Как сшить платье для фигурного катания своими руками

Обновлено: 19.04.2024

В этой статье мы расскажем, как сшить платье для фигурного катания. Вы узнаете обо всех особенностях изготовления спортивного костюма и при необходимости сможете сделать все своими руками.

Требования к качеству костюмов для фигурного катания

Перед тем, как сшить платье для фигурного катания, учтите, что костюмы для этого вида спорта должны отвечать следующим требованиям.

  • ⦁ Удобство. Одежда должна не мешать, а, наоборот, помогать фигуристкам исполнять сложные элементы.
  • ⦁ Отсутствие неблагоприятного влияния на организм. Костюм не должен нарушать кровоток и мешать дыхательным процессам.
  • ⦁ Легкость и мягкость. Эластичное платье для фигурного катания, состоящее из купальника и юбки, должно сидеть как вторая кожа.
  • ⦁ Износостойкость. Чтобы сшить костюм для фигурного катания, возьмите материалы высшего качества. Ваша цель — достичь высокой прочности при предельных нагрузках на изгиб, растяжение и кручение. Кроме этого, одежда не должна портиться от влаги, пота и холода.

Если перед тем, как сшить костюм для фигурного катания, правильно выберете материалы и будете следовать вышеперечисленным требованиям, получите изделие с максимальными качеством, удобством и износостойкостью.

Требования к внешнему виду платья

Платье для фигурного катания — это прежде всего спортивный костюм. Он не должен:

  • ⦁ быть излишне театральным или открытым (юбка — это обязательная деталь одежды);
  • ⦁ содержать выпуклых и острых деталей;
  • ⦁ иметь какие-либо логотипы.

Если собираетесь шить костюм для фигурного катания в паре, позаботьтесь о том, чтобы купальник и юбка гармонировали с брюками и рубашкой партнера.

Из какой ткани шить костюм

Пошив платья для фигурного катания предполагает использование тканей с высокой эластичностью. Лучше всего подходят следующие материалы.

Кубок России

Кубок России

чемпионат России

чемпионат России

чемпионат мира по фигурному катанию

чемпионат мира по фигурному катанию

чемпионат Европы по фигурному катанию

чемпионат Европы по фигурному катанию

Процесс пошива платьица для фигурного катания очень интересный , но сложный .

несколько интересных сюжетов

1. художественная гимнастика и ФК очень близки

Как придуман костюм для Александры Трусовой? Реально ли сохранить красоту костюма и не потерять свободу движения? Рассказывает Ольга Рябенко дизайнер, модельер и мастер платьев для фигурного катания

Как шить платье или костюм для фигурного катания?

В процессе пошива платья для фигуристок, важно помнить, что костюм сильно запомнится всей аудитории во время выступления. Он будет на каждой фотографии, видео и даже на онлайн записях выступлений. Для эстетики важно, чтобы костюм/платье идеально подходило под стилистику, хореографию и музыку, создавая прекрасный баланс. Поэтому так важно шить платье для фигурного катания задумываясь о каждой детали. Фигуристка дарит платью индивидуальность, а софиты на катке освещают платье придавая ему сияние кристаллов и блеск, который не могут не заметить зрители.

Однако, где именно происходит придумка и пошив всех этих костюмов/платьев? Кто решает какие тона ткани будут использоваться? Сколько времени уйдет на дизайн и пошив каждого изделия? Мы поговорили с Artisti Serventi Ltd. – компанией, основанной в Болгарии, которая шьет большую часть изделий на рынок России, Центральной и Восточной Европы. Если вы хотите посмотреть на их работы, то вы можете перейти на страницу в Facebook — здесь.

Требования к одежде фигуристки (во время выступления)

стол дизайнера, где создаются все все платья для фигурного катания

Artisti Serventi продумывают образы и шьют одежду для разных видов спорта, с основным фокусом на пошив одежды для профессионального мира фигурного катания. Компания отлично разбирается во всех тонкостях и требованиях к одежде фигуристов, к примеру: 1) На выступлении, фигуристка должна носить юбку, которая будет закрывать бедра и попу, она не может надеть только купальник, это правило предназначено для поддержания дисциплины против чрезмерной наготы (1998, Правило Катарины), 2) Ткань напоминающая естественный оттенок кожи должна быть использована, если фигуристка хочет показать спину, но это также не должно быть чрезмерным, или, 3) 50% тела спортсменки должно быть покрыто тканью.

Очень важно, чтобы платье соответствовало всем критериям, ведь в фигурном катании важны не только технические навыки. В случае если целостность платья не была сохранена во время выступления и на лед что-либо упало, либо же фигуристка нарушила любое другое вышеперечисленное правило, то судьи лишат спортсменку определенного количества начисленных баллов. Поэтому шить платье для фигурного катания надо соответсвуя всем критериям.

Чтобы создать эти наряды, наш дизайнер обязан быть очень заинтересован в танцах и фигурном катании. Дизайнер должен не только очень любить дизайн и создание одежды, но также быть готовым к множеству бессонных ночей, чтобы укладываться в сроки. Ради достижения тех высот и заработков, на котором мы сейчас находимся, мне понадобилось 5 лет упорной работы. Честно говоря, это повлекло к потере жизненного баланса и постоянной борьбе с огромным количеством трудностей. Конечно же сложности не окончены и сейчас, мы постоянно стараемся развиваться и брать на себя новые вызовы. Разрешите мне познакомить вас с процессом создания платья для фигурного катания и показать вам все шаги через которое оно проходит.

Как шить платье для фигурного катания – начало процесса

Как начать создавать дизайн для создания платья для фигурного катания? Все начинается со звонка клиента, который объясняет нам что ему необходимо. Мы рады принимать заказы и от спортсменов, от родителей, а также от тренеров. Но, по нашему опыту, можно утверждать, что принимать заказ от тренера намного более безопасно и эффективно. Таким образом возможно избежать большого количества недопониманий и ошибок. Тренер точно знает какие есть требования для изделия.

Общение – это очень важный элемент, ведь нам важно понять, что именно нужно клиенту. Мы ничего не предполагаем и не выбираем для них, ведь они должны участвовать в процессе проектирования с самого начала. Наша команда предоставляет клиенту портфолио всех костюмов, которые мы успешно сшили для других спортсменов, наряду с отзывами и требованиями заказчика.

На базе всех обсуждений, дизайнер воссоздает картинку костюма со всеми мелкими деталями. К примеру, какие есть требования от спортсмена, родителя и тренера? Какие цвета хочет видеть заказчик, какая музыка будет играть на выступлении (мы часто просим ее прослушать), насколько быстрый по темпу будет танец, как много будет поддержек (в случае парного катания)?

Различия в требованиях к платьям для фигурного катания

У нас также есть клиенты, которые приходят с четкой идеей, как изделие должно выглядеть. Они сами создают свои скетчи и дизайны. Конечно, нам это упрощает весь процесс. Однако есть много клиентов у которых нет такой уверенности. В таком случае, нам понадобиться много времени и терпения, ведь шить платье для фигурного катания мы будем с нуля.

Несмотря на то, что правила в фигурном катании- универсальны, требования к платьям и костюмам немного отличаются в разных странах. Вы также сможете заметить разницу в дрескодах на разных уровнях профессионализма в фигурном катании. Пример этого – разрешение показывать определенное количество оголенной кожи. Оголенные участки кожи строго противопоказано показывать детям, в целях обезопасить их. В наших аккаунтах в social media мы не показываем лица, наш фокус на одежду и безопасность. Для всех остальных фигуристов мы обычно создаем изделия, покрывающие 50% тела.

Некоторый тренера хотят, чтобы юбка платья была идеально ровной. В то время как у других есть особые предпочтения по длине юбки. Когда дело доходит до покупки костюма или платья для выступления, то не бывает такого, чтобы покупатель мог легко найти один универсальный магазин, где можно купить готовое платье сразу. Создание одного изделия – это целое искусство с огромным количеством переменных.

Приготовление эскизов для изготовления платья для фигурного катания

Основываясь на информации от наших клиентов, команда дизайнеров собирается и обсуждает все опции. В некоторых случаях у нас уже есть пошитые костюмы/платья. Однако, если они не подходят, дизайнер должен нарисовать эскиз для нового изделия на основе требований нашего клиента. Конечно же очень много времени уходит на размышления и обработку предоставленной информации, прослушивание музыки для выступления, консультации с командой до того момента как дизайнер начнет рисовать эскиз. Мы никогда не начинаем шить платье для фигурного катания без своевременной подготовки.

Мы используем химические цветные карандаши, чтобы сделать рисунок платья/костюма более красивым и эффектным.

Красивые эскизы платьев для фигурного катания

Во многих случаях, клиент доволен работой с самого первого показа, но если это не так, то мы будем рады сделать изменения и поправки. Мы вносим изменения или полностью перерисовываем концепцию платья фигуристки. Иногда мы добавляем новые дизайны в текущие костюмы, это очень облегчает процесс.

На этапе, когда все компоненты для платья уже известны, мы выставляем окончательную цену клиенту. Но для того, чтобы начать разрабатывать изделие, мы требуем депозит в 50% от общей стоимости. Остаток суммы оплачивается, когда костюм/платье готовы. Мы предлагаем нашим клиентам проводить оплату либо через PayPal, либо через банковский аккаунт компании. Именно на этом этапе, когда стоимость проекта согласована, мы можем уверенно приступить к созданию макета.

Как производить измерения для создания/шитья платья для фигурного катания

Следующий этап начинается с разработки плана работы и эти шаги должны строго соблюдаться. Сперва мы создаем шаблон, основанный на реальном размере тела спортсменки, который идеально соответствует информации, предоставленной клиентом. Важно отметить, что точные измерения имеют жизненно важное значение. Любая неточность приводит к огромным последствиям, которые требуют полного изменения дизайна. К сожалению, фигуристка не всегда может прийти на примерку костюма/платья. Так что ответственность за предоставление правильных размеров полностью лежит на заказчике. Шить платье для фигурного катания можно только по четким измерениям тела спортсменки.

Изменения в дизайне первоначального платья фигуриста

Шаблон для первоначального определения размера платья

Анатомические размеры для измерения тела

Для того чтобы создать платье, которое идеально сядет, необходимы четкие анатомические измерения. У нас были случаи, когда клиенты не предоставляли идеально проверенные измерения, которые в итоге не соответствовали нашим требованиям, и в результате костюм/платье не садилось должным образом. Самая распространенная ошибка клиентов – предоставление размеров чуть больше размера самого спортсмена, чтобы использовать платье дольше. В этом случае костюм не прилегает к телу, висит и не подходит для соревнований. Конечно, ремонт возможен, но это требует дополнительных расходов.

В большинстве случаев наши клиенты используют платья как минимум два сезона, а иногда даже и до трех или четырех сезонов. Это зависит от того, как изделие используется, если оно правильно носиться, стирается и храниться, то оно будет служить дольше.

Если наш клиент планирует использовать костюм подольше, то мы предлагаем этим клиентам изготовить костюм/платье немного больше, но мы должны знать об этом заранее. Мы знаем, как стилизовать, подрезать и сшивать платье соответственно, чтобы результат был хорошим. Имейте в виду, что даже несколько лишних сантиметров могут привести к плохим результатам. Смотрите фотографии ниже.

Какие материалы необходимы для создания платья для фигурного катания?

В основном мы выбираем материал, который может растягиваться в обоих направлениях — Лайкра. Существуют различные производители лайкры во всем мире, возможно, самого высокого качества в Италии.

Мы предпочитаем использовать эластичные материалы для клиентов, которые не являются местными и не смогут часто ездить на “поправки” платья. При первой же примерке, платье должно идеально сесть. Однако, обычно мы используем другие материалы для местных клиентов (живущих неподалеку). Ведь мы с легкостью сможем сделать коррективы если они будут необходимы.

Бархат мягкий и гладкий, но его трудно растянуть во всех направлениях, мы им не пользуемся. Это создает риски для качества одежды. Вторая причина в том, что этот материал не может быть окрашен. Наше основное направление – это ручное рисование на ткани, а бархат для этого совершенно не подходит.

Другие материалы, о которых вы узнаете при создании платья для фигурного катания это Chiffon & Mesh.

Как сделаны платья/костюмы для фигурного катания?

Как только шаблон для туловища готов, необходимые детали вырезаются из материала, который мы подготовили заранее. За этим следуют шитье, рисование на изделии, запекание при высокой температуре, пришивание кристаллов, снова шитье. Именно на этой стадии мы в полную используем наши навыки ручной работы. Долгие часы труда труда уходят на одно изделие.

— Шитье – Сначала мы сшиваем основные куски ткани. Они могут быть цветными или белыми, в зависимости от модели.

— Рисование — Таким образом, сшитые кусочки помещаются на специальные полотна, которые максимально растягивают ткань, чтобы художник мог рисовать без каких-либо проблем. Используются специальные текстильные красители от известных производителей.

— Запекание при высокой температуре — Как только рисунок готов, мы фиксируем краску при использовании высоких температур. Это гарантирует, что краска костюма/платья не будет повреждена во время последующей стирки. Мы часто используем утюг для некоторых частей изделия. Но в большинстве случаев используется специальный пресс для глажки.

Платье для фигурного катания под горячим прессом

Платье прессуется под воздействием горячего пресса

Декорирование платья для фигурного катания

Платье, которое вы видите внизу началось с эскиза, который вы видели в начале статьи. Взгляните какой потрясающий прогресс.

Костюм фигуристки, с вырезом сзади и сзади на лирке с кристаллами

Платье под горячим прессом

Есть огромное количество возможностей. Разнообразие кристаллов велико. Есть кристаллы совершенно разных размеров, цветов, а также они значительно отличаются по качеству. Есть три типа кристаллов в зависимости от их прикрепления. Кристаллы для горячей фиксации, кристаллы для холодной фиксации и швейные кристаллы:

сине-розовое платье с кристаллами для фигуристки

Кристаллы для горячей фиксации — Кристаллы этого типа имеют заводской клей на основе. В этом случае используется утюг или специальный фиксатор.

Кристаллы для холодной фиксации — Как вы можете догадаться, эти кристаллы не имеют заранее установленного клея на основе. Мгновенный клей используется для их фиксации.

Несмотря на различия в двух моделях кристаллов, в обоих случаях требуется использование пинцета и много работы, чтобы поместить каждый кристалл в нужное место. Но именно благодаря им платье потрясающе сверкает на льду.

Швейные кристаллы — эти кристаллы больше по размеру и имеют небольшие отверстия в их производстве. Они крепятся с помощью иглы для шитья и нитки.

Сколько стоит платье для фигурного катания?

Цена костюма для фигурного катания напрямую зависит от качества кристаллов. Поэтому тип используемых нами кристаллов определяется заказчиком. Кристаллы высочайшего качества — «Swarovski», они конечно и самые дорогие. У этого производителя также есть более дешевая серия под названием «Stellux». Но у нас также есть другие производители в Чешской Республике, Южной Корее и Китае.

Как предоставлять информацию клиентам?

Процесс это не быстрый и совершенно не легкий. На протяжении всего этого сложного процесса, мы находимся в постоянном контакте с клиентом, который получает фотографии на каждом этапе производства костюма или платья. Если возникают вопросы, мы предоставляем информацию о том, что можно изменить, а также делаем все возможное, чтобы доказать, почему мы рекомендуем определенные изменения дизайна. Шить платье для фигурного катания на заказ — очень кропотливая и сложная работа.

Во время этого процесса клиент может вносить изменения. Как только изделие готово, мы перепроверяем все измерения, чтобы убедиться, что нигде не ошиблись. Затем делаем фотографии и отправляем клиенту, после согласования со стороны клиенты, мы принимаем необходимые меры для отправки костюма/платья заказчику.

Как переправляются изделия для фигурного катания?

Костюм или платье оборачивают в защитную пленку с пузырьками воздуха. Это необходимо для защиты продукта и предотвращения царапин на кристаллах. Затем изделие упаковывается в коробку и отправляется через нашу логистическую компанию. Существует несколько способов доставки в зависимости от срочности заказа и безопасности доставки. Посылка может быть отправлена ​​обычной почтой или через UPS, с доставкой от 2 до 14 дней в зависимости от того, что предпочтет клиент. Каждый клиент получает номер для отслеживания посылки.

Стадии создания платья для фигурного катания

Но истинная ценность платья проявляется на льду. Возможно эти маленькие звезды в красивых нарядах однажды станут нашими следующими чемпионками? Прочитайте нашу другую статью о 4-х лучших фигуристах в мире, однако если вы читаете эту статью, возможно, однажды это будете вы!

Итак, как же сделаеть платье для фигуристов? Вовлеките профессионалов. Они будут по-настоящему заинтересованы в фигурном катании, с преданностью к дизайну и одежде. Дизайнер знает, как костюм должен двигаться вместе с телом, и позволяет ему растягиваться, сохраняя при этом дизайн. У них есть настойчивость, чтобы довести проект до конца с помощью постоянного шитья, сшивания, запекания и, если вы хотите нанести кристаллы… отправьте им коробку конфет! 🙂


Skate Perfect хочет поблагодарить Svetla (на фото), менеджера Artisti Serventi, которая предоставила нам эту статью и прекрасные фотографии.

Ручная роспись купальников для RG, акробатики, жонглирования, фигурного катания и т. д.

сборная России

сборная России

Максим Траньков

Максим Траньков

Татьяна Волосожар

Татьяна Волосожар

Оксана Домнина

Оксана Домнина

Юлия Липницкая

Юлия Липницкая

Максим Шабалин

Максим Шабалин

Ю-На Ким

Ю-На Ким

Алина Загитова

Алина Загитова

Юдзуру Ханю

Юдзуру Ханю

Фигурное катание – это не отдельные прыжки, вращения и дорожки четвертого уровня, а мини-спектакли, образ в которых передает грамотная постановка, цепляющая музыка и, конечно, костюм.

Мы вспомнили самые яркие наряды XXI века – и попробовали разобраться, как менялись тренды на льду.

Секретами создания ледовых топ-костюмов с нами поделилась дизайнер Мария Евстигнеева, создавшая мастерскую That’s ME, где одевали Коляду, Алиева, Костнер и Столбову с Климовым.

Платье-пиджак Оксаны Домниной, «Танго» (сезон-2009/10)

В Ванкувере-2010 Оксана Домнина и Максим Шабалин остались с бронзой: помешали травма партнера, нервотрепка с оригинальным танцем, а главное – американский и канадский дуэты. Но обязательный танец наши выиграли, откатав изумительное танго. Дело не только в технике, но и в образе партнерши: платье, похожее на надетый задом наперед пиджак, стало главным модным событием Игр.


Наряд дебютировал на чемпионате Европы-2010 – до него Оксана каталась в откровенном черно-золотом платье, но потом пара добавила стиля и изюминки. В закрытом спереди платье с обнаженной спиной программа сразу стала дороже и эффектнее.


Мария Евстигнеева: «Этот костюм технически очень удачно исполнен. Несмотря на сложный фасон, он хорошо сидит на спортсменке и не смещается во время движения. Крепление наряда – это действительно важно. Застежку лучше дублировать: например, пришить и пуговицу, и крючок. Молнию в костюмах желательно не использовать: она может разойтись или заесть в самый неподходящий момент.

Иногда спортсмены действительно просят доработать костюм после пары стартов или сразу шьют несколько – обычно так делают девушки. Парни переодеваются по ходу сезона реже, но, например, Дмитрию Алиеву мы шили в прошлом году несколько рубашек».

Красное пальто Юлии Липницкой, «Список Шиндлера» (сезон-2013/14)

Липницкая в образе героини «Списка Шиндлера» стала символом Сочи-2014: случайный болельщик может не вспомнить ее фамилию, но точно узнает по красному платью. Программу придумал Илья Авербух, назвав главной идеей постановки закрытость и отстраненность фигуристки: «Если бы Липницкая стала катать «Список Шиндлера», играя на публику, программа могла очень легко скатиться в банальность и пошлость. А в нашем случае получился колоссальный эмоциональный взрыв. Очень интимная, не предназначенная для чужих глаз история».


Юлия Липницкая на Играх в Сочи: тогда ей было всего 15

Наряд сшили за 2 недели: это была первая работа дизайнера Ольги Рябенко для группы Этери Тутберидзе. В черно-белом фильме Спилберга красное пальто на маленькой девочке – единственное цветное пятно.

Мария Евстигнеева: «Костюм мне очень нравится, идеальное попадание в образ маленькой девочки из «Списка Шиндлера». Сделать удачный наряд можно и за две недели до старта. Иногда дедлайны и спешка – это даже хорошо, костюм получается «незамученным». Например, платье Каролине Костнер я как-то сшила за два дня. Самое сложное – придумать, что и как будешь делать: любой наряд я сначала шью в голове».

Красная пачка Алины Загитовой, «Дон Кихот» (сезон-2017/18)

«Красная балерина» – так называли Загитову после успеха «Дон Кихота». Образ стал настолько узнаваемым, что им украшали ливрею самолета и постоянно помещали на афиши ледовых шоу с участием Алины. Копия пачки есть даже у ее собаки Масару.


«Дон Кихота» Загитова катала 2 сезона подряд: для дебюта по взрослым ей сохранили старую произвольную, чтобы не тратить время на разучивание новой программы. Первый год Алина выступала в пачке, доставшейся ей от Евгении Медведевой – в ней Женя каталась за 4 сезона до «Дон Кихота». К олимпийской гонке Загитовой сшили новую пачку: по словам дизайнера Ольги Рябенко, чтобы уйти от детского образа в сторону большей театральности.

Сколько стоят платья фигуристок, что в моде, какие цвета – провал? Мы все узнали

Мария Евстигнеева: «Пачка – вполне логичный ход для классического балета, современный будет уместно смотреться и в обычном платье. Хороший пример программы в пачке – «Лебедь» Сен-Санса у Кавагути и Смирнова в сезоне-2008/09. У пачки есть одно ограничение: она хорошо смотрится на худых спортсменках.

Вообще в излишнюю театральность лучше не уходить: самое главное – прыжки, а не наряд. Например, один раз мы сшили Антону Шулепову костюм из натуральной кожи – и как потом ни облегчали его, к концу программы фигурист все равно уставал».

Национальный наряд Юдзуру Ханю, «Сеймей» (сезон-2017/18)

Премьера «Сеймея» состоялась в сезоне-2015/16, и постановку сразу признали одной из самых удачных в карьере Ханю. Программу поставили по мотивам фильма «Колдун»: фигурист встречался с исполнителем главной роли, чтобы лучше понять образ, а саунд-дизайнер сделал 32 варианта музыкальной нарезки, пока не добился идеала.

🎻Музыкальный текст про фигурку: почему выбирают «Кармен», хотя разрешен рэп? И что с авторскими правами?

Костюм тоже переделывали: к Олимпиаде уменьшили количество украшений, чтобы облегчить прыжки. Наряд – тонкая работа японского дизайнера Сатоми Ито, которая шьет для Кихиры, Мияхары и Уно.


Мария Евстигнеева: «Сами по себе стразы не слишком тяжелые и садятся на специальный клей. Обычно проблем с их весом не возникает, но иногда мальчики действительно просят, чтобы костюм сшили максимально легким. Я не поклонница большого количества страз: все блестящее лучше смотрятся на гимнастическом ковре, а не на льду.

Вдохновить на костюм может и высокая мода, и театр, и очень часто – сам спортсмен. Одно платье у меня давно сидело в голове: я увидела его на подиуме, придумала, как перенести на лед и ждала, с кем воплотить эту идею. Потом ко мне пришла Каролина Костнер с эскизом точно такого же наряда – так все сложилось.

Бывает, что просят костюмы как у других фигуристов. Так делают не только дети – топовые спортсмены тоже подсматривают у своих коллег».

Ю-На Ким и ее прекрасное платье – любое

Ю-На Ким – пожалуй, самое модное явление в фигурном катании. Она много экспериментировала – с цветами, фактурами, формой выреза и длиной рукавов. В модных рейтингах олимпийскую чемпионку Ванкувера всегда хвалили за элегантность, изысканность и небанальный подход к костюмам.


Мария Евстигнеева: «Дизайнеры сильно ограничены цветовой палитрой – для бифлекса она значительно уже, чем для тех материалов, из которых шьют повседневную одежду. Если нужен нестандартный оттенок, приходится использовать роспись или печать по ткани.


Плохих цветов нет: отталкиваться нужно от самого спортсмена. На льду лучше смотрятся чистые оттенки. Сложно работать с коричневым – нужно долго подбирать оттенок так, чтобы он выглядел красиво и благородно.

Самый популярный цвет, конечно, красный: он яркий и эффектный. Для меня черно-белое сочетание – вне времени и моды, это стильно. К тому же темное стройнит, а все борются за худобу на льду.


Фигуристам так важно быть худыми? Борьба за прыжки доводит до анорексии

Одежда для тренировок обычно черная, и в ней все фигуристы смотрятся изящно. Часто понять, что кто-то поправился, можно только когда он переодевается в соревновательный наряд».

Есть ли какие-то требования к костюмам?

По правилам ISU (Международный союз конькобежцев) костюмы должны быть спортивными, а не театральными: реквизит и аксессуары запрещены. Татьяна Волосожар и Максим Траньков из-за этого ограничения изменили финал олимпийской короткой «Маскарад». В первой половине сезона партнерша в конце программы передавала Максиму браслет – эпизод заимствован из одноименной пьесы Лермонтова. Перед Играми технический комитет ISU напомнил спортсменам о штрафе за реквизит – и они решили не рисковать.


Все украшения – сережки, браслеты, декор на костюмах – должны быть хорошо закреплены. Если что-то отвалится и упадет на лед, фигуриста ждет штраф – 1 балл. Например, на чемпионате России-2017 упавший с руки Елены Ильиных браслет стоил им с Русланом Жиганшиным подиума и поездки на Евро.

Еще одно правило – никакого перебора с обнажением. Если целомудренность костюма сомнительна, вопрос о штрафе решается простым большинством судейских голосов. Цена эпатажа – тоже один балл от общей оценки за прокат.

Иногда претензии поступают не от судей – Домнина и Шабалин меняли костюмы к олимпийскому оригинальному танцу из-за оскорбленных чувств австралийских аборигенов. Дуэт заодно обвинили в краже движений, а британская певица Шейла Чандра заявила, что ее музыка в программе использована без разрешения.


В танцах на льду партнерши должны выступать в юбках, но в отдельных сезонах разрешены и брюки. Например, послабление случилось два года назад, когда одним из ритмов для короткого танца выбрали хип-хоп. В новом сезоне девушки тоже смогут примерить брюки – но только в ритмическом танце.

Для одиночниц запрета на штаны нет, но так было не всегда. В 1988 году ISU ввел правило Катарины Витт: девушки могли выступать только в юбках, прикрывающих бедра. Немецкая фигуристка любила эпатажные наряды и на Играх-1988 в Калгари выступала в голубом купальнике с пришитыми снизу перьями – это не понравилось пожилым чиновникам. Запрет жил до 2004 года: сейчас фигуристки снова могут кататься в шортах и брюках, а комбинезоны даже стали трендом.


Как сшить удачный костюм?

Мария Евстигнеева: «Часто спортсмены приходят с идеями, что-то может предложить тренер или хореограф. Многое заимствуется с подиумов: и фигуристы, и дизайнеры следят за новыми коллекциями. Полностью перенести костюм от кутюр на лед невозможно, да и не нужно: есть ограничения и по материалу, и по длине юбки, и по украшениям. Например, скользкая ткань или декор на платье может помешать во время исполнения поддержек.

В этом плане создание костюмов для фигуристов сильно отличается от показов, где модель надевает то, что придумал для нее дизайнер. Любой наряд сначала проверяется на льду, исключение – когда до старта совсем не осталось времени и все шьется в последний момент. Если спортсмен говорит, что ему неудобно или не нравится – от идеи придется отказаться.

Свои ограничения накладывает и музыка. Когда спортсмен катается под «Кармен», так или иначе будешь шить что-то испанское. Например, в олимпийский сезон ко мне пришли Алиев и Лазукин с одной и той же идеей – «Маскарад» Хачатуряна. Пришлось договориться, что Дима будет выступать в мундире, а Андрей – во фраке.


К примеркам спортсмены относятся по-разному. Девушки любят разглядывать костюм в зеркале со всех сторон, иногда сами предлагают какие-то изменения. Например, Ксения Столбова увлекается модой и активно участвует в создании костюмов и для себя, и для партнера: обсуждает эскизы, вместе с дизайнером ездит выбирать ткань. Мужчины часто приходят с настроением: «Господи, опять эти примерки». Если шьем для дуэта, то лучше, чтобы партнеры пришли на примерку вместе: так можно сразу увидеть, насколько хорошо наряды сочетаются друг с другом.

Можно сшить костюм и дистанционно, но это крайний вариант. Линии и пропорции каждого человека индивидуальны – и даже по меркам нельзя точно сказать, как сядет вещь. Но вообще не бывает спортсменов с плохой фигурой – бывают плохо скроенные костюмы».

Конечно, мы назвали далеко не все костюмы, ставшими легендарными. А какой больше запомнился вам?

Ждем ваши дополнения в комментариях!

Гран-при

Гран-при

сборная России

сборная России

Мария Бутырская

Мария Бутырская

Никита Кацалапов

Никита Кацалапов

Яна Хохлова

Яна Хохлова

Елена Ильиных

Елена Ильиных

Виктория Синицина

Виктория Синицина

В фигурном катании встречают по одежде. Красивый внешний вид приносит дополнительные баллы. Неслучайно судьи оценивают не только сложность прыжков, вращений и дорожек шагов, но и общее впечатление – артистизм, красоту исполнения, передачу образов и музыки.

Платья и костюмы – отдельная история. Фигуристы заказывают их еще летом, над ними работают специальные дизайнеры – как правило, знакомые и проверенные люди. Они в курсе модных тенденций, умеют работать со сложными тканями, понимают специфику каждого вида (танцы, пары, одиночное) и отшивают так скрупулезно, что спортсмены в новых одеждах чувствуют себя уверенно и комфортно.

Вячеслав Самбур поговорил с Ольгой Оськиной, художником по костюмам, которая работала с чемпионкой мира Марией Бутырской, олимпийскими чемпионами Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповым.

Ниже – сотни интересных подробностей.


1) Заказ костюма дизайнеру – как вас находят фигуристы?

– Многие думают, что пошив костюмов – это целая индустрия, с конкуренцией, борьбой за заказы. Но на самом деле в фигурном катании все сильно завязано на личных отношениях. У меня есть круг постоянных клиентов, который со временем меняется. В соцсетях я почти не пишу о работе, не веду сайт – но меня находят через связи, рекомендации.

Для любого дизайнера основная масса заказов – на детские костюмы, и эти дети потом вырастают на наших глазах; топ-фигуристы – это меньшая доля. Но даже чемпионы обращаются лично: я делала первые костюмы Лене Ильиных и Никите Кацалапову, еще когда они были детьми и катались в одиночниках. Как сейчас помню костюм Элвиса Пресли для Никиты и узбекский костюм для Лены, прошло уже больше 10 лет.

2) Кто и как формулирует пожелания?

– Обычно это условная команда: тренер, спортсмен, его близкие, родители и хореограф – они составляют техническое задание. Чаще всего приходят поздней весной или в начале лета, с тем, что готово на данный момент: иногда программы нет, но есть идея и музыка.

От меня нужны эскизы; уже на стадии прорисовки я подразумеваю определенную ткань или несколько вариантов ткани. Потом мы собираемся в магазине, нарезаем образцы и нумеруем – заказчик берет время на размышление. Еще важно встретиться со спортсменом, чтобы подобрать ему правильную телесную сетку – под тон кожи.

На выходе, после всех согласований и подборов должен получиться разумный компромисс между заданием команды и моими ощущениями от музыки, номера, внешности спортсмена.

3) Работа над костюмом: сколько нужно времени, сколько примерок?


– Стандартный срок – полтора месяца спокойной работы. Этого хватает, чтобы нарисовать, отстраниться на какое-то время, посмотреть на вещь новым взглядом. Бывают срочные заказы, с ними всегда много проблем. Бывает наоборот: платье лежит месяца три – не потому, что я так долго занята им; просто у спортсмена нет времени на примерку.

Нужно как минимум две примерки. На первой никакого платья еще нет – это, скорее, купальник или даже макет; но и его достаточно, чтобы определить натяжку, отметить конструктивные линии, для того чтобы сделать лекала. Вторая примерка – наверное, более зрелищная, там костюм близок к своему окончательному облику. Но еще не поздно что-то менять: спортсмены фотографируются в костюме, посылают снимки тренерам – на этом этапе идет обсуждение всей командой.

Иногда мы шьем вещи вообще без примерок – удаленно. Недавно у меня было несколько заказов из Владивостока: я получила только мерки, разумеется, снятые портнихой, которую я никогда не видела. Это всегда большой риск, но в этот раз мне повезло – все получилось здорово.

4) Какие требования к костюму и как его тестировать?

– Платье тестируют в два этапа. Есть определенный набор движений еще в примерочной: поднять руки, сделать ласточку, прогнуться вперед и назад – именно с тем, чтобы проверить натяжку купальника. Дальше – уже на льду, чтобы понять, все ли нормально с длиной. По-хорошему, нужно откатать полный номер.

Обычно любая проблема видна уже в примерочной. Но иногда случаются необъяснимые вещи: платье сидит идеально, но человек в нем себя не чувствует. У меня такое было с Машей Бутырской: сшили отличное платье, но она в нем падала. Не потому, что оно неудобное, просто психология. Фигуристы – люди суеверные, поэтому мы заменили платье.

С требованиями к платью все просто: не более 30-40% тела оголено, а главный принцип – каким бы изысканным ни было платье, это в первую очередь спортивная одежда. То есть главное – удобство и безопасность: прочная, хорошо тянущаяся ткань. Если это шелк, то он должен хорошо лететь, не прилипать и не цепляться. Ни один элемент не должен быть травмоопасным – ничего острого, никаких посторонних предметов; юбка такой длины, чтобы не закрывать лицо и не попадать под конек.

5) Насколько платья устойчивы к износу? Как за ними ухаживать?



Яна Хохлова и Сергей Новицкий, 2009 год (слева), Кристина Астахова и Алексей Рогонов, 2015 год (справа)

Платья не требуют сверхсложного ухода, единственное – нужна осторожная стирка, потому что приклеены камни. То есть стирать в холодной воде, не замачивать и не тереть – просто освежать. Клей для камней – на основе ПВА, прозрачный; но когда вещь стираешь – он размягчается и белеет. Потом платье высыхает, а клей опять становится прозрачным.

6) Сколько стоит платье под ключ?

В ателье, с которым я сотрудничаю, платье стоит в среднем 50 тысяч рублей; это работа, ткани, камни. У частного мастера будет дешевле за счет того, что цена на работу ниже. Разброс в ценах на профессиональные платья небольшой; нет такого, что дешевое платье стоит 10 тысяч, среднее 50, а дорогое 200.

Глобальной разницы в ценах нет, потому что ткани примерно одни и те же, хотя бывают исключения. В прошлом году для платья Вики Синицыной мы использовали ткань высокой моды, очень дорогую. Существенно различается качество камней – австрийские, чешские или корейские. Различается также количество камней – обычно от 2500 до 5000 на платье. Они же во многом определяют и вес. Я никогда не взвешивала, да и мне никто не жаловался, но иногда чувствуешь: тяжелое получилось. Слышала, что Джонни Вейр когда-то выступал в костюме весом около 1 кг.


7) Как изменилась мода за последние 8 лет – с Игр в Ванкувере?

– Мода фигурного катания, хоть и кореллирует с мировой модой вообще, все равно достаточно консервативна в силу своей функциональности.

В целом, театральности стало меньше, а лаконичности больше. Платья стали более стильными, более простыми – прослеживается их связь с высокой модой, с актуальными образами. Теперь фигурист должен выглядеть современно – без лишних шнуровок, рюшечек и невнятных деталей. Такие костюмы еще можно увидеть, но все это смотрится старомодно.

Если говорить об отдельных изменениях: поднялась линия пришива юбки, сами юбки у танцоров стали короче. Меньше стало так называемых «костюмов для фигурного катания». Иногда спортсмены так и формулируют для меня задачу: сделайте мне такой костюм, как будто я просто пришел с улицы, надел коньки и вышел на лед.

Сегодня перед художником ставится задача сделать не красивое платье, а стильное, что бы это ни значило. Когда видишь простое стильное платье, то видишь и тонкую работу над ним; я сразу понимаю, как проходил поиск: как подбирали глубину выреза, плечи, как платье сопрягалось с фигурой спортсменки.

Я сужу об изменениях в моде даже по своим эскизам. Когда есть заказ, я рисую примерно три варианта на заданную тему и дополнительно показываю старые эскизы – те, которые никем не использовались. У меня накопился огромный банк за 20 лет, но сейчас я не добавляю ничего из работ раньше 2013-го. То есть последние 5 лет мне нравятся, а все, что старше – уже явно несовременное. Хотя еще недавно казалось актуальным.

Мне кажется, у иностранцев больше пофигизма в выборе костюмов – они не заморачиваются. Поэтому и всегда есть разброс: попадаются и удачные решения, и совсем провальные. Я на них смотрю и недоумеваю: как можно было сделать настолько мимо?

8) Спрос на цвета тоже поменялся?

– Если по-прежнему сравниваем с Ванкувером-2010, то стало меньше вызывающих, флюоресцентных или банальных цветов.



Австралийская фигуристка Кайлани Крейн, Гран-при Японии-2018

Я вижу, что натуральных тканей теперь больше – а они всегда более сложного цвета по сравнению с синтетикой. Поэтому выигрышно выглядят глубокие цвета: винный, черный с оттенками. Зеленый – очень интересный цвет, он идет мало кому из девушек, но если идет – надо обязательно пользоваться.

Я смотрела этапы Гран-при этого сезона – очень удачно выглядят цвета близкие к телу: палевый, сложно-розовый, нежные тона. Что всегда неудачно – цвета, близкие к цвету льда: серый, грязно-голубой. Не буду называть пару, но я обратила внимание в этом сезоне: светлое платье у партнерши, такая же светлая рубашка у партнера и черные брюки. Было ощущение, что на льду танцуют только брюки.

9) Ваши самые сильные работы?

– Мне всегда нравится делать что-то в первый раз. В 2011 году я проектировала платье для Лены Ильиных к программе «Дон Кихот», и мы попробовали сделать настоящую, неадаптированную балетную пачку. Мама Лены даже обратилась в фирму, которая специализируется на пошиве балетных костюмов. Там изготовили тренировочную пачку, чтобы Лена привыкла к новой форме юбки, а затем сшили платье для выступления.

«Дон Кихот» – произвольная программа, а обязательным танцем в том сезоне был вальс, и Лена с Никитой выбрали вальс Шнитке. Это нервная, рваная музыка, поэтому я спроектировала не классическое платье для вальса, а платье в стиле танго или даже латины.


В 2016-м мы делали платье для короткой программы Вики Синициной – темно-синее с золотом; в нем мы впервые использовали подвески из бисера. Нам хотелось сделать платье в стиле 1920-х с «шевелящейся» юбкой из стекляруса, но стеклярус в фигурном катании недопустим из-за травматичности. У него острый край, со временем он перерезает нитку, на которой держится. Мы заменили стеклярус на бисер – это невероятно трудоемкая работа, но оно того стоило.


И еще вспомню комбинезон для Елены Соколовой на тему «Ромео и Джульетта». Это была такая неоднозначная черная татуированная Джульетта. Мне вообще нравится синтез различных технических приемов и направлений, возможность разрушить границы и соединить несоединимое. Если это происходит, если заказчик разрешает мне это сделать, то платье автоматически попадает в категорию любимых.

10) Самые удачные/неудачные костюмы сезона-2018/19?

– Начало сезона – это обычно хороший, безопасный и бесспорный уровень костюмов. Назову несколько запомнившихся.

• Очень понравились костюмы Степановой и Букина. Ритм-танец – острое, небанальное платье, построенное на контрастах объемов и фактур. В произвольной программе платье графичное, даже каллиграфичное. Мне всегда нравится, когда обе программы объединены каким-то неуловимым авторским почерком; и непонятно, что это – работа художника или красота и чувство стиля спортсменов.


• Я вообще люблю графичность в костюме, поэтому отмечу точный образ и черное платье Оливии Смарт, с орнаментом-татуировкой на спине.

• У Лоррейн Макнамары в произвольной программе фарфорово-розовое платье-лепесток. Спиралевидные линии словно подхватывают и продолжают движение, платье танцует вместе с фигуристкой.


Не буду называть платья, которые не понравились, потому что знаю, сколько труда уходит на создание. Перечислю только основные подходы, которые мне не близки.

• Старомодные платья, громоздкие и помпезные.

• Когда тема раскрывается «в лоб».

• Когда из юной девочки при помощи костюма и прически делают тетеньку.

• Скучные платья, когда нет попытки выйти за границы классического платья для фигурного катания. Мне нравятся цитаты, заимствования из высокой моды или уличной моды.

Читайте также: