Плат для причастия как сшить

Обновлено: 25.04.2024

Вопрос о плате для Причастия. ⇐ Вера и духовная жизнь

Модератор: Topolek

Меня вот мучает вопрос:
Во-первых плат для причастия кладут на одежду прихожанам, а он весь пропитан КРОВЬЮ ХРИСТОВОЙ.
Во-вторых, алтарники разве омывают руки после того, как держат плат?
Да и как его вообще можно ПОСТИРАТЬ после использования?

Роднуша, плат, конечно же, стирается. Стирают его в тазике специальном, а воду после выливают в непопираемое место (колодец или другое закрытое от хождения сверху ногами место). У нас стиркой занимаются диаконы.
И алтарники руки омывают, а вода сливается в то же непопираемое место.

У нас в храме платы не стирают, ими заведует мой муж, я их шью много из простого красного ситца для гроба. Муж использует два плата - один для Причастия, другой затирочный, чтобы вытирать чашу после Литургии. Как только плат для Причастия пачкается, муж заменяет его на новый, а этот делает затирочным, а старый затирочный сжигает. ( понаписала, еле сама разобрала что) таким образом мы их не стираем и экономим. Когда стопочка новых платов заканчивается, муж напоминает мне, что пора шить платы!

Роднуша: Во-первых плат для причастия кладут на одежду прихожанам, а он весь пропитан КРОВЬЮ ХРИСТОВОЙ.
Во-вторых, алтарники разве омывают руки после того, как держат плат?

Подскажите пожалуйста, какого размера должен быть плат для Причастия?

44 на 66 см в готовом виде - не слишком маленький?

Плат для Причастия - 200809211646_big.jpg

Не будем плакать и малодушествовать, смотря на то, что жизнь наша печалит и томит сердце (прп. Феодор Студит)

Ааа, понятно. Спасибо!

60*80 в самый раз. а если из х/б или из льна, то его нужно немного "простирнуть" в теплой воде без порошков и т.д., руками, чтобы потом хорошо влагу впитывал. и отгладить хорошо

бывает-ткань линяет, от порошка бывает запах остается. ну и руками то, да с молитвой-лучше чем постирать на бездушной машинке

лучше все же х/б или лен. да и не столько уж вам много нужно ткани чтобы о деньгах беспокоиться. и для Бога-все лучшее

просто я говорю по опыту. а запах-от порошка остается (хоть не много, но все же), после затирания таким платом потира, запах порошка немного остается. я лично брал плат, заливал теплой водой, и с мылом (лучше без запаха) стирал. здоровья большого не надо. ведь согласитесь, церковные вещи, а уж тет паче те, которые будут использоваться при божественной Литургии, должны изготавливаться руками,с молитвой. ведь всегда изготовленное руками ценилось всеми (а уж те более Господом, для которого сделан плат). какая будет вам награда за плат, в изготовлении которого вы принимали только косвенное участие?

Меня вот мучает вопрос:
Во-первых плат для причастия кладут на одежду прихожанам, а он весь пропитан КРОВЬЮ ХРИСТОВОЙ.
Во-вторых, алтарники разве омывают руки после того, как держат плат?
Да и как его вообще можно ПОСТИРАТЬ после использования?

Изображение пользователя Инок Андрей.

3893

Вышил плат , но мне показалось что чегото не хватает , можете посоветовать ? какой можно еще вышить узор?

Изображение пользователя Elena Samukova.

Может какой нибудь орнамент.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Инок Андрей.

Может быть но какой?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elena Samukova.

А вы нажмите поиск, а там например напишите "Орнамент для плата". Может там что нибудь появится.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Что Вы имеете ввиду под платом для причастия? Покровцы?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Инок Андрей.

Нет, плад для причастия , тот плат когда нам после причастия Утирают уста .

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя nadia.

А разве на нем что-нибудь вышивают? Разве что по краю. Да и это не очень удобно для его употребления - его потом не постираешь (если где-то он доживает до постирания, чаще сжигают) . И вышивка должна быть двусторонней, или вышито на самом краю, который будет закрыт подгибкой.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Инок Андрей.

Как я знаю там можно вышить Надпись молитвы, " Тело Христово приимите и источника бесмертного вкусити" а на углах можно или кресты или херувимов , но с херувимами я представил не очень то и хорошо будет смотреться так как край он особенно и постоянно используеться для утирания, так что лучше мне наверно что то в центре вишить, или крест или еще что то.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Олейникова Наталья.

Не надо вышивать этот кусок ткани.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elena Samukova.

Простите, если посоветовала что-то не то. Я ещё много чего не знаю, мне сёстры у вас ещё многому чему надо научиться.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Князева Ольга.

Вот что нашла в ин-нете, но это машинная вышивка.

3895

Платы для причастия и заготовки для

тамошних кошелёчков и чехол для подставки под книги.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Князева Ольга.

В православных магазинах посмотрите, которые торгуют церковной утварью. Чаще всего просто как у вас орнамент по краю и всё.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Его же стирают! А вышивкой только губы царапать.Не вижу смысла- столько труда и либо стирать и потеряет вид, либо сжечь.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Не благоговейно серафимами (!) утирать наши грешные уста.

Чувство меры надо иметь. Столько вышивок в храме необходимо в других местах . дай, Боже, сил и здоровья, чтобы хватило нас на эту работу .

Ольга, на снимке, по-моему, покровец неразрезной, а не плат для утирания уст.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Князева Ольга.

Людмила, сама удивилась, но это подпись к картинке в поисковике Яндекс на слова:Плат для причастия. Раздел: картинки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Инок Андрей.

Спаси Господи Сестры, за советы я решил его таким оставить.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя nadia.

Марк, это верное решение. Я тоже считаю, что крест не элемент "декора" - имже вся вселенная держится.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Лия.

Кликните восьмое фото. Тоже вроде плат для Причастия.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elena_Balashova.

Мне кажется, это илитон. Вот они как раз могут быть вышитыми. Я видела, продаются. Это плат, в который заворачивают антиминс. Сестры, но многие священники отрицательно относятся к вышитым илитонам, а вышитый плат для причастия, боюсь, вообще не поймут, так как это расходный материал, который в случае чего просто сжигается. Объясню почему (объяснения священников). В вышивку могут забиться мелкие частички Тела, а Кровь из него вычистить вообще будет невозможно. Вы знаете, что вещи, обрызганные или залитые Кровью, не стирают? Их по возможности сжигают.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pater-peter.

Платы с вышивкой мне нравятся (но не золотом. ) Есть готовые, с машинной вышивкой, довольно симпатишные и практичные.
Илитоны, тоже с вышивкой довольно интересные.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Пожалуйста, поделитесь опытом пошива облачения (индитиона) на Престол.

1.Как правильно сделать выкройку для облачения крестообразной формы?
2.Нужно ли стирать парчу и галун с металлической нитью перед началом работы?
3.Нужно ли ставить облачение из парчи на подкладку?
4.Какое количество пуговиц или позвонков должно быть с каждой стороны? (по 6?)
5.Как правильно пришить петли и пуговицы, чтобы облачение хорошо село?
6.Есть ли какие-то секреты в этой работе?
7.Можно ли где-то об этом прочитать?

Сестры, пожалуйста, помогите советами. Чем скорее тем лучше!
За все ответы заранее благодарна.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя о. Дионисий.

1.Выкраиваете одну деталь верха и четыре боковых. На верхней припуски со всех сторон, на боковых только сверху и слева у каждой детали (слева - наподобие шлицы, заворачивается под соседнюю деталь, чтобы не проглядывал остов престола)
2. Достаточно прогладить с обильным паром.
3. Думаю нет. На каркас престола должна шиться "колпаком" сплошная нижняя одежда (срачица) из льна, так что в подкладке нет нужды.
4. Сколько хотите (зависит от высоты престола), но 6 точно мало.
5. На одном уровне друг с другом. :-) Пуговицы пришивайте тоже на петле (не сразу на парчу, а в ножку пуговицы продентье шнур (что и петля, только меньше), а его конец уведите под галун - как и петлю).
6. Только если сами придумаете. Секрет везде один и тот же - ювелирная точность.
7. В настоящем Руководстве.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Отец Дионисий, благодарю за столь быстрый и исчерпывающий ответ.
". на боковых только сверху и слева у каждой детали (слева - наподобие шлицы, заворачивается под соседнюю деталь, чтобы не проглядывал остов престола)" - мне встречался вариант, когда такие шлицы делались на двух лопастях с двух сторон, а у двух других края просто оторачивались галуном.
Есть ли принципиальная разница как сделать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя о. Дионисий.

Делайте как Вам удобно - в конце концов это технические детали для достижения вполне технических целей.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Можно петли, которые одеваются на пуговицы, сделать из шляпной резинки. Тогда сидит хорошо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо, очень ценный совет, обязательно учту.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Helen.

А можно и без пуговиц. В некоторых храмах делают на липучках, говорят удобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Мы еще делали с завязками (по желанию заказчика), потом бантики внутрь убираются.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я делала и на липучках, и на пуговицах, и на крючках. На липучках мне не понравилось, грубовато.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

О.Дионисий, не очень поняла насчет шлицы. По углам облачение разве не сшивается? Если оно сшито ничего же не будет просматриваться. Или я совсем ничего не понимаю. Разъясните, пожалйуста; для меня это актуально. Может схемку дадите?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Сшитое по углам облачение неудобно хранить. Лучше, чтобы расстегивалось.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Застёгиваться должно по всем четрём углам, может достаточно двух углов?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Сшитое не только хранить, но и одевать на престол неудобно.

Кроме того, облачение на престол, которое имеет со всех сторон разрезу будет лучше "сидеть". Да и как-то, на мой взгляд, должно быть единообразно.

Почему Вас так пугает крестообразная форма индитии? Удобнее же такую шить

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

НЕ пугает, удивляет. Вы считаете, что так лучше будет сидеть? Но вверху, наверное, всё-таки нужно немного застрочить или достаточно будет шва, который соединит крышечку с боковинами? Кстати лён-не очень легкая ткань для крышечки?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Отсутствие боковых швов (вместо них пуговицы) даст некоторую свободу ткани, то есть если Вы ювелирно точно в полмилеметра размера не попадете, то пуговки-петли это скроют

Шва достаточно, на мой взгдяд. Лен - хорошая прочная ткань, ничего с ней не случится.

Сомневаетесь в технологии пошива - сделайте макет (совершенно из любой ткани). Ну допустим 1 к 6. Будет маленькая копия индитии (если престол, допустим, метровый, то копия - 15-16 см будет) - сразу все сложности (или наоборот простота) технологического плана Вам станут понятны

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я так понимаю, хорошо уже то, что изчезает метровая строчка, которую надо выполнить очень ровно. Запаха в 10см. будет достаточно?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо,Jelena, сейчас что-то прояснилось. Очень красивое облачение.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Очень рада, что нашла такой замечательный сайт.Очень нужна помощь. Мы заказали для храма жертвенник и престол и индитии со срачицами. Когда заказ выдали , оказалось что пуговицы только впереди застегиваются с двух сторон от креста. На срачицах тоже только один лепесток передний застегивается, а может быть он сзади застегивается? не знаю. И еще верхний квадрат у индитии престола выкроен из льна . Это так и должно быть? или это об ясняется экономией дорогого шелка.?Нам нужно еще заказывать облачения на престол и жертвенник другого цвета.Может быть нам выбрать другую мастерскую? Посоветуйте пожалуйста.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elena_Balashova.

у нас так же выполнено. пуговки обращены к противоположной от царских врат стороне, когда облачение на престол и жертвенник одевается, а сверху на престол полагается пелена, так что льняная вставка закрывается.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Alla_A.

У нас застёгиваются все 4 угла, как и рекомендовано выше.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо большое что отозвались.А что значит пуговки обращены к противоположной от царских врат стороне.Мы заказывали облачения для храма в далеком поселке новгородской области и были неприятно удивлены , когда в софринском магазине( на который была основная надежда) нас встретили очень неприветливо. Образцы тканей посмотреть не дают, говорят , что неизвестно , какая ткань будет из такой и сошьют.Как сошьют не говорят, Ответили , что как положено так и сошьют.Первый раз встретились с таким грубым обслуживанием со стороны приемщицы.В такую даль приехали и нисчем уехали. Потом заказали в Скинии.Хотя бы ткань выбрали сами.Хотели тоже , чтобы застегивались все 4 угла, но когда получили заказ, теперь не знаем как разобраться. А говорили , что знают как шить.Теперь наверное будем сами все делать.Подскажите пожалуйста, если у срачицы и индитии только два передних угла застегиваются на пуговки, то и срачица и индития застегиваются впереди или например, индития впереди , а срачица с противоположной стороны у стены.(на жертвеннике)

заранее благодарю, Храни Вас Господь!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария..

Вообще индитии на престол и одеяние на жертвенник шьют с застежкой по 4м углам.

Я индитии на престол и одеяние на жертвенник шила как-то с застежками спереди, т.е. одна, передняя часть поднимается, остальные углы зашиты, так попросили. Все полностью из парчи, без подкладки. Спереди кресты. По всем углам и снизу отстрачивала галуном. У меня ткань была с рисунком, потому все части отрезные.

На пелене по середине крест плоский. Если престол шире ширины ткани, то швы лучше сделать по бокам, чтоб они свисали с престола, иначе можно опрокинуть Чашу.

Их не так сложно шить, главное чтоб посадки швов не было сильной.

Как одевать срачицу я не знаю, думаю это не принципиально, там же нет креста. Насколько я знаю срачицу одевают при освящении престола, она без застежек, перевязывается лентами и с престола не снимается:

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Шила срачицы на престолы и жертвенники, просто чехлом, без застежки. Но можно и с застежкой, чаще всего, одной, и делается сзади. Сверху на одежде на престол может быть другая ткань, в этом ничего такого нет, ведь сверху престол покрывает пелена. Индития на престол может быть с одной застежкой (сзади) , двумя или четырьмя. Думаю, МАРИЯ1, вам смущаться нечем.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария..

Если уж решите где-то в Москве шить, то лучше идите на подворье Соловецкого монастыря, там все таки подешевле и нормальные люди:

Думаю им можно позвонить и предварительно договориться.

Но наверняка и в Новгороде есть у кого пошить.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Огромное Всем спасибо за то, что помогли разобраться и за поддержку.Когда храм будет освящен попробуем выставить фото.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Зинченко Маргарита Витальевна.

Простите, непоняла, а запах по бокам индитии надо пристрачивать к верхней столешнице или оставить свободным?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Фанна.

Добрый день.У меня картинки не подгружаются. Есть еще варианты, чтобы просмотреть?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Tetiana.

Добрый день! Если ли у кого-то полная инструкция, как шить облачение на Престол? Не совсем понятен момент по углам - как сделать запах ткани, чтобы углы были полностью скрыты?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Честно говоря, долго думал, поднимать ли эту тему, но в конце концов решил – надо. [1] Я вряд ли «открою америку» если скажу, что глазами специалистов определенного профиля, процесс Причащения выглядит как минимум негигиенично. Действительно, многие люди, представляющие нашу доблестную медицину, называют причиной своего отказа от участия в таинстве именно этот момоент. Но так ли важно, что мы называем причиной? Не повод ли это на самом деле? Впрочем, сейчас речь немного не об этом.

Технически все происходит, или должно происходить следующим образом: первыми к чаше подносят младенцев, затем подходят мужчины, потом женщины, а после них – дети и подростки. Правда, причина этой субординации вовсе не гигиеническая; такой порядок отражает, прежде всего, иерархию внутри общества той эпохи, когда он зародился. Ей же самой он и обусловлен. Когда именно он зародился – вопрос спорный, да и – опять же - не об этом я сейчас.


Суть претензий со стороны медработников заключается главным образом в том, что для таинства используется одна и та же ложка, а точнее лжи́ца – именно так называется этот прибор. Этот тезис достаточно бездумно принимают и тиражируют откровенно далекие от Православия люди, видимо не понимая, что логика и сама жизнь явным образом утверждают обратное. Чтобы было понятно, назовем этих людей «медиками» [2] .

У меня нет статистических данных, но я не думаю, что среди священнослужителей смертность по причине инфекционных заболеваний выше, чем среди людей вообще. Чаще смерть священников носит насильственный характер, но я и не об этом тоже. Рассуждая логически, и учитывая исторические реалии можно приблизительно предположить, что, если бы были правы «медики», то Церковь Христова кончилась бы если не в первые же два-три века, когда было распространено причастие из одной чаши, что тоже - если продолжать рассуждать в русле тезисов «медиков» - способствует распространению инфекций [3] , то как минимум после IV века: церковное предание приписывает введение в обиход лжицы самому святители Иоанну Златоусту [4] .


Но лжица в Причастии – не самое страшное. Есть вещи гораздо страшнее. И это не иконы, к которым прикладываются все приходящие в храм и не напрестольный крест, к которому тоже прикладывается весь храм, но он хотя бы иногда в воде бывает. Я говорю о причастном плате. Его основная функция – устранение следов Святых Даров с мест соприкосновения Их с телом причащающихся, или говоря высоким штилем – утирание уст. [5] А рот, как известно, самое антисанитарное место человеческого организма, и тут врачи со мной согласятся. Как правило, одним и тем же платом утирается весь храм, начиная со священнослужителей в алтаре, и заканчивая последней, приковылявшей к Святым Тайнам бабулькой.
Этот же плат используется так же для вытирания Чаши и вышеупомянутой лжицы, но эта функция в принципе безобидна. Страшно то, что платы не стирают. Никогда! Их по мере износа заменяют на новые, а старые сжигают в особом месте, поскольку они носят на себе следы Тела и Крови Христовых. О временны́х сроках службы причастных платов я из своей небольшой практики не имею никаких представлений, но - факт - меняются они не раз в неделю и даже не раз в месяц, а служат иногда годами.

Однако, несмотря на видимую внешним людям антисанитарию, Церковь не становится рассадником инфекций. Почему? От Святых Даров и всего, что к ним прикасается заразиться НЕВОЗМОЖНО! Маловерные и внешние этого никогда не поймут, ибо раз логика и факты для них ничто, то что уж говорить о Священном Писании [6] , которое для них и вовсе, в лучшем случае просто культурное наследие, а в худшем - ничего не значащие сказки. А своим не нужно ничего объяснять – они и так в курсе. Таким образом мы имеем дело просто с еще одним поводом к отказу от участия в таинстве Церкви, и рассматривать это нужно не более чем повод.

[3] Эта практика, кстати и до сих пор существует, но далеко не везде. В нашей Церкви она тоже есть, но так причащаются только священнослужители.

[5] Согласно лекционным данным, причастный плат дал начало такой детали диаконского облачения, как орарь.

Читайте также: