Пишет красками художник сапоги сошьет

Обновлено: 28.03.2024

Игра в рифму «Доскажи словечко»

Какие профессии начинаются со звука А?

Поезд водит . (машинист).

Пашет поле . (тракторист).

Самолетом правит . (летчик).

Клеит книги . (переплетчик).

В школе учит нас . (учитель).

Строит здания . (строитель).

Красит стены нам . (маляр).

Мебель делает . (столяр).

Песни нам поет . (певец).

Торговлей занят . (продавец).

На станке ткет ткани . (ткач).

От болезней лечит . (врач).

Лекарства выдает . (аптекарь).

Хлеб печет в пекарне . (пекарь).

Пишет красками . (художник).

Сапоги сошьет . (сапожник).

Часы починит . (часовщик).

Погрузит краном . (крановщик).

Рыбу ловит нам . (рыбак).

Служит на море . (моряк).

В машине возит груз . (шофер).

Хлеб убирает . (комбайнер).

За свинками следит . (свинарка).

Доит коров всегда . (доярка).

Главный в поле . (агроном).

Звезды знает . (астроном).

Ходит в горы . (альпинист).

Вглубь плывет . (аквалангист).

В доме свет провел . (монтер).

В шахте трудится . (шахтер).

В жаркой кузнице . (кузнец).

Кто всех знает — . (молодец).

2. Игра «Исправь ошибки»

« Послушай внимательно, исправишь обязательно!»

Водитель управляет самолетом. (Пилот управляет самолетом)

Тракторист учит детей. (Учитель учит детей)

Повар приготовил вкусный зуб. (Повар приготовил вкусный суп)

К больному пришел грач. (К больному пришёл врач)

Садовник поливает цветы из линейки. (Садовник поливает цветы из лейки)

Водитель сидит за кулем. (Водитель сидит за рулем)

3. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Что принес нам почтальон? Поднимают плечики.

С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.

Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

5. Игра «Чьи предметы?»

Чтобы человек любой профессии хорошо работал, люди придумали и изготовили инструменты и предметы.

Дети выполняют задания карандашом на листочках, нарисуйте что необходимо рвзличным профессиям.

6. Игра «Кому принадлежит фраза?»

- Как вас подстричь? А челку покороче? (Парикмахеру)

- Дети, здравствуйте! Начинаем урок чтения. Откройте учебники на 45 странице. (Учителю)

– Несите кирпич, цемент.(Строителю)

– У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: А-а-а. (Врачу)

– Сколько вам взвесить конфет? С вас 50 рублей! (Продавцу)

7. Игра «Мужчина-женщина»

(певец-певица, художник-…, тракторист-…,учитель-…, писатель-…, птичник-…,дояр-…, танцор-…,летчик-….).

6. Совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Оборудование: П/К с изображением профессий; мяч; флажки; предметные картинки (врач, художник, водитель, уборщица, парикмахер, фотограф, фен, ножницы, расческа, ножницы, зеркало, пульверизатор,
гаечный ключ, плоскогубцы, машинное масло, отвертка,
фонендоскоп, машина скорой помощи, лекарства, шприц,
нитки, иголки, ножницы, швейная машинка, метровая лента,
пожарный, огнетушитель, предупреждающие знаки, пожарная машина) стол.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Как называется ваш детский сад? Кто вас сюда приводит? А что в это время делают ваши папы и мамы, когда вы в детском саду? (дети отвечают).
А вы знаете, кем работают ваши родители? (дети отвечают).

- Врач, продавец, пожарный, повар, строитель, учитель – как можно назвать одним словом? (профессии)

- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много.

- Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?» на тему «Профессии», для того чтобы ещё больше узнать о профессиях. Я буду ведущей, а вы будете знатоками. За правильный ответ вы получаете красный флажок, а если вы ошибаетесь, я получаю зелёный флажок.

3. Артикуляционная гимнастика. (Задание № 1 от логопеда.)

Чтоб красиво говорить

Нужно с язычком дружить.

Раз – мы дружно улыбнулись.

Два – уселись на качели.

Три – на лошади скакали.

На четыре – поболтали.

Пять – по зубкам постучали.

Шесть – мы в «часики» играли.

Семь – лаками словно кошка.

Восемь – спела нам гармошка.

Девять – сделали грибок.

Десять – ротик на замок.

- Молодцы, вы заработали первый красный флажок.

4. Игра в рифму «Разные профессии» (с мячом) (Задание № 2 от шахматиста)

В школе учит нас . учитель.
Строит здания . строитель.
Поезд водит . машинист.
На тракторе пашет . тракторист.
Самолетом правит . летчик.
Красит стены нам . маляр.
От болезней лечит . врач.
Пишет красками . художник.
Сапоги сошьет . сапожник.
Рыбу ловит нам . рыбак.
Служит на море . моряк.
В машине возит груз . шофер.
На барабане нам сыграет . барабанщик.
В магазине мусор уберет . уборщик.
В баскетбол играет . баскетболист.
На велосипеде едет . велосипедист.
В шахматы играет . шахматист.
На скрипке сыграет . скрипач.
Песни нам поет . певец.
Кто всех знает . МОЛОДЕЦ

- Молодцы, вы заработали второй красный флажок.

5. Игра «Четвёртый лишний» (Задание № 3 от балерины)

Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)

Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника.)

Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера.)

Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.)

- Молодцы, вы заработали третий красный флажок.

6. Пантомима «Угадай профессию» (Задание № 4 от актрисы)

Ребенок изображает профессию, которая нарисована на картинке. Остальные дети отгадывают кого он показывает (врач, художник, водитель, уборщица, парикмахер, фотограф).

- Вы заработали еще один флажок!

7. Игра «Нелепицы» (Задание №5 от инженера).

- Послушайте предложения и исправьте ошибки.

Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.

Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

Птичница кормит цветы, а цветовод выращивает цыплят.

- Молодцы, вы заработали пятый флажок.

8. Игра «Кому это нужно для работы?» (Задание № 6 от врача.)

На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.

Парикмахер – фен, ножницы, расческа, ножницы, зеркало, пульверизатор.
Шофер – гаечный ключ, плоскогубцы, машинное масло, отвертка.
Врач – фонендоскоп, машина скорой помощи, лекарства, шприц.
Швея – нитки, иголки, ножницы, швейная машинка, метровая лента.
Пожарный – огнетушитель, предупреждающие знаки, пожарная машина, рукав.
Командир – план, солдаты, военная техника, оружия.

9. Физминутка.

Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

10. Игра «Назови звуки», «Раздели на слоги» (Задание № 7 от крановщика)

- Назовите первый и последний звуки в словах — названиях профессий, посчитайте сколько слогов.

Слова: рыбак, скрипач, доярка, ткач, почтальон, маляр.

11. Дидактическая игра “Расскажи о профессии” (Задание № 8 от летчика)

- Ребята, на доске висит схема. Она поможет нам составить рассказ о профессии. Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.

Что это за профессия

Что делает человек данной профессии

Что необходимо для работы ….

Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.

Это врач. Он работает в больнице. Врач осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства.

Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей. Для работы ему нужны доска, мел, учебники, рабочие тетради.

Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска.

- Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали.

12. Итог логопедического занятия.

- О чём мы говорили на занятии? (о профессиях) В какую игру мы играли? Игру заканчивать пора. Подводим итоги нашей игры. Я не заработала ни одного флажка. Победа за вами! Я вас поздравляю!

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР.

ВложениеРазмер
professiidokument_microsoft_word_16.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

  • совершенствовать навыки звукового анализа;
  • совершенствовать умения детей в составлении схем предложений;
  • закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
  • Активизировать и развивать словарь: уметь подбирать синонимы и антонимы;
  • активизировать и развивать лексико-грамматический строй речи: продолжать учить образовывать новые слова;
  • развивать связную речь;
  • развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
  • развивать общую моторику.
  • развивать общеречевые навыки: проговаривать скороговорки,
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • воспитывать самоконтроль за речью;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
  • формировать познавательный интерес, желание учиться.

1. Психогимнастика.
«Будильник»
Логопед. - Утро. Проснулся будильник. Потянулся. Улыбнулся. Широко открыл глазки и быстро-быстро заморгал ими. Понял, что пора звонить. Глубоко-глубоко вздохнул и зазвенел. (Рррррррррррррр)

Дети выполняют соответствующие движения.

Л. – Зачем нам нужен будильник? (. чтобы не проспать на работу).
Л. – Сегодня мы будем говорить о труде, работе людей. Садитесь на свои места.

Л. - Нам пришло письмо, и принес его (кто?) почтальон. Посмотрим, что в нем?

- В письме карточка. Интересно, что в ней написано? (Игра «Договори словечко»). Я начну предложение, а вы его закончите.

2. Игра «Договори словечко».

В школе учит нас . учитель.
Строит здания . строитель.
Поезд водит . машинист.
На тракторе пашет . тракторист.
Самолетом правит . летчик.
Паркет выложит . паркетчик.
Красит стены нам . маляр.
Мебель делает . столяр.
Пишет красками . художник.
Сапоги сошьет . сапожник.
Часы починит . часовщик.
Погрузит краном . крановщик.
За свинками следит . свинарка.
Доит коров всегда . доярка.
В доме свет провел . монтер.
В шахте трудится . шахтер.
Песни нам поет . певец.
Кто всех знает . МОЛОДЕЦ!

Л. – Вы назвали много слов. Скажите, что все они означают? (Профессии людей) . Правильно.

Л. – Значит, что такое профессия?

Д. - Профессия – это работа, дело, которым занимается человек.

Л. - Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий».

Л. - Первая улица, на которую мы пришли – это улица скороговорок. Послушайте фразу и отгадайте, человек какой профессии так говорит: «Открой ротик и сделай «Чашечку» из язычка.

Л. – Что делает логопед?

Д. – Логопед учит детей правильно и красиво говорить.
Л, - Давайте вспомним и произнесем скороговорки о профессиях.

3. Проговаривание скороговорок. (Работа над четкостью дикции и интонацией).

Д. – Кто ткет ткани? (Ткет ткани ткач).

Д. – Кто ловит рыбу? (Рыбу ловит рыболов).

Д. – Кто чинит часы? (Часы чинит часовщик).

  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.

Д. - Кто печет из теста? (Из теста печет пекарь).

Д. – Кто крышу крыл? (Крышу крыл кровельщик).

Л. – Молодцы. Идем дальше. Следующая улица книг. Послушайте фразу и отгадайте, человек какой профессии так говорит: «Что вам предложить почитать?»

Д. – Это библиотекарь.

Л. – Что делает библиотекарь?

Д. – Библиотекарь выдаёт книги читателям.

Л. – Перед нами две книги. В одной живут слова – приятели, а в другой слова - неприятели. Книги случайно упали с полки, и все слова перемешались, остались только картинки. Давайте вернём слова на свои места.

4. Подбор синонимов и антонимов к словам-действиям.

Л. – У каждого из вас есть картинка. Посмотрите на неё. Скажите разными словами, что делают дети: (девочка думает, размышляет; мальчик ломает, разрушает, девочка смеётся, хохочет; мальчик кидает, бросает; девочка прыгает, скачет).

Л. – А теперь давайте подберём слова противоположные по смыслу: Строить – ломать, опускать – поднимать, смеяться – плакать, сидеть – стоять, откручивать – закручивать.

5. Физминутка «Как живешь?»

Л. - А теперь посмотрим, как вы умеете работать и отдыхать.

  • Как живешь?
  • Вот так!
  • Как бежишь?
  • Вот так!
  • Как ты спишь?
  • Вот так!
  • Как стираешь?
  • Как суп варишь?
  • Вот так!
  • Как ты шьёшь?
  • Вот так!
  • Как стрижешь?
  • Вот так!
  • Как стену красишь?
  • Как машину водишь?
  • Вот так!
  • Как на гитаре играешь?
  • Вот так!
  • Как лампочку меняешь?
  • Вот так!

Дети показывают соответствующие движения.

Л. – Молодцы. Идем на улицу слов. Ответьте, кто может так сказать: «Дети, надеваем чешки и идем в музыкальный зал».

Д. – Это воспитатель. Воспитатель воспитывает детей.

6. «Как будет называться профессия?» Закрепление навыка словообразования профессий.

Л. – Давайте поможем ребятам из старшей группы образовать названия профессий, состоящих из двух слов.

  • Труба чистить – трубочист;
  • рыба ловить – рыболов;
  • звёзды считать – звездочёт;
  • собака водить – собаковод;
  • под водой лазить – водолаз;
  • скала лазить – скалолаз;
  • земля копать – землекоп,
  • пчел водить – пчеловод;
  • хлеб печь – хлебопек;
  • лес рубить – лесоруб.

7. Образование глаголов движения с помощью приставок.

Л. – Мы пришли на следующую улицу. Здесь мы слышим фразу: «Куда вас подвезти?» Кому она может принадлежать?

Д. - Водителю. Водитель управляет автомобилем.

Л. – Перед вами картинки. Расскажите, как передвигается машина.

Д. – Машина отъехала от дома и т. д. (по картинкам).

8. Д/и «Инструменты».

Л. – Ребята, мы пришли с вами в магазин инструментов. Нам нужно купить три предмета. А вот что это за предметы вы должны отгадать. Схема слов: _И_А (пила), И_ _А (игла), _О_И_ (ножик).

Л. – Что делают этими инструментами? (Пилой пилят, ножиком режут, иглой шьют).

9. Разбор предложения.

Л. – Вот новая улица. Послушайте следующую фразу и отгадайте, человек какой профессии так говорит: «Я хочу нарисовать ваш портрет».

Д - Это художник.

Л. – У нашего художника нет красок. Куда он пойдет за ними?

Д. - Художник пойдет в магазин.

Л. – Художник купил в магазине краски. Что я произнесла?

Л. – Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое. Назовите маленькое слово – предлог. С какой буквы будем писать предложение, что поставим в конце предложения? Проведите разбор предложения.

Л. – Назовите последнее слово в предложении. ( Краски ). Сколько слогов? Назовите первый слог. Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук, дайте ему характеристику и т.д.

Дети проводят звуковой разбор слова краски.

Л. - Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. На минутку закройте глаза и представьте, кем вы будете, когда вырастите, что будете делать, и для чего вы это будете делать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект будет полезен для педагогов, проводящих коррекционно-развивающие занятия. Конспект поможет организовать занятие по теме "Профессии", подобрать задания для занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Профессии и их многообразие"»

Дата проведения: 18.02.2020.

Форма проведения: индивидуальное занятие с учащимся 4 А доп. Класса.

Место проведения: ГБУ КО «Школа-интернат».

Тема занятия: профессии, их многообразие.

Цель занятия: Формирование у учащегося представления о многообразии профессий.

- закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащегося о профессиях;

- прививать интерес у учащегося к миру профессий;

- способствовать обогащению словарного запаса ребёнка;

- развивать интерес к профессиям, внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку;

- воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

I. Приветствие, актуализация знаний прошлого занятия, обозначение темы и основных целей занятия.

Предлагается следующее упражнение для разминки:

Улыбнись скорее (поворот туловища влево - вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик и щечки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево - вправо).

Разотрем ладошки сильнее – сильнее (трут),

А потом похлопаем дружнее – дружнее (хлопают).

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем (трут ушки).

Будьте все здоровы. (Руки в стороны).

II. Основная часть занятия:

1. Попробуй догадаться, для чего нужны люди профессий, о которых говорится в этих строках. Подбери к ним рифмовки и произнеси.

Труд строителя всем…(нужен),

Нужен всем и вкусный…(ужин),

Доктор, чтобы всех…(лечил),

И учитель, чтоб …(учил).

Лётчик нужен, чтоб…(летать)…

Ну а ты кем хочешь стать?

2. Беседа о том, что такое профессия. Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь

Каждое утро взрослые члены твоей семьи уходят на работу. Как ты думаешь, для чего нужны профессии?

В мире существует тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаешь ли ты их – это мы сейчас проверим.

3. Игра «Закончи пословицу»:

Кто не работает… (тот не ест).

Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).

Труд человека кормит… (а лень – портит).

Кто любит труд… (того люди чтут).

Без труда не вынешь… (и рыбку из пруда).

Что же такое профессия?

В словаре русского языка С.И.Ожегова дано такое толкование: “Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности”.

Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.

Ученику предлагается вспомнить профессии, которые он знает.

4. Загадки о профессиях.

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолёт

На верёвочке везёт.

Он готовится к полётам,

Значит вырастет… (пилотом).

У пилота Боря-друг

Красит краской всё вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит вырастет… (художник).

У художника сестрёнка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит вырастет… (певица).

У певицы есть соседи –

Близнецы Денис и Федя.

Кашу варят вечерами,

Значит будут… (поварами).

Повара с Валерой в ссоре,

Он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты,

Значит будет… (депутатом).

Депутат с Мариной дружит,

С той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина

Стать мечтает… (балериной).

Балерина дружит с Дашей.

Даша кормит с ложки кашей

Воспитатель ходит в школу

Вместе с мальчиком весёлым.

Ян жонглирует мячом,

Значит, будет… (циркачом).

Ян-циркач знаком с Иваном,

Недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном

И мечтает стать… (шпионом).

У шпиона есть братишка.

Коля любопытный слишком,

Он наукой увлечённый,

Наш учёный с другом Васей

Плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван

Вася – храбрый… (капитан).

Капитана Ксюша с Жанной

Заразили кашей манной.

А потом лечили щами.

Стать хотят они… (врачами).

У врачей есть три подружки –

Наряжаются в подушки.

Галя, Машенька и Вера

По призванью… (модельеры).

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет… (поэт).

У поэта – брат Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Стёпа – юный… (дрессировщик).

Дрессировщик с другом Димой

Целый день искали мину.

Дима банку под забором

Закопал, чтоб стать… (сапёром).

У сапёра – старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Лёва – будущий (спасатель).

Наш спасатель ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать… (ветеринаром).

У ветеринара Томы

Мышки все ушли из дома.

Их найдёт всех опросив,

Тима, местный (детектив).

Детектив наш на диване

Отыскал заколку Ани.

Аня учит роль Алисы,

Чтобы стать большой… (актрисой).

Для актрис – аплодисменты

И цветы, и комплименты.

Крикнул Анечке: “Мотор!”

Слава – кино… (режиссёр).

Режиссёр театр забросил,

Пол он с Данькой пылесосил.

Окружающий мир дорог

Даньке. Будет он… (эколог).

У эколога сосед

Сколотил сам табурет,

А ещё для птичек дом.

Значит, станет… (столяром).

Был столяр на дне рожденья

У Володи в воскресенье.

Папа Вовке автомат

Подарил, чтоб рос… (солдат).

Все солдаты ходят строем.

Ордена раздал героям

И обратно в бой послал

Рома – храбрый… (генерал).

Генерал в отставку подал,

Ведь его погоны продал

Толя, маленький хитрец,

Продавец зимой Олегу

Продал три сугроба снега.

Крепостей Олег лепитель –

Он – потомственный (строитель).

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, всем говорит,

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор, врач)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (Пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (Строитель)

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит. (Шофер)

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)

В самолете полетели (покружиться вокруг себя)

И шоферами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь у нас в руках (руки перед собой «держим руль»)

Быстро едим просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладем ровно кирпичи (руки перед собой, согнуты в локтях)

Раз – кирпич и два, и три- (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри! (соединить руки над головой)

Вот закончена игра, нам на стульчики пора.

5. - Игра «Угадай, какая профессия у человека?» (педагог называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, учащийся должен угадать эту профессию).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек осуществляет себя и утверждает делом.(…) выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1)Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста на него (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста –

повествование, которое помогает наглядно представить действия,

движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сверлИшь суетлИва слИвовый снятА Эксперт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее семьдесят пяти рублей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась возможность собраться с мыслями.

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату, расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

5) По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

1) загорелый, расстелить, умирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший

3) пожалеть, хранитель, действительный

4) макать (хлеб), загорелый, собирать

5) проявляющийся, разуверять, сочетание

1) нед..верчивый,пр…бабушка, п…дписать

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра

3) пр..воз, пр…думать, пр…шк

4) бе..ценный, не..гибаемый, чере…чур

5) в..ются, видеос..ёмка, в…юга

1) перекра..вающий, подпрыг…вающий

2) удоста..вая, локт…вой

3) черешн..вый, ливн…вый

4) дешёв..нький, син…ватый

5) створч…тый, бревенч…тый

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

5) родители науч..т, завис. щий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (НЕ)ДОСЫПАЛИ вместе со мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (НЕ) РАСПУСТИЛИСЬ почки.

Долина, ещё (НЕ)ОЗАРЯЕМАЯ солнцем, лежит в дымке тумана.

В окна, (НЕ)ЗАНАВЕШЕННЫЕ шторами, вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЁННАЯ смысла, озадачила Ивана.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и (2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для всех странников, для всех любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещера. (2)Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. (3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом, отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу туда. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.

(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4) И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. ». (5)Сам он после операции мог лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях. (7)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (10)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой общительности за ним не замечалось.

(13)Всё же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась.

(14)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение. (18)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(25)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (26)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (27)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (28)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. »

(29)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (30)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (31)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (32)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (33)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (34)Я смотрела и любовалась. (35)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

(36)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю. (38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того красивые- нигде таких, паря, нету.

(44)— Иван Михайлович все верно говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. (46)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

(По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя.

5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

2) Предложения 23-24 поясняют предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится повествование.

24. Из предложений 3 - 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. В произведении Н.И.Батыгиной рассказывается об удивительном человеке – Иване Михайловиче. Её добрые воспоминания о нём описаны с помощью тропа (А) _____ (предложение 2). Этот отзывчивый человек не может пройти мимо чужой беды, помогая всем, кто вместе с ним находится в больничной палате. О его заботе свидетельствует такой троп, как (Б)______ (предложение 8: «ухаживал… как нянечка»), и синтаксическое средство (В) _______ (предложение 9). Используя троп (Г) _______ («восстановленного покоя», «трогательный намёк»), автор рисует изменения, которые произошли с Володей благодаря заботе Ивана Михайловича.

3) однородные члены

6) вводные слова

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: