей и ладоней, что было очень модно.

Детский костюм в Грузии


Национальный костюм для девочки шился по подобию женского наряда, но без излишней роскоши.



Так как дети очень активные, то допускались более укороченные варианты костюма для дополнительного удобства. Цветовая гамма также могла отличаться от однообразной взрослой одежды и дополняться яркими оттенками.



Для мальчиков также шили костюмы по подобию мужских.




Мужской костюм грузин

Традиционный костюм грузина состоял из нижних штанов шендишей и верних шароваров или шарвалей из материи черного или бордового цвета, которые не стесняли движения. Сверху надевали рубаху под названием перанга.




Верхняя одежда подбиралась в соответствии с временем года и социальным положением и подразделялась на несколько видов:

  • Черкеска или как ее называют грузины чоха. Этот предмет мужского гардероба считался обязательным в любое время года. Черкеску надевали поверх кафтана и подпоясывали ремнями с чеканкой из серебра или обычного металла. Пояс в данном случае выполнял не просто декоративную функцию, на него мужчины крепили кинжал или саблю, которые также были частью национального костюма грузин.

Характерными цветами для этой одежды являются черный, бурый и серый, также существуют белые и синие чохи.


Изначально этот предмет верхней одежды делался из овечьей или верблюжьей шерсти. Сегодня используются более легкие ткани типа хлопка. Длина черкески обычно чуть ниже колен, крой довольно свободный, но подчеркивающий мужской силуэт. Чоха имеет застежки от верхней части и до линии талии. На груди расположены кармашки для хранения пороха, которые сегодня выделяют грузинский костюм среди остальных.

Обычно чоха не имеет воротника, но в некоторых вариациях может присутствовать воротник со стойкой. Рукава у этой одежды обычно широкие и длиной до локтя, что позволяло свободно двигаться во время боя. Для пожилых людей приемлемы были длинные рукава у чохи. Сегодня есть различные виды с разной длиной рукава.




  • Каба. Состоятельные люди из дворянских и княжеских семей носили эту разновидность верхней одежды, сшитой из шелка плотной структуры. Для отделки кабы использовался шелковый шнур черного цвета, из которого также создавались и застежки.




  • Куладжа. Этот предмет мужского гардероба для выходцев из дворян предназначался для торжественных случаев. Куладжа представляла собой платье небольшой длины, которое надевалось поверх одежды. Для пошива торжественных нарядов использовался бархат разных цветов. В качестве декоративных элементов мог быть использован натуральный мех. С куладжей обязательно надевали папаху из каракуля.
  • Курка и пабади. Для зимних месяцев грузины использовали курку. Она представляла собой шубу, которую украшала вышивка золотой и серебряной нитью. Также в холодное время года надевали пабади.



Такое название получил плащ без рукавов, который изготавливался из войлока с козьей шерстью.


Такую одежду белого, черного или бурого цвета еще называют бурка. Голову в зимние месяцы покрывали папахой, которая шилась из каракуля или овчины.

Кроме папахи, которая характерна для горцев, грузины в зависимости от географического местоположения носили и другие головные уборы. Так, в разных регионах носили и шапки из войлока, и башлык под названием кабал ахи, и даже шапки с небольшими полями.


В качестве обуви мужского национального костюма грузин также были распространены: коши – среди богатых сословий, каламани – среди бедняков. Для богачей еще существовали кожаные мести на плоской подошве, а также цаги – кожаные сапоги, которые нередко украшали даже с помощью драгоценных камней.

Башкирский национальный костюм

История развития башкирского национального костюма увлекательна и разнообразна. Деятели искусства, занимающиеся изучением создания традиционной одежды разных народов, до сих пор не перестают восхищаться происхождением наряда Башкирии.


Башкирский народ разместился на очень большой территории, в результате чего у каждого района образовался особый менталитет. Обусловлено это было тем, что деятельность людей напрямую зависела от природных ресурсов, которых в их местности было больше всего. В одной части Башкирии жители промышляли охотой и скотоводством, в другой предпочтение отдавалось прикладному творчеству, в третьей – земледелию.




Всего регионов было семь:

  • Северо-восточный;
  • Северо-западный;
  • Юго-восточный;
  • Юго-западный;
  • Центральный;
  • Восточный;
  • Самаро-иргизский.

Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.



Описание костюма

Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.


Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, выглядящая как приталенная куртка с просторными рукавами, оснащенная надежной подкладкой. Казакин застегивался посредством пуговиц. Данное изделие было универсальным – его с удовольствием носили и женщины, и мужчины. Также в казакин облачались солдаты.



Материалы и фасон

Народ Башкирии никогда не испытывал безразличия к роскоши, и это качество прекрасно отразилось на традиционном костюме. Люди из зажиточных семей носили одежду из белого атласа, дорогого бархата, шелка и сатина.


Не менее популярны были изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, чьи кошельки были не настолько наполнены монетами, в основном, обладали нарядами из овчины, домашнего сукна и войлока. Нередко применялись конопляные и крапивные холсты.

В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.




Религия играла важную роль в жизни башкир, поэтому некоторые каноны при создании национального костюма было необходимо соблюдать. Одежда не должна быть слишком открытая, чтобы женщины не могли демонстрировать природные достоинства своего тела чужим мужчинам. Так что фасон традиционного наряда очень свободный.


Просторные рубахи, штаны и халаты – именно из этих вещей состоял стандартный гардероб башкирских мужчин и женщин.


Цветовая палитра

Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!

Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.


В будничных костюмах преобладали цвета:

  • Красный.
  • Коричневый.
  • Синий.
  • Черный.
  • Зеленый.
  • Желтый.







Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.

Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.






Женский наряд

Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию. Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания.

  • Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.


  • Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
  • Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.



  • Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.
  • Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.


Свадебный наряд

Свадьба – основное торжество башкирского народа! Велась тщательная подготовка, и одежде уделялась основная часть этой подготовки. Дабы свадебное одеяние поразило всех гостей, семья помолвленных платила огромные деньги женщинам, лучше всех владеющих талантом вышивки.

  • Женские платья отделывали изящными ленточками. Оборки свадебных костюмов подчеркивали индивидуальные качества невесты.
  • Цветовая гамма отличалась особым значением. Красные оттенки символизировали тепло домашнего очага, а белый считался знаком солнца и семейного благополучия.
  • Ножки невесты находились в белых сапогах, для изготовления которых использовалась тонкая кожа козочек.


  • Голова башкирской девушки находилась под воздушным платком.
  • За свадебную рубашку для жениха отвечает невеста. Башкирка сама шила изделие из красной ткани и преподносила своему будущему мужу перед самым началом свадьбы.


Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.


Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.




Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.



Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.


Детская вариация

Внешний вид детского национального костюма Башкирии отличается совсем немногим.

Наряд для девочки выглядит точно так же, как и взрослый вариант, за одним лишь исключением – девочкам, не достигшим десятилетнего возраста, запрещалось носить головной убор с вуалью, называющийся «такыя».





Мальчикам с детства прививали патриотизм, так что никаких ограничений в их костюме не было. Наряд юношей детально повторял одежду их отцов. Мальчики носили традиционный пояс, захватывающим внимание окружающих богатым золотым узором, а также рубашки с тугой шнуровкой и брюки.



Обувь

Женскую обувь украшали привлекательные кисточки. Летом девушки носили сабаты (если русифицировать название, получатся обычные лапти), под которые в обязательном порядке надевали чулки. Для их создания применялись сукно и шерсть. На случай праздника у женщины были декорированные чулочные изделия.


Башкирские мужчины тоже могли использовать чулки, но основная масса заменила их портянками.

Стандартной мужской обувью считались сапоги сарык и итек. Во время торжества башкиры откладывали эти сапоги в сторону и появлялись на людях в красивых игичах. Чтобы не запачкать их по дороге на праздник, приходилось поверх надевать галоши. Оказываясь на пороге дома, где проходило веселье, галоши снимали и оставались в игичах.



Головные уборы

Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации. Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.


Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.


Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.

В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.



До некоторых пор я была убеждена в том, что женщины, живущие в Чечне, ходят по улице исключительно в хиджабах, полностью скрывающих их тело. Каково было мое удивление, когда я увидела их истинные наряды. К слову сказать, некоторые из них показались мне даже очень стильными и красивыми.


В хиджабах тоже ходят

Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание читателей, так это то, что в хиджабах чеченские девушки действительно ходят, но, как показывает практика, с годами его вид сильно изменился.

Носить хиджаб здесь никто никого не принуждает, даже несмотря на то, что это требование религии. Однако многие женщины предпочитают надевать его добровольно, выражая таким способом уважение к национальным традициям. Девушек, надевающих хиджаб, уважает общество - к ним относятся с особенным почтением.

Большинство женщин ходит в платках

На улицах Грозного можно встретить огромное количество женщин в платках, под которыми надежно спрятаны волосы. Их надевают даже те женщины, которые не носят хиджаб, но желают придерживаться национальных традиций и выглядеть скромно, неброско.


Юбки и длинные платья

Все чеченские женщины, без исключения, носят юбки и платья (в основном, в пол, но иногда встречаются модели ниже колена - это здесь воспринимается чуть ли не как мини).

Согласно чеченским традициям, у женщины должно быть прикрыто все, кроме кистей рук и лица. Правда, данные правила соблюдают далеко не все - видимо, на культуре уже сильно отразилось влияние русского мира (многие парни и девушки стараются выглядеть максимально современно).


Обувь

Большим удивлением для меня стало то, что очень многие чеченки предпочитают носить обувь на высоких каблуках. Вообще, хочу отметить, что местные женщины обожают следить за собой и демонстрировать свою женственность всеми доступными способами (оголяться нельзя, поэтому они то каблуки наденут, то платье выберут облегающее, но очень длинное - смотрится красиво).

Однако много на улицах Грозного и женщин, предпочитающих удобство и комфорт - их обувь на низком ходу, но она всегда элегантная и стильная (в кроссовках и кедах женщин видела очень редко, но они встречаются).


Меха повсюду

В холодное время года все женщины Грозного облачаются в шубы и верхнюю одежду с меховыми вставками. Удивительно, но кроме шубы у любой чеченской девушки обязательно должна быть сумка известного бренда (или, хотя бы, ее подделка).

Продавец одного из местных магазинов объяснила мне, что столь большая любовь к мехам объясняется тягой к демонстрации собственной роскоши и состоятельности мужчины. Она же рассказала мне, что местные дамы любят не только натуральные меха, но и верхнюю одежду из натуральной кожи змеи.

Что выделяет богатых женщин

Жены состоятельных мужчин сильно не выделяются из толпы, но бывают и исключения. На улицах Грозного можно встретить дам в ярких нарядах, сшитых из дорогих, натуральных тканей, с обилием украшений - это те самые женщины, которые обеспечивают комфортный быт состоятельных мужей.


Ходит ли кто-то в брюках?

Увидеть на улицах Грозного женщину в брюках - это большая редкость, но, тем не менее, и это возможно. В первый день своего пребывания в чеченской столице я прогуливалась по улице в джинсах и толстой спортивной кофте (было довольно прохладно). Честно говоря, уже спустя час прогулки я стала себя ощущать очень неловко: прохожие косились на меня, а двое парней даже подошли познакомиться, непрозрачно выражая свои намерения.


На фоне идущих мимо женщин я очень сильно выделялась: за несколько часов прогулки я видела еще двух девушек в брюках и одну в короткой юбке. Самое удивительное то, что они, как и я, имели славянскую внешность (видимо, тоже оделись, не подумав о местном менталитете и особенностях чеченских традиций).

девушки помогите. новичок в шитье, на глаз не умею шить((( срочно надо найти выкройку или вобще хотя бы схематично, чтоб можно было подогнать под размер нужный. по национальному кавказскому костюму на девочку. в саду мероприятие. вобщем надо
нужны типа таких платьев

помогите пожалуйста советом. очень нужна выкройка национального кавказского костюма на девочку.

помогите пожалуйста советом. очень нужна выкройка национального кавказского костюма на девочку.

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


девушки помогите. новичок в шитье, на глаз не умею шить((( срочно надо найти выкройку или вобще хотя бы схематично, чтоб можно было подогнать под размер нужный. по национальному кавказскому костюму на девочку. в саду мероприятие. вобщем надо
нужны типа таких платьев
Читать полностью

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный барнхаус V483 "Боуи"

Каркасный дом с мансардой V435 "Аллентаун"

Каркасный а-фрейм V477 "Чини"

Каркасный дом с 3 спальнями, террасой и котельной V233 "Иллинойс"

Комментарии

на фото разве казахский костюм?

на фото разве казахский костюм?

На фото ппосто просто водолазка, юбка в пол и халат. Выкройки элементарные. Водолазка есть у всех. Юбка присбореный на талии прямоугольник, халат тоже несколько прямоугольников, но это Вам гугл быстро выдаст. Можете на сайте Шпулька посмотреть, там правда регистрация нужна, но зато скачиваете выкройку сразу нужного роста, распечатываете и вуаля.

спасибо. скажите а какую лучше ткань на него выбрать? чтоб не слишком ширпотреп был))) до этого атласные ткани присматривала.. вот думаю что лучше чтоб более менее плотненький был и хорошо сидел..

Атлас тяжёл для начинающей мастерицы. Спросите в магазине ткань из разряда масло. Они разные бывают и по составу и по цене, но плотнее.
В принципе даже подкладочная ткань плртной бывает и достаточно шелковистой и блестящей. И не дорогой.

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения


Чаще всего на сайте читают:

Всю беременность я мучилась мыслью: как воспримет Ксюшка появление брата? Как правильно нивелировать ее ревность, которая обязательно будет? Как я смогу распределять свое внимание, свободное время, любовь между двумя детьми и мужем? Начиталась всяких статей, приняла к сведению опыт мам, имеющих двух и более детей. Расскажу, что из всего этого получилось.

В передаче "Тайны Мира" сейчас говорили про волшебные свойства соды. Без всяких диет и упражнений полежала в ванной 20 минут и все, пара кило ушли.

В жизни каждого из нас однажды происходят те события, которые сильно меняют нашу жизнь. И я не исключение. Вот об этом я и хочу поведать другим. На дворе тогда был 2006 год. Мне было 27 лет. Я уже 3 года была замужем, но деток у нас пока не было. Работала я в одной крупной компании бухгалтером. Считала зарплату на всю фирму. И наступил момент, когда на меня взвалили очень большой объем работы.

Решила написать, как у меня ведётся этот самый семейный бюджет. Знаете, я сама не семи пядей во лбу и путём проб и ошибок научилась-таки вести домашнюю бухгалтерию. Для себя я нашла "золотую середину" и вычислила "золотое правило".

Армянский национальный костюм

Национальный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно даже понять, с какими вызовами он сталкивался. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма. И причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.




Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.






Разновидности

Женский

В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».

Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.

Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.







Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.



Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.






Детский

Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.





Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».




Мужской

В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.

Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.






Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.


Особенности

Цвета и узоры

Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый.

Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зеленым был символом свадьбы. Черный цвет считался траурным и символизировал старость. Желтый использовали крайне редко. Он, как и черный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.






Ткани

Выбор тканей, так же как и цветов, был огромный и зависел от местности. Для нижней одежды использовали хлопчатобумажные ткани и шелк, для верхней сукно, шерсть, сатин и даже парчу.




Мужской архалух кроился с отрезной спиной. На талии она собиралась в сборки. Иногда спину кроили из нескольких клиньев. Сшивали верхнюю часть и подкладку одним швом.

Нижние мужские штаны («вартик») делали с широкой вставной полосой. Часто эта полоса была достаточно широкой, а потому длина штанов была равна ее ширине.

Женский архалух также имел отрезную спину и красивый длинный вырез на груди. Сбоку делали прорезы, которые шли от подола до пояса. Из-за этого получались три полы: две впереди и одна сзади.


Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.


Красота свадебного наряда

Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.

Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.

Со временем в армянский свадебный наряд все больше и больше проникали европейские традиции. Женское платье стали делать приталенные, белого цвета. Неизменным остался лишь серебряный пояс.






Аксессуары и украшения

Армянские головные уборы очень разнообразны. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока. Западные армяне предпочитали шерстяные шапки полусферической формы.



Женские головные уборы тоже были разными и более сложными. Чаще женщины носили небольшую шапочку типа фески, к которой подвешивали множество украшений. Замужние покрывали такую шапочку платками, которые должны были закрывать и шею. Нижнюю часть лица также закрывали платком белого цвета. Поверх него надевали еще один цветной. Чаще он был красный или зеленый. В присутствии мужчины женщина всегда должна была прятать свои волосы, потому снять головной убор она могла, только если дома никого из них не было.


Западные армянки использовали различные ободки для волос. Их делали из дерева и обшивали бархатом и жемчугом. Еще ободки делали из папье-маше, который тоже обшивали бархатом.

Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.






Обувь

В качестве обуви армяне использовали так называемые трехи. Их делали из грубой кожи. Обували трехи на специальные шерстяные носки «гулпа». Женщины носили шлепанцы с острыми носами и также надевали носки.

В плохую погоду носили кожаные сапоги «масхер». Поверх масхера обували специальные шлепанцы «шмек». Шмек выглядели внешне как туфли на каблуке, только без задника.



Стилизованные модели

В наши дни армянский национальный костюм получил свое второе развитие. Целый ряд знаменитых армянских дизайнеров вернули в моду не только традиционное армянское свадебное платье, но и многие элементы кроя, орнаментов и украшений. Кстати, для вдохновения они использовали в том числе и музейные коллекции.

Наибольшую известность получили ювелирные изделия Арпи Авдаляна. Умело дополняет свои модели традиционными ожерельями и браслетами дизайнер Аревик Симонян, владелица бренда Kivera Naynomis. Также национальные мотивы использует для своих моделей дизайнер Геворг Шадоян.

Читайте также: