Штаны из торсберга как сшить

Обновлено: 25.04.2024

Наконец дошли руки до того чтобы написать небольшую инструкцию для начинающего реконструктора кельтов.

Для начала стоит определиться кто же такие кельты и какое отношение они имеют к галлам и топорам. Кельты это этнолингвистическая группа племен, проживавших на территории современных Великобритании, севера пиринейского полуострова, Франции, севера Италии, Богемии, вплоть до турции и частично - в самом сербце современной турции. Если не вдаваться в подробности, которые можно найти в интернете, то кельты - это греческое название, впервые упоминаемое Гекатеем Милетским и Геродотом и сейчас служащее для обозначения всех этих племен. Галлы - это название происходит от римского обозначения племен живших на континенте. Есть также племена, на континенте, которые не называютс галлами: это кельтиберы, обитавшие на севере перинейского полуострова и галаты, живших на части территории Турции. Культура кельтов включает в себя несколько эпох: гальштскую и латенскую.

Я думаю что этого достаточно для начального ознакомления. Те же кто хочет познакомится с культурой кельтов могут найти е в интернете или в книгах. (Я бы посоветовал книгу Галлы / Жан-Луи Брюно. - М.: Вече, 2011 (Гиды цивилизаций)). Ниже я рассмотрю обобщенный костюм кельтов эпохи Латен (3-1 вв до н.э.) Эта информация может быть частично применена и к германским племенам вплоть до 5 века н.э.



О бщий обзор .

К сожалению почти ничего не известно о находках одежды на кельтской територии, но если верить античным авторам она схожа с одеждой германцев. Тем кто захочет выйти за рамки этой инструкции я бы советовал ориентироваться на находки в германии и дании, описаниях кельтов античными авторами, а так же посмотреть античную скульптуру.

Одежда келтов была ярких цветов, зачастую в клетку или полоску, очень узкая, по современным меркам, и хорошо подогнанная к телу. Взять хотябы самую известную находку - штаны из торсберга. Они были узки и скорее походили на шоссы или современные "хипстерские" штаны, чем на широкие брюки. Кельты всегда выглядели очень опрятно и носили чистую одежду, даже самые бедные.

Есть находки тканей. Все они шерстяные. Страбон описывал кельтскую шерстяную ткань как ворсистую ("Население Галлии носит «саги», отращивает длинные волосы, носит узкие брюки; вместо хитонов у них рубашки, с рукавами, спускающиеся до половых частей и ягодиц. Шерсть галльских овец, из которой они ткут свои косматые «саги» (римляне называют их «ленами»), грубая и длинноворсая." Страбон ГЕОГРАФИЯ. КНИГА IV. C. 196). Предваряя вопрос про льняную ткань: находок льна нет и многие историки склоняются к тому, что кельты носили сугубо шерстяную одежду. Лично моё мнение, что лен мог попадать к кельтам от торговцев и рубаха или платье могли быть льняные, но исключительно у очень богатых людей.





В качестве введения следует отметить, что никакой вышивки или тесьмы на кельтской одежде небыло. Всё что упоминается, как тесьма - это проплетенный на дощечках или особым образом вытканый край ткани. Это не отдельная, нашитая тесьма а часть тканого полотна, сделаный на нитях этого полотна.

Мужская одежда.

Основными источниками сведений о мужской одежде являются находки в торсберге (двое штанов, плащ и рубаха) и дамендофе (штаны).

Наверное самая простая часть костюма. Делается из 4 частей. Берем прямоугольник шириной равной половине окружности груди и добавляем пару сантимтров, и длиной от плеча до середины бедра - это будет перед. второй кусок той же ширины но на 4 см длиннее - это будет спина. Сшивается по плечам, оставляя по центру несшитую часть для продевания головы. Тут никаких прорезей и специальной подгонки не надо. за счет разницы в 4см горловина сядет на место и не будет никуда давить. Потом делаем рукава. Длина от плеча до запястья, ширина - обхват бицепса + пара сантиметров. Ещё раз повторюсь, что одежда был узкая, потому такие размеры. По форме рукав можно делать или из прямоуголника сшитого наискосок (как в оригинале) или сразу в виде трапеции. Рукава пришиваются к основной части швом к спине. Для тех кому нужны подробности могу посоветовать посмотреть статьи в клубном блоге. Здесь даны примерные размеры в каждом конктретном случае стоит смотреть на человека и алаптировать эту схему для него. Ниже привоху оригинальные размеры и примерную выкройку.



Для начинающих я бы рекомендовал шить штаны не по всем известной торсбергской выкройке (лично я не видел ещё ни одних правильно пошитых торсбергских штавнов), а по находке из Дамедорфаили вторым торсбергским штанам (изх выкройик практически иденичны). Во-первых она несколько проще. Во-вторых находка в Дамендорфе датируется 1-2 веками н.э., что ближе к кельтам.

Раскроить их просто. Большинство размеров можно снять с собственных джинсов. Сами штаны состоят из 7 частей. Лучше всего начинать со штанин. Крояться 2 прямоугольника длиной от пояса до лодыжки и шириной в обхват голени (ну или штанины в джинсах). Затем ещё один прямоугольник на заднюю часть( ширина - расстояние между хадними карманами, высота - от пояса до низа карманов). И наконец два треугольника, которые потом пришиваются на бедра. Их размеры примерно следующие: малый катет чуть меньше половины длины задней детали, большой катет равен расстоянию от середины бедра до задней детали. Далее можно пойти двумя путями: сделать полуовальную деталь спереди(как на штанах из дамендорфа) или просто сшить прямоугольники от штанин между собой (как на вторых штанах из Торсберга) Все размеры указаны на схеме ниже. Также ниже приведено фото оригинальной находки в дамендорфе.





Женский костюм

Самый простой вариант - это пеплос. К сожалению кельтского названия этого вида платья не сохранилось, поэтому я в дальнейшем буду использовать греческий вариант. Пеплос был распространен по всей европе. Его носили и в Греции и в Римской империи поэтому информаии о нем много. Для кельтов источником даннных является находка в Хёлдремосе. Кроится он достаточно просто. Выкраиваем два прямоугольника примерной шириной от локтя до локтя при выятянутых руках + небольшой запас на сгибы (примерно 10 см) и длиной от до плеча +30 см (на загиб). Это примерные размеры и пеплос может быть различных конфигураций, а соответственно и разных размеров. Далее эти 2-а куска сшиваются по бокам, размер отворота подгоняется под конкретные нужды и потом всё это скалввается фибулами на плечах.

Ниже привожу фото оригинальной находки и возможные варианты ношения пеплоса. Для кельтов характерен тот вариант, что на фото музейной находки. Но для романизированых кельтов или живущих в соседних с римской империей областях возможны так же римскией варианты ношения пеплоса.

Extant peplos. (Viking.)


К сожалению нет находок каких-то вариантов нижних рубах и тут можно только предполагать были они или нет. Лично я склоняюсь к мысли, что пеплос могли носить на голое тело или на некое удленненненое подобие мужской рубахи, только более широкой (как например в греции или риме)

Общие элементы костюма

И мужчины и женщины могли подпоясываться кожаными поясами с пряжкой, действующей по принципу пуговицы. Мужчины скорее скорее всего носили два пояса: одним подпояссывали штаны (на всех находках нет пуговиц, но есть деталь для продевания пояса),а второй носили поверх рубахи. Вот находка пряжки и вариант реконструкции такого пояса





Женщины так же могли носить бронзовые пояса и плетеные на дощечках. Бронзовые судя по всему были достаточно статусной вещью, а тканые мог носить кто угодно. Но стоит учесть то находок тканых не так много, чаще всего они относятся к эпохе Гальштата и однозначно атрибутированы как пояс не могут быть (возможно это всё же тесьма) Ниже примеры




Image

Одинаковый плащ носили как мужчины так и женшины. Находок плащей очень мало и лучше всего схранилась и описана находка в торсберге. Плащ представляет собой простой прямоугольник из шерсти размерами 168см x 236см (размеры взяты с реконструированой находки). При надевании он сгибается вдоль короткой стороны и скалывался на правом плече. Получившийся отворот можно использовать в качестве капюшона. Хотелось бы предостеречь начинающих кельтов: на реконструкциях видна тесьмаи бахрома, но это неправильно, поскольку на находках тесьма и бахрома (как я писал в начале статьи) является частью ткани плаща, а не отдельным пришитым элементом. Поэтому если вы себе захотите такую тесьму, то у вас только два пути или заказывать себе домоткань с такой тесьмой или покупать ткань, распускать края и на их основе проплетать край на дощечках. Поскольку один вариант дорог, а второй труден (шутка ли в торсбергском плаще лоя этого использовали 100 дощечек), я бы рекомендовал просто отказаться от бахромы. Ниже фото реконструкции из музея и принципиальная схема ношения плаща.




Кельты носили обувь больше всего похожую но то, что сейчас называют поршни. Они делаются достаточно просто и при наличии прямых рук их можно изготовить самостоятельно и даже не надо обращаться к мастеру. Перевод подробной инструкции я публиковал ранее, поэтому не буду его тут дублировать. Те кому надо смогут прочесть её тут Руководство по изготовлению. Также приведу фото реконструкции и простейшую выкройку



Все античные историки сходятся на том, что кельты очень любили украшения. Это хорошо подтверждают археологические находки: различных фибул, колец, браслетов и торквесов найдено множество. Они были изготовлены из золота, бронзы и даже железа. На некоторых находках присутствуют коралы и эмаль. Наёдено даже два шлема украшеные золотой инкрустацией, коралами и эмалью. Но для минимального комплекта всё это будет излишним. В принципе можно обойтись без минимальных украшений вообще. Другой вопрос что украшения указывают на статус человека в обществе. Поэтому стоит упомятуть о двух видах украшений характерных для кельта: торквесе и фибуле.

Торквес (это кельтско-римское название, для нас более привычным названием будет "шейная гривна")был заимствован кельтами у соседних народов. Современные историки, похоже, не имеют единого мнения на счет его значения в келькском социуме. Я встречал множество различных мнений: и о том, что торквес был символом свободного человека, и о том, что это символ воина и о том, что это религиозный символ. Тем не менее все историки сходятся на том, что именно этот тип украшений для кельтов был ем-то большим чем просто украшение и являлся неким социальным маркером. Лично я больше склоняусь к версии, что торквес носили исключительно люди игравшие роль в политической жизни общества(наиболее подходящий римский термин = патриции, но он не подходит целиком, поскольку многие воины также были найдены с торквесами).

Торквесы были различных форм и для разных областей были характерны свои формы. Так Торквесы из простого прута с "наболдашниками" на концах характерны скорее для континента, в то время как перевитые из нескольких жил - скорее для британских островов, но возможен так же и взаимный импорт. Вот примеры континентального и островного торквеса





Фибулы у кельтов чаще всего были лучковые, но иногда встречаются и арбалетные. Вот пример простейших фибул, которые подойдут доя любого кельта.



На этом я пожалуй закончу статью по минимальной реконструкции кельтского костюма. Для начинающих и для большинства реконструкторов этого материала достаточно. Для тех же кто хочет знать больше я планирую написать вторую чатсть статьи по одежде и оружию.

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

Пошив штанов из Торсберга

По первоначальному методу Фрейи Эриксдоттир

Данный документ предоставлен автором без каких-либо прямых или подразумеваемых гарантий. Несмотря на то, что для подтверждения точности содержащейся в нем информации было сделано все возможное, автор не несет никакой ответственности за ошибки, упущения или за какой-либо ущерб, причиненный в результате использования нижеизложенной информации.

Иллюстрации: Шела Левинс , основано на иллюстрациях из книги Маргрет Холд .

Copyright © 2006 Shelagh Lewins .

Выкройку следует подгонять под индивидуальные особенности фигуры: желательно сначала сделать пробную пару из дешевой ткани, например, из старой простыни, и оставить припуски на деталях для их уменьшения в случае необходимости. Вначале сколите детали булавками или стачайте их с минимальным припуском, чтобы можно было потом легко вносить изменения в выкройку. Затем все это можно распороть и использовать как образец для пошива.

Штаны из Тросберга должны облегающе сидеть по ноге, поэтому большинству людей приходится делать их детали шире, чем в оригинале.

Пояс штанов кроится так, чтобы его можно было подвернуть: если вы не хотите кроить так же, то можно сделать верхнюю часть штанов короче. Пояс оригинала также состоит из одного слоя ткани, что усложняет обработку кромок. Вы можете сделать пояс вашего изделия двухслойным, сложив полосу ткани вдоль пополам. Пришейте один край этой полосы к штанам, затем сложите ее вдоль, подверните второй край кромкой вовнутрь и пришейте.

Шлевки на поясе оригинала не обработаны никаким образом. Вы можете сделать детали для них больше и подвернуть так, чтобы спрятать кромки ткани. Сшейте их и пришейте к поясу.

Штанины оригинала заканчиваются носками, как у ползунков. В этой инструкции мы не будем разбирать особенности их пошива.

Снятие мерок

Попросите кого-нибудь снять с вас мерки. Наденьте брюки или штаны, в которых вам комфортно, и которые сидят на вас в области промежности на таком уровне, как должны сесть штаны из Торсберга – это станет для вас визуальным ориентиром для снятия мерок промежности, чтобы готовое изделие получилось достаточно свободным и не тянуло в шаге. Это также сделает процесс снятия мерок менее неловкой процедурой для вашего помощника!

Используйте метр, чтобы снять нижеперечисленные мерки, и запишите их. Затем сверьте их с размерами ваших уже имеющихся штанов, чтобы удостовериться, что все измерено верно.

Реконструкторы античных народов (как варварских народов, так и рима) обычно шьют штаны на основе широко известной находки в болотах торсберга. Правда часто делают исключительно визуальное соответствие, не учитывая реальную выкройку. На самом деле в Торсбергских болотах штанов найдено несколько больше. Я отдельно упоминал про них в обзорных статьях. Лично я обычно шил штаны на основе находки в Дамендофе, но с подачи Павла Gunnar Воронина я стал смотреть в сторону второй, менее известной, находи в Торсберге. Про самые известные торсбергские штаны написано немало статей и сделано множество переводов, потому в этой статье я не буду их рассматривать, но отдельно остановлюсь на других штанах, про которые обычно ничего не пишут. В статье я буду называть их "вторые штаны из торсберга", чтобы не возникало путаницы.

Часть 1. Находки

1.1. Дамендорф

Штаны были найдены в мае 1900 года болоте в Южном Шлезвиге. Чаще всего штаны датируют 135-335 годами н.э. (хотя иногда встречаются отклонения в обе стороны) Они были изготовлены из тонкой качественной ромбовидной саржи z/s плетения, несколько более грубой, чем штаны из Торсбергских болот. Судя по всему они плотно прилегали к телу носившего их человека. На них отмечено отсутствие поясных петель и широкого пояса, что может означать, что их носили на ремне. Штаны были найдены без низа штанин и потому достаточно сложно определить их реальную длину. К тому же считается, что они могли иметь некое подобие носок ( по аналогии с находками в Торсбергских болотах). Считается, что штаны изначально были окрашены в красный цвет. На находке были полностью разрушены все швы. Также приводится описание , что все края на деталях шатнов были проплетены на дощечках (не тесьма, а именно сами края.)

Карл Шлабоу в своей книге [4] приводит следующие описание. Штаны сделаны из шерстяной ткани. Сшиты льняной нитью. (это считается наиболее вероятной причиной разрушения швов). Состоят из 7 частей, которые, скорее всего были вырезаны из одного куска ткани. Длина штанов около 105 см. Предположение о передней полукруглой детали из-за скругленных краев в промежности сделал именно Шлабоу. В 1994 году (согласно Сьюзан Мёллер-Виринг [5]) Хайде Марией Фарке написано опровержение этой теории, однако сейчас чаще всего вспоминают именно схему Шлабоу.

Маргарет Хальд [2] предполагает, что эти штаны могли не иметь скрытого пояса, а подпоясываться просто поверх.

Сьюзан Мёллер-Виринг [5] (стр. 141) приводит следующее описание "Таким образом выкройка штанов из Дамендорфа очень близка к выкройке находке 3685 штанов из Торсберга (имеются в виду вторые штаны из торсберга) Две основные части образуют штанины, сшиты до бедер и стыкуются под животом. Практически четырехугольный кусок вставлен сзади и дополнен двумя треугольными частями снизу. Вверху штанов добавлена прямоугольная полоса, проплетенная на дощечках по верхнему краю. На этой полосе Джоанна Месторф наблюдала следы пуговиц или шнурков. Штанины заканчиваются лоскутами, которые были истолкованы Месторфом и Хьялмаром Фальком как шлейки, аналогичные стременам и проходящие под ногами (от переводчика - наподобие гетр) Эти лоскуты неровно оборваны и разорваны. Этот контраст с остальными брюкам может свидетельствовать о том, что они не были оригинальными и дошивались позже. Также Месторф писал, что эти лоскуты сшивались под ногами"

Также Сюзан указывает на то, что ткань из которой сделаны штаны из Дарендорфа содержит 12-14 х 11-12 нитей на сантиметр, что соответствует ткани вторых штанов из Торсберга.

Также стоит отметить, что передняя овальная деталь, которую изображают на всех выкройках, в была утрачена. В связи с этим существует версия, что на самом деле её не было, а вместо этого детали штанин просто сшивались между собой по овальному вырезу, аналогично вторым штанам из Торсберга. А скругление было сделано для удобства. Такая версия приводится в [1] Подтверждения этой версии, как и её опровержения я не нашел. Возможно, опровергнуть или подтвердить версию можно будет, если найти точные размеры деталей этих штанов, но пока мне этого не удалось.

Ещё одним интересным фактом является аналогичность выкройки вторых штанов из Торсберга и штанов из Дамендорфа. Последние по выкройке практически полностью повторяют вторые штаны из торсберга, а вот датировка у них на пару веков раньше, чем у торсбергских. Что может свидетельствовать о популярности данного кроя и возможности существования аналогичных выкроек как на более ранний так и на более поздний период.

1.2. Торсберг

В торсберге есть две находки штанов. Одна общеизвестная с петлями для пояса и узкой прямоугольной деталью спереди. Вторая находка - это штаны, которые по выкройке соответствую штанам из Дамендорфа. Как я и писал ранее в рамках статьи я рассмотрю только вторую находку.

Эти штаны не были открыты снизу (так же как и другая находка штанов из торсберга) и имеют пришитые носки . Таким образом штаны состоят из из 5 кусков ткани: 2 для ног, 2 для носков и 1 прямоугольной задней детали. Шов по штанине расположен таким образом, чтобы было удобно ехать верхом.

Размеры по краям ткани: примерно 120 см по длинному шву от верхней кромки до низа 80-85 от межножья до низа, 90-95 см вокруг талии. К сожалению оригинального соединения штанов и носков не сохранилось. Также неизвестно были ли какие-то детали для ношения пояся (как на других штанах из торсберга) или пояс мог носиться скрытым (предположительно как на штанах из дамендорфа)

Сьюзан Мёллер-Виринг [5] (стр. 52-53) приводит каталожный номер находки: 3685. Также она приводит следующее описание: "Штаны состоит из пяти основных частей: двух кусков штанин, двух кусков для ступней и четырехугольного, пришиваемого сзади. Носки пришиты таким образом, что они направлены наружу влево и вправо (соответственно). Длинные швы, идущие по задней части, расположены таким образом, что они очень удобны при езде верхом. Ниже на ногах эти швы расположены таким образом, что они проходят по голени и остаются открытыми. <. >Как указано выше, швы оставались открытыми вдоль голени. Длина открытого шва составляет примерно 20 см и он начинается примерно примерно на 17 см. выше низа штанины. Невозможно установить, как подпоясывались эти штаны. Однако ясно, что носки были не просто продолжением штанов, а скорее являлись отдельными частями, сшитыми по ногам:, z-кручение [в переплетении z / s] спускается сверху вниз, а потом идет вокруг ноги."

Также Сюзан указывает на то, что вероятнее всего штаны носил высокий человек. "Сохраненная длина и отсутствующий верхний край указывают на то, что брюки доходили довольно далеко вверх по телу. Поэтому представляется маловероятным, что петли для ремня, как и на брюках 3684 (самые известные брюки из торсберга), должны считаться недостающей частью. Еще одно объяснение того, как удерживались штаны, заключается в том, что самая верхняя часть была обернута над ремнем,и скрывала его."

Карл Шлабоу [4] приводит выкройку штанов, где показывает что носки были частью основных самих штанов и были пришиты к ним, в то время как Сьюзан Мёллер-Виринг, которая исследовала штаны в 2011 году считает, что носки являются самостоятельной частью, хотя и были найдены рядом со штанами, и не были пришиты к штанинам.

1.3. Сравнение находок и мои мысли

Если рассматривать находку в Дамендорфе и находку в Торсберге, то можно сказать, что находки отличаются весьма незначительно,. Все отличия заключаются в овальной передней детали и треугольных деталях на бедрах. Эти различия в принципе можно списать на разницу во времени и на улучшение выкройки.

Также можно предположить, что на штанах из Дамендорфа вовсе не утрачена овальная передняя деталь, а штаны просто сшивались. К сожалению других версий выкроек торсбергских штанов (кроме версии Карла Шлабоу) мне не удалось найти. потому достаточно сложно сравнить обе находки. Судя по фото штанов из Торсберга, приведенным Сьюзан Мёллер-Виринг возможны 2 варианта. Либо они просто сшивались без подрезки, либо могли обрезаться, как находка в Дамендофе. В целом первый вариант мне кажется более здравым т.к. кажется неразумным вырезать большой кусок ткани и пришивать на его место такой же кусок, тратя ещё больше ткани. Могу только предположить (поправьте, если заблуждаюсь), что на такое могли пойти либо для знатной особы либо для починки прохудившихся штанов. Ещё один вариант это подгонка по фигуре для достаточно полного человека. Но если верить античным авторам, то полные люди были не в чести у галлов и германцев и даже подвергались наказаниям за излишнюю полноту. Чего, как мне кажется, достаточно, чтобы отвергнуть этот вариант.

2. Построение выкройки.

В для своей версии я в первую очередь опирался на известные выкройки штанов из Дамендорфа. Первая модель которую я делал строилась полностью на этой выкройке. Вторую модель, в качестве эксперимента, я сделал чем-то средним между рассматриваемыми находками. На ней я оставил треугольные детали как на находке из Дамендорфа, а вместо овальной передней детали просто сшил края без обрезки, как, предположительно, было сделано на штанах из дамендорфа. Ниже привожу все известные мне выкройки, а также прорисовки ткани из которой были сделаны находки. И привожу две свои выкройки с указанием замеров , на которых я основывался.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Штаны из Торсберга (3684): описание находки и варианты раскроя

Одной из деталей комплекта на эпоху викингов могут служить штаны по находке из Торсбергского болота на севере Германии. Раскопки производил Конрад Энгельгардт в 1860 – 1861 гг. Текстиль из Торсбергского болота датируется периодом между 100 и 300 гг. н.э.

В Торсберге было найдено двое мужских штанов; находка, о которой пойдёт речь, имеет номер 3684. Её анализ производили: Маргрет Хальд в 1950 г., Карл Шлабоу в 1976 г., Сьюзан Мёллер-Виринг в 2011 г.


Штаны из саржи красного цвета, с пришитыми носками. Длина от верха до кончиков носка около 125 см. Окружность талии примерно 90-100 см.

Каждая штанина сделана из одного куска ткани, более мелкие детали выкроены из той же ткани. Большая трапециевидная деталь образует спинку, а две меньшие были использованы для промежности и середины переда.

Вдоль верхней части штанов проходят две узкие полоски, идущие вдоль талии. Полоса вокруг левого бедра имеет ширину 4-7 см, основа проходит параллельно талии. Полоса вокруг правого бедра имеет ширину 7,5 см, что приводит к асимметрии в передней части изделия, поскольку около середины полоса на левой стороне имеет ширину всего 4 см. Сзади обе полосы встречаются посередине.

Полосы вокруг талии служат основой для шести петель, в которые продевается ремень. Две из них прикреплены спереди, две по бокам и две сзади. Их нижний конец доходит до горизонтального шва, служащего прочной основой. Их верхние концы загнуты по краю штанов и пришиты изнутри.

Сохранившаяся нога (вторая не сохранилась примерно на 30 см) оканчивается чулком с полосой ткани шириной 2 см, проходящей вокруг щиколотки и ступней, сделанной из одного длинного куска, и кромкой, идущей вдоль ступней.

Шов, идущий вдоль ноги, оставлен открытым примерно до 32 см над пяткой. Вдоль этого открытого шва проходит несколько голубоватых нитей, протянутых сквозь ткань.

В настоящее время находка хранится в музее Дворец Готторп в городе Шлезвиг в Германии. Исследуя её, Маргрет Хальд и Карл Шлабоу предложили схемы, которые можно использовать как варианты раскроя. А Инга Хёгг привела рисунок, на котором видно, как все детали раскроя располагаются в готовом изделии.



Pattern from Margrethe Hald: Olddanske tekstiler p 341



Pattern from Karl Schlabow: Textilfunde der Eisenzeit in Norddeutschland, figure 165



Inga Hägg: Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu, p 31

При разработке своего варианта раскроя я ориентировалась в первую очередь на этот рисунок и на описания находки. И всё оказалось гораздо проще, чем думалось при взгляде на схемы Хальд и Шлабоу. Сразу скажу, что мой вариант — всего лишь версия, которая вдобавок не включает нижнюю часть — носки. Однако он довольно лёгкий в исполнении, его нетрудно повторить всем желающим. Ещё одна приятная особенность этого раскроя заключается в том, что самые большие детали — обе штанины, задняя часть и клинья — примерно одинаковые по ширине. А значит, такие штаны гипотетически можно было выкроить из одного отреза ткани шириной 40-50 см.

Моя схема раскроя выглядит так. На ней видно расположение деталей относительно друг друга и то, в какой последовательности они пришиваются.


Детали 1 и 2, штанины. Обе штанины образованы из перегнутых пополам полотнищ, что соответствует описанию находки. Их длина — мерка от талии до нужной длины. За основу ширины советую взять мерку «обхват колена» + 5-6 см на швы и припуски. Поскольку в готовом изделии клинья, расширяющие штанины в бёдрах, колено не перекрывают, то стоит изначально ширину штанины делать такой, чтобы вам было удобно сгибать ногу.

Деталь 3, задняя вставка. В описании находки сказано, что эта деталь представляет собой трапецию. Сначала мы выкраиваем квадрат, основой которого служит мерка «длина сидения» (от талии до низа попы). Чтобы скорректировать размер, можно также использовать мерку «ширина сидения» (расстояние между ягодицами). В своём раскрое я ориентировалась на длину, поскольку она больше. А дальше делаем из квадрата трапецию, срезая сверху 4-5 см. Таким образом, у нас получаются вытачки, цель которых — уменьшить изделие в поясе.

Деталь 4 перекрывает промежность. Её основание должно быть не меньше 20 см, чтобы не ограничивать свободу движения.

Деталь 5 образует переднюю вставку и вверху входит в состав пояса. Её можно сразу выкроить подлиннее, чтобы верхний край можно было подогнать так, как надо. Верхний конец стоит заузить, чтобы пояс был не слишком широким.

Когда детали 3, 4, 5 сшиты вместе, начинается самое интересное — вставка клиньев и сборка изделия.

Детали 6 и 7 — клинья, расширяющие штаны в бёдрах. Когда я собрала вместе детали 1, 2, 3, 4, 5, то увидела, что пространства, оставшиеся незаполненными, образуют практически два равнобедренных треугольника, причём гипотенуза этого треугольника попадает точно на шов, на который ложится основная нагрузка при растягивании. Таким образом, чтобы получились два клина, можно просто выкроить ещё один квадрат и разрезать его наискосок. Сторона квадрата будет равна длине шва, образованного при сборке деталей 3 и 4 (на схеме этот участок выделен красным). Это, пожалуй, самый сложный момент в раскрое.

Итак, одна сторона бокового клина пришивается к деталям 3 и 4, а вторая — к штанине с задней её стороны. При этом клин будет доходить практически до колена.

После того, как все детали собраны друг с другом со стороны зада штанов, можно сшивать штанины и оформлять переднюю часть. На этом этапе штанины внизу можно заузить по ноге, если есть такая необходимость.

Деталь 8, пояс, пришивается последней. В находке эта деталь состоит из двух частей, причём спереди они пришиты асимметрично. Я выкраивала пояс одной ровной деталью, её длина соответствует обхвату штанов в поясе, а ширина примерно 7-10 см. Деталь 5 (помните, мы там оставляли хвостик подлиннее) спереди входит в деталь 8.

Всё, штаны готовы, остаётся только пришить к поясу 6 петель для продевания ремня. Желаю удачи!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Entries by tag: Стружок

Отделка края шапки шёлком

Летом я делала много шапок-четырёхклинок. И однажды решила разнообразить удовольствие: отсняла процесс пришивания отделки. Чтобы ровнее пришить отделку из шёлка, его надо предварительно прогладить утюгом по линии будущих сгибов.


Информация об этом журнале

  • Цена размещения 10 жетонов
  • Социальный капитал 42
  • В друзьях у 401
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 10 жетонов

В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…

Ещё одни древнерусские штаны

И ещё одна работа, которая пока в наличии. Всё с того же "великого расхламления" шкафов.

Порты мужские с ромбовидной ластовицей. Русь XII-XIV вв.
Лён, все швы ручные, гашник из шерстяных нитей. Обхват бёдер/талии - 100 см, обхват ноги вверху - 50 см, длина штанов - 98 см


Древнерусские штаны

Эти штаны тоже были сшиты в конце лета, они пока в наличии. Лён я брала очень давно на рубаху одному кузнецу. Рубаху кузнец благополучно носит до сих пор, я его как-то видела на фесте и прямо порадовалась за качество ткани. Но с того заказа у меня остался кусок, который я никак не могла пустить в дело: для большой вещи он был слишком маленьким, а резать на лоскуты было жалко. Была и ещё одна причина: мне так нравится этот горчичный цвет, что хотелось оставить ткань для себя. Идей за несколько лет так и не появилось, зато меня вдруг покусала муха "великого расхламления", и я решила наконец пошить то, на что хватит ткани. А хватило её аж на целые порты, пусть и не слишком большого размера. На меня нормально, например. Сама бы носила на фестах, будь я мальчиком))

Порты на Русь, XI-XIV вв. Плотный лён горчичного цвета, полностью ручной шов. Обхват бёдер/талии - 100 см, обхват ноги вверху - 50 см, длина штанов - 112 см

Новая рубаха

Летом я устроила генеральный разбор шкафов и пошила некоторое количество разных штук из остатков льна и сукна. Поскольку ткани было немного, то каждая вещь получилась со своими особенностями. У этой рубахи прямые боковые вставки, ластовица и рукава составные. На историчность это никак не повлияло, но цену существенно снизило.

Рубаха мужская, верхняя. Русь, IX-XIV вв.
Материалы: лён, натуральный шёлк, стеклянная пуговица. Полностью ручной шов. Размер 46-48
Обхват груди/талии/бёдер - 130 см, длина рукава - 60 см, длина рубахи - 84 см


Штаны из Торсберга (3684): описание находки и варианты раскроя

Одной из деталей комплекта на эпоху викингов могут служить штаны по находке из Торсбергского болота на севере Германии. Раскопки производил Конрад Энгельгардт в 1860 – 1861 гг. Текстиль из Торсбергского болота датируется периодом между 100 и 300 гг. н.э.

В Торсберге было найдено двое мужских штанов; находка, о которой пойдёт речь, имеет номер 3684. Её анализ производили: Маргрет Хальд в 1950 г., Карл Шлабоу в 1976 г., Сьюзан Мёллер-Виринг в 2011 г.

Читайте также: