Как сшить национальный дагестанский костюм

Обновлено: 28.03.2024

Национальный костюм Дагестана

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом. Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления. Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.




Из истории дагестанского костюма

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.


Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок - один выстрел.


В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.


Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.


Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.




Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.




Особенности национального дагестанского костюма

В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.

Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.




Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.


Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.





Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.





Составляющие женского и мужского наряда

Помимо всех обязательных элементов одежды, костюм дагестанских мужчин включал папаху – головной убор, считавшийся у кавказских народов символом чести. Те, кто имели хороший достаток, красовались в каракулевой папахе, люди простые довольствовались этим же изделием, но из овчины. Сбить папаху с головы считалось оскорблением, а подарить такой головной убор – знаком дружбы.



Отличие женских нарядов в разных районах страны были гораздо сильнее, чем у мужских моделей. Так, на юге Дагестана носили многослойные богато украшенные костюмы. Сначала надевалось шелковое платье прямого кроя, а уже затем валчаг – верхнее распашное платье. Весь костюм украшался золотом, драгоценными камнями, изысканным узором. Излюбленными цветами были красный, фиолетовый, зеленый. На голову повязывали платок из шелка.



Национальные наряды Дагестана сегодня

Современные дагестанские девушки носят приталенные платья, позволяющие подчеркнуть стройный силуэт. В качестве украшений используются драгоценные камни, обувь – на высоких каблуках. Женщины бальзаковского возраста предпочитают свободные платья-балахоны. Цвета, преимущественно, выбирают черные, так как они представляют фигуру в выгодном свете.




Те, кто трудится на полях или занимается хозяйственными делами, выбирают комфортные халаты и меховые жилетки в холодный сезон, тонкие, свободного кроя платья – в теплый

Дагестанские мужчины предпочитают надевать штаны и рубашки, ничем не отличающиеся от одежды каждого современного человека.

Дагестанский национальный костюм

В современном мире люди одеваются как им удобно, но раньше каждый народ составлял свой национальный костюм, по которому его можно было узнать в чужих землях. Разнообразие в национальных костюмах дагестанцев позволяло определить, откуда человек родом вплоть до аула по различным чертам его одежды. Еще такой костюм мог рассказать о возрасте, богатстве и положении в обществе его хозяина. У женского пола такая разница в костюмах была более заметна, чем у мужчин, предпочитающих носить более скромную одежду. Сейчас национальные костюмы можно увидеть на сценах театров или торжественных событиях.









Немного истории

Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.




У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.


В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.




Особенности

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.


Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.




В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.




Отличительной чертой дагестанских костюмов является их многослойность. К примеру, головной убор состоял из нескольких платков, а под платье надевали еще и штаны. Прибавьте к этому множество украшений, которые были обязательным составляющим образа.



Описание наряда

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.


Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа. Богатые носили папаху из каракуля, а простые люди из овчины.


Женский костюм различается гораздо сильнее у разных народностей. В южном Дагестане предпочитали носить богатые и многослойные наряды. Под верхнее распашное платье-валчаг надевалось прямое платье из шелка. Сверху наряд расшивался драгоценными камнями и золотом, широким узором. Отдавали предпочтения красным, зеленым, фиолетовым оттенкам. Головным убором был шелковый платок.


Современные модели

В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными. Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом. С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.



Женщины, работающие в поле и по хозяйству, надевают удобные халаты, дополняя их меховыми жилетками в холодное время, а летом ходят в свободных платья из тонких тканей.

Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.

девушки помогите. новичок в шитье, на глаз не умею шить((( срочно надо найти выкройку или вобще хотя бы схематично, чтоб можно было подогнать под размер нужный. по национальному кавказскому костюму на девочку. в саду мероприятие. вобщем надо
нужны типа таких платьев

помогите пожалуйста советом. очень нужна выкройка национального кавказского костюма на девочку.

помогите пожалуйста советом. очень нужна выкройка национального кавказского костюма на девочку.

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


девушки помогите. новичок в шитье, на глаз не умею шить((( срочно надо найти выкройку или вобще хотя бы схематично, чтоб можно было подогнать под размер нужный. по национальному кавказскому костюму на девочку. в саду мероприятие. вобщем надо
нужны типа таких платьев
Читать полностью

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с 1 спальней и террасой V018 "Голдсборо"

Каркасный дом с мансардой и 4 спальнями V081 "Порт Вашингтон"

Каркасный дом с эркером V113 "Акома"

Каркасный дом V451 "Де-Мойн"

Комментарии

на фото разве казахский костюм?

на фото разве казахский костюм?

На фото ппосто просто водолазка, юбка в пол и халат. Выкройки элементарные. Водолазка есть у всех. Юбка присбореный на талии прямоугольник, халат тоже несколько прямоугольников, но это Вам гугл быстро выдаст. Можете на сайте Шпулька посмотреть, там правда регистрация нужна, но зато скачиваете выкройку сразу нужного роста, распечатываете и вуаля.

спасибо. скажите а какую лучше ткань на него выбрать? чтоб не слишком ширпотреп был))) до этого атласные ткани присматривала.. вот думаю что лучше чтоб более менее плотненький был и хорошо сидел..

Атлас тяжёл для начинающей мастерицы. Спросите в магазине ткань из разряда масло. Они разные бывают и по составу и по цене, но плотнее.
В принципе даже подкладочная ткань плртной бывает и достаточно шелковистой и блестящей. И не дорогой.

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения


Чаще всего на сайте читают:

Я отношусь к малочисленному виду "мамаша-пофигист". Учится ребенок, и ладно. Золотая медаль в доме уже есть, висит-пылится на видном месте. Свой мозг в головы дочерей все равно не вложишь, поэтому приходится обходиться заводской комплектацией. На каждое собрание прихожу с открытой душой новорожденного ребенка: закономерные вопросы других, ответственных мам, типа "как вы решали №768 со страницы 878787 по учебнику Засланца-Марсианского" вводят меня в ступор. Однако и меня не обошел стороной конфликт с учителем. Но я смогла решить его с наименьшими потерями. Как? Об этом расскажу в своей записи.

1. Жизнь взаймы. Эрих Мария Ремарк Мужчина, его автомобиль, хрупкая девушка, умирающая от туберкулеза. Героиня тратит все деньги на платья Balenciaga, а герой очень хочет верить в лучшее. Ироничный и абсурдный финал переворачивает эту сентиментальную историю с ног на голову. Если верить в сомнительный тезис о том, что каждая девушка в 17 лет должна читать Ремарка, то пусть уж это будет "Жизнь взаймы". 2. Портрет Дориана Грея. Оскар Уайльд

В жизни каждого из нас однажды происходят те события, которые сильно меняют нашу жизнь. И я не исключение. Вот об этом я и хочу поведать другим. На дворе тогда был 2006 год. Мне было 27 лет. Я уже 3 года была замужем, но деток у нас пока не было. Работала я в одной крупной компании бухгалтером. Считала зарплату на всю фирму. И наступил момент, когда на меня взвалили очень большой объем работы.

Скрепя сердце, публикую этот пост с фото, так как очень стесняюсь себя. Но пусть эта запись будет мне памятью, стимулом и небольшим хвастом! В начале месяца я начала худеть. Вяленько, неохотно. Начала ходить на стрип-пластику. Потом взялась за себя основательно. В общем счёте нормального активного похудения у меня 2 недели. Что имеем? 2 раза в неделю активные танцы с бешеной разминкой на данный момент 11 сеансов антицеллюлитного массажа. Далее фото "до" и "после".

В Республике Дагестан, омываемой на востоке Каспийским морем, проживает около 30 коренных народов: аварцы, андо-цезские народы, даргинцы, кубачинцы, акушинцы, кайтагцы, кумыки, лакцы и др. Название даргинцев происходит от слова «дарг» («внутренний»), этот народ с древности селился в труднодоступных горных ущельях Северного Кавказа. Даргинские ювелиры, оружейники, кожевенники, производители ковров и изделий из шерсти прославились далеко за пределами своей родины.

Народный костюм Дагестана

Аварцы с V в. были жителями крупнейшего на Кавказе дагестанского царства Серир (его царь Авар дал в VI в. этому народу свое имя). Аварцы с древности изготовляли лучшие в Дагестане суконные ткани, снабжая ими соседние народы. Их мастера умело изготавливали серебряные украшения, кинжалы, газыри, конные сбруи. На весь мир известно искусство аварских резчиков из села Унцукуль по кизиловому дереву. Северо-запад Дагестана с I в. населяли андийцы, занимавшиеся разведением овец андийской породы. Из их шерсти андийские женщины валяли наплечную одежду буртина (бурки) — незаменимую принадлежность костюма и боевого снаряжения любого горца.

Женский костюм

В основе всех дагестанских костюмов — туникообразная рубаха-платье и длинные штаны. Даргинская рубаха черного цвета была длинной и широкой; из-под нее виднелись узкие штаны, украшенные в нижней части цветной отделкой. У аварок цельнокроенное платье-рубаха называлось горде. Андийские женщины под кванно — нижнее платье на кокетке надевали шаровары ошхъоги. Кумычки носили рубахи ич-гелек, тоже с шароварами.

Верхней одеждой аварок было длинное распашное платье с двойными рукавами — хабалай. Кумыкский къабалай был праздничной одеждой и напоминал наряды кабардинок и черкесок. Спереди по всей длине къабалая вшивали широкую вставку андылык, имитирующую нижнее платье. Швы соединения с основными полотнищами обшивали позументом и кружевом. Часть вставки выше талии не пришивали к платью, а пристегивали. Вставка заканчивалась воротником-стойкой, которую украшали декоративные филигранные серебряные пряжки. Аналогичный крой, но без вставки имело распашное платье арсар. Кроме того, кумычки носили нераспашное платье полшу. У даргинок в некоторых областях бытовало платье-кафтан архалук. Зимней одеждой были шубы, которые напоминали мужские накидки.

Аварка в праздничной рубахе-платье; даргинец в черкеске

Головные уборы. Традиционный убор дагестанских женщин — чохто (чухта) — чепец-чехол с мешочком для кос, соединенный под подбородком серебряной цепочкой. Налобную часть чухты шили из шелка или парчи и украшали бисером, бляшками, галунами, монетками и височными кольцами. Эти украшения виднелись из-под покрывала, которое у аварок носило название «мучу». У андиек чухта, украшенная золотым шитьем, имела форму полумесяца, развернутого «рогами» вниз. Поверх нее женщины повязывали большой белый платок, который укутывал всю фигуру, подобно плащу. Этот головной убор бытовал вплоть до 1930-х гг. Кумычки прикрывали чуткъу (чухту) платком из шелка, тюля, шерсти или ситца (соответственно возрасту и поводу). Молодые даргинки предпочитали яркий цвет покрывал, пожилые — черный.

Украшениями дагестанок были височные кольца, цепочки, перстни, ожерелья, нагрудные подвески, броши, амулетницы, поясные застежки, пряжки. Кубачинки, лезгинки и кумычки носили съемные украшения из серебра (этот металл особо почитали на Северном Кавказе). Аварки, лачки и даргинки предпочитали нашивать украшения и амулеты на нагрудники, низ рукавов, подол и швы одежды. Такие украшения имели магическое значение — защищали от злых духов. Эту же функцию у многих других народов (славян, финно-угров) выполняла вышивка. Даргинские женщины носили массивные, сложно сплетенные налобные цепи и крученые браслеты.

Мужской костюм

Мужской костюм — общий для северокавказских народов — состоял из туникообразной рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы из белой овчины, черной бурки и папахи.

Обувь

Обувь — вязаные шерстяные узорчатые носки, чарыки из сыромятной кожи, чувяки и полусапожки из войлока и сафьяна.

Древняя история жителей Северного Кавказа тесно связана с ираноязычными племенами аланов, тюркоязычными кыпчаками (половцами) и булгарами, жившими в этих краях по соседству. Они образовали народности карачаевцев и балкарцев, говорящих в наши дни на одном языке. Этническое родство связывало балкарцев и с осетинами — носителями древней кобанской культуры, которых грузины называли осами. Так появилось в русском языке название «осетины».

Народный костюм Северного Кавказа

Карачаевцы, балкарцы и осетины в Средние века входили в мощное государство Алания, существовавшее до XIII в. Кабардинцы, адыгейцы и черкесы — коренное население севера и северо-запада Кавказа — называют себя общим именем «адыгэ» и составляют единую адыгскую общность. Кабардинцев и черкесов объединяют общая культура, традиции и язык — кабардино-черкесский (язык адыгейцев является близкородственным). Кабарда, образованная в XV в. в Центральном Предкавказье, три столетия держала в зависимости князей соседних кавказских народов: карачаевцев, балкарцев, абазин, осетин, чеченцев, ингушей. Потому неудивительно, что именно этот народ являлся законодателем мод на большей части Северного Кавказа.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Мужской костюм

Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.

Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.

Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.

Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.

Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.

Обувь

Обувь из сыромятной кожи черного, коричневого, серого цвета мужчины носили с ноговицами — чулками из черного сафьяна или сукна. Женщины носили мягкие чувяки из красного сафьяна.

Читайте также: