Как сшить шаманскую шапку

Обновлено: 24.04.2024

Кто такой шаман? С одной стороны, с этим все ясно: шаман - человек, способный в состоянии транса проникать в другие миры и общаться с духами. Путешествие, которое шаману выпадало совершить во время камлания, было тяжёлым и опасным (многие шаманы, попав в иные миры, более не возвращались назад, оставляя соплеменникам лишь свой хладный труп) и для него было необходимо специальное снаряжение, о котором речь пойдет далее.

Для путешествия в иные миры шаману требовалась специальная одежда, которую ему полагалось шить только с соизволения духов. Полный комплект шаманской одежды включал в себя головной убор (шапку, корону, повязку), маску, плащ, кафтан, нагрудник, штаны и обувь. Каждая, даже самая маленькая, деталь шаманского костюма имела свой смысл и значение, служившее одной цели - превращению шамана во время камлания в мифическое существо, полуптицу-полузверя. Так, головной убор шамана (корона - у эвенков, бурят, долган, налобная повязка - у якутов и селькупов) символизировала духа-помощника шамана, чаще всего в виде оленя или лося. Шаманская корона представляет собой обруч, чаще всего с двумя выгнутыми дугой и укрепленными крест-накрест полосами. Над теменем, в месте скрещения железных полос, торчат выкованные из железа оленьи рога. На селькупской шаманской короне бывало даже изображение головы оленя-самца с рогами. В это же время шаманские повязки более склоняются к "птичьим" мотивам (перья, иногда и целые птичьи крылья, недаром алтайцы называли шаманскую шапку "куш перюк" - "птица-шапка"). Некоторые шаманы считали своими покровителями хищных зверей и во время камлания надевали себе на голову шкуру лисы, волка или медведя вместе с головой.

Важным, хоть и необязательным, элементом шаманского костюма являлась маска, необходимая не столько для того, чтобы враждебные духи не узнали шамана, сколько для того, чтобы шаману во время камлания ничто не мешало превратиться в то существо, которое он изображает. Шаманские маски изготовлялись из дерева или кожи и использовались только один раз - считалось, что во время камлания в маску вселяются духи, способные навредить людям.

Наиболее важными элементами шаманского костюма являлись плащ, кафтан и нагрудник. Для шамана они были всем: и защитой от нападений злых духов; и шкурой зверя, в которого во время камлания обращался шаман; и знаком его власти над духами. Собственноручно сделанные шаманом плащ, кафтан и нагрудник в обязательном порядке обшивались бахромой по краям и железными и костяными подвесками, обозначающими как кости альтер-эго шамана в иных мирах, так и тех духов и предметы, над которыми шаман имеет власть, а также бубенчиками, под звук которых шаману легче входить в транс.

Vladimir Dondokov

Дымпилова Н. В., старший научный сотрудник; заведующая научно-просветительным отделом, этнографический музей


В последние годы возрос интерес общественности к шаманизму, как возрождающейся традиционной вере, которая является неотъемлемой частью национальной культуры. Произошедшие трансформации, обусловленные историческим процессом, повлиявшие на эволюцию шаманизма, сказались на его современном состоянии. Приспособление к новым социальным условиям и изменившемуся национальному самосознанию людей способствовало изменению его структуры. В свою очередь это привело к проблемам, которые нуждаются в новом подходе в их решении. В религиоведческих публикациях шаманизм[1] обычно рассматривается как явление архаичное. Исконное верование, возникшее в начале человеческой истории, пройдя различные эпохи не утратила своего влияния на современников. В своей эволюции оно сталкивалось с различными религиями, которые пытались либо преодолеть, вытеснить, вытравить из сознания бурятского этноса ее влияние, особенно ее традиции и обычаи. Однако, несмотря на все жизненные проблемы этого этноса, шаманизм сохраняется, как культура эзотерическая переплетаясь с буддизмом и православием. Представления и идеи шаманизма воспроизводятся в обыденной жизни всюду и везде. Потому, наверное, этому феномену уделяли особое внимание ученые прошлого и настоящего, которые хотели бы раскрыть суть генезиса, эволюции и современного его состояния.
В настоящее время шаманы, объединившиеся в созданные ими духовные центры, являются своего рода проводниками распространения возрождающего традиционного верования в массы. Шаманские духовные центры продолжают разрабатывать планы, способствующие дальнейшему развитию своей духовной практики. Они ежегодно проводят: тайлганы, камлания, участвуют в семинарах, конференциях, издают публикации в средствах массовой информации и дают интервью на телевидение. Все это привлекает общественность. Примером служит один из духовных центров называемый «Тэнгэри», который начал работу с музеем истории г. Улан-Удэ. Началом послужила поведенная ими совместно выставка «Современные шаманы. Практика» прошедшая 16 октября 2005 года. Широкому обозрению был представлен современный шаманский костюм, семантику которого раскрывал шаман – экскурсовод, чем вызвал живой интерес к данной проблеме - это послужило началом для нашего исследования процесса эволюции шаманской одежды и принадлежностей и изучения их семантического содержания в современной интерпретации. Шаманский костюм имеет строгую семантическую обусловленность. Космологические представления бурят отражают этническое мировоззрение народа. Изучение шаманского костюма меет большое значение для решения многих проблем касающихся механизмов и принципов сохранения традиционной веры и ее адаптации в меняющейся современной социальной и культурной жизни. Таким образом, целью нашей статьи является попытка описания современного шаманского костюма и его семантического содержания. Основным источником для написания статьи послужили сведения, полученные от информаторов.

Как и традиционная одежда, шаманский костюм видоизменялся и эволюционировал. В свою очередь развитие хозяйственного уклада обусловило потребности в новых обрядах и новой атрибутике. Постепенно, усложняясь, дошел до наших дней и предстает перед нами уже в усовершенствованном виде. С развитием шаманских представлений менялось и значение шаманского костюма, способствовавшего появлению новых его функций Примером для описания послужил костюм современного черного шамана являющегося председателем духовного центра «Тэнгэри»,( описание которого приведу ниже).

Процесс получения шаманского костюма и атрибутики разделен на степени посвящений шамана, которые находятся в строгой последовательности и сопровождаются определенными обрядами, которые одухотворяли их:
1. Первое посвящение в шаманы называется обряд - шанар. Перед обрядом новоявленный шаман получает право надеть на себя:
а) Дэгэл – халат сшит из материала синего цвета, который ассоциируется с ве

Vladimir Dondokov

а) Дэгэл – халат сшит из материала синего цвета, который ассоциируется с вечно-синим небом (Хухэ-мунхэ тэнгэри), являющийся любимым цветом богов, символизирует вечность, постоянство, верность, символ мужского начала.

б) Майхабши – шапка со шторками, которые закрывают глаза. На шторках изображены глаза. Они вырезаны из ткани трех цветов. Вырезается форма глаз из красной ткани, белки вырезаются из белой ткани, зрачки вырезаются из черной ткани. Они символизируют глаза входящего в тело шамана онгона. Во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся онгон уже начинает смотреть на этот свет с помощью глаз на шторках. К задней стороне шапки пришиваются ленточки, сделанные из кусочков атласа четырех разных цветов на стыке их соединений пришивается бахрома и к каждой ленте пришивается еще по пять лент разных цветов. Эти ленты символизируют многоголовых змей, а используемые цвета олицетворяют характерный пестрый окрас шкуры змеи;

в) Толи – зеркало круглой формы разного размера, делается с учетом расположения на груди и изготовляется из металла, имеетжелтый цвет. Одевается на шею с помощью толстой нити или тесьмы. Толи является своеобразной защитой от враждебных духов и отражателем неблагоприятной энергии. Круглая форма зеркала символизирует солнце. Небесное светило, как бы наделяет его своей могущественной энергией, способной ослепить, отразить, испепелить;

г) Бардаг – кнут сделан из нескольких прутьев. Сверху в первом пучке находятся уменьшенные копии металлического оружия: лук, сабля, стрелы, нож и ключ от дверей тэнгэри – неба. Во втором пучке находятся уменьшенные копии кузнечных предметов: молоток, кувалда, щипцы. В третьем пучке находится уменьшенные копии лестницы, веревки, стремени, багра, лодки и весла, пут. На каждом пучке висят по три конусообразных колокольчика. Оружие символизирует средство для сражения со злыми духами, ключ имел магическое свойство открывать якобы существующую дверь, олицетворяющую собой вход в небо. Предметы кузнеца наделяются большой магической силой, благодаря сильному духу покровительствующего кузнецам и их кузнечному мастерству. Лестница символизирует обряды, которые принял шаман, а ступени на ней символизируют их количество. Веревка, стремя, багор, лодка и весла, путы - служат для передвижения по реке потустороннего мира, с помощью багра шаман отталкивается от этого мира.

д)Бубен – хэсэ, символизирует собой вселенную, изображения на нем солнца и луны относятся к древнему почитанию солярно - лунного культа. С внутренней стороны бубен делится двумя прутьями на четыре части, которые символизируют четыре стороны света. Во время камлания, шаман берется рукой за центр перекрещивающихся прутьев символизирующий центр Вселенной, за который он держится. Колотушка – тойбур символизировала собой змею. Змее подвластно практически всё пространство шаманского костюма, что отражает древнюю семантику этого образа, являющейся медиатором между тремя сферами вселенной.
2.
Шаман получает право надеть на себя:

а) Накидка - архали состоит из железной пластины, у которой по бокам рога (пластина сама зазубренная). Также по бокам вешаются две змеи, сделанные из черного бархата, рот змеи выделяется красным бархатом. Под пластиной подвешивается накидка из трех кусков ткани, оканчивающихся острым углом сшитых между собой и свисающих в вертикальной форме. Каждый имеет определенный цвет: верхний кусок синего цвета – символ неба, средний кусок красного цвета – символ огня, нижний кусок зеленого цвета - символ земли. С боков накидки свисают две ленточки, состоящие из шести атласных кусочков разных цветов, расположенных друг за другом в вертикальной форме (сверху синий, желтый, красный, зеленый, белый). Эти ленты символизируют змей, имеющих пятнадцать голов, а разные цвета лоскуточков пестроту окраса змей. С помощью них шаман мог пройти свободно через землю, огонь, и вознестись на небо. На верху пластины был изображен бык – пороз, его изображение было вырезано из маленького кусочка ткани синего цвета, этот бык изображал

Vladimir Dondokov

Шаман получает право надеть на себя:

а) Накидка - архали состоит из железной пластины, у которой по бокам рога (пластина сама зазубренная). Также по бокам вешаются две змеи, сделанные из черного бархата, рот змеи выделяется красным бархатом. Под пластиной подвешивается накидка из трех кусков ткани, оканчивающихся острым углом сшитых между собой и свисающих в вертикальной форме. Каждый имеет определенный цвет: верхний кусок синего цвета – символ неба, средний кусок красного цвета – символ огня, нижний кусок зеленого цвета - символ земли. С боков накидки свисают две ленточки, состоящие из шести атласных кусочков разных цветов, расположенных друг за другом в вертикальной форме (сверху синий, желтый, красный, зеленый, белый). Эти ленты символизируют змей, имеющих пятнадцать голов, а разные цвета лоскуточков пестроту окраса змей. С помощью них шаман мог пройти свободно через землю, огонь, и вознестись на небо. На верху пластины был изображен бык – пороз, его изображение было вырезано из маленького кусочка ткани синего цвета, этот бык изображал хозяина Буха – нойона, с помощью особого рода молитв вызывался Буха – нойон и его изображение одухотворялось. После этого шаман приобретал могучую силу, которую давал ему сам Буха – нойон.

3. Шаман приобретает две одинаковые трости – hорьбо. Олицетворяющие двух лошадей, которые используются, как средства передвижения шамана в ином мире. По существующей легенде они были синего цвета. С помощью этих тростей он мог вызывать больших богов и покровителя бога Манжилай тэнгэри. Теперь он получает право проводить обряд посвящения в шаманы сам. Обладание тростями – hорьбо дает возможность путешествовать по небу и общаться с 99 тэнгэри. Навершие трости вырезается в виде головы лошади. Вверху под головой лошади прикрепляется пучок, состоящий из миниатюрных металлических предметов представляющие собой оружие для сражения с чужеродными духами и ключа от неба, который имел магическое свойство открывать дверь, которая якобы была и олицетворяла собой вход в небо. К середине трости прикреплялся пучок, состоящий из предметов принадлежащих кузнецу. К нижней части прикреплялся пучок, состоящий из лестницы, лодки, весла, пут, багра, стремени и веревки. Семантика этих предметов та же, что и в описание шаманского предмета бардага, на котором находятся такие же пучки, состоящие из таких же уменьшенных копий вышеперечисленных предметов.

4. После обряда, шаману дается четвертая степень и звание заарин - боо при, которой приобретается одежда из замши. Она представляет собой плащ, сшитый из замши. Замша выделывается из кожи косули. На плащ нашивается сделанный из металла миниатюрный человек, называемый духом хорьмото. Также нашиваются металлические изображения знаков солярно-лунного культа и различных животных. Из металла делается туловище человека, который нашивается на плащ с наружной стороны на спине. В момент транса туловище одухотворяется высшим абсолютом. Семантическое содержание предметов строго регламентировано их расположением. Среди «солярных» знаков существуют круги, пересеченные внутри крестом или большим количеством радиусов, похожие в этом случае на колеса. Иногда «солярный» символ сопровождается фигурой или несколькими фигурами горного козла. Солярная символика отражает миропонимание древнего человека, его представление о влияние космоса на природу, на условия существования. Люди в древности понимали себя как отражение космоса, того самого микрокосмоса в макромире, к пониманию которого мы так стремимся. Символ солнца и луны, в основе своей несущий идеи цикличности, плодородия, вечно обновляющейся жизни, всего живого. Каждое животное расположено в той или иной зоне в зависимости от его происхождения и символизирует собой ту или иную помощь в потустороннем мире.

5.Шаманская корона - оргой. Шаман приобретает ее после пятого обряда. Головной убор заканчивает весь комплекс шаманскогокостюма. Куется из железа. Состоит из обруча с двумя перекрещивающимися дугами, символизирует четыре стороны света, четыре ветра, четыре времени года. Сам обруч содержит идею з

Добрый день! И снова я с очередным творением на основе традиционного повойника, ну или сороки. Нравятся мне эти чудные головные уборы, и смотрятся они очень современно. Хотя создавать точную копию сороки, повойника или борушки мне не хочется, они чудесны, но уже история. Замечательная, очень красивая , но история. А вот почему-бы эту историю не адаптировать для нашей современной жизни так, что-бы было современно и в то же время традиции сохранились?!
Вот и ломаю голову над лекалом и формой. Как-то в очередных блужданиях-поисках наткнулась на интересную идею. Самое смешное, что пришла она из Израиля. Вконтакте увидела МК по шитью интересного головного убора, который очень напоминал нашу сороку, но был один нюанс, который я и утащила в свои хотелки. Вот, представился случай это воплотить , снимала почти весь процесс. Получился маленький мк. Ну очень маленький)))

Добрый день! И снова я с очередным творением на основе традиционного повойника, ну или сороки. Нравятся мне эти чудные головные уборы, и смотрятся они очень современно. Хотя создавать точную копию сороки, повойника или борушки мне не хочется, они чудесны, но уже история. Замечательная, очень красивая , но история. А вот почему-бы эту историю не адаптировать для нашей современной жизни так, что-бы было современно и в то же время традиции сохранились?! Вот и ломаю голову над лекалом и формой. Как-то в очередных блужданиях-поисках наткнулась на интересную идею. Самое смешное, что пришла она из Израиля. Вконтакте увидела МК по шитью интересного головного убора, который очень напоминал нашу сороку, но был один нюанс, который я и утащила в свои хотелки. Вот, представился случай это воплотить , снимала почти весь процесс. Получился маленький мк. Ну очень маленький))) (фото 1)

Подруга захотела себе такую шапочку, ей на работе будет очень удобно. Женщина работает в иконной лавке в очень большом монастыре и нужно на голову обязательно белый шарф или платок. Я предложила альтернативу. В такой шапочке будет очень удобно, она не сползает, как шарф и сидит ладненько на голове, как красиво и замысловато завязанный платок.
Для шапочки купили палантин, продавщица клялась, что это лён. ну не знаю, спорно. Но работать было приятно, может там и есть какой-то процент льна, может быть-может быть. Ткань пластичная и лёгкая, слегка шелковистая, на концах палантина есть бахрома которую я тоже использовала. Донце шапочки, оно на фото, я сделала двойное, так-как ткань уж очень редкого переплетения и будет полупрозрачной. Прострочила с одной стороны, на фото это нижняя сторона детали, вывернула, отстрочила. Верхнюю часть детали прострочила тремя строчками на самом большом шаге, здесь будет лёгкая, почти посадка, сборка.

Подруга захотела себе такую шапочку, ей на работе будет очень удобно. Женщина работает в иконной лавке в очень большом монастыре и нужно на голову обязательно белый шарф или платок. Я предложила альтернативу. В такой шапочке будет очень удобно, она не сползает, как шарф и сидит ладненько на голове, как красиво и замысловато завязанный платок. Для шапочки купили палантин, продавщица клялась, что это лён. ну не знаю, спорно. Но работать было приятно, может там и есть какой-то процент льна, может быть-может быть. Ткань пластичная и лёгкая, слегка шелковистая, на концах палантина есть бахрома которую я тоже использовала. Донце шапочки, оно на фото, я сделала двойное, так-как ткань уж очень редкого переплетения и будет полупрозрачной. Прострочила с одной стороны, на фото это нижняя сторона детали, вывернула, отстрочила. Верхнюю часть детали прострочила тремя строчками на самом большом шаге, здесь будет лёгкая, почти посадка, сборка. (фото 2)

Вот здесь уже видно, что я стянула нитки. Понизу детали я потом швом вперёд иголку продёрну шнурок и стяну. Это конечно не по-технологии, нужно бы сделать кулиску и вдрёрнуть туда шнурок, но я так делаю и мне нравится. Смотрится симпатично, делается легко и нет нагромождений строчек, там и так получается густая сборка.

Вот здесь уже видно, что я стянула нитки. Понизу детали я потом швом вперёд иголку продёрну шнурок и стяну. Это конечно не по-технологии, нужно бы сделать кулиску и вдрёрнуть туда шнурок, но я так делаю и мне нравится. Смотрится симпатично, делается легко и нет нагромождений строчек, там и так получается густая сборка. (фото 3)

Первая примерка. После сборки донце должно охватывать голову и смыкаться на затылке у шеи.
Очелье я не снимала, прошу прощения, но там всё просто. Так-как выкраивалось это из палантина, то я расположила детали донца так, что-бы осталась полоса ткани во всю длину палантина, у меня она получилась примерно сантиметров 30 шириной.
Я нашла середины и у донца и на этой полосе, сложила их, сколола, завернула вторую сторону полосы так, что-бы получился длинный "рукав" с донцем внутри, прострочила и вывернула эту трубу, получилось место соединения донца и очелья очень аккуратно, все срезы ушли внутрь очелья. Это можно с тонкой тканью проделать.

Первая примерка. После сборки донце должно охватывать голову и смыкаться на затылке у шеи. Очелье я не снимала, прошу прощения, но там всё просто. Так-как выкраивалось это из палантина, то я расположила детали донца так, что-бы осталась полоса ткани во всю длину палантина, у меня она получилась примерно сантиметров 30 шириной. Я нашла середины и у донца и на этой полосе, сложила их, сколола, завернула вторую сторону полосы так, что-бы получился длинный

Очелье я потом ещё раз сложила пополам, очень уж широкое получилось, наверно там даже и не 30 см. было, а больше. Уже не скажу, шила срочно-обморочно и всё уже упаковано в чемодан , и завтра уезжает в Нижний.
Очелье я решила вышить, крутила вертела разные варианты украшений, кружево, тесьму. ни чего не подошло. Решила попробовать интересный способ вышивки тамбура, в России он назывался "мышинная тропка" и вышивался крючком. Ни чего сложного, но не для этой ткани. Я замучилась из ниточек выпутываться. Ткань дряблая и жутко цеплялсь за крючок, но тем не менее мне понравился этот метод. Конечно, куклам мордашки я так не стану вышивать, но на платьях очень даже можно. Здесь мои импровизированные пяльца.

Очелье я потом ещё раз сложила пополам, очень уж широкое получилось, наверно там даже и не 30 см. было, а больше. Уже не скажу, шила срочно-обморочно и всё уже упаковано в чемодан , и завтра уезжает в Нижний. Очелье я решила вышить, крутила вертела разные варианты украшений, кружево, тесьму. ни чего не подошло. Решила попробовать интересный способ вышивки тамбура, в России он назывался

Это уже в готовом виде. Очаровательно смотрится бахрома. Теперь себе такой хочу, уже даже палантин наковыряла , не ношу его, где-то умудрилась порвать, а для шапочки в самый раз.

Это уже в готовом виде. Очаровательно смотрится бахрома. Теперь себе такой хочу, уже даже палантин наковыряла , не ношу его, где-то умудрилась порвать, а для шапочки в самый раз. (фото 6)

Этно-шапочка. (фото 7)

Этно-шапочка. (фото 8)

А вот и фокус из Израиля. Я почему сделала такие длинющие концы очелья, а для того, что-бы их драпировать на голове в жгуты. Очень удобно. Не нужно возиться с изготовлением и пришиванием жгута, а просто уже на голове скрутила и обмотала и- вуаля! Красота готова!

А вот и фокус из Израиля. Я почему сделала такие длинющие концы очелья, а для того, что-бы их драпировать на голове в жгуты. Очень удобно. Не нужно возиться с изготовлением и пришиванием жгута, а просто уже на голове скрутила и обмотала и- вуаля! Красота готова! (фото 9)

Это мы с дочей ходили вечерами "колдовать" над шифоньером. В тот вечер сделали набрызг. Набрызгали везде, где только можно, я была красиииивая.

Это мы с дочей ходили вечерами

Интересный снимок. Здесь моя фея-вдохновительница. Племянница Оля, которая несколько лет притащила лёгкой рукой мне бацилу рукоделия в виде Тильды. Сама то она перенесла это в лёгкой форме а я вот получила хроническое заболевание )))) Здесь они с моей дочерью красоту себе рисуют. Оле моя уже на руках мехенди нарисовала, а Милке решили на спине мандалу изобразить. Процесс в самом разгаре.

Интересный снимок. Здесь моя фея-вдохновительница. Племянница Оля, которая несколько лет притащила лёгкой рукой мне бацилу рукоделия в виде Тильды. Сама то она перенесла это в лёгкой форме а я вот получила хроническое заболевание )))) Здесь они с моей дочерью красоту себе рисуют. Оле моя уже на руках мехенди нарисовала, а Милке решили на спине мандалу изобразить. Процесс в самом разгаре. (фото 11)

Этно-шапочка. (фото 12)

Этно-шапочка. (фото 13)

Вот они- Милкина спина и Олины ручки)))

Вот они- Милкина спина и Олины ручки))) (фото 14)

1/2 выкройки донца, это мой размер. На свои размеры можно рассчитать и самой. Измеряем обхват головы, сантиметровую ленту укладываем так, как потом ляжет очелье, у меня 60 см. Я "накинула" 10 см, для посадки. Ещё я измерила длину от точки где будет находится серединка очелья в месте пришивания донца и до шеи и тоже накинула 5 см, для свободного лежания. Если что-то не понятно, пишите, буду уточнять.

1/2 выкройки донца, это мой размер. На свои размеры можно рассчитать и самой. Измеряем обхват головы, сантиметровую ленту укладываем так, как потом ляжет очелье, у меня 60 см. Я

Пошла на комментарии отвечать. Не успеваю сразу реагировать, не обижайтесь, всё читаю и всем безмерно благодарна, но это дело столько времени отнимает, что решила себя ограничивать от интернета))))



Такой современный повойник! А здесь немножко другой вариант выкройки и лекало очелья.

Полезная информация

🌷

Как сшить косынку на резинку своими руками

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Шьем с нуля - Ателье "Самоучка"

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Клуб любителей шитья Сезон

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Шьем нашим детям

🍼

Шапочки с ушками для грудничков р. 0-1 мес.

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
БЕСПЛАТНЫЕ ДЕТСКИЕ ВЫКРОЙКИ! ВЫКРОЙКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ!

Выкройка Шляпка детская, р. 50 - 56.

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Швейный клуб. Книги, выкройки, мастер-классы

Лёгкий головной убор из плотной ткани с узкими полями. В английском языке такой головной убор называют Bucket Hat (шляпа-ведро). Очень популярен летом и в теплых странах, для защиты головы от солнечных лучей, ветра, пыли и водных брызг.

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок

ИДЕАЛЬНАЯ ШАПКА-бесплатные Выкройки шапок запись закреплена
Швейная Мастерица (Бесплатные выкройки pdf)

🌷

Как сшить двустороннюю Панаму
Подробный мастер-класс и выкройка

Мария Мария

Мария Мария запись закреплена

У голубоглазой, талантливой девочки Арины Аристовой из Омска -эпилепсия @arina_ari_help. Арина родилась 15.07.2012 г. Сейчас Арине 9 лет и всю свою жизнь она живет с приступами эпилепсии, к сожалению лекарства бессильны, только операция может вернуть ребенку жизнь без страха, что каждый день может быть последним.
Показать полностью.

В сборе средств на операцию стерео-ээг с коагуляцией очага головного мозга в клинике TEKNON в Испании, Арину поддерживают благотворительные фонды: «Вера в жизнь»и “Цвет надежды».

Сумма к сбору составляет 10 630 000 рублей.

Сбербанк:
4276 4500 3235 1666
5336 6903 5706 7471
Газпромбанк:
4249 1703 9311 4800
Альфа-банк:
5559 4927 8257 9257
Тинькофф банк:
5536 9140 7109 7418

🕊

Благотворительные фонды:
«Вера в жизнь» смс АРИША 100* на номер 3443

🕊

«Цвет надежды» смс ВЕРЮ 100* на номер 3443

☀

Также можно сделать перевод по реквизитам на сайтах фондов с пометкой "для Арины"

Как сшить стильный тюрбан. | WomaNew.ru - выкройки, мастер-классы

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки

Как сшить тюрбан (чалму) своими руками: выкройка и схемы из ткани

Как сшить шапку тюрбан своими руками (выкройка): выбираем модель по типу лица

Тюрбан для сушки волос своими руками. Отличный подарок на 8 Марта

Кето-диета. Мои результаты за 2,5 месяца Я худею на кето-диете, высокожировой, безуглеводной диете 2,5 месяца. Делюсь результатами, что я делала, как проходил процесс. Советы сомневающимся.♥ | кето диета отзывы и результаты, кето диета отзывы похудевших, кето диета меню для женщин отзывы, жировая диета отзывы и результаты, жировая диета отзывы худеющих, безуглеводная диета отзывы похудевших, безуглеводная диета для похудения отзывы

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки

Шьем тюрбан-полотенце и повязку на голову. Инструкция по пошиву и выкройка. | ВЫКРОЙКИ СТИЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ | Яндекс Дзен

Видеокурс "Тюрбаны". Создайте свой идеальный тюрбан за пару часов!

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки

Выкройки шляпок

ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ПОВОЙНИК!(ВЫКРОЙКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ)

ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ПОВОЙНИК!(выкройки и мастер-классы)

Шапку сшить? Легко) Выкройки прилагаются! | Вяжем, лепим, творим, малюем) | Яндекс Дзен

Как сшить тюрбан (чалму) своими руками: выкройка и схемы из ткани - Швейный мир На сегодня этот головной убор считается одним из самых популярных.

Полотенце-шапочка для сушки волос /Чалма/ Тюрбан Мастер-класс с выкройкой!

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки


Как сшить чалму своими руками: схемы и выкройки для шапки тюрбана, как пошагово сделать из платка женскую повязку на голову

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки Знаменитые дизайнеры все чаще стали создавать новые и яркие образы, главным акцентом которых становится чалма. Ведь такой головной убор спасает в случае, если нет времени на прическу или хочется внест.

Чалма для сушки волос из полотенца своими руками Махровый тюрбан или чалма для сушки волос - очень удобная вещь после водных процедур. Мы обычно ходим как? С намотанным на голове огромным полотенцем, очень тяжелым, который к тому же без конца норовит размотаться? Да и видок у нас, ну прямо скажем - не очень. Попробуем сшить чалму для сушки волос своими руками из обычного махрового полотенца?

74294395 74220361 73991363 73235856 73166655 73166643 72838690 72629258 72501511 72473905 72444953 72428620 72388874 72186891 72186888 72162827 71843338 71725540 71502446 71502445 71492934 71491042 71490424 71490365 71451583

Читайте также: