Какие мерки нужны чтобы сшить фартук

Обновлено: 09.05.2024

Загрузить презентацию (449 кБ)

План урока

5 класс

Раздел: Конструирование.

Тема: Построение чертежа фартука с нагрудником.

Практическая работа: Построение чертежа фартука с нагрудником.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

  • Обучение. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.
  • Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю.
  • Воспитание. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работ, потребность к организации своего рабочего места.

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика.

Средства обучения

Учебные: М.Н.Конышева «Технология» 5 класс, Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012 г.

  1. Готовые изделия (фартук с притачным нагрудником);
  2. Чертеж фартука с нагрудником в масштабе М 1:1 и М 1:4;
  3. Макет фартука из цветной бумаги в масштабе М 1:1.
  4. Презентация «Построение чертежа фартука с нагрудником». .

Раздаточный материал:

  1. Инструкционная карта «Построение чертежа фартука с нагрудником» (Приложение 1).
  2. Чертежные инструменты и принадлежности;
  3. Чертеж фартука с нагрудником в масштабе М1:4.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический.

ФОПДУ: фронтальный опрос, практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин.
    • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа);
    • Отметить отсутствующих;
    • Раздать инструкционные карты, учебники, листы с чертежами фартука в масштабе М 1:4;
    • Раздать карточки контроля.
  2. Контроль знаний и умений – 10мин. Устный контроль по вопросам (вопросы на повторение):
    1. Как называлась тема прошлого урока? Слайд 5-6
    2. Что нам необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия?
    3. Что такое мерки?
    4. Какие мерки необходимо знать для построения чертежа фартука?
    5. Как снимаются мерки Днч, Ст, Сб, Дн? Показать на манекене.
    6. Назвать мерки, которые записываются в половинном размере. Почему?
    7. Какие мерки записываются полностью?
    8. Как оформляем лист в альбоме перед выполнением чертежа?
    9. Какими инструментами пользуемся для построения чертежа?
    10. Каким карандашом выполняется сплошная основная линия?
    11. Каким карандашом выполняется сплошная тонкая линия?
    12. Какой линией (название линии) обводят рамку и контур чертежа?

    Проблемная ситуация:

    Двум ученицам предлагается примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а на другой велик или мал.

    Вывод: Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру, то есть нужно измерить фигуру (снять мерки), сделать расчет и построить чертеж. Этой работой занимается модельер-конструктор.

    Учитель:

    Сегодня каждая из вас будет осваивать профессию модельера – конструктора, т.е. построит чертеж фартука.

    1. Постановка задачи перед учащимися:
      - научиться выполнять построение чертежа фартука с помощью инструкционной карты.
    2. Объяснение нового материала.

    Конструирование швейного изделия – это построение чертежей деталей одежды и изготовление выкроек (слайд 7).

    Чертеж швейного изделия – это плоское изображение деталей одежды, которое строится по размерам определенной фигуры (слайд 8).

    Выкройка – это детали изделия, вырезанные из бумаги (вырезанный чертеж, слайд 9).

    Чертеж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Когда появились первые крупные сооружения, замки, храмы, крепости и т.д. появились и первые чертежи (слайд 10, 11).

    В настоящее время, почти в каждой области деятельности человека, используются чертежи. Следовательно, необходимо уметь читать и понимать чертеж (cлайд 23).

    Самым доступным и простым является чертеж, изображающий плоские фигуры. Такие фигуры имеют два измерения: длину и ширину. Вертикальная и горизонтальная линии, пересекаясь, дают точки, которые отмечают какими-либо буквами. Обычно исходную точку обозначают буквой, например: А, и от этой буквы начинается построение чертежа (в нашем чертеже исходной буквой является точка В). Каждый отрезок на чертеже отмечен двумя буквами. Первая буква указывает на то, что нужную величину откладывают от нее.

    Например: (смотрим на плакат «Чертеж фартука М1:1) Отрезок ВВ1 (это означает, что от точки В, в сторону точки В1 нужно отложить 26 см). Величину 26 см. находим в инструкционной карте.

    Все окружающие нас предметы имеют определенные размеры. Если размер предмета такой, что он помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину, а если он очень большой, его необходимо уменьшить в несколько раз, т.е. изобразить в масштабе.

    • 1:1 – натуральная величина;
    • 1:4 – уменьшено в 4 раза;
    • 2:1 – увеличено в 2 раза.

    Например: масштаб записан отношением М 1:4. Это значит, что длина каждой линии на бумаге в 4 раза меньше ее действительной величины.

    Чтение и построение чертежа (проводится в виде беседы). Для обучения чтению чертежа используется чертеж фартука в М 1:1, готовый фартук и его макет. Накладывая сложенный пополам макет на чертеж, а затем на готовое изделие, учащимся необходимо найти отдельные точки и линии чертежа. Данные о чертеже обсуждаются в следующей последовательности: учащимся задаются вопросы на понимание расположения отрезков и точек на чертеже, макете и готовом изделии.

    Вопросы для беседы:

    1. Покажите детали фартука на готовом изделии и чертеже.
    2. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось симметрии совпадает с серединой фигуры.
    3. Найдите эти детали на чертеже.
    4. Покажите на чертеже нижнюю часть фартука.
    5. Назовите (буквами) и покажите линию верха, низа, бока и середины (фартука, макета, чертежа М 1:1).
    6. От каких мерок зависит размер (длина и ширина) нижней части фартука?
    7. Покажите на чертеже нагрудник.
    8. Назовите (буквами) и покажите линии верха, низа, бока и середины нагрудника.
    9. От какой мерки зависит размер нагрудника?
    10. Найдите точку Т на чертеже фартука, а затем перенесите на готовое изделие. Где находится эта точка? (Учащийся выходит и показывает всему классу эту точку).
    11. Показать положение отрезка ВТ на чертеже фартука, а затем на фартуке или макете.
    12. Показать положение точек Т2 и В на макете фартука.

    Продолжение формирования знаний и умений – 55мин.

    Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд 13).

    Практическая работа

    Далее рассматривая чертеж фартука, отмечаем, что на чертежах швейных изделий размеры не ставятся, а точки и отрезки имеют буквенное обозначение. Размеры каждого из отрезков рассчитываются и записываются в инструкционную карту. Чертежи швейных изделий в рабочей тетради выполняют в М 1:4. Далее изучая инструкционную карту, переходим к построению чертежа (cлайд 14-30). Ученицы строят чертеж фартука в М 1:4 в рабочих тетрадях. Учитель комментирует последовательность построения на экране.

    Контроль знаний и умений – 5 мин.

    Для проведения самоконтроля (cлайд 31) выписываются размеры отдельных деталей фартука:
    Нижняя часть фартука: ТН = 35 см. ВВ1 = 26 см.
    Нагрудник: ВТ = 15 см. ВВ2 = 9 см. ТТ2 = 11 см.
    Пояс: ПП1 = 3 см. ПП2 = 61 см.
    Бретели: ББ1 = 5 см. ББ2 = 50 см.

    После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на проверку учителю.

    Подведение итогов, рефлексия (слайд 32)

    1. Чему научились на уроке?
    2. Что такое конструирование?
    3. Что такое чертеж?
    4. Что такое выкройка?
    5. Понравилась ли вам работа конструктора-модельера?
    6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Записывается домашнее задание: Принести цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, рабочую тетрадь.

    Построение чертежа фартука

    остроение чертежа фартука будем выполнять для фартука вот такого вида.

    Модель фартука, взятого за основу

    Снятие мерок.

    Для построения фартука с грудкой необходимо снять всего четыре мерки:

    1. Обхват талии От

    Измеряется вокруг туловища по линии талии, используется для определения длины пояса.
    Для правильного определения уровня талии завяжите вокруг туловища резинку и немного подвигайтесь. Резинка сама ляжет на самое узкое место туловища, т.е на талию.

    Снимаем мерку обхват талии

    2. Обхват бедер Об

    Измеряется вокруг туловища через наиболее выступающие точки ягодиц. Используется для определения ширины нижней части фартука.

    Снимаем мерку обхват бедер

    3. Длина грудки Дгр

    Измеряется по линии середины переда от линии талии до желаемой высоты грудки фартука

    Измеряем мерку

    4. Длина изделия Ди

    Используется для определения длины нижней части фартука. Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины фартука

    Снимаем мерку

    Для примера приведу мерки девочки одинадцати лет:

    От -60 см
    Об = 80 см
    Дгр = 22 см
    Ди = 45 см

    Построение фартука будет выполняться на половину фигуры, поэтому мерки обхватов нужно разделить пополам. В результате деления получатся мерки полуобхватов, которые обозначаются большой буквой С: полуобхват талии — Ст, полуобхват бедер – Сб.

    Полуобхват талии Ст = От / 2 = 60/2 = 30см

    Полуобхват бедер Сб = Об / 2 = 80 / 2 = 40 см

    Не пугайтесь его простоты, в дальнейшем на этапе моделирования, Вы сможете изменить его до неузнаваемости.

    Построение чертежа выполняется на листе бумаги размером ориентировочно 50 х 100 см.

    Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки:

    Полуобхват талии Ст = 30 см

    Полуобхват бедер Сб = 40 см

    Длина грудки Дгр = 22 см

    Длина изделия Ди = 45 см

    1 этап. Построение основных линий чертежа

    1.1 Линия середины фартука

    Отступив 5-10 см от левого края бумаги, провести вертикальную линию — это будет линия середины фартука.

    1.2. Линия уровня талии

    Отступив от верхнего края бумаги расстояние чуть больше, чем мерка Дгр, провести горизонтальную линию — это будет линия талии.

    Пересечение линии середины и линии талии обозначить буковой Т.

    В дальнейшем все точки расположение на линии талии будем обозначать буковой Т с цифровым индексом ( Т1, Т2, Т3 и т.д.)

    Построение основных линий чертежа фартука

    2 тап. Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

    2.1. Линия низа

    От точки Т вниз по линии середины отложить мерку Ди и отметить точку Н. Через точку Н провести горизонтальную линию — это будет линия низа.

    2.2. Линия верхней части фартука (грудки)

    От точки Т вверх по линии середины отложите мерку Дгр и отметьте точку В. Через точку В проведите вправо горизонтальную линию – это будет линия верхней части фартука (грудки)

    Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

    Важно! Линия грудки, линия талии и линия низа должны быть параллельны, проверьте соблюдение этого условия.

    В дальнейшем все точки, расположенные на линии низа, будем обозначать буквой Н с цифровым индексом (Н1, Н3, …) и точки, расположенные на линии верхней части фартука, – буквой В с цифрой (В1, В2, … ).

    3 этап. Построение линий ширины частей фартука

    3.1. Ширина верхней части фартука

    От точки Т вправо по линии талии откладываем 10 см и отмечаем точку Т2. От точки Т2 вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией грудки, на пересечении отмечаем точку В2

    Важно! Линия Т2В2 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

    3.2 Ширина нижней части фартука

    От точки Т вправо по линии талии откладываем мерку Сб и отмечаем точку Т3. Из точки Т3 вниз проводим вертикальную линию до пересечения с линией низа, на пересечении отмечаем точку Н3.

    Важно! Линия Т3Н3 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

    Построение линий ширины частей фартука

    4 этап. Построение пояса фартука

    Пояс нашего фартука завязывается сзади на талии. Следовательно, длина пояса фартука будет равна мерке От плюс какая-то величина необходимая для завязывания. По опыту могу сказать, что для завязывания достаточно запроектировать длину концов по 30 см каждый.

    От точки Т вправо по линии талии откладываем величину равную сумме Ст+30см и отмечаем точку Т1 – это точка конца пояса фартука.

    Ширина пояса может быть любой, и зависит она от особенностей модели и технологии изготовления. Мы возьмем, для примера, ширину пояса в готовом виде 3см.

    От точки Т вверх по линии середины отложим 3 см и отметим точку П. И от точки Т1 вверх отложим 3см, отметим точку П1. Точки П и П1 соединим прямой линией — это будет линия верхнего края пояса.

    По технологии изготовления предполагается, что пояс будет двойной и состоять из двух одинаковых деталей.

    Построение пояса фартука

    5 этап. Построение бретелей фартука

    На рассматриваемой модели фартука две бретели, которые завязываются сзади на шее.

    Возьмем длину каждой бретели 40 см, а ширину бретелей такую же, как ширину пояса – 3 см в готовом виде. По технологии изготовления бретель предполагается сделать двойной и состоящей из одной детали сложенной пополам.

    Построим бретель в виде прямоугольника: длина -40 см, высота — ширина бретели в крое, т.е 6 см.

    Готовый чертеж фартука

    Вот и все. Чертеж готов. Обведем линии чертежа цветом, например зеленым, как у меня, подпишем названия деталей фартука, их количество, отметим расположение сгибов.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ это построение чертежа изделия и изготовление.


    Курс повышения квалификации

    Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


    Курс повышения квалификации

    Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


    Курс повышения квалификации

    Современные педтехнологии в деятельности учителя


    «Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ это построение чертежа изделия и изготовление.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ это построение чертежа изделия и изготовление выкройки для раскроя и пошива одежды.

    СНЯТИЕ МЕРОК Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём е.

    СНЯТИЕ МЕРОК Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре


    Сантиметровая лента - для снятия мерок длинна её 150 см с сантиметровыми дел.

    Сантиметровая лента - для снятия мерок длинна её 150 см с сантиметровыми делениями. Изобрёл ее французский портной в 1810 году. Шкала на ней может быть нанесена с двух сторон. Измерительный инструмент необходим для снятия мерок с фигуры человека и измерения ткани.

    Конструктивные линии фигуры

    Конструктивные линии фигуры

    Мерки обозначаются заглавными буквами О - обхват О - обхват Ш - ширина В - в.

    Мерки обозначаются заглавными буквами О - обхват О - обхват Ш - ширина В - высота Ц - центр Д - длина Участок измерения обозначают малыми буквами С т – полуобхват талии и т.д.

    ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК Талию предварительно опоясывают шнурком. При снятии мер.

    ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК Талию предварительно опоясывают шнурком. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом человеке должна быть легкая одежда. Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном Мерки снимают по правой стороне фигуры. размере, так как чертеж строят на половину фигуры.

    Снятие МЕРОК для передника

    Снятие МЕРОК для передника

    Обхват талии От От – обхват талии »). Сантиметровая лента проходит точно по к.

    Обхват талии От От – обхват талии »). Сантиметровая лента проходит точно по контрольному шнуру по линии талии. Мерку записываем в размере равном половине измерения. Мерка нужна для определения длины пояса.

    Об – обхват бёдер Сантиметровая лента проходит сзади по выступающим точкам яг.

    Об – обхват бёдер Сантиметровая лента проходит сзади по выступающим точкам ягодиц, а спереди замыкается на выпуклости живота. Мерку записываем в половинном размере. Мерка нужна для определения ширины нижней части передника.

    Дн – длина нагрудника Измеряем от контрольного шнура на линии талии вверх до.

    Дн – длина нагрудника Измеряем от контрольного шнура на линии талии вверх до желаемой длины нагрудника. Мерка определяет длину нагрудника.

    Днч – длина нижней части Измеряем от контрольного шнура на линии талии вниз д.

    Днч – длина нижней части Измеряем от контрольного шнура на линии талии вниз до желаемой длины нижней части фартука. Мерка определяет длину фартука.

    Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов измерения в таблицу».

    Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов измерения в таблицу».

    Условное обознач. мерок Название мерок Как снять мерку Типовая фигура см. Св.

    Условное обознач. мерок Название мерок Как снять мерку Типовая фигура см. Свои мерки см. От ПОЛУОБХВАТ ТАЛИИ Сантиметровая лента проходит точно по контрольному шнуру по линии талии. 31 Об ПОЛУОБХВАТ БЁДЕР Сантиметровая лента проходит по выступающим точкам ягодиц, замыкается на выпуклости живота. 40 Дн ДЛИНА ФАРТУКА Измеряем от контрольного шнура на линии талии вверх до линиигруди. 15 Днч ДЛИНА НИЖНЕЙ ЧАСТИ Измеряем от контрольного шнура на линии талии вниз до желаемой длины нижней части фартука. 35

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Алматы облысы Ұйғыр ауданы Шонжы селосы «Илья Молутов (Бахтия) атындағы №3 орта мектеп мектепке дейінгі шағын орталығымен» коммуналдық мемлекеттік мекемесінің технология пәні мұғалімі

    Таирова Саням Заировна

    Таирова Саням Заировна учитель технологии

    с.Чунджа Алматинской обл. Уйгурского района сш.№3 им. Илья Молутов ( Бахтия )

    img002

    Разработка урока 5 класса

    Тема раздела: «Конструирование

    Тема урока: « Снятие мерок для

    Тема раздела: Конструирование.

    Тема урока: Снятие мерок для построения чертежа

    Цель урока: Дать понятие о конструирование.

    Ознакомить с названиями мерок и показать

    как они снимаются.

    Образовательная: Научить учеников правильно снимать

    Развивающая: Развить глазомер, аккуративность,

    Воспитательная: Воспитать четкость и

    аккуративность в работе.

    Обьект труда: Снимать мерки с фигуры человека.

    Вид урока: Беседа, приёмы работ, практическая работа.

    Межпредметная связь: История, математика, черчение.

    Наглядные пособия и раздаточный материал:

    Образцы,чертеж фартука и инструкционные карты .

    Инструменты и приспособления:

    См. лента, каранадаш, тетрадь.

    Эталон изготовления детали: Чертёж фартука.

    Техника безопасности: Безопасная работа с инвентарём.

    Проверка рабочей одежды.

    Проверка гатовности к уроку.

    Повторение пройденного материала:

    Вопросы для проверки закреплённого материала.

    а) Из чего изготавливают ткань.

    б) Как определяют лицевую и изнаночную сторану тканей?

    в) По каким признакам определяют в ткани направление нитей основы и утка?

    Изложение нового метериала:

    Конструирование швейных изделий – это построение чертежей детали одежды. Для построение чертежей нужны мерки. Их снимают с фигуры человека или берут из таблиц измерения пиповых фигур. По чертежу делают лекало, а затем выполняют выкройку изделия.

    Для выполнения работ по конструированию нужны следующие инструменты и принадлежности: масштабная линейка, линейка, чертежный угольник, карандаши.

    Если говорить о фартуке, обычно фартук состоит из нескольких деталей: нагрудника, пояса, бретелей, нижней части, карманов (рис. 1),но может быть и без нагрудника.

    SAM_0890

    Прежде чем начертить чертёж фартука мы должны снять мерки с фигуры человека. Ддя правильного снятия мерок нужно знать расположение основных линий на фигуре и соблюдать следуюшие правила (рис. 2).

    hello_html_547ec73d.jpg

    Мерки снимают по правой стороне фигуры (рис. 3). Талию предварительно опоясывают шнурком.

    При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения (рис. 4).

    SAM_0877

    Мерки снимают см. лентой. При измерении см. ленту не следует натягивать или ослоблять.

    Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхвата записывают половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

    Для построения чертежа фартука снимаются

    Дн - длина нагрудника . Снимается от линии талии вверх до желаемой длины.

    Днч - длина нижней части фартука . Снимается от линии талии вниз до желаемой длины.

    Пот - полуобхват талии . Снимается по горизонтили вокруг туловища на уровне талии и делится пополам. Мерка используется для определения длины пояса.

    Поб – полуобхват бёдер. Снимается по горизонтили вокруг бедер. Мерка используется для определения ширины нижней части фартука.

    Показ трудовых приёмов

    Ученики рисуют модель изделия (фартука)

    Снимают мерки с фигуры человека.

    А теперь вспомним что нового мы узнали на этом уроке

    а) Что такое конструирование изделия?(это построение чертежей детали одежды.)

    Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук.

    I. Организационный момент

    Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока. Тема урока представлена визуально на презентационном экране. Слайд № 1.

    • Что называют пряжей?
    • Что называют тканью?
    • Что называют основой, утком?
    • По каким признакам определяют нить основы в ткани?
    • Как чередуются нити в полотняном переплетении?

    III. Изучение новой темы

    Рассказ учителя о видах одежды, процессе её изготовления, правилах снятия мерок. Слайды № 4 – 15.
    По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.
    К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная; к производственной – спецодежда для выполнения различных работ; к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
    В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

    Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).

    • Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец, кузнец, хирург?

    Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.

    Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.

    Проблемная ситуация:

    Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

    “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
    Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
    В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.
    Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
    Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.
    Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

    • мерки снимают по правой стороне фигуры;
    • сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
    • при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
    • на обмеряемом должна быть легкая одежда;
    • талию предварительно опоясывают шнурком;
    • мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

    (Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)

    IV. Практическая работа.

    Инструкционная карта слайд №15

    “Мерки построения чертежа фартука”

    Девочки получают задание объединится в группы по три человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
    Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

    V. Проверка знаний (усвоение). Слайд № 16

    • По какой стороне фигуры снимают мерки?
    • С помощью какого приспособления снимают мерки?
    • Как записывают мерки длины и обхватов?
    • Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб?

    VI. Итог

    По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками. Выставление оценок.

    VII. Домашнее задание: слайд №17

    Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.

    Читайте также: