Как сшить тувинский национальный костюм

Обновлено: 18.04.2024

TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC ░░ запись закреплена

ТУВИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
______________________

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол.
В полный комплект верхнего тувинского костюма тогда и позднее входили халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая крутка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).
Рассматривая одежду тувинцев в системе символов, можно выделить костюмы детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей.

Костюм детский —
У самых маленьких детей тон был типичного покроя, характерными признаками которого является стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.
Тон вначале носили без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. Кроме того, пояс в этом возрасте функционального значения не имел. Когда дети подрастали, начинали действовать самостоятельно, помогать родителям в хозяйстве, пасти скот, им повязывали пояс - кур.
Следующая деталь детского костюма - обувь. Первая обувь - «бопук» - шилась ребенку, когда он начинал ползать затем ходить. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока (кидис). «Высота голенища бопука доходила до колен. Различий для мальчика и девочки не имелось». Такой чулок одевали с распашонкой «чучак» или первым тоном без пояса.
Желанным детским атрибутом были звонкие медные бубенцы (до десяти штук), которые играли роль оберега. Они подвешивались к поясу вместе с другой любимой игрушкой до поры, когда ребенок «…достигал шестилетнего возраста». А пока серебряный голосок малыша перемешивался со звоном бубенчиков, радуя чистотой мать, которая, работая у очага, могла определить, насколько дитя удалилось от юрты.

Девичий костюм —
Девочки-подростки и девушки носят тон покроя аналогичного детскому тону, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы, пояс. Возможна манжета «уштук» на рукавах для торжественных случаев или холодного времени года.
Подол у девушки не усечен, как у замужней. У тюркских народов эта деталь костюма является символом «производительного низа». Поэтому «закрытые, недвижные полы служили …признаком девственности». В этом случае уместной становится дополнительная пуговица с петлей на середине подола. Это естественное выражение строгости и скромности сочеталось с необходимостью всеобщей осведомленности о начале полового созревания девушки. С этого времени подол можно украсить на уровне колен разноцветными полосками вдоль всего халата идет полоска цветной материи, сверху - полоска красной».
В этом возрасте в случае необходимости к поясу уже могли подвешиваться подвески (дерги). С левой стороны - коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой стороны - коробочку с иглами, ножницами, наперстком.
Постоянное же ношение с собой инструментов труда - ножниц, игл, ножа - было не только необходимым, а и символическим, так как остроконечные предметы как бы защищали от злых сил. Украшения девушек - кольца, серьги

Костюм юноши —
Костюм юноши или неженатого молодого мужчины, чаще всего, не отличался особой роскошью. Тон покроя, аналогичного детскому, окантовывали тканью синего или черного цветов символизирующих удачу и благополучие. Ткань могла быть любого спокойного или яркого цвета. Но более соответствующими этому возрасту являются яркие цвета, выражающие бурный расцвет жизненных сил молодого человека зеленый, синий, оранжевый, красный и т.д.
Важная деталь мужского костюма - пояс. У возмужавшего юноши и взрослого мужчины он стал символом деловитости и мужества, как у многих народов. Пояса были разными и соответствовали положению человека в обществе. Например, властные и военные чиновники имели кожаные, сплошь набитые серебряными и золотыми бляхами. Такие пояса найдены в тюркских захоронениях VII - VIII вв. на территории Тувы и встречались в одежде тувинцев вплоть до ХХ в. У табунщиков, чабанов и охотников пояса были волосяные, плетеные из шерстяной пряжи, кожаных полос, а феодал имели пояс «тоннук торгу кур», т.е. из такого отреза шелка, чтобы могло хватить на пошив тона. Из мужских подвесок к поясу подвешивался только нож в ножнах, т.к. в третьем возрасте, т.е. с 16 до 29 лет, юноша не мог курить и демонстративно носить курительные принадлежности.

Костюм невесты —
Для девушки, выходившей замуж, шили свадебный тон. Он не отличался по покрою от повседневных, но его старались шить из хороших мехов или, по возможности, покрывали сверху шелковой тканью, бывший в использовании тон.
Характерной особенностью свадебного тона было большое количество цветных кантов, они были шире обычных. Говорят, что таких кантов, украшающих свадебную шубу, было шесть иногда больше. Богатые девушки к свадьбе имели десять тонов, бедные - только два, а иногда и один. Если бедная девушка не могла приобрести шелкового свадебного тона, ей старались сшить хотя бы шелковый пояс.
Тон мог быть и не новым, однако к нему добавлялись обязательные для свадьбы элементы костюма - головные накидки «думаалай», «быштангы», украшения.
Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала к свадьбе от матери или другой родственницы. Для невесты передавали по наследству специальные поясные свадебные пряжки (дерги), сделанные из серебра; их одевали вместе со свадебной шубой, а потом носили только по праздникам.
Невесты западного кожууна Барыын-Хемчик имели длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой.
Малейшее движение украшенной красавицы издавало нежный звон. Поэтому говорили, что такую тувинку сначала слышали, затем видели.

Костюм женщины —
Выйдя замуж, женщина получала право одевать самый роскошный и красивый халат с «подолом» - «эдиктиг тон». Такой тон отличался от девичьего наличием на полочке округлой кокетки «тоннуг ооруу», разноцветными поперечными полосками «бога» под кокеткой. Кокетка переходила в «кыдыг» - вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяют левую и правую полы тона. На уровне колен подол имел отрезную деталь «эдектин адаа» (низ полы).
Подол «низа» - усеченный в отличие от девичьего словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса «шалан», начинающаяся от усеченного края, не только эстетически грамотна и достаточно красочна в пространстве женского тона, он и как бы еще заклинает новое богатство для рода.
Главная деталь верха - пазуха (хоюн), которая является полезным пространством и символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни - святого материнского молока.
Манжета была не только деталью костюма женщины. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным «уштук» и прикрывала им лицо, словно веером китаянки или накидкой арабской женщины. В этом типичном и известном жесте азиатки выражалась скромность, сдержанность ее внутреннего мира.
Немного о поясе. Их носили из ткани, шерсти. Подходящим для торжественных случаев считался шелковый пояс «тонук торгу», размера которого было достаточно для пошива одного халата. Более простыми, повседневными были «пояса веревочные или ленточные из козьей шерсти (кожалан, кур). Но не всегда женщина носила пояс. Он становился ненужным во время беременности.

Мужской костюм —
Мужской костюм в большинстве своем отличается от женского костюма сдержанностью в деталях и отделках. Крой тона аналогичен крою детского или девичьего тона. Левая пола с типичным фигурным вырезом запахивалась с помощью четырех или большего количества пуговиц. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц. Стоячий воротник более высок, чем женский. Мужской тон бывает с манжетами и без них. В этом отношении существовали различия. «Терлик тон» оленеводов, в отличие от халата скотоводов, не имел их. Манжеты чаще носили знатные властные люди.
Особая деталь мужского костюма - пояс. В эту пору носили разные пояса в зависимости от благосостояния социального положения плетеные, волосяные, шерстяные, тканевые, кожаные. Чем же они отличались от поясов молодых соотечественников - манерой. Мужчина, достигший определенного благополучия в создании семьи, воспитании детей, в приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже линии талии, стобы подчеркнуть свою степенность, дородность.
К этим поясам могли подвешиваться «дерги». Левые «дерги» - кисет с табаком и трубкой, огниво с металлической чашкой для пепла, серповидный крючок для чистки трубки, иногда «раковина в качестве амулета». Правые «дерги» - нож в ножнах. Такая привычка зафиксирована у мужчин западных кожуунов Тувы. Есть сведения, что другие тувинцы, подобно монголам, следовали привычке подвешивать огниво с правой стороны. Мы думаем, что ни в первом, ни во втором случае нет ошибки. Здесь все зависит от ощущения удобства, желания. Нож в ножнах иногда затыкали за пояс, вкладывали в голенище сапога. Нож в ножнах вытаскивался из-за пояса и оставлялся подвешенным при посещении чужой юрты. Этот обычай, препятствовавший хозяину холодного оружия быстро воспользоваться ножом как оружием, демонстрировал мирный характер визита.

Костюм пожилых и старых людей —
Женщины старшего возраста не могли уже позволить себе наряжаться, как прежде. Роскошные серьги, перстни, браслеты, гребни они заменяли на более простые. А накосные подвески не надевали вовсе. В возрасте 50-55 лет было принято раздавать свои украшения дочерям и молодым родственницам. В то время привычной вещью пожилой женщины могла стать длинная курительная трубка, которую она хранила с кисетом за пазухой.
В отношении же женщин, которые до старости дожили без детей и мужа, т.е. не реализовали себя как женщину-мать, существовали суровые традиции: старые девы (дулгуяк кадай) раньше носили мужскую одежду или же одну косу (кежеге), как мужчины.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся. Если он еще оставался на государственной службе, то одежда его регламентировалась особым документом. Мужчины конца пятого возраста (от 46 до 60 лет) и шестого возрастов (от 61 до 81 года), как и женщины, переходили на более скромную одежду, передавая по наследству потомкам тяжелые меховые шубы, серебряные изделия и т.д. В то же время бытовала традиция благотворительной передачи еще добротной одежды от молодых к пожилым людям.
Пояс продолжал оставаться необходимым для любого халата латаного или добротного. Мы говорили о бытовавшем в старину суеверном символизме пояса, заставлявшем урянхайцев беречь свои пояса. Вот почему нельзя ни дарить, ни продавать пояс. После смерти человека достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. Только пояс возвращался сыновьям, так как считалось, что при жизни человека он был вместилищем его души.

Аржаана Доспан-89778131558
Аржаана Салчак-89232633375
Кулчаана Шоюн-89232647434
Билзек Кудерек-89232663331
Айлаана Дамба-89232610331
Буяна Уваннай -89232680908
Юля Хирбээ-89232634554
Алдын Хомушку-89233864865
Эвелина Байсклан-89620643388
Валентина Ондар-89233806744
Эмма Монгуш-89233858598
Оксана Алдын-оол-89991795538
Лилия Ондар-89233842099
Азиана Тулуш-89233836269
Кара Ондар-89233844708
Чойган Намжай-89233857431
Анжелика Седен-оол-89233177977
Серафима Ховалыг-89232619645
Мальвина Бырыннай-89233804740
Чодураа Иргит-89232627954
Анай-Хаак Салчак-89233173883
Милана Монгуш-89232641611
Айлаана Сарыглар-89233888021
Кежикей Шарый-оол-89233897778
Головной убор (тыва бөрт)-89235433435

Тувинский головной убор

Раньше тувинцы шили свои головные уборы из войлока и кожи животных. Сейчас много современных материалов, которые позволяют создать точно такой же головной убор, который называется у этого народа «бортом». Портнихи того времени даже не пользовались иголкой и нитками для пошива костюмов и борта, они просто склеивали края специальным клеем.

По сути, такая шапка — это очелье и 5 клиньев. Все эти детали должны быть уплотнены для того, чтобы шапка хорошо держала форму. Можно ее сшить по принципу тюбетейки и сделать клин на макушке — тувинская шапка готова. Как шить тюбетейку, смотрите выше по тексту.

Тувинский головной убор из меха

Тувинский головной убор может быть пошит и из меха. Но главная особенность такого борттера — это остроконечная верхушка, несущая сакральный смысл для такого кочевого народа.

Тувинский головной убор

Раньше тувинцы шили свои головные уборы из войлока и кожи животных. Сейчас много современных материалов, которые позволяют создать точно такой же головной убор, который называется у этого народа «бортом». Портнихи того времени даже не пользовались иголкой и нитками для пошива костюмов и борта, они просто склеивали края специальным клеем.

По сути, такая шапка — это очелье и 5 клиньев. Все эти детали должны быть уплотнены для того, чтобы шапка хорошо держала форму. Можно ее сшить по принципу тюбетейки и сделать клин на макушке — тувинская шапка готова. Как шить тюбетейку, смотрите выше по тексту.

Тувинский головной убор из меха

Тувинский головной убор может быть пошит и из меха. Но главная особенность такого борттера — это остроконечная верхушка, несущая сакральный смысл для такого кочевого народа.

 (510x699, 235Kb)

все записи автора

Вся традиционная тувинская одежда - мужская и женская, была ориентировна на верховую езду.

Традиционная одежда тувинцев: летом – длиннополый халат из ткани или шкур диких или домашних животных монголь-ского типа со ступенчатым вырезом на левой поле и стоячим воротником:
зимой – длиннополая шуба из овчины, крытая тканью; кожаные сапоги с загнутым кверху носком и толстой многослойной войлочной подошвой; шапки обычно имели коническую или округлую тулью.
Зимние шапки имели клапаны, закрывающие уши, и "хвосты" для защиты шеи.Характерны женские свадебные головные уборы – накидки-тумалай.
Обязательным дополнением к костюму тувинца - подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах.
Женщины крепили к поясу подвесные бляшки, игольники и ключи.
Защите от морозов служили и кожаные штаны угдешки, надеваемые поверх обычных. Обувь составляли мягкие кожаные , зимой в них вкладывали войлочные сапоги и берестяные стельки.

Буяна Сылдысмаа

Виктория Алесандровна

Виктория Алесандровна запись закреплена

Земельные участки в Абакане. После приобретения участка есть возможность подать документы на строительство жилого дома под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. Быстро, надежно и законно.
Адрес: Кочетова 53, 2 этаж, 21 кабинет. Здание центральной почты.
Телефон: 89133418858

Виктория Алесандровна

Виктория Алесандровна запись закреплена

Материнский капиталга бажын садып аарынга дузалажыыр мен, дурген болгаш бузурелдин. 3 хар четпээн болур.
Услуга 35т оору.
Госпошлина ортээн толеп бээр.
Адрес: Кызыл. ул. Кочетова 53, 2 этаж, 19 кабинет.
Телефон: 89133418858

Танывас Сен

Танывас Сен запись закреплена

Виктория Алесандровна

Виктория Алесандровна запись закреплена

Чаяна Донгак-Хертек

Чаяна Донгак-Хертек запись закреплена

Шолбаана Монгуш

Шолбаана Монгуш запись закреплена

Виктория Алесандровна

Виктория Алесандровна запись закреплена

Буяна Сылдысмаа

Буяна Сылдысмаа запись закреплена

Буяна Сылдысмаа

Буяна Сылдысмаа запись закреплена

Буяна Сылдысмаа

Буяна Сылдысмаа запись закреплена

Тыва платье. Пошив и заказ в Кызыле

Тыва платье. Пошив и заказ в Кызыле запись закреплена
То, что вдохновляет.

Мaндaла oбщегo благопoлучия

Рабoта с ней пoзволяет дoстичь желаемoго сразу вo всех жизненных сферах – наладить любoвные отнoшения, укрепить здoровье, пoдняться выше, по карьерной лестнице, привлечь финансовый поток.
Забирaйте ее себе на стенoчку и nишите в кoмментариях "Принимaю".

Мандалу можно распечатать и раскрашивать, можно смотреть на нее в спокойном состоянии, а можно нажать «Мнe нравитcя» и «Подeлитьcя», и даже в этом случае у Ваc открываются возможности для постоянно растущего дохода, в Вaшей жизни наступят перемены к лучшему, а дела пoйдут в гору.

Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РТ

Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РТ

Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РТ запись закреплена

Тувинский национальный костюм

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сформировавшаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому образу жизни в условиях горно-степной и горно-таежной зон. В ней отражались занятия скотоводством и охотничьим промыслом. Костюм был адаптирован к верховой езде, к местным климатическим условиям. Покрой был свободным, не стеснявшим движения.

Материальная культура тувинцев великолепно приспособлена к их образу жизни, быту, природным условиям и даже к играм, пронизана вековой народной мудростью, этикой и эстетикой.

Мужские и женские костюмы были почти одинаковыми, в основном различие было в цветовой гамме верхней одежды и кантов. Тувинцы придавали большое значение цвету одежды, в отличие от других народов; символику цвета выбирали в качестве оберега.

Одежда подразделялась в зависимости от сезона и по назначению — на зимнюю, летнюю, демисезонную, повседневную, праздничную, промысловую, спортивную.

Зимняя одежда и обувь
Общее название зимней наплечной одежды “кышкы тон” в переводе на русский язык означает “зимняя шуба”. Наиболее популярными зимой были шубы:
Негей тон – тежёлая нагольная шуба из шкур баранов. Негей тон изготавливались из шкур взрослых баранов, овец и домашних коз. Использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти лучше.
Додарлыг хой кежи тон – шуба из овчины, крытая тканью. Тканевое покрытие шилось из двух полонищ и имело вертикальный шов на спине.
Додарлыг хураган кежи тон – шуба из мерлушки, крытая тканью. Это праздничная шуба, которую надевали во время празднования Шагаа или по какому-то особому случаю
Зимой кроме “кышкы тон” носили обувь “кадыг идик” – в переводе “жесткая обувь” – с войлочными чулками или с овчинной шкурой. Кадыг идик – кожаные сапоги с характерным загнутым и заостренным мысом, твердой многослойной войлочно-кожаной подошвой.

Демисезонная одежда
Весной тувинцы переходили на более легкую одежду: менее теплые тоны, шапки, сапоги, брюки. Весной и осенью большинство тувинцев носили “ой тон” – сравнительно легкую шубу, сшитую из шкур баранов с короткой шерстью, отросшей после весенней стрижки. Сверху её обшивали тканью. Такой тон был прямого покроя, слегка расширявшийся книзу, с прямыми или немного сужавшимися рукавами. Левая пола запахивалась направо, кроилась со ступенчатым вырезом “өөлет” и застегивалась на 3 пуговицы. На шитье “ой тон” требовалось всего 2-3 дня.
А также в осенне-весенний период женщины и мужчины носили безрукавки, сшитые из шкур, покрытых тканью.
“кандаазын” – мужская безрукавка;
“шегедек” – женская безрукавка.

✅

Летняя одежда
Летом тувинцы носили халаты “шыва тон”, а также безрукавную одежду из ткани. “Шыва тон” – весенне-летний тон с подкладкой, который надевали в жару, когда люди сильно потели, возможно, отсюда и появилось название “дерлиг тон”; его надевали как мужчины, так и женщины, молодые девушки, дети и пожилые люди. В летний период поверх летних тон в праздничные дни надевали безрукавки: мужчины – “кандаазын”, женщины – “шегедек”. Летние варианты безрукавок шили в основном из шёлка и плиса.

✅

Праздничная одежда
К праздничной одежде тувинцев относятся: зимняя шуба из мерлуши (додарлыг хураган кежи тон), женский тон с подолом (эдектиг тон), мужские и женские безрукавки, кожаная обувь с узорами (кадыг идик). Летним праздничным халатом был эдектиг тон, его рукава при ношении насборивались на руке. Чем длиннее были рукава, тем красивее, престижнеее считалось одежда.

✅

Спортивный костюм для борьбы “Хуреш”
У тувинцев, как и у монголов, издревле существовал костюм участника традиционной борьбы хуреш. Он носил название “содак-шудак”. Содак – трусы, шудак – очень короткая распашная рубашка, прикрывающая руки и плечи.

Читайте также: