Мезенское платье как сшить

Обновлено: 23.04.2024

Традиционный костюм Русского Севера для мастеров коллектива «Русские начала» – неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества.

Два года назад мы познакомились с традицией Мезенского уезда Архангельской губернии. Причиной нашего увлечения послужило появление книги архангельского исследователя Наталии Павловны Лютиковой «Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала ХХ века», вышедшей в 2009 году. Книга – фундаментальное исследование и представление коллекции мезенского костюма из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Особое внимание привлекли костюмы, сшитые из покупных тканей, парчи, шелка, ситца, разнообразием кроя и материала.

В мезенских деревнях в конце XIX – начале ХХ века продолжали бытовать стариннейшие праздничные костюмы, сшитые из шелка и парчи, состоявшие из рубахи, косоклинного сарафана и душегреи – полушубки или коротёны, праздничного головного убора. Девушки носили повязки из мишурного позумента с вышитым очельем.

Ситцевые костюмы были повседневной или праздничной одеждой для небогатых крестьянок. Рубахи шили с прямыми поликами и с зауженными или широкими рукавами, в начале ХХ века стали популярными рубахи с оборками и широкими рукавами. Сарафаны также были разнообразными по крою: носили круглые из ярких «аглицких» тканей, появившихся еще в конце XIX века, и новомодные сарафаны сложной конструкции: прямые спереди и отрезные по талии сзади.

Широкое распространение на Мезени получили платья, которые шили из тафты и шёлка. Исследователи отмечают разнообразие вариантов кроя. Платья украшали покупными кружевами, их носили с шелковыми шалями.

Женщины на головах носили повойники в виде небольшой шапочки, их по околышу повязывали сложенным в виде ленты платком. Существовало несколько способов повязывания «плата алого»: концами вперед или назад.

Для создания коллекции мы отправились в экспедиции по мезенским деревням (2011, 2012 год), несколько раз работали в фондах Архангельского музея «Малые Корелы», собирали информацию, снимали крой, изучали особенности ручного ткачества. После досконального изучения традиции, мы приступили к изготовлению костюмов. Были подобраны ткани, приближенные по качеству и рисункам, насколько это возможно, к оригиналам. Особое внимание уделялось точности кроя и нюансам ручной работы, которых, как оказалось, было немало. Для косоклинных сарафанов заказаны копии старинных пуговиц у мастеров-ювелиров.

Впервые коллекцию показали на Каргопольском празднике мастеров в 2011 году. В июле 2012 года наш коллектив стал участником Мезенского районного праздника традиционного костюма «Шей мне, матушка, красный сарафан», который прошел в старинном селе Кимжа. Мы выступили не только с показами наших коллекций, но и дали несколько мастер-классов по ткачеству мезенских поясов и шитью костюмов.
В октябре 2012 года за создание и показ двух коллекций, в том числе и «Мезенского костюма» коллективу «Русские начала» был присужден Гран-при VI Всероссийского конкурса «Русский костюм на рубеже эпох» (г. Ярославль).

В создании коллекции мезенского костюма приняли участие преподаватели и мастера коллектива «Русские начала»: Ольга Климова, Татьяна Валькова, Оксана Степанова, Юлия Козлова, Вера Назарова, Ольга Латушкина, Людмила Щербакова, Ирина Казакова, Елена Панкратова, Вера Голубева, Наталия Кулиш, Ирина Гречникова, Сусанна Савинюхова, Валентина Гурова, Светлана Ерошенкова, Елена Созинова, Ирина Чернышова.

«Русские начала» проводят «День открытых дверей»

Друзья! Приглашаем всех!
В программе:
1. Лекция с элементами мастер-класса «Особенности изготовления русского традиционного костюма». Проводит лекцию руководитель студии Татьяна Валькова
2. Знакомство с мастерами коллектива «Русские начала».
3. Выставка этнографических предметов и костюмов, созданных мастерами студии.
Встреча состоится 12 мая 2022 года в 18:00

Поездка в Музей народного искусства в Ростове Великом

В Ростов Великий — одним днем!
В любимом ярославском Ростове Великом вот уже год работает удивительно уютный и красивый Музей Народного Искусства, созданный Александром Ильиным и Анастасией Аристовой. Давно задумали поехать, и вот 10 апреля собрались и поехали.

Первое мероприятие в рамках проекта «Мастерская цвета. Ткачество вне времени»

8 апреля прошло наше первое мероприятие в рамках проекта «Мастерская цвета. Ткачество вне времени», подержанного Президентским Фондом Культурных инициатив. Было интересно познакомиться с новыми людьми и встретить старых друзей.

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины запись закреплена

Мезенский костюм.

Традиционный костюм Русского Севера для мастеров коллектива «Русские начала» – неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества.

Два года назад мы познакомились с традицией Мезенского уезда Архангельской губернии. Причиной нашего увлечения послужило появление книги архангельского исследователя Наталии Павловны Лютиковой «Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала ХХ века», вышедшей в 2009 году. Книга – фундаментальное исследование и представление коллекции мезенского костюма из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Особое внимание привлекли костюмы, сшитые из покупных тканей, парчи, шелка, ситца, разнообразием кроя и материала.

В мезенских деревнях в конце XIX – начале ХХ века продолжали бытовать стариннейшие праздничные костюмы, сшитые из шелка и парчи, состоявшие из рубахи, косоклинного сарафана и душегреи – полушубки или коротёны, праздничного головного убора. Девушки носили повязки из мишурного позумента с вышитым очельем.

Ситцевые костюмы были повседневной или праздничной одеждой для небогатых крестьянок. Рубахи шили с прямыми поликами и с зауженными или широкими рукавами, в начале ХХ века стали популярными рубахи с оборками и широкими рукавами. Сарафаны также были разнообразными по крою: носили круглые из ярких «аглицких» тканей, появившихся еще в конце XIX века, и новомодные сарафаны сложной конструкции: прямые спереди и отрезные по талии сзади.

Широкое распространение на Мезени получили платья, которые шили из тафты и шёлка. Исследователи отмечают разнообразие вариантов кроя. Платья украшали покупными кружевами, их носили с шелковыми шалями.

Женщины на головах носили повойники в виде небольшой шапочки, их по околышу повязывали сложенным в виде ленты платком. Существовало несколько способов повязывания «плата алого»: концами вперед или назад.

Для создания коллекции мы отправились в экспедиции по мезенским деревням (2011, 2012 год), несколько раз работали в фондах Архангельского музея «Малые Корелы», собирали информацию, снимали крой, изучали особенности ручного ткачества. После досконального изучения традиции, мы приступили к изготовлению костюмов. Были подобраны ткани, приближенные по качеству и рисункам, насколько это возможно, к оригиналам. Особое внимание уделялось точности кроя и нюансам ручной работы, которых, как оказалось, было немало. Для косоклинных сарафанов заказаны копии старинных пуговиц у мастеров-ювелиров.

Впервые коллекцию показали на Каргопольском празднике мастеров в 2011 году. В июле 2012 года наш коллектив стал участником Мезенского районного праздника традиционного костюма «Шей мне, матушка, красный сарафан», который прошел в старинном селе Кимжа. Мы выступили не только с показами наших коллекций, но и дали несколько мастер-классов по ткачеству мезенских поясов и шитью костюмов.
В октябре 2012 года за создание и показ двух коллекций, в том числе и «Мезенского костюма» коллективу «Русские начала» был присужден Гран-при VI Всероссийского конкурса «Русский костюм на рубеже эпох» (г. Ярославль).

В создании коллекции мезенского костюма приняли участие преподаватели и мастера коллектива «Русские начала»: Ольга Климова, Татьяна Валькова, Оксана Степанова, Юлия Козлова, Вера Назарова, Ольга Латушкина, Людмила Щербакова, Ирина Казакова, Елена Панкратова, Вера Голубева, Наталия Кулиш, Ирина Гречникова, Сусанна Савинюхова, Валентина Гурова, Светлана Ерошенкова, Елена Созинова, Ирина Чернышова.

Все, кто пожелает сшить платье или блузу по предложенной схеме, сделайте это. А потом пришлите мне фото. И я напишу про нас статью (тоже буду участвовать).

Выкройку попросила у мастера Юлии Шуваровой. Она живёт в казачьей станице, которая в селе Травники Челябинской области. Неимоверно интересное место!

Её жизнь посвящена традициям. Она работает с детьми в доме народного творчества, и сама постоянно изучает различные ремёсла.

  • Ссылка на первую статью про неё - внизу.

У Юли много навыков в арсенале - и лоскутное шитьё, и создание традиционных кукол, и просто шитьё-вязание-вышивание, и создание народных костюмов, и мезенская роспись.

Мне, например, очень понравились ткани, которые Юля "напечатала" )))

Но сейчас разговор о платье. О традиционном платье

Традиционном, значит, соответствующему традициям. В данном случае - казачьим, славянским, русским. Точно не сказать, границы слишком размыты.

Такое платье с лёгкостью можно носить в обычной жизни. Как дома, так и на людях. Достаточно подкорректировать его под себя и под окружающую обстановку, сгладив некоторым образом "народность".

Или наоборот, ярче выразить фольклорность, добавив вышивку, принт, различные жаккардовые ткани-тесьму и так далее.

Всё зависит от вашего взгляда на жизнь.

Главное вот в чём. Выкройка настолько проста, как и пошив, собственно, что справится даже ребёнок. Имеется в виду ребёнок, который уже может сидеть за швейной машинкой.

Представляю вам подборку из 20 выкроек платьев. Все выкройки абсолютно бесплатные, просто переходите по ссылке и скачивайте если нравится.

В будущем будет вторая часть подборки и третья, ну и так далее. Напишите в комментариях какую подборку хотели бы вы видеть в нашем блоге.

Итак, начнем

1. Платье с расширенными книзу рукавами, V-образный вырез

2. Платье с завышенной линией талии

Выкройка представлена в размерах XXS-5XL, в файле выкройки есть размерная таблица, по которой вы с легкостью определите свой размер.

Насколько помню, автор не заморачивается над подписыванием размера на самой выкройке, поэтому нужный размер отсчитывайте самостоятельно.

Мы уже писали как-то про эту выкройку. Посмотреть инструкцию к ней и кое-какую другую информацию можно ЗДЕСЬ .

Скачайте выкройку здесь

Эта ссылка на прямой источник, вы скачиваете выкройку с официального сайта автора.

3. Платье с декольте

В файле выкройки есть размерная таблица и конечно же инструкция, но она на английском языке.

4. Платье из трикотажа

Выкройка представлена в 9 размерах, по таблице в файле вы с легкостью выберите свой размер.

Плюс небольшая инструкция по пошиву, но опять на английском языке.

Скачайте выкройку здесь

Эта ссылка на прямой источник, вы скачиваете выкройку с официального сайта автора.

5. Платье-сарафан с открытой спинкой

Выкройка представлена в 4 размерах, вот они:

6. Свободное платье

Выкройка представлена в размерах XXS-5XL, размерная таблица в файле выкройки на первой странице, там же где и тестовый квадрат.

Про это платье мы уже писали вот ЗДЕСЬ , там же инструкция к нему.

Скачайте выкройку здесь

Эта ссылка на прямой источник, вы скачиваете выкройку с официального сайта автора.

7. Платье с V-вырезом и юбкой-солнце

Выкройка представлена в 4 размерах, вот они:

Рекомендуемые ткани - плательные, мягкие, средней плотности, не рыхлые, умеренно пластичные. Хлопок, поплин, шелк, шелковый креп.

8. Платье без рукавов с драпировкой на шее

Выкройка представлена в размерах XXS-5XL, размерная таблица в файле выкройки на первой странице, там же где и тестовый квадрат.

Слегка драпированный вырез позволяет женщине выглядеть более женственно, а женщинам с тяжелой грудью помогает отвести взгляд от груди (это платье выглядит лучше на моделях больших размеров).

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Тут меня назвали занудой за попытку правильно назвать предмет традиционной одежды, однако я не сдаюсь и все равно продолжаю заниматься своими костюмными штудиями). Могу даже назвать сходу одну причину, почему очень важно правильно называть вещи: попробуйте зайти на какой-нибудь сайт, где много всего и поискать нужное поисковыми запросами. Скажем, на известной инет-площадке, где есть винтаж, я узнала, что кофта от парочки - это "старинная выходная рубашка", а женская вышитая рубаха - "древнее платье", "старинное женское платье" и т.п. Не говоря уже о том, что вышивка крестом в броккаровском духе говорит ну никак не о древности).
Так вот, сегодня я покажу, что такое "старинное деревенское платье".

Платью крестьянки также обязаны разрушающему влиянию городской моды. Конечно, городская мода конца 19 века предполагала облегающий силуэт и небольшой трен сзади, однако крестьянские модницы адаптировали городские фасоны, убрав лишее сзади и расширив по бокам:) По покрою самое простое платье представляет собой "сарафан с рукавами" (самое забавное, что такое название платьев на Русском Севере бытовало на самом деле). Шили их из различных тканей, как фабричного, так и домашнего производства. Наиболее распространенные цвета — фиолетовый, желый, синий, коричневый.
(фото из книги Лютиковой Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда)

Будничные варианты шились из пестряди, хлопка, шерсти, праздничные — из шелка, тафты, шерсти. Праздничные платья шились на подкладе (особенно шелковые и тафтяные), украшались отделкой из тюля и фабричного кружева на груди, воротнике, подоле, рукавах. Часто использовались тюлевые вставки, имитирующие кокетки и прочие милые детали. На фотографиях можно заметить, что не гнушались сочетать в одном наряде кружева не только разных фактур, но и разных цветов. Реже для отделки использовали золотой галун и бахрому.

По-моему, фиолетовый был самым популярным цветом.


Впрочем, тут стоит учитывать, что в крестьянской среде нормальным было многократное перелицовывание одежды, поэтому платья и парочки зачастую шились из старинных сарафанов, так что цвета и рисунки могут быть весьма неожиданными и разнообразными.
Вот мое любимое, "аглицкое":

Причем, если доведется такое платье вывернуть, удивляет, что на подкладке не экономили - чаще всего использовался довольно веселенький ситец, то есть праздничное - так праздничное:

Снова красненький:

И снова:

Нарядные платья подпоясывали поясами из той же ткани, посаженной на жесткую основу. Часто, чтобы избежать заломов на ткани, такие пояса не завязывались, а застегивались на крючки/пуговицы, а свисающие концы пояса пришивались отдельно (кстати, подобный трюк проделывали и с ткаными поясами, первый раз я встретила такой пояс в экспедиции на втором курсе и долго сетовала, что он испорчен).

Вот, нашла пояса в печальном виде, зато подробно:

Есть как просто в талию, так и с концами. Еще платье можно было подпоясывать кожаным широким ремнем с металлической пряжкой.

Платья из ситца и шерсти можно было носить с ткаными шерстяными поясами. Тут я бы еще обратила внимание на то, как сочетаются шали и платья: тафта и шелк - к шелковому платку и "рипсовой" шали, шерстяное - с клетчатой теплой, ситцевой - с ситцевым платочком.

По поводу ношения платьев. Есть сведения, что Мезени в нач. 20 века платья были одеждой замужних женщин. На Мезени молодые замужние женщины на праздники надевали платье из тафты, а к нему — бархатный или парчовый повойник с повязанными по околышу «кустышками»; на плечи накидывали «рипсовую» шаль. Такой наряд молодых женщин назывался «в кустах» и считался самым богатым.
Вот кусты без дамы (кстати, материал пионерских галстуков очень хорошо имитирует кустышки):

Вид спереди

И дама "в кустах" со старинной карточки:

А еще вместе с платьями носили галоши, перчатки и зонтики.

Читайте также: