Кто сшил видеку рубашку

Обновлено: 19.04.2024


В каждой советской семье, где были дети, обязательно имелся проектор для диафильмов или фильмоскоп.

Вечерком занавешивались окна, выключался верхний свет, на стену вешалась простыня, доставался диапроектор – и….
В специальный держатель заправлялась пленка. В нижней части каждого кадра был текст, его нужно было озвучивать самостоятельно. В самом продвинутом случае к диафильму полагалось звуковое сопровождение в виде грампластинки, сигнал к смене кадра подавался писком, записанным на пластинку. Кадры, естественно, менялись вручную, с помощью ручки-ролика.

Диафильмы были распространены повсеместно, и стоили как пачка мороженого. В организациях также имелись диафильмы по гражданской обороне и с агитационными материалами, встречались и учебные диафильмы. Каждый диафильм состоял из 30-50 кадров-картинок.
Диапроектор с диафильмами были для тысяч советских граждан волшебным фонарем, вокруг которого собиралась вся семья.
А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).
В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

Начиная с конца 50-х гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки.

Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы – к безопасной «ацетатной» основе.
С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм), позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир.

Жила когда-то вдова. Было у нее семеро детей. С утра до поздней ночи работала она, но всё равно оставалась такой бедной, что не могла даже купить своим детям новые рубашки. Младшим приходилось донашивать рубашки своих старших братьев. И самому младшему - Видеку всегда доставалась совсем старая, заплатанная рубашка.

Видек был добрый мальчик. Шёл он однажды по дороге и встретил голодного Ягнёнка. Пожалел его Видек и отвёл на луг, где росла самая вкусная трава.

- Спасибо, Видек, - сказал Ягнёнок. - Я вижу, рубашка твоя совсем старая - ветер её насквозь продувает. Возьми немного моей шерсти. Её как раз хватит на тёплую рубашку.

Видек встретил ягненка, рисунок иллюстрация

Взял Видек шерсть и понёс её домой. Проходил он мимо засыхающего Тернового куста. Зачерпнул Видек воды из ручья и полил куст.

- Спасибо, Видек, - зашелестел Терновый куст. - Скажи мне, что ты несёшь?

- Ягнёнок дал мне шерсть на новую рубашку, - ответил Видек.

- Давай я тебе её спряду, - сказал Терновый куст.

Зацепил Терновый куст шерсть своими колючками и стал её теребить, растягивать, свивать в тугую нить.

- Вот тебе моток шерсти, - сказал Терновый куст. - Её как раз хватит на новую рубашку.

Видек встретил паука, рисунок иллюстрация

Взял Видек моток шерсти и понёс домой. Видит, плетётся через дорогу лесной паук. Весь в пыли, устал.

Видек перенёс Лесного паука через дорогу и посадил на травинку.

- Спасибо, Видек, - сказал Лесной паук. - Скажи мне, что ты несёшь?

- Ягнёнок мне дал шерсть на новую рубашку, а Терновый куст спрял из неё нитки.

- Я могу соткать тебе из этих ниток полотно, - сказал Лесной паук.

Принялся паук плести из ниток полотно. Быстро перебирал он своими тонкими лапками и носился туда-сюда, туда-сюда, переплетая нитки. А когда соткал кусок полотна, сказал:
- Вот тебе полотно. Его как раз хватит на рубашку.

Взял Видек полотно и понёс его домой. Видит, придавило большим камнем клешню речному Раку. Приподнял Видек камень и освободил Рака.

- Спасибо, Видек,- сказал Рак.- Скажи мне, что ты несёшь?

- Ягнёнок дал мне шерсти на новую рубашку, Терновый куст напрял из неё ниток. А Лесной паук соткал полотно, - ответил Видек.

Рак раскроил Видеку рубашку, рисунок иллюстрация

- Ты встретил как раз того, кто тебе нужен, - сказал Рак. - Дай мне твоё полотно, и я выкрою из него прекрасную рубашку.

Острыми клешнями Рак ловко раскроил кусок полотна. Его хватило на спинку и на перёд, на рукава, правый и левый, и на воротник.

- Бери, - сказал Рак, - теперь остались пустяки: сшить новую рубашку.

Пошёл Видек дальше. И вдруг увидел в траве выпавшего из гнезда птенца Птицы-ткачик. Поднял Видек птенца и посадил на дерево.

- Спасибо, Видек, - сказала Птица-ткачик. - Скажи мне, что ты несёшь?

- Ягнёнок дал мне шерсти на новую рубашку. Терновый куст напрял из неё ниток. Лесной паук соткал полотно, а Рак раскроил его. Теперь осталось сшить рубашку.

Мама Видека и его братья удивляются красивой рубашке, рисунок иллюстрация

- Лучшего портного, чем я, не найти, - сказала Птица-ткачик.

Принялась Птица-ткачик сшивать острым, как игла, клювом спинку и перёд, рукава, правый и левый, и воротник. Получилась красивая тёплая рубашка. Надел её Видек и пошёл домой.

Увидели его братья и закричали:
- Посмотрите, у Видека новая рубашка! Откуда она у тебя?

- Мне её подарили Ягнёнок, Терновый куст, Лесной паук, Рак и Птица-ткачик, - ответил Видек.

С тех пор Видек ходил в новой рубашке, лучше которой никто, нигде, никогда не видывал.

Левстик Фран. Кто сшил Видеку рубашку. М.: Детская литература, 1977. - 16 с.: ил. - (Для маленьких)
Перевёл со словенского Л. Яхнин. Рисунки Г. Коптеловой.

Маленькая рябая курочка уходит от мамы

Любишь кататься, люби и саночки возить

Любишь кататься, люби и саночки возить

Лиса и волк

Лиса и волк

Лесной конкурс

Лесной конкурс

Ленивая Энти и её тётушки

Ленивая Энти и её тётушки

Ледяная яранга

Ледяная яранга

Легенда о вожде Карлике

Легенда о вожде Карлике

Кувшинный человечек

Кувшинный человечек

Кто сшил Видеку рубашку

Кто сшил Видеку рубашку

Кремень-молодец

Кремень-молодец

Котята

Котята

Король Плакса

Король Плакса

Колосок

Колосок

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный

Коварный пациент

Коварный пациент

Карлик Нос

Карлик Нос

Как медведь кашу ел

Как медведь кашу ел

Как Джиртдан увёл детей от страшного Дива

Как Джиртдан увёл детей от страшного Дива

Как зайчишка ума набрался

Как зайчишка ума набрался

Именинный торт

Именинный торт

Золотые руки

Золотые руки

Мобильные диафильмы:


Диафильмы в твоём iPhone/iPad
Диафильмы для Samsung Smart TV
Диафильмы в Google Play
Диафильмы в Windows Phone

Новые комментарии:

Новые комментарии

Suiberis, 25 апреля 2022 21:50
" Mek, скорее всего у приложения кончился профиль обеспечения. И в Аппсторе его нет. "

Новые комментарии

OkO55, 25 апреля 2022 07:42
" И 2.0 не грузится. "

Новые комментарии

Suiberis, 24 апреля 2022 23:54
" Что-то перестало работать приложение на айфоне. "

Новые комментарии

OkO55, 15 апреля 2022 08:20
" Baster, к сожалению, диафильма с таким названием нет. "

Новые комментарии

Baster, 14 апреля 2022 21:26
" OkO55, Вам часом не попадался "Пiф на полюваннi'' ? Был нарисован в жанре "

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок Когда появилась одежда.docx

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России»

Учитель Склюева Ольга Сергеевна

Тема: Когда появилась одежда? (Раздел «Где и когда?»)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с историей происхождения одежды, с разнообразием современной одежды, национальными особенностями одежды других народов.

Планируемый результат: узнать, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени.

· Элементы научно знания: виды одежды, доспехи, ткань, кожа, материал, назначение одежды (деловая, спортивная и т.п.).

· Базовые национальные ценности: отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

· Универсальные учебные действия:

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды).

Познавательные: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество.

Личностные результаты: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации предметов одежды, выставка книг, эскиз национального платья, цветные карандаши, учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь.

Организация урока


I. Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Мотивация.
Введение в тему.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец.

То, что я сказал а вам - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет.
Но от вас секретов нет!

Прочитайте, что получилось в выделенном столбике и скажите, о чём мы сегодня на уроке будем говорить. Совершенно верно, мы будем знакомиться с историей происхождения одежды.

Беседа о происхождении одежды.

1. Как вы думаете, для чего нужна одежда?

2. Как вы считаете, когда появилась первая одежда?

3. Какой она была?

4. Какие инструменты нужны для изготовления одежды?

III . Постановка цели урока

Послушайте сказку и ответьте на вопрос: Когда появилась одежда?

- В одной деревне жила искусная рукодельница. Она плела кружево, вязала шарфы, вышивала цветами кофточки и платья. И была у нее большая деревянная шкатулка. Рукодельница хранила в ней свои рабочие инструменты: вязальные крючки, спицы, шило, атласную подушечку, утыканную торчащими во все стороны иголками.
Однажды в шкатулку, незаметно для всех, проникла гостья - длинная желтоватая палочка. Никто не знал, как она попала в шкатулку и для чего она. А гостья скромно прижалась к стене и не вступала в разговоры. Но у тонких иголочек, как говорится, ушки на макушке. Одна за другой они повыскакивали из атласной подушечки, окружили непрошенную гостью и, покалывая ее остриями, начали допрос:
- Кто такая? Откуда? Почему молчишь? Как твое имя?
- Здравствуйте! – сказала палочка. – Я думала, вы сами узнаете меня. Ведь я ваша прабабка… Я – костяная иголка.
Все жители деревянной шкатулки начали смеяться над той, которая осмелилась назвать себя их прабабкой. Но тут они обнаружили, что один конец палочки заострен. На другом – светится отверстие. Пожалуй, придется признать ее иглой,… но для какой нитки предназначено отверстие?
Иголки затряслись от душившего их смеха. Да в это ухо влезет толстый шнурок. Когда все перестали смеяться, иголка сказала:
- Если вы не будете меня перебивать, я вам расскажу историю своей жизни.
Наконец все угомонились.
- Вы, друзья мои, очень молоды, - начала костяная иголка. – А я так стара, что не помню года моего рождения. Много веков прошло с тех пор, как добрые руки мастера выточили меня из оленьей кости.
Она рассказала о работе древнего мастера, который решил изготовить новое орудие – иглу для сшивания меховых шкур. До этого шкуры связывались одна с другой при помощи сухожилий убитых на охоте зверей. Одежда получалась не очень удобная, плохо защищала от холода. Надо было что-то придумать.
И вот мастер взял крепкую оленью кость и принялся вытачивать из нее иглу.
Работа шла медленно. На многие сутки уходил он в тайгу выслеживать зверя. Но и про иглу не забывал. Кость наконец превратилась в хорошо заостренную иголку. Теперь оставалось просверлить отверстие. А пока мастер заканчивал иглу, женщины очищали шкуры, расчесывали мех. Готовили они и «нитки» - высушивали и чистили жилы убитых на охоте животных.
В те времена каждый изготовлял одежду себе сам. По своему вкусу сшивал меховые шкуры различного цвета. Украшал их как хотел. Люди всегда заботились не только о том, чтобы одежда защищала от холода. Она должна была быть красивой. Для этого служили камешки с отверстиями, ракушки, зубы зверей, перья птиц…
Прочно пришить и ловко расположить – все это было обязанность костяной иглы…
- Так, что понимаете, сами, жизнь я прожила трудовую… - закончила свой рассказ гость деревянной шкатулки.
Слушали ее молча. В этом молчании было много сочувствия и уважения.
- Ах, как интересно! – пискнула тоненькая иголочка. – Вот бы мне попасть через тысячу лет в руки людей того времени.
Но это уже совсем другая история.

Учитель.
Об этом и другие истории вы можете прочитать в книге Беллы Дижур «Волшебные руки труда и науки» Показ книги

- Когда появилась одежда?
- Из чего шили одежду древние люди?
- Какой инструмент помогал человеку шить одежду?

Работа по учебнику
На доске: иллюстрация древнего человека в одежде

1. Найдите на картинке древнего человека. Как вы его узнали?

2. Рассмотрите одежду разных времен.

Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад и с тех пор мех и кожу используют в одежде. Кроме шкур, материалом служили листья, трава и даже кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки. Со временем человек научился прясть и ткать и стал изготавливать ткани специально для одежды. Постепенно она стала различной: мужской и женской, будничной и праздничной.
- Одежда может указывать и на принадлежность человека к определенной профессии. Рассмотрите рисунок. Определите, людям какой профессии принадлежат эти костюмы. Многое об истории одежды вы прочтете в «Детской энциклопедии» Показ книги

Национальная одежда
На доске: иллюстрация национальной одежды (русская, хантыйская)

- У каждого народа есть своя национальная одежда. По одежде мы можем определить, где этот человек живет. Например, у русских основной женской одеждой была рубаха украшенная вышивкой или обшитая цветной материей по краям. Сверх рубашки надевали сарафан, также украшенный. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусами жемчугом. Зимой они носили шапки, опушенные мехом. Взрослые женщины должны были всегда покрывать голову, прятать свои волосы. Ни дома, ни на людях не должны были появляться без головного убора.

- А вот хантыйские платья. Они очень удобные, широкие, в них не бывает жарко, ворот и манжеты плотно стянуты - не слишком беспокоят комары. В них легко двигаться и работать. Подол никогда не делали слишком длинным, чтобы не мешал при движении, при сборе ягод или ходьбе по лесу. Эту одежду тоже украшают: нашивают узор в виде цветных полосок из ткани или бисерную отделку, нашивая по краю подола узкую полосу ткани, расшитую бисером. Летом женщины носили легкую кожаную обувь. Подошва у такой обуви мягкая, а по покрою напоминает тапочки. Сейчас она почти вышла из употребления. Много пушных зверей водится в обской тайге - соболь, белка, горностай, рыщут по лесу лисы и росомахи, затаивается в кронах деревьев рысь, в речушках и лесных озерах плещутся выдры, иногда попадаются бобры. Из качественного меха шьют сахи и малицы. Их шили не на один день, а поэтому красиво украшали, нашивая спереди по подолу, на рукавах полосы орнамента. И мужчины, и женщины зимой носили длинные до бедер кисы. Сейчас стали шить бурки, они не являются традиционной национальной обувью, появились недавно, но их тоже стали украшать орнаментом.

( Разбирается за­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения: дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная).

А что общего есть во всех народных одеждах? (Одежду украшают)

- Сегодня к нам в гости пришли ребята. Но посмотрите на их одежду. Она не цветная, а поэтому не интересная. Ребята просят вас помочь им. Раскрасьте одежду наших гостей, как вам нравится. (Детям выдаются бумажные куклы в одежде).

I V . Закрепление изученного.

Работа с заданиями в тетрадях

1. Что нового об одежде вы узнали на уроке?

2. Как одевались первобытные люди?

- Можно узнать, как и из чего делают одежду, прочитав книжки К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» и «Кто сшил Видеку рубашку» Фран Левстик.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Когда появилась одежда?
- Какое задание было для вас трудным?
- Всем спасибо, молодцы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок Когда появилась одежда.docx

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России»

Учитель Склюева Ольга Сергеевна

Тема: Когда появилась одежда? (Раздел «Где и когда?»)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с историей происхождения одежды, с разнообразием современной одежды, национальными особенностями одежды других народов.

Планируемый результат: узнать, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени.

· Элементы научно знания: виды одежды, доспехи, ткань, кожа, материал, назначение одежды (деловая, спортивная и т.п.).

· Базовые национальные ценности: отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

· Универсальные учебные действия:

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды).

Познавательные: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество.

Личностные результаты: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации предметов одежды, выставка книг, эскиз национального платья, цветные карандаши, учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь.

Организация урока


I. Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Мотивация.
Введение в тему.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец.

То, что я сказал а вам - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет.
Но от вас секретов нет!

Прочитайте, что получилось в выделенном столбике и скажите, о чём мы сегодня на уроке будем говорить. Совершенно верно, мы будем знакомиться с историей происхождения одежды.

Беседа о происхождении одежды.

1. Как вы думаете, для чего нужна одежда?

2. Как вы считаете, когда появилась первая одежда?

3. Какой она была?

4. Какие инструменты нужны для изготовления одежды?

III . Постановка цели урока

Послушайте сказку и ответьте на вопрос: Когда появилась одежда?

- В одной деревне жила искусная рукодельница. Она плела кружево, вязала шарфы, вышивала цветами кофточки и платья. И была у нее большая деревянная шкатулка. Рукодельница хранила в ней свои рабочие инструменты: вязальные крючки, спицы, шило, атласную подушечку, утыканную торчащими во все стороны иголками.
Однажды в шкатулку, незаметно для всех, проникла гостья - длинная желтоватая палочка. Никто не знал, как она попала в шкатулку и для чего она. А гостья скромно прижалась к стене и не вступала в разговоры. Но у тонких иголочек, как говорится, ушки на макушке. Одна за другой они повыскакивали из атласной подушечки, окружили непрошенную гостью и, покалывая ее остриями, начали допрос:
- Кто такая? Откуда? Почему молчишь? Как твое имя?
- Здравствуйте! – сказала палочка. – Я думала, вы сами узнаете меня. Ведь я ваша прабабка… Я – костяная иголка.
Все жители деревянной шкатулки начали смеяться над той, которая осмелилась назвать себя их прабабкой. Но тут они обнаружили, что один конец палочки заострен. На другом – светится отверстие. Пожалуй, придется признать ее иглой,… но для какой нитки предназначено отверстие?
Иголки затряслись от душившего их смеха. Да в это ухо влезет толстый шнурок. Когда все перестали смеяться, иголка сказала:
- Если вы не будете меня перебивать, я вам расскажу историю своей жизни.
Наконец все угомонились.
- Вы, друзья мои, очень молоды, - начала костяная иголка. – А я так стара, что не помню года моего рождения. Много веков прошло с тех пор, как добрые руки мастера выточили меня из оленьей кости.
Она рассказала о работе древнего мастера, который решил изготовить новое орудие – иглу для сшивания меховых шкур. До этого шкуры связывались одна с другой при помощи сухожилий убитых на охоте зверей. Одежда получалась не очень удобная, плохо защищала от холода. Надо было что-то придумать.
И вот мастер взял крепкую оленью кость и принялся вытачивать из нее иглу.
Работа шла медленно. На многие сутки уходил он в тайгу выслеживать зверя. Но и про иглу не забывал. Кость наконец превратилась в хорошо заостренную иголку. Теперь оставалось просверлить отверстие. А пока мастер заканчивал иглу, женщины очищали шкуры, расчесывали мех. Готовили они и «нитки» - высушивали и чистили жилы убитых на охоте животных.
В те времена каждый изготовлял одежду себе сам. По своему вкусу сшивал меховые шкуры различного цвета. Украшал их как хотел. Люди всегда заботились не только о том, чтобы одежда защищала от холода. Она должна была быть красивой. Для этого служили камешки с отверстиями, ракушки, зубы зверей, перья птиц…
Прочно пришить и ловко расположить – все это было обязанность костяной иглы…
- Так, что понимаете, сами, жизнь я прожила трудовую… - закончила свой рассказ гость деревянной шкатулки.
Слушали ее молча. В этом молчании было много сочувствия и уважения.
- Ах, как интересно! – пискнула тоненькая иголочка. – Вот бы мне попасть через тысячу лет в руки людей того времени.
Но это уже совсем другая история.

Учитель.
Об этом и другие истории вы можете прочитать в книге Беллы Дижур «Волшебные руки труда и науки» Показ книги

- Когда появилась одежда?
- Из чего шили одежду древние люди?
- Какой инструмент помогал человеку шить одежду?

Работа по учебнику
На доске: иллюстрация древнего человека в одежде

1. Найдите на картинке древнего человека. Как вы его узнали?

2. Рассмотрите одежду разных времен.

Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад и с тех пор мех и кожу используют в одежде. Кроме шкур, материалом служили листья, трава и даже кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки. Со временем человек научился прясть и ткать и стал изготавливать ткани специально для одежды. Постепенно она стала различной: мужской и женской, будничной и праздничной.
- Одежда может указывать и на принадлежность человека к определенной профессии. Рассмотрите рисунок. Определите, людям какой профессии принадлежат эти костюмы. Многое об истории одежды вы прочтете в «Детской энциклопедии» Показ книги

Национальная одежда
На доске: иллюстрация национальной одежды (русская, хантыйская)

- У каждого народа есть своя национальная одежда. По одежде мы можем определить, где этот человек живет. Например, у русских основной женской одеждой была рубаха украшенная вышивкой или обшитая цветной материей по краям. Сверх рубашки надевали сарафан, также украшенный. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусами жемчугом. Зимой они носили шапки, опушенные мехом. Взрослые женщины должны были всегда покрывать голову, прятать свои волосы. Ни дома, ни на людях не должны были появляться без головного убора.

- А вот хантыйские платья. Они очень удобные, широкие, в них не бывает жарко, ворот и манжеты плотно стянуты - не слишком беспокоят комары. В них легко двигаться и работать. Подол никогда не делали слишком длинным, чтобы не мешал при движении, при сборе ягод или ходьбе по лесу. Эту одежду тоже украшают: нашивают узор в виде цветных полосок из ткани или бисерную отделку, нашивая по краю подола узкую полосу ткани, расшитую бисером. Летом женщины носили легкую кожаную обувь. Подошва у такой обуви мягкая, а по покрою напоминает тапочки. Сейчас она почти вышла из употребления. Много пушных зверей водится в обской тайге - соболь, белка, горностай, рыщут по лесу лисы и росомахи, затаивается в кронах деревьев рысь, в речушках и лесных озерах плещутся выдры, иногда попадаются бобры. Из качественного меха шьют сахи и малицы. Их шили не на один день, а поэтому красиво украшали, нашивая спереди по подолу, на рукавах полосы орнамента. И мужчины, и женщины зимой носили длинные до бедер кисы. Сейчас стали шить бурки, они не являются традиционной национальной обувью, появились недавно, но их тоже стали украшать орнаментом.

( Разбирается за­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения: дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная).

А что общего есть во всех народных одеждах? (Одежду украшают)

- Сегодня к нам в гости пришли ребята. Но посмотрите на их одежду. Она не цветная, а поэтому не интересная. Ребята просят вас помочь им. Раскрасьте одежду наших гостей, как вам нравится. (Детям выдаются бумажные куклы в одежде).

I V . Закрепление изученного.

Работа с заданиями в тетрадях

1. Что нового об одежде вы узнали на уроке?

2. Как одевались первобытные люди?

- Можно узнать, как и из чего делают одежду, прочитав книжки К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» и «Кто сшил Видеку рубашку» Фран Левстик.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Когда появилась одежда?
- Какое задание было для вас трудным?
- Всем спасибо, молодцы.

Читайте также: