Как сшить плащаницу своими руками

Обновлено: 27.03.2024

Могу дать книгу на эту Тему Лада!:) СДЕЛАТЬ Плащаницу самому - не получиться, там это ДОКАЗЫвАеТсЯ!:).. правда и без отсебятины и пропаганды..

Я сама и не собиралась ее делать, а писала статью по мотивам новейших исследований :)

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Прошу преподавателей мастерской рассказать, как шьется плащаница в Вашей мастерской (начиная с подбора материала, цвета, ниток, запяливания ткани). Каким образом можно перенести хорошо сохранившиеся фрагменты старой плащаницы на новую. Используется ли в шитье картон, или нужны более пластичные материалы, какова (если нужна) проклейка по составу, может проклеиваются только зашитые фрагменты. Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Сейчас мы как

Сейчас мы как раз начинаем вышивать плащаницу "Положение во гроб". Самая главная и ответственная часть работы - это именно подготовка: прорись, выбор ткани, подбор нитей, изготовление цветового макета. Мы занимаемся этим уже три недели. Решили вышивать шелком. Подбор нитей для шелкового шитья - самое сложное дело.

Ткань мы запяливаем следующим образом: между тканью основы, на которой будет делаться вышивка, и нижней тканью (хлопок или лен) кладем "паутинку" - нетканый клеевой материал. Можно в 2 слоя. Запяливаем в большие разборные пяльцы. Переносим рисунок. Скручиваем пяльцы так, чтобы рабочее поле было удобным, т. е. не шире 40 см. Это средняя часть плащаницы. Вышиваем, и по мере работы раскручиваем пяльцы, расширяя рабочее поле, пока не вышьем весь средник. Потом вышиваем кайму. К любому из перечисленных действий можно приписать огромный комментарий. Каждая вещь индивидуальна, всегда есть масса разных условий, которые меняют ход работы. Теоретически описать все это невозможно, каждый конкретный случай надо комментировать отдельно. Да, после окончания работы пропариваем ее с изнанки (в пяльцах, конечно), чтобы "паутинка" склеила между собой лицевую и нижнюю ткани. Другую проклейку мы не используем.

Если Вы спрашиваете про картон, который используется как прокладка под средник для придания жесткости, то лучше использовать какой-нибудь современный материал типа пластика (смотрите в строительных магазинах). А иногда нас просили оставлять плащаницу без жесткой прокладки, просто мягкой. Проклейки с помощью паутинки достаточно для того, чтобы вышивка не деформировалась впоследствии.

Что касается переноса фрагментов старого шитья на новый фон, то это особая тема. "Реставрационная". Применять ли какие-то проклейки, зависит от того, что было применено на самом старом шитье. Тут нужны подробности. Что переносится, в каком оно состоянии, какие ткани.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо! У меня

Спасибо! У меня другой вопрос (старый! ). Если в вышивке используется жемчуг, то пришивать его надо после проглаживания?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Почему?

Почему? Проглаживание, вернее, пропаривание (или проглаживание через мокрую тряпку) делается, когда вся вышивка готова.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя 0льга.

Я иногда

Я иногда проглаживаю прямо в пяльцах перед пришиванием жемчуга, не знаю, правильно ли это, но удобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Большущее

Большущее спасибо за ответ, Елена. И еще вопросы. Какие цвета шелковой ткани предпочтительнее для плащаницы, какие нитки Вы используете для шитья ликов: московские, питерские, хирургические. важна ли их прочность. В качестве золотных ниток лучше использовать латунные или люрекс, можно ли шить буквы по веревочке (или по двойной веревочке), или правильнее по настилу. Если кайма шьется отдельно, то какого цвета она может быть и как ее пришивать к среднику, чтоб все ровно было. Изнанка плащаницы должна быть из такого же материала, как и тот, на котором вышивка? Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

При пропаривании паутинка склеивает две ткани. Даже положенная в один слой, она дает довольно плотную структуру, трудно протыкаемую иглой. Шить по ткани, склеенной паутинкой, просто пытка. Не знаю, как Вам, Ольга, это удается.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Елена! Под

Елена! Под Вашим ответом в "комментариях" разместила еще несколько вопросов. Если можно, ответьте. Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Для Господской

Для Господской плащаницы традиционно используются цвета от голубого до темно-синего, фиолетовый, красный и все его оттенки, от терракотового до бордового. Кайма может быть из той же ткани, может быть и любого другого цвета. Главное - она должна сочетаться по цвету с фоном средника и с тем, что на нем вышито.

С отрезной каймой можно работать по-разному. Можно вышивать отдельно средник и каймы, а потом все соединять и швы закрывать тесьмой или "отбивкой" (в последнем случае надо снова все запяливать). Для той работы, которую мы сейчас делаем, мы выбрали другой вариант: к синему среднику мы сразу пришили каймы и в таком виде запяливаем.

Для личного шитья используем нитки всякие: московские, французские, китайские. Про питерский шелк ничего не знаю, а про хирургический слышала, но в руках не держала. Прочность ниток имеет значение. Бывает, что старые нитки часто рвутся в процессе шитья. Это значит, они уже отжили свой срок, увы! Их надо просто выбросить. Использовать их категорически нельзя. Я слышала от кого-то, что срок жизни современных шелковых ниток - 50 лет. Навроде гарантийного срока. Это печально.

Для золотного шитья мы используем все, что есть. Но, конечно, металлические нити лучше люрекса. Латунные, или индийские в пасмах.

Изнанку, в смысле подкладку, лучше не делать из той же ткани, на которой делается вышивка. Мы берем льняные или х/б однотонные ткани с фактурой. Они у нас в Питере разных цветов продаются, только забыла. кто их производит.

Буквы можно шить десятком разных способов, в том числе по настилу, по веревочке, шнуром и т. д.

Изображение пользователя Хиония.

Пожалуйста, поделитесь опытом пошива облачения (индитиона) на Престол.

1.Как правильно сделать выкройку для облачения крестообразной формы?
2.Нужно ли стирать парчу и галун с металлической нитью перед началом работы?
3.Нужно ли ставить облачение из парчи на подкладку?
4.Какое количество пуговиц или позвонков должно быть с каждой стороны? (по 6?)
5.Как правильно пришить петли и пуговицы, чтобы облачение хорошо село?
6.Есть ли какие-то секреты в этой работе?
7.Можно ли где-то об этом прочитать?

Сестры, пожалуйста, помогите советами. Чем скорее тем лучше!
За все ответы заранее благодарна.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя о. Дионисий.

1.Выкраиваете

1.Выкраиваете одну деталь верха и четыре боковых. На верхней припуски со всех сторон, на боковых только сверху и слева у каждой детали (слева - наподобие шлицы, заворачивается под соседнюю деталь, чтобы не проглядывал остов престола)
2. Достаточно прогладить с обильным паром.
3. Думаю нет. На каркас престола должна шиться "колпаком" сплошная нижняя одежда (срачица) из льна, так что в подкладке нет нужды.
4. Сколько хотите (зависит от высоты престола), но 6 точно мало.
5. На одном уровне друг с другом. :-) Пуговицы пришивайте тоже на петле (не сразу на парчу, а в ножку пуговицы продентье шнур (что и петля, только меньше), а его конец уведите под галун - как и петлю).
6. Только если сами придумаете. Секрет везде один и тот же - ювелирная точность.
7. В настоящем Руководстве.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Хиония.

Отец Дионисий,

Отец Дионисий, благодарю за столь быстрый и исчерпывающий ответ.
". на боковых только сверху и слева у каждой детали (слева - наподобие шлицы, заворачивается под соседнюю деталь, чтобы не проглядывал остов престола)" - мне встречался вариант, когда такие шлицы делались на двух лопастях с двух сторон, а у двух других края просто оторачивались галуном.
Есть ли принципиальная разница как сделать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя о. Дионисий.

Делайте как Вам

Делайте как Вам удобно - в конце концов это технические детали для достижения вполне технических целей.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Можно петли,

Можно петли, которые одеваются на пуговицы, сделать из шляпной резинки. Тогда сидит хорошо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Хиония.

Спасибо, очень

Спасибо, очень ценный совет, обязательно учту.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Helen.

А можно и без

А можно и без пуговиц. В некоторых храмах делают на липучках, говорят удобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Мы еще делали с

Мы еще делали с завязками (по желанию заказчика), потом бантики внутрь убираются.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Татьяна.

Я делала и на

Я делала и на липучках, и на пуговицах, и на крючках. На липучках мне не понравилось, грубовато.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Пошив облачений на престол

О.Дионисий, не очень поняла насчет шлицы. По углам облачение разве не сшивается? Если оно сшито ничего же не будет просматриваться. Или я совсем ничего не понимаю. Разъясните, пожалйуста; для меня это актуально. Может схемку дадите?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

индития

Сшитое по углам облачение неудобно хранить. Лучше, чтобы расстегивалось.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Пошив облачения на Престол

Застёгиваться должно по всем четрём углам, может достаточно двух углов?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Сшитое не

Сшитое не только хранить, но и одевать на престол неудобно.

Кроме того, облачение на престол, которое имеет со всех сторон разрезу будет лучше "сидеть". Да и как-то, на мой взгляд, должно быть единообразно.

Почему Вас так пугает крестообразная форма индитии? Удобнее же такую шить

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Пошив облачения на Престол

НЕ пугает, удивляет. Вы считаете, что так лучше будет сидеть? Но вверху, наверное, всё-таки нужно немного застрочить или достаточно будет шва, который соединит крышечку с боковинами? Кстати лён-не очень легкая ткань для крышечки?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Отсутствие

Отсутствие боковых швов (вместо них пуговицы) даст некоторую свободу ткани, то есть если Вы ювелирно точно в полмилеметра размера не попадете, то пуговки-петли это скроют

Шва достаточно, на мой взгдяд. Лен - хорошая прочная ткань, ничего с ней не случится.

Сомневаетесь в технологии пошива - сделайте макет (совершенно из любой ткани). Ну допустим 1 к 6. Будет маленькая копия индитии (если престол, допустим, метровый, то копия - 15-16 см будет) - сразу все сложности (или наоборот простота) технологического плана Вам станут понятны

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Пошив облачения на Престол

Я так понимаю, хорошо уже то, что изчезает метровая строчка, которую надо выполнить очень ровно. Запаха в 10см. будет достаточно?

Прошу преподавателей мастерской рассказать, как шьется плащаница в Вашей мастерской (начиная с подбора материала, цвета, ниток, запяливания ткани). Каким образом можно перенести хорошо сохранившиеся фрагменты старой плащаницы на новую. Используется ли в шитье картон, или нужны более пластичные материалы, какова (если нужна) проклейка по составу, может проклеиваются только зашитые фрагменты. Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Сейчас мы как раз начинаем вышивать плащаницу "Положение во гроб". Самая главная и ответственная часть работы - это именно подготовка: прорись, выбор ткани, подбор нитей, изготовление цветового макета. Мы занимаемся этим уже три недели. Решили вышивать шелком. Подбор нитей для шелкового шитья - самое сложное дело.

Ткань мы запяливаем следующим образом: между тканью основы, на которой будет делаться вышивка, и нижней тканью (хлопок или лен) кладем "паутинку" - нетканый клеевой материал. Можно в 2 слоя. Запяливаем в большие разборные пяльцы. Переносим рисунок. Скручиваем пяльцы так, чтобы рабочее поле было удобным, т. е. не шире 40 см. Это средняя часть плащаницы. Вышиваем, и по мере работы раскручиваем пяльцы, расширяя рабочее поле, пока не вышьем весь средник. Потом вышиваем кайму. К любому из перечисленных действий можно приписать огромный комментарий. Каждая вещь индивидуальна, всегда есть масса разных условий, которые меняют ход работы. Теоретически описать все это невозможно, каждый конкретный случай надо комментировать отдельно. Да, после окончания работы пропариваем ее с изнанки (в пяльцах, конечно), чтобы "паутинка" склеила между собой лицевую и нижнюю ткани. Другую проклейку мы не используем.

Если Вы спрашиваете про картон, который используется как прокладка под средник для придания жесткости, то лучше использовать какой-нибудь современный материал типа пластика (смотрите в строительных магазинах). А иногда нас просили оставлять плащаницу без жесткой прокладки, просто мягкой. Проклейки с помощью паутинки достаточно для того, чтобы вышивка не деформировалась впоследствии.

Что касается переноса фрагментов старого шитья на новый фон, то это особая тема. "Реставрационная". Применять ли какие-то проклейки, зависит от того, что было применено на самом старом шитье. Тут нужны подробности. Что переносится, в каком оно состоянии, какие ткани.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо! У меня другой вопрос (старый! ). Если в вышивке используется жемчуг, то пришивать его надо после проглаживания?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Почему? Проглаживание, вернее, пропаривание (или проглаживание через мокрую тряпку) делается, когда вся вышивка готова.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя 0льга.

Я иногда проглаживаю прямо в пяльцах перед пришиванием жемчуга, не знаю, правильно ли это, но удобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Большущее спасибо за ответ, Елена. И еще вопросы. Какие цвета шелковой ткани предпочтительнее для плащаницы, какие нитки Вы используете для шитья ликов: московские, питерские, хирургические. важна ли их прочность. В качестве золотных ниток лучше использовать латунные или люрекс, можно ли шить буквы по веревочке (или по двойной веревочке), или правильнее по настилу. Если кайма шьется отдельно, то какого цвета она может быть и как ее пришивать к среднику, чтоб все ровно было. Изнанка плащаницы должна быть из такого же материала, как и тот, на котором вышивка? Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

При пропаривании паутинка склеивает две ткани. Даже положенная в один слой, она дает довольно плотную структуру, трудно протыкаемую иглой. Шить по ткани, склеенной паутинкой, просто пытка. Не знаю, как Вам, Ольга, это удается.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Елена! Под Вашим ответом в "комментариях" разместила еще несколько вопросов. Если можно, ответьте. Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Для Господской плащаницы традиционно используются цвета от голубого до темно-синего, фиолетовый, красный и все его оттенки, от терракотового до бордового. Кайма может быть из той же ткани, может быть и любого другого цвета. Главное - она должна сочетаться по цвету с фоном средника и с тем, что на нем вышито.

С отрезной каймой можно работать по-разному. Можно вышивать отдельно средник и каймы, а потом все соединять и швы закрывать тесьмой или "отбивкой" (в последнем случае надо снова все запяливать). Для той работы, которую мы сейчас делаем, мы выбрали другой вариант: к синему среднику мы сразу пришили каймы и в таком виде запяливаем.

Для личного шитья используем нитки всякие: московские, французские, китайские. Про питерский шелк ничего не знаю, а про хирургический слышала, но в руках не держала. Прочность ниток имеет значение. Бывает, что старые нитки часто рвутся в процессе шитья. Это значит, они уже отжили свой срок, увы! Их надо просто выбросить. Использовать их категорически нельзя. Я слышала от кого-то, что срок жизни современных шелковых ниток - 50 лет. Навроде гарантийного срока. Это печально.

Для золотного шитья мы используем все, что есть. Но, конечно, металлические нити лучше люрекса. Латунные, или индийские в пасмах.

Изнанку, в смысле подкладку, лучше не делать из той же ткани, на которой делается вышивка. Мы берем льняные или х/б однотонные ткани с фактурой. Они у нас в Питере разных цветов продаются, только забыла. кто их производит.

Буквы можно шить десятком разных способов, в том числе по настилу, по веревочке, шнуром и т. д.

Ищем изображение Плащаницы Божией Матери ⇐ Пошив церковного облачения

Ищем изображение Плащаницы Божией Матери - 040307_1310_01.jpg
Ищем изображение Плащаницы Божией Матери - 050307_1309_02.jpg
Ищем изображение Плащаницы Божией Матери - 58085.jpg

спаси Христос Фотина. Отвечаю всем приславшим мне личку: купить за 1000 грн-дорого. касса месячная у нас такая, куда уж тут тратиться. сшить думали в технике тканевой аппликации и украсить бисером со стразами. нужны только лик и ручки (прим. см. 80 длиной фигура). Если кто пожертвует-будем благодарны. На это успение не успели пошить. одалживали плащаницу. к следующему, даст Бог сделаем.

Отец Поликарп, лик и ручки могут быть иконописными, мы в свое время делали коллективную вышивку бисером плащаницы на курсах при Никольском соборе, плащаница накладывалась поверх иконы, хорошо, если у вас есть свои иконописцы - они сделают изображение под нужный размер, технологию изготовления могу описать.

Отец Поликарп, отче благословите.
Пока без фото
Если вы распечатали полностью образ плащаницы на холсте, то:
1. по изнанке проклеиваете холст с односторонним плотным флизелином на размер изображения с запасом в пару см.
2. туго натягиваете холст на деревянный подрамник, закрепляя степлером - в дальнейшем не возникнет провисаний
3. прикрепляете тканевые ризы, нимб, делаете отделку и вышивку бисером, оставляя по контуру плащаницы отступ размером с отделочный шов (либо это будет кант, либо бисерный ряд, но это то, что закроет место крепежа ризы, нимба, туфелек к основной ткани)
4. Вырезаете все по контуру, край проклеиваете клеем ПВА и переносите на основное полотно (его тоже необходимо натянуть на подрамник), накладываете, пришиваете по контуру по оставленному отступу и после уже начисто закрываете этот отступ отделочным материалом - жемчугом, бисером, кантом и пр.
Бисер, жемчуг, камни, канитель - пришивайте только на мононить или леску, т.к. уже в готовом виде они не будут видны, а нитки, хоть и в цвет, но видно.

где купить мононить или леску? как я понял леска специальная, а не рыболовная? И еще, если изображение только лик и руки а не все на ткани, то надо сначала на подложку шить?

Читайте также: