Подушка под поясницу в автомобиль своими руками сшить

Обновлено: 19.04.2024


После тоуарега (предыдущая машина) хочется большего комфорта. Поэтому я пошел дальше и решил замутить регулируюмую с кнопки поддержку поясницы.

На avito был закуплен тонометр с автоматическим накачиванием.


Собственно в качестве подушки я и буду использовать подушку от тонометра.
Тонометр разобран, оттуда достат моторчик, он работает от 6V, а у нас в машине +-12V.
Поэтому был докуплен импульсный стабилизатор напряжения


Это такая штука, которая чтобы ни подавали на вход (естественно в определенных границах), на выходе выдает фиксированную величину. На фото видны параметры.

И в тонометре стоит "нормально-открытое" реле — то есть, когда на него не подано электричество, клапан реле открыт, и воздух оно не держит.
Соответственно, я приобрел "нормально-закрытое" — то есть, когда на него подается электричество, оно открывается, в остальное время клапан закрыт, и воздух из подушки не выходит.
Также была приобретена 2-х позиционная кнопка (как от стеклоподъемников).

дальше собрана такая схема:


Нажимаем на одну сторону кнопки, подушка накачивается, на другую — подушка сдувается.

Ну и проверка работоспособности на столе:

О внедрении в водительское кресло писать особо нечего.
Пока на машине меняли масло, я все это туда установил.
Напомню, у меня сейчас стоит поворотное кресло от Volkswagen Sharan.
Собственно, открутил подлокотники, задрал вверх обшивку, положил подушку от тонометра, закрепил ее там, под подушку подложил твердый картон (чтобы не продавливалась металлическая решетка-рабица спинки сидения), моторчик, и всю требуху примотал изолентой под сиденьем, кнопку вывел сбоку от сидения. Пока тестирую, позже сделаю дырку в пластиковом креплении сидения и закреплю ее "по фэн шую".


Как то давно, когда еще у меня была старенькая нивка, я вам уже рассказывал, как сделать сиденье в вашем автомобиле анатомическим. Теперь, спустя 3 года могу рассказать вам, что штука это несколько спорная. У меня таких подпоров было 5 или 6 штук. Все они были использованы в Ниве, Фронтере и Гранте. К сожалению из за дешевизны материалов подпоры эти весьма недолговечны. Со временем они изгибаются восьмеркой и перестают выполнять свою основную функцию. Последний подпор у меня долго служил и в Гранте и в конце концов у него и вовсе лопнула металлическая основа, в виду чего его пришлось просто выбросить. Так вот минусов у такого подпора 2 — недолговечность и неудобства связанные с тем, что каждый раз, когда садишься в водительское кресло, он обязательно оказывается у тебя под жопой. Это мало того что ОЧЕНЬ не приятно, так его еще и приходится постоянно вытаскивать и поправлять. Еще одним минусом является то, что резинки держащие этот подпор на кресле постоянно вытягиваются и рвутся, в виду чего его просто приходится в кресло подкладывать под спину (работает и в таком виде, но неудобство создает то, что на спинке не держится и в свободном состоянии просто лежит на сидении).
Но есть весомый плюс. Когда я ездил в г. Актау, в 2017 году, а это 1400 км в одну только сторону. Подпор этот я естественно подкладывал под спину (тогда у него уже растянулась держащая на сидении резинка и его приходилось постоянно просто подкладывать) и можно сказать, что он спас мою спину! За ту поездку я в оба конца ехал почти без перерывов — 16 часов в ту сторону и потом, после двух недель нахождения в городе, 15 часов обратно. По приезду как туда, так и по возвращении обратно — ни каких проблем с поясницей я не испытал.

Вывод — штука нужная, если нет чего то лучшего. Конечно, вы скажете, что лучше купить анатомические чехлы и бла бла бла и я в какой то мере с вами даже соглашусь, но есть одно жирное НО! Во первых смотерл я чехлы на авторынках, реально анатомические в большинстве случаев у них только названия. Во вторых чехлы хорошие и качественные стоят хороших денег, не всегда они есть, а ждать, когда появятся нужные чехлы и деньги и ездить все это время вообще без подпора не вариант. Просто потому, что это ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ, здоровье ВАШЕЙ спины, ВАШЕЙ, НЕ КАЗЕННОЙ поясницы. Про чехлы скажу — да, я их искал неоднократно, но мне пока не понравилось ни чего из того, что я имел возможность обозреть. По этому по чехлам у меня готового рецепта пока нет и пользуюсь я пока вот таким колхозом. Да, знаю — колхоз, но за то спина не болит…

Но вернемся к нашей теме, и так, все мои поясничные подпоры "погибли в бою" и я уже пытался делать что то собственными руками для своей поясницы, но все подушки мягко говоря не подходят. Либо к этому вопросу надо подойти очень серьезно и сшить полноценный подпор, подобрать ремешки, валик и т.п. и рассчитать, что бы все это на кресле держалось либо опять сделать колхоз, который придется постоянно подкладывать под спину, что весьма не удобно. И вот ближе к концу августа сего года (2018) попался мне в местном трипер-маркете (в Дине) вот такой вот подпор поясничный ортопедический:




Наполнитель, как вы уже заметили из фото — луза гречихи. В этой подушечке есть замок и если его открыть, то лузу можно посмотреть воочию, можно высыпать или поменять при необходимости. Подпор довольно жесткий на ощупь но на вид сильно маленький. Я бы даже подумал, что от него не будет толку, т.к. в сравнении с выше упомянутым поясничным подпором, выглядит он мягко говоря в габаритах скромно. Тем не менее я решил купить, дабы потестировать сей девайс и сделать свои выводы.

Как то я его поставил в машину и благополучно сразу отписать отзыв забыл. Да и времени честно говоря не было. В общем катаюсь уже почти 3 месяца, полет что называется — отличный. И так, впечатления — во первых да, он удобный! Не смотря на небольшой с виду размер — его полностью хватает. Я сажусь за руль, подкладываю его под спину и просто расслабляюсь. Поясница сразу чувствует поддержку. Больше снова нет ноющей боли! Скажу даже более того, с недавнего времени я снова поменял посадку за рулем. Моя посадка стала снова как у водителя иномарки, я просто ложусь в кресло, полностью опираюсь на подпор поясницей и полулежа так еду, получая удовольствие. Будто снова в БМВ пересел или еще в какую комфортную иномарку. А был момент, когда я просто тупо ездил с "висячей" спиной. Т.е. сидел вертикально, как на стуле. Это вызвано еще и тем, что руль в Гранте не регулируется по вылету, но наконец удобную для себя посадку я все таки сумел настроить.

Из минусов — ремни сложно зафиксировать на сидении так, что бы они не сползали с боковух. В итоге подпор получается все время ниже поясницы, его, уже после того, как я усядусь, приходится все время поднимать. Но делается это 1 раз за поездку, после чего о нем и о проблемах со спиной напрочь забываешь.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 1

В данном мастер-классе мне бы хотелось поделиться своими знаниями и умениями по изготовлению эргономичной подушки под названием «Позвоночная». Подушка будет двойной (будет состоять из нижней и верхней подушки), с внутренними перегородками и заполняться будет лузгой гречихи. Двойная подушка обеспечивает максимально комфортный сон, потому что на боку удобнее спать на двух подушках, на спине — на одной. Внутренние перегородки делают подушку более стабильной по форме и фиксируют её высоту.

В самом начале покупается тик перьевой для подушек, бязь для наволочек, нитки подходящие по цвету, пуговицы, лузга гречихи. Тик бывает 50% хлопок50% синтетика и 100% хлопок. В принципе, 100% хлопковый тик, российского производства, весьма хороший по качеству. Для изготовления одной подушки требуется приблизительно 1м на 2м тика перьевого и 1м на 1м бязи, 2 пуговицы, ниток немного и лузги гречихи примерно 1,7кг. Тик и бязь стираются в стиральной машинке. После стирки они никогда уже не сядут, а это очень важно, потому что в случае намокания подушки, нестираная ткань садится существенно, соответственно и размеры подушки меняются. Далее, после стирки идёт глажка утюгом. После всех этих процедур можно приступать к изготовлению подушки.

Изготовление нижней подушки

В самом начале покажу на картинке какой области соответствует каждая часть подушечки.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 2

1. Берётся шаблон, по нему вычерчивается 8 подушечек на тике наперном. С внутренней стороны подушечки вычерчиваются все загибы, один в один как на шаблоне.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 3

2. Далее, из ткани вырезается 8 подушечек. Затем, с внешней стороны подушечки вычерчиваются места сшивания в 1,3 см со всех сторон. Проще говоря, надо отсчитать 1,3 см от каждого края и вычертить. Получится такой прямоугольник. Места сшивания вычерчиваются во всех 8 подушечках.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 4

3. При помощи кольца ножниц у всех подушечек загибаются края со всех сторон. Края загибаются дважды, на 0,5+0,5 см, во внутреннюю сторону подушечки. Получается такой двойной загиб, за счёт которого подушечка не дербенится по ниточкам, плюс место сшивания будет более надёжным, не порвётся.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 5

4. Далее, идёт сшивание подушечек друг с другом. Сшиваются они прямоугольниками, которые соответствуют внутренним перегородкам подушки.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 6

Берутся 2 подушечки, прикладываются друг к другу этими прямоугольниками, вычерченной стороной наружу. Подушечки прикладываются одна на другую 1 к 1, ну как бы ровной стопкой, как листы бумаги для печати на принтере. Делаются закрепки ниткой с 4-х углов прямоугольника. Затем, подушечки скрепляются булавками по контуру прямоугольника. Скрепляются в 3-х местах и чуть ниже для фиксации ткани.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 7

Далее, подушечки сшиваются друг с другом на машинке. Сначала, сшивается 2 подушечки, затем к ним пришивается третья, четвёртая и так далее. В итоге получается 8 подушечек сшитых друг с другом в одну большую подушку.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 8

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 9

5. Далее, подушечки сшиваются сверху на машинке. Сшивается каждая подушечка по очереди, снаружи.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 10

Сначала, заворачиваются края и делаются закрепки ниткой по углам. В месте сшивания загибы скрепляются булавками в 3-х местах. Чуть ниже места сшивания ткань также скрепляется булавками, делается это для фиксации ткани. Затем, подушечки сшиваются сверху.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 11

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 12

После сшивания подушечки необходимо оставить немного ниток по краям для сшивания сбоку потом.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 13

6. Далее, идёт сшивание подушечек по бокам. Сшивание происходит вручную, так как на машинке неудобно достать. Для начала сшиваются бока с одной стороны. С другой стороны бока не сшиваются, делается это для того, чтобы можно было засыпать лузгу гречихи.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 14

7. Затем, идёт процесс засыпания лузги гречихи. Сначала, делаются отметки уровня засыпания подушечек. Подушечки засыпаются на 68%. Не засыпается 13 см, это расстояние и отсчитывается для отметок. Отсчёт происходит не от самого бока подушечки, а от места сшивания подушечек друг с другом. Далее, подушечки засыпаются лузгой гречихи. Две крайние подушечки засыпаются на 95%, за счёт этого одна будет выполнять роль маленького валика под шею, другая будет фиксировать макушку. В завершении, оставшиеся бока, куда засыпалась лузга, сшиваются. Нижняя подушка готова.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 15

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 16

Изготовление верхней подушки

1. . Верхняя подушка шьётся точно таким же образом, как и нижняя. Единственное отличие в том, что для неё есть свои шаблоны и при сшивании она получается чуть поменьше. Поэтому с 1 по 6 шаги делаются идентично, как и при шитье нижней подушки.

2. Засыпание лузгой гречихи. Сначала, делаются отметки уровня засыпания подушечек. Подушечки засыпаются на 75%. Не засыпается 9 см, это расстояние и отсчитывается для отметок. Отсчёт происходит не от самого бока подушечки, а от места сшивания. Далее, подушечки засыпаются лузгой гречихи. Две крайние подушечки засыпаются, как и все остальные. В завершении, оставшиеся бока, куда засыпалась лузга, сшиваются.

Изготовление нижней и верхней наволочек

1. Вычерчиваются по шаблону нижняя и верхняя наволочки со всеми загибами. Далее, вычерчиваются боковые части наволочек.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 17

2. Всё, что вычерчено, вырезается.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 18

3. Делаются загибы в 5 мм по бокам наволочек и двойные загибы 5+5 мм по краям. Делаются загибы петель, при помощи которых скрепляются нижняя и верхняя наволочки. Боковые загибы в 5 мм делаются наружу (лицевая сторона ткани). Делаются загибы боковых частей наволочек в 5 мм, тоже наружу.

4. Нижняя наволочка. Подворачиваются и сшиваются крайние загибы, те которые двойные. Сшивается петля, предварительно закреплённая булавками. Делаются закрепки в центральной части петли и сшивается второй раз, но уже по центру.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 19

5. Боковые части наволочки сшиваются с наволочкой лицом к лицу. Важно! Всё сшивание происходит с изнанки. Сначала, делаются закрепки в уголках. Затем, места сшивания фиксируются булавками в 3-х местах и чуть ниже для фиксации ткани. Далее, боковые части пришиваются к наволочке машинкой (место сшивания в 1 см от края). Сшивание коротких частей, которые определяют высоту наволочки, можно произвести вручную, так как машинкой неудобно.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 20

6. Далее, пришивается запах наволочки. Запах — это такой кармашек на наволочке, который не даёт подушке вывалиться из неё. Пришивается он сверху наволочки. Шить там надо короткий участок ткани, поэтому можно сделать вручную.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 21

7. Все боковые загибы в 5 мм (загибы внутрь) прессуются ножницами, затем сшиваются на машинке.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 22

8. Верхняя наволочка. Загибы в ней уже сделаны. Далее, она сшивается точно так же, как и нижняя наволочка, то-есть повторяются 4-7 шаги.

9. В завершении, сшивается нижняя наволочка с верхней. Верхняя петля продевается в нижнюю. Закрепляются ниткой петли по краям и в середине. Затем, петли скрепляются булавками в месте сшивания и сшиваются аккуратно на машинке. Сшивание происходит в нескольких миллиметрах от края петли, ну как логически более обосновано. В завершении, наволочка стирается, гладится, надевается на подушки. Пришиваются пуговицы на нижнюю и верхнюю наволочки. Пуговицы пришиваются посередине, как показано на картинке. Пришивать удобнее когда подушка запихнута в наволочку. Отверстие под пуговицу делать необходимо, чтобы пуговица туго через него продевалась. Обшивается отверстие нитками, делать это можно вручную либо на машинке, если есть навык. Вручную обшивание происходит нитками вкруговую и чем плотнее обшивание тем лучше.

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 23

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 24

Шьем эргономичную подушку «Позвоночная», фото № 25

Подушка «Позвоночная» готова.

В среднем, на изготовление подушки уходит 8 дней. Подушка шьётся на качество и для людей, поэтому скорость изготовления небольшая. Можно конечно увеличить скорость изготовления подушки, отменив подгибание загибов, сшивая всё на машинке, что скажется на ровности шва. Но тогда получится денежно-ориентированная «китайская безделушка», сшитая на скорую руку, ненадёжно. Такая подушка быстро порвётся и принесёт мало пользы людям. Желаю всем крепких снов и хорошего здоровья.

Вот и пришла весна, скоро начнётся автомобильный сезон, и, конечно же, хочется как-то освежить интерьер своего автомобиля. Хочу предложить мастер-класс по пошиву небольшой и довольно оригинальной подушки на подголовник автомобильного сиденья из кожи.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 1

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 2

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 3

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 4

После пошива обивок на мягкую мебель и автокресел остаются довольно большие обрезки материала, вот их и буду использовать. В данном случае это экокожа на микрофибре Standart толщиной 1,3 мм черного цвета и две полоски шириной 3 см бежевой, для окантовки. Также понадобится поролон (ппу) средней жёсткости (или другой наполнитель для подушек), замок молния тип 5, резинка шириной 2 см длинной 30-35 см, нитки для кожи (у меня это Synton 20 ) и спанбонд любой плотности.

Для начала подготовлю поролоновый наполнитель. Вы можете использовать любой другой наполнитель для подушек. Беру листовой ппу толщиной 40 мм и аккуратно лезвием от канцелярского ножа вырезаю два прямоугольника размером 24х13 см.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 5

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 6

И с помощью аэрозольного клея склеиваю их.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 7

Для того, чтобы придать передней части подушки нужную форму, делаю из картона вот такой шаблончик.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 8

С помощью канцелярского ножа срезаю кромки на передней части подушки и, используя шлифовальную насадку для болгарки, придаю поролону нужную форму.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 9

Более подробно этот процесс вы можете посмотреть в видео ролике ниже.

Можно приступить к изготовлению самой подушки. Скачиваем выкройки в формате pdf. Нарезаю из кожи квадраты 6х6 см. Для удобства использую заранее подготовленный шаблон.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 10

На одну подушку у меня получилось 18 штук.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 11

Теперь беру строительный изолон, толщиной 3 мм и вырезаю из него прямоугольник размерами, примерно, 25х35 см (лишнее потом отрежу) и приклеиваю к нему нарезанные квадраты. недостающие уголки также нарезаю из кожи и приклеиваю. У меня была кожа с уже приклеенным к ней поролоном, толщиной 5 мм. Вы же можете сначала приклеить поролон к изолону, и уже сверху приклеивать кожаные квадраты. Для этого подойдет любой клей для поролона. Вместо изолона можно использовать фетр или войлок подходящей толщины.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 12

В качестве подложки, с изнаночной стороны, подклеиваю спанбонд. Мыльным раствором удаляю следы от гелиевого стержня. Жду пару часов, чтобы подсох клей, и иду к швейной машинке.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 13

Пришиваю одну сторону, на каждый край по строчке, как показано на фото ниже. У меня бежевая нить, полиэстер №20 (для сравнения: если использовать нитки производства фабрики "Красная нить", то это, примерно №130), игла 130. Длина стежка 5 мм. Если планируете использовать более толстую нить, то и длину стежка надо будет подобрать опытным путём. Номер иглы, соответственно, тоже увеличить. Отступ от края 3 мм. Я ориентируюсь по прижимной (внутренней) лапке.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 14

Далее беру иглу для ручного шитья с затупленном кончиком, набираюсь терпения, и продевая под каждый стежок, без пропусков, прошиваю каждый шов. На фото игла изогнута, это не обязательно, прямой, в данном случае, шить удобнее. Стягивая стежки, следите, чтобы шов был одной ширины, прямой и «симпатишный». Если у вас, по какой то причине, на одной из строчки стежки убегают вперёд, то выравнивать их следует только на перекрестиях.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 15

Тоже самое повторяю с оставшимися швами.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 16

На перекрестиях поддеваем именно верхние стежки.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 17

После того, как все швы прошиты, выкраиваю переднюю вставку из получившейся детали. На выкройках, которые вы можете скачать и распечатать, указаны размеры вставки, но не забывайте про припуски на швы 10 мм по бокам нашей вставки. Вверху и внизу припуски не нужны, они уже предусмотрены на выкройке. Далее, прочерчиваю гелевым стержнем места отреза, и отступив 2-3 мм от черты прокладываю две строчки, как показано на фото. Длина стежка 3- 3,5 мм, нитки любые.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 18

Вставка почти готова.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 19

Чтобы нитки на декоративных швах не распустились, проклеиваю их на месте отреза. Клей использую «Момент Кристал» из хозяйственного магазина. Подождав минут 10, беру ножницы и обрезаю края детали.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 20

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 21

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 22

Боковые полоски на переднюю деталь выкраиваю с запасом. пришиваю их к сшитой ранее вставке. Длина стежка 4 - 4,5 мм, нитки 20 черного цвета.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 23

И сразу отстрачиваю швы на одну сторону бежевой ниткой номер 20 (той же, что и для вставки использовал). У меня длина стежка 6,5 мм.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 24

.Выкраиваю переднюю деталь по выкройке.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 25

Втачиваю в заднюю деталь молнию, вставляю бегунок, пришиваю резинку.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 26

Подготавливаю окантовки. Вырезаю две полоски кожи бежевого цвета шириной 3 см и две пластиковые жилки толщиной 3 мм.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 27

Наметываю их, можно использовать любую нитку так как шов вспомогательный. У меня это обычная бытовая машинка и самые обычные нитки.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 28

Пришиваю окантовки к боковым деталям.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 29

Все детали готовы, теперь можно их сшить между собой. Сначала пришиваю боковые детали к передней, следя за тем, чтобы новый шов быль ближе к пластиковой жилке, как бы перекрывал проделанный ранее шов.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 30

И заднюю деталь.

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 31

Шьём автомобильную подушку на подголовник, фото № 32

Выворачиваю готовую подушку, распрямляю, вкладываю внутрь подушки наполнитель. Все подушка готова!


Всем привет!
Очередные выходные в родительском гараже не прошли даром. Давно собирался сделать, перечитал кучу записей на эту тему. Главным вдохновителем был наш однополчанин StereoTipSpb. Его вариант однозначно лучший, но времени у меня было в обрез, поэтому заказывать клапан и колдовать с преобразователем напряжения было некогда. Кому-то мой вариант покажется колхозным, но мне, с уже имеющейся грыжей в пояснице, и это показалось манной небесной.
Процессе прост до безобразия.
Самое сложное было снять пластиковую спинку сиденья))) Тянуть её надо не просто вверх и на себя, как кто-то писал. Нужно за нижний край приподнять вверх, а верхний край уже потянуть на себя.
За основу был взят первый попавшийся в магазине тонометр и кусок найденного в гараже стекло-текстолита.




От тонометра отрезаем лишнее, оставляем только карман с подушкой. Отрезаем шланг с манометром и глушим подходящим болтом и хомутом.


Подушку на пластину клеил на двусторонний скотч 3М, предварительно слегка накачав (для чего думаю все понимают).



Далее запихиваем сие хозяйство под пружины в спинке сиденья, выставляем по высоте как удобно, шланг в грушей кидаем под сиденье.



Готово!)) Устройство протестировано трехчасовой поездкой из Балаково в Саратов — спина сказала большое спасибо))


Читайте также: