Кто сшил шинель акакию акакиевичу

Обновлено: 18.04.2024

Акакий Акакиевич Башмачкин - очень одинокий человек. Это становится понятно с самых первых строк повести, когда мы узнаем при каких обстоятельствах он родился и почему так назван.

Акакий Акакиевич - бедный человек и потому бережливый. Шинель для него - это мечта, цель, которую он достигал через некоторые лишения и ограничения.

В его тусклой и ничем не примечательной жизни шинель становится тем ориентиром и радостью, которая хоть как-то поддерживает в нем жизнь.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» - подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Гоголь Николай Васильевич

В произведении Гоголя «Шинель», написанной в 1842 году, затронута серьезная, глубокая тема, актуальная и в наши дни. Просматривая читательский дневник по повести «Шинель», вы сможете четко отследить ее основные моменты и смыслы.

События, описанные в «Шинели», происходят в Петербурге, в середине 19 века.

Башмачкин – робкий, незаметный чиновник 50-ти лет, ведущий одинокую жизнь.

Петрович – портной, неравнодушный к выпивке, который пошил Башмачкину шинель.

Чиновники – сослуживцы Башмачкина, многие из которых насмехаются над ним.

Значительное лицо – человек, занимающий высокую должность, властный, жесткий, грубо обошедшийся с Башмачкиным, отказавшийся помочь ему.

Мелкий чиновник Башмачкин, ничем не примечательный человек, имел неприглядную внешность, однообразную работу и сослуживцев, которые постоянно унижали его. В жизни Башмачкина произошла счастливая перемена – у него появилась новая, красивая и добротная шинель. Вскоре на Башмачкина напали грабители, сняв с него шинель. Потеряв единственную ценность он не получил помощи от властей. И главный герой умер, не вынеся такого сильного стресса.

Уважения достоин каждый человек, независимо от социального положения, интересов, особенностей своего характера. И каждый человек стремиться, чтобы его уважали.

Подобного отношения нет в той общественной среде, которая описана в «Шинели». Башмачкина унижают и подавляют своим отношением его же коллеги. На него обрушивается и гнев со стороны значимого лица только потому, что главный герой осмелился прийти к нему с просьбой. Наболевший вопрос, с которым пришел Акакий Акакиевич к значимому лицу, для него – настоящая трагедия, а для генерала – ничтожная и неинтересная проблемка, недостойная внимания властей.

Опорой для человека и для общества могут стать лишь отношения, построенные на взаимопонимании и доброжелательном отношении друг к другу. Обществу важно выйти на новый уровень отношений.

События, произошедшие в XIX века, понятны и сегодня. Описывая обыкновенную жизни мелкого чиновника, Гоголь проявляет серьезный общечеловеческий конфликт. Он показал слабость и ущербность людей, как сложно понимать и уважать другого человека, относиться к нему с интересом.

Если человека забить, затравить, то и получится человек наполовину, который не может постоять, защитить себя и выразить свои лучшие стороны. Насмешками, негативным отношением люди обкрадывают не только другого человека, но и самих себя. Они не испытывают радости от контакта со своим коллегой, он только все больше раздражает их.

И все может кончиться достаточно плачевно, как и получилось в истории с Башмачкиным. Интересы Акакия Акакиевича не разделяли, а, когда, для него произошла настоящая трагедия, то никто не обратил на это внимания, и никто не помог ему. И человек умер, не видя для себя никакого выхода. Он не смог пережить холодность и безразличие людей к себе. И возникает вопрос: неужели же эти бездушные люди стоят того, что умирает человек, глядя на их отношение к нему?

Лично для меня это история еще и о том, что живет человек, терпит унижения, насмешки и считает это нормой жизни. Башмачкин долгое время ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Мне это кажется странным.

Но вот в его жизни появляется цель – сшить шинель. Он действует, и шинель выходит удобной и красивой. Жаль, что после кражи, Башмачкин отчаивается – ведь у него уже многое получилось. Пусть этот фундамент еще только закладывается. Я считаю важным для себя выводом, что в таких ситуациях нужно действовать дальше - снова шить новую шинель. Тогда все получится, и изменится жизнь.

Важнейший символ – шинель, как возможность лучшей, теплой, красивой жизни. Именно этот образ вначале раскрывает личность Башмачкина, а затем становится причиной трагедии.

Образы персонажей повести создают как единение, так и противопоставляются друг другу. У Башмачкина и Петровича единая цель – сшить хорошую добротную вещь. Они совпадают в этом желании, подходят к вопросу с душой, и им все удается.

Значимое лицо, отвергающее его просьбу, и чиновники, унижающие Акакия Акакиевича противопоставлены главному герою. Все они препятствуют счастливой гармоничной жизни героя, раскрытию его внутреннего потенциала. Однако, и среди чиновников есть человек, который молчаливо разделяет боль главного героя. Стремления Башмачкина к лучшей жизни проявляются – они видны в приобретении шинели.

Капот – разновидность халата свободного кроя, предназначенного для женщин.

Чубук – продолговатая часть курительной трубки, через который проходит дым.

Козлы – сиденье, расположенное впереди повозки, экипажа, на которой сидит кучер.

Онучи – полоска ткани, которой обматывают ноги под лапти и сапоги, заменяющая чулок.

Фаворит – человек, отмеченный расположением влиятельного лица.

« …Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник… »

« Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения ».

« Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью ».

« …как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным… »

« Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель ».

« И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было ».

« …ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать всё, что он ни думает… »

Гоголь Николай Васильевич

Повесть «Шинель» была издана Гоголем в 1842 году. Она печатается в третьем томе собрания сочинений.

Художественное произведение, повесть. Первая версия походила на юмористический рассказ, но итоговый вариант стал больше похож на философское произведение.

Бессилие «маленького человека» в мире людей, агрессивных либо безразличных к человеческой слабости. После смерти дух главного героя наказывает обидчиков, символически побеждая в этой неравной борьбе.

Акакий Акакиевич — главный герой повести, тихий и скромный человек, живущий на низкое жалование, выполняющий однообразную работу. Его сослуживцы постоянно унижают его, смеются над ним. Все, что Акакий Акакиевич умеет сказать в ответ – это жалобно попросить, чтобы его не трогали. Воображение рисует Акакия Акакиевича маленьким, съеженным, зажатым человеком, который стремится как-то себя спасти, буквально «свернуться в клубок», чтобы защитить себя от злого и бессердечного мира.

Григорий Петрович — портной, выпивоха, который умеет шить и чинить одежду. Этот персонаж вызывает симпатию именно своим хорошим отношением к главному герою на контрасте со всеми остальными. Ощущая его отношение, понимаешь, что Акакий Акакиевич совсем уж не так плох и неинтересен, ведь и к нему испытывают теплые чувства. Именно он сошьет Башмачкину отличную шинель, которая, к сожалению, принесет своему владельцу только одни страдания, приблизив печальный финал.

Чиновники — сослуживцы, которые подшучивают над Башмачкиным, придумывая разные способы сделать человеку больно. Все они безлики, выделен только один молодой человек, который в мыслях сочувствует Акакию Акакиевичу.

Значительное лицо — это должностное лицо. Гоголь выводит данный персонаж обезличенным. Читатель не знает ни его имени, ни фамилии.
«Значительное лицо», будучи «при исполнении», теряет все человеческое.
В такие минуты «оно», распираемое своей значительностью, считает себя не вправе даже весело пошутить, посмеяться со знакомыми, а лишь «соответствовать должности» и напускать страху на подчиненных.

Мать Акакия Акакиевича. В матери Башмачкина чувствуется женщина, у которой вырастит слабый и беззащитный сын. Это видно по одному важному эпизоду - выбор имени для ребенка. Женщина, зависимая от других людей либо от списка имен по дате рождения, неспособна творчески подойти к решению вопроса.

Появление Акакия Акакиевича на свет

Акакий Акакиевич – главный герой повести, невзрачный, забитый человек, жизнь которого кажется пустой, убогой, бессмысленной. Это чувство возникает с самого его рождения, когда мать, родившая младенца, подбирает ему имя. Она принимает решение назвать Акакий только потому, что не может придумать для него имени. С этого самого момента Башмачкину уже не везет. В перечне имен для младенца по дате его рождения - самые неприглядные имена. Мать, в замешательстве, оставляет имя ребенка таким же, как и имя его отца. Так и появляется на свет Акакий Акакиевич - человек, который всего боится, не умеет постоять за себя.

Безликая жизнь и посредственная работа

Башмачкин жил скромно, его съемная квартира была мала. Он не имел ни жены, ни детей, хотя уже был не молод. Жил он спокойно, в одиночестве.

Он – мелкий чиновник, занимающий самую посредственную должность. Акакий Акакиевич получает нищенскую зарплату, поскольку выполняет работу, которая любому здравомыслящему человеку, покажется бессмысленной, неинтересной, рутинной. Он переписывал тексты.

Работу свою Башмачкин любил, переписывал бумаги с большим старанием и самоотдачей. Он берет работу на дом, может переписывать тексты, оставляя экземпляр для себя, для собственного удовольствия. Погружаясь в мир текстов и букв, он чувствует истинное наслаждение процессом. Он был настолько сосредоточен на работе, что лишь «лошадь, положившая свою морду ему на плечо, могла вернуть его в реальность петербургской улицы с середины какой-то строчки» .

Насмешки сослуживцев

Отношение на работе у него сложные, можно сказать, невыносимые. Он не может постоять за себя, дать отпор обидчикам и поэтому становится центром насмешек и оскорблений со стороны сослуживцев.

Начальство относилось к нему холодно, а охрана смотрела свысока. Человеческая жестокость здесь проявляется в своем отвратительном многообразии. Ему, например, сыплют бумажки на голову, толкают под локоть. «Оставьте…, зачем вы меня обижаете?» Только эти слова и твердит несчастная жертва, пытаясь защитить себя.

Из описания отношений с сослуживцами видно, что никто не защищает униженного Акакия Акакиевича. Они превращают не предмет, а человека в своеобразную «грушу для битья». Лишь один молодой человек внутренне возмущен происходящим.

«Истлевшая» шинель и поход к портному

Акакий Акакиевич не обращает внимания на свой внешний вид. Он носит вылинявший мундир и старую, протертую шинель. Однажды Башмачников обнаруживает, что его шинель порядком износилась, поскольку он стал в мороз мерзнуть на улице. Видя, что его шинель протерлась до дыр, Акакий Акакиевич вспоминает о портном, Григории Петровиче. Портной умел делать 2 вещи: хорошенько выпить и «удачно чинить чиновничьи панталоны и фраки». .

Петрович – это старый знакомый Акакия Акакиевича. Бывший крепостной крестьянин, он – единственный, кто тепло относится к Акакию Акакиевичу. Портной не видит возможности починить дряхлую шинель. Есть только один выход – купить новую.

Появление цели – купить шинель

На новую шинель нужно выделить 150 рублей – заоблачная цена для мелкого служащего. Цифра затрат стараниями Акакия Акакиевича уменьшается до 80 рублей. По сему поводу он выстраивает целую систему, которая поможет ему собрать деньги. Предполагается экономия во всем. Теперь придется исключить даже привычные маленькие радости, которых в жизни Башмачкина было и без того совсем мало. Он отказывает себе в самом необходимом. Так, например, чтобы не сносить белье, он редко его стирает, не покупает свечек, перестает пить чай. Ходит аккуратно, чтобы не износить подметок.

Долгожданный момент настал - деньги на шинель собраны! Акакий Акакиевич и Петрович приступают к самой приятной части – к пошиву шинели. Они выбирают ткань, мех на воротник, продумывают приятные мелочи, которые придадут обновке респектабельный вид. Пошив шинели сам по себе стал целью для Башмачкина, светом в окошке. И Акакий Акакиевич, и Петрович отнеслись к этому процессу с душей, создав теплую, добротную, красивую вещь. За свою работу портной берет символическую плату – 12 рублей.

Акакий Акакиевич, переполненный счастьем. У него красивая и дорогая одежда - событие, разукрасившее красками скучную и жалкую жизнь. Он в новой шинели идет на работу. Сослуживцы узнают об обновке, и намекают Башмачкину о желании отпраздновать приобретение новой шинели. Акакий Акакиевич в растерянности, но его выручает сослуживец, у которого как раз именины. Вся компания чиновников идет к сослуживцу в гости.

Непереносимая потеря – кража обновки

В гостях Башмачкину было непривычно. Наконец-то, никто из сослуживцев не насмехался над ним, даже, напротив, его не отпускали. Выпив шампанского, он отправился домой, находясь в отличном настроении. Он даже проявил интерес к даме, промчавшейся мимо. Вдруг ему стало страшно: вокруг было пустынно, а в сердце появилось недоброе предчувствие. Он закрыл глаза: «Нет, лучше и не глядеть» . Открыв их, он увидел усатых людей и услышал: : «А ведь шинель-то моя!» . Незнакомцы схватили его за воротник, и, сняв шинель, пнули его в снег. Очутившись без шинели, в холодном снегу, он уже ничего не чувствовал. Здесь и закончилась прекрасная сказка о его обновке, которую Башмачкин «взрастил» с таким трепетом и душой.

Воры скрылись, а Башмачкин подбежал к будке частного пристава. К своему великому изумлению он обнаружил, что пристав не горит желанием помочь потерпевшему.

Обращение к «значительному лицу»

«Значительное лицо» в новой значительной должности «стало лишь недавно, а потому озабоченно, как бы придать себе большей значительности» . Этот человек стремиться не обронить, не замарать себя фривольным поведением, а продолжает соответствовать должности. О нем говорят, в сущности, как о добром человеке. Но он так относится к занимаемой должности, что она по сути, не дает жить ни ему самому, ни другим.

Будучи «при исполнении», он грубо обходится с младшим служащим Акакием Акакиевичем, пришедшим к нему за помощью. Для Башмачкина, как показали дальнейшие события, этот поход оказался «последней каплей». Вместо поддержки «значимое лицо» делает ему выговор в жесткой форме. Несчастный слышит в свой адрес упреки и крик.

Болезнь и уход из жизни

Выходит, что терпение у человека не безразмерно. Домой Башмачкин попадает в сильной горячке. Отвергнутый всеми, он не смог пережить свое горе и умер. Об этой смерти узнают лишь спустя 4 дня после похорон. Только тогда служащие узнали, что Башмачкина уже нет. Так и умер бедный человек, беззащитный, невзрачный, никому не нужный.

Призрак ищет шинель

Концовка нестандартна – Гоголь обращается к мистике. Акакия Акакиевича похоронили, но в городе появился призрак, который наводил ужас на прохожих тем, что отнимал у них шинели. И в этом призраке узнали покойного Акакия Акакиевича. Жители города холодели от этих встреч. Но вот произошла ситуация, успокоившая мятущийся дух усопшего. Однажды он снял шинель с плеч «значительного лица», что послужило кульминацией. Горожане вздохнули с облегчением – после этого события страшный призрак, наконец-то, исчез. На том и закончилась история жизни Акакия Акакиевича.

Выводы: что хотел сказать автор читателям

В повести «Шинель» Гоголь превращает невзрачную жизнь человека и его нелепую смерть в глубокое философское произведение. Он проявляет безразличие, агрессивное либо насмешливое отношение к человеку и тот трагический финал, который может за этим последовать. И тогда все участники этой цепочки косвенно становятся соучастниками крайне неприятного события, которое могло бы и не произойти.

Сама шинель может служить символом лучшего будущего, которое украдут те, кто издеваются, принижают, не стремятся понять человека, помочь ему. «Маленького человека» погубит собственная шинель – шинель, в которую он вложит так много своих сил и средств.

Такая красивая шинель не может удержаться на забитом и несчастном человеке, которого легко обидеть и обобрать. Жизнь, наполненная насмешками и унижением, обычно и приводит к трагическому финалу. И особенно больно тогда, когда казалось, что вот-вот все изменится.

Затронута проблема и социального неравенства в обществе, где отношения между людьми разных статусов приобретает уродливые формы. «Значимое должностное лицо» считает себя обязанным обращаться с подчиненным жестко и свысока, поскольку он занимает высокий статус.

Но дело не только в статусе: сослуживцы Башмачкина, равные по социальным критериям, унижают и оскорбляют слабого и беззащитного человека. Здесь дело в самой человеческой природе, формирующей подобные отношения.

Но такие не все. Есть там, наверняка, люди, которым издевательства над беззащитным человеком не по душе. Но эти люди молчат, никто не заступается за Акакия, никто не протягивает ему руку помощи С Акакием Акакиевичем работает человек, который испытывает другие чувства. И, тем не менее, это не слова молодого человека, а всего лишь его мысли. Именно с ним и созвучен сам Гоголь, негодующий при виде измывательств над человеком.

«И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным».

Несмотря на то, что повесть написана давно, подобная ситуация знакома и многим из нас. И школьники, и взрослые знают, что и сегодня есть коллективы, где происходит аналогичная ситуация, которая описана еще два века назад. «Все мы вышли из Гоголевской шинели» — это фраза актуальна и в наши дни.

Гоголь Николай Васильевич

«Шинель» Николая Гоголя, изданная в 1842 году, относится к числу петербургских повестей писателя. Это произведение, описывающее безликую жизнь мелкого чиновника - настоящий манифест равноправия для людей с разным характером, способностями, социальным статусом. Предлагаем краткий и полный анализ повести в помощь ученикам.

Год написания – 1842 г.
История создания – переработка анекдота о мелком чиновнике, который купил ружье, о котором мечтал, затем уронил его в воду и умер с горя.
Жанр – повесть.
Направление – критический реализм.
Основная идея – – указать на бездуховность общества. Слабый и беспомощный человек противопоставляется агрессивному, бездушному миру. Лишь, будучи призраком, он может восстановить справедливость.
Тема – тема «маленького человека», несогласие с отсутствием гуманного отношения в обществе, с общественными порядками, попирающие права и свободы человека.
Проблема – проблема бездушного и сытого мира, выбирающего для себя «козла отпущения», на которого выражается коллективная злость и недовольство. Обращение к читателю, призыв заметить тех, кто слаб, беспомощен и нуждается в защите. Призыв повышать свой духовный уровень - и самому не попадать в ситуацию Башмачкина, и не обижать других.
Композиция – краткая история жизни Акакия Акакиевича, которая от рождения и до смерти представляется тяжелым испытанием, мученическим подвигом.

п.1. Тематика и проблематика

  • 1. Описание жизни маленького человека и его взаимодействие с окружающими. Башмачкин представляется слабым человеком, лишенным способностей, не умеющим защитить себя. Все, что ему остается – это терпеть издевательства сослуживцев и высоких чинов. Терпеть до тех пор, пока не иссякнет последняя капля жизни.
  • 2. Ценность людей определяется положением в обществе. Значительное лицо не является нравственным человеком, но чувствует себя хозяином жизни. Он превращается в самодура, а подчиненные - в пресмыкающихся перед его авторитетом.
  • 3. Наряду с реальным миром, Гоголь вводит фантастический мир, который дополняет образ Башмачкина - как будто бы, вырывается наружу весь его скрытый потенциал. Дух дерзкий, решительный, сильный – он способен не только наводить дикий ужас на горожан, но и отомстить за себя.

Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.

  • 1. Главная проблема – отсутствие гуманизма. В повести подавляющее большинство персонажей эгоистичны, агрессивны, малодушны. В описании жизни Башмачкина и его сослуживцев не чувствуется высоких устремлений, интереса к жизни. Развлечения коллег Башмачкина – подтрунивать над жалким Акакием Акакиевичем. Сам Башмачкин настолько запуган, весь его интерес к миру переносится на любимую работу – Акакий Акакиевич переписывает от руки тексты. В таком незатейливом времяпровождении проходит вся его жизнь. Более того, Башмачкин ничего не делает для того, чтобы изменить свое плачевное положение в коллективе. Похоже, что он даже и толком не видит того, что с ним происходит.
  • 2. Равнодушие. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.
  • 3. Бедность. Человек, проводящий массу времени на работе, не имеет возможности купить даже необходимые вещи. Для достижения цели ему нужно экономить, во всем отказывать себе.
  • 4. Социальное неравенство. Башмачкин, при виде генерала теряется и робеет. Значительное лицо обрушивается громом на своего просителя, демонстрируя свое превосходство, относясь к нему, как к блохе.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.

Автор всеми силами хочет защитить бедного и запуганного мелкого чиновника. Когда издевательства сослуживцев становятся совсем уж невыносимыми, Акакий Акакиевич произносит одну лишь фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Этот вопрос, отчаянный крик души вдруг оказывает свое действие. Он оставляет глубокий след в сердце одного из сослуживцев Башмачкина.

Читатель проникается жалостью, состраданием к главному герою, на которого особенно повлияла крайне неприятная ситуация - кража новой шинели. Появление шинели – это событие, придавшее жизни Башмачкина смысл, позволившее ему радоваться и уважать себя. Когда шинель воруют, то у главного героя забирают самое ценное – веру в лучшую жизнь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.

Рассмотрим персонажей, препятствующих гармоничному существованию главного героя - образ Акакия Акакиевича противопоставлен практически всем персонажам повести. Это практически все чиновники, работающие с ним, охранники, начальство, ополчившиеся против Башмачкина без всякой причины. К их числу относится и значительное лицо, к которому он обращается по поводу кражи шинели и получает грубый решительный отказ. Шинель для Акакия Акакиевича - это не просто обновка, а новая жизнь, теплая, красивая, удобная, раскрывающая его потенциал.

Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.

И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.

п.4. Литературные приёмы

В повести немало сатирических моментов, где Гоголь использует различные приемы, каламбуры, смешные слова. С помощью литературных приемов, он. Проявляя образ и характер главного героя, автор обыгрывает его имя и фамилию. Имя «Акакий Акакиевич» говорит, что перед читателем предстает нечто, мелкое, пугливое и никчемное. От фамилии же веет чем-то уменьшительным и плебейским. Далее он описывает происхождение фамилии, подходя к вопросу с большой серьезностью, что выглядит крайне комично:

«Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки».

Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.

Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:

Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.

п.5. Конфликт произведения

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.

Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.

В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.

1. Описание Акакия Акакиевича и его биография

Главный герой повести - бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, одинокий мужчина за 50 лет. Он снимает комнату в бедном районе Петербурга.

Он работает чиновником в одном из департаментов в Петербурге: переписывает документы и т.д. Уже много лет он служит на одном месте и не продвигается по карьерной лестнице.

Несмотря на это, Акакий Акакиевич любит свою примитивную работу. Он усердно работает и никогда не прогуливает службу. Бедный чиновник живет от получки до получки и ходит в старенькой дырявой шинели.

2. Старая шинель и поход к портному

Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель нуждается в ремонте. Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту и советует сшить новую.

3. Акакий Акакиевич копит на шинель

Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить: он не ест по вечерами т.д. Спустя несколько месяцев он собирает 80 рублей на шинель. Вместе с портным они закупают необходимые ткани и материалы для шинели.

4. Новая шинель и ее кража

На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины. Возвращаясь с именин, герой идет по темным улицам. В темноте появляются грабители и отбирают у Акакия Акакиевича его новую шинель. Бедный чиновник потрясен и раздавлен.

5. Обращение к частному приставу

После кражи шинели несчастный Акакий Акакиевич обращается в полицию к частному приставу. Но дело остается нераскрытым.

6. Визит к "значительному лицу"

По совету сослуживца Акакий Акакиевич отправляется к одному "значительному лицу" - генералу. Этот господин отказывается помочь Акакию Акакиевичу и прогоняет его с криками.

7. Болезнь и смерть Акакия Акакиевича

Грустный Акакий Акакиевич идет домой в своей старенькой шинели. Он простужается и заболевает и вскоре умирает.

8. Привидение Акакия Акакиевича

После смерти Акакия Акакиевича в Петербурге появляется странное привидение. Оно похоже на Акакия Акакиевича. Призрак срывает шинели с прохожих.

9. Месть "значительному лицу"

Однажды призрак Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого "значительного лица", которое отказалось ему помочь. Отобрав шинель, призрак исчезает и больше не появляется в городе.

Таково краткое содержание повести "Шинель" Гоголя: пересказ сюжета, произведение в сокращении, план повести.

Читайте также: