Как сшить поневу

Обновлено: 28.03.2024


Панёва (понёва, понява, поня, понька) — это поясная одежда из трёх и более сшитых кусков ткани, специально сотканных из шерсти специально изготовленных на ткацком стане. Понёва оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника – шерстяного шнура.

Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда. Понёва была распространена в южных регионах Руси .

Панёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие. Оба типа присущи областям южной России. Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная. Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная юбка, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.


В России ещё в начале 20 века по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина.

Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Калужскую, Орловскую, Рязанскую и Тамбовскую области предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.

Количество же украсов, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Вот так! Посмотрел на одежду и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской одежды.

Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три несшитых полотнища. Почему полотнищ было несколько, становится понятным, если учесть, что ширина ткацкого станка была от 0,35 м.



В Рязанской, Пензенской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовск о й губерниях понёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс. Вариантом является понёва-плахта с разрезом спереди.

В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое – «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.



Воронежские и Тамбовские понёвы очень знамениты своими расписными узорами. Они украшались яркими нитками, украшались различными блестками и необычными швами. Кроме орнаментов, еще и яргамы украшалась понёва. Что это за декоративные элементы? Это символ солнца, бога Ярилы. Ярг на подоле юбки могло быть от одного до одиннадцати. Каждому празднику соответствовало определенное их количество. Саму праздничную юбку одиннадцати ярг девушка надевала на важнейшее событие в жизни - свадьба. Ближе к старости носили поневу, на которой было только такое обозначение.

Во времена древних славян даже существовал обряд, который заключался в надевании понёвы девушками, готовыми к сватанию. После того, как девушка вышла замуж, она не имела права снимать такую ​​юбку, до самой смерти.
Такая очень удобная вещь, как понёва, просуществовала вплоть до 20 века. Через некоторое время ее стали считать элементом крестьянской одежды, и городские девушки отказались от такой своеобразной юбки. Образ сельской барышни больше не привлекал городских человек. Об этом говорят источники, в которых описывается повседневный быт крестьян. Но несмотря на это, поневу не исключили из ряда традиционных российских нарядов, которые будут хранить история на протяжении долгих лет. Сохраняя традиции наших предков годы, мы отдаем дань уважения и памяти нашей истории. Быть может, кто-то посчитает необязательным интересоваться бытом своих предков, но и лишними такие знания никогда точно не будут.

Шьем понёву, фото № 1

Понева - это длинная юбка из 2-3 клиньев, которые носили наши предки. В оригинальном варианте это 2-3 полотна ткани нанизаные на один пояс. Мы рассмотрим городской современный вариант.

Изначально идея сшить понёву родилась из нескольких задач:

  • экономии ткани
  • минимума обрезков
  • простота пошива
  • универсальный размер

Также на схеме отсутствует пояс. При желании его можно выкроить из другой ткани, например из льна. Для зимней юбки это может быть важно, чтобы не увеличивать объем на талии.

Шьем понёву, фото № 2

Обычно я раскраиваю из ткани шириной 150 см

Расчет ткани примерно такой: Длина Изделия (ДИ) + пояс.

Например, нам нужно 95 см. Берем 95 основной ткани + 95 на боковые вставки + 12 см на пояс (если ткань тонкая, ее можно сложить вдоль пополам, как раз минус припуски получится 5 см).

Получается 95 + 12 + 12 + 95декор = 120 основной и 95 декора плюс 10 см на припуски и рельефы. Обычно беру больше, так как ткань перед тем, как шить, замачиваю, чтобы она немного села (это актуально как для шерсти, так и для льна). Для нашего расчета получается (120 + 95 + 10) + 10%= 242см. Если делать широкий пояс, то нужна еще тонкая ткань на подкладку, можно использовать лен с мелким рисунком, полоску, цветочек, кому что нравится.

Нам понядобятся 2 вида ткани:

Шьем понёву, фото № 3

Шьем понёву, фото № 4

Сначала определим ширину основной ткани (в нашем случае это клетка) и найдем середину.

Шьем понёву, фото № 5

Ставим меточку на серединке. Отсюда мы рисуем первую деталь, а точнее ее верхнюю часть.
Нам надо отложить 36 см, по 18 см в обе стороны.

Шьем понёву, фото № 6

Шьем понёву, фото № 7

Шьем понёву, фото № 8

Далее измеряем сколько ткани осталось справа и слева — это будет ширина нижней части.

Шьем понёву, фото № 9

Получилось 56см.
Теперь находим середину с другой стороны ткани (те же 75 см) и откладываем по 28 см в обе стороны.

Центральное полотнище готово.

Далее отмеряем по 36см вправо и влево от уже нарисованых 56 см.

После этого надо соединить метки вертикальными линиями. Получаем 1 трапецию в одну сторону и 2 трапеции навстречу и 2 небольших обрезка по бокам. 3 полотнища готово.

Шьем понёву, фото № 10

Теперь раскраиваем боковые вставки. Это может быть и та же самая ткань или другая подходящая по цвету. В моём примере я взяла бежевую некрашеную овечью шерсть. Боковые клинья представляют собой равнобедренные треугольники. Низ треугольника почти всегда 44 см. Верх каждый раз необходимо расчитывать в зависимости от объема талии и бёдер.

Измеряем обхват талии (ОТ). Например, 86 см. У нас есть 36*2 = 72см необходимо еще
Правка 03.12.2014
86 - 72 = 14см. Делим 14см на два клина — получаем 7 + припуски 10см.

Клинья делаем навстречу друг другу, так экономнее ткань расходуется. Из остатка можно сделать еще пару клиньев на вторую юбку.

Итак, отмеряем 22 см от края ткани (середина клина).

Шьем понёву, фото № 11

Откладываем по 5 см в обе стороны (10 см верха клина).

Шьем понёву, фото № 12

Получаем вот такой треугольничек.

Шьем понёву, фото № 13

Далее важный момент. Если разница в объемах талии и бёдер меньше 10 см, всё в порядке, вырезаем наши детали и собираем юбку. Если Разница ОБ и ОТ больше 10 см, то в бёдрах эта юбочка не будет сходиться.

Шьем понёву, фото № 14

Для того чтобы проверить, необходимо измерить половину полного обхвата, одно полотнище+один клин. ОБ почти у всех типов фигур находится на высоте 15-16 см ниже талии (для себя вы можете измерить самостоятельно). Получаем 54см. Т.е. в бедрах наша юбочка будет 108 см , что на 10 см меньше необходимого.

Шьем понёву, фото № 15

Основное полотнище дает на 37 см в бедрах (74 полный обхват), 118 - 74 = 44см.
44 делим пополам, получаем 22см. 22см — ширина бокового клина на 15 см ниже талии.

Шьем понёву, фото № 16

Находим середину клина по бедру.

Шьем понёву, фото № 17

Откладываем в обе стороны 11 см.

Рисуем новую трапецию.

Шьем понёву, фото № 18

Верх дорисовываем плавными линиями.

Шьем понёву, фото № 19

Чтобы не строить второй клин, просто обводим первый.

Шьем понёву, фото № 20

Пояс отрезаем от оставшейся основной ткани — примерно 25 см должно было остаться — делаем 2 полосы по 12.5 см и длиной 150см. Сшиваем в длинную трехметровую полосу.

Шьем понёву, фото № 21

Юбку осталось только собрать.

Правка от 03.12.2014
Небольшое дополнение. Для того, чтобы юбка лучше села на талии, можно сделать вырез улыбочкой глубиной 1.5-2 см. Аналогичная форма должна появиться на подоле. У нажней части трапеций и клиньев срезаются углы под небольшим углом, Это можно сделать уже после сборки (см. п.3 - подравнять низ от талии).

Советы по сборке:

1. Сначала собрать все полотнища в один кусок ткани.
2. Если нет оверлока, лучше все швы чуток подрезать, чтобы лохматы не было.
3. Подравнять низ. Я отмеряю от талии нужную длину по всей юбке
4. Швы обработать, отгладить и отстрочить.
5. Если ткань очень толстая, можно купить метров 5-6 окантовочной ленты. Подгибку делать одну, а чтобы край не сыпался подшить лентой.
6. Пояс пришиваю от середины юбки, тогда он получится симметрично, но если нужно, чтобы юбка завязывалась на боку, можно сместить в одну или другую сторону.
7. Если обхват талии больше 100 см, пояс лучше сделать подлиннее. Берем ОТ, умножаем на 2, получаем длину пояса без завязок, прибавляем по 50 см на завязки, получаем длину пояса.
8. Я не вижу смысла в отстрочке пояса. Если у вас недостаточно опыта, то вряд ли у вас получится красивая и прямая строчка, тем более с двух сторон. Проще его как следует отутюжить.

Тадам! Юбка готова.

P.S.
Значит так. по итогам первого блина комом я решила писать просто описания того, как сшить ту или иную вещь, не претендуя на звание статьи "Мастер-класс". В этом формате проще отредактировать статью и внести необходимые изменения. Кроме того, такую статью всегда можно удалить, если она утратила актуальность или интерес аудитории.

СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры

СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры

СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры запись закреплена

А теперь немного о понёве.
Само название понёва, понява, понька — общеславянское. Основные признаки всех типов этой одежды идентичны. Все они прикрывают нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Все они сделаны из домотканой шерстяной материи. Преобладающий рисунок также один и тот же — крупная квадратная клетка. Понева в своей наиболее примитивной форме совсем не имеет швов.

Обычная южнорусская понева состояла из трех прямоугольных кусков клетчатой шерстяной материи, 90 см длины и 50—55 см ширины каждый. Материя сшивалась длинными сторонами в одно полотнище 160 см ширины и 90 см длины. Подвязанная на талии поясом, она закрывала нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который обычно прикрывали передником15.

Понева в славянском костюме являлась обязательным элементом костюма замужних женщин, главным образом южных великорусских регионов. Обряд надевания поневы на невесту означал собой как бы признание зрелости, совершеннолетия невесты.

На фигуре понева своей длиной обычно достигает щиколотки, иногда длиннее, но всегда короче рубашки.

Распашная понева без прошвы, т.е. оставляющая открытым перед, — древнейший вид поневы. Появление прошвы, т.е. вставки из другой, как правило, гладкой ткани характеризует дальнейшую стадию в развитии поневы (это понева с прошвой, или глухая понева) и сближает ее с юбкой. Когда прошва делается одного и того же цвета и из одной и той же ткани, что и понева, тогда уже получается юбка, которая и представляется ни чем иным, как простым развитием поневы.

У восточнославянских народов наблюдается большая устойчивость наличия в поясной одежде дополнительного четвертого полотнища из другой ткани или имевшего особые украшения. Прошву поневы шили преимущественно из синей китайки, иногда из кумача, а местами из белой льняной ткани. Внизу прошва имела подподольник — полосу из домотканной толстой узорчатой материи, сходной со всей тканью поневы. Молодые женщины вышивали белую прошву разноцветной шерстью, и эта вышивка отличалась от вышивки прошвы у понев старух.

Носили поневу либо «распустивши», т. е. просто повязав вокруг талии, либо «подтыкавши» — с подоткнутыми полами. Последний способ свя¬зан более с распашной поневой, — нижний угол правой полы или обе полы поднимали к поясу и сзади образовывался угол; это называлось носить поневу «кульком». Носили подоткнутой под пояс и «глухую» закрытую поневу с прошвой19. Поневу «с подтыком подола» орнаментировали с изнанки.

Иногда применялась понева на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с по-перечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками.

Состав, плотность, высота рапорта - в описании к фото каждой ткани. Ширина всех узорных тканей 150 см.

Славянская Мастерская "ВЕЛЕС".Славянские обереги

Славянская Мастерская "ВЕЛЕС".Славянские обереги

Славянская Мастерская "ВЕЛЕС".Славянские обереги запись закреплена

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.

Существовал обряд — одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.

Панёва является древним видом женской одежды, её носили в ряде с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда.

С момента обряда совершеннолетия — одевания поневы — про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота», "бабья кабала". Смыслы выражений заключали идею прохождения девкой бабьего пути - творения рода.
Девки не носят ее, или только просватанные.
— Словарь Даля

Для девочки важным рубежом был обряд «вскакивания» в понёву. Понёва — древняя набедренная одежда, полотнище ткани, заменяющее юбку. По описаниям этнографов, в XIX веке девушки в деревнях до 15—16 лет ходили в одних рубахах, опоясанных шерстяным поясом.

Совокупность всех понёв на жизненном пути бабы образует своеобразный календарь жизни бабы-рожаницы.

Женщина носила паневу всю жизнь, в зависимости от возраста ее вид менялся, в частности, колебалось число изображенных ярг:
- перед приходом сватов и жениха — «печальный» наряд — понева о 3 яргах
- на третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым
- на свадьбу — праздничная панева после перехода в дом мужа — о 11 яргах
- в детородный период женщина — об 11, 9, 7 и 5 яргах.
- «старуха» (начиная с 40 лет) — о 3 яргах (зачастую баба сама выбирала время для смены)
- глубокая старость (около 80-90 лет) — об 1 ярге. - узенькая белая яргическая полоска без узоров.

«В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понёва была основным, ведущим видом одежды, который принят в X—XIII веках.
До XIV века дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях».

Характерное отличие паневы от любой другой юбки в том, что она изготавливалась обычно из трех (или более) кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане. Поскольку станок имел ширину от 35 см, именно это и диктовало обычное количество полотен — трехполые паневы.

Панева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью. Спереди часто надевался передник-фартук.

В Смоленской губернии среди распашных панёв различаются:
растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока, и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ носили с подтыком — отворачивали и перекидывали через пояс.

В Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Рязанской губерниях панёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс.

Вариантом является панёва-плахта с разрезом спереди, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, которая состояла из двух сшитых наполовину полотнищ.

В Рязанской и Орловской губерниях носили также гофрированную паневу.

Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве считалось зазорным. Прошва — это 4-е узкое полотнище, которое могло вшиваться и временно, на «живую нитку». Она располагалась сбоку или спереди. Даже если она являлась изначальной частью паневы, то все равно изготавливалась из отличной от основного полотнища ткани, и четко ограничивалась полосками кумача, позументами.

Основной тип — синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях.
Черная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний.
Синяя гладкая и красная полосатая панева — Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний.
Красная панева — также в Тульской и Воронежской губерниях.
По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, — разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию (см. главу «Взросление»). Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки — «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением «натягивать», «надевать».

По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез — спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, — до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось — носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках — с целью показать богато вышитый подол рубахи.

В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое — «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно незамужние девушки и модницы, пожилые ограничивались плоской цветной тесьмой по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного, траурного наряда».

Все кто читал исторические романы, знает о «килте» – мужской юбке горцев Шотландии – и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков — к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.
Мастерская ВЕЛЕС


Какие народные юбки бывают, особенности кроя и фасона, как сшить русскую юбку своими руками и вписать в сценический образ.

1. История народной юбки: конструктивные особенности

2. Цвет и росписи русской юбки в историческом и сценическом образах

3. Типы народных юбок для выступлений на сцене

4. Русская народная юбка для девочки

5. Сшить русскую юбку своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История народной юбки: конструктивные особенности

Юбка — это поясная одежда, которую шили из нескольких прямых или косых полотнищ ткани и собирали сзади на талии на вздержку или пояс. Юбки носили на территории всей Руси.



Юбки шили из домашних тканей и из фабричных. Юбки отличались не только по крою, но и по плотности материала, так шерстяные тяжелые юбки с грубоватой фактурой прикрывали подол нижней юбки или нательной рубахи.

Кроме привычных нам юбок в пол, костюмный комплекс русской женщины содержал в себе несколько видов поясных юбок, которые надевались сверху на основную юбку.

Понёва — поясная юбка, которую замужние женщины надевали сверху холщевой рубахи. В основе поневы лежали три полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивали кромками частично или полностью, таким образом получался прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку.

• Распашная понева — прямогугольник из трех полотнищ.

• Понева с прошвой — юбка из трех клетчатых полотнищ и одного полотнища другой фактуры.

• Понева-юбка — сшитая из 4-5 полотнищ клетчатой ткани.



Понева и пояс-передник из Фольклорной коллекции

Цвет и росписи русской юбки в историческом и сценическом образах

Ткани, из которых шили юбки, ткали однотонными и из разноцветных нитей, таким образом создавая узнаваемый геометрический рисунок: полоски или клетку. Лицевые поверхности праздничных юбок расшивались гладью разноцветными нитями пышным растительным и геометрическими узорами.

Часто между полотнищами по всей длине или только в нижней части вшивались полосы красной ткани — сукна или кумача. В некоторых случаях не до конца пришитая кумачовая вставка, называвшаяся бедром, располагалась между передним и задним полотнищами. Распашную понёву носили в различных губерниях и даже в селах одной губернии по-разному. Ее либо распускали во всю длину, либо подтыкали за пояс одну или обе передние полы так, что сзади образовывался залом, называвшийся кульком.

При надевании несоединенные спереди полы распашной понёвы оставляли открытой нижнюю часть рубахи. Это вызывало необходимость дополнительно украшать ее подол полосами узорного тканья, вышивкой, прошивками.

Праздничные поневы украшались цветным гарусом, полосами узорного тканья, серебряным кружевом, позументом, тесьмой, шнуром, блестками и т. п. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань понёвы. Особенное внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ понёвы. Вертикальные швы украшали вышивкой гладью цветным гарусом, подчеркивали металлическим кружевом, позументом. Особенно богато украшались понёвы молодых женщин.

Типы народных юбок для выступлений на сцене

Сценические юбки как и сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют юбки разных фасонов.

Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте юбки-солнце длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Красочные юбки с узорами народных промыслов — из капсульных коллекций русской павловопосадской и русской хохломской яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы.


Казачьи юбки: Донская Казачка, Астраханская Казачка, Казачка праздничная

Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных длинных юбках, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Юбки-миди скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене.

Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте юбки любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества юбки из русской фольклорной коллекции. Это юбка-миди из черной ткани в желтую клетку, пестрая понева, которая надевается сверху на рубаху. Также юбки-макси из капсульных коллекций: русская павловопосадская хоровая юбка, хохломская юбка.

Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Это юбки из костюмных комплектов: Дымка, Снегурочка Павлопосадская Барыня, Лиса Патрикеевна.

Русская народная юбка для девочки

В зависимости от целей выступления, для девичьего русского-народного образа выбирайте юбки с росписями по мотивам народных промыслов: дымковская игрушка, юбка с имитацией платка с хохломой и гжелью синего и зеленого цветов. Среди моделей взрослых капсульных коллекций есть пестрая юбка понева для девочки, которая надевается сверху рубахи.

Все юбки для девочек длины мини, чтобы детям удобно было танцевать и выступать на сцене. Модели с цветоным рисунком — юбочки коллекции Русское поле: Василёк, Маки, Ромашки, Ромашки с бантиками.

Также более универсальные модели, с помощью которых создавайте узнаваемый русский образ, но без расписных узоров: черная фольклорная юбка и юбка Ромашка с орнаментом.

Сшить русскую женсую юбку своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русскую женскую юбку своими руками, у вас несколько вариантов:

• Купите понравившуюся выкройку.

• Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

• Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

• Сшейте юбку из наборов для пошива.


Женские юбки в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали юбок напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива женской юбки

Если вы построили выкройку и шьете юбку с нуля, выбирайте для нее нерастяжимые и непрозачные ткани. Для юбок советуем такие ткани как креп-сатин, мягкий габардин, сатен, — синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива народных юбок

Ткани с принтами, которые мы производим с помощью сублимационной печати стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.

Читайте также: