Кашмау как сшить

Обновлено: 28.03.2024

Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.

У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.

Женская одежда[ | ]

До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приёмами декоративно-художественного оформления[3].

Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шёлковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).

Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.

Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.

Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.

Летом и осенью в сёлах Башкортостана носили лапти (сабата)

По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя

был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был
бурек
— выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носили
кашмау
.

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.

« Характеристическое отличіе женскаго башкирскаго наряда составляетъ собственно головной уборъ, называемый кашбовъ (кашбау, кашмау, хушпу), порусски «набровникъ». Этотъ драгоцѣнный и тяжелый нарядъ — родъ чепчика; онъ весь нижется изъ корольковъ, а на макушке и по краямъ увешивается старыми серебряными копеечками, новенькими пятачками, гривенничками, иногда даже целковыми, а у богатыхъ людей и полуимперіалами. Но такъ-какъ я ужь сказалъ, уборъ этотъ тяжеловатъ, да и деньги дороги, то нѣкоторыя Башкирки заменяютъ тяжелыя золотыя и серебряныя монеты копіями съ нихъ, выбиваемыми изъ жести и латуни. Къ кашбову сзади привешивается длинная широкая лента, ниспадающая поверхъ платья до самыхъ ногъ щеголихи. Этотъ хвостъ «улунъ» затѣйливо вышивается бисеромъ и стеклярусомъ, моржаномъ, то есть корольками и змеиными головками, то есть раковинками. Въ pendant къ улуну, отъ кашбова же, ниспадаешь на грудь башкирской Женщины «сильтяръ» или «чильтяръ» рѣшотка, вынизанная изъ однихъ корольковъ и опушенная бахромкой изъ стекляруса и мелкихъ корольковъ; а подъ сильтяромъ, отъ шеи до пояса, и даже еще ниже, навѣшивается родъ нагрудника «сакалъ», порусски «борода», весь составленный изъ настоящихъ или фальшивыхъ монетъ, золотыхъ и серебряныхъ, чаще всего изъ старинныхъ копеечекь. Сверхъ сакала , надъ самымъ желудкомь, красовалась восьмиугольная серебряная дощечка, или бляха «гумбязь» — талисмань, въ таинственную силу котораго верятъ всѣ Башкирки. На этомъ талисмане было восемь рядовъ арабскихъ цифръ ; четвертый рядъ, самый широкій, состоялъ изъ десяти цифръ ; онъ съуживался понемногуи книзу и кверху ; въ первомъ ряду было семь цифръ, въ послЬднемъ только шесть. Цифры разставлены безъ всякаго порядва и, какъ водится, не имели никакого смысла. Подъ всемъ этимъ уборомъ, вообще называемымъ«кашбовъ», виднелся «тастаръ», или длинное, светлое, коленкоровое покрывало, надетое сверхъ головы и обхватывавшее собою, поверхъ кульмяка, спину, плечи и грудь башкирской женщины. Девушки по наружному виду отличаются оть женщинъ тѣмъ, что у нихъ голова открыта ; костюмъ ихъ тотъ же , что и у женщинъ, кроме кукряка; оне носятъ и сильтяръ и сакалъ, но собственно кашбова не надеваютъ. Голова у девушки расчесывается проборомъ на две косы, выкидываемыя сверхъ платья и украшаемыя разными побрякушками, змѣинными головками, моржанами и кисточками изъ шерсти или шолка, перевитыми бисеромъ и стеклярусомъ.»

— РАЗСКАЗЫ ПРОѢЗЖАГО Павла Небольсина. Павел Небольсин. С. ПЕТЕРБУРГ. 1854 г. стр. 276

Основные сведения о национальном костюме

Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.

Важно! У праздничных одеяний количество одежд было больше, чем у повседневных.

О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.

Многообразие нарядов

В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.
Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.

Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Особенности кроя

Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.
Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.

У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты. Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.

Интересно! Орнаменты, украшающие традиционные одеяния башкир, имеют символическое значение.

Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.

Мужская одежда[ | ]

Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.

Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).

Юный башкир. Фотография С. М. Прокудина-Горского.

Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.

Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых тёмная, у молодых — цветная (зелёная, красная, синяя), вышитая шерстью и шёлком, украшенная бисером, кораллами, позументом.

Военная форма урядника и штаб-офицера башкирских кантонов. 1838—1845 гг.

Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха. В степных районах республики зимой надевали малахаи

(кэлэпэрэ, kолаkсын) — уборы с высокой тульёй и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые
фески (фэс)
с кистью.

Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма.

Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками — ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в ней ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки, и портянки.

Особенности детского национального костюма

Детская одежда практически не отличалась от взрослой.

Нарядная и повседневная одежда девочек повторяла наряды мам. Малышкам нельзя было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой особую шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.

Для мальчишек одежда полностью копировалась с мужской. Как и родители, они облачались в рубашки со шнуровкой, штаны, в качестве ремня был богато украшенный пояс в традиционном стиле местности.

Литература[ | ]

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г.
    Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
  • Казбулатова Г. Х.
    Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
  • Костюм татар и башкир Урала//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
  • Руденко С. И.
    Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н.
    Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
  • Газета Выбор № 128—131 2020 г. Статья «на счастье к фее прикоснемся».

Обувь

Женской обувью были, украшенные кисточками. В не холодные времена надевали лапти (сабата), под них непременно нужно было надевать чулочные изделия. Производили чулочные изделия из различных материалов (шерсти, сукна). Отдельно в гардеробе имелись праздничные чулки расшитые узорами и наложениями.

Башкирский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Чулки носили и мужчины, но могли заменить их на портянки. В качестве обуви выступали сапоги итек и сарык. Ичиги были праздничным вариантом сапог, на них надевали галоши. Войдя в помещение галоши снимали, оставаясь в сапогах.

Башкирский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Красота свадебного наряда

К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.

Башкирский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.

Башкирский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.

Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.

Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.

Башкирский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.

Башкирский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.

В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.

Гулистан 2019




КАШМАУ запись закреплена
Гульназ Курамшина

Большое спасибо Гульсум Хусаиновой за отличные марафоны, которые позволяют многим мастерицам в дружной компании, подсказывая и давая советы друг другу, сшить различные башкирские украшения. Спасибо Гульсум, что привлекаешь интерес к простым на первый взгляд украшениям.
За пример взят УҠАИҘЕҮ из музея имени З.В. Хисматуллиной при республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипова.

Спасибо Ришату Абсалямову за очень быстрое исполнение заказа, за такую замечательную подвеску!

КАШМАУ запись закреплена

😍

Вот так фото!
Вот так нагрудник!

Ете кыз г. Ишимбай
КАШМАУ запись закреплена
ИЖАД выставочный зал, Уфа

Дорогие друзья! Приглашаем 21 мая в выставочный зал "Ижад" на всероссийскую акцию "Ночь музеев"! В программе творческая встреча с Рафидой Губайдуллиной и Ириной Хлёсткиной, экспоненами предстоящей выставки в ВЗ Ижад "Красота былых времён" ( с 24 мая по 19 июня, текстиль, кукла).

КАШМАУ запись закреплена
ИЖАД выставочный зал, Уфа

Представляем участников :
ЗУЛЬФИЯ КРАСНОВА - художник декоративно-прикладного искусства, этно-дизайнер, этнограф, руководитель творческого объединения "Тамга". Зульфия Рашидовна занимается изучением, изготовлением и популяризацией материальной культуры республики Башкортостан и в большей степени народной одежды, текстильных предметов и быта.
Сувенирная продукция и украшения, изготавливаемые Творческим объединением, вызывают неподдельный интерес и пользуется большим спросом.
В рамках акции "Ночь музеев" Зульфия Рашидовна расскажет о своём творческом становлении и покажет коллекцию одежды "Зухра".

КАШМАУ запись закреплена
ИЖАД выставочный зал, Уфа

Представляем участников :
дизайнеры АЛЬФИЯ и ГУЛЬФИЯ ХАММАТОВЫ (Min_zifa)
Показать полностью.

Сёстры Альфия и Гульфия Хамматовы занимаются дизайном женской и мужской одежды в этно-стиле, сотрудничают с творческими людьми Башкортостана: актерами, музыкантами, художниками. Активно участвуют в республиканских и во всероссийских мероприятиях: Фольклориада 2021, сабантуи, Всемирный курултай башкир и в других мероприятиях, где ярко представляют Одежду в этно стиле. Молодые дизайнеры участвовали на Всероссийском конкурсе "Модельер года" в рамках Недели Моды с участием Дома Моды Вячеслава Зайцева 2015, 2016 годов, а так же "Top Fashion 2015", межрегиональный конкурс «Этнодар», Status Fashion Day 2017- лауреат I степени, в IV Поволжском Фестивале молодых дизайнеров и художников модельеров с коллекцией мужской одежды "Северное дыхание" заняли 1 место.

Фото из книги французского путешественника Поля Лаббе «По дорогам России от Волги до Урала» 1905 г. Фото 1897 – 1899 гг.

Богатый материал о кашмау приводится в фундаментальном труде историка-этнографа С.И. Руденко «Башкиры». В нем дается подробное описание структуры данного головного убора.

По записям С.И. Руденко можно понять, что в начале XX века ҡашмау использовали не все башкиры, об этом он писал так: «В настоящее время кашмау носят в южной половине башкирского края, в частности минцы, табынцы, юрматынцы, инзер-катайцы, тамьян-тангаурцы, бурзяне и кипчаки. Два десятилетия тому назад его носили усергане, тамьянцы, кубеляк-телевцы, а несколько раньше кара-барын-табынцы, айлинцы, кудейцы и канлинцы».



Наряду с некоторыми другими видами старинного башкирского головного убора, который издревле носили башкирские женщины, кашмау в настоящее время можно увидеть в российских этнографических музеях.

Портрет в традиционном уборе. Башкиры (1908). Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Фото: Круковский М. А.

Женщины (две жены) в традиционных костюмах. Башкиры (1908). Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Фото: Круковский М. А.

Портрет замужней башкирки в традиционном уборе. Башкиры (1908). Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Фото: Круковскй М. А.

Кашмау состоит из двух частей: шапки и хвоста (в некоторых регионах его называют олон 'ствол'). Шапка имеет шлемовидную форму, сзади к ее нижней части пришивается узкая длинная полость, так называемый «хвост».Строение этого головного убора было подробно описано известным этнографом С.И. Руденко.

"Кашмау состоит из собственно кашмау. Шапка шьется из холста и покрывается красной материей, причем она закрывает только часть головы и затылок, темя же остается открытым. На макушке вокруг отвестия на материю нашиваются кораллы и ряда два мелких серебряных монет, от которых спускается бахрома из нитей кораллов с рядом серебряных монеток на конце; кораллы закрывают всю матерчатую часть кашмау.

К нижним концам бахромы прикрепляются сулпы, а посередине и по бокам на нее нашивают три, пять серебряных подвесок (суҡ) из листовидных пластинок, соединенных между собой колечками. Сзади кашмау, на затылке, кораллов не бывает, а на материю нашиваются крупные серебряные монеты или металлические узорчатые бляхи (ҡаш).

Куйрук чаще всего делается из шерстяной ткани домашней работы или из сукна, окрашенных в красный цвет мареной (ҡыҙыл буяҡ), всегда на подкладке, чаще всего холщевой. Иногда он шьется из холста, выкрашенного в красный цвет, а то и просто из красной базарной материи. Ширина куйрук небольшая (15 см.); по краям сверху до низу нашиты два непрерывных ряда ракушек, а вся средняя часть зашивается разноцветным бисером, расположенным в виде определенных геометрических фигур (квадатов, ромбов, треугольников) с раковинками между ними или внутри их. Заканчивается куйрук бахромой из разноцветных шерстяных ниток. Надевается кашмау непосредственно поверх волос и застегивается под подбородком при помощи особой пряжки (ҡаптырма)".



В настоящее время мастерицы для изготовления кашмау выбирают ткань, устойчивую для прикрепления бисера и монет. Ткань эту обматывают красным ситцем или шелком. И шапка, и хвост кашмау украшаются орнаментом. Поверх орнамента нашиваются бисер и монеты, также прикрепляют завязку под названием налобник. В области обоих висков подвешивают цепные сережки, длинные накосники. Основные особенности изготовления кашмау большей частью сохранились. Мастерицы стараются не нарушать, сохранять традиции шитья данного головного убора. Небольшие преобразования наблюдаются лишь в орнаменте.

К примеру, в некоторых случаях геометрические фигуры, упомянутые С.И. Руденко, заменяются другими. Ныне можно встретить кашмау и с закрытой макушкой. Существуют различные мнения ученых по вопросу предназначения отверстия в теменной части кашмау.

Отличительной особенностью нынешних кашмау является и то, что вместе с традиционными красными кораллами (бусинами) сейчас используют и белые жемчужины. Мастериц по изготовлению кашмау на сегодняшний день, к сожалению, немного. Изготовление кашмау – очень деликатная работа, которая требует большого умения и мастерства. Особенного внимания требует нанесение узоров.

Масштабный проект по созданию башкирского женского костюма, затеянный Гузелью Мустафиной, сотрудником Выставочного зала «Ижад» БГХМ имени М.В. Нестерова, и посвященный Году культурного наследия народов России, постепенно разворачивается и становится все более впечатляющим.

Кашмау с хвостом: мастер-класс по четвергам

Последний по времени мастер-класс по четвергам был посвящен изготовлению кашмау. Это головной убор замужних женщин, бытовавший в южных и юго-западных районах Башкортостана. Подобные шапочки встречаются в зарисовках академической экспедиции Палласа, в описаниях других этнографов, в музейных коллекциях. В последнее время в связи с обострившимся интересом к этническим мотивам яркая, нарядная кашмау оказалась востребованной на праздниках, фестивалях, фольклорных ярмарках. И в самом деле, она удивительно хороша: украшенная низками красных бусин и подвесками-сулпами, расшитая цветным бисером, раковинами-каури и монетами, сердоликами и бирюзой, обрамленными серебром.


Гульшат Минигалина, участница мероприятия, долгое время проработала на Государственном унитарном предприятии Башкирские художественные промыслы «Агидель» мастером по изготовлению элементов башкирского костюма, занималась вышивкой. Себе она уже сшила такую шапочку. Теперь, воспользовавшись прекрасной возможностью, задумала смастерить ее уже «на научной основе» и подарить дочери Зульфие. Благо с выходом на заслуженный отдых времени стало много.

Гузель достала выкройку, мелок, булавки, вооружилась линейкой и, глазом моргнуть не успели, нарезала детали, попутно объясняя тонкости пошива, длину хвоста-койрока (оказывается она может быть любой, не обязательно до колена, а сколько хватит материи), расположение прокладки внутри хвоста, крепление пряжки-каптырма под подбородком. Ключ к успеху - в правильном крое. Потому и нужна линейка, чтобы не промахнуться.

Вооружившись иглой с красной нитью в тон ткани, Гульшат сноровисто принялась закладывать вытачки вокруг каплевидного выреза на затылке. Гузель тем временем объяснила, что по правилам это отверстие закрывалось отлетной деталью, которая пристегивалась в четырех местах на пуговицы. Ведь кашмау выполняла еще и роль оберега, чтобы никто не мог тайком навредить женщине-матери. Звенящие монеты и шелестящие корольки призваны были отпугивать злых духов, красный цвет поддерживать жизненную силу, роскошные узоры обеспечивать цветущее здоровье ей и ее детям.


Гузель хорошо представляет себе, как и для чего это делается, что означает каждый элемент, какие орнаменты следует применять. Она изучала музейные образцы, консультировалась с историками, сама сделала выкройку более удобной. Теперь этим богатством могут воспользоваться все желающие.

Юката - это разновидность кимоно из хлопка. Обычно носят дома, за городом, в них ложатся спать. Как правило, юката делают из ткани с бело-синим или бело-серым рисунком, но молодые девушки носят порой яркие ткани. Рукава делают не очень длинные, при работе их подвязывают шнурком.

Покрой делается одинаковый и для мужчин, и для женщин. Предлагаемые размеры - для мужчины ростом около 170-180 см. Если ваши параметры сильно отличаются, то пересчитайте размеры под себя, хотя это и необязательно, просто худые люди будут поплотнее запахиваться, а полные - покрепче завязывать пояс ;)


Для того, чтобы сшить юката, вам понадобится около 3 метров ткани при ширине 150 см. Сначала хорошенько постирайте ее, чтобы не села в готовом виде. Разложите ткань на полу и мелком или кусочком мыла расчертите выкройку. Деталь 1 - рукава (40Х90 см) - 2 шт., деталь 2 - спинка (70Х150 см) - 1 шт., деталь 3 - перед (70Х150 см) - 1 шт., перед и спинка могут выкраиваться вместе, тогда на месте плечевого шва будет просто сгиб (как на рисунке), перед разрезается по середине до линии плеча, деталь 4 - обтачка горловины (10Х200 см), деталь 5 - пояс (10Х250 см), может состоять из нескольких кусков, деталь 6 - запaх переда (20Х110см) - 2 шт.

Длина пояса вычисляется так - обхват талии умножить на 3. Обтачка горловины выкраивается приблизительно, при шитье лишнее обрезается.

Существенно при раскрое то, что рукава и детали запaха переда выкраиваются именно по краям, тогда вы не будете подшивать рукава и полы косодэ, там будет кромка ткани. Припуски на шов оставляйте 1 - 1,5 см.

Для начала возьмите детали рукавов, найдите середину каждой детали, приложите к плечевому сгибу "лицом к лицу". Прострочите, не доходя около 10 см. до конца детали.

Затем сложите косодэ изнанкой наружу по плечевому сгибу и, сложив рукава вдвое, прострочите низ рукавов. Оставьте около 15 см для руки, внизу у вас получится "карман", в котором убодно носить разные мелкие вещи. Прострочите боковой шов. Все швы обработайте "зигзагом".

Потом к деталям переда притачайте запaх, ориентируясь по нижнему краю. Затем сложите юката вдоль, сложив перед вдвое и вырежьте горловину.

озьмите деталь обтачки горловины, сложите ее вдвое лицевой стороной наружу и заутюжьте подгибку с одного края внутрь.

Приложите обтачку лицевой стороной к лицевой стороне переда и прострочите, оставив по 15 мм с края (потом они подгибаются внутрь). Затем отогните обтачку на изнанку, подверните края и пришейте изнутри. Подшейте низ.

Детали пояса сложите вдвое лицом внутрь и прошейте, оставив одну короткую сторону открытой, выверните, зашейте, отутюжьте. Готово!

Читайте также: