Коврик ляпочиха как сшить

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Бережливые рукодельницы в восторге от особой техники лоскутного шитья – ляпочихи, дающей «вторую жизнь» старой одежде. Цветные лоскутки, размещённые на полотне по задумке рукодельницы, составляют яркие узоры. Стремитесь оформить квартиру в деревенском стиле, наполнить её уютом с помощью рукодельных предметов декора? Техника «Ляпочиха» придется здесь как нельзя кстати.

Как возникал техника ляпочиха

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

Происхождение термина

Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».

Распространение техники

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!

Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:

  • Цветные лоскутки трикотажных тканей.
  • Остатки пряжи и крашеную шерсть.
  • Разноцветные ленты, кружева.

Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веяние декоративного оформления городских картин.

Техника ляпочиха: декорирование из лоскутков

Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, джинсы и даже тканевые мешки!

Простой вариант

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.

Узоры в стиле «ляпочиха»

Создать узор или картину в стиле «ляпочихи» довольно кропотливая задача. Изначально на ткань наносится размётка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид у рукодельниц называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета.

Сегодня хочу познакомить вас с мастером Алевтиной Васильевной Шевалдиной из Костромы, которая впервые превратила обыденную технику изготовления ковриков и диванных подушек в технику создания картин. И вот какие необычные произведения искусства, привлекающие своим колоритом и мастерством, у нее получаются.

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» появилась в крестьянском быту, когда одежда изготавливалась из сотканной вручную ткани, и считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. В то время
в каждой семье пытались сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Вот так и приобрели популярность лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

"Не думала, не гадала, что хобби станет моей профессией", говорит Алевтина Васильевна. По образования она учитель русского языка. Пока сидела в декрете, увлеклась лоскутным шитьем. А больше двадцати лет назад при караваевском доме культуры организовала студию "Мастерство", где учит рукоделию костромичек.

"Мисс ляпочихой" Алевтину Шевалдину в шутку окрестили коллеги — мастерицы со всей страны. Костромичка восемь лет назад усовершенствовала старинную технику — шитья из кусочков ткани - ляпков. И стала делать матерчатые картины. Например, на "Маки" у Алевтины Васильевны ушло три месяца и несколько тысяч лоскутков. Каждый из них мастерица пришила к основе. Ещё одна техника, в которой работает костромичка - "синель". Так называется текстильный мех. Сделать из него жакет очень просто.

Работы Шевалдиной - постоянные участники выставок в Париже, Лондоне, Токио. Её декоративные панно - в частных коллекциях американцев и канадцев. Редкому рукоделию Алевтина Васильевна готова научить всех желающих. Говорит, не должно народное искусство, которое и на Западе ценится, пропасть и потеряться.

Сегодняшние рукодельницы создают вещи в стиле «ляпочиха» используя разные декоративные элементы: цветные лоскутки трикотажа, остатки пряжи, разноцветные ленты, кружева. А также сочетают разные виды лоскутного шитья и квилта.

Шафоростова Татьяна (Татьяна)

Это продолжение МК - в технике «ляпочиха». Слово «ляпочиха» происходит от старорусского слова «ляпа» — кусочек ткани. В этой технике шьют всё, ковры и коврики, сидушки и подушки, покрывала и сумки, пледы и жилеты и т.д. Сразу выкладываю два фото, относящиеся к предыдущему топику.

МК - техника

Если у вас есть возможность, то легко нарезать квадратики 4х4 см с помощью пэчворковского самовосстанавливающегося мата, линейки для пэчворка и роликового ножа. Можно делать настил из нескольких слоёв трикотажа.

МК - техника

Если у вас при шитье запали уголочки, не пытайтесь их как-то вытащить, не дёргайте за кончики. Есть простой способ. Нужно провести под наклоном тупым карандашом по основе снизу в верх между рядами пришива двух рядов, с конца ряда к началу. Двигаясь, наклонный карандаш вытолкнет все застрявшие кончики к верху.

МК - техника

Теперь вторая часть МК. Для лучшего понимания буду показывать и на бумаге. Сначала проводим параллельные линии с интервалом 1.5 см на бумаге( простой карандаш). На ткани, т.е. на основе прочерчиваем тоже самое мелом или цветным карандашом.

МК - техника

Самое простое показать принцип работы на геометрических фигурах. На бумаге произвольно рисуем треугольник ( синий цвет) и часть круга ( красный цвет).

МК - техника

Тоже самое на ткани мелом или цветным карандашом.

МК - техника

|
Первый ряд мы пришиваем фоновые уголки, моём случае они розового цвета. Второй ряд пришиваем фоновые уголки до пересечения с синей линией, т.е. вершиной треугольника. Пришиваем один синий уголок, а потом продолжаем фоновые уголки до конца ряда.

МК - техника

МК - техника

>
В третьем ряду
фоновые уголки до
линии пересечения,
далее синие уголки ,
столько штук, сколько
поместится до второй
синей точки, точку
считаем за уголок (У
меня две штуки), а
затем опять фоновые
уголки до конца ряда.

МК - техника

С каждым новым рядом розовых будет убавляться, а синих становиться больше.

МК - техника

Теперь мы подходим к кругу. Он у нас не совсем совпадает с параллельными линиями. Принцип такой. Если линия круга проходит выше половины, нашей разметки считаем, что она на линии.

МК - техника

МК - техника

В моём случае я прошиваю четыре уголка другого цвета. Красного у меня не было, поэтому часть круга будет коричневой. И так далее.

МК - техника

Вот что получилось.

МК - техника

Если будут вопросы,пишите, отвечу. Этот принцип работы сохраняется и для волнистых линий. Всё, что вы нарисуете на на основе можно будет изобразить уголками.

Шафоростова Татьяна (Татьяна)

Из трикотажных отходов от «ляпочихи» можно сшить интересный коврик., где используются абсолютно все отходы. Работа автора.




МК. Техника

А теперь сам МК. Сначала наносим мелом или цветным карандашом на основу параллельные линии с расстоянием 1-1.5 см.

МК. Техника

>
Затем группируем
отходы по принципу
сначала по длиннее и
по шире, затем
покороче и по уже, и
последний самый
маленький.

МК. Техника

>
И из низ делаем
стопочку тканей, но со
сдвигом в сторону.

МК. Техника

Затем начинаем пришивать обыкновенной прямой строчкой с самого нижнего прочерченного ряда, отступив 5 мм от верха стопочки.

МК. Техника

И так продолжаем до конца ряда.

МК. Техника

Первый ряд готов. Обрезаем нитку и возвращаемся назад, ко второму ряду.

МК. Техника

Прошит второй ряд.

МК. Техника

МК. Техника

Конец работы, больше отходов нет. Вернее чуть-чуть одной расцветки.


Как возникал техника ляпочиха

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

Происхождение термина

Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».

Распространение техники

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!

Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:

  • Цветные лоскутки трикотажных тканей.
  • Остатки пряжи и крашеную шерсть.
  • Разноцветные ленты, кружева.

Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веянье декоративного оформления городских картин.

Техника ляпочиха — декорирование из лоскутков

Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, джинсы и даже тканевые мешки!

обрезки для лоскутного шитья

Простой вариант

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.

Узоры в стиле «ляпочиха»

Создать узор или картину в стиле «ляпочихи» довольно кропотливая задача. Изначально на ткань наносится размётка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид у рукодельниц называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета.

Лоскутная феерия Ляпочиха

работа Алевтины Васильевны Шевалдиной

Сложный вариант

Самым изысканным и сложным является сочетание плетения/ткачества с «ляпочихой». Рукодельнице необходимо заранее заготовить лоскутки нужного цвета и размера. Во время плетения их фиксируют в определённых местах, вплетая в нити основы. Такой вариант позволяет создавать на домотканом изделии объёмные узоры. Фактура ткани становится неоднородной и очень нарядной.

Будущее техники «ляпочиха»

Освоить технику «ляпочиха» достаточно просто – было бы время, терпение да швейная машинка. Впрочем, сшить в этом стиле изделие небольшого размера можно и вручную. Понадобятся только лоскутки любой не осыпающейся ткани (лучше всего трикотажной), нитки и ткань под основу. Техника позволяет освободить женский гардероб от устаревшей одежды, а значит, будет актуальна во все времена!

Читайте также: