Панцершоссы как сшить

Обновлено: 19.04.2024

Вопрос состоит в том, как правильно кроить носок и подошву, если речь идет о шоссах второй половины-конца 14 века?

Есть известный вариант кроя по Карлсону, согласно шоссам Бокстенского человека:


Однако, в этом варианте кроя на подошве готового изделия получается крестообразный шов:

По этой причине мне данный вариант не очень нравится.

Мне больше нравится вариант, где подошва безо всяких швов пришивается целиком.
Вопрос в том, имеет ли историческое обоснование вот такой вариант кроя?

Есть ли артефакты или изображения, подтверждающие такой вариант кроя?

Да ничем не мешает. Есть мнение, что для более позднего варианта шосс (конец 14 в.) другой вариант более подходящий. Он и лучше подходит, если подшивать плотную подошву. Но не хватает четкого обоснования. Поэтому - ищу источники.

Изменено: Lad, 16 Июль 2010 - 03:19

Да ничем не мешает. Есть мнение, что для более позднего варианта шосс (конец 14 в.) другой вариант более подходящий. Он и лучше подходит, если подшивать плотную подошву. Но не хватает четкого обоснования. Поэтому - ищу источники.

Есть мнение, что такого рода выкройка характерна для 16 века+, а в конце 14 века как раз выкройка идентичная Бокстэнской.
Рекомендую озадачить себя прочтением вот сего опуса Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland "Textiles and Clothing, c.1150-c.1450 (Medieval Finds from Excavations in London)"

Изменено: fra Bertrand de Gaston, 16 Июль 2010 - 12:18

Для того чтобы понять смысл содержащийся в источнике, нужно исходить не из идеи, будто люди всегда, мыслили и чувствовали одинаково,— наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в источнике запечатлено иное сознание, что перед нами — «Другой»

постараюсь откопать еще ссылки

Ок верио велкомнир тиль Данмарк!
". Наши методы вас не касаются. справки были наведены в самых компетентных слоях астрала. "
Ники : chainic , Lyot

Для того чтобы понять смысл содержащийся в источнике, нужно исходить не из идеи, будто люди всегда, мыслили и чувствовали одинаково,— наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в источнике запечатлено иное сознание, что перед нами — «Другой»

это фотографии из древней-древней костюмной книги, аж 20 годов. других фото этих "штанишек" увы нет.
хотя некоторые атерфакты оттуда можно встретить в интернете, по поиску. вот эти штаны -чулки я не искала.

Изменено: elena balashova, 16 Июль 2010 - 23:43

Ок верио велкомнир тиль Данмарк!
". Наши методы вас не касаются. справки были наведены в самых компетентных слоях астрала. "
Ники : chainic , Lyot

elena balashova, спасиб) интересные шоссы.

fra Bertrand, читал я сей опус (Textiles and clothing), но лондонскими находками 14 век не ограничивается. Ясно, что выкройка по бокстонским шоссам подходит. Но вполне возможно, подходит не только она. Интересно обосновать что-то еще.

А чем обосновано мнение, что приведенная мной выкройка, характерна именно для 16в ?

Лад, подобного кроя (стопа) чулочки сохранились с конца 15 века, это чулки какогото монашеского ордена, не женские ли бенедиктинские? я посмотрю сейчас.

Ок верио велкомнир тиль Данмарк!
". Наши методы вас не касаются. справки были наведены в самых компетентных слоях астрала. "
Ники : chainic , Lyot

Обосновывать надобно имея факты на руках, а у вас таких фактов нет. В таких случаях это обычно называют пресловутым "притягивать источники на собственную лажу".

А чем обосновано мнение, что приведенная мной выкройка, характерна именно для 16в ?

Изменено: fra Bertrand de Gaston, 18 Июль 2010 - 01:27

Для того чтобы понять смысл содержащийся в источнике, нужно исходить не из идеи, будто люди всегда, мыслили и чувствовали одинаково,— наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в источнике запечатлено иное сознание, что перед нами — «Другой»

Шоссы - один из самых сложных предметов гардероба в отношении кройки и шитья. Но тем не менее, реконструктору средневековой Европы без них вот вообще никак. Поэтому в помощь нам может придти:

1. Книга "Medievals tailor assistant"

2. Лайфхаки, приобретенные с опытом.

Но перед тем, как говорить о раскрое давайте обратимся к ткани.

Состоятельными людьми в холодное время носились преимущественно суконные шоссы с льняным подкладом. Летом же одевали шоссы из тонкого материала.

Важно знать, что шоссы должны идеально сесть по фигуре, поэтому рисуем выкройку и режем исключительно по диагонали. Так же вполне нормально несколько раз примерять и подшивать шоссы.

То, что ткань перед раскроем стирается - уже не обсуждаем :)

Итак, приступим к раскрою.

Многие реконструкторы используют указанную выше книгу в качестве удобного источника, потому что там представлены выкройки реально найденных исторических костюмов. Одно но - книга на английском. Но человеку более-менее понимающему язык, не составит труда разобраться.

Исторически самыми древними по праву можно считать так называемые "круглые" шоссы. Их верхний край округло очерчивал верхнюю часть бедра. В 13 и начале 14 века в них заправляли длинные брэ. Крепились шоссы шнурками от брэ. Позже пришли в моду остроугольные модели, просуществовавшие в некоторых местах аж до 15 века.

Давайте посмотрим на выкройку таких шосс. Это рисунок из книги "Помощник средневекового портного".

Одна шосса состоит из 3 частей - сама шосса, ступня и носок. Буквами обозначены места, которые сшиваются.

Мерки, которые нам понадобятся

1. Длину - от верхушки подвздошной кости до пола по внешней части

2. Высоту лодыжки - также от самого верха до выступающей косточки на лодыжке.

3. Обхват бедра. Меряем в самой широкой части около паха.

4. Обхват лодыжки. Также по косточке.

5. Высота сидения. Меряем сидя перпендикулярно от верха до стула.

6. Внутренняя длина ноги. Перпендикулярно от паха до пола.

7. Уровень колена. Также от верха до самой выступающей части

8. Высота бедра. От верха до самой широкой части также перпендикулярно.

Далее строим выкройку основы

Лучше всего чертить выкройку на черновой ткани, она пригодится нам для примерки и подгонки. За основу берем срединную линию, отмечаем на ней длину изделия и высоты основных точек (бедра, колена и лодыжки). От этих точек стоим перпендикуляры объемов. Оставшаяся часть от бедра до верха должна равняться высоте сидения. Чтобы получить верхний острый треугольник надо просто прочертить прямые линии от бедра до середины верха. Далее либо плавными линиями сами, либо при помощи лекал соединяем точки объемов. Должна получиться симметричная выкройка. Далее сшиваем деталь, и примеряем. Это понадобится для удачной выкройки носка.

Выкройка носка

Примеряем деталь. С боков оставляем длину до пола. Работать будем с передом носка. Отмечаем 2 точки на линии подъема стопы, симметричные относительно середины стопы, и рисуем буквы "М". Глубина треугольника не должна заходить за пальцы. Поскольку пятка и бока прикрыты, остается выкроить верх носка.

Выкройка верха носка

Все также на ноге примеряем верхнюю деталь, так чтобы она входила в вырез, и с запасом закрывала пальцы. Поскольку у всех разный размер ноги, и могут быть какие-то особенности, общей выкройки нету. Используем также кусочек черновой ткани, сначала обрисовываем, потом вырезаем и примеряем. При необходимости - дорабатываем.

Всем известна фотография мюнхенских панцершосс, но не всем понятна их трактовка. А как насчет аналогичной пары панцер рукавов?

Атефакт риписывается Густаву Адольфу (1594-1632). И имеет внешнюю сторону такую же как у панцершосс, но. изнутри все еще сохранились пластины! Находка не единственная в своем роде, есть еще одна, датируемая 16 веком, английская.

В 14 веке тоже втречаем упоминания подобных пластинчатых рукавов, например в списках сэра Джнона Мармадюка (1311):

j aketon rubeum cum manucis de Balayn xl s (красный акетон с рукавами китового уса)

Еще подобные рукава упомянуты в анналах Винчестерского Колледжа: "две пары пластинчатых рукавов"

Или в списках арсенала Тауэра (1353, 1360, 1362 г.): "aketoners of plate", один из которых описывается, как корпус стеганного акетона с рукавами подбитыми пластинами с позолоченными головками заклепок.

Есть еще косвенные упоминания о пластинчатых доспехах в испанских законах, с рукавами достигающими кисти. И так далее.

Продолжаем тему кройки и шитья средневековой одежды. И на очереди "прокачанные" сшивные шоссы с гульфиком.

Сшивные шоссы тоже предполагались двухслойными - шерсть/сукно и лен.

Кроить также следует по диагонали - штанины должны хорошо тянуться, и сесть идеально.

Итак, чем же сшивные шоссы отличаются раздельных:

- Штанины сшиты между собой сзади

- Имеется клинышек на промежности

- Они доходят до уровня талии

- Подвязываются к верхней куртке (дублету)

Итак, первый способ - сложный, и требует некоторых навыков в раскройке:

Нам понадобятся следующие мерки:

Дн - длина ноги по внутренней стороне (меряем перпендикуляр от паха до пола)

Вс - высота сидения (меряем сидя перпендикуляр сбоку от линии талии до сиденья стула)

Ол - объем лодыжки

Ул - уровень лодыжки (меряем как и ДН, только до лодыжки)

Об - объем бедер

Все остальные мерки рассчитываются математически по таблице:

Не забываем о припусках для швов

Потом часть слева, которая на рисунке ниже выделен серым, отрезаем, пришиваем справа, чтобы получился вырез и "отросточек"

Собственно, получается готовая штанина.

Второй способ:

Собственно, берем черновую ткань, которая по свойствам похожа на "чистовую", и исходя из параметров заказчика вырезаем примерную выкройку, как на картинке выше (лучше конечно взять побольше размер). Длину берем от пят до талии + 5 см, в ширину - обхват самой широкой части бедра + 5 см. Делаем отросточек (лучше пошире, минимум 5 см)

Важно правильно сложить штанину: "отросточек" должен оказаться на попе

Носочек и пятка делаются также как и в раздельных шоссах. (ссылка на них выше)

Далее сметываем штанины, пришиваем к ним носочек и пятку, и можно приступать к коррекции.

Важно, чтобы ткань хорошо прилегала к внутренней стороне бедра, однако небольшой припуск в 1-2 см допустим для того, чтобы можно было комфортно сесть или наклониться. Также штанина должна хорошо прилегать к икре и быть настолько свободна вокруг лодыжки, чтобы стопа свободно проходила.

Для этого в черновой выкройке необходимо сесть, встать и понаклоняться, и при необходимости - внести коррективы. Также доводим до идеала носок.


Простежка косым "кирпичиком", выделенное колено, пришитый носок и удобная шнуровка на голени.

Верх - лён, 2-3 слоя ватина, подкладка Х/Б, шнуровка на голени.
Панцершоссы состоят из двух слоев льна с простеганной подкладкой из мягкой ткани, хлопка, шерсти или ваты между слоями.
Основным источником для реконструкции панцершосс служат, так называемые, мюнхенские панцершоссы.
Ни на одном из источников по панцершоссам нет латной защиты ног, за исключением латных наколенников, одеваемой на панцершоссы, что может говорить о том, что панцершоссы носились как самостоятельная защита ног. Однако, если присмотреться к фотографиям «мюнхенских панцершосс», то можно заметить, что на задней стороне колен нашиты кольчужные полотна небольшого размера. Из этого можно предположить, что на «мюнхенские панцершоссы» надевалась полная латная защита ног, а кольчужные полотна защищали открытые места на задней стороне колен. Подобные рассуждения можно встретить. Однако однозначным фактом приведенные рассуждения назвать нельзя и они требуют дальнейшего исследования.
Характерными цветами для кюисс и панцершосс были белый, коричневый, красный, зеленый и синий.
Кюиссы и панцершоссы надевались либо на нижнее белье (бре), либо на гражданский вариант раздельных шосс.
Кюиссы и панцершоссы обычно крепятся к внутренней подкладке гамбезона или поддоспешника, либо привязываются через сквозные отверстия снизу поддоспешника.

Читайте также: