Какие изделия можно сшить из тканей выработанных из искусственных и синтетических волокон

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17»

Конспект урока по швейному делу

Тема: «Химические волокна, их свойства . Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Подготовила и провела

учитель трудового обучения

Дата проведения 02.09.2015г.

Тема: «Химические волокна, их свойства . Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

1.Систематизация знаний о текстильных волокнах, их свойствах.

2.. Познакомить с ассортиментом тканей из химических волокон, правилами ухода за ними.

3. Закрепить знания о свойствах тканей из натуральных и химических волокон; правилами ухода за ними.

4. Развивать мышление, творческое применение знаний и умений решать проблемные задачи.

1. Повторение знаний о натуральных волокнах. Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами.

2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности.

3. Воспитание аккуратности, привитие положительной мотивации к предмету.

Материалы и инструменты: образцы тканей (вискоза, ацетат, капрон, нитрон, полиэстер); бумага, цветные карандаши.

Дидактический материал: карточки- тесты, карточки-задания-3шт, таблицы, коллекция волокон.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний.

На доске (презентация) записаны высказывания.

Все натуральные волокна делятся на две группы: животного происхождения и растительного происхождения.

Волокна растительного происхождения- хлопок и шелк , животного - лен и шерсть.

Хлопок – однолетнее травянистое влаголюбивое растение. Волокно у хлопка белого цвета, находится в стебле.

Лен – однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокно льна серого цвета, в коробочке .

Шерсть- это длинная тонкая нить, которая разматывается с кокона .

Шелк- это волосяной покров некоторых животных , он огнеупорен и термостоек .

Изучение нового материала.

Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана?

Эти материалы природные или их сделал человек?

Сегодня на уроке мы будем говорить о химических волокнах, производстве этих волокон и их свойствах (презентация сл.№3).

Словесно - иллюстративный рассказ .

Долгие столетия люди использовали при производ стве ткани те волокна, которые им давала природа - волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий хорошее и прочное волокно.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные во локна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и прочную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химиче ское волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы . Такое волокно называется искусственным , а волокно из синтетических полимеров – синтети ческим (запись в тетрадь )

Ни одному специалисту сейчас не под силу перечислить необъятное множество химических волокон, которые используют ся для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Технология получения химических волокон обеих групп одинакова: сырье (органические вещества) + химические растворители, получается жидкая вязкая масса. Эту массу продавливают через фильтры ( фильеры) , формируя тем самым нити. Затем эти нити погружают в ванну с отвердителями и после обработки и промывания сматывают на бобины, полученные непрерывные нити (презентация сл.4)

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных мате риалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких ши роко распространенных продуктов переработки нефти, как бензол, фенол, аммиак и т. д. Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уни кальные свойства, которых нет у натуральных волокон.

В зависимости от вида химического сырья и условий его фор мирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода ее из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят по прочно сти стальную проволоку такой же толщины.

Волокна одного и того же типа в разных странах имеют разные торговые названия. Так, полиамидное волокно в России называют капроном, в США - нейлоном, в ФРГ - перлоном.

Рассмотрим свойства некоторых искусственных и синтетиче ских волокон.

Красивые, легкие, прочные, легко стираются, быстро сохнут, хорошо утюжатся, более дешевые, имеют слабо выраженные гигиенические свойства – воздухонепроницаемость, гигроскопичность и т.д.

Использую таблицу “Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон” показываю образцы тканей из искусственных и синтетических волокон и составляю таблицу на доске (учащиеся в тетради) из 2 колонок. В первой колонке перечисляю положительные, а во второй – отрицательные свойства этих тканей. Поясняю новые слова – эластан, лайкра, полиэстер (заранее пишу их на доске). Ученики повторяют названия хором.

С помощью таблицы “Правила ухода за тканями” сравниваем, как ухаживать за тканями из разных волокон.

4. Закрепление и проверка знаний.

Предлагается 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».

1.Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические

2.Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.

3.Сырьем для получения синтетических волокон служат: еловые щепа, отходы от переработки хлопка.

4. Технология получения нитей химических волокон едина и проста:

- сырье + растворители = вязкая масса.

- формирование нитей через фильтры.

-обработка нитей затвердителем, промывание.

-сматывание в бобины.

5. Химические волокна легкие, красивые, быстро сохнут.

6. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени – они более экономичны.

7. У химических волокон намного ниже гигиенические свойства: теплозащитность, гигироскопичность.

8. Соединять, при выработке тканей, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они несовместимы.

9. У тканей из химических волокон низкая прочность.

10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.

Проверка диктанта взаимная в парах, затем идет работа над ошибками под руководством учителя.

Физкультминутка

Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнить приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны (5-6 раз)

Исходное положение - стоя, руки опущены. Выполнить приседание на носках, вытягивая руки вперед.

5. Подведение итогов урока.

-Из каких мате риалов вырабатывают Синтетические волокна? .

- Свойства некоторых искусственных и синтетиче ских волокон.

- Правила ухода за тканями

Уборка рабочих мест.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 193 человека из 55 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17»

Конспект урока по швейному делу

Тема: «Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Подготовила и провела

учитель трудового обучения

Дата проведения 02.09.2015г.

Тема: «Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Цели:

1.Систематизация знаний о текстильных волокнах, их свойствах.

2.. Познакомить с ассортиментом тканей из химических волокон, правилами ухода за ними.

3. Закрепить знания о свойствах тканей из натуральных и химических волокон; правилами ухода за ними.

4. Развивать мышление, творческое применение знаний и умений решать проблемные задачи.

Задачи:

1. Повторение знаний о натуральных волокнах. Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами.

2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности.

3. Воспитание аккуратности, привитие положительной мотивации к предмету.

Материалы и инструменты: образцы тканей (вискоза, ацетат, капрон, нитрон, полиэстер); бумага, цветные карандаши.

Дидактический материал: карточки- тесты, карточки-задания-3шт, таблицы, коллекция волокон.

Ход урока.

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Изучение нового материала.

На доске (презентация) записаны высказывания.

  • Все натуральные волокна делятся на две группы: животного происхождения и растительного происхождения.
  • Волокна растительного происхождения- хлопок и шелк, животного -лен и шерсть.
  • Хлопок – однолетнее травянистое влаголюбивое растение. Волокно у хлопка белого цвета, находится в стебле.
  • Лен – однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокно льна серого цвета, в коробочке.
  • Шерсть- это длинная тонкая нить, которая разматывается с кокона.
  • Шелк- это волосяной покров некоторых животных, он огнеупорен и термостоек.

Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана?

Эти материалы природные или их сделал человек?

Сегодня на уроке мы будем говорить о химических волокнах, производстве этих волокон и их свойствах (презентация сл.№3).

Словесно - иллюстративный рассказ.

Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа - волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий хорошее и прочное волокно.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и прочную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим (запись в тетрадь )

Ни одному специалисту сейчас не под силу перечислить необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Технология получения химических волокон обеих групп одинакова: сырье (органические вещества) + химические растворители, получается жидкая вязкая масса. Эту массу продавливают через фильтры (фильеры), формируя тем самым нити. Затем эти нити погружают в ванну с отвердителями и после обработки и промывания сматывают на бобины, полученные непрерывные нити (презентация сл.4)

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных мате­риалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких ши­роко распространенных продуктов переработки нефти, как бензол, фенол, аммиак и т. д. Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уни­кальные свойства, которых нет у натуральных волокон.

В зависимости от вида химического сырья и условий его фор­мирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода ее из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят по прочно­сти стальную проволоку такой же толщины.

Волокна одного и того же типа в разных странах имеют разные торговые названия. Так, полиамидное волокно в России называют капроном, в США - нейлоном, в ФРГ - перлоном.

Рассмотрим свойства некоторых искусственных и синтетиче­ских волокон.

Красивые, легкие, прочные, легко стираются, быстро сохнут, хорошо утюжатся, более дешевые, имеют слабо выраженные гигиенические свойства – воздухонепроницаемость, гигроскопичность и т.д.

Использую таблицу “Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон” показываю образцы тканей из искусственных и синтетических волокон и составляю таблицу на доске (учащиеся в тетради) из 2 колонок. В первой колонке перечисляю положительные, а во второй – отрицательные свойства этих тканей. Поясняю новые слова – эластан, лайкра, полиэстер (заранее пишу их на доске). Ученики повторяют названия хором.

С помощью таблицы “Правила ухода за тканями” сравниваем, как ухаживать за тканями из разных волокон.

4.Закрепление и проверка знаний.

Предлагается 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».

1.Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические

2.Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.

3.Сырьем для получения синтетических волокон служат: еловые щепа, отходы от переработки хлопка.

4. Технология получения нитей химических волокон едина и проста:

- сырье + растворители = вязкая масса.

- формирование нитей через фильтры.

-обработка нитей затвердителем, промывание.

-сматывание в бобины.

5. Химические волокна легкие, красивые, быстро сохнут.

6. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени – они более экономичны.

7. У химических волокон намного ниже гигиенические свойства: теплозащитность, гигироскопичность.

8. Соединять, при выработке тканей, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они несовместимы.

9. У тканей из химических волокон низкая прочность.

10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.

Проверка диктанта взаимная в парах, затем идет работа над ошибками под руководством учителя.

Физкультминутка

  • Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнить приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны (5-6 раз)

2.Исходное положение - стоя, руки опущены. Выполнить приседание на носках, вытягивая руки вперед.

Цель урока: ознакомить учащихся с производством тканей из искусственных и синтетических волокон и их свойствами; с краткими сведениями об ассортименте тканей; научить определять сырьевой состав материалов и определять свойства тканей из искусственных волокон.

Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскутки тканей.

I. Организационный момент

II. Познавательные сведения

Вы уже знакомы с материалами из натуральных волокон: хлопка, льна, шелка и шерсти. Впервые Роберт Гук в XVII веке высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна промышленным путем получили в XIX веке. В России первый завод по получению искусственных волокон был построен в Мытищах и дал первую продукцию в 1913 году.
При производстве тканей из химических волокон их в различных пропорциях добавляют в натуральные. Это дает возможность вырабатывать ткани с определенными свойствами. Так, шерсть с добавлением вискозного волокна приобретает большую мягкость, лучшую драпируемость. Шерсть с добавлением капрона становится вдвое прочнее и меньше сминается и т.д.
При покупке тканей необходимо не только ориентироваться на внешний вид, но и знать сырьевой состав материала, т.е. из чего изготовлен тот или иной материал и правила ухода за ним. Это поможет надолго сохранить неизменный внешний вид любимой вещи.

Текстильные волокна

Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.

Химические текстильные волокна в зависимости от состава сырья делятся на искусственные и синтетические (Приложении 1).

1. Учащиеся в рабочих тетрадях записывают тему урока и зарисо­вывают схему «Химические волокна».

2. Работа с учебником.

Учащиеся выписывают в рабочую тетрадь основные этапы процесса производства химических волокон (§ 12, с. 47-48).

Технология производства химических волокон

Процесс производства химических волокон включает три этапа.

1. Получение прядильного раствора

Все химические волокна, кроме минеральных, получают из вязких растворов или расплавов и называют прядильными. Для получения вязких растворов, идущих на производство искусственного волокна, целлюлозную массу растворяют в щелочи, а синтетическую массу получают путем химических реакций различных веществ.

2. Формирование волокна

Вязкий раствор продавливают через мельчайшие отверстия колпачков, которые называются фильерами. Струйки прядильного раствора, вытекая из фильеры, затвердевают, образуя тонкие нити. Затвердение происходит в мокрой либо сухой среде. Далее нити из одной фильеры на прядильных машинах соединяются в одну, вытягиваются и наматываются на бобину. Отверстий в фильере может быть от 24 до 36 тысяч.

3. Отделка волокна

Нити промывают, сушат, крутят, термически обрабатывают, некоторые отбеливают и красят.
Штапельными называют химические волокна, получаемые разрезанием или разрыванием жгута из продольно сложенных, элементарных нитей, прошедших отделочные операции, на отрезки длиной 40-70 мм, которые и называются штапели.

Свойства химических волокон и тканей из них

Вискозное волокно представляет собой чистую целлюлозу, полученную из еловой древесины. Оно имеет блестящую или матовую поверхность. Ткань похожа на шелк, хлопок или шерсть. Уступает по прочности шелку. В мокром состоянии прочность уменьшается. Хорошо впитывает влагу. Горят волокна быстро, ярким пламенем с запахом жженой бумаги.

Ацетатное и триацетатное волокно.

В отличие от вискозы, состоит из ацетилцеллюлозы, полученной из отходов древесины и хлопка. Ткани внешне похожи на натуральный шелк. Прочность меньше, чем у вискозы, и в мокром состоянии уменьшается. Плохо впитывает влагу, имеет большую упругость, горит быстро, сворачиваясь в шарики, пахнущие уксусом.

Свойства синтетических волокон

Полиэфирные волокна – полиэстер, лавсан, диолен, элан, кримплен. Ткани из них мягкие, гибкие, прочные, не мнутся, хорошо закрепляют форму, устойчивы к действию света, но плохо впитывают влагу.

Полиамидные волокна – нейлон, капрон, дедерон, нейлон, перлон – самые прочные синтетические волокна.
Ткани жесткие, имеют гладкую поверхность, прочные, устойчивые к истиранию, мало мнутся, плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким температурам.

Полиакрилонитрильные волокна – акрил, нитрон, перлан, акрилан, кашмилон – по внешнему виду похожи на шесть. Свойства, как у полиэфирных волокон, но чувствительны к высоким температурам: быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем, образуя твердый шарик.

Эластановое волокно – лайкра, дорластан – чрезвычайно эластичны, увеличивают свою длину в 7 раз, возвращаясь в первоначальное состояние. Ткани используют для пошива одежды обтягивающего силуэта.

Сравнительные характеристики свойств тканей

Таблиц 6 на стр. 50 учебника составлены так, что волокна выстроены по ранжиру для каждого изучаемого свойства: на первом месте стоит волокно с наиболее выраженными свойствами.

III. Практическая работа «Определение состава тканей и изучение их свойств»

По одному образцу тканей из натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон определите виды ткани и заполните таблицу (Приложение 2).

  1. Подготовьте форму отчета, заполнив таблицу.
  2. Рассмотрите внешний вид образцов и определите, у какого из них поверхность имеет резкий, а у какого – нерезкий блеск.
  3. Определите на ощупь мягкость каждого образца.
  4. Определите сминаемость образцов.
  5. Выньте две нити из одного образца и намочите одну из них. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли прочность нити при намачивании. То же проделайте с другими образцами.
  6. Обобщив полученные данные, определите по таблице (Приложение 3) вид ткани каждого образца.

IV. Итог урока

1. Опрос учащихся по вопросам:

– Какие волокна относятся к химическим?
– Что является сырьем для получения искусственных и синтетических волокон?
– Какие вы знаете ткани из химических волокон?
– Почему ткани из химических волокон трудны в раскрое и обработке?
– Какая ткань не требует утюжки после стирки?
– Какие изделия можно сшить из тканей, выработанных из искусственных и синтетических волокон?
– Зачем людям потребовались новые виды волокон?
– О каких новых волокнах вы узнали на уроке?
– Что служит сырьем для производства искусственных волокон?
– Что служит сырьем для производства синтетических волокон?
– Назовите основные этапы процесса производства химических волокон.

2. Выставление оценок, их аргументация.

V. Домашнее задание

1. В рабочей тетради выполните задание.

2. Ответьте, каким требованиям должно отвечать каждое из следующих изделий, и подберите для него ткань, оптимальную по сырьевому составу: летнее платье; шторы для окон; обивка мебели; ночное белье; свитер для лыжного спорта; купальник; зонтик; плащ.

Список литературы:

1.Технология [Текст]: учебник для учащихся 7 класса общеобразоват. учреждений (вариант для девочек) / под ред. В. Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 192 с.: ил.
2. Крупская, Ю. В. Технология [Текст]: 7 кл. (вариант для девочек) : метод. рекоменд. / Ю. В. Крупская; под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
3. Интернет-ресурсы.

Цель урока: изучить свойства тканей из химических волокон и способы их обработки.

Дать представление о видах химических волокон, познакомить со способами их получения, свойствами и технологией обработки и применении в окружающей жизни.

Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

Развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию.

Воспитание активности, аккуратности, умения работать в группе.

Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, инструкции по технике безопасности, схема “Классификация текстильных волокон”, компьютеры, мультимедийная установка, компьютерная презентация (Приложение 1), индивидуальные задания на компьютере (кроссворд приложение 4, тест приложение 3), творческая работа учащихся (проект буклета приложение 2)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, репродуктивный, творчески-репродуктивный.

Урок № 1

I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученных знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вы любите красиво одеваться? (Слайд 4)

Как вы считаете, с чего начинается создание одежды?

Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?

Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.

Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.

II. Актуализация ранее изученных знаний.

(С использованием ролевых игр, блиц опроса)

У нас на уроке присутствуют два корреспондента нашей школьной газеты “Мир тканей”.

Они подготовили репортаж “Истории из бабушкиного сундучка” и оформили его в виде буклета, используя программу Publisher. Давайте посмотрим и послушаем их.

Чтобы научиться разбираться в тканях, необходимо знать их свойства, тогда вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.

В 5-м и 6-м классе вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.

Давайте вспомним, что это за ткани? (Слайд 5,6)

1. Хлопок и лен относятся к волокнам (растительного происхождения)

2. К волокнам животного происхождения относятся (шерсть и шелк)

2. Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:

Растение – волокно – пряжа – ткань

3. Вставьте пропущенные слова.

Самое тонкое волокно (шелк)
Самое гладкое волокно (лен)
Самое короткое волокно (хлопок)
Самое пушистое волокно (шерсть)

4. Значительной гигроскопичностью обладают (все ткани из натуральных волокон)

5. Большой пылеемкостью обладают (шерстяные ткани)

6. Лучше других драпируются (шелковые ткани)

С помощью интерактивного теста подводим черту по закреплению ранее изученного материала (Слайд 9). В заключении показываю таблицу “Классификация натуральных волокон” (Слайд 10)

III. Изучение нового материала.

Натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство

– трудоемкий и дорогостоящий процесс.

А сейчас мы переходим к изучению новой темы.

Запишите тему сегодняшнего урока:

“Свойства тканей из химических волокон”

Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). Ткани из химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.

Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.

Когда же появились ткани из химических волокон?

Историческая справка (Слайд 11):

  • Промышленным путем его получили только в конце XIX века.
  • В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Посмотрите на таблицу:

Характеристика тканей из химических волокон.

Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.

Что же является сырьем для производства синтетических и искусственных тканей?

Сырьем для производства вискозных волокон является древесина хвойных

деревьев – еловая щепа, отходы хлопка, из которых после обработки получают целлюлозу в виде листов картона. Растворенная целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу; продавливая ее через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка. Вискозные волокна вырабатывают не только в виде непрерывных нитей, но и коротких отрезков, т.е. штапельных волокон, пригодных для изготовления как однородной вискозной пряжи, так и смешанной, с добавлением разных волокон для придания разнообразных свойств тканям.

Раздаю образцы тканей и объясняю свойства вискозных тканей:

Положительные свойства: ткани из вискозных волокон имеют красивый внешний вид, высокую прочность, на ощупь они имеют шероховатую поверхность.

Отрицательными свойствами этих тканей является потеря прочности во влажном состоянии.

Способ получения ацетатных волокон такой же, как и способ получения вискозного волокна. Отличие заключается только в том, что целлюлоза, вырабатываемая из древесины и отходов хлопка, обрабатывается уксусной эссенцией или серной кислотой. Уксус по-латыни “ацетум”, от этого слова и произошло название волокна – ацетатное.

Схема получения ткани из химических волокон (Слайд 13).

Рассказываю о свойствах ацетатных тканей:

+Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.

– Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии , они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.

А теперь давайте посмотрим: “Где применяют искусственные ткани?” (Слайд 14)

(Блузки, текстиль, юбки, брюки)

Для производства синтетических волокон в качестве сырья используют простые вещества (мономеры), являющиеся продуктом переработки каменного угля, нефти и природного газа (фенол, этилен, ацетилен, метан и др.) Синтетические волокна получают путем реакции соединения (синтеза) мономеров с образованием сложного вещества полимера (“поли” – много), поэтому эти вещества называются синтетическими. В этом их отличие от искусственных волокон, для получения которых используются сложные вещества (полимеры), находящиеся в природе в готовом виде (древесина, хлопковый пух).

К синтетическим тканям относятся:

Капрон – самое прочное волокно на разрыв и на истирание.

К недостаткам капроновых тканей относится: скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, поэтому ткани из капроновых нитей сложны в обработке.

Лавсан – очень прочное и упругое волокно. Его смешивают с различными волокнами для увеличения прочности и упругости тканей. В чистом виде лавсан применяют для изготовления ниток, кружев, технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.

Нитрон – самое стойкое и “теплое” волокно, пушистое, матовое, по виду напоминает шерсть. Волокна нитрона использую при изготовлении трикотажных изделий и искусственного меха.

Шерстяные ткани с волокнами нитрона прочны, незначительно мнутся, но недостатком является сильная усадка при намачивании и осыпаемость.

+Синтетические волокна обладают рядом свойств, которых нет у натуральных волокон: высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию химических веществ, малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Все эти свойства относятся к положительным, поэтому синтетические волокна добавляют к натуральным, чтобы получить ткани с улучшенным качеством.

– Отрицательными свойствами синтетических волокон являются пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке, поэтому не рекомендуется носить одежду из этих тканей детям и людям с повышенной чувствительностью к синтетическим волокнам.

Давайте выясним “Где применяются синтетические ткани?” (Слайд 15)

Работа с учебником:

Предлагаю девочкам выписать из учебника положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Здравствуйте девочки!

Тема нашего сегодняшнего урока: Технология производства ткани из искусственных и синтетических волокон

Цель урока: изучить производство тканей из искусственных и синтетических волокон и их свойствами; ознакомиться с краткими сведениями об ассортименте тканей; научиться определять сырьевой состав материалов и определять свойства тканей из искусственных волокон.

Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскутки тканей.

I. Организационный момент

II. Познавательные сведения

Вы уже знакомы с материалами из натуральных волокон: хлопка, льна, шелка и шерсти. Впервые Роберт Гук в XVII веке высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна промышленным путем получили в XIX веке. В России первый завод по получению искусственных волокон был построен в Мытищах и дал первую продукцию в 1913 году.
При производстве тканей из химических волокон их в различных пропорциях добавляют в натуральные. Это дает возможность вырабатывать ткани с определенными свойствами. Так, шерсть с добавлением вискозного волокна приобретает большую мягкость, лучшую драпируемость. Шерсть с добавлением капрона становится вдвое прочнее и меньше сминается и т.д.
При покупке тканей необходимо не только ориентироваться на внешний вид, но и знать сырьевой состав материала, т.е. из чего изготовлен тот или иной материал и правила ухода за ним. Это поможет надолго сохранить неизменный внешний вид любимой вещи.

Текстильные волокна

Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.

Химические текстильные волокна в зависимости от состава сырья делятся на искусственные и синтетические

1. Учащиеся в рабочих тетрадях записывают тему урока и зарисовывают схему «Химические волокна».

2. Работа с учебником.

Учащиеся выписывают в рабочую тетрадь основные этапы процесса производства химических волокон из учебника.

Теперь ознакомимся с технология производства химических волокон

Процесс производства химических волокон включает три этапа.

1. Получение прядильного раствора

Все химические волокна, кроме минеральных, получают из вязких растворов или расплавов и называют прядильными. Для получения вязких растворов, идущих на производство искусственного волокна, целлюлозную массу растворяют в щелочи, а синтетическую массу получают путем химических реакций различных веществ.

2. Формирование волокна

Вязкий раствор продавливают через мельчайшие отверстия колпачков, которые называются фильерами. Струйки прядильного раствора, вытекая из фильеры, затвердевают, образуя тонкие нити. Затвердение происходит в мокрой либо сухой среде. Далее нити из одной фильеры на прядильных машинах соединяются в одну, вытягиваются и наматываются на бобину. Отверстий в фильере может быть от 24 до 36 тысяч.

3. Отделка волокна

Нити промывают, сушат, крутят, термически обрабатывают, некоторые отбеливают и красят.
Штапельными называют химические волокна, получаемые разрезанием или разрыванием жгута из продольно сложенных, элементарных нитей, прошедших отделочные операции, на отрезки длиной 40-70 мм, которые и называются штапели.

Свойства химических волокон и тканей из них

Вискозное волокно представляет собой чистую целлюлозу, полученную из еловой древесины. Оно имеет блестящую или матовую поверхность. Ткань похожа на шелк, хлопок или шерсть. Уступает по прочности шелку. В мокром состоянии прочность уменьшается. Хорошо впитывает влагу. Горят волокна быстро, ярким пламенем с запахом жженой бумаги.

Ацетатное и триацетатное волокно.

В отличие от вискозы, состоит из ацетилцеллюлозы, полученной из отходов древесины и хлопка. Ткани внешне похожи на натуральный шелк. Прочность меньше, чем у вискозы, и в мокром состоянии уменьшается. Плохо впитывает влагу, имеет большую упругость, горит быстро, сворачиваясь в шарики, пахнущие уксусом.

Свойства синтетических волокон

Полиэфирные волокна – полиэстер, лавсан, диолен, элан, кримплен. Ткани из них мягкие, гибкие, прочные, не мнутся, хорошо закрепляют форму, устойчивы к действию света, но плохо впитывают влагу.

Полиамидные волокна – нейлон, капрон, дедерон, нейлон, перлон – самые прочные синтетические волокна.
Ткани жесткие, имеют гладкую поверхность, прочные, устойчивые к истиранию, мало мнутся, плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким температурам.

Полиакрилонитрильные волокна – акрил, нитрон, перлан, акрилан, кашмилон – по внешнему виду похожи на шесть. Свойства, как у полиэфирных волокон, но чувствительны к высоким температурам: быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем, образуя твердый шарик.

Эластановое волокно – лайкра, дорластан – чрезвычайно эластичны, увеличивают свою длину в 7 раз, возвращаясь в первоначальное состояние. Ткани используют для пошива одежды обтягивающего силуэта.

А теперь давайте проведем сравнительные характеристики свойств тканей

III. Практическая работа «Определение состава тканей и изучение их свойств»

По одному образцу тканей из натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон определите виды ткани и заполните таблицу ( Приложение 2 ).

Признак вида ткани

Блеск
Мягкость
Сминаемость
Изменение прочности в мокром состоянии

Все материалы ткутся из волокон, которые делятся на натуральные, изготавливаемые из природного сырья, и химические, получаемые искусственным путем из имеющихся в природе веществ либо синтезируемые. Состав таких видов продуктов текстильной промышленности обуславливает их свойства. Чтобы понимать, что собой представляют разновидности синтетических и искусственных материалов, достаточно изучить их способы производства и общие характеристики.


Из чего изготавливают натуральные ткани?

При производстве натуральных полотен не применяются какие-либо искусственные и синтетические компоненты. При изготовлении таких тканей используется натуральное, т. е. природное сырье растительного, животного и минерального происхождения. Примером первого могут служить хлопок, лен, конопля и джут, ко второму – шерсть и натуральный шелк, к третьему – ость, остистая ткань и асбест.

Состав, производство, свойства химических тканей


Модал

По способу получения ткани из химических волокон подразделяются на искусственные и синтетические. Данные виды тканей имеют разные определения. Искусственными называются материи, сотканные из волокон, которые получают в результате физической и химической обработки натурального органического (белки, целлюлоза) и неорганического (металлы, стекло) сырья. Наиболее востребованными видами этих тканей считается вискоза, модал, бамбук, ацетат и триацетат.


Синтетические материалы содержат в составе волокна, полученные путем химического синтеза веществ, не встречающихся в природных условиях. Все они сгруппированы в следующие категории: полиамидные, полиуретановые, поливинилспиртовые, полиэфирные, полиакрилонитрильные, полиолефиновые (полиэтиленовые и полипропиленовые) ткани.

Материалы из искусственных волокон

Современные ткани из искусственных волокон не уступают, а в некоторых аспектах превосходят материи, созданные из натурального сырья. Коллекция искусственных материалов постоянно пополняется новыми видами. Их так много, что не представляется возможным описать каждый из них. Свойства наиболее популярных тканей из химических волокон указаны в таблице.


Вискоза

Название искусственных тканейСоставДостоинстваНедостатки
ВискозаДревесная целлюлозаМягкость, драпируемость, гигроскопичность, легкое окрашивание, воздухопроницаемость, терморегуляция, доступность.Сминаемость, высокая пиллингуемость, горючесть, утрата первоначальных качеств при контакте с водой и ультрафиолетом, низкая эластичность.
МодалМягкость, гигроскопичность, легкость, воздухопроницаемость, износостойкость, эстетичность, безопасность, формо-, цвето- и грязеустойчивость.Дороговизна, способность вызывать раздражение.
БамбукСырье, получаемое из стеблей бамбукаВоздухопроницаемость, износостойкость, гигроскопичность, теплоизоляция, устойчивость к неприятным запахам и ультрафиолету, легкое окрашивание, мягкость, легкость, драпируемость, экологичность, антибактериальность, гипоаллергенность, наличие оздоравливающего эффекта, простота ухода, эстетичность, формоустойчивость, низкая сминаемость, антистатичность.Высокая стоимость.
АцетатАцетилцеллюлозаФормоустойчивость, эластичность, теплоизоляция, устойчивость к поражению бактериями, быстро высыхает, влагостойкость, простота ухода, грязеустойчивость, драпируемость, легкое окрашивание, низкая сминаемость.Низкая износостойкость, электризуемость, низкая гигроскопичность, утрата первоначальных качеств при контакте с химическими веществами и ультрафиолетом.
ТриацетатУстойчивость к грязи, ультрафиолету и поражению бактериями, драпируемость, гипоаллергенность, эластичность, износостойкость, формоустойчивость, доступность.Низкая гигроскопичность, плохая терморегуляция, воздухонепроницаемость, электризуемость, утрата первоначальных свойств при действии химических веществ.

Триацетат

Синтетические ткани

Синтетические волокна используют как в чистом виде, так и в сочетании с натуральными, что позволяет значительно улучшить эксплуатационные качества последних. В зависимости от исходного сырья синтетические материи обладают определенными характеристиками. Информация о составе и свойствах таких тканей представлена в таблице:


Нейлон

Группы синтетических тканейСоставНазвания материаловДостоинстваНедостатки
ПолиамидныеСоединения, включающие амидную группу CONHНейлон, капрон, силонВысокая прочность, формоустойчивость, легкость, устойчивость к поражению болезнетворными микроорганизмами, способность быстро высыхать.Низкая термоустойчивость, гигроскопичность и способность сохранять тепло, склонность к пожелтению при контакте с потом и ультрафиолетом, электризуемость.
ПолиуретановыеПолиуретановый каучукСпандекс, лайкра, неоланРастяжимость, устойчивость к истиранию, ультрафиолетовым лучам и химическим веществам, несминаемость, цветоустойчивость.Низкая теплостойкость и гигроскопичность, воздухонепроницаемость.
ПоливинилспиртовыеРастворы поливинилового спиртаВинол, куралон, мтиланПрочность, устойчивость к истиранию, ультрафиолету и поражению бактериями, низкая тепло- и электропроводность, негорючесть, доступность, гигроскопичность, низкая пиллингуемость, эстетичность.Низкая грязеустойчивость, риск усадки и утраты прочности при намокании, низкая устойчивость к действию химических веществ.
ПолиэстеровыеРасплав полиэтилентерефталата и его производныхДакрон, тесил, лавсан, диоленИзносостойкость, цвето-, влаго- и формоустойчивость, устойчивость к неприятным запахам, действию химических растворов и поражению бактериями, низкая пиллингуемость, пыле- и грязеустойчивость, легкость, способность быстро высыхать, несминаемость, доступность, простота ухода.Воздухонепроницаемость, жесткость, электризуемость, риск раздражения кожи.
ПолиакрилонитрильныеАкрилНитрон, акриланУстойчивость к ультрафиолету, термо- и влагостойкость, формо- и цветоустойчивость, прочность, мягкость, способность быстро высыхать, устойчивость к поражению болезнетворными микроорганизмами и действию кислот, щелочей, бензина, ацетона.Жесткость, низкая гигроскопичность, воздухонепроницаемость, быстрая истираемость, электризуемость, пиллингуемость.
ПолиолефиновыеПолиэтилен, полипропиленСпектра, дайнема, текмилонПрочность, износостойкость, устойчивость к поражению болезнетворными микроорганизмами, влагостойкость, легкость, теплоизоляция.Отсутствие огнеупорных качеств, усадка при стирке.

Спектра

Сферы использования химических материй

Где используются такие материи? Свойства тканей из химических волокон позволяют применять их для изготовления:

  • облегченной и верхней одежды;
  • нательного белья;
  • детских вещей;
  • спецодежды;


  • спортивной формы;
  • обуви;
  • домашнего текстиля;
  • чулочно-носочных изделий;
  • головных уборов;
  • батутов, гимнастических матов и борцовских напольных покрытий;
  • походной одежды;


  • рыболовецкого снаряжения;
  • матрасов для бассейнов;
  • надувных плавсредств;
  • тентов, палаток и прочих каркасных сооружений;
  • баннеров и растяжек;
  • натяжных потолков.

Особенности эксплуатации изделий из ненатуральных тканей и ухода за ними


Большинство материй, содержащих химические волокна, просты в уходе и не имеют серьезных ограничений в использовании. Ухаживать за изделиями из таких тканей следует в строгом соответствии с рекомендациями производителя. Как правило, к ним применима как ручная, так и машинная стирка.

Ненатуральные ткани нельзя отбеливать, тереть и выкручивать. Рекомендуется использовать мягкие моющие средства. Большинство материалов, содержащих химические волокна, не требуют глажки.

Читайте также: