Мечта сшить новую шинель

Обновлено: 22.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок 51 8 класс

Тема: Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Цель: проанализировать произведение Н.В.Гоголя, развивать навыки анализа художественного произведения, умение понимать авторский замысел.

Методы, используемые на уроке:

• объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; ответы на вопросы, работа с таблицей, иллюстрацией)

• частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы викторины)

- обучающие (предметные результаты): работать над овладением всеми видами речевой деятельности через текст;

-развивающие (метапредметные результаты): способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока и извлекать информацию из различных источников; развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в разной форме; совершенствовать коммуникативные навыки: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.

-воспитательные (личностные результаты): содействовать воспитанию доброты, милосердия, высоких моральных качеств у учащихся.

1. Организационный момент.

2. Мобилизирующий этап.

Рассмотрите внимательно иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Шинель» и скажите, что изображено на них.

Акакий Акакиевич у портного Петровича, на последней иллюстрации шинель готова, Акакий Акакиевич примеряет ее.

Какой предмет на всех иллюстрациях занимает центральное место? (шинель)

Чем является шинель для Башмачкина? (мечтой) ( Шинель - это не просто предмет. Это цель, ради которой Башмачкин готов на самоограничение, на урезание средств, и без того очень ограниченных. Эта приземленная цель становится для Башмачкина - великой мечтой. Когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов выдержать любые испытания. Жизнь неожиданно преображается, наполняется смыслом, хотя герою приходится идти на мученические жертвы ради воплощения задуманного)

А что такое мечта? (это сокровенное желание чего-либо конкретного, исполнение которого принесет человеку огромного счастья)

Есть ли у вас мечта?

Сбылась ли она?

Принесла ли она вам счастье?

Сбылась ли мечта Башмачкина?

Принесла ли шинель счастье Акакию Акакиевичу? (да, но ненадолго)

Изменила ли шинель жизнь Башмачкина? Если да, то в какую сторону: в лучшую или в худшую? (в лучшую: когда он наконец смог достичь поставленной цели и приобрести себе шинель, то он кардинально изменился - стал активнее и увереннее в себе. Его характер стал тверже, а поведение смелее. Акакий Акакиевич зауважал себя и поверил в свои силы. Отношение окружающих к этому "маленькому человеку" также изменилось в лучшую сторону. Акакий Акакиевич обрел силы и жизненную активность с появлением новой шинели) (в худшую: однако ее у нее самым бесчеловечным образом отняли. Герой повести не смог после этого жить и быстро скончался, так и не сумев добиться справедливости).

Худшая сторона - это и есть действительность, реальность, в которой оказался Акакий Акакиевич.

Бывало ли у вас такое в жизни, когда вы мечтали об одном, а в действительности получилось все по-другому?

И темой сегодняшнего урока будет «Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

3. Этап целеполагания.

Какие цели нужно поставить и достичь их на сегодняшнем уроке? Нужно понять, соответствует ли мечта Акакия Акакиевича той реальности, в которой он оказался после приобретения новой шинели?

4. Концептуализация знаний.

Вопросы:

Откуда у Акакия Акакиевича взялась первая половина суммы на новую шинель? ( Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого исстрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. Итак, половина была в руках)

Как он собирался найти вторую половину? (решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки в продолжение одного года; изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату хозяйки и работать при ее свечке, ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок (часть обувной подошвы до каблука); как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом ( плотная и жёсткая двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения) халате, голодал по вечерам; директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей…, у него чрез это случилось лишних двадцать рублей)

Как долго Акакий Акакиевич экономил вторую половину суммы? (два-три месяца)

Прочитать в учебнике «Литература» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Москва «Просвещение» 2018, стр.370 от слов «но зато он питался духовно» до слов «ух! и перекрестился»

А какие изменения происходят в характере, манере поведе­ния? (становится более решительным и целеустремленным)

Из меха какого животного был изготовлен воротник? (кошка)

Сколько времени Петрович шил шинель? (две недели)

Сколько Петрович взял за работу? (двенадцать рублей)

Назовите торжественнейший день в жизни Акакия Акакиевича? (день, когда Петрович принес, наконец, шинель)

Во что была завёрнута шинель? (в носовой платок)

Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели? (шел в самом праздничном расположении всех чувств)

Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина? (начали поздравлять, приветствовать)

С какой стати Акакий Акакиевич стал уверять сослуживцев, что это старая шинель? (коллеги стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер…)

Почему Акакий Акакиевич согласился прийти на вечер? ( …все стали говорить, что неучтиво, что просто стыд и срам, и он уж никак не мог отказаться. Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что будет иметь через то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели)

Определите, какой эпизод является кульминационным в по­вести.

(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича)

Просмотр фрагмента из фильма Алексея Баталова «Шинель» (1959 год).

Какие перемены произошли с героем после ограбления?

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенно­му делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят»)

Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?

(отправился к частному лицу)

Помог ли ему частный пристав? (нет)

Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным? (отправился к значительному лицу)

Просмотр фрагмента из фильма Алексея Баталова «Шинель» (1959 год).

Могла ли встреча Башмачкина с ним завершиться по-другому? (По сути, он не плохой человек. Мундир делает его таким.)

Помог ли кто ему его горю? (никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)

После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух».

Заполнение таблицы

Заполните таблицу (на партах у учащихся).

Что положительного и что отрицательного принесла шинель герою?

Повышает статус в глазах сослуживцев

Сам становится тверже характером, активнее и увереннее в себе

Стал делать ошибки

Становится счастливым человеком

Ему теперь тепло, никакой мороз не страшен

Испытал потрясение от встречи со значительным лицом

Давайте скажем, смогли ли мы ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Соответствует ли мечта Акакия Акакиевича той реальность, в которой он оказался после приобретения новой шинели?» (нет, не соответствует)

5. Итог урока.

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие, убил город. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”.

6. Домашнее задание: нарисовать обложку издания к повести Н.В.Гоголя «Шинель», составить синквейн на тему Петербург.


Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное. но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», - пишет Гоголь.
.

Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник. Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питал­ся духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только под­черкивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).

Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? Статус А. А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам. Он стал счастливым. Он ходил по улицам с гордостью, то что он сам заработал себе на такую шинель.

Когда Башмачкин узнал, что ему придется приобрести новую шинель, был в крайней растерянности и отчаянии, т. к. денег на нее у него просто напросто небыло.. . После того, как Акакий Акакиевич "овладел" шинелью, он стал более открытым, радостным человеком с немного повышенной самооценкой, в отличие от прежней жизни. После того, как у него отобрали шинель, Башмачкин стал морально подавленным, жалким, не видящим в этой жизни ничего радостного. Примерно так.

Повесть “Шинель” — одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?
“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

1. Род литературы, к которому относится произведение Гоголя «Ревизор»:

а) лирика; б) драма; в) эпос

2. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»?

а) сцена чтения письма

б) две развязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора

в) сцена отъезда Хлестакова

г) сцена, в которой присутствующие были извещены о женитьбе Хлестакова на дочери городничего

3. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

а) « Честь лучше бесчестья»; б) «Долг платежом красен»; в) «Береги честь смолоду»

4. Мцыри говорит старому монаху:

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В его словах заключена важная мысль:

а) в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества;

б) три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в которых он проявил себя как боец;

в) за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.

5. Мцыри совершает побег из монастыря:

а) во время грозы;

б) ночью, когда все спят;

в) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви;

6. В строках: «Растений радужный наряд / Хранил следы небесных слёз» - речь идёт:

а) о каплях дождя; б) об утренней росе; в) о каплях водопада.

7. Мечта сшить новую шинель:

а) не повлияла на поведение героя; б) ожесточила и озлобила героя;

в) придала решительности и целеустремлённости

8. Создавая образ значительного лица, Гоголь подразумевал:

а) конкретного человека;

б) обобщённый тип чиновника;

в) характер одного из чиновников, показанных в «Ревизоре»

9. Маша Миронова не соглашалась выходить замуж за Петра Гринёва, потому что:

а) она не достигла совершеннолетия;

б) ей было трудно разобраться в чувствах и выбрать достойную партию;

в) родители Гринёва не дали своего благословения на брак

10. Ухаживание Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

а) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего;

б) настоящее, светлое чувство влюблённого;

в) жестокая насмешка над провинциальной барышней

11. «Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья…»:

а) значительное лицо; б) голод; в) северный мороз

12. Смерть Мцыри трактуется как:

а) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы;

б) протест против насилия над личностью;

в) освобождение от зависимости, обретение свободы

13. Творческий метод Лермонтова в поэме «Мцыри»:

а) классицизм; б) сентиментализм; в) романтизм

14. Городничего и Хлестакова объединяет то, что оба:

а) могут смошенничать;

б) романтики, пылкие натуры;

в) находятся на государственной службе

№2 Письменный ответ на вопрос.

Какую цель преследовал Салтыков-Щедрин при создании «Истории одного города»?

Что из себя представляют глуповцы?

Цель: контроль знаний учащихся по данной теме.

1. В словах исповеди Мцыри, с которыми он обращается к старому монаху:

Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл - ты слеп, ты сед,
И от желаний ты отвык;
Что за нужда? - ты жил, старик;
Тебе есть в мире что забыть!

А) осуждение в адрес старика;

Б) сожаление героя о несбыточном;

В) разочарование в прожитой героем жизни

2. Гоголь продолжил развивать тему «маленького человека»:

А) вслед за Державиным; Б) вслед за Карамзиным; В) вслед за Пушкиным

3. Монолог Осипа в начале второго действия «Ревизора» введён автором для того, чтобы:

А) слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

Б) русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

В) рассказать о Хлестакове зрителям

4. Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости Миронова, отказалась покинуть мужа в опасности, так как:

А) не была уверена в боеготовности защитников крепости;

Б) не хотела расставаться с мужем, желала разделить с ним судьбу;

В) ей некуда было уезжать

5. Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву по дороге в Белогорскую крепость, построена:

А) на антитезе; Б) на аллегории; В) на сравнении

6. Имя «Акакий» в переводе с греческого означает:

А) «вздорный»; Б) « злобный»; В) «незлобивый»

7. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

А) должность ревизора останавливает их;

Б) страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

В) иначе придётся признать собственную глупость и ограниченность

8. Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю:

А) В.А. Жуковским; Б) А.С. Пушкиным; В) В.Г. Белинским

9. Кульминацией поэмы «Мцыри» является :

А) встреча с молодой грузинкой; Б) «песня рыбок»;

В) побег из монастыря; Г) бой с барсом

10.Кто из героев комедии «Ревизор» брал взятки борзыми щенками?

А) Бобчинский; Б) Ляпкин-Тяпкин; В) Держиморда; Г) Земляника;

11.Что объединяет Хлестакова и городничего?

А) желание казаться значительным лицом

В) нежелание быть осмеянным;

Г) боязнь сплетен

12. Когда именно чиновники узнали , что их обманул Хлестаков?

А) Осип рассказал правду о хозяине; Б) сам Хлестаков проговорился;

В) приехал настоящий ревизор; Г) из письма Хлестакова приятелю

13. Мечта сшить новую шинель:

А) изменила его привычную жизнь; Б) так и не осуществилась;

В) не повлияла на поведение героя

14.Какие дерзкие мысли мелькали в голове Акакия Акакиевича?

А) не купить ли сукна подороже на новую шинель;

Б) не заплатить ли Петровичу за пошив сверх указанной суммы;

В) не положить ли куницу на воротник

№2 Письменный ответ на вопрос.

Какую цель преследовал Салтыков-Щедрин при создании «Истории одного города»?

Читайте также: