Как сшить тафью

Обновлено: 17.04.2024

Сегодня Милитта желает воскресить древний головной убор! Недавно на выставке мне приглянулась маленькая шапочка, она прекрасно подходит в дополнение к вязаной шапке в качестве нижней, ведь многослойность может быть не только в одежде, но и в аксессуарах.

Маленькая шапочка тафья – полностью забытый головной убор. Сегодня этот аксессуар можно увидеть только на картинах и выставках. Даже название тафья, звучит незнакомо и непривычно. Только это не значит, что тафью нельзя носить. Очень даже можно!

Откуда первоначально появилась шапочка неизвестно. Скорее всего, головной убор был заимствован у тюркских народов, которые носили шапочки типа тюбетейки. Кроме того, тафья имеет сходство с ермолкой. Посему, установить точное происхождение непросто, ведь многие народы использовали головные уборы похожей формы.

В России XVI века тафья обретает популярность в среде высшего сословия. Эти шапочки полюбили самые богатые и влиятельные люди. Многие стремились украшать головной убор вышивками золотом и серебром, а еще бисером и жемчугом. Особенно полюбил тафью царь Иван Грозный, он сам носил такую шапочку, и сделал ее частью униформы опричников. После смутного времени тафья постепенно теряла популярность и была забыта.

Современная мода позволяет смешивать самые разные стили и элементы исторического костюма. Тафья очень интересный и практичный головной убор. Если вы любите модные эксперименты, купите эту шапочку. Ее можно носить в качестве нижней шапки под вязаную шапку, тем самым получится многослойность, и ветер не будет продувать. Когда зайдете в помещение можно снять верхнюю шапку, а тафья останется.

Тафья пригодится, если хочется создать образ с элементами исторического костюма или добавить в свой стиль немного азиатского влияния, ведь изначально аксессуар имеет восточное происхождение. Когда в гардеробе много разных шапочек можно создавать самые необычные образы, некоторые из них будут уместны только на праздниках и фотосессиях, но в этом и заключается прелесть необычных аксессуаров с большой историей.

Где купить? В интернете и на выставках можно встретить мастеров, которые шьют исторический костюм и вещи, стилизованные под историю. Мне удалось найти тафью за 1000 рублей, в некоторых местах продают дороже, но в любом случае совсем недорого.

Елена Яговкина

на просторах родимого встречено:
"Тафья царевича Димитрия хранится в Архангельском соборе.
В описи собора сказано: «Тафья суконная червчатая, на ней запона золотая, в ней шесть яхонтов лазоревых, да место порожнее. Цена каждому по 50 копеек, итого три рубли. Около запоны семнадцать, да около тафьи шестьдесят четыре, всего 81 зерно кафимское, цена им по 15 руб. золотник».

А в описи 1701 г. написано: «Ту де тафью, в прошлом 1700 году, августа в 20 день, принес в собор Архангела Михаила стольник Алексей Иванов, сын Нарышкин, и отдав ключарю, сказал: “Тую де тафью в соборную церковь Архангела Божия Михаила изволил прислать с ним Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, для того что тафья благовернаго Царевича Димитрия Иоанновича”».

До поступления в Архангельский собор тафья царевича Дмитрия Иоанновича хранилась в мастерской оружейной палаты.

В Книге описной 156 г. (1648) всякому платью царя Алексея Михайловича и оставшемуся после блаженной памяти царя Михаила Федоровича, в статье «О тафьях» (лист 299), о тафье царевича упоминается следующим образом: «Тафья сукно червчато, подкладка тафта ценинна, обнизана жемчугом рогатым в одно зерно, счетом шестьдесят четыре зерна, напереди запона с финифты, в запоне семь камешков лазоревых, около запоны семнадцать зерен жемчугом рогатым; принес Боярин Борис Иванович Морозов 1642 года, июля в 11 день, а сказал: «Сей тафьи сукно Царевича Димитрея Иоанновича Углецкаго». Принята по книге у дьяка у Давыда Дерябина»."

Оелисей Елисеев

Денис, подскажите, в каких документах Алексея Михайловича встречается упоминание о казачьей тафье? Ссылки на первоисточники, если можно.
Заранее благодарю!

Денис Черкас

Оелисей, запрет на ношение тафьи встречается в Главе 39 Уложений Стоглавого Собора 1551 года. В документах времён АМ, сейчас порыться не могу, занят другой работой. Будет время, отвечу. С Праздником!

Павел Арефьев

Николай Свиридов

Николай Свиридов

Николай Свиридов

Павел, потому что это и есть тюбитейка
Есть древняя симитская привычка носить под чалму вторую шапочку по голове. Точнее к симитам она пришла по одной из версий от тюрок. В итоге имеем ее и в средней Азии и на ближнем Востоке и даже таки на большой Бронной Ну и на Руси в ордынский период и далее по привычке вплоть до Алексея Михайловича.

Дмитрий Сайфитдинов

Сергей Ковалев

На правом фото отнюдь не казаки, а, скорее, тот вариант, каким их представляют "в Европах". А если точнее, то данное фото - с парада, посвященного 800-летию города Сандерсхоф, который состоялся 3 июня 1957 года. Организаторы парада решили показать, что, в свое время, в городке "отметились" русские казачьи части армии Суворова. Но поскольку им, в историю, видимо, было погружаться лень для изучения военного костюма тех времен, они "воссоздали" казаков именно так, как в их представлении, они и должны были выглядеть. Так что ссылаться на данное фото, как на образец казачьей традиционной одежды, считаю вершиной бессмыслия. Ну и, в качестве доказательства своих слов, несколько фото, снятых с той же самой точки:

Сергей Ковалев

Сергей Ковалев

Сергей Ковалев

Что касается фотографий, представленных в самом начале. На первом фото хохол - помощник гетмана Скоропадского. Он хоть и считался наказным атаманом украинского Вольного казачества, но это Вольное казачество было искусственно созданной организацией. Так что считать его казаком я бы не стал. Второе фото времен гражданской войны.
Показать полностью. На это указывает многочисленные нарушения формы одежды, чего не допускалось в царской армии . Один из примеров на этом фото - на офицере гимнастерка с одним (!) накладным карманом. За тот факт, что это не казаки, говорит факт наличия у крайнего левого человека в белой вышиванке пристегнутых к сапогам шпор. Казаки шпор в полевых условиях практически (не будем при этом обращать внимание на казаков Лей-гвардейских полков, которым шпоры полагались для парадов и караульной службы во дворце) никогда не носили, потому что у них было седло, отличающееся от кавалерийского и там всадник больше как-бы стоял в седле, а не сидел. Соответственно, пользоваться шпорами, сидя в казачьем седле, было практически невозможно. Таким образом, можно сделать вывод, что на данном фото офицеры одной из кавалерийских частей Белой армии, но не казаки.
Справедливости ради, стоит сказать, что во время гражданской войны в казачьих полках почти половина личного состава не являлась природными казаками, однако очень много казаков воевало и в частях, не считавшихся казачьими.

Сергей Ковалев

И еще. В Большом толковом словаре донского казачества собрано множество названий деталей одежды донских казаков, однако не упоминается ни "куколь" ни "тафья". Учитывая, что данный словарь собирался более пятидесяти лет назад, когда еще живы были многие из носителей языка, факт отсутствия этих терминов, говорит, на мой взгляд, о том, что таких слов ДОНСКИЕ казаки просто не знали по причине ОТСУТСТВИЯ в их "гардеробе" этих шапочек.

Про женский народный костюм, в т.ч. его отдельные элементы, такие как головные уборы, информации достаточно, а вот про мужской костюм, и головные уборы мужчин, мало кто пишет, давайте исправим эту несправедливость!

В данном цикле статей, расскажу вам о разных видах шапок, и других уборов, носимых мужчинами разных сословий и губерний, будет интересно!

Есть еще кубанки и папахи, черкесски, малахаи, башлыки, тафья, и это тоже далеко не все виды головных мужских уборов.

Но сегодня я хочу подробней рассказать именно о том, о котором давно забыли, а многие и не знали, приписывая этот "аксессуар" кому угодно, только не русским - о ермолке, так в более понятном русскому человеку варианте называется:

ТАФЬЯ – шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. ( словарь А. Даля) Тафья ведет свое происхождение издревле, маленькая шапочка служила подшлемником, долгое время она сохранялась у казаков.

Эта шапочка татарского образца, надеваемая сановными людьми в качестве привилегии под шапкой, ношение которой было запрещено при царе Иоанне Васильевиче на Стоглавом Соборе 1551 г. Стоглавый Собор в Москве запретил ношение «тафей безбожного Мехмеда», как равно и запретил употребление колбасы в пищу. Но казаки, и даже цари с боярами тафейку продолжали с удовольствием носить.
Что интересно, имея схожую изначальную форму и назначение, в результате широкого распространения у разных народов, тафья (ермолка), сохранялась и изменялась согласно культурным национальным и социальным особенностям каждой нации. Так, данный головной убор до сих пор можно встретить у мусульман. иудеев, азиатских и кавказских народов. Интерес реконструкторов к культуре своих предков, позволяет нам увидеть воссозданные образцы ермолок русского и казачьего образца.

Отличить какого народа тафья можно по ряду внешних признаков:

размеры - самые маленькие у иудеев, едва закрывают макушку, азиатские тафьи крупней и выше, кавказские тоже выше закрывают почти всю голову, казачьи мельче ниже.Азиатский головной убор чаще называют тюбетейка.

форма - круглые как миска как раз у русских, казаков. иудеев, с разницей в размере, встречаются и тюбетейки круглой формы, и кавказские.

Бывают тафьи ромбовидной формы (встречаются у азиатов), с шишечкой на макушке и без.

Материалы, из которых шили этот головной убор так же разнообразны от льна и шерстяного сукна, до шелка. тафты, бархата.

Во всех культурах и у всех народов по тому, насколько богато украшен головной убор можно "прочитать" о статусе владельца, ну и о статусе шапки ( парадная или повседневная).

И если формы этого головного убора могут пересекаться у разных национальностей, то вот по символике определить чья перед нами шапка - вероятности больше.

У иудеев символика обычно содержит изображение Звезды Давида, у азиатов затейливые растительные мотивы в богатой вышивке, так же тяготение к растительному орнаменту прослеживается и в кавказских шапочках, но часто сдержанней. Богатые шелковые и бархатные тафьи отличают всю Среднюю Азию, и Татарстан.

Что интересно, и тафья княжеских, царских нарядов тоже была очень богато украшена. Привожу выдержку из исторического источника:

В Книге описной 1648 г. всякому платью царя Алексея Михайловича и оставшемуся после блаженной памяти царя Михаила Федоровича, в статье «О тафьях» (лист 299), о тафье царевича упоминается следующим образом: «Тафья сукно червчато, подкладка тафта ценинна, обнизана жемчугом рогатым в одно зерно, счетом шестьдесят четыре зерна, напереди запона с финифты, в запоне семь камешков лазоревых, около запоны семнадцать зерен жемчугом рогатым; принес Боярин Борис Иванович Морозов 1642 года, июля в 11 день, а сказал: «Сей тафьи сукно Царевича Димитрея Иоанновича Углецкаго». Принята по книге у дьяка у Давыда Дерябина».

Забелин сообщает, что среди старинных казачьих головных уборов «ПО ПОРЯДКУ ПЕРВЫЙ головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи.

Наша тафья по всему поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНИХ ПЕРЕДОВЫХ ЗНАТНЫХ И БОГАТЫХ, главное по тому обстоятельству, что это у казаков же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ».

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Васильевич Грозный, и когда дело дошло до того, что казаки в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора»…

Древнейшие правители тоже носили тафью. Тафья – «убор весьма древний. В тафейке ходил и АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, как он изображался на монетах».

из книги «Царь славян», Глеб Носовский

Как видите, тафья, она же ермолка и.т.д. была широко распространена, и имела особое значение.

А в следующих статьях я расскажу и про другие головные уборы, бытовавшие на обширных территориях России.

Благодарю, что прочли публикацию до конца!

Ставьте "лайки". пишите комментарии, вопросы, подписывайтесь на мой канал!

Согласно В. Далю, «ТАФЬЯ ж. шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. На государе была тафья. Выходн. книг. Царь дал опричникам тафьи, Карамзин».

И.Е. Забелин сообщает, что среди старинных русских головных уборов «ПО ПОРЯДКУ ПЕРВЫЙ головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи… Наша тафья по всему вероятию зашла к нам от татар, хотя поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПЕРЕДОВОМ ЗНАТНОМ И БОГАТОМ СОСЛОВИИ, главное по тому обстоятельству, что это сословие у татар же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ» [55], ч.2, с. 462–463.

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить её и царь Иван Вас. Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора» [55], ч. 2, с. 463.

И далее: «В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, её богато убирали золотным шитьём, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями» [55], ч. 2, с. 463.

Скорее всего, обычай сбривать волосы на голове (иногда оставляя лишь оселедец, длинный чуб) восходит к практическим обычаям казаков-ордынцев. Даже до XIX–XX веков казаки обривали голову, сохраняя только прядь волос. Понятно, почему сложилась такая практика. Ведь казаки были основной военной силой Орды, ушедшей в XIV веке на завоевание тогдашнего мира. Волосы в походах брили для надёжности, дабы не подхватить заразу в условиях воинского быта. Иногда весьма и весьма антисанитарного. Например, опасались вшей, распространителей тифа. Может быть, сначала казаки-ордынцы вообще брили голову наголо. Потом, по мере затухания болезней и развития медицины, начали оставлять длинный чуб-прядь. А может быть, небольшую прядь волос оставляли всегда. См. детали в [РЕК] и ХРОН7, гл. 20:4.

Поскольку, согласно нашим результатам, Русь-Орду XIV–XVI веков именовали также Израилем, а Османию = Атаманию — Иудеей, то становится понятным, почему у иудеев до сих пор сохранился обычай носить ермолки, то есть тафьи. В память о прежнем облике ордынцев = израильтян — богоборцев — крестоносцев-казаков во время военных походов Орды в эпоху завоевания земли обетованной. А в восточных и азиатских провинциях Великой = «Монгольской» Империи та же ордынская тафья сохранилась до сегодняшнего дня в виде тюбетейки.

Но время шло, ордынское прошлое затягивалось дымкой забвения. Власть Романовых укрепилась. Насущной необходимости носить тафью перед подданными уже не стало. Тафья постепенно стала забываться. Некоторые высшие чины пока что её носили, но уже по инерции. Постепенно традиция сошла на нет.

И.Е. Забелин сообщает: «В царском обиходе в XVII ст. тафью носил только царь Михаил Фёд., и то только до 1637 г. У него было четыре тафьи… У царя Алексея Мих. как и у царя Фёдора Ал. в их выходах мы её не находим, след. они не носили её, и если она сохранялась в их Казнах, КАК ЭТО ВИДНО ИЗ ОПИСЕЙ, то, по-видимому, сохранялась как отцовское наследство, или же сшивалась для каких либо случайных целей домашней потребности. В 1634 г… младенцу, двухмесячной Софье Мих. была сшита тафья из червчатого бархата, конечно для целей охранения здоровья дитяти. Для таких целей сшивались тафьи и для возрастных государей. У царя Фёдора Алекс, упоминаются две тафьи… изготовленные по всему вероятию для охраны… его слабого здоровья» [55], ч. 2, с. 463.

А теперь обратимся к «глубокой античности». Оказывается, «древнейшие» правители тоже носили средневековую ордынскую тафью. И.Е. Забелин, воспитанный на скалигеровской истории, убеждён, что тафья — «убор весьма древний. В тафейке ходил и АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, как он изображался на монетах» [55], ч. 2, с. 462.

Всё понятно. Согласно нашим результатам, см. книге «Империя» и ХРОН5, гл. 20:7, «античный» Александр Македонский является фантомным отражением султана османа-атамана Сулеймана I Великолепного, жившего в XVI веке. Нет сомнений в том, что атаман Сулейман носил ордынско-казацкую тафью. Что аккуратно и изображено на «античных» монетах великого Александра Македонского (= Сулеймана), отпечатанных в XVI веке.

В заключение отметим ещё одну интересную деталь. «При царе Иване Вас. Грозном царская обувь отличалась особым нарядным украшением. На передах или носках у ЧОБОТОВ и у башмаков, обыкновенно сафьянных, набивались по сафьяну золотые бляшки, изображавшие орлов, единорогов или индрогов, львов, волков, лисиц» [55], ч. 2, с. 498. Вновь обратимся к «античному» Риму. Зададимся вопросом — как выглядела парадная обувь «древне-римских» сенаторов, то есть, как мы теперь понимаем ордынских высших чинов «Монгольской» Империи XIV–XVI веков. И.Е. Забелин тут же даёт нам ответ. Продолжаем цитирование:

«Древне-Римские сенаторы носили ЧОБОТЫ (до половины икры), у которых на носках находилось золотое или серебряное изображение ПОЛУМЕСЯЦА Luna lunula. Римск. Древн. II, 178» [55], ч. 2, с. 498, примечание 2 Ясное дело, ордынско-османская знать носила чоботы с изображением османского = атаманского полумесяца. Бывшего одним из символов Великой Империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. Как была устроена Ордынская Империя

7. Как была устроена Ордынская Империя В XIV–XVI веках во всех областях Империи — в том числе и значительно удаленных от Руси-Орды, — правят наместники, подчиняющиеся верховному ордынскому царю-хану. Западноевропейские хроники именуют его Императором, считая единственным

ГЛАВА 6 Треуголка Бонапарта и ермолка Дяди Сэма.

Ордынская карта

Ордынская карта Если вы посмотрите на карту Российской Империи 1913 года. Или Советского Союза года 1991. А затем сравните их с картой Великой Монгольской Империи года, скажем, 1300. То окажется. Что территории двух этих держав совпадают практически полностью.Мы унаследовали

7. Как была устроена Ордынская Империя

7. Как была устроена Ордынская Империя В XIV–XVI веках во всех областях Империи – в том числе и значительно удаленных от Руси-Орды, – правят наместники, подчиняющиеся верховному ордынскому царю-хану. Западноевропейские хроники именуют его Императором, считая единственным

Тяжела ты, золотая тюбетейка

Тяжела ты, золотая тюбетейка Мы редко задумываемся над тем, что, переместившись на запад и северо-восток, Русь подошла к одной из основных точек невозврата в своей истории. Именно в XIV–XV веках решалось, кто станет хозяином Евразии – Москва или Краков, кто будет лидировать

6. Русско-ордынская история XV века Раздел Золотой Орды

6. Русско-ордынская история XV века Раздел Золотой Орды Прежде чем двигаться дальше по Библии, необходимо рассказать об исторической обстановке XV века, а именно о распаде Руси = «Монгольской» Империи = Золотой Орды в эпоху османского завоевания (первая половина XV века). К

Лекция 9 Ордынская Русь

Лекция 9 Ордынская Русь Кто получил выгоду от «татаро-монгольского нашествия»?Какие еще политические центры громили татары? Как относились к монгольским захватчикам на Руси? Большой европейский политик. Почему восстали на Руси против баскачества? Где зародилось

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь?

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь? Считается, что в Монголии. Но в действительности русские всегда имели дело с Золотой Ордой – государством, политическое руководство которого находилось на юге, на нижней Волге и в Подонье.Верить в то, что

Дополнение 2 Как возникла Русско-Ордынская Империя

Дополнение 2 Как возникла Русско-Ордынская Империя Из нашей реконструкции вытекает следующая картина. См. подробности в книгах «Новая хронология Руси», «Царь Славян», «Начало Ордынской Руси», «Крещение Руси», «Ватикан».В первой половине XIV века начинается великое

8.5. ОРДЫНСКАЯ ТАФЬЯ = ЕРМОЛКА = ТЮБЕТЕЙКА

8.5. ОРДЫНСКАЯ ТАФЬЯ = ЕРМОЛКА = ТЮБЕТЕЙКА Согласно В. Далю, «ТАФЬЯ ж. шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. На государе была тафья. Выходн. книг. Царь дал опричникам тафьи, Карамзин».И. Е. Забелин сообщает, что среди старинных русских головных уборов «ПО ПОРЯДКУ

Лекция 9 Ордынская Русь

Лекция 9 Ордынская Русь Кто получил выгоду от «татаро-монгольского нашествия»? Какие еще политические центры громили татары? Как относились к монгольским захватчикам на Руси? Большой европейский политик. Почему восстали на Руси против баскачества? Где зародилось

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь?

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь? Считается, что в Монголии. Но в действительности русские всегда имели дело с Золотой Ордой — государством, политическое руководство которого находилось на юге, на нижней Волге и в Подонье.Верить в то, что

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ В начале XIV века Сарай был действительным политическим центром Золотой Орды. Власть ханов была еще крепка, и это для большинства населения Золотой Орды было несомненным благом. Процветала торговля, мирное население могло спокойно работать, не опасаясь

3. Русско-Ордынская история пятнадцатого века Раздел Золотой Орды

3. Русско-Ордынская история пятнадцатого века Раздел Золотой Орды Прежде чем двигаться дальше по Библии, необходимо сообщить читателю об исторической обстановке XV века, а именно, о распаде Руси = «Монгольской» Империи = Золотой Орды в эпоху османского завоевания первой

Русь Ордынская (1243–1480)

Русь Ордынская (1243–1480) Ведущие тенденции исторического развития 1. Борьба за выживание русского народа, приспособление русских людей к жизни «под игом», в меняющихся в худшую сторону для русского населения условиях на польских, литовских и других территориях.2.

Читайте также: