Как сшить содак шудак

Обновлено: 24.04.2024

В преддверии Нового года по восточному календарю, который наступит 9 февраля, в Доме народного творчества имени Сергея Пюрбю прошла выставка-ярмарка национальной одежды.

Организаторы — Центр народного творчества и досуга и Союз дизайнеров Тувы — решили заблаговременно пригласить профессиональных и непрофессиональных изготовителей национальной одежды на два дня, 2 и 3 февраля, в Дом народного творчества для продажи своей продукции. Ведь впереди — праздник Шагаа, и чтобы горожане не бегали по магазинам в поисках национальной одежды, организовали выставку-продажу в одном месте.

В ней приняли участие и кызылские, и районные мастера. Свою продукцию представила жительница столицы Полина Монгуш. Ее «конек» — вязаные вещи: платья с национальными узорами, тувинские мужские шапки различных фасонов. Все привыкли к мужским головным уборам из меха, ткани. А тут — вязаные, стилизованные. Необычно.

Чавага изготавливает Чечек Калзан, их цена — от 300 до 800 рублей. Свою продукцию сдает в магазин «Шевер».

Швеи ателье «Эврика» привезли из Шагонара женскую верхнюю одежду в национальном стиле. Еще одна участница из Шагонара — индивидуальный предприниматель Наталья Дембирел. Ей помогают шить взрослые дочери. Стилизованные платья и у Любови Куулар из Чадана. Анжелика Седен-оол из Овюра привезла разнообразную одежду, в том числе мужские тоны из натурального и искусственного меха, взрослые и детские безрукавки. В ее швейном цехе, кроме ее самой, работают еще четыре швеи. Национальную одежду шьют в ателье «Шончалай», ее можно приобрести на Чульдума, 44. Мастер Валентина Салчак шьет мужские головные уборы из норки, соболя. Ее продукцию можно купить в кабинете 112 департамента по социальной политике мэрии города.

Многие спрашивали у продавцов, есть ли у них содак-шудак — костюм хурешиста. Как оказалось, никто из данных мастеров не занимается пошивом этого национального спортивного изделия.

Многих девушек заинтересовала стильная меховая куртка из лисы, сшитая пенсионеркой Антониной Баржай. Мех добыл сын-чабан.

Помимо верхней одежды и головных уборов, была представлена сувенирная продукция. Тамара Ондар из Шамбалыга привезла продукцию детского творческого объединения «Угулза». Ребята изготавливают разнообразные вещи: тувинские национальные седла, парадные и повседневные уздечки, фигурки животных. На выставку были привезены плетки-обереги. Их прикрепляют над входной дверью юрты, квартиры, в кошаре. Автолюбители подвешивают их в машине. Оберег делают из натуральной кожи и веточек таволги. Перед тем, как повесить оберег, его надо окурить артышем.

Фотограф Артыш Седип открыл линию сувенирной продукции, он делает надписи на кружках по линии родства: «дедушке», «бабушке» и т.д. Специально к Шагаа появились кружки с изображением 12 скульптур животных, установленных у обелиска «Центр Азии».

Председатель Союза дизай­неров Тувы Елена Ондар сказала, что интерес к национальной одежде только возрастает. Поступают предложения на пошив стилизованных национальных костюмов, пиджаков от самого высокого начальства. Это очень ответственно, и заказы руководства будут выполнять только профессионалы.

Иванов Иван

Экии шупту! Арай чангыс дээрге меге апаар боор деп бодап тур мен, чажыртынып чоруур шеверлер энмежок диин.

Иванов Иван

Иванов Иван

Алдынай Монгуш

Буяна Сылдысмаа

Алдынай, ийе шын. Шаанда мээн кырган-ачам начын моге Сагды чораан. содак-шудакты моге уктуг азы моге кижи даараар. ужуру ындыг бооп турар. эр кижинин сулде -сузуу бедик, хей-аъттыг болгаш эр кижинин холундан даараан содак-шудак кедип хурежири кончуг улуг ханы уткалыг деп чугаалап органын дыннаан мен.

Damdynool Elmira

Содак-шудакты эр кижи даараар деп дыннаан мен. Даай кижи чээнинге даараар деп. Кандыг ирги? Кым билирил бо дугайын.
Мен уйнуктарымга даарааш, сырып бээр дир мен. Бо мастер нин даарап турар видеозу болза сонуургаза аа. Ырак суурда кырган-ава дыр мен ийин.

Damdynool, Экии Уран кыс удазынга ораашпас деп тываларның улегер домаа бар олгай. Аңгы аңгы кожуунарда иелер сырып даарап турганын дыңнаан мен. Бир эвес бир кижи сөөлү багай азы хоруглуг багай боор деп төөгү чугаалай берзе бүзүревеңер меге чугаа дыр ындыг төөгү тываларга туруп даа көрбээн кайда-даа бижитинмээн, тывалар бистер дыка бүзүрээчел чон дыр бис чижээ кыс кижи сыгыртып хөөмейлевес азы ол бирээ арт азы дагларже үнмес дээн биле дөмей.
Тываларның шын сагыыр ужурлуг чаңчылдары бар.
Дириг амытан тыны үспес ужурлуг кыс кижи,
Кыс кижи черге чыткан аргамчыга дээри хоруглуг. Оруктан аргамчы ап алган кыс оон сөөлүнде божуурда бергедээр деп чугаалаар.
Шаандагы ужурлар-биле аныяк кыс кижи чаш тал сыкпас,
бүрүлүг ыяштың будуун сыкпас, өскүс чашты ыгладып болбас, уязында азы коңгулунда кандыг-даа куштуң оолдарын өлүрүп болбас.

Артыш Мортуй-оол вот уже пять лет из рук не выпускает иголку с ниткой, шьёт форму для хурешистов - «содак-шудак». На днях в Кызыле в Доме народного творчества прошла выставка-продажа изделий мастеров народно-художественного промысла и декоративно-прикладного искусства в рамках Республиканского фестиваля народного творчества «Тыва – бистиң өргээвис» («Тува – наш общий дом»). Наш герой на выставке представил свои работы – традиционные лук и стрелы, тувинские национальные шапки.

Пошивом традиционных головных уборов для мужчин и формой для борцов Артыш Геннадьевич занимается с перерывами больше двадцати лет. К своему хобби, которое превратилось теперь в дело жизни, житель села Шамбалыг Кызыльского кожууна теперь приобщает студентов Тувинского политехнического техникума, где работает только месяц. Его мечта — передавать знания и опыт в швейном деле молодому поколению — сбылась.
Сколько «содак-шудак» отшил, мастер не помнит, но первую свою работу после окончания школы, бережно хранит, говорит, самая дорогая вещь.
Специально его никто не учил шитью, методом проб и ошибок, Атыш Мортуй-оол достиг мастерства, и среди тех, кто оценил его талант, конечно же, именитые борцы.

Впервые за дело мастер взялся, думая, что сшить экипировку для борца — дело нехитрое, но оказалось, что процесс этот сложный и кропотливый. В жизни мастера бывали трудные времена, не хватало денег на материалы – выкручивался и находил средства, клиентам часто шил в рассрочку, даже в период восстановления после автоаварии не сидел сложа руки.

Среди клиентов Маадыр Бады, который дважды побеждал на соревнованиях среди молодых борцов, улуг-хемский борец Экер Кыргыс, «Начын моге» Авырал Монгуш из Барун-Хемчикского кожууна и несколько маленьких борцов со званиями «Чаш Арзылан», «Чаш начын».
Заказывают Артышу Мортуй-оолу сразу комплектами. Кто-то просит сделать лук и стрелы, заодно сшить национальный тон и традиционную шапку. Кстати, для пошива последнего Артыш Геннадьевич брал уроки у опытных мастериц, рассказывая эту страницу своей жизни, мастер тепло отзывается о тех, кто помогал ему становиться лучше в ремесле, называет мастериц не иначе как Айлаана угбай, Роза угбай, Долаана угбай, Тоня угбай, Буяна угбай.

«На пошив одной традиционной шапки сегодня уходит один день», - говорит мне мастер. «Заказов много. Практически нет времени обучать кого-то, но если вижу в человеке усердие, то помогу человеку в его становлении. Были у меня ученики, часто получалось так, что спустя время ребята бросали начатое дело. Среди самых стойких учеников, могу отметить мою студентку Алдынай, которая сама приходит и усердно повышает своё мастерство», - делится Артыш.

Отсутствие в республике нужных материалов, конкретных технологий по изготовлению подлинного традиционного снаряжения лучника не остановили мастера. Он ездил по всей Туве, искал всевозможные источники информации, которые бы могли помочь в его ремесле, читал книгу «Традиционные мужские занятия тувинцев», пробовал на практике использовать мастер-классы из Интернета. Усилия Артыша не прошли даром, сегодня он разработал свою технологию изготовления лука и стрел.

Артыш Геннадьевич говорит, что на изготовление снаряжения лучника из местного материала требуется минимум два года. Жилы для тетивы надо брать именно осенью, во время зимней заготовки мяса «чиш», деревянные части снаряжения надо сушить и временами подвергать трансформации. А готовые плечи для лука он иногда заказывает в Китае. Все знания, которые мастер накопил за годы работы, со временем планирует собрать в методическое издание.

Сегодня Артыш Геннадьевич, работая в техникуме, проводит мероприятия, на которых охотно рассказывает о тувинской традиционной одежде и национальных играх, в том числе, о стрельбе из лука. Ведь этот вид спорта славится тем, что развивает мышечный корсет, улучшает функциональность организма, но и также воспитывает в человеке положительные черты характера, такие как выносливость, ловкость, внимание. Как говорит мастер, издревле мальчиков у тувинцев с малых лет приучали к верховой езде, стрельбе из лука, борцовским дисциплинам и самобытным боевым единоборствам.

Дисциплину и трудолюбие в нем воспитали родители и дедушка с бабушкой. Отец Геннадий Серээевич работал учителем труда в школе села Шамбалыг, мама Дадар Донгаковна в этой же школе до сих пор преподаёт уроки народных традиций. Именно они привили такие качества, как ответственность, усердие, отзывчивость. На их чабанской стоянке каждый год в летние каникулы собирались до 25 внуков, которые помогали пасти овец, доить коров, готовить тувинский далган.

У Артыша Геннадьевича и его супруги Аржааны растут два сына и дочка, младший сын, как и его отце в пору юности, интересуется творчеством. «Когда я был маленьким, ребята всеми днями играли на улице, а я у себя во дворе что-то мастерил с утра до ночи. Если есть пример, который пробуждает в тебе интерес, и ты хочешь увидеть результат своих трудов, то никогда не надо останавливаться и не искать отговорки», - отмечает мастер.

Артыш Геннадьевич болеет душой за молодёжь, в особенности за парней, которые после школы не могут найти себя и тратят драгоценные молодые годы на ненужные пагубные увлечения. По мнению мастера, настоящий современный тувинский мужчина к совершеннолетию должен стать настоящим добытчиком и опорой семье, уметь, как и наши предки 100 лет назад, мастерить луки и стрелы, поддерживать своё физическое здоровье национальной борьбой хуреш и достойно носить традиционную одежду.

Артыш Мортуй-оол натягивает лук, сделанный из четырёх разных костей

Артыш Мортуй-оол натягивает лук, сделанный из четырёх разных костей

Артыш и Аржаана Мортуй-оолы

Артыш и Аржаана Мортуй-оолы

Работа мастера Артыша Мортуй-оола

Работа мастера Артыша Мортуй-оола

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве


Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


«Кубанское казачество»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мөнгун-Тайга кожуун Мөген-Бурен ортумак школазы Кызыл-Хая суур Төлевилел : « ТЫВА ХУРЕШ»-чоргааралывыс. 3 «в» класстын өөреникчизи Ооржак Айыс Хулер-ооловичнин кылган толевилели. Удурдукчу башкызы :Хертек Д.Х.

Чидиг айтырыы: тыва национал хурештиӊ амгы үеде сайзырап турары –биле, өзуп орар мөгелерни содак шудаа четче эвес. СОДАК ШУДАКты каастап, СЫРЫП ДААРААР ШЕВЕРЛЕР ХОВАРТААН, Шын, Чараш девигни өзуп орар салгалдар чедир билбес.

Сорулгазы: Уругларнын куш-культурага сонуургалын болгаш ынакшылын улам-бедик оттурары, содак-шудак база тыва национал хуреш дугайында билиглерни бедидери.

Ажыглаан арга-методтары: * Сумунун хоочун мөгелеринден хуреш болгаш содак-шудак дугайында материалдырны, чуруктарны чыыры. *Уругларнын чураан чуруктары.

Төлевилелтиӊ планы: * Содак-шудак болгаш «Хуреш» дугайында ниити-билиг. *Девиг ,хурештин база бир онзагайы. *Езулуг мөге кандыг болурул?

Хурештитин сайзыралы. Хуреш тыва эр кижинин амыдыралынын база бир чарылбас кезээ болурундан аңгыда, харын-даа бодунун тывызыксыг уран аргалары, хурежир тускай чараш аян-биле муң-муң аарыкчыларынын сонуургалын чаалап боза ол ышкаш бичии мөгелер хунден хунче немежип сайзырап турар.

Мөгениӊ содак шудаа мөге кижинин бодунун холу-биле даарап, туткан ыдыктыг кучу-кужун даап бодап тургаш, мөге кижи боду даарап алган турар ужурлуг.содак шутакты быжыг материал –биле даарар. ону улаштыр торгу хентир –биле хээлер хевирин ундуруп тургаш ,сырып алыр . ЫНЧАЛДЫР ДААРАП АЛЫрГА ЧАРАШ-ДАА, БЫЖЫГ-ДАА БОЛУР. Содак шудуакка чергелештир тыва бөргун,ыргак баштыг тыва идиин кедип алырга мөгенин хеви четчеленгени ол болур.

Езулуг мөге кандыг болурул ? Шыдал-кужу сынышпайн турар кучутен эрнин сур-кучузу чалбыышталып кыпкан от дег, Ыыт-шимээни улунун эдери дег суртенчиг, караанын көружу кылан шил даш дег, чаактары достек, хаваа кыдырык, мойну куспак четпес дыт дег, чудуруу мон, ооргазы ээлгир хадын дег ,хорек-төжу ээр-кадыр хавак дег, шынганары сырый , холдары узун, бели чанын кирижи дег, хартыга дег кашпагай, базымы быжыг, эртемге өөрениичел, өгбелерге өлчейлиг, бичиилерге буянныг, сөзу чечен-мерген болур ужурлуг!

Эзир ышкаш девий бээрге.. хурештин база бир онзагай КЕЗЭЭ ДЕВИГ. АК –КөК ДЭЭРДЕ ХОСТУГ,ЧОРГААР УЖУП ЧОРУУР ЭЗИР КУШКА ДөМЕЙЛЭЭН МөГЕНИН САМЫН ДЕВИГ ДЭЭР. Эзир ышкаш девий бээрге мөге оолак таан чараш, хостуг ойнап самнай бээрге хөрээ бедик арзылаӊ дег.

Кашпагайы хартыга дег, таан чараш моге эрни!

Түӊнел. Хуреш тыва эр кижинин уш ыдык мөөрейинин бирээзи болурда муӊ-муӊ чылдар тургузунда бодунун онзагай шынарын чидирбейн бөгнгү салгалга чедир уламчылап келген. тыва кижи бурузунун хей-аъдын бедидип көдурген ыдыктыг чараш оюну-дур

Бистин школазыска хуреш база моон-даа сонгаар эки сайзыраарын кузеп, школавыстан улуг-улуг мөгелер үнерин кузеп тур мен!!

Читайте также: