Сошьет пьедестал вольется

Обновлено: 24.04.2024

В родной избушке всё было мне знакомо и дорого до слёз. Но из всех деревенских предметов особенно ценным для меня был стол. Сколько раз, ещё подростком, сидел я за этим столом, обжигаясь немудрёной крестьянской похлёбкой! За ним сиживал мой отец, отдыхала моя мать…

Рыжие, крепкие, в расщелинах, доски стола сплошь изрезаны, изрублены. Так уж повелось издавна: редкий подросток и мужик, приезжая на сенокос, не оставлял здесь памятку о себе. Такими вот фамильными знаками когда-то каждый хозяин метил свои дрова и брёвна в лесу, оставлял их в виде зарубок, отмечая особые охотничьи тропы. Потом пришла грамота, знаки сменили буквы, и среди них всё чаще замелькала пятиконечная звезда… И каких только знаков на столе не было! Кресты и крестики, ершистые ёлочки и треугольники, квадраты, кружки…

Да ведь это же целая летопись нашего села! Припав к столу, я долго разглядывал эти старые узоры, выдувал травяные семена, набившиеся в прорези знаков и букв… Северный крестьянин редко знает свою родословную дальше деда. И может быть, этот вот стол и есть самый полный документ о людях, прошедших по нашей земле. (174 слова) (По Ф.А. Абрамову)

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

  • 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом.
  • 2) В первой части предложения 2 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
  • 3) Сказуемое в предложении 3 составное именное.
  • 4) Вторая часть предложения 4 представляет собой односоставное безличное предложение.
  • 5) Грамматическая основа во второй части предложения 5 – которые обнаруживаются.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. «Доброта (1) необходимая приправа ко всему…» (2) писал Л.Н. Толстой. Самые лучшие (3) благородные мысли без доброты ничего не стоят. Добро (4) это вечная (5) высшая цель нашего существования (6) а потому (7) вся жизнь наша (8) стремление к добру.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «готовность обороняться», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • 1) ЧУТЬ-ЧУТЬ (попробовал) – в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов, пишется дефис.
  • 2) ОВАЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.
  • 3) ВОСПЛАМЕНИТЬ – на конце приставки ВОС- перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 4) РАЗБИРАТЬ (шкаф) – написание чередующейся безударной гласной в корне слова зависит от ударения.
  • 5) НЕ УСЛЫШАВ (окрик) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
  • 1) В этот вечер Серёжа пришёл домой раньше, чем обычно, потому что ребят отпустили с последнего урока.
  • 2) Лаврик из параллельного класса сыграл с шахматистом Талем вничью.
  • 3) Ребята увидели, как Серёжа жмёт стойку на перилах крыши, и испугались за него.
  • 4) Лаврик схватил Серёжу за пояс и повалил в кучу листьев.
  • 5) Лаврик знал, что отец Серёжи работает доктором.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Когда её нет рядом, вот сейчас, например, я же не существую.
  • 2) Все члены «Клуба старшеклассников» с граблями, лопатами и мётлами шли к железной лесенке, чтобы выбраться на плоскую, улыбавшуюся солнцу крышу, которую директор поручил привести в порядок.
  • 3) Особенно грустно было смотреть на старые транспаранты, которые смущённо выглядывали из запылённых углов.
  • 4) Он схватил Серёжу за пояс и швырнул на позапрошлогодние листья.
  • 5) А Лаврик – бац ему грязной рукой по щеке!

8)В предложениях 86–95 найдите слово с лексическим значением «раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья». Выпишите это слово.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я папу пожалел. У него и так забот много. Представляешь, как обидно время тратить на тех, кто сам себя гробит из-за какой-то девчонки». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова ВЛЮБЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется влюблённость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

  • 1) Грамматическая основа в предложении 1 – люди изобретали.
  • 2) Предложение 2 является односоставным безличным.
  • 3) В предложении 3 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
  • 4) В предложении 4 две грамматические основы.
  • 5) Сказуемое в первой части предложения 5 простое глагольное.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Обиженный тем (1) что его назвали хлюпиком (2) Коля Колокольчиков вскинул горн (3) и (4) раздувая щёки (5) протрубил отбой (6) и тогда (7) стоявшие неподалёку (8) чужаки молча удалились.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «стремление победить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • 1) В ТЕЧЕНИЕ (дня) – на конце производного предлога пишется буква Е.
  • 2) БЕРЕЧЬ – на конце глагола в форме повелительного наклонения после шипящего пишется буква Ь.
  • 3) СЕМЬСОТ – в имени числительном пишется разделительный Ь.
  • 4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
  • 5) СНОВА – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
  • 1) Брат Шурик решил не спрашивать Серёжу об отношениях с Клавой.
  • 2) Серёжа всегда терпеть не мог Клаву и поэтому не хотел её ни видеть, ни слышать.
  • 3) В школьной постановке Клава изображала бабочку-капустницу.
  • 4) Держать стойку на турнике не представляло для Серёжи особой трудности.
  • 5) Серёжа первым ударил Лаврика за то, что тот помешал ему исполнить трюк.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) Я только тогда и живу, когда она рядом.
  • 2) Вот тогда б он на Клаву произвёл впечатление!
  • 3) А Таня вся бледная, словно белый лист, и глаза в одну точку.
  • 4) Все молчат, подойти боятся, как к лунатику.
  • 5) Представляешь, как обидно время тратить на тех, кто сам себя гробит изза какой-то девчонки.

8)В предложениях 34–40 найдите фразеологизм с лексическим значением
«пристально, внимательно, непрерывно смотреть на кого-либо или на чтолибо». Выпишите этот фразеологизм.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта, художника и публициста А.С. Хомякова: «Язык наш есть покров такой прозрачный, что сквозь него просвечивает постоянно умственное движение, созидающее его». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я только тогда и живу, когда она рядом. При ней. Возле неё. Хотя бы издалека её видеть и слышать. И чтобы она меня видела и слышала. Только в этом для меня смысл жизни. Ты этого не можешь понять! Без Клавы мне ничего не интересно. Если мне Нобелевскую премию будут давать, а Клавы при этом нет – всё! Отпадает!»

9.3)Как Вы понимаете значение слова БЕЗРАССУДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется безрассудство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один примера аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

1) пр..жился, пр..старелый, пр..амурский

2) о..брасывать, на..пись, по..черкнуть

3) бе..чувственный, в..пыхнуть, ра..калённый

4) без..языкий, в..явь, пред..юбилейный

5) пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

В этом задании нужно определить правило написания приставок.

Внимательно прочитайте каждое слово, определите, какое правило нужно применить и выберите ряды слов, где пропущена одна и та же буква. Таких рядов может быть от 2 до 4.

Рассматриваем каждую строчку, определяя приставки и применяя правило их правописания.

1) прИжился (запоминаем слово), прЕстарелый («очень»), прИамурский («близость»)

2) оТбрасывать, наДпись, поДчеркнуть (неизменяемые приставки ОТ-, НАД-, ПОД-)

3) беСчувственный (БЕС- перед глухим согласным), вСпыхнуть (ВС- перед глухим согласным), раСкалённый (РАС- перед глухим согласным)

4) безЪязыкий (после приставки перед буквой Я), вЪявь (после приставки перед Я), предЪюбилейный (после приставки перед буквой Ю)

5) прЕзабавный («очень»), сопрИкосновение («неполное действие»), прИшкольный («близость»

В ответ выписываем цифры, соответствующие номерам выбранных строчек, без пробелов и запятых.

Задание 5. Орфографический анализ.

1) ПОЛЫНЬ — в окончании формы родительного падежа имени существительного 1-го склонения пишется буква И.

2) ПЬЕДЕСТАЛ — буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

3) ВЫТРИТЕ (пыль) — в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

4) (долго) НЕ РЖАВЕЮЩИЙ — полное причастие с зависимым словом пишется с частицей НЕ раздельно.

5) СТРЕМЯ — в окончании разносклоняемого имени существительного в форме дательного падежа пишется буква И.

Для решения задания нужно определить часть речи, к которой относится выделенное слово, и применить соответствующее правило.

1) ПОЛЫНЬ — в окончании формы родительного падежа имени существительного 1-го склонения пишется буква И. – неверно, в окончании формы родительного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И

2) ПЬЕДЕСТАЛ — буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. – неверно, разделительный Ь пишется перед Е.

3) ВЫТРИТЕ (пыль) — в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ. – неверно, форма 2-го лица мн.ч. повелительного наклонения образуется от форм 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения с помощью окончания –ТЕ.

4) (долго) НЕ РЖАВЕЮЩИЙ — полное причастие с зависимым словом пишется с частицей НЕ раздельно. – верно.

5) СТРЕМЯ — в окончании разносклоняемого имени существительного в форме дательного падежа пишется буква И. – верно.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно ставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты

4) Дружинник мог положиться на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье. Простое.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина. Простое.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты. Сложное.

4) Дружинник мог положиться на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку. Простое.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина. Сложное.

2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

3) Темнеет (,) и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты. Сложное, общего второстепенного члена нет, ОДНА запятая.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина. Сложное, есть общий однородный член «перед глазами Леньки», запятая не нужна.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и (,) воспоминания о былом (,) грусть о быстротечном счастье. Однородные дополнения соединены интонационно (рассуждения, воспоминания, грусть), однородные дополнения, относящиеся к слову «рассуждения», соединены союзом «и» (о жизни и смерти). ДВЕ запятые.

2) Ни жизненные перипетии (,) ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина. Однородные подлежащие соединены союзами «ни» (ни перипетии, ни положение), ОДНА запятая.

4) Дружинник мог положиться на соседей как слева (,) так и справа (,) чувствовал их поддержку. Однородные сказуемые соединены интонационно (мог положиться, чувствовал), однородные обстоятельства соединены сложным союзом «как … , так и …» (как слева, так и справа). ДВЕ запятые.

4. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Задание 7 № 3808

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛОЖИСЬ в больницу

В ДВУХСТАХ журналах

ПОДСКОЛЬЗНУТЬСЯ на льду

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: подскользнуться. Корректно: поскользнуться. Нет такого слова с приставкой Д. Не бывает.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Читайте также: