Каргопольская рубаха женская как сшить

Обновлено: 24.06.2024

Каргопольские кумачники. Крглый сарафан, сшитый из кумача (красная хлопковая ткань) почти повсеместно называли кумачником. Яркие круглые каргопольские кумачники вышивали «мышиной тропкой» (тамбуром) при помощи специальной иглы-крючка. Вышивали белой и цветной «бумагой», так раньше называли хлопчатобумажную нить, или шерстью – «гарусом». В исторических, художественных и этнографических музеях и в частных собраниях сохранилось немало образцов каргопольских кумачников из Ошевенской волости. Сюжеты вышивки сарафанов повторяются и бывают нескольких видов: 1. На подоле сарафана изображены крупные птицы, называемые «павами», идущие друг за другом. Всего помещается 5-6 птиц. Под ними располагаются небольшие схематичные фигурки птиц или неширокая полоса с цветочным орнаментом. 2. На сарафанах изображены большие круги-розетки, называемые некоторыми исследователями «месяцами» или «календарями». Круг состоит из цветка – «солнышка» и описанного вокруг него незамкнутого кольца «месяца», от которого, надо полагать, узор и получил своё название. 3. На подоле сарафана вышита широкая полоса орнамента, которую условно можно назвать «засеянное поле». Орнамент представляет собой своеобразную «схему» созревания урожая, на которой изображены земля с корнями, зёрна и прорастающие растения. Высота вышивки – 35 см, вышивка выполнена белой бумагой в два ряда. 4. На сарафанах вышиты широкие и неширокие орнаментальные полосы. Встречаются цветочные гирлянды и «морозные» узоры, скопированные с замерзших оконных стекол. Один из узоров представлял собой орнамент, очень похожий на книжный. Помимо сарафанов каргопольские женщины вышивали тамбуром станы рубах. Здесь также встречается несколько вариантов вышивки. Белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. Другой вариант – к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью. Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы». Ещё один элемент каргопольского покосного костюма, передник, тоже иногда вышивали тамбуром. Сохранились в небольшом количестве передники с вышитыми «месяцами». Были также передники с оборками. Вот их описание, записанное со слов ошевенских жительниц: передники делали с оборкой, могли пришить по оборке чёрное кружево. «Фартук с долгой оборкой, по краю оборки вышивка, выше оборки – лента из кумача с вышивкой, а могла быть и белая, и голубая, лента пришита на шов, на ленте вышивка, фартук собирался пореже…». Нередко вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались. Например: «ВЫШИВАЛА ПАВЪ ПУХОВА АННА..». Подписи также вышивались тамбурным швом. Эти автографы, нередко с указанием года работы, стали бесценны. На фото кумачники, выполненные центром "Русские начала".

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Каргопольский комплекс. Сарафан и рубаха

Над этим костюмом работала я долгими вечерами с конца осени и до середины весны. Шить на руках - дело не быстрое. Брала шитье в путешествия. В поезде шить - милое дело. А последний стежок проложила буквально на днях и вот с гордостью представляю вашему вниманию дело рук своих.

191.29 КБ

Круглый сарафан. Сшит из американского ситца. Длина по подолу два с половиной метра.
Ощущения в сарафане очень, очень женственные. Кто хоть раз примерял русский сарафан, тот знает и понимает меня.

210.96 КБ

197.40 КБ

182.13 КБ

Сейчас раздеваться начну.

131.07 КБ

116.01 КБ

Опушку сарафана мне захотелось украсить разноцветными лоскутами.

118.46 КБ

Каргопольская рубаха состоит из двух частей. Рукавов и стана. Рукава шьются из более тонкого материала. Мои рукава - из американского ситца. А на стан идет более грубая ткань. Я шила из домоткани. Выбрала смесовую: коноплю с хлопком. Рукава и стан соединяют между собой временной строчкой. Можно отпороть и скомбинировать с другими вариантами.

190.96 КБ

176.69 КБ

184.57 КБ

172.44 КБ

Главное украшение стана - оборки. С ними-то я и возилась дольше всего. Шутка ли - соединить вручную 50 лоскутков (именно столько их вошло в оборку), подшить полученную ленту, собрать ее затейливой строчкой в сборку и пришить к подолу. За то они придали рубашке законченный, целостный вид.

115.30 КБ

И все-таки рукава - самая нарядная часть каргопольской рубахи. Горловина украшается вот такой чередой зубчиков. Им можно задать разнообразный ритм.

123.45 КБ

А еще традиционная одежда имеет простой, но очень мудрый крой. Сплошь прямые линии, а вещь получается объемная. В этом вижу главную прелесть изготовления народной одежды. Ни лоскуточка не остается на выброс - все в дело.

141.39 КБ

В процессе съемки мы немного приустали и, дабы разнообразить свою деятельность, поменялись с фотографом местами.

122.69 КБ

Манжета рукава - единственное исключение во всей рубахе, где использована машинная строчка.

179.33 КБ

В скором времени я думаю приступить к шитью передника для этого костюма. С передником комплекс будет законченным.

Девушки, если соберетесь пошить себе сарафаны, воспользуйтесь советом - не шейте сарафан длиной в пол. Шейте покороче. Я люблю длинные и уже второй раз наступаю на одни и те же грабли себе на подол. Ходить в хороводе не удобно.

Все каргопольские кокошники XIX — начала XX века по конструктивной форме единообразны и представляют собой облегающую, твёрдую шапочку с выдающимся вперёд очельем и спускающейся на лоб поднизью. Исследователи относят данные головные уборы Русского Севера к типу однорогих . Кокошник – головной убор замужней женщины.

Кокошник однорогий

Кокошники сшиты в форме шапочки на твердой основе из трех деталей: очелья с боковым и наушникам и (паушами), донца, задника (задка). Каждая часть головного убора оформлялась как законченная деталь. Основная и подкладочная ткани сшивались между собой, внутри детали был плотный каркас (картон) в один или несколько слоев. Подкладка делалась из кумача или розового ситца.

архангельские головные уборы кокошник 9

Передняя часть с боковыми наушниками расшита жемчугом, бисером (перламутром или бусом). Очелье орнаментировано трёхчастным стилизованным узором: на центральной части, выступающей надо лбом, вышита стилизованная фигура (по мнению исследователей, олицетворяющая плодородие), посередине — в стилизованной фигуре розетка из перламутровых плашек, по сторонам — небольшие стилизованные растения.

архангельские головные уборы кокошник 6

Справа и слева от центра очелья находятся небольшие прикрывающие виски лопасти, которые называют наушниками или паушами. Исследователи считают, что орнамент паушей напоминает древнерусские височные украшения. Сюжеты вышивки паушей различны: встречаются изображения шестилучевой розетки , стилизованной фигуры или трезубца. На рубеже веков стали заказывать кокошники именные, и на паушах появились буквы — инициалы владелицы.

архангельские головные уборы кокошник 1

архангельские головные уборы кокошник 7
архангельские головные уборы кокошник 4

По краю очелья – поднизь из одной или нескольких сеток (один или несколько рядов), низанных мелким речным жемчугом (бисером, перламутровой рубкой или бусом).

Поднизь из нескольких радов сетки

Поднизь из перламутровой рубки

Донце и верх задника из галуна сшитого в несколько рядов, располагавшихся поперек или вдоль детали. Реже встречаются фрагменты золотного шитья с растительными орнаментами.

архангельские головные уборы кокошник 5
архангельские головные уборы кокошник 8
архангельские головные уборы кокошник 3

Задник орнаментирован вышитым трехчастным узором. Центральная широкая часть (собственно, позатылень) почти всегда орнаментирована узором из трёх стилизованных фигур или цветов. Вышивка очелья и задника сделана в техниках: «сажение по бели» мелким речным жемчугом, перламутровой рубкой, бисером, бусом, золотным и серебряным шнуром; «золотное шитьё» «кованым швом» и «в прикреп» золотной и серебряной нитью; «вышивка битью». Также использовались крупный и средний жемчуг, перламутровые плашки, бусины, канитель, трунцал, металлические блёстки, фольга.

Задник 2

Для создания кокошников «в разных местностях Каргополья использовались различные приёмы их оформления. В первую очередь это проявляется в выборе материала, от которого зависит и художественное решение. В центральных волостях для орнаментации использовали речной жемчуг и бисер, которыми щедро расшивали очелье и пауши. Тяжёлая многорядная поднизь обрамляла убор. В северных волостях излюбленными материалами считали перламутровые стеклянные бусины, имитирующие жемчуг. Эти уборы выглядят более декоративными и лёгкими, узоры хорошо читаются. В юго-западных волостях предпочитали перламутр, мерцающие переливы которого придавали уборам необычайно нарядный облик».

Кокошник каргопольский

Текст: Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.)

Фото: Станислава Орлова, Вальковой Татьяны, Мартыновой Наталии, Аллы Соловской.

Похожие статьи:

Похожее

Один комментарий: Каргопольские кокошники

Здравствуйте! Коллекция женских головных уборов XIX — начала XX века в собрании Каргопольского музея составляет чуть более ста десяти единиц. Начал формировать коллекцию каргопольский мещанин и основатель музея Капитон Григорьевич Колпаков около1909 г. В коллекции музея преобладают женские головные уборы, девичьи представлены незначительным количеством. Почти половину из них составляют каргопольские кокошники, которые представляют собой украшенную облегающую шапочку с плоским донцем, паушами (ушками) и выступающим вперед очельем. Носили её, покрывая белым хлопковым платком, вышитым золотными нитями, или светлой шёлковой шалью. Во второй половине XIX — начале XX века однорогий кокошник был самым известным праздничным головным убором молодых каргопольских женщин. Каргопольские кокошники происходят из Каргопольского уезда, а также из ряда прилегающих к нему уездов Олонецкой и Новгородской губерний. В разных волостях Каргопольского уезда кокошники украшали по-разному. В городе и соседних с ним волостях использовали речной жемчуг и бисер, в юго-западных волостях предпочитали перламутр, в северных волостях излюбленными материалами считались перламутровые стеклянные бусины, имитирующие жемчуг. Очелье расшивали перламутровыми плашками, жемчугом, перламутром, бисером или бусом по узору, выложенному бе лью (шнуром из белых нитей); от края очелья спускалась жемчужная или бисерная поднизь. Орнаментировано очелье у всех кокошников одинаково: посередине расположена круглая розетка, по сторонам от неё — растения. Сюжеты вышивки паушей различны: встречаются изображения шестилучевой розетки, стилизованной фигуры или трезубца. На рубеже веков стали заказывать кокошники именные, и на паушах появились буквы — инициалы владелицы. На задниках вышивали узор из трёх стилизованных цветов или трёхчастные узоры из розеток, плодов и стилизованных фигур. Донца у большинства кокошников сшиты из полос галуна, иногда декорированы цветочными узорами из фольги, вышивкой бисером или золотным шитьём.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

выкройка русской народной рубахи женской под сарафан

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).


Эскиз рубахи из П авловопосадской коллекции


Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.

русская женская рубаха выкройка

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.


Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.


Женская русская рубаха — базовая модель для сценического народного костюма, какие конструктивные и художественные особенности нужно учитывать, если хотите сшить русскую рубаху своими руками. Как выбрать материалы, фасон для сценического выступления.

1. История женской рубахи: конструктивные особенности

2. Цвет и росписи рубах в историческом и сценическом костюме

3. Народные рубахи и блузы для выступлений на сцене

4. Русская рубаха для девочки

5. Сшить русскую женсую рубаху своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История рубахи: конструктивные особенности

Длинная широкая одежда с длинными рукавами — рубаха, — была порой единственной одеждой некоторых женщин на Руси, но точно базой костюмной комплекса каждой русской женщины. Простую рубаху шили из льняного или конопляного холстов домашнего производства, когда позволяли средства, — из фабричных тканей. Рубахи различных типов носились в зависимости от района.

Два основных конструктивных типа женской рубахи:

• Цельная рубаха — из цельного полотна.

• Составная рубаха — из двух частей.


Типы кроя женских рубах:

• Туникообразные, цельные холщовые рубахи.

• Рубаха с прямыми и косыми плечевыми вставками-поликамию

• Рубаха, у которой слитные полик и рукав.

• Рубаха с косыми поликами.

• Рубаха с круглой вставкой у ворота — воротушкой.

Цвет и росписи рубах в историческом и сценическом костюме

Исторически рубахи как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашеной нити. Плечевые части рубах украшали вышивкой, аппликациями, нашивками, тесьмой. Особенно рубахи молодых замужних женщин. Рубахи девушек украшали скромно, в основном на рукавах и подоле. Пожилые женщины чаще всего носили однотонные белые рубахи.


Рубахи из домашних льняных и конопляных полотен имели естественный серо-белый цвет. Яркости им придавали вышивки и декор. Если праздничную рубаху шили из крашеной ткани, она могла быть глубоких темных оттенков естественных красителей: темно-красная, темно-зеленая, темно-синяя.

Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на рубахах и базовых костюмных блузах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах.

Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на блузы одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты на рубахах этих коллекций сочетаются с другими элементами костюма.

Народные рубахи и блузы для выступлений на сцене

Базовыми для костюмов с любой росписью становятся однотонные белые рубахи. Рубахи повторяют фасоны исторических моделей, выполнены из хлопка и креп-сатина. Хлопок — универсальная ткань для нательной одежды, а креп-сатин дает приятный глазу матовый отблеск света и выглядит чуть наряднее.

Следующая группа женских рубах, — рубахи, повторяющие крой народных моделей с вышивками или имитациями вышиво. Тульская женская рубаха, Рубаха с поясом Русская сказочница. Русская фольклорная рубаха.

Базовые однотонные блузы современного кроя: хоровая, вокальная, блузка Бемоль, блузка Василиса.

Яркие принтованные блузы из капсульных коллекций: русская павловопосадская блузка и русская хохломская блузка.

Русская рубаха для девочки

Рубахи народных костюмов для детей также делятся на однотонные и декорированные. Выполнены они также как и женские взрослые — из хлопка и креп-сатина. Базовые модели делятся на два вида:

• Удлиненная рубаха — для распашного сарафана.

• Короткая рубаха, которая скрывается под платьем.

Русская фольклорная рубаха для девочки больше остальных похожа на историческую модель русской рубахи: длинная, украшена принтом с вышивкой южно-русских губерний, на материалы прорисованы нити домотканного холста.

Блузки скроены с рукавами-фонариками, украшены небольшими кружавчиками на горловине и манжетах. Блузка русская, блузка Жизель.
Блузка славянская из креп-сатина и из хлопка.

Сшить русскую женсую рубаху своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русскую женскую рубаху своими руками, у вас несколько вариантов:

• Купите понравившуюся выкройку.

• Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

• Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

• Сшейте рубаху из наборов для пошива.

Женские рубахи в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали рубахи напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива женской рубахи

Если вы построили выкройку и шьете рубаху с нуля, выбирайте для нее такие ткани как хлопок, а также — креп-сатин, мягкий габардин, сатен, - синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива русской женской рубахи

Ткани с принтами произведены с помощью сублимационной печати, стирайте их в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.

Читайте также: