Как сшить завесу на царские врата

Обновлено: 28.03.2024

Изображение пользователя Фанна.

Вопрос: можно ли шить завесу из крестовой парчи (крестового шелка), есть ли какие-то каноны по использованию парчи и однотонной ткани при пошиве облачения храма?

катапетасму лучше делать однотонной

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Фанна.

Да, я понимаю, что это удобней. Но я хотела бы узнать есть ли какое правило по пошиву облачения храма. Или выбор ткани зависит просто от достатка прихода? Опять же катапетасма из крестовой ткани смотрится очень красиво.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Наталья Разуваева.

Эта книга мне очень помагает, в ней есть информация и по катапетасме. Скачайте с депозитфайла обычным скачиванием, для меня это одна из настольных книг. Бог в помощь!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Сшила в храм комплект завес. Все - однотонные и из достаточно легких тканей. Настоятель объяснил выбор материала так - завеса не должна очень сильно выделяться на иконостасе - ведь она составлять должна единый ансамбль с чином икон, но не должна затмевать их. Так же, катапетасма должна легко и быстро "ходить" по карнизной палке. Парчовая ткань под своей тяжестью (а врата явно больше 1,5 метров) может застревать и плохо отодвигаться. И. наконец, завеса не должна наглухо от нас скрывать то Место, Которое она закрывает от нас. это же новозаветный храм) Завес когда-то вовсе не было. А через достаточно легкую ткань свет прям иногда льется) И так хорошо становится))

А если все же хочется не просто переплетение нитей видеть на завесе - посмотрите однотонную с жаккардом ткань. Ну очень красивые сейчас такие ткани есть. Белоруссия, например, делает. И легкие. и форму держат, и жаккард прям благородный очень

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Фанна.

Благодарствую, за мнение. Спаси Господи.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Фанна.

Еще прошу мнений, может ризничные откликнитесь, ведь тема облачения храма важна для всех нас, именно как шитая утварь, ведь мы этим делом занимаемся: облачение престолов, аналоев. Существует ли единое требование. В частности возникли разногласия при изготовлении катапетасмы:

1 Шьется ли завеса из крестовой ткани, которая идет на облачение священников или нужна однотонная ткань;

2 Нужно ли 7 завес всех цветов. В некоторых храмах катапетасма только красного цвета.

Думаю эта тема интересна многим, т.к. должно быть единство мнений, а не то, что хочу, так и делаю. Должно быть единство, сообразованное с нашими русскими православными традициями.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Не может быть в храмах катапетасма только красного цвета. Как минммум есть еще черная на Великий Пост. И, если храм бедный, то еще катапетасма в цвет престольного праздника.
Идеально - катапетасма должна быть черная, белая, желтая, красная. Голубая не обязательно, если храм освящен в честь Богородичного праздника, то нужно.
Согласна со Светланой - ткань должна быть без рисунка. Катапетасмы шила уже много раз, требования батюшки было - не тяжелая ткань и только гладкая.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Тогда уж договорю))) У нас в храме мы сшили всех цветов) Тааак радостно!

а аналойники я люблю шить или из плотной портьерной или из крестовой) Лучше держит форму. Не проклеиваю флизелином. Так как мы все стираем после каждого переоблачения. А флизелин стягивать может. да и вообще.

И аналойники у нас тоже теперь всех цветов)

PS Если можете - поделитесь и вы сами сввоим опытом

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Князева Ольга.

У нас пока только красная и черная, легкие. черную пошили на этот пост из такой полупрозрачной ткани ммммм. очень красиво.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя nadia.

Я шила катапетасмы для нескольких храмов - в одном были двух цветов - своего (преподобного) и белая на Рождество. В другом - только бордовая и бархатная при этом - настоятель считал, что только такая нужна. При этом Царские врата - вообще полностью до верха закрывают дверной проем. - То есть завесы никогда не видно. Еще для одного храмика маленького в монастыре шила из той же ткани, что и облачение на престол - зеленой с керстами. Везде как благословили так и шила. Ну и понятное дело - крест впереди и крест сзади шьется. Тоже какой захотят - или вышивается или пришливается готовый, или из ленточки. А нааналойнички - это из той же ткани, что и облачение на Престол - там при раскрое всегда остаются такие длинные "ленты" - сантиметров по 5- шириной - как раз для аналойничиков.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Иногда шьют из "подкладочной" вискозной ткани с маленькими крестиками, ее еще используют как подкладку при шитье облачений, но это как батюшка благословит

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Eugenie.

У нас в храме была только красная катапетасма до сего года. И то только потому, что владыка резолюцию разослал в Великий Пост иметь черную катапетасму, синие лампадки в алтаре. Шила из черного креп-сатина. Крестов у нас на завесе нет, т.к. по центру крест Царских Врат расположен. Батюшка не благословил кресты, смысла нет

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pater-peter.

у нас, две парчевые завесы, красная и фиолетовая.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Вот вам и "единство, сообразованное с нашими русскими православными традициями"!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Марина36.

Вобщем Послушание-превыше всего:что батюшка благословил,то и шьется)))))

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Мои "5 копеек" Мы вышивали три катапетасмы, красную (муар), белую (муар с мелким рисунком "мушками"), синюю (узорный штоф).

11800

11799
11801

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Дина.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pater-peter.

первые две видел. последнюю - нет. она ващще писк!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Последнюю мы сделали в марте, целиком фоток приличных нет, как обычно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария..

Вообще касательно того, можно ли шить из крестовой ткани какие-либо предметы утвари, кроме облачений священникам и диаконам, нет. Это скорее практика, так что думаю, если настоятель благословляет, то можно. Крестчатые ткани на облачение священников, диаконов были разрешены в 19 в. Алтарники носят их по современной практике.

есть еще статья Матвеевой в сборнике "Линтула" вып. 3, СПб. 2010г. на Рижском проспекте в храме прп. Андрея Критского.

Вообще, если у храма есть средства, то катапетасма в цвет облачения, меняется каждый праздник, также и аналойники, так в Москве.

В 17-18вв. катапетасма была одна и не менялась. Так в России.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Лия.

Синяя просто сказка. Не фоткать вещи вовремя (дошить за ночь аврально и отдать) это повсеместная традиция многих мастериц и мастерских

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Naskolko ja ponimau eto aplikacia? Sito na zeltoj tkani i pereneseno na sinuu

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Нет, это шито на машине золотом и украшено жемчугом в шнуре и "каменьями".

Изображение пользователя Юличка.

2. Какие существуют варианты вышивки сверху. И где можно посмотреть старые варианты катапетасм, чтобы не совершать ошибок?

3.Из какой ткани следует шить катапетасму , учитывая тот факт, что вышивка на ней должна быть одинакавая с обеих сторон (если я правильно поняла). Есть ли принцип двухстороннести, если так можно выразится? Может быть двухстороннюю ткань?

Очень жду подсказки тех, кто имеет опыт пошива катапетасмы для храма.

Спаси Вас всех Господи!

р.б.Иулия.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Marusya.

В правом верхнем углу есть "Поиск". Забиваете "катапетасма" и читаете все подряд. Там все, что было на Убрусе в эту тему. Выберете, что Вам нужно

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Насчет до пола или нет - спросите у батюшки. Или посмотрите в других храмах или в том же интернете. А Вы что вышивать собираетесь?

Мы вышивали крест большой орнаментальный, два одинаковых на двух тканях, потом их соединяли изнанка с изнанкой, чтобы катапетасма целой была. С двух сторон одинаковые кресты. Кажется, в этом случае лучше не делать нижний шов, по низу бахрома на обеих сторонах.

Наши швеи делали катапетасму из одной такни, просто прикрепляя с обеих сторон вышитые отдельно кресты.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

1. Длина вариабельна. Тут действительно стоит настоятеля спросить. Кто-то любит чтобы чуть-чуть не до пола, чтобы света полосочка была. Бахрому многие пришивают, хотя необязательно.

2. Для наших (российских) храмов более чаще всего встречается вышитый сверху крест. Размер и стилистика зависит от храма. Где-то высокие Врата, а где-то пониже.

3. Ткань должна быть.

а) Желаемого настоятелем цвета. Кто-то имеет несколько праздничных цветов (белая, зеленая, голубая и т.д.), у кого-то одна но очень красивая, особенно когда проем Царских Врат высокий, а сами они пониже.

б) На мой взгляд достаточно тяжелая ткань должна быть. Но мы как-то уже обсуждали, многие любят чтобы была некоторая легкость что ли.

в) Если возможно - не сшивная по ширине. Шов даже очень хорошо выполненный немного портит завесу.

Вышивка обычно бывает с 2-х сторон. Самый простой вариант - 2 одинаковых креста.

Я уже писала по-моему где-то, но найти не могу.

В нашем небольшом храме Врата высокие и проем узкий. Поэтому завеса убиралась в одну длину.

Брала ткань креп-сатин. Вполне приятная и 2-х сторонняя. Крест делали только с одной стороны. Потому что.. ну так было до меня и со стороны храма все равно за вратами не видно. По низу витая бахрома почти до пола. Многие делают бахрому с 2-х сторон. Вертикальный край аккуратно подогнут и прошит на машинке (можно косой бейкой обработать., а тон или золотой например - хорошо смотрится). По верху петельки для колец (ну тут все от способа крепления зависит).

Все вопросы по вышивке для катапетасмы - на сайт поиском

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Царские врата

Царскими вратами называют центральные двери православного иконостаса, расположенные напротив престола. Они всегда делаются двустворчатыми и, как правило, украшаются иконами. Над царскими вратами обычно бывает устроен небольшой проем. Он способствует тому, чтобы в храме были слышны слова молитв, произносимых в алтаре. В определенные моменты службы этот проем закрывается завесой из ткани, именуемой катапетасма.

Особенности использования

Проходить через Царские врата имеют право только священнослужители и только в строго определенные моменты богослужения.

Открывают Царские врата изнутри. Священник может делать это, стоя напротив престола, а алтарники (пономари) – только находясь с боков от врат.

В обычное время Царские врата бывают открыты только в определенные моменты службы. Но на Пасху и затем в течение Светлой седмицы они остаются открытыми круглосуточно. По окончании этого периода Царские врата закрывают перед началом Всенощного бдения под Фомино воскресенье (вечером следующей по Пасхе субботы).

Материалы изготовления

Царские врата, как правило, бывают деревянными. Их изготавливают в той же стилистике, что иконостас. К примеру, на вратах керамической алтарной преграды могут быть иконы и декор из керамики. При изготовлении Царских врат важно учитывать, чтобы они были достаточно легкими, во избежание перекашивания.

Керамические царские врата церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне
Царские врата иконостаса в Успенском кафедральном соборе Ярославля

Варианты изготовления

Как правило, Царские врата бывают достаточно высокими – настолько, чтобы скрыть от взоров находящихся в храме людей происходящее в алтаре. Это соответствует традиции, которую, по преданию, ввел еще святитель Василий Великий в IV столетии по Р.Х.

В наши дни в храмах все чаще делают низкие иконостасы или иконостасы со столь невысокими Царскими вратами, что через них можно хорошо разглядеть Святая Святых. Сторонники такого храмового убранства ссылаются на опыт первохристианской Церкви и полагают, что, видя происходящее в алтаре, верующие смогут полнее участвовать в богослужении. Их оппоненты опасаются потери благоговения и десакрализации Таинств в сознании мирян.

Низкие Царские врата (церковь Покрова Богородицы в Ясенево, Москва)

Особенности оформления и символика

Изображение евангелистов на царских вратах

Царские врата знаменуют собой врата Рая. Поэтому обычно они становятся наиболее пышно украшенной частью иконостаса.

В последние века на Царских вратах, как правило, помещают образы четырех евангелистов – апостолов, написавших Евангелия. Все они обычно изображаются со свитками или книгами – своими трудами. Этим подчеркивается, что Слово Божие, принесенное людям через проповедь Евангелия, стало для нас вратами спасения.

Также на Царских вратах обычно можно увидеть образ Благовещения. Он напоминает о том, что согласие Пречистой Девы стать Матерью Божией стало «спасения нашего главизной (началом)»: в мир явился Искупитель – Богочеловек Христос.

В Византии и Древней Руси на Царских вратах также изображали ветхозаветных Моисея и Аарона, а также святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста – то есть родоначальников ветхо- и новозаветного богослужения.

Из истории

В Византии Царскими вратами называли главный вход, ведущий из притвора в храм. Через него торжественно входил император – земной царь. В наши дни слово Царские врата относится ко входу в алтарь и соотносится не с земным, а с Небесным Царем. Через Царские врата для причащения верующих выносят Тело Христово во время Божественной Литургии, соответственно, ими проходит Сам Бог.

В наличии

В наличии

В наличии

В наличии

Катапетасма – это завеса из ткани, которая подвешивается над Царскими вратами православного храма со стороны алтаря. В определенные моменты службы она задергивается, закрывая от взоров мирян зазор над вратами. Катапетасма напоминает о завесе, закрывавшей вход во Святая Святых в Ветхозаветном храме. Когда Спаситель был распят, эта завеса сама собой разодралась сверху донизу, хотя и была изготовлена из плотной, тяжелой материи.

Катапетасмы в православном храме обычно делают из достаточно легкой и тонкой материи. В церковной ризнице их несколько – в соответствии с основными цветами богослужебных облачений. Как правило, в центре катапетасмы находится вышитое изображение креста.

На сайте ORTOX Вы можете купить катапетасмы отдельно или в комплекте с другими предметами убранства. Доставка осуществляется во все регионы России. Для покупки Вы можете воспользоваться корзиной или позвонить нам по телефону в рабочее время.

Заве́са церко́вная – или ката­пе­тасма (от греч. καταπέτασμα — завеса, зана­вес) – зана­вес в храме, рас­по­ла­га­ю­щийся за Цар­скими вра­тами со сто­роны алтаря, закры­ва­е­мый и откры­ва­е­мый в ходе бого­слу­же­ния в соот­вет­ствии с чино­по­сле­до­ва­нием цер­ков­ных служб.

В зави­си­мо­сти от момен­тов бого­слу­же­ния завеса может иметь раз­лич­ные сим­во­ли­че­ские зна­че­ния.

zavesa cerkovnaja - Завеса церковная

Закры­тие завесы явля­ется сим­во­ли­че­ским дей­ствием. Во время Литур­гии оно совер­ша­ется трижды: после вели­кого входа, перед при­ча­стием свя­щен­но­слу­жи­те­лей и по окон­ча­нии службы.

Вели­кий вход изоб­ра­жает шествие Гос­пода на воль­ные стра­да­ния и крест­ную смерть. Постав­ле­ние чест­ных Даров на пре­стол и покры­тие их воз­ду­хом зна­ме­нует снятие Иисуса Христа с Креста и поло­же­ние в гроб. Закры­тая завеса изоб­ра­жает камень гроба и при­став­лен­ную к гробу стражу. При воз­гласе «Двери, двери, пре­муд­ро­стию вонмем» она «отвер­за­ется и стоит отвер­зена до воз­гла­ше­ния: «Святая святым».

При воз­но­ше­нии святых Даров и раз­дроб­ле­нии свя­того Агнца Спа­си­тель мира зака­ла­ется и дает Себя в снедь верным. Совер­ша­ется таин­ство, кото­рое не только для людей оста­ется непо­сти­жи­мым, но в кото­рое не могут про­ник­нуть и ангелы. Поэтому завеса закры­ва­ется.

При­ча­ще­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей в алтаре зна­ме­нует Тайную вечерю. Закры­тая завеса в этом время имеет еще одно сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: напо­ми­нает, что это вели­кое собы­тие ново­за­вет­ной Свя­щен­ной исто­рии совер­ши­лось в тайне от людей.

Читайте также: