Как сшить семейский костюм

Обновлено: 18.04.2024

Орнамент росписи одежды
На ткани чистой, белоснежной;
Сохранность мудрости Славян.
Раскольники и староверы
Другою православной веры;
Пришли веков к нам чрез туман.

Мы с группой ходили на экскурсию в музей, и я была в семейской избе. Сколько я там увидела старинных предметов и вещей. Было очень интересно посмотреть, как жили семейские. Но больше всего меня поразили своей красотой, женские семейские костюмы. Настоящие костюмы наших прапрабабушек. Необычный, старинный женский наряд. Разнообразия цвета, каждый костюм красив по-своему.

Объект исследования – семейский женский костюм.

Предмет исследования – элементы женского семейского костюма.

Цель проекта - изучить особенности семейского костюма.

  • Собрать информацию о женском семейском костюме из разных источников.
  • Собрать коллекцию семейских костюмов.
  • Изучить элементы костюма.
  • Построить модель костюма.
  • Сшить семейский костюм.
  • Презентовать костюм перед детской и взрослой аудиторией.

Узнать из чего состоит старинный женский семейский костюм. Я могу попросить маму и вместе сшить себе такой же.

Исследование семейского костюма:

  • Посещение библиотеки и музея Бичуры
  • Беседа с Луговской П. К. (бабушка староверка, носящая всегда семейский костюм)
  • Экскурсия в БОСШ №1 в этнографический музей.
  • Изучение материалов интернета, архивных фотографий, просмотр презентаций.
  • Подбор материалов для костюма.
  • Составление моделей костюма.
  • Изготовление элемента костюма.
  • Изготовление украшений.
  • Подбор костюмов для коллекции.

Обобщение результатов исследования :

  • Изготовление детского семейского костюма.
  • Организация в группе выставки коллекций семейских костюмов.
  • Создание альбома «Семейский женский костюм»
  • Создания презентации «Вот и сшили с мамой сарафан».
  • Выступление ребёнка экскурсовода о создании коллекции семейских костюмов.
  • Выступление с презентацией перед детьми старших и подготовительных групп ДОУ.
  • Выступление с презентацией на научно- практической конференции ДОУ «Первые шаги»
  • Выступление в костюме на республиканской конференции «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья»
  • Выступление с сольным номером на фестивале детского творчества «Весенние голоса»

Работая вместе с мамой над изготовлением моего семейского костюма, я много узнала нового и интересного. Теперь я узнала, кто такие семейские, из каких элементов состоит семейский костюм, традиции и ношения семейской одежды. У меня есть теперь настоящий семейский костюм, сшитый по рассказу Луговской П.К. Про меня теперь можно сказать, я, Перелыгина Аня – «Красавица в семейском костюме»

Никогда не писала, а тут подумала почему бы не попробовать И начать решила со своей семьи. Я расскажу вам о таком явлении в моей родословной, как «Старообрядцы» или как их еще называют «Семейские».

Теперь немного обо мне. Меня зовут Катя, мне 27. У меня бородатый муж, собака породы Джек Рассел Терьер и белоснежный кот;) Я шью игрушки и мечтаю путешествовать. Уже практически 10 лет я живу в Новосибирске. Приехала учиться, ну и конечно же осталась. Со дня рождения и до окончания школы жила в Улан-Удэ (Для тех, кто не селен в географии: г. Улан-Удэ - столица р. Бурятия. Недалеко находится о. Байкал.). Практически все мои бабушки и дедушки были семейскими. Конечно в то время, когда я была маленькая уже не было ярко выраженного следования старым обрядам, но все таки кое-что все таки присутствовало.

История

Староверы или семейские – это группа людей, которые придерживались старых религиозных взглядов. Они были против церковной реформы, которую затеял во второй половине XVII века патриарх Никон при содействии царя Алексея Михайловича. Борьбу против нововведений возглавил протопоп Аввакум, глава восстания был очень сильной личностью. Он был подвержен разным испытания, но так и остался верен своим убеждениями и не отказался от них. После начала реформ на Руси произошел раскол и староверам пришлось совсем несладко. Они были объявлены вне закона, их подвергали пыткам и гонениям. Поэтому люди были вынуждены бежать на свободные земли, где создавали собственные поселения, и совершали обряды, согласно своим обычаям. География вынужденного расселения старообрядцев очень велика. И даже в наше с вами время поселения можно встретить в разных уголках мира: в Австралии, в Турции, в Румынии, в Боливии, в США и в Грузии. До переселения в Сибирь дело дошло не сразу. В 1764г. Екатерина II посылает армию для возврата староверов в Россию. При этом походе было захвачено около 20 тыс. душ, которые без следа и следствия были отправлены в Сибирь.В Бурятию было сослано больше всего старообрядцев. Переселяли людей целыми семьями, которые были весьма большими. Кстати из-за этого в дальнейшем от местных жителей они получили название семейские. Годами люди добирались до мест ссылки и конечно же в дороге происходили потери. Не смотря на все трудности люди не сдавались и добирались до мест ссылки.

В августе 1765 семейские прибыли в Бурятию. Им были выделены земли, которые до этого считались не совсем пригодными для жизни. Но, о чудо, семейские смогли их освоить. Строили дома, сеяли, рожали детей и обустраивали свой быт. Буквально за 30-40 лет села в которые были переселены староверы преобразились. А все благодаря тому, что семейские были очень трудолюбивы и вели трезвый образ жизни.

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 2

Быт и культура семейских

Помню, когда я была маленькая и все родственники собирались на какой либо праздник, застолье заканчивалось протяжными песнями. Одна из них была про «Пана и курочку», в детстве она казалась бесконечной и очень забавной)) Без песен очень трудно представить жизнь семейских. Пели они всегда – и в прошлом, не смотря на запреты уставщиков и поют по сегодняшний день. Оказывается, что в 2001г. В Париже ЮНЕСКО включила культуру семейских Забайкалья в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества наряду с 18 другими культурами из различных регионов мира. Раньше в хорах семейских пели и мужчины и женщины, но постепенно они превратились в чисто женские. Репертуар песен семейских очень велик есть исторические, свадебные, колыбельные, лирические, даже есть песни гражданской и Великой отечественной войны и на этом список не заканчивается. А некоторые песни сохранились с древних времен и им более 300 лет.

Больше всего из рассказов мамы, мне запомнилось, что семейские молились двумя перстами, т.е. средним и безымянным. Все потому что они не признавали Святого духа, мололись только отцу и сыну. Кстати бабушка по папиной линии до сих пор молится таким образом.

Еще интересный факт, который я запомнила из рассказов мамы. Есть картина В.И Сурикова «Боярыня Морозова», где женщина сидит в санях с поднятыми двумя перстами. Оказывается это не выдуманный персонаж, а действительно реальный женщина. Она была противницей реформы Никона, поддерживала старообрядцев и совершала молитвы по старым обрядам, за что в дальнейшем поплатилась жизнью.

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 3

У семейских не только красивые песни, но так же они отличались домами, которые были живописно раскрашены или украшены резьбой. Ставни, ворота и стены в доме расписывались. Сами избы были высокими. И еще один интересный факт, что дома строились без единого гвоздя. К жилым постройкам семейские относились по особенному, как к воплощению духа семьи. Поэтому дом мылся два раза в год не только внутри, но и снаружи. В левом углу чаше всего располагались иконы. На полу стелились круглые яркие коврики, связанные крючком. Моя бабуля до сих пор стелет такие дома))

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 4

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 5

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 6

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 7

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 8

Конечно, же нельзя не заострить внимание на красивейших костюмах семейских женщин. Наряд включал в себя рубаху, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запон (фартук), кичку). Незамужнее девушки не носили кичку, они вплетали ленту в косу. Также головные уборы украшались бисером. Самым неотъемлемым атрибутом костюма были весьма увесистые янтарные бусы. Интересный факт в том, что семейские использовали янтарь при лечении зоба, они толкли бусины и добовляли порошок в пищу.

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 9

Заключение

Ну теперь можно подвести итог. Не смотря на то что путь семейских был очень долгий и трудный, людей это не сломило. Не смотря на все, это они были верны своим традициям. До сих пор в Бурятии существуют семейские хоры. А в августе 2015г. прошла «Встреча старообрядцев мира. Путь Аввакума-2015г». Происходило мероприятие в одном из сел где проживали и по сей день проживают семейские. Люди съезжались с разных уголков мира, пели народные песни, одевались в яркие костюмы. Гостям демонстрировался быт семейских. К сожалению сама я не была на этой встречи, но моя мама ездила)

На мой взгляд важность таких мероприятий очень велика, т.к. все люди должны знать, где жили их предки и чем занимались. Если мы не будем интересоваться и помнить историю своих предков, то рано или позно о них и вовсе все забудут. И поэтому спешити узнать историю своих корней из первых уст)

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 10

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 11

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 12

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 13

Семейские. Маленькая история сильных людей., фото № 14

P.S. Для меня это был первый опыт написания статей или историй в общем, по этому не судите строго Спасибо))

В дополнение к теме ЗАЩИТНИКОВ сквера в Екатеринбурге

7 сентября в 18:00 в Первом музее славянской мифологии состоится открытие фото-этнографической выставки «Потерянные русские. Семейские Забайкалья.»
Выставка организована совместно с фотохудожником Романом Кошелевым и Музеем истории Томска.
Показать полностью.
Накануне Дня томича открываем соседей: Забайкальские старообрядцы или, как обычно их называют «семейские» - большая группа русского населения, проживающая на территории республики Бурятия и Забайкальского края. Расселялись они семьями, поэтому и получили название семейские. До сегодняшнего дня здесь сохраняются традиционный быт, обряды и песни, одежда – то есть, все то, что зовется русской народной традиционной культурой. Духовная культура Семейских Забайкалья, их песенное творчество, признаны ЮНЕСКО как часть мирового культурного наследия.

На выставке будут представлены предметы быта, этнографическая коллекция, а также фотографии потомков Семейских староверов, снятые в местах их проживания.
Целью выставки является сохранение и популяризация традиционной народной культуры, расширение межкультурного общения.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена
БИБЛИОТЕКА СТАРОВЕРА (LIBRARY OF OLD BELIEVER)

ОЧЕРК: А.М.Попова "Семейские (Забайкальские старообрядцы)", Оттиск из журнала "Бурятиеведение" (1928 г, №1-2(5-6)), Верхнеудинск, Городская Верхнеудинская типография НКИТ, 1928, 36 с.

Алёна Кушнаренко

Алёна Кушнаренко запись закреплена

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена

🌺

Особенности традиционного костюма семейских

КИЧКА - самый главный атрибут одежды семейской женщины. Ее облик вообще немыслим без головного убора. Семейская «однорогая» кичка является символом плодородия и благополучия. Она является главным оберегом. Она защищает не только саму женщину, но и ее дом, и всю семью от беды, горя, бедности, позора и бездетности. Поэтому семейскую женщину не зря называют хранительницей очага!
Показать полностью.

Партнеры проекта:
ФотоИзюминка ТОМСК
ФотоИзюминка. Снимаем с улыбкой. фото
Музей истории Томска
Компания "Деревенское молочко"
Живое ТВ
СтройДеталь
Дача Надёжная крыша Народный

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена

🌺

Особенности традиционного костюма семейских

ЯНТАРЬ - камень особенный, медовой прозрачности осколки словно светятся солнечным светом. С древности его использовали как могущественный талисман и амулет, лечебные и магические свойства янтаря многообразны.
Янтарь является источником творческих сил, веры и оптимизма. Он усиливает интуицию, приносит удачу, радость и покой, дает бодрость духа, сохраняет здоровье от многих болезней и хвори.
Показать полностью.

Партнеры проекта:
ФотоИзюминка ТОМСК
ФотоИзюминка. Снимаем с улыбкой. фото
Музей истории Томска
Компания "Деревенское молочко"
Живое ТВ
СтройДеталь
Дача Надёжная крыша Народный

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена

🌺

Особенности традиционного костюма семейских

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА – перешивалась из старых родительских рубах и сарафанов. Она также отличалась особой охранной вышивкой. Помимо этого, считалось, что ткань сохраняет энергетику взрослого человека, тем самым дети получали дополнительную родительскую защиту.

Партнеры проекта:
ФотоИзюминка ТОМСК
ФотоИзюминка. Снимаем с улыбкой. фото
Музей истории Томска
Компания "Деревенское молочко"
Живое ТВ
СтройДеталь
Дача Надёжная крыша Народный

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена

🌺

Особенности традиционного костюма семейских

ПОЯС - мужчины и женщины обязательно подпоясывают рубахи и сарафаны тканными поясами. Мужской пояс несет так же информационную составляющую: холостой оба конца пояса оставляет с одной стороны, а у женатого концы пояса по разным сторонам. Пояса ткались с геометрическими защитными узорами и делались длинными, чтобы несколько раз обхватить стан.
Показать полностью. Пояс является оберегом тела человека от злого глаза и неведомых сил. Помимо этого, крепкий тканный пояс дарит физическую силу и выносливость.

Партнеры проекта:
ФотоИзюминка ТОМСК
ФотоИзюминка. Снимаем с улыбкой. фото
Музей истории Томска
Компания "Деревенское молочко"
Живое ТВ
СтройДеталь
Дача Надёжная крыша Народный

Никита Андреев

Яргические узоры(диагональные линии, ромбы, свастики) символизируют поле,что же это за "защита" такая-полем? Вы просто из Википедии вставили случайную статью про пояса на Руси? Семейские-это ветвь древлеправославных христиан Забайкальского края,уж кто кто,но не им верить в обереги. Авторам должно быть стыдно.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена
Первый музей славянской мифологии | Томск

- Чем торгуешь
- Русой косой — девьей красой
- Чего она у тебя стоит?
- Конь с седлом, коробка с серебром.
Именно такой диалог торгов можно услышать на каждой СЕМЕЙСКОЙ СВАДЬБЕ Это старинный ритуал выкупа импровизированной косы невесты из прутьев и лент, как символа красоты молодой.
Показать полностью.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
По сей день в свадьбах старообрядцев отчетливо видна их любовь ко всему необычайно яркому, стремление все украсить и расцветить. Свадьбы у семейских всегда пышные да громкие: с явным театрально-драматическим характером Староверы часто разыгрывают многие моменты, как бы инсценируя их в расчете на зрителя и забавы ради Традиционный свадебный обряд состоит из сватовства, пропоин, девишника, церковного венчания, гуляния–пирования.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Сватовство сопровождается сбором приданого невесты. Часто оно состоит из сундука, в котором лежит одежда молодой. Шьется постель, ткутся половики. Их у состоятельной невесты должно быть до десяти «стен». В приданое также часто входит телка — кормилица и поросята для «расплоду».
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Обязательным ритуалом на свадьбе является её «тушение». На улице, возле ворот, разжигают костер, прыгают, поют и пляшут возле него. Когда костер догорает, его затаптывают.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Несмотря на явление сватовства, раньше значительно чаще встречалась обрядовая сторона оформления семьи — брак «убегом». Молодые договаривались о совместной жизни без согласия родителей, без сватовства, и невеста в тот же день уходила в дом жениха
Утром или через несколько дней молодые обязательно приходили повиниться, попросить прощения, благословения у родителей Справлялись «простины». Они имели двойной смысл : просить прощения у родителей и прощаться со соей родней.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Ещё больше о традициях и жизни семейских мы поведаем вам на экспозиции «Потерянные русские. Семейские Забайкалья»
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
ул. Загорная, 12
Пн-вск: 10.00 - 19.00
210 - 333

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена
Первый музей славянской мифологии | Томск

ЭКСПОЗИЦИИ С ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Наша фото-этнографическая выставка «Потерянные русские. Семейские Забайкалья» настолько многогранна и насыщенна, что окутывает вас, затрагивая все органы чувств
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Гости погружаются в атмосферу и быт староверов, лишь услышав говор и первые строчки протяжных песен семейских Каждый проникается культурой удивительного народа, увидев подлинные фотографии на ветвях «Дедушки Тополя».
Показать полностью.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Мудрое, повидавшее множество судеб дерево, как и пожелтевшие фотокарточки на его ветвях, готово поведать каждому сотни историй старообрядцев
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Не упустите возможность, заглянуть в Музей Славянской Мифологии до 7 ноября и воочию увидеть нашу интерактивную экспозицию
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
ул. Загорная, 12
Пн-вск: 10.00 - 19.00
210 - 333

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена
Первый музей славянской мифологии | Томск

КАЛЕНДАРЬ СЕМЕЙСКИХ — НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ГУЛЯНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
На выставке в Музее мы поведаем вам о всех знаковых датах семейских, о забытых праздниках и сокровенных обрядах.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Мы собрали часть важных праздников стабильной части календаря этой этнокультурной группы населения
Показать полностью.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Новый год — Новый год семейские не встречали и ёлку не наряжали. Они отмечали его обильной едой. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.
Святки — Первый праздник, которым завершается старый и начинается новый год. Святки семейских начинались с сочельника с гаданиями, обрядами и колядками.
Рождество сопровождалось катанием на тройках вкруговую по улицам села и игрищами.
Крещение. Рано утром, «чтобы никакая птичка ещё не напилась», семейские брали воду из проруби Если воду святил поп или уставщик, то брали её из молитвенного дома или из церкви. После того как отслужат «часы», такой водой «разговлялись» все члены семьи. О крещенской воде говорили: «Светина идёт»
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Сегодня календарь позволяет нам раскрыть культуру семейских со всех сторон. Об этом, а так же остальных многочисленных праздниках мы расскажем вам на выставке «Потерянные русские. Семейские Забайкалья»!
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
ул. Загорная, 12
Пн-вск 10.00 - 19.00
210 - 333

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена

Забайкальская домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с той необычной любовью к яркости и к полихромности, которая проявляется во всем до настоящего времени, начиная с украшения жилища и кончая яркими живописными нарядами женщин.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья.

Потерянные русские. Семейские Забайкалья. запись закреплена

🌼

Певческая традиция семейских

Из поколения в поколение передавалась семейскими уникальная певческая традиция — знаменный распев, или крюковое пение, получившее свое название от особых нотных знаков — «знамен» («крюков»). Важным признаком семейского пения было многоголосие. Как писал Н.И. Дорофеев: «Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосого существования. Для исполнения песни требуется как минимум два певца».
Показать полностью.

Поют мужчины села Большой Куналей. Запись Элиасова 1961 г.
***
Кого кого я полюбила кому я сердце отдала
через тебя дружочек милый лишилась мамоньки отца
отца я с мамонькой лишилась родные прочь гонят меня
куда я с горюшка ни пойду нигде веселья нету мне
пойду я с горя утоплюся пускай волной меня забьёт
ой Боже мой Творец небесный да открой милость надо мной
да выбрось на берег известный туда сюда где милый мой
да милый взглянет улыбнётся да ровно солнушко взойдёт
да к моему сердцу прижмётся да вся печаль горе пройдёт
да ни на что так не взираю да ни на злато серебро
да деньги дело нажитное да об их нечего тужить
да а любовь дело другое да об ей надо дорожить
***
Ой сени мои сени новенькие
сени новые кленовые решетчатые
переходы мои ходы ходы частенькие
вот знать нам по сенюшкам не хаживати
не хаживати да не поваживати
уходила молода за новые ворота
за новые кленовые за решетчатые
выпускала молода сокола из рукава
на полёточку соколику наказывала
лети лети соколик высоко и далеко
сколь высоко недалеко на родиму сторону
на родимой на сторонке роден батюшка живет
родим . да немилостлив
немилостлив да нежалостлив
не летай не летай мой сизой голубок
не садись не садись на окошечко
не воркуй не воркуй жалобнёшечко
без того моё сердечушко надселося
надселося надорвалося
попустила сухоту да по моёму животу
заставила побегать пешеходою ходить
пешеходою ходить ручки в пазушке носить
ручки в пазушке глаза за пояса
***
Ходил по Дону гулял да казаченька молодой
там девчонка сидит плачет над быстрою над рекой
ты об чём девчонка плачешь ли коня ворона жаль
не коня жаль вороного со сбруюшкой золотой
мне не жалко твоей сбруи не жаль ворона коня
мне то жалко было жалко жалко милого дружка
я когда была малютка без печали я жила
а теперя обручилась золотым литым кольцом
золото лито колечко мне сударушка дала
дала дала приказала носи милый не теряй
***
Бока мои бока толстые корока
кому мои бока достанутся
Ивану болвану нетёсаному
нетёсаному да неболваненому
у Ивана у болвана жена прядея была
что неделя то куделя
что годок то моток
на этой мотовине грибы выросли
грибы выросли цыплят высидели
вот сто курочек полтораста петушков
один петушок чеботаром был
чеботар чеботар черевики сработал
черевики невелики от порогу до кути
от порогу до кути . каблуки
***
Хорошо было детинушке слушать ласковы слова
да труднее Катеринушке парня ждать до Покрова
она жала рожь высокую слёзы в три ручья лила
под косой валилась травонька под серпом горела рожь
где ж ты бравой чернобровенький . хорош
***
Посею лебеду на берегу
свою крупную рассадушку (зеленую)
погорела лебеда без дождя
моя крупная рассадушка (зеленая)
пошлю казака по воду
ни воды нет ни казаченки
кабы мне бы да ворона коня
я бы вольная казачка была (молоденькая)
скакала плясала по лужкам
по зелёненьким дубровушкам
с таким с донским казаком
со удалым добрым молодцем
он с гривенки на гривенку ступал
со полтиною вороты отворял
ах . мои
разменяйте бумажки мои
бумажечки новенькие
двадцатипятирублёвенькие
***
Я по бережку похаживала
я по крутому погуливала
я серых гусей попасывала
лебедушек наворачивала
мои гусеньки расплавалися
я млада без них наплакалася
наплакалась нарыдалася млада
погоню я гусей лебедев домой
как навстречу парень бравый молодой
начал шуточку пошучивать со мной
с ноги на ногу наступывать меня
за бело лицо похватывать меня
уж ты парень уж ты бравый молодой
не шути ка парень шуточку со мной
не хватай меня за белое лицо
мое личико разгарчистое
моя мамонька сдогадлива была
приду домой сдогадается сейчас
отчего же доча личенько горит
что й от пива что й от зелена вина
от вина вина головушка болит
сладка водочка на сон меня клонит
у комнаточке кроваточка стоит
на кроваточке периночка лежит
на перине Катеринушка сидит
она сидит и у окошечко глядит
вдоль по улице ребятушки идут
Катеринушке помигивают
***
Во горенке окошечки стекольчатые
стоял столик дубовой ножки точеные
ножки точеные да позолоченые
я во горенке сидела у окошечко глядела
я увидела милого да возрадовалась
да в окошко соскочила башмачишек не надела
башмачишек не надела голову не причесала
голову не причесала в косу ленточку не клала
в косу ленточку не клала . встречала
низко кланялася поздоровалася
здорово моя радость я не спал ночевал
я не спал ночевал тёмну ночь коротал
у Ивана молодого не случилось жены дома
. молодой за водой .
за водой . за холодной ключевой
размахнула широко почерпнула глыбоко
поставила ведёрки на донушка
на донушка на .
на камушке простояла просветилася вода
взяла пошла на гору взошла
на горе люди бают под горою говорят
под горой говорят сарафан бабы делят
кому перед кому зад кому весь сарафан
как моему то милому алу ленту от подолу

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОУ Малоархангельская СОШ

«Женский костюм «семейских»

села Малоархангельск»

Исследовательский проект

Выполнила: Грешилова Анастасия

ученица 3 класса

Научный руководитель: Иванова Любовь Николаевна

учитель начальных классов

Женский костюм «семейских» села Малоархангельск

Краткая аннотация.

Данный исследовательский проект проводиться в рамках школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» и включает в себя знакомство с описанием элементов женской одежды «семейских» села, его символикой.

Женский костюм «семейских» села Малоархангельск

Цель работы:

создание буклета для тех, кому интересно узнать о женской одежде семейских нашего села.

Методы и приёмы:

1. Изучение литературы о семейской одежде.

2. Работа с Интернет ресурсами.

5. Фотографирование различных нарядов женской одежды

Буклет «Женская одежда «семейских» села Малоархангельск».

Женский костюм «семейских», особенно в праздники, производит очень красивое впечатление яркостью красок и рисунков.

Мы видим, что наряды, головные уборы, украшения, обувь бережно передаются из поколения в поколение. Надо ценить эти традиции!

Научная статья.

Женский костюм «семейских» села Малоархангельск.

1. Из истории села.

Село Малоархангельск расположено на севере Красночикойского района, центр сельского самоуправления, расположено на правом берегу р. Чикой, в 7 км к северо-востоку. от с. Красный Чикой. В 1767 на месте крестьянских заимок с. Архангельское образована Новая деревня, которая позже объединена с деревней Выезжей.
Селение Мало-Архангельское основано на 30 лет позже села Кочён. Здесь Коченские крестьяне владели на правом берегу Чикоя пашнями. С течением времени отдельные домохозяева выстроили здесь заимки, а потом и совсем переселились сюда. Из этих заимок образовался сначала выселок, а потом и селение.

Староверы, переселенные большими семьями в Забайкалье в 18 веке из Польши и западных окраин Российской империи для освоения восточных регионов страны, получили здесь название "семейские". Они выделяются как особая этнокультурная группа среди русского населения. Живя в отдалении от больших городов, семейские сохранили культурное наследие допетровской Руси.

В культуре семейских особый интерес вызывает женский костюм. Он относится к так называемому сарафанному комплексу русской одежды. Традиция носить подобную одежду у семейских сохранилась на протяжении всего XX века. Причиной тому послужило то, что указ Петра I о ношении европейского платья не распространялся на старообрядцев. Да и сами семейские, видимо, в знак протеста по отношению к властям, продолжали носить старорусский костюм как одно из проявлений старого русского уклада. Обязательными атрибутами костюма семейских женщин была рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук традиционного края из ярких и контрастных по цвету тканей.

2. Элементы женской одежды «семейских».

В комплекс женской одежды «семейских» села Малоархангельск входят следующие элементы:

Рубаха. Женская рубаха у семейских - с прямыми поликами, со слегка скошенными к запястью рукавами и собранным воротом. К нему пришивался высокий воротник наполовину отогнутый вниз, который выглядел как отложной. Рубаха застегивалась запонкой при помощи двух петель, прометанных в ткани у ворота.

Рубахи всегда составные: верхняя часть – чехлик, нижняя - стан (становина, станушка). Чехлик шили из гладких, без узора, тканей – дабы, далембы, а праздничный - из кашемира, бурса (с бурсу), чесучи (чечуи) ярких цветов. Стан делали из миткаля, ситца, дабы, бумазеи. Ткань для стана обязательно была другого цвета, чем чехлик.

В конце XIX - начале XX вв. в состав одежды входила нижняя юбка из цветастой ситцевой или бумазейной ткани, которая надевалась поверх рубахи и была видна, так как обычай затыкать за пояс переднюю полу сарафана был очень распространен у семейских женщин. Надевали и по две рубахи, особенно в праздники: сверху более новую, нарядную, вниз – поношенную.

Сарафан. У страрообрядцев - переселенцев села Малархангельское распространен косоклинный сарафан из двух полотниц и двух клиньев. Дошли до нашего времени сарафаны из ситца, штапеля, хлопчано-бумажных тканей. Они имеют узорчатую рассветку с цветами, рукава и низ сарафана подшиваются обтачкой (тонкими полосками красной ткани) без разрывов. В будни одевали c итцевый, сатиновый сарафан, а в праздники - кошемировый или шёлковый, цветной, яркий с узорами; низ сарафана обшивали лентами в два ряда или «биями» из материи обязательно другого цвета. Сарафан для крепости спереди и сзади с изнанки от верха до низа подбивали полосками материи. На «подали» широкая, в 35см. подшивка. Под сарафан на рубаху одевали нижнюю юбку, ситцевую, бумазейную. Чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было не мало потрудится. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, так как мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце, после этого холст готов. Из него шили и женскую одежду и мужскую, и одежду для детей.

Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи. Поверх сарафана повязывали гарусный кушак, пояс тканый из щёлка, ниток или шерсти. Пояс делали очень хорошо, украшали геометрическими фигурами из разных ниток. Сборку на поясе, карман, в котором женщина хранила разные вещи: платочек, наперсток. Поверх сарафана «запан» - фартук с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами, или «биями». Запан покрывает переднюю часть сарафана и доходит до 7 половины груди. На талии около шеи он держится на шнурке или ленте

Пожалуй, самым интересным элементом костюма семейских является головной убор - кичка.
Кичка состоит из очипа (каркаса) - тряпки накручиваются на валик, сшиваются и обшиваются тканью. Кичка, сшита из стеганой материи в форме шляпы, имеющей впереди возвышение - рожок, к затылку же кичка понижается. Пояска (нижется из жемчуга), украшается черными перышками селезня. В большинстве передняя часть обшиты бисером и «кучерями» из селезнёвых перьев, сзади кички одевается из ползумента «назатыльник» или «подзатыльник». «Кичку женщины носили и днём, и ночью. Нельзя было снимать её даже, когда спали. Хотя она сдавливала всю голову, так как её притягивали к голове очень и очень крепко. Голова болела, но потом боли не чувствовали», – говорит жительница села Малоархангельск Никитина Надежда Матвеевн(1929г.).
Кокошник с позументом. Подзатыльник позументовый, из бисера или жемчуга. Поверх всего повязывается байховый платок. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось. Кичка покрывалась шалью, атласной или кашемировой, у молодых - простым куском материи, обшитым кистями - у старых. «Раньше и старые носили атлас - хорошо жили, а теперь у молодых.

В настоящее время кокошник выходит из употребления, а раньше был необходимый принадлежностью каждой женщины и наравне с кичкой освещался при венчании в церкви. Дома, во время работы женщины носят «колмычку», т. е. шаль, повязанную без кички поверх головы, или же платок концами назад.

На ногах у семейских были белые чулки чуть ниже колен, и чарки с оборками. Чарки служат большей частью для работ по дому и по двору. Ушки чарков украшались красными подзорами. Чарки строчатся или белыми или красными нитками. Их шили из кожи, а оборки ткутся на берданке из цветной шерсти. На чулки такие оборки нашивались белой широкой полоской. Чарки носили как взрослые, так и дети.

Также на ногах носили «штиблеты»-ботинки, сапоги или ходили босиком,
«х-то нету-ка», - говорила одна из «семейских» бабушек (Шишмарёва Лидия Савельевна (1939г.).

Важнейшим дополнением женского костюма были украшения: жерёлок из речного жемчуга с галашками на красной или белой ткани, ожерелье из янтаря, перламутра, различные «монисты». Также носили различные бусы, серьги, броши, заколки со стеклянными вставками, кольца, перстни «печатки» - кольца в виде печати с украшением. Перстни «печатки» и серьги в некоторых селах делали свои мастера.
Украшения, как и мелодии, «семейские» передают из поколения в поколение.
Женский костюм семейских производит очень красивое впечатление яркостью красок и рисунков. Особенно в праздники. Шелк, кашемир, атлас самых разнообразных оттенков и цветов, пестреют на улицах и около домов.

Наряд девушек отличался от замужних только отсутствием кичек. Вместо неё девушки носили платки, завязанные концами назад, или же ходят без платка, «простоволосые», ато носят «пядики» - бумажные вязаные шали. В праздники, когда они шли в церковь, в малельный дом, одевали повязку, сшитую из бисера и нашитую на полоску из материи. Повязка обвязывалась вокруг головы и спускалась бисерными кистями на лоб. Обыкновенно повязка одевалась «на гумашку», картон, вырезанный в форме кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Иногда девушки одевали шаль в роспуск на спину, тогда получался очень красивый убор, напоминающий грузинский. Как и замужние, девушки носили на плечах шали; кроме того, у девушек украшений ещё больше, чем у женщин, - вся грудь обвешана бусами (от 5 до 20 нитей). В будни как замужние, так и девушки носили сарафан подоткнутый спереди так, что почти до колен видна нижняя юбка.
3. Символика света и орнамента в одежде семейских.

Одежда семейских имеет определенную символику цвета и орнамента. Каждый цвет и узор, присутствующий в одежде имеет свое значение. Костюмы семейских очень красочны и красивы. В них присутствуют цвета: красный, червонный, алый, багряный, огненно-красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, серый.

Каждый цвет имеет свое значение. Красный цвет - жизнь, огонь, кровь; желтый - огонь, зеленый - жизнь, огонь; синий и черный - пламя; белый - свет, праздник; голубой и серый - надежду.

Одежда была не только защитой от холода, но и была своеобразным оберегом, поэтому в её цвете, узорах зашифрованы магические знаки. Обереги вышивали цветными нитями. В основном вышивки делались по подолу, вороту, рукавам и груди. Ромбы с точками посредине и простые ромбы - символ плодородия; древо жизни - символ матери земли; круги - солнце; кресты и зигзаги - дождь и вода. В орнаменте также есть образы животных.

Вот так выглядит женская одежда «семейских» села Малоархангельска.

Таким образом, я делаю вывод, что наряды, головные уборы, украшения, обувь бережно передаются из поколения в поколение и «семейский» костюм вносит в нашу жизнь ощущение радости и уюта, праздничности домашнего очага. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем.

Ф.Ф. Болонев « Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв., Москва, ИПЦ, «ДИК», 2004 год.

Кукла в семейском костюме вышла в 53 номере журнала Куклы в народных костюмах.

Мужская одежда

Комплекс одежды семейских мужчин состоял из рубахи, штанов, пояса, обуви, головного убора и верхней одежды. Рубахи были длинными. Будничные их варианты шили из дабы или далембы, праздничные — из яркой материи, чаще всего китайской чесучи красного, зеленого, синего и желтого цвета.


Более состоятельные люди могли позволить себе рубахи из шерсти, плиса или бурсы.

Ворот делали с разрезом сбоку, края его обшивали шнурком и застегивали на узелок, выполнявший
функцию пуговицы. По старинному поверью считалось, что разрез посредине открывает путь дьяволу к душе и сердцу.

В начале XIX века в обиход вошли укороченные косоворотки со вставками под мышками и стоячим воротничком. Их подпоясывали широкими кушаками, вышитыми поясами, реже узкой тесьмой.

Штаны носили широкие, наподобие украинских шаровар. Между штанинами делали четырехугольную вставку или ромбовидную ластовицу, чтобы обеспечить свободу передвижения. Шаровары собирали у пояса на шнуре. Застежки с пуговицами появились у семейских гораздо позже остальных русских, поскольку, как и разрезы на рубахах, пояски с застежками носить считалось грешно. Будничные штаны шили из дабы, траздничные — из ярко окрашенного сашемира или плиса.

Из обуви были распространены ичиги, сапоги, унты, пимы и катанки. Чаще всего носили ичиги — вид сапог из дубленой или сыромятной кожи с высоким голенищем, перевязанным у щиколоток ремешками или ткаными подвязками. Ичиги шили с изнанки, а потом выворачивали, оставляя внутри шов. Летом под них надевали портянки, а зимой — шерстяные носки.

Завершал костюм головной убор — круглые шерстяные или войлочные шляпы, лисьи и бобровые шапки, колпаки, которые носили преимущественно старики. В конце XIX века в моду вошли картузы (семейские называли их курашками).

Женская одежда

Основные особенности семейской одежды проявились в женском костюме.


Он отличался красочностью, казавшейся неожиданной в суровом Забайкалье. Женский семейский наряд состоял из рубахи-станушки и сарафана на лямках-проймах. При этом у девушек и замужних он различался лишь головными уборами.

Рубаху шили только составной. Верхнюю часть — чехлик — изготавливали из гладкой ткани, без узоров — далембы, дабы, кашемира и чесучи. Для праздничного варианта рубахи использовали яркую материю. Нижняя часть — станушка — была другого цвета, ее шили из ситца, бумазеи, дабы или миткаля. Рукава, полики и основное полотнище семейской рубахи сшивали контрастными нитками, чтобы шов хорошо просматривался. У нее был высокий воротничок, который выглядел как отложной.

Застегивался он с помощью двух прорезных петель на запонку.

Манжеты рукавов украшали аппликацией полосками или зубчиками, а также вышивками в форме шестилепестковых розеток в окружении волнистых линий.


На праздники порой надевали по две рубахи: простую и поношенную вниз, а сверху — новую, нарядную.

На рубаху семейские женщины надевали сарафан на лямках. В будни он был преимущественно темного цвета, с двумя-тремя рядами ярких лент у подола. Праздничные сарафаны сочетали все цвета радуги. Если их шили из дорогой материи, то укрепляли подкладкой из простой ткани (к изнанке подолов будничных моделей пришивали полосы шириной 30—35 см).

Помимо наиболее распространенных сарафанов на лямках семейские женщины в разных селах носили и другие их разновидности. В селе Окино-Ключи шили сарафаны со скошенными клиньями. Исследователи предполагают, что местные женщины носили и глухие сарафаны, без лямок, — наиболее древнюю их форму, которую надевали во всех старообрядческих сообществах.

Сарафаны непременно перетягивали чуть выше талии. Пояса семейских староверов ткали на небольших станочках — кроснах, которые отличались не только своими размерами, но и устройством — у них не было берда. Фон пояса разбивали на несколько разноцветных полос, а потом расшивали браным узором. Длина женского пояса достигала 2,5 метра. Его оборачивали вокруг талии два раза, концы подтыкали, а спереди закалывали булавкой-пиночкой. Сбоку к поясу крепили карман, где хранили носовой платок, наперсток или кошелек с деньгами.

Дополнял костюм яркий запон — фартук с грудкой с завязками из лент или шнурков.

В конце XIX — начале XX века в обиход семейских вошли нижние цветастые юбки из ситца. Семейские женщины любили кокетливо затыкать подол сарафана за пояс, чтобы была видна поддетая вниз пестрая юбка.

Традиционным завершением костюма являлись головные уборы. Незамужние девицы носили повязки из свернутого платка, завязанного сзади.


Для крепости внутрь подкладывали гумашку — полосу твердой бумаги. Украшенный цветами или бисерными подвесками такой платок служил праздничным убором. В нем ходили в молельный дом, гуляли на Троицу, Рождество и другие религиозные праздники. Подобный же убор надевали невесты. Украшение таких платков бисером и жемчугом было распространено главным образом в старину, однако к началу XX века этот способ декора вышел из употребления.

Замужние женщины носили кички из стеганого материала с вышивкой и полукруглые кокошники, украшенные бисером, позументами и кучерями — перышками селезней. Сверху накидывали платки, шали и полушалки.

Самой необычной деталью семейских головных уборов была чалма, свернутая из больших шелковых платков — атласов. Путешествовавший по Забайкалью беллетрист В. Л. Дедлов в конце XIX века писал: «Бабы — образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах и с кокошниками и шлыками на голове. В будни на голове чалма из большого платка, несколько сдвинутая на затылок, с большим узлом над лбом. Эта чалма, вероятно, вынесена из Польши. В XV веке чалму носили польские дамы высших классов.<. >

Среди семейских в Забайкалье чалма — непременный головной убор староверок. Великолепные люди, архаичные, сохранившие и наружность, и темперамент, и характер, и костюмы в том виде, какими они были на Руси двести лет тому назад».

Влияние современности


Во второй половине XIX века крестьянская одежда всех российских губерний стала меняться под влиянием городской моды. Эти веяния коснулись и сибирских старожилов, и почти всех переселенцев. Лишь семейские остались в стороне от изменений. Главная особенность их одежды состояла в том, что она переходила к современным формам, минуя стадию городского костюма, бытовавшего в начале XX века.

Из-за присущего семейским консерватизма изменения в их нарядах происходили очень медленно.

Лишь в начале 1930-х годов немногие женщины стали носить платки вместо древнерусских кичек, а длина сарафанов стала немного короче — не до щиколоток, а чуть ниже колен. И только к середине XX века старинный комплекс начал изменяться на более современный.

Словарь народного костюма и текстиля

Бердо - одна из главных деталей ткацкого стана, большая гребенка для уплотнения нитей утка.

Бурса — шелковая или атласная ткань, привозившаяся из Персии.

Даба — китайская бумажная материя.

Далемба — бумажная ткань, чаще синего цвета. В Сибирь завозилась из Монголии.

Катанки — обувь из валяной шерсти, использовавшаяся при ходьбе на лыжах. Как и пимы, катанки могли носить поверх унтов и ичигов.

Миткаль - хлопчатобумажная материя, сотканная из суровых неотбеленных нитей.

Пимы — в Забайкалье название обуви из собачьего меха, которую надевали поверх унтов и ичигов во время дальних поездок.

Чесуча (чесунча) - шелковая ткань, изготовленная из коконов дубового шелкопряда. В Россию привозилась из Китая.

Читайте также: