Как сшить нанайский костюм

Обновлено: 18.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 12»

Гаткинского сельского поселения

Советско-Гаванского муниципального района

Районный конкурс исследовательских

и проектно-исследовательских работ

Информационно-творческий проект

«Национальный нанайский костюм»

Выполнили работу :

Козлова Софья Викторовна , ученица 3 класса

МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района.

Руководитель работы :

Новикова Лариса Александровна , учитель истории МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района

2.1. Посещение краеведческого музея имени Н.К. Бошняка города Советская Гавань . ……………..……………………….

2.2. Сбор материала о нанайском костюме (литературный материал, иллюстрации).……. …………………………………

2.3. Практическая часть работы: изготовление лэпбука ………

Информационно-творческий проект

«Национальный нанайский костюм»

В данном информационно-творческом проекте «Национальный нанайский костюм» я постараюсь расширить свой кругозор при изучении особенностей национального нанайского костюма, исследовать элементы костюма, выяснить как нанайцы изготавливали одежду.

В ходе проекта мне необходимо будет выполнить поиск и изучить материал по нанайскому костюму, а также изготовить лэпбук - интерактивную тематическую папку по данной теме.

Материал моего проекта будет полезен учащимся, а также педагогам начальной школы при использовании его на уроках окружающего мира или на дополнительных занятиях.

В представленном информационно-творческом проекте, созданного в рамках проекта «Фестиваль коренных народов Дальнего Востока», рассматриваются виды и особенности национальной нанайской одежды. Национальные нанайские костюмы, хранящиеся в музеях открывают перед нами народное искусство и являются свидетельством богатой фантазии нанайцев, их художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.

Актуальность проекта состоит в том, что я и мои одноклассники очень мало знаем о материальной культуре коренных народов Приамурья. Если мы не будем изучать культуру коренных народов Приамурья, на чьей земле мы живём, мы не воспитаем в себе уважение к культуре вообще как таковой, обделим себя знаниями о том, как жили ульчи, нанайцы, нивхи и другие народы, что их радовало, приносило счастье…

Объект исследования: национальный нанайский костюм.

Гипотеза: национальная одежда, это часть истории народа, отражение его обычаев и традиций.

Цель проекта: расширить кругозор за счет изучения особенностей нанайского костюма, исследовать его элементы, изготовить тематическую папку.

Задачи проекта:

изучить материал по теме,

выяснить особенности нанайского костюма,

изготовить интерактивную тематическую папку по выбранной теме.

Методы исследования: экскурсия в краеведческий музей, изучение литературы по теме, творческий.

Предполагаемый результат:

• Освоение доступных знаний об истории и особенностях нанайского костюма.

• Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.

• Пополнение знаний о коренных народах Приамурья, в частности нанайцев.

• Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

План мероприятий:

• изучение литературы, поиск иллюстраций, фотографий.

• создание интерактивной тематической папки (лэпбука) «Национальный нанайский костюм».

Итог проекта: презентация готового изделия.

Учебно-методическое обеспечение: школьная библиотека, городской краеведческий музей, Интернет, компьютер, сканер.

Материально – техническое обеспечение: цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, папка, скотч.

По количеству участников - индивидуальный.

По продолжительности – среднесрочный.

Работа над проектом.

Подготовительный этап.

1. Посещение краеведческого музея имени Н.К. Бошняка города Советская Гавань.

1 марта мы с классом посетили краеведческий музей имени Н.К. Бошняка. Путешествие в музей, проходило в форме интересной экскурсии по разделам музея, во время которой мы познакомились с экспонатами и историческими ценностями музея. В отделе этнографии мы познакомились с диорамой «Стойбище орочей», которая включает в себя предметы быта и жизни орочей, фотографии и документы, карты. Экспозиция также рассказывает об основных занятиях, истоках традиционных верований, об истории коренных жителей побережья. Экскурсовод нам рассказала много интересного и нового. Мы познакомились с национальным нанайским костюмом и узнали его особенности.

2.Сбор материала о нанайском костюме (литературный материал, иллюстрации).

Существовало несколько видов национальной нанайской одежды — повседневная, праздничная, промысловая, ритуальная, погребальная, свадебная. Основные части мужской и женской одежды следующие: халат (пгэтуэ) с запахивающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и короткие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная часть женского костюма — особого вида нагрудник (лэлу) с металлическими подвесками, который некоторые женщины носили под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом одежду.

Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Зимняя обувь делалась из рыбьей, а летняя — из звериной, преимущественно кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь эвенкийского покроя. Обувь надевали поверх чулка (доктон) матерчатого (иногда на вате), мехового или кожаного.

Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи, обычно орнаментированным.

Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий конус с широким основанием), китайские широкополые соломенные шляпы и пр. Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом — берестяные конусовидные головные уборы. С приходом на Амур русских распространились головные платки.

Украшения были довольно широко распространены среди зажиточных нанайцев. Получали их главным образом от маньчжуров и китайцев, отчасти от якутов и русских. Из старинных украшений следует отметить кольца, браслеты, женские ушные и носовые серьги. Последние продергивались через перегородку и боковые крылья носа.

Праздничная одежда отличалась от повседневной главным образом лучшим качеством материала и обилием украшений. Среди обрядовой одежды множеством своеобразных деталей и богатством орнаментировки особенно выделялся женский свадебный костюм.

Орнамент на одежде нанайцев.

Основу амурского искусства орнамента составляют спирально-ленточные мотивы , которые, в свою очередь, можно разделить на абстрактные и зооморфные. Двух одинаковых композиций найти невозможно. При всем многообразии видов орнамента, бесчисленном количестве его мотивов и композиций образованы они предельно малым числом элементов. Основными элементами нанайского орнамента являются спираль, зооморфные изображения и узкая лента или линия. Спираль присутствует везде, на предметах любого назначения и в любом материале.

Образец орнамента из спирали

Вторым элементом нанайского орнамента являются зооморфные образы. Изображение зверей, птиц, рыб вплетены в основную канву спирально-ленточных узоров столь искусно, что вычленить их общей композиции невозможно. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные движения, позы и характеры животных, зафиксированные тонкой наблюдательностью художника – исконного лесного жителя – охотника и рыболова. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в нанайском орнаменте. В большинстве случаев художник рисует их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбра, зайца, соболя и т.д.), рыб. Мелкие представители фауны – пресмыкающиеся и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др.) – фиксируются взглядом художника сверху, как бы распластанными.

Образцы зооморфного орнамента

Третьим элементом , выполняющим, чаще всего, функцию объединения элементов в единую, целостную систему, законченный мотив, является узкая лента или линия . Лента, придает нанайскому орнаменту очень важное, определяющее качество – непрерывность. Излюбленный цвет нанайских мастериц – синий. 1

Практическая часть работы: изготовление лэпбука

Проблема и ее решение.

Меня заинтересовала информация о нанайском костюме. Я собрала необходимую информацию, картинки, фотографии национальной одежды. И решила сделать интерактивную тематическую папку (лэпбук) по теме проекта. Так как тема была мною уже выбрана – «Национальный нанайский костюм», я составила план папки:

1. Места проживания коренных народов

2. Национальные особенности нанайцев

3. Элементы нанайского костюма

4. Описание костюма

5. Коллекция нанайского орнамента

6. Коллекция нанайской одежды

7. Игра «Одень куклу»

8. Игра «Собери картинку».

Затем я сделала макет лэпбука. Этот этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в папке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Потом все это я нарисовала на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так мне легче было понять, как расположить все элементы.

Что нужно, чтобы сделать лэпбук

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места.

Вот какая тематическая папка получилась у меня:

Ознакомившись с различными источниками, я изучили элементы национального нанайского костюма, виды нанайского орнамента и изготовила тематическую папку (лэпбук).

Данная работа помогла мне проявить, применить на практике навыки работы с различными материалами и инструментами, оказала положительное влияние на формирование художественно-эстетического вкуса.

Тематическая папка является авторской работой. Сделана с любовью, в нее вложена частица моей души. Человек, который ознакомится с такой папкой, понимает, что к процессу подбора материала подошли тщательно.

Я задала себе вопрос: « Довольна ли я результатами своей работы? Нравится ли мне моё изделие, и не стыдно ли принести его на конкурс?». Мне самой работа над лэпбуком и конечный результат очень понравились.

Список литературы:

А. С. Киле Искусство нанайцев. Вышивка, орнамент. Традиции и новации.- Хабаровск: ООО «Российский Медиа Альянс», 2009 г

А.С. Киле Лицом к своим истокам // Словесница искусств.- № 2.- 2003г

Н.И. Каплан Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов. / Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980

1 А. С. Киле Искусство нанайцев. Вышивка, орнамент. Традиции и новации.- Хабаровск: ООО «Российский Медиа Альянс», 2009 г


Не забывая свои обычаи, как в быту, так и в стиле одежды, нынешняя молодёжь бережет память, уважение и почитание к .



Бурятский традиционный костюм. Построение выкройки ЭНГЭРА.

Бурятский традиционный костюм. Построение выкройки ЭНГЭРА. В этом видео продолжаю рассказывать о традиционной .



Как сшить бурятский костюм для девочки

для пошива стилизованного бурятского платья на девочку 4 лет потребовалось: 3 м парчи шириной 75 см, 3 м .

Мастер-класс дает возможность прикоснуться к национальным древним традициям этого малочисленного народа. Почувствовать себя мастерами и настоящими художниками.

Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения

их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.

Немного из истории нанайского народа:

Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек

человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII в., во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури, были нанайцами. Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после переселения дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов.

Язык нанайцев относится к тунгуской ветви – тунгусо-манчжурской семьи языков. Об этом нам напоминают легенды, раскопки, записи Григория Ходжера (нанайского писателя). Что в 17 – 18 веках было могущественное племя Мохе, государство Бохай и Джурчжений. Они занимали обширную территорию на Среднем и Нижнем Амуре, начиная с реки Шилки вплоть до озера Ханка в Приморье.

Это государство имело своё ремесло, культуру, традиции, было очень сильным. Но, несмотря на это всё - таки пострадало от нашествия чужеземцев. В 13 веке оно было разгромлено Чингисханом. Эту территорию сейчас занимают эвенки, нанайцы, ульчи, негидальцы, орочи.

Но так как сегодня мы говорим о нанайцах, мы возьмём во внимание село Троицкое, где проживают нанайцы и село расположено на берегу Амура, недалеко от города Комсомольска – на – Амуре - Кондон.

История нанайского халата:

Нанайская традиционная одежда как детей, так и взрослых вплоть до 30 —40-х годов XX века шилась из ткани, рыбьей кожи, ровдуги и состояла из плечевой (верхней и нижней (халаты), поясной (нательной: трусы-штаны, ноговицы), дополнительных элементов (рукавицы, пояс, нарукавники, нагрудники), обуви, головных уборов, различных украшений. По покрою детская одежда в основном не отличалась от взрослой. Она также выполнялась аккуратно, была практична, удобна.

Строгий взгляд других женщин стойбища сразу давал оценку изготовленной вещи.

Никаких скидок на детство не допускалось. Даже когда изготавливали вещи с соблюдением обряда плиочи (буквально поднять, поднимать), который совершали в семьях, где умирали дети, халатики с застежкой на левую, в обе стороны, на спине или сшитые из девяти лоскутов, взятых в девяти домах, из кожи девяти пород рыб, не нарушали форму, целостность.

Аккуратность, ответственность начиналась еще в детстве, когда девочке впервые давали работу: соединить две половинки кожи мелкими стежками через край (гулумбэ каптори называется работа). Плохо выполненная работа сразу распарывалась взрослыми и отдавалась на переделку.

Существовали запреты при изготовлении детской одежды, которые строго выполнялись. Нельзя заранее готовить вещи еще не родившимся детям. Беременность женщины, рождение младенца скрывали, боялись козней злых духов.

Родители желали счастья, удачи кэси своим детям. Большим грехом соромбори считалось одевать их хорошо, шить одежду из дорогих тканей. Говорили, будет кисиако — несчастливым.

Девочка — будущая мать. Страх за ее предстоящие роды (родов нанайские женщины боялись больше всего) запрещал шить одежду, обувь из шкуры, ровдуги, применять сухожильные нитки изюбра бочан. Боязнь трудных родов требовала соблюдения этого запрета, так как по поверьям нанайцев самка изюбра рожает тяжело, просунув голову между развилкой дерева алчар.

Символика нанайского орнамента:

Орнамент нанайского народа очень древний и имеет свое обозначение. Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц.

Например: 1.Поцелуй рыбок – это оберег материнства.


2. Птицы и звери, насекомые и змеи, бабочки – символ семейного счастья.


Халат, на котором изображено древо жизни с птицами и зверями – говорит о богатстве и достоинстве молодых.


А птички – это души не родившихся детей.

Когда невеста выходила замуж, и рождались дети, эти души поселялись в них. Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.


Подготовка мастер – класса.

Цели и задачи мастер – класса.

Научить участников мастер-класса технологии изготовления нанайского халата с нанесением национального орнамента. Распространения и обобщении собственного опыта, в изготовлении «Омия Мони» Древа жизни древней нанайской культуры.

Воспитание бережного отношения к народным традициям.

Участники мастер-класс : педагоги и дети.

Материал и оборудование: учебный класс, парты, стулья, цветной картон, шаблоны из бумаги, карандаши простые, клей, ножницы.

Цель: мастер – класса, показать особенности национального нанайского орнамента и его символику . Применить простую технику аппликации. Развитие творческих способностей посредством работы с шаблонами, соблюдая народные традиции нанайского народа.

Общие задачи мастер-класса для педагогов:

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;

распространение передового педагогического опыта;

внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Конкретные задачи.

Научиться работать с шаблоном.

Точное копирование орнамента.

Составление древа жизни используя творческую мысль.

Тема мастер – класса.

Нанайские орнаменты очень самобытны и таят в себе многовековую историю этого таинственного и очень малочисленного народа. Прикасаясь к его культуре, любой человек почувствует связь времен и нородов. Этот мастер – класс не только даст человеку приобщение к этой прекрасной культуре, но и почувствовать себя настоящим мастером. Составление родового древа жизни (Омия Мони) применяя свою творческую мысль и народные традиции не только приобщит к древней культуре, но и даст возможность реализовать себя как художника.

План мастер – класса.

1. Организационный момент

2. Вступление. Постановка целей и задач занятия.

3. Немного о древнем народе

4. Национальный нанайский халат

5. Основная часть – работа по изготовлению халата.

6. Работа с шаблоном и орнаментом

7. Заключительная часть. Подведение итогов занятия .

Методическая часть

Внимательно изучив историю нанайского народа и национального орнамента можно подобрать сочетание цветов и составить орнамент согласно шаблонам. Но изучить предоставленный материал необходимо внимательно. Изучить форму халата и особенности орнамента. На окончательном этапе работы можно использовать творческую мысль, но при условии узучения и анализа национальных традиций.

Практическая часть .

Несмотря на кажущуюся простоту исполнения изделия, необходима точность исполнения формы халата и орнамента. Хотя при работе с древом можно применить не только полученные знания но и свою фантазию согласно канонам. Когда древо жизни готово, можно по другому расположить животных и птиц, можно добавить новых птиц или рыб. Что касается халата, то форму необходимо оставить согласно шаблона, но орнамент можно немного видоизменить и что то новое добавить по краю одежды. Рассмотрим поэтапное изготовление халата с нанесением национального орнамента.

Этап 1. На начальном этапе необходимо подготовить картон подобрать цвета. С помощью шаблона вырезать халат.


Этап 2. Необходимо так же по шаблону вырезать окантовку халата и с помощью клея аккуратно наклеить на халат.


Этап 3. Следующий этап требует внимательности и аккуратности. Работа с шаблоном дерева и животных с птицами очень тонкая и ювелирная.


Этап 4. На данном этапе необходимо наклеить все детали дерева на халат распологая их так, чтобы они не накладывались одна на другую. Необходимо расположить животных и птиц на древе и вокруг его.


Этап 5. На заключительно этапе вырезаем по шаблонам орнаменты для халата и наклеиваем.


Этап 6. После наклеивания всех орнаментов работа готова.


Подведение итогов:

-просмотр и обсуждение выполненных работ;

-самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;

-ответы на вопросы участников мастер-класса;

-общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе изготовления халата и орнамента);

-заключительное слово педагога-мастера.

Мастер-класс - это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собственного опыта, в изготовлении «Омия Мони» Древа жизни древней нанайской культуры, участникам творческого процесса дается возможность окунуться в жизнь и быт нанайского народа. Почувствовать и услышать древние легенды на основе которых и построена жизнь этих необыкновенных людей.

Список литературы.

1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С.13-22.

2. Гаер Евдокия Александровна. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций) : ил РГБ ОД 61:85-7/922.


Снятие мерок, построение выкройки спинки, полочки и рукава женского китайского костюма типа ханьфу. Видео с сайта .



КИМОНО СВОИМИ РУКАМИ ЗА 2 ЧАСА! Шьем без выкройки! Подробно и подойдет для начинающих

Всем привет! Меня зовут Таня и сегодня поэтапно и очень просто и быстро шьем кимоно) Для дома или улицы, зависит от .



Ханьфу\кимоно для БЖД

К сожалению фоток от заказчика так и не дождались :) так что как есть. Контакты посредника: Instagram: .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Пр.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 843 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Пр.

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества.

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

Содержание Методические рекомендации Места проживания Традиционная одежда - о.

Содержание Методические рекомендации Места проживания Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества Одежда коренных жителей Приморского края Обувь Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Нанайцы Большим разнообразием отличались головные уборы Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Одежда нанайских женщин Традиционная женская одежда нанайцев Одежда из рыбьей кожи Мужской костюм Нанайский костюм на выставке в музеях Современная женская одежда в национальном стиле Народный костюм в живописи и графике Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Нанайская обувь В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы 21. Декоративное искусство нанайцев 22. Нанайцы. Работы орнаментального искусства 23.Прикладничество в предметах быта 24. В современном нанайском декоративном искусстве 25.Удэгейцы 26. Удэгейцы. Повседневная одежда 27. Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно 28. Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» 29. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде) 30. У всех удэгейцев также была отличительная кожаная шапочка 31. Этнической особенностью является причёска удэгейцев 32. Узоры наши много что значат 33. Национальные особенности костюма в живописи и графике 34. Орочи. Декоративное искусство 35. Тазы 36. Традиционная одежда тазов 37. Прическа и головной убор тазов 38. Рефлексия. 39. Информационные ресурсы

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качес.

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качестве регионального компонента. Цель работы: ознакомление с одеждой и декоративно – прикладным творчеством коренных малочисленных народов Приморья. Информационно - иллюстративный материал может демонстрироваться для формирования эстетической компетентности и расширения кругозора и познавательной активности учащихся 5-8 классов, их мотивированности к самостоятельной учебной работе при выполнении творческих работ на внеклассных мероприятиях и уроках технологии разделов «Рукоделие» (виды швов, аппликация, вышивка), «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий». Включены: рефлексия, информационные ресурсы. Рекомендуется просмотр «Показ слайдов».

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока п.

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества.

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов; полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками. Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый. Основа мужского и женского костюма – халат, в качестве украшения использовалась аппликация. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов и отличается своеобразной красотой.

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, п.

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру.

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась.

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Современные обувь из рыбьей кожи

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозя.

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Ремесла подразделялись на мужские и женские Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины, особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации, которое находило применение прежде всего в оформлении одежды. При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение. Удэгейские, нанайские и орочские женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды На рубеже XIX-XX веков в традиционной национальной одежде и орнаментике нанайцев, удэгейцев и тазов произошел коренной перелом, связанный с внедрением шелковых ниток и фабричных тканей. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета. Орнамент имеет некоторые особенности и делится на 4 вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты и т.п.

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморск.

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Плетение и художественной обработкой изделий из бересты .

Нанайцы (самоназвание: нани-«местный», «здешний человек»), гольды -устаревшее.

Нанайцы (самоназвание: нани-«местный», «здешний человек»), гольды -устаревшее название В Приморском крае РФ живут на восточном берегу реки Уссури (в Пожарском районе). Причёски Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Украшения Женщины носили 1 или несколько серебреных серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебреные или железные браслеты и серебреные или костяные кольца.

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила.

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила войлочная или берестяная коническая шляпа (Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета). Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Охотники носили маленькие шапочки, размером с тюбетейку и пришитыми маленькими орнаментированными ушками. К макушке шапки пришивали султан из беличьего хвоста. Под шапку надевали шлем из белой ткани (орнаментированный вышивкой или аппликацией) для защиты от комаров и мошки, и снега зимой шею охотника (в зимней шапке). Шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее. У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Старинная свадебная шапка

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат.

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат для повседневной носки обычно шили из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шёлковые и легкие парчовые двусторонние ткани с многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти материалы завозились в города и села, но в связи с дороговизной таких тканей, применяли хлопчатобумажные ткани или цветной подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Борта халата и подол отделывались широкими цветными каймами. Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Одежда подразделялась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, для погребения. Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы (причем широкая левая пола заходит за правую- застежкой на правом боку), кимонообразный крой, пояс, с длинные рукава. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой (на вате или меху -бараньем, лисьем, или из различных мехов - "меховой мозаики") сшитый из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу 2-3 халата.

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбье.

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбьей кожи, 2- головной убор из бересты. 3 - обувь. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин - из тканей темных тонов. Халаты для молодых женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные Женские халаты были несколько длиннее мужских. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Женское платье с национальным орнаментом

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзад.

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзади. XIX в. Ткань, аппликация, вышивка Женская национальная одежда Нанайцев На белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи.

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи Халат детский из рыбьей кожи. Автор Чикуэ Золонговна Киле. 1981. Кожа кеты, ткань, аппликация из искусственной кожи Халат из натуральной рыбьей кожи. Нанайцы, низовья Амура, нач. ХХв. Носить - не сносить Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вы.

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и летняя, сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в современный европеизированный костюм. Рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Мужской рабочий костюм. Нач. XX в. Дальневосточный край. Нанайцы Одежду и обувь для охотников и рыбаков изготовляли из различных шкур и кож таёжных животных, некоторые предметы этих комплектов одежды были из тканей. Носили также тканевые верхние и нижние халаты из сукна, замши, ноговицы, меховые шапки-капоры.

Читайте также: