Как сшить порты для русского народного костюма

Обновлено: 19.04.2024

Отличный номер журнала мод STYLE BOOK 2018! Много идей для бохо .

Реалистичные цветы вышиваем гладью Пошаговые описания и схемы . В этой книге знаменитая вышива.

Новинки рукоделия - Australian Homespun /197 2020/ .

Архив - Ажурная вышивка стянутыми нитями .

-Ссылки

-Музыка

-Приложения

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Всегда под рукой

-Я - фотограф

Узоры для вязания на спицах










-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика



два варианта пришивания клина. При первом образуется более широкая мотня, при втором мотня аккуратнее, а сами штанины получаются шире.

В этом мастер-классе вы узнаете, как я шью русские народные рубахи с машинной вышивкой. А также расскажу об одном из способов стыковки дизайна машинного крестика.

Если вы не владеете техникой машинной вышивки, то сможете заменить ее на ручную вышивку или на любую другую доступную вам отделку.

Для пошива и вышивки рубахи вам понадобится:

- ткань (я использую лен или хлопок);

- мелок для разметки.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 1

- вышивальная машинка (если вы используете машинную вышивку в качестве отделки);

- оверлок (при его отсутствии края можно обработать на швейной машинке или вручную).

Шьем русскую народную рубаху, фото № 2

Особенность русского народного кроя в том, что все детали должны уложиться в ширину ткани около 40см. Долгое время одежда шилась из домоткани и изготовить полотно шире 40 см было сложно. Современные ткани позволяют делать и более широкие детали, поэтому выкройку можно изменить и сшить рубаху без боковых вставок. Тогда крой будет выглядеть так:

Шьем русскую народную рубаху, фото № 3

Если вы шьете рубаху большего или меньшего размера, то важно соблюдать главные особенности народного кроя:

- рубаха должна быть свободной, в обхвате должен быть запас не менее 20 см;

- ширина рукава больше обхвата бицепса на 5 см (или более);

- длина рубахи не выше середины бедра (при подпоясывании рубаха значительно поднимается вверх);

- ширина рубахи от края рукава до края рукава на 10 см меньше роста человека.

1. Выкраиваем все детали. Не забываем добавить припуски на швы. Я обычно добавляю 1-1,5 см. А также припуски на подгибку рукава и подола 2-4 см.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 4

2. Начинаем украшать детали вышивкой.

Длина вышитой полосы, как правило, не помещается в одни пяльцы вышивальной машинки, поэтому части вышивки приходится стыковать. Процесс этот требует определенных навыков.

Существует много способов стыковки дизайна, я покажу наиболее удобный для меня.

В качестве стабилизатора я использую filmoplast — это специальная бумага с клеевым слоем. На нем удобно фиксировать деталь кроя, можно легко снять и положить деталь заново, если она легла не ровно.

В части дизайна в специальной программе я добавляю стыковочные строчки. Эта строчка вышивается в конце одной части дизайна и в начале следующей части. Для удачной стыковки эти строчки должны полностью совпасть.

Вышиваем первую часть дизайна. Стыковочную строчку можно вышить без нитки. В образовавшиеся отверстия от иглы нужно воткнуть минимум 3 булавки (в первое отверстие строчки, по середине, в последнее).

Шьем русскую народную рубаху, фото № 5

Шьем русскую народную рубаху, фото № 6

3. Аккуратно снимаем вышитую часть оборвав стабилизатор вокруг вышивки.

Важно, чтобы под булавками остался стабилизатор. Вид с изнанки:

Шьем русскую народную рубаху, фото № 7

4. Начинаем вышивать вторую часть дизайна. Вышиваем стыкующую строчку на стабилизаторе без нитки, без ткани. Останутся дырочки от прокола иглы.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 8

5. Накладываем деталь с вышитой первой частью. Так чтобы булавки попали в соответствующие дырочки стыкующей строчки. Так уже вышитая деталь ляжет ровно в то место, где начинается вторая часть дизайна.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 9

6. Вытаскиваем булавки, продолжаем вышивку второй части. Получается очень точная стыковка. На фото место стыковки:

Шьем русскую народную рубаху, фото № 10

7. Вышиваем все детали.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 11

8. Прорезаем разрез на груди с помощью вспарывателя.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 12

9. Пришиваем рукава. Оставляем не пришитыми 2-3 см с двух краев рукава. (Прокладываемые строчки отмечаю синим).

Шьем русскую народную рубаху, фото № 13

10. Пришиваем ластовицу к рукаву и обрабатываем срез вдоль этого шва.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 14

11. Пришиваем ластовицу к основной детали рубахи и обрабатываем часть среза отмеченным синим.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 15

12. Сшиваем рукав вшивая другую сторону ластовицы. Обрабатываем срез.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 16

13. Сшиваем оставшуюся часть ластовицы и боковую часть рубахи.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 17

14. Из пряжи делаем витой шнур с кисточкой на конце. Вшиваем его в край воротника-стойки. Воротник можно сразу выкроить нужной длины и вшить завязки с двух сторон. Но чтобы не прогадать с размером можно воротник обрезать позже, когда большая его часть будет пришита.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 18

15. Вшиваем воротник-стойку. При необходимости обрезаем длину воротника и вшиваем вторую завязку.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 19

16. Обрабатываем срез горловины. Подворачиваем и подшиваем подол и рукава рубахи.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 20

17. Рубаха готова!

Шьем русскую народную рубаху, фото № 21

Узнавайте больше о русской культуре! Уверена, вы сделаете много открытий для себя, изучая быт и обычаи наших предков!

СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры

СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры

СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры запись закреплена

КАК СШИТЬ ПОРТЫ
Крой. Ход работы

Порты (так в крестьянской среде называли штаны) как один из основных элементов мужского костюма характерны для одежды всех восточных славян, в том числе и русов, с глубокой древности.
Слово "порты" упоминается еще в летописях и других ранних письменных памятниках для обозначения как полотна, так и мужской одежды.
Конструктивное различие портов зависело от способа соединения основных полотнищ с клиньями. Наиболее распространенный тип штанов в северных губерниях состоял из трех полотнищ: два из них - штанины, третье полотнище разрезалось по диагонали на два клина, которые присоединялись по прямой нитке к штанинам так, что один клин располагался спереди, другой - сзади штанов. Разрез-застежка располагался на левой стороне, на кромке основного полотнища и клина.

Предлагаем Вашему вниманию выкройку мужских портов, принятых в обиходе на территории Нижегородской области в дореволюционные времена. Как и вся одежда тех времен, эти штаны имеют относительно простой крой и элементарно шьются. С их изготовлением справится даже самая неопытная швея.

Обычно такие штаны шились из грубой ткани, сотканной в домашних условиях из ниток темных цветов. Вышивка на такой одежде не предусматривалась. Естественно, никаких сложных элементов, таких как замок-молния, не вшивалось (не было ещё). Застегиваются штаны на пуговицу.

Ширина ткани, из которой выкраивались портки, составляет приблизительно 40-43 сантиметра. Данная выкройка подходит под размер 46 при росте 155-160 см, то есть, рассчитана на мальчика-подростка. Чтобы увеличить размер, необходимо увеличить длину штанин и длину среднего заднего шва.

Детали кроя: кокетка – две детали, задняя ластовица – две детали, штанина – две детали, пояс – одна деталь со сгибом.

Расход материала на портки данного размера при ширине полотна в полтора метра составляет девяносто сантиметров. Данные даны с учетом припуска на швы.

Для Изготовления портов
из наших тканей можем предложить:

лён-компаньон к тканям с народными орнаментами (он тоже не прозрачный, но при этом мягкий, так как в нём есть добавка хлопка)
И для праздничных портов ткань "Гармонь" С одной стороны она яркая красная с чёрно-бежевой полоской , а с другой коричнево-бордовая.

Техника ткачества Finnweave в русских узорных двухслойных тканях.


Музыканты в искусстве средневековых Новгородской и Псковской республик: костюм и инструменты (XIII-XV вв.).

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Смотрите на сайте - материалы лекций Орфинской О. о текстиле.

Обучение портных: юбки


Серия: Непрерывное профессиональное образование.

В серии выходят книги для обучения портновскому делу: изготовление и поузловая обработка женский юбок, лёгкий женский костюм, и т.д.

Рассмотрен комплекс мероприятий по выбору модели юбки, построению ее чертежа и моделированию конкретной конструкции, пошиву юбки с использованием разнообразных приемов и способов обработки. Описаны инструменты и приспособления для выполнения ручных швейных работ, технические условия на выполнение машинных работ, разновидности юбок и способы их поузловой обработки.

Народный костюм "на выхвалку" (курсы)


Сегодня возрос интерес к народному костюму. Многие участники наших курсов проводят мастер-классы, бывают на всевозможных ярмарках и фестивалях народного творчества. У них возникает естественное желание сроднится с атмосферой, надеть подобающую одежду – народный костюм. Как сшить такой костюм: удобный и в то же время максимально приближенный к старинному? Предлагаю потрудиться для себя любимой на курсе дистанционного обучения Народный костюм на выхвалку . За основу будут взяты этнографические костюмы Поволжья из фондов музея.

Схема кроя сарафана


Выкройка сарафана, славянская традиция.

Мужские порты, выкройка


Схема кроя мужских портов.

Мужская свадебная рубаха, выкройка


Женская свадебная рубаха, выкройка


Основные термины кроя

БОРЫ — сборки на многих видах женской и мужской одежды, преимущественно на верхней и нагруд­ ной, сшитой с отрезной по талии или в области лопаток спинкой. В некоторых видах одежды, например на душегрейках, шугаях, боры закла­ дывались с подкладкой и куделью, проложенной для тепла, образуя плотные трубки. Боры распо­ лагались сзади вниз от талии или шли вокруг талии, расширяя нижнюю часть одежды.

Девичий праздничный костюм


Основным русским женским народным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном.

Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах». Во многих местах России зимой и летом вплоть до начала XX в. устраивались своеобразные смотрины невест, сопровождавшиеся часто народными гуляниями.

Венчальная рубаха-целошница


Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты.

На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными»рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Традиционные народные украшения

Территория Алтайского края заселялась в несколько этапов на протяжении двух веков. Поселенцы из южных и северных областей привозили с собой обычаи своих родных мест. Этим объясняется интересное смешение традиций, как в костюме, так и в отдельной его масти - украшениях.

Наиболее ранние исследования показывают, что комплекс украшений был весьма разнообразен и интересен. В него входили плетеные из бисера и стекляруса ряски и гайтаны, разнообразные бусы, цепочки, серьги, кольца и брошки. Такие архаичные формы украшений как гайтан и ряска связывают алтайских старожилов с южно-великорусской традицией.

Пояса и опояски


Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа— женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами.

Мужские рубахи и порты - покрой


Основными элементами мужской одежды повсеместно являлись рубаха и порты. Летним рабочим костюмом крестьянам служили рубаха и порты из домотканого холста. Холстяные рубахи, как правило, были с косыми воротами и с пуговицей. Порты шили из "тяжовины" -холщевой материи в полоску. Они состояли из трех длин: одна спереди, другая сзади, третья разрезалась по диагонали наклинья для "свободного шага".

Покрой головных уборов


Большим разнообразием отличались головные уборы крестьянок. Девушки, обычно заплетавшие одну косу, украшали ее лентами и кос-никами. Иногда они повязывали голову широкой длинной полоской ткани, оставляя затылок открытым.

Покрой сарафанов, рубах, нарукавников


Женская рубаха соединяла в себе элементы прямого кроя, у горловины собирались мельчайшие борики. За счет искусного борения больших кусков материи рубахе придавалась пышная форма. Такие рубахи назывались "борными". Описанный тип кроя присутствовал как в "поляцких" рубахах, так и в бухтарминских. Различаются они оформлением воротника и рукавов.

Народная одежда


Сведения о традиционной одежде чаще всего используют при изготовлении костюмов для фольклорных коллективов. Соответствие костюма песенному образу является непременным условием народных ансамблей. Сплошь и рядом фольклорные коллективы выступают в костюмах, стилизованных под традиционную одежду. Ни по крою, ни по орнаментике их рубахи и сарафаны не имеют ничего общего с подлинными народными образцами.

Фото костюма старообрядцев


Фото костюма старообрядцев

Штаны


Штаны (порты) чаще всего делались из холста - "пестряди" в клетку или в полоску. Если ткань клетчатая, то клетки не совмещаются. Также можно встретить штаны из толстого льна (шириной 46см). Однотонные штаны - "чимбары". Штанины назывались "колошками". Рассмотрим 4 варианта раскроя.

Мерки:
Объем Талии, Длина Изделия - меряется по бедру до щиколотки.

Рукава и Нарукавники


Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой.

Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной.
В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами».

Фартук


Фартук является обязательной частью костюма старообрядцев. Поляки носили гладкие фартуки или с мелким рисунком. Кержаки - полосатые (вертикально) и с узором расположенным полосками. Нарядные фартуки делались из шелка, кашемира. Фартук мог быть с оборкой 15-20см (см. рис. 15).


У "кержаков" - лента или позумент + кружево. Кежацкие фартуки отстрачивались по низу темной тканью или тесьмой. У "поляков" - может быть оборка, белое кружево + вьюнчик. Возможно аппликация зубчиками (кумачом), отстрочка волной или фигуркой.

Рисунки с выкройками

РОДОВЫЕ ДРЕВА В ОБЕРЕЖНОМ КРУГЕ 22:16 06.12.2013 Фотографий: 4 ДЕКУПАЖ 21:26 26.08.2011 Фотографий: 5 МОИ КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ 21:36 19.08.2011 Фотографий: 4

-Стена

МАСЛОМ ХЛЕБУШЕК НЕ МАЖЬ. СПРЯЧЬ КОЛБАСКУ И ЛАВАШ. СУШИ, ПИЦЦУ НЕ ВКУШАЙ – ТЫ ФИГУРУ СОБЛЮДАЙ! ВОТ ПРИДЁТ ВЕСНА В ТВОЙ ДОМИК, А НА КУХНЕ СИДИТ СЛОНИК! ЧТОБ ВЕСНОЙ В ЛЮБВИ ПОРХАТЬ, НУЖНО, ДЕТКА, МЕНЬШЕ ЖРАТЬ!

ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. Счастье - это свойство характера. У одних в характере его все время ждать, У других непрерывно искать, У третьих - повсюду видеть!

Вне зависимости от того, о чем вы мечтаете — начинайте над этим работать! И тогда в вашей жизни начнут происходить самые настоящие чудеса! Иоганн Вольфганг Гёте
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. Счастье - это свойство характера. У одних в характере его все время ждать, У других непрерывно искать, У третьих - повсюду видеть.

Смотря друг на друга, вы смотрите в глаза Бога. (Элра)
Вне зависимости от того, о чем вы мечтаете — начинайте над этим работать! И тогда в вашей жизни начнут происходить самые настоящие чудеса! Иоганн Вольфганг Гёте

-Поиск по дневнику

-Статистика


Порты по цвету должны гармонировать с рубахой. Хотя бывают и обратные случаи, если для портов удается найти совершенно уникальную ткань, очень напоминающую подлинный материал, то в этом случае именно порты «диктуют» цвет будущей рубахи.

Порты бывали в клетку, в полоску или однотонные.
Клетка. Сейчас в магазинах продаются пестрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканые материалы. Подходящая полоска встречается очень редко. Чаще всего это х/б материал – лен или матрасный тик. Однотонные порты - изо льна или сатина.



В данной работе предлагаю 3 раскроя мужских портов. Раскрои отличаются количеством материала, необходимого для изготовления. От минимального до максимального. Выбирать раскрой следует исходя из необходимой функциональности готового изделия.

Раскрой 1 (экономный).
Этот крой с порточинами из кошёных полотен, которые получаются путём разрезания по диагонали двух предварительно смётанных полотен ткани. Каждая порточина состоит из двух одинаковых частей, причём сзади порты наставляются по поясу малыми клиньями, получаемыми при раскрое основных полотен.


Технологическая последовательность изготовления
Наложить одно на другое два полотна ткани шириной 50-60 см и длиной 90 см.
Сметать и сшить полотна по двум боковым сторонам: АВ и ВГ.
На стороне АБ отложить точку Е, а на стороне ВГ – точку Д и, соединив их прямой, разрезать по ней ткань.
Сметать и сшить по линии ДЕ правую и левую порточины.
Совместив правую и левую порточины, как показано на рис. «б» и «в», сметать и прошить по линии ЁЖ (1) их переднюю и заднюю части, оставив не сшитой ширинку переда.
Отрезать два средних клина А Ж Ё и два средних клина Г Ж1 Ё1 с передней и задней частей портов. Нашить эти клинья на заднюю часть портов, как это показано на рис. «г».
По верхней части сделать загиб и прошив его, продеть гашник. Подрубить низ порточин.

Раскрой 2 (стандарный).
Современные пестрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканые материалы продаются шириной 150см. Потребуется ткани = длина портов + 15см.


Полученные детали – 2 порточины, 4 бочка, ластовица и пояс – необходимо обработать по краю, чтобы ткань не сыпалась.
К каждой порточине пришиваются по 2 бочка. Края швов с изнанки подгибаются на порточину и прострачиваются повторно – для более крепкого соединения. Получились 2 штанины.


Штанины сшиваются между собой. Пришивается ластовица.


Остается выполнить боковые швы штанин, пришить пояс и подрубить низ готовых портов.
При желании можно оформить ширинку. Иначе порты одеваются через верх.
В пояс вдевается крепкая тесемка или пояс-скрутка или резинка. Порты готовы.


Раскрой 3 (широкий).
Потребуется ткань размером 1,5м*2м. Внимание! При выборе полосатой ткани следует обратить внимание: куда на готовых портах будут направлены полосы. В этом случае раскрой необходимо развернуть так, чтобы полосы на портах были направлены сверху вниз. Количество ткани в этом случае будет 1,5м*2,2м.


Полученные детали – 2 порточины, 4 бочка и пояс – необходимо обработать по краю, чтобы ткань не сыпалась.
К каждой порточине пришиваются по 2 бочка. Края швов с изнанки подгибаются на порточину и прострачиваются повторно – для более крепкого соединения. Получились 2 штанины.


Штанины сшиваются между собой. Остается выполнить боковые швы штанин, пришить пояс и подрубить низ готовых портов.
При желании можно оформить ширинку. Иначе порты одеваются через верх.
В пояс вдевается крепкая тесемка или пояс-скрутка или резинка. Порты готовы.


Читайте также: