Как сшить платье 19 века

Обновлено: 17.04.2024

это период правления в Англии Виктории, королевы Британской империи (1837-1901), Ирландии и Индии. Викторианская эпоха представляется неоднородно, поскольку характеризуется стремительными изменениями во многих сферах жизни общества: технологические, демографические сдвиги, изменения политического и социального восприятия.

Викторианская эпоха , особенно с середины XIX века, - это расцвет во всем и во всем перебор, т.к. все новое еще не обросло законами о его границах и правилами, а старое еще не забылось. От того и считают многие историки, что это клубок противоречий. Ведь это время самых смелых открытий и самых осторожных нравов; время, когда человек был максимально свободен и при этом спутан по рукам и ногам густой сетью правил, норм и общественных договоров.

Это время самого фальшивого лицемерия и самого смелого движения мысли, время безупречной рациональности и чепухи, возведенной в ранг добродетели, и особенно в Англии. Англии, которая всеми силами старалась удержать свою неповторимость и не идти на поводу у тех же французских мод и обычаев.

Так выглядит кринолин-каж 1860 года. Платье натягивается на него с помощью специальных приспособлений, и для этого требовались услуги горничной.

В Викторианскую эпоху, в середине 19 века, женский силуэт стал гиперболизованным, кринолин стал шире, достигнув апофеоза в 1859 году, и лишь в 1868 году начал переходить в турнюр. Респектабельным женщинам полагалось большую часть времени находится дома и заниматься домашними делами. В стихотворении Ковентри Патмора (1823-1896) "Ангел в доме" воспевается женская природа Викторианской эпохи (1854-1862).

За последние полвека возродился интерес к поэме Патмора, который в значительной степени проистекает из интереса к различным аспектам викторианского образа жизни. Стихотворение часто изучают в первую очередь из-за его чистого и глубокого взгляда на обычную жизнь среднего класса в викторианской Англии.

Поэт называет женщину "домашним ангелом", чья основная задача - следить за домом, где сам образ - это добродетельной, услужливой, преданной, любящей и самоотверженной. Женщина в поэме предстает как восхитительное, иногда "очаровательно-капризное дитя".

Женский образ, созданный Патмором, нельзя считать абсолютно оригинальным: с одной стороны, он был подготовлен обширный предшествовавшей литературной традицией, с другой - влияние на него оказало философская концепция "разделения сфер", которая закрепляла за женщиной строго определенное место и запрещало вторгаться в мужскую сферу общения и развития.

И как результат: на фоне технологического прогресса, развития промышленности и расширения Британской Империи жизнь женщин оставалась чрезмерно ограниченной и регламентированной.

Феодальные узы и древняя социальная иерархия сменилась буржуазией, власть которой заключалась уже не во владении землей или местом при дворе, а в коммерции и предпринимательстве. Дальнейшее бурное развитие к середине 19 века капитализма привело к смещению акцентов на отношении к допустимым формам мужского и женского поведения.


В журнале "Модный магазин" за январь 1862 года была напечатана немецкая легенда, точно характеризующая постановку общества того времени, где сельчанка Гретхен попадает во сне на рынок фей, которые торгуют всем самым лучшим и красивым за волосок, и где она накупает нарядов, украшений и не замечает как остается без волос, и её охватывает стыд; однако проснувшись, она понимает, что все это - её фантазии.

Внешнее (визуальное) разделение по занятностью и обязанностям в обществе мужчин и женщин сказывалось на костюме: мужчины носили одежду темных оттенков, с утонченными линиями образцового покроя; женщины стесненные в своих движениях корсетами, были облачены в многослойные тяжелые наряды с богатой отделкой. Великолепие женщины той эпохи как символ вынужденной праздности было живым олицетворением демонстративного проявления богатства супруга.

Не смотря на это в России, например многие продвинутые мужчины того времени не придавали женщинам второстепенную роль, а наоборот, утверждали, что без них не было бы и мужчин с их достатком.

". Вот мое верование: я заявляю его ясно и громко. Пусть каждый сделает тоже! Пусть меня оспаривают, я отвечу: "Мы живем в такое время, когда должно выставлять свое знамя. Я думаю, что мы не избавимся от гнетущих нас затруднений, если женщины, или женщины, не вступятся, с кротким и убедительным могуществом своего гения, в наши шумные споры, в наши состязания, в лабиринт, где мы блуждаем. Мы ясно видим цель, к которой стремится человечество, но не найдем дороги, если захотим идти одни, с нашими мужскими страстями, с нашей мужской гордостью: нам должны указать путь женщины, должны сказать свое мнение о том, что нас занимает и заботит", - писал один современник в 1861 году в одном из модных журналов.

Кстати, самыми продаваемыми изданиями в викторианской Англии были:

а) Библия и назидательные религиозные брошюры;

б) книги по этикету;

в) книги по домоводству.

Многие из которых были переведены на русский язык и изданы в Российской Империи.


Это интересно: из жизни той эпохи

В Англии в период правления королевы Виктории всячески старались блюсти этикет и не допускалась нагота в любом виде — как душевная, так и физическая. И это касалось не только людей, но и вообще любых явлений, что было порой явным перебором, а сейчас вообще вызывает в нас смех.

Вот что пишет Кристина Хьюджес, автор книги «Повседневная жизнь в эпоху Регентства и в викторианской Англии: « Конечно, то, что викторианцы надевали на ножки мебели панталончики, чтобы не вызывать в воображении неприличной аллюзии на человеческие ноги, — это фраза-анекдот. Но правда состоит в том, что они действительно не выносили ничего открытого, голого и пустого ».

В письменном свидетельстве 1891 года за авторством леди Харбертон указано, что за время короткой прогулки по Лондону подол ее длинного платья собрал в себя: два сигарных окурках, девять сигарет, кусок свиного пирога, четыре зубочистки, две шпильки, ломтик кошачьего корма, половину подошвы ботинка, плитку табака (изжеванную), солому, грязь, клочки бумаги и бог знает что еще.

Разумеется, ничего нового мы не привнесем. Шить платье было дорого и в девятнадцатом веке и сейчас, так что дамы - ох и хитрющие создания - всё давно выдумали и нам осталось только этот опыт перенять. Раз уж мы и в самом деле оказались с тем же бременем на плечах.

Введу вас быстро в курс дела

В этот период Франция, как и в эпоху ампир , занимает царствующее положение в мире моды. Париж диктует всему миру во что одеваться. Кринолины (подъюбник с кольцами) стали больше, оборки пышнее, рукава меньше. Составляющих дамского туалета значительно прибавилось: панталоны, нижняя рубаха, нижние юбки, кринолин, корсет, верхняя юбка, корсаж. Для современного человека это кажется чем-то невероятным! Но дамы того времени по-настоящему следили за модой: длина юбки, оборки на панталонах, высота перчаток, глубина декольте - всё это волновало модниц и они подмечали любые даже незначительные изменения в дамском туалете.

Современные любительницы исторических балов в целом щеголяют в платьях, не учитывая такие мелочи. Каждая дама вправе пошить платье себе по душе, на свой вкус.

Однако пошив платья эпохи середины XIX века удовольствие недешевое, а обновления в гардеробе и к новому балу хочется.

Вот несколько советов относительно возможности разнообразить свой образ от бала к балу:

1. Пошив корсажа и юбки отдельными частями.

Знаю, что для бывалых дам это сейчас прозвучит как прописная истина, но далеко не всякий новичок знает, что все платья 19 века, исключая разве что ампир, были не цельнокройными: верх и низ не соединялись ничем. Только на даме это выглядело как одно платье.

Ну допустим, - скажете вы, - и что дальше?

А дальше мы можем пошить не платье заново, а например только юбку или только корсаж. И образ заиграет новыми красками!

Все, кто пожелает сшить платье или блузу по предложенной схеме, сделайте это. А потом пришлите мне фото. И я напишу про нас статью (тоже буду участвовать).

Выкройку попросила у мастера Юлии Шуваровой. Она живёт в казачьей станице, которая в селе Травники Челябинской области. Неимоверно интересное место!

Её жизнь посвящена традициям. Она работает с детьми в доме народного творчества, и сама постоянно изучает различные ремёсла.

  • Ссылка на первую статью про неё - внизу.

У Юли много навыков в арсенале - и лоскутное шитьё, и создание традиционных кукол, и просто шитьё-вязание-вышивание, и создание народных костюмов, и мезенская роспись.

Мне, например, очень понравились ткани, которые Юля "напечатала" )))

Но сейчас разговор о платье. О традиционном платье

Традиционном, значит, соответствующему традициям. В данном случае - казачьим, славянским, русским. Точно не сказать, границы слишком размыты.

Такое платье с лёгкостью можно носить в обычной жизни. Как дома, так и на людях. Достаточно подкорректировать его под себя и под окружающую обстановку, сгладив некоторым образом "народность".

Или наоборот, ярче выразить фольклорность, добавив вышивку, принт, различные жаккардовые ткани-тесьму и так далее.

Всё зависит от вашего взгляда на жизнь.

Главное вот в чём. Выкройка настолько проста, как и пошив, собственно, что справится даже ребёнок. Имеется в виду ребёнок, который уже может сидеть за швейной машинкой.

Пошить историческое платье, которое будет отлично на вас сидеть - задача не из легких. К тому же далеко не каждая швея сможет грамотно подойти к этому вопросу. Не получится просто сунуть ей под нос картинку из интернета и сказать "Вот так хочу". Если вы не обращаетесь к специалистам узкого профиля, которые съели собаку на пошиве исторических костюмов, то придется самостоятельно разобраться с тем, что и как должно выглядеть. Иначе есть риск потратить деньги впустую.

1. Платья нет

Современные мы понимаем под платьем цельнокройный предмет. Проще говоря, юбка сшита с блузкой - вот вам и платье. В 19 веке такого платья не было. Корсаж и юбка - это две отдельные части.

Нужно это было ввиду практичности, в том числе. Ведь очень часто корсаж бального платья снимался, надевался корсаж с длинным рукавом - вот вам и дневное платье, можно наносить визиты. Ниже примеры таких платьев:

2. Нижнее белье

В это ключевое словосочетание входят:

  • бельевой корсет - нужен для создания силуэта "рюмочка" и упрощения жизни дамы, которой придется на своей талии держать большое количество материи;
  • сорочка или нижняя рубаха: шьется из натуральной ткани, надевается под корсет. Функция заключается в том, чтобы часто не стирать верхнюю одежду. Впитывает пот, кожное сало и прочее.
  • панталончики и чулки: дамам нельзя показывать открытые ножки. Табу. Поэтому белые чулочки, панталончики - обязательны, так как юбка может играть, и открыть ножки.
  • кринолин: каркасная юбка из металлических колец (в 19 веке иногда заменяли ивовым прутом или китовым усом), позволяет создать правильный силуэт, не надевая миллион нижних юбок.
  • нижняя юбка: надевается сверху на кринолин, чтобы прикрыть кольца кринолина, их не должно быть видно при движении.

3. Силуэт

К середине XIX века юбка достигает пика своего объема. Расти она начала еще в 30-40-х годах в период бидермайера. Постепенно из колокольчика юбка превратилась в полусферу. За счет кринолина, конечно, достичь нужного силуэта стало проще.

В этот же период затягивать корсет до 40 см. в талии очень модно. Тонкие воздушные леди достигали нужного эффекта пыточным путем: каждый день корсет старались затянуть сильнее. Ясное дело, что для здоровья это не очень, доходило до деформации ребер.

Плечи и грудь были главным украшением любой дамы. Покатые плечи, глубокое декольте, добавление пышности оборками и бантиками - последний писк!

Таким образом, силуэт можно условно обозначить как "песочные часы".

4. Оборки

Чарльз Ворт - главный кутюрье мира, как бы пафосно это ни звучало, обожал оборки! Даже свою маму он наряжал в розовое газовое платье с кучей оборок! И это для женщины в возрасте!

Они были везде! На рукавах, корсаже, юбке! Ниже фотография знаменитого платья Чарльза Ворта, которое дошло да наших дней.

5. Дань 18 веку. Рококо

Императрица законодательницы моды Франции - Евгения де Монтихо - обожала ретро. На тот момент это была эпоха рококо. Консервативная красавица боготворила образы Марии-Антуанетты, просила пошить такие же платья, написать свои портреты в этих образах, заказывала мебель в этом стиле и прочее, и прочее. Если вам интересно, к чему привела эта страсть французскую императрицу, читайте статью "Как Евгения в Марию-Антуанетту играла и чуть не умерла" .

Но пришел ко двору талантливый Ворт, и внес свои коррективы в увлечение Евгении. Тем не менее, очень многое было взято из прошлого века. Не зря же этот период называется "Второе рококо". Первое было при Марии-Антуанетте.

Итак, что будет уместно смотреться на вашем платье:

  • бантики, даже не просто бантики, а так называемая, дорожка из бантиков. Например, на корсаже или юбке.
  • рукавчик а-ля рококо. Узкий рукав до середины плеча, заканчивающийся оборочкой из кружева был довольно моден. И дамы с удовольствием, носили его с контрастными тканями.

6. Треугольник на груди

Современные дамы стесняются делать себе глубокое декольте на платьях. Разумеется, у нас всё чинно и пристойно. Но нельзя забывать про интересную особенность кроя лифа, которая сразу сделает ваше платье историчным! Это перевернутый треугольник на корсаже. Его подчеркивали как силуэтом - утянутая талия и подчеркнуто широкие плечи, так и различными ухищрениями типа оборок, контрастных тканей, берты и прочее.

7. Цвет и ткань

В середине 19 века особенно любили газовые ткани, множество кружева, легкие, пышные, нежные, полупрозрачные. К сожалению, самые красивые платья Чарльза Ворта не дошли до наших дней, так как просто истлели. Я уже писала про оборки, но нужно понимать, что газ, фатин, тюль, муслин - это прямо то, что можно назвать подобием французской моды середины 19 века.

В Англии того периода больше любили практичные ткани. Даже в бальном платье. Разумеется, они долговечнее, ни за что не цепляются, не рвутся и при изменении фасона, из них проще перешить что-то новое.

Хочу обратить внимание на цвет платьев.

Сочетания очень интересные. И нигде нет простого оттенка. К тому же в этот период появляются анилиновые красители и можно побаловаться с яркими выжигающими глаза цветами. Хотя именно бальных платьев я таких встречала немного.









hArTTAyR6ZQ (604x211, 31Kb)

Шикарная подборка.

Огромное спасибо
А у вас случайно нет выкройки на свадебный костюм второй половины 19 века, как на картинке

кне (700x700, 56Kb)

Спасибо .

Читайте также: