Как сшить русскую народную рубаху женскую

Обновлено: 17.04.2024

Что собой представляет русская женская рубаха? Как правильно её сшить?

О рубахе довольно много информации в сети и, в основном она взята либо от советских учёных-историков, либо от «неоязычников». И там, и там много интересного и полезного. Но до истины докопаться сложно.

Если подходить к вопросу, исходя из понятий «славянский костюм» или «славянская одежда», то поиск только расширится. А нам бы как-то до истины докопаться.

Но вот попалась фраза в достаточно современной книге (2006 год) НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКОГО СЕВЕРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмилы Федоровны Кислухы:
« …Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи (!). Влияние петровских реформ в XVIII — начале XIX века на север проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь еще долго, вплоть до конца XIX века».

Всё правильно! Русский Север — хранитель наших традиций!

Итак, о русской женской рубахе от Людмилы Фёдоровны понятно и просто:

«Основой комплекса женской одежды с сарафаном была рубаха. Так же, как и сарафаны, женские рубахи различались по конструкции, материалу, из которого были сшиты, характеру декора и по ряду других признаков, отражавших местную специфику.

По конструкции они подразделялись на цельнокроеные и составные.

Цельные рубахи шились по всей длине из целых полотен ткани,
а составные — из двух частей:
верхней, которая называлась «рукава», «воротушка», «вороток»,
и нижней — «стана», «становины», «станины».

Людмила Фёдоровна применяет словосочетание «традиционный костюм». Так принято и научно закреплено.
Я же в своих статьях слово «костюм» буду заменять словом «одежда», что бы там не говорили про «ансамбль и комплекс предметов» (почему — уже писал).

Самый лучший материал для пошива русской рубахи конечно же лен! Воссоздавая традиционную народную рубаху — надо стремится вложить в неё частичку своей души. Внешний вид и качество материала имеют значение. Экспериментировать с новомодными тканями можно, но это уже будет не русская рубашка. А ведь очень важно сохранить корни и традиции нашего народа.

В конце XIX века на Русском Севере были распространены цельнокроеные и составные рубахи двух видов: с прямыми плечевыми вставками-поликами, или с поликами, слитными с рукавом, и бесполиковые (туникообразные) рубахи.

Женская рубаха

Рубашки с прямыми поликами имели два варианта кроя. В первом случае вставки-полики пришивались по уточной нити центрального полотна ткани, из которого шилась рубаха, а во втором — по основе ткани.

Полик расширял верхнюю плечевую часть рубахи отчего ворот ее собирался в мелкие сборки. Такие рубахи были распространены на Поморье, в Мезени, Пинежье и в Вологодской губернии.

Бесполиковые рубахи в конце XIX — начале XX века бытовали лишь в некоторых районах Архангельской, Новгородской и Олонецкой губерний и считались обрядовой или старушечьей одеждой. Особенность их кроя заключалась в том, то они шились из одного перегнутого пополам полотна ткани, к верхней части которого пришивались рукава.

Для шитья рубах в конце XIX — начале XX века повсеместно использовались как домотканые ткани, так и покупные»

Проще всего о том, как сшить рубаху, на мой взгляд, написала Мария Рыбина из г. Курган в своем посте Вконтакте.

На рисунке ниже представлен образец кроя рубахи:

Крой женской рубахи

Отмерьте какой длины будет ваша рубаха, желательно чтоб она доходила до середины бедра:

длина — (мерка от плеча до нужной длины)
ширина — (размер одежды в плечах + 10 см)
сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!
на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)
кроим рукав: 2 шт.
верх — (обхват бицепса+5 см)
низ — (запястье)- (обхват запястья 5 см)
ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)
клинья 2 шт.
Для мужской рубахи 50 см на 35 см. Для женской рубахи 80 или 90 см на 50 см.

Крой рубахи

сшиваем рукава
вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)
пришиваем рукава к рубахе
сшиваем рубаху по бокам, до клиньев.
вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга).
вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее.
все края подшиваете
Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

выкройка русской народной рубахи женской под сарафан

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).


Эскиз рубахи из П авловопосадской коллекции


Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.

русская женская рубаха выкройка

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.


Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.


Женская русская рубаха — базовая модель для сценического народного костюма, какие конструктивные и художественные особенности нужно учитывать, если хотите сшить русскую рубаху своими руками. Как выбрать материалы, фасон для сценического выступления.

1. История женской рубахи: конструктивные особенности

2. Цвет и росписи рубах в историческом и сценическом костюме

3. Народные рубахи и блузы для выступлений на сцене

4. Русская рубаха для девочки

5. Сшить русскую женсую рубаху своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История рубахи: конструктивные особенности

Длинная широкая одежда с длинными рукавами — рубаха, — была порой единственной одеждой некоторых женщин на Руси, но точно базой костюмной комплекса каждой русской женщины. Простую рубаху шили из льняного или конопляного холстов домашнего производства, когда позволяли средства, — из фабричных тканей. Рубахи различных типов носились в зависимости от района.

Два основных конструктивных типа женской рубахи:

• Цельная рубаха — из цельного полотна.

• Составная рубаха — из двух частей.


Типы кроя женских рубах:

• Туникообразные, цельные холщовые рубахи.

• Рубаха с прямыми и косыми плечевыми вставками-поликамию

• Рубаха, у которой слитные полик и рукав.

• Рубаха с косыми поликами.

• Рубаха с круглой вставкой у ворота — воротушкой.

Цвет и росписи рубах в историческом и сценическом костюме

Исторически рубахи как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашеной нити. Плечевые части рубах украшали вышивкой, аппликациями, нашивками, тесьмой. Особенно рубахи молодых замужних женщин. Рубахи девушек украшали скромно, в основном на рукавах и подоле. Пожилые женщины чаще всего носили однотонные белые рубахи.


Рубахи из домашних льняных и конопляных полотен имели естественный серо-белый цвет. Яркости им придавали вышивки и декор. Если праздничную рубаху шили из крашеной ткани, она могла быть глубоких темных оттенков естественных красителей: темно-красная, темно-зеленая, темно-синяя.

Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на рубахах и базовых костюмных блузах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах.

Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на блузы одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты на рубахах этих коллекций сочетаются с другими элементами костюма.

Народные рубахи и блузы для выступлений на сцене

Базовыми для костюмов с любой росписью становятся однотонные белые рубахи. Рубахи повторяют фасоны исторических моделей, выполнены из хлопка и креп-сатина. Хлопок — универсальная ткань для нательной одежды, а креп-сатин дает приятный глазу матовый отблеск света и выглядит чуть наряднее.

Следующая группа женских рубах, — рубахи, повторяющие крой народных моделей с вышивками или имитациями вышиво. Тульская женская рубаха, Рубаха с поясом Русская сказочница. Русская фольклорная рубаха.

Базовые однотонные блузы современного кроя: хоровая, вокальная, блузка Бемоль, блузка Василиса.

Яркие принтованные блузы из капсульных коллекций: русская павловопосадская блузка и русская хохломская блузка.

Русская рубаха для девочки

Рубахи народных костюмов для детей также делятся на однотонные и декорированные. Выполнены они также как и женские взрослые — из хлопка и креп-сатина. Базовые модели делятся на два вида:

• Удлиненная рубаха — для распашного сарафана.

• Короткая рубаха, которая скрывается под платьем.

Русская фольклорная рубаха для девочки больше остальных похожа на историческую модель русской рубахи: длинная, украшена принтом с вышивкой южно-русских губерний, на материалы прорисованы нити домотканного холста.

Блузки скроены с рукавами-фонариками, украшены небольшими кружавчиками на горловине и манжетах. Блузка русская, блузка Жизель.
Блузка славянская из креп-сатина и из хлопка.

Сшить русскую женсую рубаху своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русскую женскую рубаху своими руками, у вас несколько вариантов:

• Купите понравившуюся выкройку.

• Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

• Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

• Сшейте рубаху из наборов для пошива.

Женские рубахи в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали рубахи напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива женской рубахи

Если вы построили выкройку и шьете рубаху с нуля, выбирайте для нее такие ткани как хлопок, а также — креп-сатин, мягкий габардин, сатен, - синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива русской женской рубахи

Ткани с принтами произведены с помощью сублимационной печати, стирайте их в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.


Говорила всем, что народную одежду не шью, и. вынуждена была изменить своим словам.😉😜 Попросил один хороший человек. Пришлось мне уже по-настоящему искать информацию по этому виду русских народных рубах, да и старую свою статью переработать с новыми "нарытыми" фактами:

Мне одной усваивать новый материал как-то стало скучно, и было принято решение рассказать все по порядку и вам, дорогие посетители сайта, согласны?

Создание этой страницы-вступления послужила моя дотошность в изысканиях правильности пошива исторического костюма. Тем более, что заказчик просил сшить косоворотку старинной модели, принятую в народе до 1860-80 годов. Потому что после и ближе к концу XIX века, а тем более с начала века ХХ-го крой косоворотки был видоизменен, а именно стал заимствован уже из кроя городской рубахи, который на тот момент (начиная с 1830-х г.) был распространен у мужчин. Хотя одноверменно тот старинный крой народной рубахи стал еще одним вариантом изготовления мужских рубах в России до 1920 годов.


"В декабрьский вечер, в чисто прибранной крестьянской избе сидело трое собеседников. двое из них, люди довольно пожилые, имели степенный, солидный вид; дышащая молодостью наружность третьего отличалась напротив неугомонною подвижностью, разлитую не только в лице его, но и во всей фигуре. Особенно не знали покоя руки, то свивавшие на палец концы пояска, надетого сверх рубахи косоворотки, или крутившие в жгут полы её, выпущенные поверх тиковых шаровар. На столе перед ними, среди чайной посуды и тарелок с пшеничными калачами, оладьями и блинами, ворчал, пуская густые клубы пара, объемистый самовар, называемый в простонародии "купеческим"... - так описывал Наумов Н.И. в 1874 году своих героев в произведении "Сила солому ломит".


Вот что писали в конце XIX века в одном российском каталоге по рубахам:

"Рубаха мужская: у вятича - из домотканного холста или набивного, прямой разрез по середине груди, очень низкий ворот; у пермяка - косоворотка из синей домашней холстины, узкая в рукавах и поясе, длинная с длинной подоплекой; ворот очень низкий, на одной пуговице. У сибиряка во втором и третьем поколении - прямой боковой небольшой разрез ворота (часто ан правой стороне); высокий и узкий ворот на 2-3 пуговицы; глухие манжеты с обшлагом; рубаха длинная с ластовицами и подоплекой обязательно; всегда из покупного ситца; на рубаху идет 6 аршин; верхняя рубаха шьется из бумазеи и из ситца со сборами на груди, на манер блузы".


Поискав хорошенько подлинники рубах-косоворотк в соц.сетях, поняла одно: что более всего их показано на картинах русских художников 19 - начала 20 веков.

Вот, например, на картине Василия Перова (1873г.) "Отпетый" очень хорошо показана подоплека на рубахе-косоворотке .


Или показана ярко-красняа косоворотка с той же подоплекой у него же (Перова) в её позднем варианте (1878 г) "Дворник".


ШЬЕМ ВМЕСТЕ РУБАХУ-КОСОВОРОТКУ

Как говорится в реконструкторской среде: "мы не ищем легких путей", и. тут меня ждал подвох: вариант пошива должен был быть экономкласса. Т.е. с минимальными затратами за минимальную стоимость. Это значит, что шить придется на машинки из дешевой ткани. Так что рубаха-косоворотка должна быть чисто стилизацией, но с элементами подлинных данных изделия. Придется учесть, что две основные черты изготовлении: ластовица и подоплека (короткая подкладка) были в обязательном порядке. А так же нужно помнить, что любая историческая вещь, даже сшитая на швейной машинке, не обходится без ручных швов.

Всегда шью вещи так, как буд-то буду носить их сама. А т.к. люблю в одежде удобство и незаметность в ношении (чтобы ничего не тянуло, легко двигаться и проч.), то стараюсь учитывать любую мелочь.

Хорошо изучив материал по видам народных рубах, стало понятно, что сшить косоворотку не так и сложно, т.к. это был тот же вид городских рубах, только с небольшими упрощенными отличиями. Тем более, что мне заказали сшить простую рубаху без всяких отделок: тесьмы и проч.

И вот какой создался у меня приблизительный чертеж:


Ткань подбирал сам заказчик. Это не составило труда, т.к. в народе был распространен покупной ситец из которого шились нарядные праздничные рубахи уже из целого широкого полотна, а не из частей узкого частного ткачества.

Подобрала все для пошива: от ткани на подоплеку ,до ниток и пуговиц металлических.

Рассчитала размеры основы, учитывая свободное облегание (не менее 20 см) основы рубахи и что длина рубахи к тому времени (середины XIX века) стала в народе варьироваться до колена и чуть выше.


Усадила ткань перед раскроем, высушила, прогладила.

И первым делом - обрезала кромку на ткани, чтобы не мешала раскрою.


Учитывая, что нынешнее поколение не совсем привычные к носке старинных изделий+изменение фигуры все таки к нашему времени произошли серьезные, решила горловину раскроить уже с расчетом современного конструирования.

-при пошиве мужских рубах со стандартным воротником считают так: натуральный обхват шеи + 1 см, + прибавки на швы (2 см) + прибавка на застежку (2-3 см- смотря по модели).

- у меян получилось: обхват шеи 40 см + 2 см ( все-таки не хотела ,чтобы у человека туго затягивался ворот) + 5 см= 47 см.

- при построении берется половина размера: 23,5 см, значит на спинку - 8 см, а остальное расстояние выреза горловины - на полочку /перед.

На фото показан стан и остаток от бока ткани - на поясок. Конечно же поясок лучше тканный или купить или заказать, но мною было принято решение - сделать на всякий случай - пусть у человека будет, да и выбрасывать кусочек жалко стало. В конце-концов можно нашить ан верх пояса красивую тесьму.


Рубаху сделала не совсем прямого стана, а чуть ( на 6 см ) к низу шире.

Дело в том, что в пошиве старинной одежды - ВСЕ в ВАШИХ руках, а тем более народной! Т.к. до конца XIX века портняжное ремесло было кустарным, ну, а косоворотки шились самими женщинами в деревнях и селах своим мужчинам родным и знакомым.

И основное в изготовлении той же косоворотки : чтобы рубаха получилась не узкая, не короткая. А сама сборка такая же, как при шитье рубах городского вида, но гораздо проще из-за прямых рукавов, без манжет и без сборки на рукавах у плеча. Хотя и тут верно: что к 1870-80 годам одним из вида косовороток были и сборки у рукавов как в городских рубахах.

Ну, а с подоплекой шить или без неё - это выбор каждого в отдельности. Помните: по истории русских народных рубах: все, что с косой застежкой называли - косовороткой и даже древние кольчуги 14-15 вв.


Построение кроя косоворотки , вошедшей в народный костюм со второй половины XIX века, а именно : по крою городской сорочки.


Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 17-20 вв., Г.С. Маслова есть четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.

Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков".

Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);

- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);

- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);

- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;


- туникообразная рубаха без бочков из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста.

Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка".

"Голошейку" с прямым разрезом на груди считают наиболее древней.

Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка"(прямая полоска ткани, перегнутая пополам), застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными.

Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический



Читайте также: