Кто сшил франкенштейна

Обновлено: 25.04.2024


Франкенштейн, или Современный Прометей — история ученого, который оживил мертвое только чтобы понять, что создал монстра, продолжает оставаться одной из самых прочно устоявшихся хоррор-историй. Здесь собраны основные факты о двухсотлетнем сказании, затрагивающем наши вечные страхи о том, что может пойти не так, когда человек возомнил себя богом.

1. История о Франкенштейне была написана подростком.

2. История вышла из соревнования на самую страшную повесть.

Чета Шелли посетила Швейцарию во время так называемого «года без лета». Извержение вулкана Тамбора в Индонезии вызвало несколько климатических аномалий и большое количество дождя. Запертые внутри имения из-за непогоды, собравшиеся читали страшные истории из книги «Фантасмагориана». Именно тогда Лорд Байрон и предложил соревнование на то, кто сможет написать лучшую историю ужасов: Байрон, Мэри, Перси или физик Джон Полидори.

В итоге, конечно, победила Мэри. Ни Байрон, ни Перси не закончили начатое, хотя Полидори написал «Вампира», который позже вдохновил Брэма Стокера на написание «Дракулы».

3. Мэри рассказывала, что идея пришла к ней во сне.

Во-первых, у Мэри был писательский блок, не позволявший ей выдать хорошую историю ужасов. Тогда она испытала сон наяву; как она говорила: «Я и не спала, но и не могла бы сказать, что осознанно мыслила». Во вступлении к изданию 1831 года она описала это видение так:

«Я увидела бледного адепта темного искусства, склонившегося рядом с собранным им самим созданием. Я увидела скрытый фантом человека, лежавшего неподвижно, и тогда, повинуясь работе какого-то мощного источника, показались признаки жизни. [. ] Он спал; но он проснулся; он открыл свои глаза; узрел, как ужасающее существо стоит у изголовья его кровати, открывая балдахин и глядя на него желтыми, водянистыми, но разумными глазами».

Мэри открыла глаза и поняла, что нашла свою историю. Она считала: «Что напугало меня — напугает и других». На следующий день она начала работу.

4. Шелли написала «Франкенштейна» в тени трагедии.

До начала работы над «Франкенштейном» Мэри родила дочку, Клару, которая умерла спустя 6 недель (по факту, только один из четырех детей Мэри дожил до совершеннолетия). Вскоре после смерти ребенка в дневнике появилось: «Мечтаю, чтобы моя малышка снова вернулась к жизни — чтобы она была лишь замерзшей и мы могли отогреть её у огня и она бы ожила — я просыпаюсь и не нахожу малышку — я думаю об этом весь день». Эти обстоятельства, как и самоубийство сводной сестры, должно быть, сильно повлияли на книгу.

5. Франкенштейн — это имя ученого, не монстра.

В романе, Виктор Франкенштейн — это ученый. Монстр остается неназванным и упоминается как «монстр», «создание», «демон» и «это». Но если вы сделали ошибку и назвали монстра Франкенштейном, то вы не одиноки. Все, начиная автором «Рифа» Эдитом Вартоном и заканчивая сценаристами фильма «Абботт и Костелло встречают Франкенштейна», ошиблись так же.

6. Роман делит имя с замком.

Замок Франкенштейн (Burg Frankenstein)

Мэри говорила, что придумала имя «Франкенштейн». Однако, Франкенштейн — это немецкая фамилия, означающая «Камень Франков». Еще дальше — историк Раду Флореску заявил, что чета Шелли посетила замок Франкенштейн во время путешествия вверх по реке Рейн. Тогда-то они, должно быть, и узнали о неуравновешенном алхимике Конраде Диппеле, который и жил в этом замке. Он пытался создать эликсир под названием «Масло Диппела», которое позволило бы людям жить более ста лет. Как и о Викторе Франкенштейне, о Диппеле ходили слухи, что он выкапывает могилы и ставит эксперименты над телами.

7. Многие считали Перси Шелли настоящим автором книги.

Изначально «Франкенштейн» был опубликован анонимно. История была посвящена Вильяму Гудвину, отцу Мэри, и Перси Шелли написал предисловие. Основываясь на этих связях, многие предположили, что Перси и был автором. Этот миф просуществовал даже после того, как «Франкенштейн» был перепечатан уже под авторством Мэри. По факту, некоторые люди и до сих пор доказывают, что Перси настоящий автор. Хоть он и редактировал роман и вдохновлял Мэри на расширение истории в полноценную книгу, именно его авторство не назовешь иначе как притянутым.

8. Изначально книга была разгромлена критиками.

Когда «Франкенштейн» вышел в 1818 году, многие критики разгромили книгу. «Какое же сплетение ужасного и отвратительного абсурда представляет из себя эта работа», писал Джон Крокер в Quarterly Review. Но готические романы были в моде, и в итоге «Франкенштейн» вскоре обрёл своих читателей. В 1823 году пьеса под названием «Презумпция; или "Судьба Франкенштейна"» закрепила популярность истории. В 1831 году была выпущена новая версия книги, уже под авторством Мэри.

9. «Франкенштейн» считается первой научно-фантастической историей.

Создавая свою готическую историю, Шелли писала первый крупный научно-фантастический роман и к тому же изобретала концепт «безумного ученого» и помогала заложить тот фундамент, который в дальнейшем станет жанром ужасов. Влияние книги в массовой культуре так велико, что термин «Франкенштейн» вошел обыденную речь как обозначение чего-то противоестественного и устрашающего

Мэри продолжила писать научную фантастику: короткую историю 1826 года «Роджер Додстворт: Оживленный англичанин», где рассказывается о человеке, замороженном во льду, и роман того же года выпуска «Последний человек» о выжившем в мире, что был уничтожен чумой.

10. Томас Эдисон адаптировал историю под фильм.

В 1910 году Томас Эдисон создал 15-минутный немой фильм под названием «Франкенштейн», являющийся одним из самых первых когда-либо созданных фильмом ужасов. Картина считалась утраченной, пока не была обнаружена в 1950 году. Ознакомиться можете по ссылке.

o-o.jpg

Автор: Джой Ланзендорфер (Joy Lanzendorfer)
Иллюстрация: Theornamentalist, Wikimedia Commons

Франкенштейн , история безумного ученого, который возвращает мертвеца к жизни только для того, чтобы понять, что он создал монстра, по-прежнему остается для нас одной из самых страшных историй. Вот несколько главных фактов о романе, который показал нам, что может пойти не так, когда люди решают поиграть в Бога.

2. Роман возник в результате состязания в написании страшных историй.
Чета Шелли гостила в Швейцарии в «год без лета». Извержение вулкана Тамбора в Индонезии вызвало серьезные климатические аномалии и большое количество дождей. Застряв в четырех стенах, группа друзей читала истории о призраках из книги «Fantasmagoriana» (сборник старинных германских легенд о привидениях – прим. перев.). Именно тогда лорд Байрон предложил затеять состязание, чтобы понять, кто из них сможет придумать лучшую историю о сверхъестественном: сам Байрон, Мэри, Перси или врач Джон Полидори. В итоге Мэри, конечно, выиграла это пари. Ни Байрон, ни Перси так и не закончили свои рассказы. Зато Полидори написал рассказ Вампир , который позднее вдохновил Брэма Стокера на создание Дракулы .

картинка Count_in_Law


Портрет Джона Полидори, F.G. Gainsford (Wikimedia Commons)

3. Мэри утверждала, что идея книги пришла к ней во сне.
Поначалу у Мэри был творческий кризис, и она никак не могла придумать хорошую идею для своего рассказа. Но потом она как-то начала мечтать наяву. «Я не заснула, но и не просто задумалась», – писала она об этом. В предисловии к изданию «Франкенштейна» 1831 года, она описала явившееся ей видение следующим образом:

«Я увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. … Он спит, но вдруг он просыпается; открывает глаза; эта ужасная штука стоит у его постели, отдернув полог, и смотрит на него желтыми, водянистыми, но разумными глазами».

Мэри открыла глаза и поняла, что нашла идею для истории. «То, что напугало меня, напугает и других», – подумала она и на следующий день приступила к работе.

4. Мэри писала «Франкенштейна» под сенью трагедии.
Незадолго до начала работы над «Франкенштейном» Мэри родила дочь Клару, которая умерла спустя шесть недель. (На самом деле, только один из четырех детей Мэри дожил до зрелого возраста). После смерти ребенка она написала в своем дневнике: «Мечтаю, чтобы моя малышка вернулась к жизни – что она просто замерзла, а мы отогрели её у огня, и она ожила. Просыпаюсь и не нахожу рядом своего ребенка – и думаю о своей маленькой мечте весь день». Должно быть, это обстоятельство, а также самоубийство её сводной сестры, повлияли на роман.

картинка Count_in_Law


Портрет Мэри Шелли, Richard Rothwell (Wikimedia Commons)

5. Франкенштейн – это имя ученого, а не чудовища.
В книге Шелли Виктор Франкенштейн – это ученый. Чудовище остается безымянным и называется только «монстром», «существом», «демоном» и «оно». Но если вы ошиблись, назвав чудовище Франкенштейном, знайте – вы не одиноки. Так поступали все, начиная с автора Рифа Эдит Уортон и заканчивая сценаристами фильма «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна».

6. Роман носит то же имя, что и замок.
Мэри утверждала, что сама придумала имя «Франкенштейн». Однако Франкенштейн – это немецкая фамилия, которая переводится как «камень франков». Более того, историк Раду Флореску заявил, что Шелли посещали замок Франкенштейн во время путешествия вверх по реке Рейн. Находясь там, они, должно быть, узнали о неуравновешенном алхимике по имени Конрад Диппель, жившем в этом замке. Он пытался создать эликсир под названием «Масло Диппеля», который позволил бы людям жить дольше ста лет. Как и Виктор Франкенштейн, Диппель, по слухам, раскапывал могилы и проводил эксперименты с мертвыми телами.

картинка Count_in_Law


Замок Франкенштейн, фото: Pascal Rehfeldt (Wikimedia Commons)

7. Многие думали, что книгу написал Перси Шелли.
Первая публикация «Франкенштейна» была анонимной. Роман посвящался Уильяму Годвину, отцу Мэри, а Перси Шелли написал к нему предисловие. По этим причинам многие предполагали, что автором книги был Шелли. Этот миф продолжал существовать даже после того, как «Франкенштейн» был переиздан под именем Мэри. На самом деле, некоторые люди до сих пор пытаются доказать, что настоящим автором был Перси. Хотя он редактировал книгу и поощрял Мэри превратить историю в роман, признание за ним авторства является большой натяжкой.

8. Книгу поначалу сильно ругали критики.
После выхода «Франкенштейна» в 1818 году многие критики отзывались о нем самым пренебрежительным образом. «Какая же ужасная и отвратительная нелепость», – написал Джон Крокер в «Quarterly Review». Однако готические романы тогда были в моде, и «Франкенштейн» вскоре обрел своих читателей. Популярность истории укрепилась после выхода в 1823 году пьесы под названием «Самонадеянность, или Судьба Франкенштейна». В 1831 году была опубликована новая версия книги, на этот раз под именем Мэри.

9. «Франкенштейн» считается первым научно-фантастическим романом.
Сочиняя готическую историю, Шелли написала первый крупный научно-фантастический роман, а также положила начало концепции «безумного ученого» и помогла очертить рамки того, что впоследствии станет литературой ужасов. Влияние книги в популярной культуре настолько велико, что слово «Франкенштейн» вошло в обиход в обычной речи и теперь используется для обозначения чего-то сверхъестественного и ужасного. Мэри и позже продолжала сочинять научную фантастику. В частности, в 1826 году она написала рассказ Роджер Додсворт: воскресший англичанин (1826) о человеке, который был заморожен во льду, и роман Последний человек о выжившем в уничтоженном чумой мире.

10. Томас Эдисон превратил историю в фильм.
В 1910 году Томас Эдисон создал 15-минутный фильм «Франкенштейн» – один из первых когда-либо существовавших фильмов ужасов. Пленка считалась утраченной, пока её не восстановили в 1950-х годах. Вы можете посмотреть этот фильм по ссылке (YouTube).

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ МОНСТРА ФРАНКЕНШТЕЙНА

Его вой темными ночами, его чудовищное телосложение, его варварство. История Франкенштейна начинается с истории первого в мире научно-фантастического романа. Он написан женщиной в начале XIX века, которую зовут Мэри Шелли. Хрупкая англичанка, она, тем не менее, в 1818 году произвела на свет самое вызывающее отвращение существо, которое когда-либо описывалось в книгах: чудовище Франкенштейна.

Монстр без имени
Вот как безумный ученый Виктор Франкенштейн описывает существо, которое он создал из человеческих трупов, найденных на близлежащих кладбищах. «Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта».

У описанного таким образом монстра так и не появится имени на протяжении всего романа. Как только эта нежить проснулась, ее изобретатель сразу же пожалел о своем опыте между наукой и колдовством. Он предпочитает сбежать как можно дальше. Отец боится своего сына, своего «отвратительного отпрыска».

Различные театральные и кинематографические адаптации сделали из чудовища Франкенштейна едва ли человеческое существо, очень часто остававшееся неспособным испытывать ни малейших эмоций. Надо сказать, что обстоятельства написания этой книги, в те времена в своем роде уникальной, укладываются в очень темный контекст.

Рожденный в плохое лето и из-за кошмаров
В 1816 году Мэри Уолстонкрафт Годвин, таково настоящее имя писательницы, покидает Лондон вместе со своей сводной сестрой Клэр. И со своим возлюбленным Перси Шелли. Направление: Швейцария. В начале лета они присоединяются к своему другу, который навсегда останется в мировой литературе – поэту лорду Байрону. Погода пасмурная, и небольшая группа друзей редко пользуется случаем полюбоваться окружающей природой.

Но у этих двадцатилетних молодых писателей творческий ум. Не позволяя себе унывать, они проводят свободное время в менее академической деятельности. Читают, конечно, но довольно необычные, даже наводящие ужас книги. В частности, они увлечены «Фантасмагорией», сборником немецких рассказов о приведениях, оборотнях, призраках…

Однажды лорд Байрон, чей разум, вероятно, стимулируется опиумом, к которому он весьма пристрастился, подначивает своих друзей, чтобы они написали историю о привидениях. Мэри Шелли хватается за эту идею и начинает сочинять то, что и станет «Франкенштейном, или Современным Прометеем».

История появления
Ученому Виктору Франкенштейну удается оживить человеческий труп, соединенный из кусков мертвой плоти. В ужасе от монстра, которого он только что создал, Виктор предпочитает бросить его. Существо, оставшееся само по себе, быстро понимает, что ему будет невозможно вести нормальное существование.

Мэри Шелли, которой едва исполнилось 18 лет, своей книгой вдохновляет научный мир того времени. А наука как раз переживает бурный рост. В эпоху Просвещения идея о том, что Бог является единственным творцом, подвергается сомнению. И этот тезис собирает все больше и больше последователей. Родители Мэри относятся к числу тех вольнодумцев, отстаивающих новые концепции.

Мэри особенно увлечена открытием электрохимии, созданием Вольтового столба, а также, что еще более необычно, животным гальванизмом. Ученый Гальвани обнаружил, что лапка мертвой лягушки сокращается при контакте с электричеством. Мэри Шелли не требуется большего, чтобы воплотить этот опыт в реконструированном человеческом трупе.

Революционное создание?
Но это создание, созданное руками человека, превращается в грозного убийцу. Оно убивает брата, лучшего друга и невесту доктора Франкенштейна. Сын хочет заставить отца заплатить за ужасное существование, которое он вынужден вести из-за него. Создание становится своеобразным символом восстания.

Таким образом, это создание Франкенштейна сравнивается с санкюлотами, свергнувшими монархию, с ирландцами, которые отказываются от английского господства, с рабами, воюющими против колонистов. Для реакционеров эти революционеры подобны чудовищу из романа Мэри Шелли: они должны быть уничтожены.


Один вопрос остается без ответа на протяжении 200 лет: кто более отвратителен: творец или сотворенное им существо? Во время написания романа Мари Шелли в свои 18 лет также критикует человеческую природу. Поэтому мы не должны забывать точное название романа: «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Мэри Шелли получила прекрасное образование и не может не упомянуть Прометея. Это упоминание связано с греческим мифом, с титаном, прикованным к горе на Кавказе, который передал людям священный огонь. Или с латинским мифом: Титан вылепляет человека из глины. В любом случае Мэри Шелли демонстрирует безрассудный риск, на который идет Виктор Франкенштейн, чтобы удовлетворить свое неудержимое желание овладеть силой творения.

Франкенштейн, урок доброжелательности
Итак, он совершит первую ошибку, родив уродливого монстра, непригодного для жизни среди людей, которые сами часто бывают злыми и жестокими. Ученый совершит вторую ошибку, не взяв на себя ответственность за свои действия и отказавшись от своего создания, оставив его выживать в одиночестве во враждебном мире.

И все же чудовище доктора Франкенштейна смогло бы познать счастье. Сын сумасшедшего ученого, каким бы отвратительным он ни был, просит только одного: любить и быть любимым. Он пытается попросить отца сделать ему жену, которая его полюбит. Но ученый скрывается и предпочитает разрушить эту последнюю надежду.

Но монстр, каким бы уродливым он ни был, взрослея, обладает, тем не менее, добротой и сердцем младенца. На протяжении всей книги он доказывает величие своей души. Он спасает женщину от утопления, он дружит со слепым. Но его внешний вид по-прежнему провоцирует, чтобы его преследовали. Жан-Жак Руссо, столь дорогой для Мэри Шелли, не ошибся, когда написал: «Человек от природы хорош. Его развращает общество».


Заставить доктора Франкенштейна сделать ему невесту (выполнено, вроде), отомстить своему создателю (выполнено).

Преступления

Тип злодея

Чудовище Франкенштейна (Создание Франкенштейна, монстр Франкенштейна) — главный антагонист и одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.

Происхождение персонажа

В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас.

Способ создания существа в романе не детализирован и довольно расплывчат, сам Франкенштейн уклоняется от любых пояснений во избежание повторения эксперимента. Упоминаются лишь некие химические приборы, неназванные материалы, а сам процесс описывается как вызывающий отвращение.

Суть процесса состояла в оживлении безжизненной/мёртвой материи, но Франкенштейн также мечтал, что дальнейшее развитие его открытия приведёт к возможности «давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение». Возможно, эта мечта Франкенштейна, в романе не получившая никакого развития, и привела к дальнейшему использованию идеи об оживлении мёртвых тел в последующих произведениях, использовавших образы чудовища Франкенштейна. Поверхностно описанный в романе процесс создания «подруги» существа на уединённом острове, «население которого состояло из 5 человек» и куда невозможно было в одиночку доставить больших грузов, позволяет предположить, что монстр создавался из большей частью искусственных материалов.

Чудовище Франкенштейна в культуре

Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссёра Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актером Борисом Карлоффом (На фото). Однако этот образ имеет сильные отличия от чудовища из романа. В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, идея с молнией — тоже выдумка кинематографа. В книге вообще не упоминается, каким способом было собрано и оживлено создание Франкенштейна. Мэри Шелли тщательным образом обходит любые научные подробности создания чудовища под предлогом того, что Франкенштейн не вправе выдать эту тайну, дабы никто не смог повторить его ошибку. Исследователи творчества Шелли считают, что причиной этого была некомпетентность писательницы в научных и медицинских вопросах, однако исходя из упоминаемых в романе трудов известных ученых-алхимиков Корнелия Агриппы, Альберта Великого и Парацельса, которые с особым усердием и страстью изучал Франкенштейн, можно сделать вывод, что Шелли подразумевала не столько научный способ создания монстра, сколько алхимический (Парацельс считается автором наиболее известного «рецепта» получения гомункула), что в определенном смысле связывает образ Чудовища с другим легендарным искусственным созданием — Големом. И самое явное различие между чудовищем из романа и чудовищем из фильма — в их мыслительных способностях. «Демон» Мэри Шелли как минимум не уступал в сообразительности обычному человеку: он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными. Более того, он сам собирается покарать себя, чтобы избавить мир. Чудовище же из фильма имеет интеллект пятилетнего ребёнка, разговаривает только простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг», где Чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает персонажа книги.

В фильме «Виктор Франкенштейн» персонаж Чудовища предстаёт в новой форме: внешне напоминая вариант из фильмов с Борисом Карлоффом, этот монстр лишён сознания и совершает яростные убийства чисто инстинктивно, не осознавая происходящего, и поэтому быстро погибает. В фильме подробно рассказывается, как Франкенштейн и Игорь собирали Чудовище, почему он такого огромного роста и что стало для Виктора причиной его создать.

В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, когда «Франкенштейном» ошибочно называют не создателя, а создание.

Без названия.jpg

Сегодня каждый ребенок знает, что Франкенштейн — это чудовище, собранное из различных частей тел людей и оживленное создателем при помощи молний и электричества. Это один из наиболее популярных образов, который часто упоминается в кинематографе: с 1909 года по 2007 год было снято 63 фильма про него.

Но сведущие люди то знают, что Франкенштейн - это не чудовище, а мало кто знает, что автором истории об ожившем монстре стала хрупкая утонченная 19-летняя девушка Мэри Шелли (Mary Shelley). Ее произведение было написано на спор и положило начало новому литературному жанру – готический роман. В голову героя писательница «вложила» свои мысли и переживания, возникшие вследствие ее непростых жизненных перипетий.

Давайте узнаем обо всем этом подробнее .

Британская писательница Мэри Шелли (Mary Shelley)

Будущая создательница истории о страшном монстре родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать умерла спустя 11 дней после появления на свет Мэри, поэтому воспитанием девочки по сути занималась старшая сестра Фанни. Когда Мэри исполнилось 16 лет, она познакомилась с поэтом Перси Шелли (Percy Bysshe Shelley). Несмотря на то, что Перси был женат, он влюбился в юную девушку и уговорил ее сбежать из отчего дома во Францию. Вскоре деньги закончились, и влюбленным пришлось вернуться домой. Отец Мэри был возмущен поступком дочери.

Перси Шелли - британский поэт

Усложнило дело то, что Мэри была беременна. Перси Шелли, в свою очередь, разводиться не собирался, отчего 17-летняя девушка стала объектом язвительных нападок со стороны общества. Из-за переживаний у нее случился выкидыш. Поначалу Мэри и Перси жили в любви и согласии, но девушку очень обижали «либеральные» взгляды гражданского мужа, а именно его любовные похождения.

Лорд Джордж Байрон - английский поэт.

В 1817 году законная жена поэта утонула в пруду. После этого Перси и Мэри официально поженились. Дети, которых рожала Мэри, умирали один за другим, приводя женщину в отчаяние. Выжил только один сын. Разочарование в семейной жизни породили в Мэри Шелли такие чувства, как одиночество и отчаяние. То же самое потом будет испытывать ее герой-монстр, отчаянно нуждающийся в понимании окружающих.

Мэри Шелли - английская писательница.

Перси Шелли водил дружбу с более известным поэтом Джорджем Байроном. Однажды Мэри Шелли, ее муж и лорд Байрон, собравшись вокруг камина дождливым вечером, разговаривали на литературные темы. В конце концов они поспорили, кто напишет лучшую историю о чем-то сверхъестественном. С этого момента Мэри начала создавать историю о монстре, ставшую первым в мире готическим романом.

на самом деле Франкенштейн Виктор – это любознательный ученый, чье любопытство сыграло с ним злую шутку. Его историю описала в романе «Франкенштейн или Современный Прометей» Мэри Шелли.

Молодой студент Виктор Франкенштейн решает попытаться победить старуху-смерть и оживить мертвое тело. Он тайно собирает куски невостребованных тел и даже старается подобрать красивые черты лица. В оригинале чудовище не было небрежно сшито нитками из разноцветных кусков: создатель бережно подбирал части, стараясь, чтобы куски кожи не отличались по цвету.

Кадр из к/ф «Франкенштейн», 1931 год

Способ оживления (попадание молнии и огромный заряд электричества, которые запустили сердце) тоже неверны: Мэри Шелли избегала любых упоминаний о способе оживления. Исследователи романа полагают, что тут дело не в незнание автора особенностей процесса, а в самом тексте: ученый внимательнейшим образом изучал труды известных алхимиков: Альберта Великого, Корнелия Агриппы и Парацельса. Видимо, девушка подразумевала, что созданию монстра поспособствовало не банальное электричество, а некие алхимические процессы.

И наконец, оживший монстр в оригинале не был тупым и покорным исполнителем приказов хозяина. Он обладал познающим разумом, который учился и очень быстро разбирался в окружающем мире, понимая, что люди не станут терпеть возле себя собранного из кусочков мертвеца. Даже сам Виктор признавался, что не мог смотреть на творение рук своих, но убить его не мог. Поэтому он сбежал, не соизволив даже не дать имя своему творению. Но созданное им существо не смирилось с таким положением вещей: оно бросается в погоню за студентом, возлагая на него ответственность за свое существование.

Существует мнение, что прототипом для безумного создателя послужил немецкий ученый и алхимик Иоганн Конрад Диппель, чей родовой замок назывался Франкенштейн. Он утверждал, что создал из крови и костей животных, особое масло – эликсир бессмертия. Также среди его трудов были обнаружены заметки о кипячении частей человека для создания искусственного существа (гомункула) и о попытках перенести душу из одного тела в другое.Иногда Иоганн Конрад прибавлял к своей фамилии Франкенштейнский, что и дало повод заподозрить Мэри в использовании его образа.

Говорят, что "Франкенштейн" -- одна из первых в европейской литературе научно-фантастических повестей. Это, мягко говоря, неправда, так как научная фантастика предполагает хотя бы минимальное внимание к технической стороне дела. У Мэри Шелли нет даже намека на то, как герой додумался до главной тайны науки -- превращения неживой материи в живую. Повесть о Франкенштейне воспринимается как аллегория ответственности ученого за свои разработки. В ХХ веке научная деятельность была поставлена на службу военных, так что этот аспект повести приобрел особую актуальность.

Самое сильное потрясение от чтения этой книги заключается в том, что ученый Виктор Франкенштейн что-то не просчитал и монстр у него получился злобный, кровожадный -- машина для убийства. Вся история -- это вариация на тему неиспорченной природы и коварного общества. Пока монстр находится вдали от людей, он спокойно делает бескорыстные добрые дела. Как только он пытается войти в контакт, люди отвергают его, и его душа постепенно ожесточается. Несмотря на явные литературные просчеты, повесть стала неотъемлемой частью европейского культурного наследия и вот уже почти 200 лет владеет умами. Интересно, почему? Прежде всего потому, что тема "Франкенштейн и общество" допускает огромное множество трактовок и толкований. Культовость любого произведения (в том числе Библии, например) базируется в первую очередь именно на возможности разных толкований.

Что же стало с действующими лицами этого спора?

По легенде, именно Байрон подал Мэри идею написать "Франкенштейна": "Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть". Потом Байрон скажет о повести Мэри: "Считаю, что это удивительное произведение для девочки девятнадцати лет".

Но написанному, как известно, суждено сбываться. 8 июля 1822 года яхта, на которой Шелли плыл из Ливорно, была застигнута невиданной силы ураганом. Только через десять дней тело поэта выбросили волны на берег. В присутствии Байрона оно было сожжено на костре. Урну с прахом захоронили на протестантском кладбище в Риме. На надгробной плите высечена надпись: "Перси Биш Шелли -- сердце сердец". На следующий год, 23 июля, Байрон снарядил судно, на котором отправился воевать за свободу Греции. В этой стране, где впервые на земле родилась демократия, 35-летнего гения скосила болотная лихорадка.

Одна Мэри пережила всех. Ей мы обязаны тем, что увидели свет неопубликованные произведения Шелли. Она и сама написала несколько книг. Но воистину недосягаемым шедевром остался только "Франкенштейн".

Читайте также: