Как сшить народную русскую юбку

Обновлено: 24.04.2024

Любите исторические фестивали или реконструкции? Я порой посещаю подобные мероприятия и вообще интересуюсь далекой историей предков. Славянская культура очень интересна и особенно одежда. На один из праздников (радуница) я шила себе наряд дохристианской эпохи. И в этот раз поделюсь несложной выкройкой.

Особенности славянской одежды

Одежда тех времен не менялась так быстро, как в последние 100 лет. Сейчас у нас сезон моды длится месяца 3, максимум год, после чего общество закидает камнями, если увидит вас в прошлогоднем платье.

Раньше люди могли носить свою одежду лет 10. Об этом писала Н. П. Гринкова в своем научном труде об однодворческой одежде уездных городов.

У славян одежда была домотканая. Повседневный женский наряд состоял из длинной рубахи и понёвы или запоны. Последняя либо собиралась по бокам шнурком, либо прихватывалась пуговицей, подпоясывалась. Мужская одежда - длинная рубаха и штаны.

Понёву носили замужние или просватанные женщины. Замужняя не имела права появляться на людях без этого элемента одежды.

Украшали вышивкой ворот рубахи, низ и рукава. Паневы и запоны тоже расшивали обережными символами. До 10-го века вышивка была сдержанной. В повседневной одежде, как правило, вообще отсутствовала. Самые распространенные материалы тканей в славянском костюме - лен и шерсть. Мой костюм пошит из льняной ткани.

Крой славянской рубахи

Рубаха мужская и женская очень похожи по крою. Рукав не широкий. Сама рубашка прямая свободная с клиньями по бокам. Главная особенность кроя славянской исторической рубахи - наличие ластовиц.

Кстати, не знаю, почему отказались от ластовиц, придумав современный крой рукава. Это оказалось очень удобным при ношении.

Это схема выкройки мужской рубахи на рост 190 см. Длина её до середины бедра. Для женской рубахи, просто сделайте её длиннее. Ширину рубахи определите по размеру ширины в плечах.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

выкройка русской народной рубахи женской под сарафан

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).


Эскиз рубахи из П авловопосадской коллекции


Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.

русская женская рубаха выкройка

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.


Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.

Выкройки русских сарафанов

Русский сарафан и кокошник - самые узнаваемые детали традиционного костюма славянских народов, проживавших в Российской империи. Первые упоминания этого слова есть в летописях XIV века, впрочем, тогда этот предмет одежды носили мужчины. Сарафаном называли широкий, расклешенный книзу кафтан. В этом нет ничего удивительного: само слово sarapa или sarapai предположительного иранского происхождения, переводится буквально как "одетый с головы до ног" и означает мужскую одежду с рукавами.

Несколько столетий спустя эта деталь одежды стала полностью женской. При этом популярность сарафанов настолько выросла, что они стали вытеснять во многих губерниях традиционную поневу - расшитую ткань, которую крестьянки носили, обернув вокруг бедер.

Первые известные исследователям сарафаны на Руси были "глухими" и косоклинными. Наиболее древние образцы напоминали туники. Изделие состояло из одной детали, согнутой пополам, к которой по бокам были пришиты прямые отрезы ткани или несколько косых клиньев.

Сарафаны шили из самостоятельно сотканных материалов, окрашивали также в домашних условиях. Большая часть сарафанов до XIX века были натурального цвета, неокрашенные. С развитием фабричного производства в Российской империи крестьяне стали закупать яркие разноцветные ткани и шить одежду из них.

Сарафан, как и другие детали русской одежды, был наполнен символами, важными для крестьянина. Края изделия (как и края русской рубахи) украшались сложными вышивками, в которых были зашифрованы знаки, оберегающие владелицу сарафана от дурного глаза, колдовства, злых духов. На спине сарафанов до наших дней сохранилась необычная деталь, которая называется в народе "лягушка" или "вилка". Форма этого элемента действительно напоминает распластанную лягушку - символ деторождения, плодовитости, богатства. Женщины верили, что такой амулет убережет женское здоровье, спасет от бесплодия, сделает детей здоровыми.

Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.

Выкройка русского народного сарафана для девочки


Видео

Мастерская Ангел производит множество вариантов русских сарафанов - для взрослых женщин, и для девочек. Некоторые модели - стилизованые, они адаптированы для сценических выступлений - хореографических номеров, спектаклей, народных гуляний. Часть моделей - приближены к аутентичным. При их создании художники Мастерской учитывали цвета, элементы отделки, мотивы вышивки и крой, характерные для той или иной местности. Отдельное место в коллекции сарафанов от Мастерской Ангел занимают изделия, выполненные по мотивам традиционных русских народных росписей - Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и т.д.


Какие народные юбки бывают, особенности кроя и фасона, как сшить русскую юбку своими руками и вписать в сценический образ.

1. История народной юбки: конструктивные особенности

2. Цвет и росписи русской юбки в историческом и сценическом образах

3. Типы народных юбок для выступлений на сцене

4. Русская народная юбка для девочки

5. Сшить русскую юбку своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История народной юбки: конструктивные особенности

Юбка — это поясная одежда, которую шили из нескольких прямых или косых полотнищ ткани и собирали сзади на талии на вздержку или пояс. Юбки носили на территории всей Руси.



Юбки шили из домашних тканей и из фабричных. Юбки отличались не только по крою, но и по плотности материала, так шерстяные тяжелые юбки с грубоватой фактурой прикрывали подол нижней юбки или нательной рубахи.

Кроме привычных нам юбок в пол, костюмный комплекс русской женщины содержал в себе несколько видов поясных юбок, которые надевались сверху на основную юбку.

Понёва — поясная юбка, которую замужние женщины надевали сверху холщевой рубахи. В основе поневы лежали три полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивали кромками частично или полностью, таким образом получался прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку.

• Распашная понева — прямогугольник из трех полотнищ.

• Понева с прошвой — юбка из трех клетчатых полотнищ и одного полотнища другой фактуры.

• Понева-юбка — сшитая из 4-5 полотнищ клетчатой ткани.



Понева и пояс-передник из Фольклорной коллекции

Цвет и росписи русской юбки в историческом и сценическом образах

Ткани, из которых шили юбки, ткали однотонными и из разноцветных нитей, таким образом создавая узнаваемый геометрический рисунок: полоски или клетку. Лицевые поверхности праздничных юбок расшивались гладью разноцветными нитями пышным растительным и геометрическими узорами.

Часто между полотнищами по всей длине или только в нижней части вшивались полосы красной ткани — сукна или кумача. В некоторых случаях не до конца пришитая кумачовая вставка, называвшаяся бедром, располагалась между передним и задним полотнищами. Распашную понёву носили в различных губерниях и даже в селах одной губернии по-разному. Ее либо распускали во всю длину, либо подтыкали за пояс одну или обе передние полы так, что сзади образовывался залом, называвшийся кульком.

При надевании несоединенные спереди полы распашной понёвы оставляли открытой нижнюю часть рубахи. Это вызывало необходимость дополнительно украшать ее подол полосами узорного тканья, вышивкой, прошивками.

Праздничные поневы украшались цветным гарусом, полосами узорного тканья, серебряным кружевом, позументом, тесьмой, шнуром, блестками и т. п. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань понёвы. Особенное внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ понёвы. Вертикальные швы украшали вышивкой гладью цветным гарусом, подчеркивали металлическим кружевом, позументом. Особенно богато украшались понёвы молодых женщин.

Типы народных юбок для выступлений на сцене

Сценические юбки как и сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют юбки разных фасонов.

Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте юбки-солнце длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Красочные юбки с узорами народных промыслов — из капсульных коллекций русской павловопосадской и русской хохломской яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы.


Казачьи юбки: Донская Казачка, Астраханская Казачка, Казачка праздничная

Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных длинных юбках, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Юбки-миди скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене.

Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте юбки любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества юбки из русской фольклорной коллекции. Это юбка-миди из черной ткани в желтую клетку, пестрая понева, которая надевается сверху на рубаху. Также юбки-макси из капсульных коллекций: русская павловопосадская хоровая юбка, хохломская юбка.

Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Это юбки из костюмных комплектов: Дымка, Снегурочка Павлопосадская Барыня, Лиса Патрикеевна.

Русская народная юбка для девочки

В зависимости от целей выступления, для девичьего русского-народного образа выбирайте юбки с росписями по мотивам народных промыслов: дымковская игрушка, юбка с имитацией платка с хохломой и гжелью синего и зеленого цветов. Среди моделей взрослых капсульных коллекций есть пестрая юбка понева для девочки, которая надевается сверху рубахи.

Все юбки для девочек длины мини, чтобы детям удобно было танцевать и выступать на сцене. Модели с цветоным рисунком — юбочки коллекции Русское поле: Василёк, Маки, Ромашки, Ромашки с бантиками.

Также более универсальные модели, с помощью которых создавайте узнаваемый русский образ, но без расписных узоров: черная фольклорная юбка и юбка Ромашка с орнаментом.

Сшить русскую женсую юбку своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русскую женскую юбку своими руками, у вас несколько вариантов:

• Купите понравившуюся выкройку.

• Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

• Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

• Сшейте юбку из наборов для пошива.


Женские юбки в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали юбок напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива женской юбки

Если вы построили выкройку и шьете юбку с нуля, выбирайте для нее нерастяжимые и непрозачные ткани. Для юбок советуем такие ткани как креп-сатин, мягкий габардин, сатен, — синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива народных юбок

Ткани с принтами, которые мы производим с помощью сублимационной печати стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.

Шьем понёву, фото № 1

Понева - это длинная юбка из 2-3 клиньев, которые носили наши предки. В оригинальном варианте это 2-3 полотна ткани нанизаные на один пояс. Мы рассмотрим городской современный вариант.

Изначально идея сшить понёву родилась из нескольких задач:

  • экономии ткани
  • минимума обрезков
  • простота пошива
  • универсальный размер

Также на схеме отсутствует пояс. При желании его можно выкроить из другой ткани, например из льна. Для зимней юбки это может быть важно, чтобы не увеличивать объем на талии.

Шьем понёву, фото № 2

Обычно я раскраиваю из ткани шириной 150 см

Расчет ткани примерно такой: Длина Изделия (ДИ) + пояс.

Например, нам нужно 95 см. Берем 95 основной ткани + 95 на боковые вставки + 12 см на пояс (если ткань тонкая, ее можно сложить вдоль пополам, как раз минус припуски получится 5 см).

Получается 95 + 12 + 12 + 95декор = 120 основной и 95 декора плюс 10 см на припуски и рельефы. Обычно беру больше, так как ткань перед тем, как шить, замачиваю, чтобы она немного села (это актуально как для шерсти, так и для льна). Для нашего расчета получается (120 + 95 + 10) + 10%= 242см. Если делать широкий пояс, то нужна еще тонкая ткань на подкладку, можно использовать лен с мелким рисунком, полоску, цветочек, кому что нравится.

Нам понядобятся 2 вида ткани:

Шьем понёву, фото № 3

Шьем понёву, фото № 4

Сначала определим ширину основной ткани (в нашем случае это клетка) и найдем середину.

Шьем понёву, фото № 5

Ставим меточку на серединке. Отсюда мы рисуем первую деталь, а точнее ее верхнюю часть.
Нам надо отложить 36 см, по 18 см в обе стороны.

Шьем понёву, фото № 6

Шьем понёву, фото № 7

Шьем понёву, фото № 8

Далее измеряем сколько ткани осталось справа и слева — это будет ширина нижней части.

Шьем понёву, фото № 9

Получилось 56см.
Теперь находим середину с другой стороны ткани (те же 75 см) и откладываем по 28 см в обе стороны.

Центральное полотнище готово.

Далее отмеряем по 36см вправо и влево от уже нарисованых 56 см.

После этого надо соединить метки вертикальными линиями. Получаем 1 трапецию в одну сторону и 2 трапеции навстречу и 2 небольших обрезка по бокам. 3 полотнища готово.

Шьем понёву, фото № 10

Теперь раскраиваем боковые вставки. Это может быть и та же самая ткань или другая подходящая по цвету. В моём примере я взяла бежевую некрашеную овечью шерсть. Боковые клинья представляют собой равнобедренные треугольники. Низ треугольника почти всегда 44 см. Верх каждый раз необходимо расчитывать в зависимости от объема талии и бёдер.

Измеряем обхват талии (ОТ). Например, 86 см. У нас есть 36*2 = 72см необходимо еще
Правка 03.12.2014
86 - 72 = 14см. Делим 14см на два клина — получаем 7 + припуски 10см.

Клинья делаем навстречу друг другу, так экономнее ткань расходуется. Из остатка можно сделать еще пару клиньев на вторую юбку.

Итак, отмеряем 22 см от края ткани (середина клина).

Шьем понёву, фото № 11

Откладываем по 5 см в обе стороны (10 см верха клина).

Шьем понёву, фото № 12

Получаем вот такой треугольничек.

Шьем понёву, фото № 13

Далее важный момент. Если разница в объемах талии и бёдер меньше 10 см, всё в порядке, вырезаем наши детали и собираем юбку. Если Разница ОБ и ОТ больше 10 см, то в бёдрах эта юбочка не будет сходиться.

Шьем понёву, фото № 14

Для того чтобы проверить, необходимо измерить половину полного обхвата, одно полотнище+один клин. ОБ почти у всех типов фигур находится на высоте 15-16 см ниже талии (для себя вы можете измерить самостоятельно). Получаем 54см. Т.е. в бедрах наша юбочка будет 108 см , что на 10 см меньше необходимого.

Шьем понёву, фото № 15

Основное полотнище дает на 37 см в бедрах (74 полный обхват), 118 - 74 = 44см.
44 делим пополам, получаем 22см. 22см — ширина бокового клина на 15 см ниже талии.

Шьем понёву, фото № 16

Находим середину клина по бедру.

Шьем понёву, фото № 17

Откладываем в обе стороны 11 см.

Рисуем новую трапецию.

Шьем понёву, фото № 18

Верх дорисовываем плавными линиями.

Шьем понёву, фото № 19

Чтобы не строить второй клин, просто обводим первый.

Шьем понёву, фото № 20

Пояс отрезаем от оставшейся основной ткани — примерно 25 см должно было остаться — делаем 2 полосы по 12.5 см и длиной 150см. Сшиваем в длинную трехметровую полосу.

Шьем понёву, фото № 21

Юбку осталось только собрать.

Правка от 03.12.2014
Небольшое дополнение. Для того, чтобы юбка лучше села на талии, можно сделать вырез улыбочкой глубиной 1.5-2 см. Аналогичная форма должна появиться на подоле. У нажней части трапеций и клиньев срезаются углы под небольшим углом, Это можно сделать уже после сборки (см. п.3 - подравнять низ от талии).

Советы по сборке:

1. Сначала собрать все полотнища в один кусок ткани.
2. Если нет оверлока, лучше все швы чуток подрезать, чтобы лохматы не было.
3. Подравнять низ. Я отмеряю от талии нужную длину по всей юбке
4. Швы обработать, отгладить и отстрочить.
5. Если ткань очень толстая, можно купить метров 5-6 окантовочной ленты. Подгибку делать одну, а чтобы край не сыпался подшить лентой.
6. Пояс пришиваю от середины юбки, тогда он получится симметрично, но если нужно, чтобы юбка завязывалась на боку, можно сместить в одну или другую сторону.
7. Если обхват талии больше 100 см, пояс лучше сделать подлиннее. Берем ОТ, умножаем на 2, получаем длину пояса без завязок, прибавляем по 50 см на завязки, получаем длину пояса.
8. Я не вижу смысла в отстрочке пояса. Если у вас недостаточно опыта, то вряд ли у вас получится красивая и прямая строчка, тем более с двух сторон. Проще его как следует отутюжить.

Тадам! Юбка готова.

P.S.
Значит так. по итогам первого блина комом я решила писать просто описания того, как сшить ту или иную вещь, не претендуя на звание статьи "Мастер-класс". В этом формате проще отредактировать статью и внести необходимые изменения. Кроме того, такую статью всегда можно удалить, если она утратила актуальность или интерес аудитории.

Читайте также: