Как сшить шоссы мужские

Обновлено: 18.04.2024

Добрый день. Обращаюсь с такой проблемой.
Потребовалось сшить мужские шоссы на конец 13- начало 14 века. Пробный вариант (на примерку) был сшит по выкройке бременских шосс. Однако возник вопрос по поводу подошвы. Мной была сделана отдельная подошва, но таковой на выкройке нет, что наводит на мысль, что нижние края шоссы сшивались между собой, тем самым образу подошву. В итоге у меня возникло два вопроса:
1. Как же все таки выполняется подошва?
1. Подходит ли вообще эта выкройка на данный период (1380-1310), и если да, то правильно ли сшита сама шосса.
Буду благодарен за помощь.

Прикрепленные миниатюры

Приветствую.
Ну для начала, находка из Бремена датируется ок. 1200г., но сие не суть важно т.к. крой шосс не будет исключительно меняться до XV столетия. Та картинка которая представлена вами, к шоссам из Бремена имеет крайне мало отношения, так что рекомендую копать в другую сторону, а точнее отталкиваться от самой находки:

Как видно, каждый шосс состоит из четырёх частей, отдельной подошвы нет в принципе, вы просто неверно снимали мерки со своей ноги. Советую полистать поисковик на тему - "как правильно шить шоссы".

Опубликованное фото

То что получилось у меня:

Если сомневаетесь в использовании выкройки рубежа 12-13 вв на 1280-1310 гг., сравните более ранний вариант мужских шосс с источниками, близкими по датировке к интересующему Вас периоду.

Опубликованное фото

Шоссы Родриго Хименес де Рада (умер в 1247 г)
Крой вполне просматривается

Опубликованное фото

Очень детальный рисунок мужских шосс с итальянского (?) или французского (?) манускрипта 13-14 в.

Шоссы - один из самых сложных предметов гардероба в отношении кройки и шитья. Но тем не менее, реконструктору средневековой Европы без них вот вообще никак. Поэтому в помощь нам может придти:

1. Книга "Medievals tailor assistant"

2. Лайфхаки, приобретенные с опытом.

Но перед тем, как говорить о раскрое давайте обратимся к ткани.

Состоятельными людьми в холодное время носились преимущественно суконные шоссы с льняным подкладом. Летом же одевали шоссы из тонкого материала.

Важно знать, что шоссы должны идеально сесть по фигуре, поэтому рисуем выкройку и режем исключительно по диагонали. Так же вполне нормально несколько раз примерять и подшивать шоссы.

То, что ткань перед раскроем стирается - уже не обсуждаем :)

Итак, приступим к раскрою.

Многие реконструкторы используют указанную выше книгу в качестве удобного источника, потому что там представлены выкройки реально найденных исторических костюмов. Одно но - книга на английском. Но человеку более-менее понимающему язык, не составит труда разобраться.

Исторически самыми древними по праву можно считать так называемые "круглые" шоссы. Их верхний край округло очерчивал верхнюю часть бедра. В 13 и начале 14 века в них заправляли длинные брэ. Крепились шоссы шнурками от брэ. Позже пришли в моду остроугольные модели, просуществовавшие в некоторых местах аж до 15 века.

Давайте посмотрим на выкройку таких шосс. Это рисунок из книги "Помощник средневекового портного".

Одна шосса состоит из 3 частей - сама шосса, ступня и носок. Буквами обозначены места, которые сшиваются.

Мерки, которые нам понадобятся

1. Длину - от верхушки подвздошной кости до пола по внешней части

2. Высоту лодыжки - также от самого верха до выступающей косточки на лодыжке.

3. Обхват бедра. Меряем в самой широкой части около паха.

4. Обхват лодыжки. Также по косточке.

5. Высота сидения. Меряем сидя перпендикулярно от верха до стула.

6. Внутренняя длина ноги. Перпендикулярно от паха до пола.

7. Уровень колена. Также от верха до самой выступающей части

8. Высота бедра. От верха до самой широкой части также перпендикулярно.

Далее строим выкройку основы

Лучше всего чертить выкройку на черновой ткани, она пригодится нам для примерки и подгонки. За основу берем срединную линию, отмечаем на ней длину изделия и высоты основных точек (бедра, колена и лодыжки). От этих точек стоим перпендикуляры объемов. Оставшаяся часть от бедра до верха должна равняться высоте сидения. Чтобы получить верхний острый треугольник надо просто прочертить прямые линии от бедра до середины верха. Далее либо плавными линиями сами, либо при помощи лекал соединяем точки объемов. Должна получиться симметричная выкройка. Далее сшиваем деталь, и примеряем. Это понадобится для удачной выкройки носка.

Выкройка носка

Примеряем деталь. С боков оставляем длину до пола. Работать будем с передом носка. Отмечаем 2 точки на линии подъема стопы, симметричные относительно середины стопы, и рисуем буквы "М". Глубина треугольника не должна заходить за пальцы. Поскольку пятка и бока прикрыты, остается выкроить верх носка.

Выкройка верха носка

Все также на ноге примеряем верхнюю деталь, так чтобы она входила в вырез, и с запасом закрывала пальцы. Поскольку у всех разный размер ноги, и могут быть какие-то особенности, общей выкройки нету. Используем также кусочек черновой ткани, сначала обрисовываем, потом вырезаем и примеряем. При необходимости - дорабатываем.

Продолжаем тему кройки и шитья средневековой одежды. И на очереди "прокачанные" сшивные шоссы с гульфиком.

Сшивные шоссы тоже предполагались двухслойными - шерсть/сукно и лен.

Кроить также следует по диагонали - штанины должны хорошо тянуться, и сесть идеально.

Итак, чем же сшивные шоссы отличаются раздельных:

- Штанины сшиты между собой сзади

- Имеется клинышек на промежности

- Они доходят до уровня талии

- Подвязываются к верхней куртке (дублету)

Итак, первый способ - сложный, и требует некоторых навыков в раскройке:

Нам понадобятся следующие мерки:

Дн - длина ноги по внутренней стороне (меряем перпендикуляр от паха до пола)

Вс - высота сидения (меряем сидя перпендикуляр сбоку от линии талии до сиденья стула)

Ол - объем лодыжки

Ул - уровень лодыжки (меряем как и ДН, только до лодыжки)

Об - объем бедер

Все остальные мерки рассчитываются математически по таблице:

Не забываем о припусках для швов

Потом часть слева, которая на рисунке ниже выделен серым, отрезаем, пришиваем справа, чтобы получился вырез и "отросточек"

Собственно, получается готовая штанина.

Второй способ:

Собственно, берем черновую ткань, которая по свойствам похожа на "чистовую", и исходя из параметров заказчика вырезаем примерную выкройку, как на картинке выше (лучше конечно взять побольше размер). Длину берем от пят до талии + 5 см, в ширину - обхват самой широкой части бедра + 5 см. Делаем отросточек (лучше пошире, минимум 5 см)

Важно правильно сложить штанину: "отросточек" должен оказаться на попе

Носочек и пятка делаются также как и в раздельных шоссах. (ссылка на них выше)

Далее сметываем штанины, пришиваем к ним носочек и пятку, и можно приступать к коррекции.

Важно, чтобы ткань хорошо прилегала к внутренней стороне бедра, однако небольшой припуск в 1-2 см допустим для того, чтобы можно было комфортно сесть или наклониться. Также штанина должна хорошо прилегать к икре и быть настолько свободна вокруг лодыжки, чтобы стопа свободно проходила.

Для этого в черновой выкройке необходимо сесть, встать и понаклоняться, и при необходимости - внести коррективы. Также доводим до идеала носок.

Сегодня обтягивающие лосины становятся все более обычным явлением у мужчин посещающих тренажерные залы, особенно в сочетании с шортами и кроссовками. Но очень многие всё равно будут вам говорить, что это элемент женского гардероба, как и классические чулки или колготки.

Конечно средневековые мужчины не носили тех самых колготок - по крайней мере, в том самом виде, в котором мы их знаем сегодня. Всё несколько сложнее и запутаннее. Они носили старинные шоссы, но обо всём по порядку.

Когда именно в Европу пришла мода на чулки, когда она закончилась и вообще почему она покорила умы европейских мужчин?

Подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю мужских колготок

Исторически считается, что первые версии чулочно-носочных изделий появились у древних египтян, так как в раскопанных могилах 1500 года до нашей эры были обнаружены доказательства их существования.

Древнеегипетские короткие чулки были сделаны из яркой шерсти и предназначались для ношения с сандалиями, чтобы между пальцами на ногах не забивался песок. Также известно, что кочевые племена Аравии вязали подобные чулки задолго до правления Клеопатры (в 69-30 г. до н.э.)

Разумеется, древние версии чулок не ограничивались только Египтом. Их подобие носили и древнегреческие рабочие и рабы. Например, древние римляне носили феминалии, которые бинтовались на ноги до голени. А в Японии и Китае на протяжении веков были свои собственные варианты чулок пошитых из шелка и хлопка, которые мужчины носили связывая веревками, чтобы они держались на ногах. Однако, стоит сказать, что многие из этих итераций были больше похожи на носки, чем на высокие обтягивающие чулки или колготки.

В период Реконкисты (711-1492), когда испанцы воевали с арабами, только приблизительно в XIII-XIV веке европейцы узнали о том, что такое вязаные удлиненные чулки и переняли данную моду.

До XIII века мужчины во всей Европе обматывали свои ноги кожаными или тканевыми ноговицами, то есть сапогами покрывающими бедра и голени, а также носили льняное белье ( штаны ) брэ, похожие на бриджи и свисающие до середины икр ног, которые в своё время были переняты у кельтских и германских племён.

Как мужские чулки-шоссы (колготки) покорили Европу?

В первые годы XIV века испанцы и итальянцы начали грубо конструировать первые чулки из сукна, соединенные вместе шнурками в области пояса, иногда с кожаной подошвой на ступнях. К последней четверти XIV века, две раздельные части чулок достигли высоты талии и были соединены в один элемент одежды, очень похожий на то, что мы сегодня называем колготками. Их сшивали вместе, а в области промежности пришивали гульфик. Итальянцы в дальнейшем переделали их в классические трико «кальцони».

И хотя европейские женщины в те времена не носили чулки, они обожали видеть в них мужчин. Например, одна фаворитка испанского короля в XV веке даже писала о своих потайных фантазиях, что она обожает видеть "своего монарха в потрясающих белоснежных шёлковых чулках, облегающих его мускулистые икры". Это подтверждает мнение ученых, что чулки считались мужественным элементом гардероба.

Примерно к началу XVI века мода на раздельные и сшитые мужские чулки и колготки из Испании пришла в Англию. В Англии чулки активно назывались сшивными шоссами (мужскими колготками), и очень сильно были прославлены Генрихом VIII, благодаря своему знаменитому выпирающему достоинству прикрытым гульфиком (на фото выше). И всё это "бeзумие" аристократы начали испытывать на себе из-за пришедшей моды на более короткие дублеты.

Тем временем испанцы активно начали носить чулки под плундры, пышные и мешковатые бриджи с вертикальными прорезями, которые часто шились из бархата. Обычно их набивали ватой или сеном с опилками и намеренно расширяли, делая их массивными, но так как они часто высмеивались даже самими испанцами, мода на широкие плундры спала к XVII веку.

К 1545 году чулки активно вошли в моду мужчин во всей Европе. В то время как люди победнее носили хлопковые чулки, богатые красовались чулками из шелка. Но так как такой элемент гардероба можно было шить только вручную, то стоили они очень дорого и считались ярким показателем высшего сословия.

Судя по историческим хроникам, массовая мода на чулки стала возможна только через несколько лет после 1589 года, когда английский священник по имени Уильям Ли изобрел первую вязальную машину с чулочной рамкой. Основные принципы работы этой вязальной машины до сих пор используются в современных вязальных машинах, а создание такого аппарата позволило наладить массовое производство трикотажных чулок.

Ли даже умудрился послать первую пару своих вязаных чулок королеве Елизавете I в надежде заручиться ее покровительством, однако королева была в ужасе от грубого дизайна чулок машинного производства и отказалась одобрить проект. Вместо этого Ли получил финансовую поддержку от короля Франции Генриха IV, что и позволило ему открыть массовое производство чулок в Руане во Франции, распространив её на большую часть мужского населения.

Почему мужчины перестали носить чулки?

Очень быстро развивающаяся в то время торговля шелком сделала чулки самым распространенным роскошным элементом мужского гардероба. Конечно, как можно было догадаться, такие чулки были скорее модным аксессуаром, нежели функциональным. В холодную погоду шелковые чулки часто надевали в несколько слоёв, чтобы их владелец мог согреться.

Первоначально мода на чулки в Европе была принята благородным классом, а в связи с появлением производств по всей Европе и активной торговли тканями разной стоимости, мода на чулки постепенно распространилась по всей социальной лестнице, в связи с чем и бедные классы смогли их себе позволить.

В результате некого сюрреалистического поворота событий, менее чем за век чулки и колготки стали считаться целиком женским элементом гардероба, а мужчины стали носить лишь трико под одежду в зимний период времени.

DELETED

Далее основной вопрос. Сшивные или нет)

Вскрытие показало что ответ – и то, и то :)
Насколько я смог нарыть, то последняя четверть 14хи как раз стала переходным периодом, так что шьем на ваш вкус и цвет. Только если делаете раздельные шоссы, то верхняя одежда должна прикрывать брэ - коттарди сделать до середины бедра.

Всё просто, думаем головой:

[i][u]Сшитые шоссы одевали с более коротким верхом, несшитые – с более длинным.[/u][/i]

[b]Сшитые шоссы[/b] + пурпуэн (или короткое коттарди)
[b]Несшитые шоссы [/b]+ коттарди». [u]ОБЯЗАТЕЛЬНО[/u]

Что из себя представляли несшивные Это по сути чулки, которые крепились либо к брэ, либо к отдельному поясу по линии тазовых костей (то есть, не прямо спереди, а чуть вбока).
Под коленом крепились тканевыми лентами либо кожаными ремешками с пряжкой и хвостовиком.
Все мы их прекрасно знаем, все ходим, кто давно не носил смотрим вверх)

Верхняя задняя часть должна быть под ягодицами. Их носили как традиционно, так и скручивая до колен

DELETED

Прикрепляются к дублету/коттарди/пурпуэн посредством 7 пар шнурков. Еще 2 шнурка используется для крепления гульфика.
Гульфик, как я понимаю, должен быть из двойной ткани. Всё больше и больше проникаюсь к родному отечеству, к истории костюма и быта-всё чётко, по делу и никаких неуместных преувеличений "Я прусь-вот это Русь"

DELETED

Совет о том, как снимать мерки для шоссов, не мучая себя и ту несчастную, которая будет все это дело шить.

[u][b]Ингредиенты:[/b][/u]
несколько газет
рулон скотча
маркер
ножницы.
По возможности, помошник.
Технология.
1. Плотно обматываем ногу(голую или в брэ) вплоть до талии газетами, так чтобы нигде не было просвета.
2. Все это поверх газет плотно обматываем скотчем на манер гипсовой повязки.
3. По середине задней стороны рисуем маркером линию шва от ягодицы и непррывно до конца носка.
4. Рисуем линию шва по голеностопному суставу так, чтобы ее концы сходились четко под голеностопом на подошве. Она может быть прямая, может быть с язычком - известно несколько вариантов.
5. Разрезаем (очень осторожно!) все это ТОЛЬКО по линиям шва. Должно получиться 2 детали.
6 Расправляем выкройку, прикладываем к ткани, обводим портновским мелом или карандашом.
7. Рисуем линию выреза, повторяя линию выкройки с припуском 1,5см.
Вырезаем детали по ЛИНИИ ВЫРЕЗА.
8. Сшиваем, выворачиваем, пробиваем несколько отверстий под подвязки, обметывем край и отверстия и все готово.

DELETED

[b]Женские шоссы[/b] — предмет нижнего белья, чулки
. Обычно были длиной до колена и подвязывались ремешком, плетеной тесьмой или шнуром. Изготавливались из шерсти, шелка, льна.

Согласно книге Textiles and Clothing, C.1150-c.1450: Finds from Medieval Excavations in London для шосс использовалась шерсть с диагональным переплентением нитей(саржа), т.к. она была наиболее эластичной.

Крой женских шосс был таким же как и мужских, с той разницей, что женские были по колено. Как говорится в книге по лондонскому текстилю, упомянутому выше, нет однозначного стандартного кроя шосс, существовало достаточно много вариантов. По сохранившимся шоссам XIV в., найденным в Лондоне, и XVI в., найденным в Англии и Германии, можно сделать версии кроя шосс XIV-XV вв.

DELETED

Судя по изображениям и упоминаниям в литературных источниках, наиболее распространенными цветами были черный, коричневый, красный. Самым модным цветом был красный. В Лондоне найдены фрагменты шосс, окрашенных мареной в красный цвет. Особым шиком считались карминные шоссы (оттенок красного). Красный считался цветом богатства, т.к. краситель для него был весьма дорогостоящим. Недаром словом scarlet в английском стал обозначаться один из оттенков красного, хотя изначально оно произошло от латинского scarlata, заимствованного из персидского saqirlat a rich cloth — "богатые одежды". Слово scarlet также обозначало дорогую ткань, например тонкое сукно (собственно эскарлат).Поэтому можно встретить, казалось бы "масляное масло" в виде словосочетаний scarlet reed, но, на деле это обозначает всего лишь дорогую ткань красного цвета. В подтверждение вышесказанного можно привести описание добропорядочной домохозяйки из Бата у Джеффри Чосера (1344?-1400) в "Кентерберийских историях":

453: Hir coverchiefs ful fyne weren of ground;
454: I dorste swere they weyeden ten pound
455: That on a sonday weren upon hir heed.
456: Hir hosen weren of fyn scarlet reed,
457: Ful streite yteyd, and shoes ful moyste and newe.

Ее платки были все из тонкого полотна;
Клянусь, они весили все десять фунтов,
Когда по воскресеньям были на ее голове.
Ее чулки были из хорошего алого сукна,
А башмаки мягкими и новыми.

Упоминание карминных шосс встречается и в известном произведении конца XVI в. "Greensleeves" — "Зеленые рукава". В данном произведении цвет обозначается прилагательным crimson, произошедшим это от kermes (Kermococcus vermilio) — дорогостоящего красителя, который добывался из неких насекомых отряда Hemiptera, живущих в Средиземноморье, по большей части на Kermes oaks (Кермесовых дубах).

Тут, помимо явного указания на качественную сторону "расшитых золотом чулок", есть еще и эротический подтекст. Красный цвет несет "эротическую" коннотацию:

Thy crimson stockings all of silk,
with golde all wrought aboue the knee.
Thy pumps as white as was the milk,
and yet thou wouldst not loue me.

Твои карминные шелковые чулки
Расшиты золотом под коленом,
Твои груди молочной белезны
Но ты никогда не полюбишь меня.

Читайте также: