Как сшить рубаху в русском стиле

Обновлено: 24.04.2024

Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха — очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа. От рубахи, как от печки, «пляшут», разрабатывая тот или иной комплекс исторического костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного «былинно-славянского» образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.

Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.

Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна, фото № 1

Сколько купить ткани?
Самый длинный кусок в раскрое — это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.
Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.

Подготовка ткани к раскрою
Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.

Перед раскроем фабричную кромку срезают.

Ширина ткани и расчёт размеров
Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была гораздо меньше: 40-60 см. В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).
На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.

Стан
Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.

Рукав
Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.
В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.
Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.

Ластовица
Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.

Боковые клинья
Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.
Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.

Ворот
Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.

В этом мастер-классе вы узнаете, как я шью русские народные рубахи с машинной вышивкой. А также расскажу об одном из способов стыковки дизайна машинного крестика.

Если вы не владеете техникой машинной вышивки, то сможете заменить ее на ручную вышивку или на любую другую доступную вам отделку.

Для пошива и вышивки рубахи вам понадобится:

- ткань (я использую лен или хлопок);

- мелок для разметки.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 1

- вышивальная машинка (если вы используете машинную вышивку в качестве отделки);

- оверлок (при его отсутствии края можно обработать на швейной машинке или вручную).

Шьем русскую народную рубаху, фото № 2

Особенность русского народного кроя в том, что все детали должны уложиться в ширину ткани около 40см. Долгое время одежда шилась из домоткани и изготовить полотно шире 40 см было сложно. Современные ткани позволяют делать и более широкие детали, поэтому выкройку можно изменить и сшить рубаху без боковых вставок. Тогда крой будет выглядеть так:

Шьем русскую народную рубаху, фото № 3

Если вы шьете рубаху большего или меньшего размера, то важно соблюдать главные особенности народного кроя:

- рубаха должна быть свободной, в обхвате должен быть запас не менее 20 см;

- ширина рукава больше обхвата бицепса на 5 см (или более);

- длина рубахи не выше середины бедра (при подпоясывании рубаха значительно поднимается вверх);

- ширина рубахи от края рукава до края рукава на 10 см меньше роста человека.

1. Выкраиваем все детали. Не забываем добавить припуски на швы. Я обычно добавляю 1-1,5 см. А также припуски на подгибку рукава и подола 2-4 см.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 4

2. Начинаем украшать детали вышивкой.

Длина вышитой полосы, как правило, не помещается в одни пяльцы вышивальной машинки, поэтому части вышивки приходится стыковать. Процесс этот требует определенных навыков.

Существует много способов стыковки дизайна, я покажу наиболее удобный для меня.

В качестве стабилизатора я использую filmoplast — это специальная бумага с клеевым слоем. На нем удобно фиксировать деталь кроя, можно легко снять и положить деталь заново, если она легла не ровно.

В части дизайна в специальной программе я добавляю стыковочные строчки. Эта строчка вышивается в конце одной части дизайна и в начале следующей части. Для удачной стыковки эти строчки должны полностью совпасть.

Вышиваем первую часть дизайна. Стыковочную строчку можно вышить без нитки. В образовавшиеся отверстия от иглы нужно воткнуть минимум 3 булавки (в первое отверстие строчки, по середине, в последнее).

Шьем русскую народную рубаху, фото № 5

Шьем русскую народную рубаху, фото № 6

3. Аккуратно снимаем вышитую часть оборвав стабилизатор вокруг вышивки.

Важно, чтобы под булавками остался стабилизатор. Вид с изнанки:

Шьем русскую народную рубаху, фото № 7

4. Начинаем вышивать вторую часть дизайна. Вышиваем стыкующую строчку на стабилизаторе без нитки, без ткани. Останутся дырочки от прокола иглы.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 8

5. Накладываем деталь с вышитой первой частью. Так чтобы булавки попали в соответствующие дырочки стыкующей строчки. Так уже вышитая деталь ляжет ровно в то место, где начинается вторая часть дизайна.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 9

6. Вытаскиваем булавки, продолжаем вышивку второй части. Получается очень точная стыковка. На фото место стыковки:

Шьем русскую народную рубаху, фото № 10

7. Вышиваем все детали.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 11

8. Прорезаем разрез на груди с помощью вспарывателя.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 12

9. Пришиваем рукава. Оставляем не пришитыми 2-3 см с двух краев рукава. (Прокладываемые строчки отмечаю синим).

Шьем русскую народную рубаху, фото № 13

10. Пришиваем ластовицу к рукаву и обрабатываем срез вдоль этого шва.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 14

11. Пришиваем ластовицу к основной детали рубахи и обрабатываем часть среза отмеченным синим.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 15

12. Сшиваем рукав вшивая другую сторону ластовицы. Обрабатываем срез.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 16

13. Сшиваем оставшуюся часть ластовицы и боковую часть рубахи.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 17

14. Из пряжи делаем витой шнур с кисточкой на конце. Вшиваем его в край воротника-стойки. Воротник можно сразу выкроить нужной длины и вшить завязки с двух сторон. Но чтобы не прогадать с размером можно воротник обрезать позже, когда большая его часть будет пришита.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 18

15. Вшиваем воротник-стойку. При необходимости обрезаем длину воротника и вшиваем вторую завязку.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 19

16. Обрабатываем срез горловины. Подворачиваем и подшиваем подол и рукава рубахи.

Шьем русскую народную рубаху, фото № 20

17. Рубаха готова!

Шьем русскую народную рубаху, фото № 21

Узнавайте больше о русской культуре! Уверена, вы сделаете много открытий для себя, изучая быт и обычаи наших предков!

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

выкройка русской народной рубахи женской под сарафан

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).


Эскиз рубахи из П авловопосадской коллекции


Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.

русская женская рубаха выкройка

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.


Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.


Женская русская рубаха — базовая модель для сценического народного костюма, какие конструктивные и художественные особенности нужно учитывать, если хотите сшить русскую рубаху своими руками. Как выбрать материалы, фасон для сценического выступления.

1. История женской рубахи: конструктивные особенности

2. Цвет и росписи рубах в историческом и сценическом костюме

3. Народные рубахи и блузы для выступлений на сцене

4. Русская рубаха для девочки

5. Сшить русскую женсую рубаху своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История рубахи: конструктивные особенности

Длинная широкая одежда с длинными рукавами — рубаха, — была порой единственной одеждой некоторых женщин на Руси, но точно базой костюмной комплекса каждой русской женщины. Простую рубаху шили из льняного или конопляного холстов домашнего производства, когда позволяли средства, — из фабричных тканей. Рубахи различных типов носились в зависимости от района.

Два основных конструктивных типа женской рубахи:

• Цельная рубаха — из цельного полотна.

• Составная рубаха — из двух частей.


Типы кроя женских рубах:

• Туникообразные, цельные холщовые рубахи.

• Рубаха с прямыми и косыми плечевыми вставками-поликамию

• Рубаха, у которой слитные полик и рукав.

• Рубаха с косыми поликами.

• Рубаха с круглой вставкой у ворота — воротушкой.

Цвет и росписи рубах в историческом и сценическом костюме

Исторически рубахи как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашеной нити. Плечевые части рубах украшали вышивкой, аппликациями, нашивками, тесьмой. Особенно рубахи молодых замужних женщин. Рубахи девушек украшали скромно, в основном на рукавах и подоле. Пожилые женщины чаще всего носили однотонные белые рубахи.


Рубахи из домашних льняных и конопляных полотен имели естественный серо-белый цвет. Яркости им придавали вышивки и декор. Если праздничную рубаху шили из крашеной ткани, она могла быть глубоких темных оттенков естественных красителей: темно-красная, темно-зеленая, темно-синяя.

Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на рубахах и базовых костюмных блузах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах.

Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на блузы одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты на рубахах этих коллекций сочетаются с другими элементами костюма.

Народные рубахи и блузы для выступлений на сцене

Базовыми для костюмов с любой росписью становятся однотонные белые рубахи. Рубахи повторяют фасоны исторических моделей, выполнены из хлопка и креп-сатина. Хлопок — универсальная ткань для нательной одежды, а креп-сатин дает приятный глазу матовый отблеск света и выглядит чуть наряднее.

Следующая группа женских рубах, — рубахи, повторяющие крой народных моделей с вышивками или имитациями вышиво. Тульская женская рубаха, Рубаха с поясом Русская сказочница. Русская фольклорная рубаха.

Базовые однотонные блузы современного кроя: хоровая, вокальная, блузка Бемоль, блузка Василиса.

Яркие принтованные блузы из капсульных коллекций: русская павловопосадская блузка и русская хохломская блузка.

Русская рубаха для девочки

Рубахи народных костюмов для детей также делятся на однотонные и декорированные. Выполнены они также как и женские взрослые — из хлопка и креп-сатина. Базовые модели делятся на два вида:

• Удлиненная рубаха — для распашного сарафана.

• Короткая рубаха, которая скрывается под платьем.

Русская фольклорная рубаха для девочки больше остальных похожа на историческую модель русской рубахи: длинная, украшена принтом с вышивкой южно-русских губерний, на материалы прорисованы нити домотканного холста.

Блузки скроены с рукавами-фонариками, украшены небольшими кружавчиками на горловине и манжетах. Блузка русская, блузка Жизель.
Блузка славянская из креп-сатина и из хлопка.

Сшить русскую женсую рубаху своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русскую женскую рубаху своими руками, у вас несколько вариантов:

• Купите понравившуюся выкройку.

• Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

• Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

• Сшейте рубаху из наборов для пошива.

Женские рубахи в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали рубахи напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива женской рубахи

Если вы построили выкройку и шьете рубаху с нуля, выбирайте для нее такие ткани как хлопок, а также — креп-сатин, мягкий габардин, сатен, - синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива русской женской рубахи

Ткани с принтами произведены с помощью сублимационной печати, стирайте их в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.


Говорила всем, что народную одежду не шью, и. вынуждена была изменить своим словам.😉😜 Попросил один хороший человек. Пришлось мне уже по-настоящему искать информацию по этому виду русских народных рубах, да и старую свою статью переработать с новыми "нарытыми" фактами:

Мне одной усваивать новый материал как-то стало скучно, и было принято решение рассказать все по порядку и вам, дорогие посетители сайта, согласны?

Создание этой страницы-вступления послужила моя дотошность в изысканиях правильности пошива исторического костюма. Тем более, что заказчик просил сшить косоворотку старинной модели, принятую в народе до 1860-80 годов. Потому что после и ближе к концу XIX века, а тем более с начала века ХХ-го крой косоворотки был видоизменен, а именно стал заимствован уже из кроя городской рубахи, который на тот момент (начиная с 1830-х г.) был распространен у мужчин. Хотя одноверменно тот старинный крой народной рубахи стал еще одним вариантом изготовления мужских рубах в России до 1920 годов.


"В декабрьский вечер, в чисто прибранной крестьянской избе сидело трое собеседников. двое из них, люди довольно пожилые, имели степенный, солидный вид; дышащая молодостью наружность третьего отличалась напротив неугомонною подвижностью, разлитую не только в лице его, но и во всей фигуре. Особенно не знали покоя руки, то свивавшие на палец концы пояска, надетого сверх рубахи косоворотки, или крутившие в жгут полы её, выпущенные поверх тиковых шаровар. На столе перед ними, среди чайной посуды и тарелок с пшеничными калачами, оладьями и блинами, ворчал, пуская густые клубы пара, объемистый самовар, называемый в простонародии "купеческим"... - так описывал Наумов Н.И. в 1874 году своих героев в произведении "Сила солому ломит".


Вот что писали в конце XIX века в одном российском каталоге по рубахам:

"Рубаха мужская: у вятича - из домотканного холста или набивного, прямой разрез по середине груди, очень низкий ворот; у пермяка - косоворотка из синей домашней холстины, узкая в рукавах и поясе, длинная с длинной подоплекой; ворот очень низкий, на одной пуговице. У сибиряка во втором и третьем поколении - прямой боковой небольшой разрез ворота (часто ан правой стороне); высокий и узкий ворот на 2-3 пуговицы; глухие манжеты с обшлагом; рубаха длинная с ластовицами и подоплекой обязательно; всегда из покупного ситца; на рубаху идет 6 аршин; верхняя рубаха шьется из бумазеи и из ситца со сборами на груди, на манер блузы".


Поискав хорошенько подлинники рубах-косоворотк в соц.сетях, поняла одно: что более всего их показано на картинах русских художников 19 - начала 20 веков.

Вот, например, на картине Василия Перова (1873г.) "Отпетый" очень хорошо показана подоплека на рубахе-косоворотке .


Или показана ярко-красняа косоворотка с той же подоплекой у него же (Перова) в её позднем варианте (1878 г) "Дворник".


ШЬЕМ ВМЕСТЕ РУБАХУ-КОСОВОРОТКУ

Как говорится в реконструкторской среде: "мы не ищем легких путей", и. тут меня ждал подвох: вариант пошива должен был быть экономкласса. Т.е. с минимальными затратами за минимальную стоимость. Это значит, что шить придется на машинки из дешевой ткани. Так что рубаха-косоворотка должна быть чисто стилизацией, но с элементами подлинных данных изделия. Придется учесть, что две основные черты изготовлении: ластовица и подоплека (короткая подкладка) были в обязательном порядке. А так же нужно помнить, что любая историческая вещь, даже сшитая на швейной машинке, не обходится без ручных швов.

Всегда шью вещи так, как буд-то буду носить их сама. А т.к. люблю в одежде удобство и незаметность в ношении (чтобы ничего не тянуло, легко двигаться и проч.), то стараюсь учитывать любую мелочь.

Хорошо изучив материал по видам народных рубах, стало понятно, что сшить косоворотку не так и сложно, т.к. это был тот же вид городских рубах, только с небольшими упрощенными отличиями. Тем более, что мне заказали сшить простую рубаху без всяких отделок: тесьмы и проч.

И вот какой создался у меня приблизительный чертеж:


Ткань подбирал сам заказчик. Это не составило труда, т.к. в народе был распространен покупной ситец из которого шились нарядные праздничные рубахи уже из целого широкого полотна, а не из частей узкого частного ткачества.

Подобрала все для пошива: от ткани на подоплеку ,до ниток и пуговиц металлических.

Рассчитала размеры основы, учитывая свободное облегание (не менее 20 см) основы рубахи и что длина рубахи к тому времени (середины XIX века) стала в народе варьироваться до колена и чуть выше.


Усадила ткань перед раскроем, высушила, прогладила.

И первым делом - обрезала кромку на ткани, чтобы не мешала раскрою.


Учитывая, что нынешнее поколение не совсем привычные к носке старинных изделий+изменение фигуры все таки к нашему времени произошли серьезные, решила горловину раскроить уже с расчетом современного конструирования.

-при пошиве мужских рубах со стандартным воротником считают так: натуральный обхват шеи + 1 см, + прибавки на швы (2 см) + прибавка на застежку (2-3 см- смотря по модели).

- у меян получилось: обхват шеи 40 см + 2 см ( все-таки не хотела ,чтобы у человека туго затягивался ворот) + 5 см= 47 см.

- при построении берется половина размера: 23,5 см, значит на спинку - 8 см, а остальное расстояние выреза горловины - на полочку /перед.

На фото показан стан и остаток от бока ткани - на поясок. Конечно же поясок лучше тканный или купить или заказать, но мною было принято решение - сделать на всякий случай - пусть у человека будет, да и выбрасывать кусочек жалко стало. В конце-концов можно нашить ан верх пояса красивую тесьму.


Рубаху сделала не совсем прямого стана, а чуть ( на 6 см ) к низу шире.

Дело в том, что в пошиве старинной одежды - ВСЕ в ВАШИХ руках, а тем более народной! Т.к. до конца XIX века портняжное ремесло было кустарным, ну, а косоворотки шились самими женщинами в деревнях и селах своим мужчинам родным и знакомым.

И основное в изготовлении той же косоворотки : чтобы рубаха получилась не узкая, не короткая. А сама сборка такая же, как при шитье рубах городского вида, но гораздо проще из-за прямых рукавов, без манжет и без сборки на рукавах у плеча. Хотя и тут верно: что к 1870-80 годам одним из вида косовороток были и сборки у рукавов как в городских рубахах.

Ну, а с подоплекой шить или без неё - это выбор каждого в отдельности. Помните: по истории русских народных рубах: все, что с косой застежкой называли - косовороткой и даже древние кольчуги 14-15 вв.


Построение кроя косоворотки , вошедшей в народный костюм со второй половины XIX века, а именно : по крою городской сорочки.

Читайте также: