Почему герой изменился когда задумал сшить новую шинель

Обновлено: 02.03.2024

Башмачкин-мертвец отбирает у обидевшего его генерала шинель: "А! так вот ты наконец. " Кадр из фильма Алексея Баталова "Шинель" (1959). В роли Акакия Акакиевича - Ролан Быков.

Башмачкин-мертвец отбирает у обидевшего его генерала шинель: "А! так вот ты наконец. " Кадр из фильма Алексея Баталова "Шинель" (1959). В роли Акакия Акакиевича - Ролан Быков.

Как реагируют люди на то, что их лишают самого ценного? Оправданы ли агрессия и месть, наше желание наказать врага и во что бы то ни стало восстановить справедливость? Это одни из важнейших вопросов, над которыми заставляет задуматься повесть "Шинель".

Сделав своим идеалом предмет материального мира, некогда ведший праведную жизнь Башмачкин переживает нравственное падение. По мысли Гоголя, бесконечную любовь Акакия Акакиевича к вещи порождает испытанная персонажем нужда, социальная несправедливость.

Когда герой становится счастливым обладателем новой шинели, его жизнь меняется. Если прежде он терпел насмешки чиновников, то теперь на краткое время становится центром внимания, его поздравляют.

Мысль о том, что приобретение новой вещи может настолько поменять отношение к тебе окружающих, неприятна. Вряд ли тебе захочется общаться с этими людьми. Простодушный Башмачкин не умеет анализировать происходящее, он просто стыдится и пытается отговариваться от приглашения одного из коллег на вечер. Чиновники отвечают ему, что это "неучтиво, что просто стыд и срам", так что персонажу приходится отказаться от своей привычки к замкнутому существованию и пойти в гости. Герой как по рельсам катится к роковым обстоятельствам и к своей главной беде: с таким трудом приобретенная шинель будет украдена ворами во время возвращения Акакия Акакиевича из гостей.

Меняются обычаи и привычки персонажа. Ещё только строя планы о пошиве шинели, он чуть было не ошибается во время переписывания. Живший очень скромно и никогда не предававшийся удовольствиям, герой воспринимает день с новым предметом как "самый большой торжественный праздник". Он любуется обновкой, смеется над своей старой шинелью-"капотом" (капот - женская домашняя одежда, похожая на халат). Если прежде Башмачкин и дома после обеда переписывал для своего удовольствия, то теперь он пребывает в праздности:

"Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так, немножко посибаритствовал на постеле. "

Сибаритствовать (от слова "сибарит") - вести праздный образ жизни, быть изнеженным роскошью. (Просто издевается Гоголь над нищим героем!) "Постеля" - так называли постель во времена Пушкина и Гоголя, отсюда устаревшая форма "в постеле".

Помните, как необычно начинает вести себя с появлением новой шинели прежде живший подобно отшельнику и не замечавший ничего, кроме букв и ровных строк, Акакий Акакиевич? Герой рассматривает красиво освещенный вечерний Петербург и пешеходов, фривольную картину в витрине магазина - на картине, к слову, изображена женщина, обнажившая "недурную" ногу. После созерцания картины в голову персонажа, возможно (автор говорит, что не уверен в этом), приходят обычные мыслишки: "Ну уж эти французы. " Возвращаясь из гостей, Башмачкин даже "подбежал было вдруг" за какою-то дамой.

После того как воры крадут шинель героя на пустынной площади, он безуспешно пытается обратиться за помощью в полицию, а затем и к "значительному лицу" - генералу.

Образ генерала, изображенного в повести, заслуживает особого внимания. В общем-то, этот человек сам виноват в том, что призрак умершего Акакия Акакиевича напугал его чуть ли не до смерти и отобрал у него шинель. "Значительное лицо" стало значительным лишь недавно, генерал всячески старался усилить свою значительность. Сегодня мы сказали бы, что, выбравшись, как говорится, из грязи в князи, новоиспеченный высокопоставленный чиновник был весьма закомплексован. Он выработал целую систему обращения с подчиненными и просителями, основанием которой была строгость, на досуге старался избегать разговоров с теми, кто ниже его чином, отрывистым и твердым голосом репетировал перед зеркалом фразу "Что вам угодно?", которая должна была быть обращена к несчастному просителю. Разве мало таких начальников? Узнаваемый образ.

Проявив высокомерие и равнодушие, генерал начинает "распекать" (яростно ругать) Акакия Акакиевича за недоверие к секретарям и неуважение к порядку делопроизводства, называя Башмачкина, которому было уже за пятьдесят лет, молодым человеком. Распеченный "маленький человек" обмер, пошатнулся, а затем вышел на улицу и сильно простудился, добираясь домой.

Перед смертью, находясь в бреду, Акакий Акакиевич становится совершенно непохожим на себя. Он даже «сквернохульничает», «произнося самые страшные слова» в адрес высокопоставленного чиновника, который не только не помог ему, но ещё его и «распёк». Безусловно, так Гоголь образно показывает бунт «маленького человека» против всей социальной системы. Однако оспаривать свое униженное положение, протестовать против несправедливости Башмачкин способен лишь в бессознательном состоянии, в бреду. Данный эпизод повести может быть сопоставлен с «бунтом» погрузившегося в сумасшествие, грозящего медному Петру I Евгения – героя поэмы Пушкина «Медный всадник», также мелкого чиновника.

Повесть имеет неожиданную фантастическую развязку: Акакий Акакиевич превращается в привидение, «под видом стащенной шинели сдирающее со всех плеч, не разбирая чина и звания», шинели и шубы. Фантастический финал произведения – утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо строгого «значительного лица» – лицо смягченное, подобревшее:

Это происшествие сделало на него [генерала] сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: "Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?"; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело.

Установление справедливости возможно лишь при фантастическом повороте событий, что говорит о полной безысходности положения главного героя.

Сама мысль об осуществлении возмездия противоречит христианским взглядам Гоголя: нелепо и безрадостно звучит то, что даже бессмертная душа героя оказывается охваченной «идеей шинели», идеей мщения.

Необыкновенно передает мысль о том, что некогда беззащитный, "незлобивый" Башмачкин должен был бы отказаться от мести, автор мультфильма "Шинель" Юрий Норштейн:

Вообще это очень сложное состояние - стыда за что-то. Тебе, к примеру, может быть стыдно за то, что на твоих глазах взрослый человек ругает своего маленького ребенка, и ты понимаешь, что ребенок беззащитен и не может ответить тем же, поскольку еще маленький. И в нем копится оскорбление от взрослого человека, и в этот момент происходит что-то страшное, поскольку у ребенка нет возможности растворить непосильную тяжесть. Или изжить ее из себя, как это делает любой, с нашей точки зрения, слабый человек. Но в этот момент, как мне кажется, тот, кто чувствовал себя сильным, господином ситуации, на самом деле разрушает себя. И кроме того, он воспитывает в другом, зависимом от него человеке возмездие. И тот, другой, когда почувствует свою силу, он отдаст, возвратит ее кому-то еще, но уже в тройном, четверном размере. Так что унижающий растит будущую месть в униженном.

"Шинель" пронизана этим чувством, и в конце концов ведь повесть заканчивается тем, что Акакий Акакиевич - привидение мстит, и мстит не одному человеку, а всему миру. Он срывает шинели со всех, в том числе и с такого же, как он, маленького, не способного кому-то противостоять человека, "флейтиста, свиставшего когда-то в оркестре". Да, на самом деле, это страшная повесть. Я ее воспринимаю как часть какого-то библейского мотива, какой-то главы из Библии. ("Снег на траве")

Как мы видим, сложно утверждать, что победа осталась за призраком Акакия Акакиевича, добившимся своего - укравшим шинель генерала, ведь для того чтобы восстановить социальную справедливость, Башмачкин прошел путь падения. Значит, к сожалению, не "маленький человек", приобретший силу, изменил мир вокруг, а жестокий, равнодушный мир изменил его.

Но и это еще не всё. Обратимся к загадке финального эпизода. Помните? После исчезновения привидения Акакия Акакиевича появляется еще один призрак.

Внимательно читая повесть, можно заметить, что описание людей, укравших шинель Акакия Акакиевича на пустынной площади и появляющегося в финале второго «привидения» схожи: «преогромные усы», «кулак величиной с чиновничью голову» – эти характерные детали нельзя обойти вниманием. Второе «привидение» – не мертвец, а живой преступник-вор – не было поймано, так как его испугался и отпустил «по природе своей несколько бессильный» полицейский-будочник. Такую трактовку финального эпизода повести в свое время предложил В. В. Набоков. Автор "Шинели" ненавязчиво показывает нам, что настоящий преступник остается безнаказанным, что социальная справедливость не может быть достигнута.

Тематика повести "Шинель" включает тему «маленького человека» и тему чиновничества.

Проблематика произведения социальная и нравственная. Первая проблема, поднятая в повести, - это проблема социальной несправедливости – власти чина («у нас прежде всего нужно объявить чин»), бесправия, забитости, униженности «маленького человека» – бедного чиновника, проблема несправедливого общественного устройства.

Вторая проблема нравственная, христианская. Это проблема обезличенности, деградации главного героя, деформации его личности, проблема утраты человеческих качеств высшими чинами, равнодушия людей, отсутствия сострадания к «маленькому человеку».

Идеи произведения следующие. Во-первых, несправедливо устроенное общество должно измениться. Во-вторых, главный герой не должен быть настолько зависим от материальной стороны жизни; согласно христианской идее, что все люди – братья, высокопоставленному чиновнику нужно сменить свое равнодушие к «маленькому человеку» на сострадание.

Больше о повести "Шинель" читайте в статьях:

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник. Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питал­ся духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только под­черкивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).

Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? Статус А. А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам. Он стал счастливым. Он ходил по улицам с гордостью, то что он сам заработал себе на такую шинель.

Когда Башмачкин узнал, что ему придется приобрести новую шинель, был в крайней растерянности и отчаянии, т. к. денег на нее у него просто напросто небыло.. . После того, как Акакий Акакиевич "овладел" шинелью, он стал более открытым, радостным человеком с немного повышенной самооценкой, в отличие от прежней жизни. После того, как у него отобрали шинель, Башмачкин стал морально подавленным, жалким, не видящим в этой жизни ничего радостного. Примерно так.


Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное. но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», - пишет Гоголь.
.

Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник. Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питал­ся духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только под­черкивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).

Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? Статус А. А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам. Он стал счастливым. Он ходил по улицам с гордостью, то что он сам заработал себе на такую шинель.

Задания 5(10) и 6(11) - это задания с развернутым ответом ограниченного объёма - 5 - 10 предложений , - так называемые "маленькие" сочинения. В критериях их проверки есть пояснение, что указание на объём условно, главное - содержательность ("при наличии глубоких знаний ученик может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли может достаточно полно ответить в меньшем объёме").

Действительно, экзаменуемый легко пишет текст рекомендуемого объёма. Иногда приходится даже сжимать сочинение, чтобы успеть написать работу, ведь на экзамене по литературе едва хватает времени. Следует чётко распределять время или даже писать сочинения сразу в бланк, без черновика. Итак, главное - содержание, а объём менее важен.

Задание 5(10)

Задание 5(10) - самое простое сочинение (базового уровня). Нужно ответить на вопрос по предложенному фрагменту текста или стихотворению. Если написание других сочинений требует обязательного знания содержания произведений, заучивания стихотворений наизусть (книг на экзамене нет), то во время выполнения этого задания Вы пользуетесь текстом. Нужно анализировать текст и размышлять. Задание 10 - по лирике - оставляет, как кажется, у половины школьников впечатление трудного: язык стихотворения образный, сюжет лирический (нет последовательных событий), глубокий смысл сконцентрирован в небольшом количестве строк.

Несмотря на относительную простоту задания, требования к сочинению и критерии его проверки сложны. Это вообще особенность ЕГЭ по литературе (и не только?).

Максимальный балл - 6 баллов .

1. Если по критерию 1 "Соответствие темы заданию" ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

2. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 "Привлечение текста для аргументации" ставится не больше 1 балла.

3. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 ставится не больше 1 балла, а по критерию 3 "Логичность и соблюдение речевых норм" - 0 баллов.

1. Соответствие ответа заданию - 2 балла.

Ответ на вопрос должен свидетельствовать о понимании текста приведенного фрагмента или стихотворения, должен быть содержательно соотнесен с задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации - 2 балла.

Для аргументации суждений текст должен привлекаться на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п. Баллы снижаются, если текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений
о содержании, допущена хотя бы одна фактическая ошибка, авторская позиция искажена.

3. Логичность и соблюдение речевых норм - 2 балла.

Задание 6(11)

Задание 6(11) более трудное (повышенного уровня). Нужно подобрать для сопоставления одно произведение ( не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) и сопоставить его с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Следует помнить фамилию автора, название подобранного произведения, содержание обоих сопоставляемых произведений, уметь находить и аргументировать текстом обои п произведенийроизведений их сходства и различия в рамках поставленной темы. Обратите внимание: в 2022 г. задание изменено!

Максимальный балл - 8 баллов .

1. Если по критерию 1 "Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом" ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

2. Если по критерию 2 "Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации" ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом - 2 балла.

Нужно назвать произведение, указать его автора и убедительно сопоставить произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Баллы снижаются, если сдающий экзамен забывает указать автора или произведение, если произведение сопоставлено с предложенным текстом формально (т. е. "экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления").

Допускается указание автора без инициалов, если наличие однофамильца не существенно для восприятия содержания.

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации - 4 балла.

При сопоставлении для аргументации текст должен привлекаться на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п. Баллы снижаются, если текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании, если допущена хотя бы одна фактическая ошибка, авторская позиция искажена.

4. Логичность и соблюдение речевых норм - 2 балла.

Не должно быть логических и речевых ошибок.

Чтобы более подробно ознакомиться с критериями, воспользуйтесь демонстрационным вариантом с сайта ФИПИ или сборником типовых экзаменационных вариантов 2022 года, например 30 вариантами под редакцией С. А. Зинина.

Пример выполнения заданий 5 и 6 по повести Н. В. Гоголя "Шинель"

Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? Размышления об этом чуть не навели на него рассеянности. Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул «ух!» и перекрестился. В продолжение каждого месяца он хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели, где лучше купить сукна, и какого цвета, и в какую цену, и хотя несколько озабоченный, но всегда довольный возвращался домой, помышляя, что наконец придет же время, когда все это купится и когда шинель будет сделана. Дело пошло даже скорее, чем он ожидал. Противу всякого чаяния, директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей; уж предчувствовал ли он, что Акакию Акакиевичу нужна шинель, или само собой так случилось, но только у него чрез это очутилось лишних двадцать рублей. Это обстоятельство ускорило ход дела. Еще каких-нибудь два-три месяца небольшого голодания — и у Акакия Акакиевича набралось точно около восьмидесяти рублей. Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться.

Текст, привлеченный для аргументации, выделен курсивом.

5.1. Почему характер Акакия Акакиевича начал меняться, когда герой задумал сшить новую шинель?

Характер Акакия Акакиевича начал меняться, когда герой задумал сшить новую шинель, так как маленький чиновник жил настолько бедно, что переоценил материальный мир и стал от него зависимым. Необходимость пошива предмета одежды Башмачкин искаженно воспринял как важнейшее в его жизни, судьбоносное событие.

Так, Гоголь иронически изображает полное самоотречения существование решившего копить деньги на шинель героя. Акакий Акакиевич был намерен в продолжение целого года не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, ходить по улицам осторожнее, чтобы не изнашивать подметок. Детали, упоминаемые автором, могут показаться нам абсурдными, гротескными.

Писатель также использует иронию и гротеск, создавая образ будущей шинели - "приятной подруги жизни" - и описывая чувства Башмачкина. Герой "питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели", "существование его сделалось полнее, как будто бы он женился". Говоря о приобретенных Акакием Акакиевичем целеустремленности, решительности, душевном огне, Гоголь создает пародию на романтического героя, некую подвижническую жизнь. Причудливым образом шинель заменяет "маленькому человеку" важнейшие духовные ценности.

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), героя которого можно отнести к тому же литературному типу, что и Акакия Акакиевича. В чем этот персонаж схож с Башмачкиным (или чем отличается от него)?

Гоголевского Акакия Акакиевича можно отнести к литературному типу "маленького человека". Герой того же типа изображён, например, в поэме Пушкина "Медный всадник" .

В пушкинском произведении, так же как в "Шинели" Гоголя, присутствуют мотивы невосполнимой потери и бунта главного героя. Гоголевский Башмачкин утрачивает шинель, иронично названную автором "приятной подругой жизни", а вместе с ней смысл существования. Утрата настолько велика, что, заболев и находясь в бессознательном состоянии, "маленький человек" "сквернохульничает" (произносит "самые страшные слова") в адрес генерала, а после смерти и вовсе фантастическим образом превращается в привидение, мстящее за себя - "сдирающее со всех плеч, не разбирая чина и звания", шинели и шубы. Отомстив обидевшему его "значительному лицу", призрак исчезает.

Бедный чиновник Евгений теряет невесту невесту Парашу, любовь к которой придавала смысл всей его жизни. Мы видим, что Евгений оглушен шумом внутренней тревоги, впадает в безумие от горя, не возвращается домой. Увидев памятник Петру I, герой улавливает связь между своей потерей и петровскими преобразованиями, а потому грозит самодержцу: "Добро, строитель чудотворный. Ужо тебе. " Однако персонаж бессилен перед исторической необходимостью. Испуганный преследованием медного всадника, он смиряется, начинает обходить памятник стороной, снимая картуз и не поднимая смущенных глаз. Показана духовная и физическая смерть героя.

Несмотря на сходство судеб героев, Гоголь изображает Башмачкина по законам сатиры, а Пушкин показывает индивидуальную судьбу "маленького человека", однозначно вызывающего сочувствие.

Читайте также: