Саамская шапка как сшить

Обновлено: 18.04.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Саамский народный костюм. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Саамы – малочисленный коренной народ Северной Европы, который живет в основном на Кольском полуострове. На территории Швеции, Финляндии и Норвегии – около 29 тысяч человек, в Мурманской области – чуть меньше 2 тысяч. Больше всего саамов живет в Ловозерском районе. В прошлом саамы были известны под именем лопари. Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе. Саамы – малочисленный коренной народ Северной Европы, который живет в основном на Кольском полуострове. На территории Швеции, Финляндии и Норвегии – около 29 тысяч человек, в Мурманской области – чуть меньше 2 тысяч. Больше всего саамов живет в Ловозерском районе. В прошлом саамы были известны под именем лопари. Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.

Традиционный саамский костюм сочетает в себе красный, синий и желтый цвета. В ней в большом числе используются символы (их вышивали нитками или бисером), например, солнце, олени, вода. В одежде саамов используется сукно, кожа и мех, замша. Каждый костюм создается в зависимости от пола, возраста и даже семейного положения человека. Увидеть наряды во всем разнообразие обычно можно на праздниках, например, Летних или Зимних саамских играх. Основная одежда саамов, как мужчин, так и женщин - печок - зимнее глухое одеяние из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с низким стоячим воротничком. Мужской вариант короче и почти лишен украшений, подпоясывается кожаным поясом тасма, к которому подвешивается нож в кожаных ножнах. Женский печок длиннее и наряднее, ворот стягивается длинным плетеным из шерсти шнурком с кистями и бусами на конце, грудь и спина украшаются треугольниками из цветного сукна, рукава завершаются обшлагами из красного сукна с нашитыми на них полосками сукна другого яркого цвета, треугольниками и бисерным шитьем.

Марианна Медведева

СААМЫ — НЕБОЛЬШОЙ НАРОД СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ, ИЗВЕСТНЫЙ В ПРОШЛОМ ПОД НАЗВАНИЕМ ЛОПАРИ. ЕЩЕ В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ ОНИ ВЕЛИ ПОЛУКОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ПОЭТОМУ ОДЕЖДА СААМОВ БЫЛА ПРИСПОСОБЛЕНА ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ.

Мужская и женская одежда

Комплекс одежды саамов формировался на протяжении многих веков и долго сохранял свою традиционную специфику. Сезонный костюм делился на летний и зимний, в каждом из которых была повседневная и праздничная одежда. Костюмы разных групп саамского населения имели различия в головных уборах, обуви, цветовой гамме и декоре.

Нательной одеждой всех саамов была рубаха с длинными рукавами. Ее шили из хлопчатобумажных тканей фабричного производства. Ткани старались подбирать ярких расцветок: в полоску, с набивным цветочным рисунком. Поверх нижней рубахи надевали верхнюю плечевую одежду из сукна. Этот компонент костюма шился с длинными рукавами, воротником стойкой, прямым разрезом на груди и двумя швами по бокам, у скандинавских саамов он был несколько короче, чем у Кольских. Повседневная и праздничная верхняя одежда различались по качеству ткани и декору. Норвежские и финские саамы носили верхнюю одежду черного или синего цветов и называли ее гакты, кафты, а у Кольских саамов бытовала суконная одежда — юпа белого цвета у женщин и серого цвета у мужчин. Наиболее красочной была одежда саамов, проживавших в Норвегии и Финмаркине. Воротник, плечи, края рукавов, подол и разрез на груди имели богатый декор из цветного лоскута красного и желтого цветов и вышивки. Юпы Кольских саамов также украшались цветными лоскутками и бисером. На этих изделиях декор располагался на воротнике и вдоль нагрудного разреза, подол подшивался плетеной шерстяной тесьмой. Суконную одежду носили летом и в межсезонье.

Зимний комплекс плечевой одежды состоял из нательной рубахи, суконной блузы или короткой рубахи, связанной из шерсти бузурунка, и глухой меховой одежды — песка, печок. Её шили из оленьих шкур коричневого цвета мехом наружу, при носке у ворота стягивали шнурком, концы которого украшались суконными лоскутками треугольной формы и бусинами. Иногда к краям меховых рукавов пришивали манжеты из ткани. Мужской печок имел длину ниже колен, а женский — до щиколотки. Саамы носили также овчинные шубы, сшитые мехом внутрь, которые назывались торк.

Поясная одежда — штаны не отличалась разнообразием. Их шили из полотна, сукна, шкур, замши и кожи. Нательные штаны были из белого полотна линбус, их носили в основном мужчины. Поверх этих штанов в летнее время надевали штаны из шерстяной ткани серого цвета пуус. Зимой и мужчины и женщины носили глухие меховые штаны стикак, сшитые из замши и шкур оленя белого и коричневого цветов. У пояса штаны стягивались шнурком. У лопарей Финмаркена были распространены штаны, сшитые их трех частей: верхняя (до колен) из замши, средняя из камусов, нижняя из сукна. Суконная часть имела разрез для того, чтобы удобнее надевать ее поверх короткой меховой обуви. Промысловые штаны шили из непромокаемых кож.

О расселении саамов

Саамы — небольшой народ Северной Европы известный в прошлом под названием лопари. Его численность составляет около 55 тыс. чел. Локальные группы этого населения проживают в Швеции, на севере Норвегии, в Финляндии и в России на Кольском полуострове. Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.

Верхнюю одежду носили с поясом. Его повязывали таким образом, чтобы образовывался небольшой напуск. Мужчины подпоясывались ремнями из кожи, к которым всегда подвешивали нож в ножнах. Праздничные ремни украшались металлическими накладками, бисером и застегивались на ажурные металлические пряжки. В праздничный комплект одежды скандинавских саамов входили также широкие пояса боаган, сотканные при помощи бердечка. Их изготавливали из белых льняных или хлопчатобумажных (основа) и шерстяных (уток) нитей.

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР запись закреплена

ИСТОРИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА

«ШАПКА ЧЕТЫРЁХ ВЕТРОВ»

Мужская саамская шапка синего цвета с четырьмя кончиками-рожками или коллпехь, с красной оторочкой и суконными кисточками желтого, красного и черного (синего) цветов, несколько напоминающая нам головной убор шута, называется «шапкой четырех ветров».
Известно из преданий, что лапландцы (саамы, лопари) умели повелевать ветрами.
Легенда финских саамов рассказывает, что раньше дули четыре ветра, каждый когда хотел, сладу с ними не было. И вот однажды шаман позвал их в гости. Всю ночь они пировали, и под утро ветры свалились под стол. Тогда шаман собрал их и запихнул в свою шапку. К вечеру ветры проснулись и стали рваться из шапки наружу. Но шаман сказал, что выпустит их только после того, как они между собой договорятся, когда каждый из них будет дуть. И с тех пор северный ветер дует зимой, южный — летом, с восточным ветром приходит осень, а с западным — весна. А шапка шамана так и осталась четырехконечной.
Таким образом, установилась смена времен года, но прежде ветры пытались сбежать из шапки и предали ей такую форму в виде четырех концов с тех пор саамы и носят такую шапку.

Городской центр национальных культур приглашает посетить дошкольников и школьников выставку под названием «С миру по шапке», также на обзорную экскурсию по экспозициям центра.
Справки по тел.2-17-32.
Ждём Вас!

Саамский костюм во всём его разнообразии - вот тема нашей группы! В наши дни не каждый может похвастаться тем, что у него в гардеробе есть хотя бы один национальный костюм.
Здесь вы найдете сведения по саамским костюмам, поясам, головным уборам, ткачеству и ремеслам саамов.

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки запись закреплена

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки запись закреплена

«Наподобие шлема Афины». Праздничный костюм кольских саамов.
______________________________________________________________
1 ноября, воскресенье, начало в 17.00

В первое воскресенье ноября в Российском Этнографическом музее состоится лекция о праздничной одежде саамов.
Показать полностью.
В лекции рассматриваются основные виды кольско-саамского костюма (мужского и женского), сложившиеся к концу XIX – началу ХХ веков.

Автор рассказывает об их происхождении, уникальных особенностях покроя и изменениях, которые костюм претерпел в процессе общения с соседними народами: русскими, коми и ненцами. Изначально основным материалом для изготовления одежды саамов служили шкуры, для отделки использовались цветная ровдуга (замша) и шкурки пушных зверей.

Уже начиная с XVI в. под влиянием русских в костюме саамов появляются ситец, холст, сукно. К концу XIX в. у русского населения были переняты кафтан, сарафан, передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Это привело к повсеместному использованию «малицы» (верхней одежды) из оленьих шкур мехом внутрь и меховой обуви – «пимов». Тем не менее, в этот период сохраняются и архаичные типы одежды: «печок» (шуба глухого покроя) и «юпа» (длинная рубаха в форме трапеции). Геометрические орнаменты вышивки бисером, треугольные суконные привески, шумящие подвески из олова и металла отсылают к древней финно-угорской традиции украшения женского костюма.

Лектор: Анастасия Анатольевна Заньковская, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, руководитель проекта «Формы репрезентации традиционной культуры российских саами».

Лекция пройдет 1 ноября (воскресенье). Начало в 17:00
Стоимость лекции – 250 руб. Билет приобретается в кассе музея (за 30 мин. до начала лекции).

Фотографии: 1. Анастасия Анатольевна Заньковская. 2. Женский праздничный головной убор. Шамшура. Кольские саамы. Кольский уезд Архангельской губернии. Конец XIX - начало XX века Экспедиция В.А. Плотникова 1907 г. РЭМ

3. Костюм женский повседневный. Архангельская губ. Саамы. ХIX век. РЭМ.

4. Фрагмент экспозиции «Народы Северо-Запада России и стран Прибалтики XVIII – XX вв»

«О Ч А Р О В А Т Е Л Ь Н Ы Й Ц В Е Т Н О Й Н А Р Я Д» Саамский костюм (одежда, о

№ слайда 1

Зимние головные уборы МУЖСКАЯ ЗИМНЯЯ ШАПКА (олм оллма кабперь) –начало XXв.. Име

№ слайда 2

Зимние головные уборы МУЖСКАЯ ЗИМНЯЯ ШАПКА (олм оллма кабперь) –начало XXв.. Имеет четырёхугольную тулью и ушки, покрыта синим, зелёным или чёрным сукном, украшена бисерной вышивкой и аппликацией из разноцветного сукна, подшита оленьим и лисьим мехом. Затылок и шея закрываются лисьим хвостом, пришитым к задней части шапки. К ушкам пришита плетённая, вязаная или тканая лента из шерстяных ниток с кистями на обоих концах.

Зимние головные уборы и носки ДЕВИЧЬЯ ЗИМНЯЯ ШАПКА (нийт кабперь) - конец XIX-на

№ слайда 3

Зимние головные уборы и носки ДЕВИЧЬЯ ЗИМНЯЯ ШАПКА (нийт кабперь) - конец XIX-начало XX в., покрыта синим и красным сукном, украшена бисерной вышивкой и аппликацией из разноцветного сукна, подшита оленьим и лисьим мехом. К ушкам пришиты замшевые шнуры с нанизанными на них бусами и пришитыми к концам шнуров треугольниками из разноцветного сукна. ШАПКИ, НОСКИ, рукавицы, чулки – из овечьей шерсти. Саамские женщины пряли нитки и красили их растительными красками.

Зимняя верхняя меховая одежда ПЕЧОК (пеццк)-длинная глухая одежда из оленьих шку

№ слайда 4

Зимняя верхняя меховая одежда ПЕЧОК (пеццк)-длинная глухая одежда из оленьих шкур, мехом наружу. Широкие рукава с ластовицами заканчивались узкими обшлагами из цветного сукна или вывязанными из шерсти манжетами. Низкий широкий стоячий воротник стягивался завязками с кистями или суконными треугольниками на концах. Мужской печок был длиной ниже колен, женский – длиннее.

Зимняя верхняя меховая одежда МАЛИЦА (малець) – верхняя зимняя одежда глухого по

№ слайда 5

Зимняя верхняя меховая одежда МАЛИЦА (малець) – верхняя зимняя одежда глухого покроя, сшитая шерстью внутрь, расширяющаяся к подолу, длиной почти до щиколотки. По вороту пришивается двойной пыжиковый капюшон. Рукава заканчиваются пришитыми к ним меховыми рукавицами. Малицу подпоясывают кожаным поясом, оставляя на талии напуск – пазуху, служа-щую для хранения разных мелких предметов. Поверх мужской малицы надевается малич-ная рубаха – обтяжка из прочного материала, поверх женской – из атласного шёлка. В холодное время надевали поверх малицы совик (совехь) – верхнюю меховую одежду с капюшоном, но без рукавиц, сшитую шерстью наружу.

Ремни, нагрудники ТАСМА (тассэм) – мужской кожа- ный пояс, к которому подвешивал

№ слайда 6

Ремни, нагрудники ТАСМА (тассэм) – мужской кожа- ный пояс, к которому подвешивали нож, огниво, точильный брусок, сумочки из кожи, амулеты. Носили поверх верхней одежды. НАГРУДНИК (пунн ыррьв) – муж-ской охотничий нагрудник, Y-об-разная подвеска из дублённой кожи шириной 4-5 см., поверх которой нашиты полосы красного сукна, расшитого бисером. К подвеске пришивались пороховницы из ло-синого или коровьего рога, костяные мерки для пороха и дроби и охотничьи сумочки.

Зимняя обувь ЯРЫ (еррь) – длинные меховые сапоги с загнутыми вверх острыми носам

№ слайда 7

Зимняя обувь ЯРЫ (еррь) – длинные меховые сапоги с загнутыми вверх острыми носами, сшитые из тёмных или белых койб (шкур с ног оленя), с подошвами из оленьих лбов. Внутрь вставлялись короткие меховые чулки или КАНЬГИ (коаммэ) – короткая меховая обувь с приподнятым носком, с оборами, связанными, сплетёнными или сотканными из разноцветных шерстяных ниток или сшитыми из сукна и украшенными бисером.

Зимняя обувь БУРКИ (бурка) – короткая (ниже колен) меховая обувь из оленьих койб

№ слайда 8

Зимняя обувь БУРКИ (бурка) – короткая (ниже колен) меховая обувь из оленьих койб с подошвой из оленьих щёток (грубый волос с нижней части ног оленя) спереди украшенная полосками и расшитыми бисером прямоугольниками из разноцветного сукна. ТОБОРКИ (тубэрк) – рабочая обувь с длинными голенищами из старых выносившихся пимов или яров с головками из тюленьей просмоленной кожи. Бурки и тоборки заимствованы у коми в конце XIX-начале XX века.

Зимняя обувь ПИМЫ (пима) – нарядная обувь с длинными голенищами, заимствованная

№ слайда 9

Зимняя обувь ПИМЫ (пима) – нарядная обувь с длинными голенищами, заимствованная у коми в конце ХIX-начале XX века, сшитая из тёмных или чередующихся тёмных и белых койб, с подошвами из оленьих щёток. Привязывались к поясу кожаными ремешками. ОГУЗЕНЬЕ (цегь) – верхняя часть яров и тоборок из замши с застёжкой сбоку. ЛИПТЫ – меховые чулки из шкуры молодого оленя мехом внутрь, длиной выше колен. Надеваются под пимы, тоборки.

Летний головной убор ШАМШУРА (шамш) - праздничный женский головной убор; надевае

№ слайда 10

Летний головной убор ШАМШУРА (шамш) - праздничный женский головной убор; надевается на голову так, чтобы волосы надо лбом не были видны; состоит из низкого цилин-дра, плавно переходящего в полуэллипс-ное возвышение, нагнутое вперёд и тыльной частью, которая закрывала шею; украшается бисером и жемчугом. ПЕРЕВЯЗКА (перьвысськ) – праздничный девичий головной убор в виде слегка расширяющегося цилиндра без дна. Украшен бисерной вышивкой

Летний головной убор и кофта ПОВОЙНИК (повойнэhкь) – головной убор пожилой женщи

№ слайда 11

Летний головной убор и кофта ПОВОЙНИК (повойнэhкь) – головной убор пожилой женщины-вдовы. Представляет собой твёрдый околыш из берёсты, высокий спереди и низкий сзади, и донышко, сделанное из дорогой материи, расшитой бисером или золотыми и серебряными нитями. Повойник обшивали сукном или простой тканью. КУКОЛЬ (колпак) – непогодный воротник, который шили из сукна и использовали на летних промыслах для защиты от сильных ветров и комаров. КОФТА - из ситца, шерстяной или шёлковой ткани ярких оттенков на сатиновой подкладке, в талию, с оборками, со стоячим воротником, с застёжкой спереди. Рукав – длинный, собранный у плеча в сборку и суживающийся к обшлагу.

Летняя верхняя одежда ЮПА (мацэхь) – одежда, сшитая по покрою печка, длиной до щ

№ слайда 12

Летняя верхняя одежда ЮПА (мацэхь) – одежда, сшитая по покрою печка, длиной до щи-колоток у женщин и до колен у мужчин. Невысокий воротник –стойка переходил спереди в план-ку с разрезом. Планка отличалась по цвету и расшивалась бисером. САРАФАН (сарфан) – высокая юбка на узких лямках, сшитая из четырёх или пяти прямых полос ткани, собранных наверху в час-тую сборку. Сарафан заканчивал-ся широким поясом. Подол юбки обшивали кружевом или двумя рядами лент. На сарафан надевали передник.

Саамские аксессуары Праздничная оленья упряжь. Пояс женский. Подвязка для чулок

№ слайда 13

Саамские аксессуары Праздничная оленья упряжь. Пояс женский. Подвязка для чулок праздничная Сумки

Современный костюм Мастер Е.С.Королёва ( Яковлева) в традиционном народном костю

№ слайда 14

Современный костюм Мастер Е.С.Королёва ( Яковлева) в традиционном народном костюме. Г. Мурманск, 2005 Саамский бард И.Я.Матрёхин Н.Е.Афанасьевна на сессии Союза саамов в 1997 г. М.Г.Медведева с мячом. Летние саамские игры. Село Ловозеро. 1998 г.

Литература Декоративно-прикладное искусство кольских саамов./Авт.-сост. Е.В.Иван

№ слайда 15

Литература Декоративно-прикладное искусство кольских саамов./Авт.-сост. Е.В.Иванова. – Мурманск: Издание Мурманского областного краеведческого музея, 1985. – 28 с.: ил. Саамский костюм/Сост.:Кулинченко Г.А., Мозолевская А.Е. – Мурманск: Мурманский областной центр художественных ремёсел, 2009. - 49 с.: ил. Парфёнцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества: Методическое пособие для учителей начальных классов общеобразовательных школ и учащихся педагогических колледжей. – Мурманск: НИЦ Пазори, 2001. – 64 с.: ил. Утков П.Ю., Фёдоров П.В. Кольский Север: история и культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. – Мурманск: НИЦ Пазори, 2002. – 76 с.: ил. Хомич Л.В. Саамы. – СПб.: отд-ние изд-ва Просвещение, 1999. – 95 с.: ил. – (Серия «Народы Севера и Дальнего Востока»).

Читайте также: