Как сшить средневековую рубаху

Обновлено: 27.03.2024

Следующая, довольно несложная вещь, которую сможет сделать любой человек, это худ.

На самом деле, это шапочка, не бойтесь незнакомого слова :)

Он представляет собой капюшон с длинным или коротким хвостиком (шлыком), а может и вовсе без него, и с пелериной.

Впервые худы можно наблюдать в 12 веке. Эту часть одежды носили все слои населения, потому что она была очень удобна. В дороге, если было ветрено и дождливо, худ защищал плечи и голову, если было жарко, капюшон можно было откинуть, и сам худ мог послужить коротким плащиком. Шили худ из шерсти, на подкладку шел лен.

Такие капюшоны могли быть на пуговицах, тогда они назывались распашными, или одеваться через горло (такие немного напоминали современные балаклавы). Также край худа часто украшался различного вида фестонами.

Вы уже видели пример такого худа на нашем отпрыске. Выкройка для него такая же, но с другими пропорциями, соответственно его возрасту. А для вас я подготовила выкройки на взрослого человека.

Он распашной, и на пуговицах, поэтому его сложно снять, что очень удобно.

Худ состоит всего из 4 частей - двух основ и двух вставок

Какие нам нужны мерки для худа:

1. Длина изделия - перпендикуляр от макушки до середины груди

2. Окружность головы

4. Длина подбородка

5. Верхняя часть - зависит от наличия и длины хвоста

6. Окружность шеи

7. Высота лица - от лба до подбородка

Примерная выкройка такая (под цифрами - мерки). Сторона вставки равна длине плеча. Перед раскройкой не забываем про припуски.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Основные принципы пошива и правила ношения исторической рубахи

Давно здесь не было материалов, отражающих работу нашей семейной творческой группы "Стружок". А работа ведётся! Сегодня хочу поделиться с моей доброй аудиторией новой полезной статьёй. Если вам есть, что добавить, смело пишите в комменты: материал готовился для методички по традиционному костюму, и сейчас ещё не поздно что-то изменить или дополнить. Статья родилась не на пустом месте: чудеса, описанные в примерах, взяты из торгового опыта, я сама неоднократно с ними сталкивалась. И совершенно не играет роли, заказывают ли рубаху через интернет или покупают на ярмарке, - ошибки везде одинаковые.

В качестве иллюстрации пусть будет наша с Денисом фотка с прошлогодней Куликовки: здесь хорошо видно расположение пояса на мужской и женской рубахе, длина и прочие детали, о которых говорится в статье.

Ncpw9Pdqu60-2.jpg

Основные принципы пошива и правила ношения исторической рубахи

Изготавливая рубахи, часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда заказчик совершенно не представляет, как должна выглядеть одежда, сшитая по принципам исторического кроя. У современных людей, интересующихся традицией, образ средневековой славянской рубахи формируется, в лучшем случае, на основе знаний об этнографической одежде XIX — нач.XX вв., в худшем — на основе современных средств массовой информации. Со своей стороны, мастера, занимающиеся пошивом исторического костюма, часто не озвучивают заказчику спорные моменты просто потому, что для них отличия средневековой одежды от современной настолько очевидны, что они просто не догадываются, как вообще можно не видеть разницы. Поэтому цель данной заметки — указать на основные расхождения во взглядах на средневековую одежду и прояснить некоторые вопросы для того, чтобы ни мастера, ни заказчики не чувствовали себя неловко в процессе общего дела возрождения традиции.

Наша мастерская занимается пошивом средневековой одежды — славяне/русь до XIV века. Соответственно, говорить буду только о рубахах данного народа и периода. Большинство моих работ можно назвать частичной реконструкцией, потому что сделаны они из современных материалов с применением технологий, характерных для современности (способ тканья и крашения, машинный пошив и др.). Однако все мои рубахи сшиты по историческим выкройкам, реконструированным учёными на основе образцов, найденных в погребениях. Надевая такую рубаху, заказчик может быть уверен, что образ средневековой одежды сохранён, и что именно рубахи такого типа носили наши далёкие предки славяне.

Так почему же люди, получив готовую работу, часто разочарованно говорят о том, что они «не так себе это представляли»? Давайте разберёмся.

2. Историческая рубаха всегда носится навыпуск и подпоясывается.
Славяне и русичи никогда не заправляли верхнюю рубаху в штаны. Об этом обязательно следует помнить, если вы хотите сделать традиционную рубаху частью вашего повседневного образа: в джинсы она НЕ заправляется. Кожаный, тканый пояс или кушак надевается поверх рубахи даже в том случае, если у штанов есть собственный пояс. Мужчине неприлично появляться на людях распоясанным. Об этом тоже следует помнить, когда выходите в традиционной рубахе из дома. В старину считалось, что человек, лишённый пояса, обесчещен, опозорен или принадлежит к миру нечистой силы. У заключённых в тюрьму и идущих на казнь поясов не было.

3. В средние века на одежде не было карманов.
Этого тоже нельзя забывать, когда мы говорим, что рубаха шилась свободной и не носилась без пояса. Мелочи, которые необходимо было таскать с собой (ложка, обереги, гребень, предметы профессиональной направленности — ножницы для портного, стило для писаря и др.) часто просто привешивались на пояс. Предметы большего размера (например, краюху хлеба) можно было положить за пазуху, тогда карманом служил напуск рубахи, образуемый при подпоясывании. Из этого вытекает ещё одно правило:

4. Славянская рубаха шилась длинной — до середины бедра или до колен.
Во-первых, потому, что часть длины забиралась напуском под пояс, и во время ношения рубаха становилась заметно короче. Во-вторых, длинная верхняя рубаха хорошо скрывала большую ластовицу на штанах (мотню), это добавляло мужскому образу эстетики и стройности. В современных условиях, если вы не планируете носить рубаху только в составе исторического комплекта на соответствующих мероприятиях (фестивалях, обрядах и праздниках, посвящённых славянской традиции), нет надобности шить рубаху такой длинной. Можно сделать короче, чтобы в повседневной жизни было удобнее. Но всё равно мерка «длина рубахи» снимается от плеча до середины бедра: после того, как вы подпояшетесь, нижний край рубахи окажется на верхней линии бёдер.

5. Вытачек на исторической рубахе не было.
Этот момент тоже достаточно очевиден для мастеров, занимающихся пошивом исторического костюма. Однако мне приходилось видеть случаи, когда заказчик отдавал ткань для пошива традиционной рубахи маме, бабушке или настоящей портнихе из ателье, получал готовую одежду с вытачками, а потом удивлялся, почему над ним смеются на фестивалях? Чтобы избежать подобных неприятных моментов, следует помнить, что современным швеям не каждый день заказывают исторические рубахи, следовательно, по умолчанию они сошьют вам то, что мы носим в повседневной жизни — одежду, внешне похожую на историческую, но совершенно непригодную для использования в составе исторического комплекта костюма. Поэтому, прежде чем нести ткань в ателье, поищите в интернете выкройку исторической одежды, почитайте форумы реконструкторов проконсультируйтесь у мастеров. И только тогда, когда сами будете чётко представлять, что вы хотите увидеть в результате, распечатайте понравившуюся выкройку или схему и смело идите за помощью к современной швее.

6. В случае, если вам нужна не историческая рубаха, а стилизованная — создающая образ традиционной одежды, но сшитая по современным выкройкам, − не нужно обращаться за помощью к мастерам исторического костюма. Сразу идите к современной портнихе или покупайте сувенирную рубаху в магазине. Дело в том, что вы с мастером просто не поймёте друг друга: сувенирная рубаха отличается от исторической очень сильно, даже несмотря на внешнее сходство образа. Выбор ткани, раскрой, пошив, особенности отделки — всё это строится на совершенно разных принципах, а игнорирование этой разницы или незнание о её существовании зачастую порождает конфликт между мастером и заказчиком.

В заключение хочу добавить, что все мы — и мастера, и заказчики — делаем одно важное общее дело: сохраняем в современном обществе интерес к традиционной славянской культуре. Своим примером мы способны заинтересовать и вдохновить тех, кто рядом. Любая информация, расширяющая кругозор, может оказаться полезной и своевременной. Потому я желаю нам всем не терять интереса к традициям и культуре нашего народа, постоянно совершенствоваться в мастерстве пошива и ношения исторической одежды. И удачного, плодотворного сотрудничества!

Денис Селюн

Денис Селюн

Для начала стоит пояснить, что же мы будем шить. А шить мы будем самую простую рубаху для мужского костюма. Такого типа рубахи иногда называют "т-образными" из-за характерной формы выкройки, которая состоит из одного полотнища и рукавов. Длинное широкое полотнище перегибают поперёк посередине и сшивают с боков. Примерно посередине, около сгиба, прорезают отверстие для головы. Вверху пришивают рукава. Вот и вся рубаха. Если сшитую рубаху разложить на плоскости, получится как раз буква "Т", отсюда и название. На эпоху викингов такого типа рубахи бытовали у скандинавов, у балтов и, предположительно, у финно-угров. Подтвердим данный тезис артефактами.

Денис Селюн

Рубаха из Бернутсфельда. Германия, 680-775 гг. Рубаха сшита из множества кусков, но общий силуэт кроя всё тот же - куски собираются в одно широкое полотнище к которому пришиваются рукава.

Денис Селюн

Денис Селюн

Денис Селюн

Денис Селюн

Денис Селюн

Денис Селюн

Начнём с пошива льняной рубахи.
Прежде чем шить надо ткань раскроить. А прежде чем раскроить, надо снять мерки. Какие мерки, как их снимать и как на отражаются на выкройке мы и расскажем.

Денис Селюн

Мерка № 1, определяющая длину будущей рубахи. Нужно взять портновский метр и приложить его началом к плечу, позволив ему свободно спускаться вдоль тела. Длина от плеча до колена будет равна половине длины основного полотнища, которое я для краткости далее буду называть станом. В нашем случае длина от плеча до колена составляет 108 см.

Денис Селюн

Мерка № 2, определяющая ширину будущей рубахи. Нужно взять портновский метр и обернуть его вокруг груди - 116 см. Глубоко вдыхать при обмере груди не обязательно. В дальнейшем сделаем припуски, которые добавят объём.
Небольшое добавление. Если вы мужчина и у вас есть подозрение, что ваши живот или бёдра по окружности превосходят грудную клетку, то, конечно, надо заниматься спортом. А при пошиве рубахи надо ещё промерить окружности живота и бёдер. И если они больше окружности груди, то уже плясать от них. Девушкам, при пошиве, например, мордовской рубахи, талию и бёдра промерить надо в любом случае.

Денис Селюн

Переходим к рукаву. Мерка №3, определяющая примерную длину рукава будущей рубахи. Метр прикладывается к косточке на плече, которая называется акроминальным сочленением, и отмечается длина до костяшек пальцев - 61 см.
При другом способе, предложенном Софьей Шашуновой, мерка снимается от середины спины до костяшек пальцев вытянутой в сторону руки. Тогда для определения длины рукава достаточно отнять от полученной величины половину ширины стана.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна

Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха - очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа. От рубахи, как от печки, "пляшут", разрабатывая тот или иной комплекс костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного "былинно-славянского" образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна



Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.

Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!


Сколько купить ткани?

Самый длинный кусок в раскрое − это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.
Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.

Подготовка ткани к раскрою

Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.
Перед раскроем фабричную кромку срезают.

Ширина ткани и расчёт размеров

Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была от 40 до 60 см (на размах руки с челном при горизонтальном ткацком стане). В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).
На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.

Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.

Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.
В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.
Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.

Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.

Боковые клинья

Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.
Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.

Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Реконструкторские ништяки

Шоссы (чулки). Шились/вязались в основном из шерсти и цеплялись к брэ. Причем два шосса могли быть разных цветов.

Читайте также: