Сшить узбекский халат

Обновлено: 24.04.2024

Формирование культуры узбекского народа в период перехода кочевников на оседлый образ жизни способствовали созданию неповторимого колоритного образа национальной одежды.

В древности одежда считалась роскошью, рассчитанной на десятилетия, поэтому была очень практичной. Главное достоинство национальной одежды Узбекистана быть теплой зимой и прохладной летом. Красивая, радужная национальная одежда и сегодня является частью повседневной жизни не только для жителей сельской местности, но и современных мегаполисов, что свидетельствует о незыблемых традициях Узбекистана.

Традиционно мужской костюм состоит из халата, который дополняли рубашки различного фасона, платок, сапоги из тонкой кожи, штаны и национальный головной убор чалма или тюбетейка.



Рис. Покрой мужского халата тун. Бухара. Середина XIX в. Мужская верхняя одежда с прямоугольной полоской, пришитой сзади у шеи В кн. Садыкова Н. «Национальная одежда узбеков (XIX-XX вв.)». 2003 г.

Халат древнейший главный элемент узбекского гардероба, испытан временем и капризностью моды. Сегодня он так же востребован, как и в старину и является основной и неотъемлемой частью современного узбекского национального костюма.

Халаты узбеки носят летние безподкладочные, осенние с тонкой подкладкой и зимние стеганные. Для удобства при ходьбе на халатах делались специальные разрезы.



Рис. Покрой мужского халата тун. ХIХ-ХХ вв. Мужская верхняя одежда с воротником яхтак ёка, широко распространенная в Узбекистане В кн. Садыкова Н. «Национальная одежда узбеков (XIX XX вв.)». 2003 г.

Праздничные халаты украшали золотым шитьем. Воротник, края рукавов и подол у повседневного халата обшивались тонкой нарядной тесьмой. Неизменный элемент украшения халата яркий, вышитый поясной платок, без которого наряд был бы незавершенным. Покрой халата очень простой и универсальный. Он практический одинаковый для людей, живущий на огромных территориях, не зависимо от возрастов и полов, что еще раз подтверждает древнейшую историю этой модели.

Халат выкраивается особым образом, при этом одна пола нахлестывается на другую. Такая конструкция халата не дает ему распахиваться при движении. Достаточно глубокие разрезы в боковых швах, облегчают движение и позволяют узбеку сидеть на полу.



Рис. Халат 1



Рис. Халат 2


Кроят халат из двух полотнищ, перегнутых по линии плеча напополам. Затем срезают полочки от воротника до талии, а клинья органично пришивают от талии до бортов. Рукав с ластовицей сужают у запястья.



Рис. Халат



Рис. Боковой клин

Халат шьют из шелка на яркой подкладке и обшивают орнаментальной тесьмой.

Узбекская рубаха так же обязательный элемент мужской одежды.

Вначале узбеки носили рубахи, очень длинные ниже колен, а потом их значительно укоротили почти до середины бедер. К вертикальному разрезу рубахи пришивался воротник. Иногда у рубахи делали только горизонтальный разрез от плеча к плечу.

Рубашки носились повсеместно, но мужчины, проживавшие в Ферганской долине, носили в основном яхтак, так называли простые рубашки для обертывания. Рубашки шились из хлопковой домотканой ткани, очень строгого фасона, немного украшены тесьмой, обычно вдоль воротника.

Рубашку кроят из цельных кусков ткани, предварительно перегнутых по линии плеча. В рукав вставляют клинья с ластовицей.



Рис. Рубаха


Традиционные узбекские штаны иштон, абсолютно глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, книзу они сужались и доходили до щиколоток. Верх брюк был присборенный, а сзади вставлялись клинья.



Рис. Брюки

Рубашку и шаровары шили из льняного полотна или хлопчатобумажных однотонных тканей.

Пояс - платок выполнялся из шелка, расписывался орнаментальным рисунком обычно в красно зеленой гамме.

Головной убор черная тюбетейка, вышивалась белым шелком.

Традиционная обувь узбеков это кожаные цветные остроносые сапоги из тонкой кожи. На равнинных землях узбеки носили мягкие кожаные сапоги и туфли без задников. Сапоги из зеленой кожи шагрени могла себе позволить носить только местная элита и то только во время больших конных праздников. Такие сапоги имели скошенные каблуки, позволявшие всаднику, демонстрируя смелость и ловкость, уверенно держаться в стременах.

Национальная одежда Узбекистана - достояние народа, яркая многовековая летопись народных традиций и обычаев. Идеал внешнего облика костюма создавался поколениями, жизненной мудростью народа, его духовными устоями и представлением о целесообразности.


Культура узбекского народа формировалась, в условиях тесных, многовековых контактов с соседними народами Центральной Азии, что привнесло особенности в восточный колорит одежды.

Женский национальный костюм в Узбекистане традиционно состоит из платья, простого кроя, шаровар, халата и головного убора. Костюм украшали коралловыми бусами или ожерельем из монет.



Узбекский женский костюм имеет четко выраженные отличия по крою, цвету и фактуре ткани, декору и технике выполнения орнамента, присущие определенным регионам страны.

Узбеки традиционно не признают однотонные ткани, тем более темные, они считают, что темная одежда может принести беду. Поэтому узбечки даже траурные процессии посещали в платьях, изготовленных из тканей в мелкий цветочек.

В старину окрас женского платья говорил о положении мужчин в обществе. Жены простых узбеков носили зеленые платья, а знать одевала своих жен в одежду голубых или фиолетовых оттенков.

Платья и туники из богатейших восточных тканей по-прежнему достойно украшают гардеробы женщин Узбекистана.


Натуральные узбекские ткани отличаются непрочностью красок, большой усадкой и сыпучестью, поэтому требуют не только особого подхода при раскрое, но и накладывают определенные правила при ношении. Для таких платьев предпочтительнее использовать химическую чистку, а не традиционную стирку.

Для сохранения целостности рисунка, ее нужно, как можно меньше резать при раскрое. Крой узбекской одежды очень прост и одинаков для всех моделей. В основе его лежат прямые полотна ткани, которые иногда даже не резали, а просто разрывали по нити.

В Средней Азии очень распространены платья под названием куйлак, похожие на тунику, с прямыми длинными рукавами и длиной до пят. В прошлом веке, фасон туник немного разнообразили: на рукавах появились манжеты и воротник-стойка.



Раскраивая платья мастерицы, соблюдали симметричность рисунка, располагая рисунок по центру.

Учитывая, что такая форма кроя требует значительного количества материала, узбеки практично кроили на одном полотнище не только платья, но и шаровары - лозим.




Многообразие моделей костюмов, обеспечены яркой разнообразной палитрой рисунков на тканях, а также применением в конструкции платья разного вида кокеток, воротничков и сборок.


Особенности кроя платья.

Перед раскроем перёд и спинку, располагают по рисунку. Для экономии ткани, ее собирают под кокеткой. Сборки ткани у платьев больших размеров, наоборот уменьшают. Для прочности и сохранения формы кокетки её выкраивают из основной ткани. Подкокетку спины можно выполнить из другого материала. Таким же образом выполняются подборт и воротник.

Технология выполнения этой модели платья: сначала стачают боковые швы, после - рукава и далее пришивают кокетку.



Размер 158/92/100.

Летнее платье с рукавом фонарик.

Платье кроится из ровных кусков ткани, сохраняя цельность рисунка, что выполняет модель невероятно красивой.



Размер 158/92/100.


В 18 веке головной убор у женщин был невероятно громоздким и тяжелым. Сначала надевался огромный платок с отверстием для лица, еще одним платком повязывался лоб, а потом надевалась чалма. Платки, украшались драгоценными украшениями.


Длина изделия. От точки А вниз отложить длину изделия по мерке - 115 см и поставить точку Н (рис. 354).

Глубина проймы. От точки А вниз отложить по мерке глубину проймы - 19 см и отметить точку Г.

Ширина плана чертежа выкройки. Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой.



Спинка. Ширина спинки. От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой.

Ширина проймы. Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48 : 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией.

Росток спинки. От точки А вправо отложить одну треть окружности шеи - 6 см (18 : 3 = 6 см) и поставить точку Р. От точки Р вверх отложить 2 см (одну треть ширины ростка - 6 : 3 = 2 см) и обозначить точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной кривой линией - получим росток спинки.

Скос плеча спинки. Скос плеча спинки зависит от высоты плеча. Если плечи нормальной высоты, то для скоса следует взять 2 см, при высоких плечах берем 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, рассчитанных на пропорционально-сложенную фигуру, скос плеча спинки составляет 2 см.

От точки С вниз отложить 2 см и обозначить точку П, которую соединить с точкой Р1 прямой линией, затем эту линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для посадки плеча спинки, что обеспечивает свободу движений) и поставить точку П1.

Пройма спинки. Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2.

Чтобы построить пройму спинки, надо наметить несколько вспомогательных точек: от точки С1 вверх отложить 6 см (для всех размеров) и обозначить точку С3. Провести биссектрису угла С2 в 2,5 см и поставить точку О. Затем плавной кривой соединить точки П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. 354).

Перед. Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане.

Глубина проймы полочки. От точек А1 и Е вверх отложить разницу между длиной спинки и полочки платья, в данном примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их прямой.

Горловина полочки. От точки Б влево отложить по горизонтали 6 см (одну треть окружности шеи: 18 : 3 = 6 см) и поставить точку Б1. От точки Б вниз отложить 8 см (одну треть окружности шеи плюс 2 см для всех размеров - 18 : 3 = 6 + 2 = 8 см) и поставить точку Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой линией.

Плечо полочки. От точки П на пройме спинки отложить вниз 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 соединить прямой линией. От точки Б по линии плеча отложить мерку ширины плеча спинки минус 1 см (1 см прибавили к плечу спинки для посадки на свободу движений), в данном примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3.

Вспомогательные точки для построения проймы полочки. От точки В вверх отложить 4 см (для всех размеров) и обозначить точку В2. Из точки В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить точку О1. Линию В1С2 разделить пополам и на середине поставить точку В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - получим пройму полочки.

Построение чертежа выкройки рукава платья


  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15

Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н.

От точки О вниз отложить по мерке высоту оката рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой вправо и влево провести горизонтальные линии, равные каждая 21 см и отметить точки П1 и П2.

По линии низа рукава из точки Н провести влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, затем соединить их прямой линией с точками П1 и П2 - получим ширину рукава.

Окат рукава. Отрезки ПП1 и ПП2 разделить каждый пополам и посередине поставить точки П3 и П4, от которых вверх провести вертикальные линии, равные по длине мерке оката рукава - 15 см и отметить точки О1 и О2. Точки О1, О и О2 соединить прямой.

От точки О1 вниз отложить половину высоты оката рукава плюс 1,5 см (для всех размеров), в данном примере: 15 : 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить точку О3 - получим переднюю половинку оката рукава.

От точки О2 вниз отложить одну треть высоты оката рукава 5 см (в данном примере: 15 : 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - получим заднюю половинку оката рукава.

Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355.

Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6.

У каждого из нас когда-то был первый чапан. Не дань моде, нет. Жизненная необходимость. Помню свой первый чапан. Когда я собиралась на свой первый студенческий хлопок, родители купили мне его в ЦУМе, в сувенирном отделе. Там стояла в углу вешалка с хорошими синими ташкентскими чапанами. Боевой чапан жив до сих пор. Я ношу его на даче в холодное утро.

Каждый раз с сожалением сбрасывая теплый мягкий чапан, я сожалела о том, что стало не принято ходить в чапане и в пир и в мир. Тем более что женский чапан уж давно не купить. Его можно только заказать.


1

Помнится, лет пять назад купила я в Бухаре простенькое полупальто, сшитое в технике узбекского чапана. Носила его с удовольствием. В Ташкенте он был диковинкой. Даже продавцы-узбеки на ташкентских базарах, приглядевшись к моей одежк, восклицали: «Это же чапан! Где вам такой сшили?!»

К радости моей, женской одежды в стиле чапан в Ташкенте с каждым годом становится все больше. И он никого уже не удивляет. Его носят всюду, и в будничных делах, и на официальных встречах, и в офисах.


2

Безусловно, стали современными модели и отделка. Но самое главное – чапанная стеганная на вате суть остается неизменной. На каждой выставке национальной одежды я непременно разыскиваю мастериц, создающих одежду «под узбекский чапан».


3


4

В лицевой части её чапан-жакетов использованы исключительно национальные ткани: адрас, атлас и бесасаб.


5

Про «лицевую часть» это я поторопилась сказать. Дело в том, что Манзура-опа шьет чапан-жакеты «два-в-одном». То есть двусторонние:


6


7

Купила у Манзуры-опа два чапана. Себе – длинный двусторонний адрас-бекасаб. (Такой как на самой Манзуре-опа на фотографии) И ляльке короткий вышитый чапанчик под джинсы - он сверху на четвертой фотографии.

Сейчас пожалела, что не отсняла всю коллекцию Манзура-опа, которую она привезла на выставку. Может кто-то бы захотел ей заказать, глядя на фотографии.

Огромная шумная трасса. Я стою на обочине в своем пестром самаркандском чапане и безуспешно пытаюсь поймать такси в свой далекий периферийный район. Внезапно, откуда-то с противоположных полос, разворачивается и несется ко мне долгожданная машина.

- Садитесь! - говорит пожилой водитель-узбек, безоговорочно соглашаясь на предложенный маршрут и сумму, продолжает: – Я вас издалека увидел. Ваш чапан… Я подъехал к вам из-за него. Это так красиво! Вы такая молодец, что носите национальную одежду.

- Спасибо, - опускаю глаза я, - Знаете, я долго стеснялась носить чапаны. Казалось, что воспримут как маскарад.

- Ну что вы, - укоризненно молвит таксист, - Я, когда ваш чапан увидел, даже сердце защемило от радости. Вы, наверное, не помните, но было время, когда все женщины носили платья из нашего узбекского атласа и адраса. А потом все почему-то стали стесняться национальных одежд.


Он тысячу раз прав, пожилой ташкентский таксист, сердце которого отозвалось на яркий, и такой трогательно-национальный самаркандский чапан. Долгое время национальная одежда в столице находилась в глубоком забвении. Как-то повелось, что если женщина идет в платье из национальных тканей, то она либо из глухой глубинки, либо направляется на некое национальное мероприятие.




В последние годы ситуация с национальной одеждой коренным образом изменилась. В Ташкенте наблюдается ренессанс этно стиля как в одежде повседневной, так и в праздничной. Сотни, тысячи, ярких абровых платьев, костюмов, жакетов, туник и чапанов наводнили Ташкент. Наши улицы взорвались многоцветьем узбекского хан-атласа, адраса, бекасаба, переливчатого шелка, бухарской и самаркандской вышивки. Носить одежду из национальных тканей стало модно, привычно и даже престижно.



На этот подъем интереса не могли не отзваться узбекские мастера – от знаменитых дизайнеров, до мастериц из многочисленных городских ателье. И вот уже сердце весны, праздник Навруз 2015 года, Ташкент встретил первой масштабной специализированной выставкой национальной одежды «Вся роскошь востока». Тысячи прекрасных столичных дам, от крошечных принцесс до почтенных глав семейств, пришли на встречу с мастерами национальной одежды со всех уголков Узбекистана. Повсюду взлетают полы расшитых халатов, мелькают мягкой фактурой теплые чапанчики, примеряются жилеты, жакеты, сюртуки, пиджаки, куртки, маленькие коктейльные платья, офисные костюмы, пафосные вечерние платья, нежные туники и дерзкие абровые брючки.



Когда находишься в центре этого невиданного ранее праздника узбекских национальных одежд, сердце замирает от восторга, и не находится слов от красоты происходящего вокруг. Вот крошечная девчушка вертится перед зеркалом в расшитом бухарском пиджачке, а рядом с нею высокая девушка дивной красоты накинула на себя расшитый узбекскими бодомами роскошный плащ. Строгая мама в длинном сюртуке с шахрисябзскими узорами придирчиво рассматривает изящное платье из бело-голубого адраса на своей юной дочери. Стайка очаровательных дам оккупировала стенд с накидками из сверкающего абрового хан-атласа, примеряя все наперебой, а будущая мама разглаживает на округлившемся животе нежную, расшитую гранатами, самаркандскую тунику.



Невероятное действо, фейерверк узбекского этно-стиля, калейдоскоп потрясающих расцветок и узоров – такое могло случиться только в Узбекистане. В благодатном краю, где растет местный белоснежный хлопок, и уже который век процветает собственное шелковое производство. Самое занятное во всем происходящем, что здесь никого не удивляет, что все эти роскошные вещи сделаны из чистейших натуральных шелка и хлопка. А большинство тканей сотканы на ручных станках, и даже каждая деталь отделки здесь сотворена вручную.



Самыми популярными в Ташкенте стали стеганые «чапанчики» - легкие пальто, сюртуки и куртки, сшитые по современным лекалам, и простеганные в стиле классического узбекского чапана. Из натуральных шелковых или хлопчатобумажных тканей, с подкладкой из теплого хлопкового волокна, они легки и очень практичны. А уж по сочности расцветок и яркости национальных узоров дадут фору любой современной осеннее-весенней коллекции одежды.



Мастерицы-вышивальщицы из Бухары, подарили современным дамам совершенно новый стиль повседневной и офисной одежды. Это жакеты, пиджаки и сюртуки расшитые классической бухарской тамбурной вышивкой. Все чаще на улицах Ташкента можно встретить женщин всех возрастов в таких фантастически красивых пиджаках. Достойная замена унылой офисной классике.


Хит летнего сезона в Узбекистане отныне адрас. Адрас – это недорогая хлопчатобумажная ткань, сотканная на ручных станках и окрашеная по старинной узбекской технологии икат. Центры производства узбекского адраса расположены в городах Маргилане, Намангане и Фергане. Богатый абровый рисунок этих тканей зачастую сам диктует дизайнеру формат модели. Даже простая и незателивая в крое туника из абровых тканей выглядит невероятно эффектно. Именно потому, в гардеробе практически каждой узбекской женщины непременно есть платье, туника или летний костюм из адраса.



Особая тема – одежда вечерняя в этно-стиле. Появиться на праздничном мероприятии в вечернем костюме или платье из национальных тканей – это сегодня в Ташкенте очень модно. Абровые платья «в пол», богато расшитые узбекской вышивкой одежды, роскошные, летящие шелковые халаты поверх узких платьев и длинных туник – это лишь малая часть вещей из гардероба представителей ташкентского бомонда.



На фоне огромной волны интереса к национальному стилю в современной одежде, не менее радостно возвращение старинных женских фасонов, столь дорогих сердцу и нежно любимых. Помнится, еще несколько лет назад, я металась по ташкентским мастерам в поисках портнихи, которая сумеет сшить настоящий узбекский женский халат, из тех, что носили 100 и 200 лет назад. И не одна мастерица не бралась за работу. «Лекал у нас таких уже нет» - пожимали плечами они. Недавно на одной из выставок, довелось увидеть тот самый халат. Самый что ни на есть настоящий.




- Это продается? Что за ткань? Где вы взяли эту старинную выкройку? Откуда вы? – бросилась я с вопросами к мастерице. Оказалось, что Мавлюда-опа из древнего Ургута до сих пор шьет женские халаты из полосатого бекасаба по старинным лекалам. Просто в столице на них давно не было спроса. А вот теперь о них спрашивают заказчики все чаще.

Я примерила этот замечательный халат, и он потрясающе заиграл на фоне строгих черной водолазки и классических брюк.

- Как вам идет! – заахали вокруг меня посетительницы выставки. – Только рост великоват. Рукава длинные…

- Ах, что вы! – радовалась я. – Так положено. Если в мир идешь – рукава опускаешь, чтобы кисти рук скрывать. А если работать руками нужно – то рукава нужно просто подвернуть. Тогда получится красивый пышный манжет.



- Вы серьезно?! Я думала, что я одна столь экстравагантна, что собираюсь носить такой дерзко-национальный стиль.

Она легко накинула на себя самаркандский яркий халат, соединила гладкие борта на груди, и повернулась к нам. «Ах!» - сказали мы. Потому что она вдруг стала совершенно необыкновенной. Стройной, величественной и какой-то очень сказочной. Потому что теперь и мы понимали, насколько это красиво.



Мое соприкосновение с самым настоящим узбекским платьем на той выставке было не единственным. Мне еще предстояло получить великий дар. Дар трогательный, и щемящий сердце.

Я направлялась тогда к стендам с тысячами рулонов ярких маргиланских тканей. Завидев меня, ткачиха из Маргилана, Муборак опа, вышла из-за горы своих прекрасных абровых полотен, и принялась мне объяснять, что хочет мне что-то показать.

- Я понимаю вас, Муборак-опа, - уговаривала я ее. Но Муборак-опа нужно было, чтобы я поняла все, что она расскажет, в точности. Двуязычные посетители выставки собрались вокруг меня и принялись ждать, когда надо будет мне переводить. Муборак-опа юркнула за занавеску примерочной, и через несколько минут вышла. Нет, не вышла. Она явилась миру. Как восход солнца, как весна, как яркий цветок. Так она преобразилась. Она светилась и сияла, озаряя всех блеском своих глаз. Муборак-опа, обычно такая тихая и молчаливая.

На ней было самое настоящее, самое правильное, то самое платье. Из старых узбекских фильмов 60-х годов. Все принялись трогать дивный хан-атлас ее платья и восхищенно цокать языками. Оказалось, что это платье сшито из атласа, который соткал специально для нее ее муж, известный маргиланский ткач. Это был потрясающего качества хан-атлас, гладкий как вода, блестящий как огонь и нежный как облако.



Мы долго толпились вокруг Муборак опа, наслаждаясь видом ее «самого настоящего узбекского платья». Уже позже я разглядела на ней и великолепные дутые браслеты, и серьги щибиртма, и бархатные штанишки, шитые бисером по краю. Она была вся самая настоящая. Узбекская. И платок, и шлепанцы, в стиле ковуши. Муборак-опа подарила мне праздник. Такой искренний, трогательный и прекрасный. Этот дар дорогого стоит.



Вот такой он, современный мир узбекского национального платья. Он мягкий и теплый, как стеганый чапанчик, он дерзкий и смелый, как бухарские вышитые полотна, он взрывной и летящий, как полы шелкового узбекского халата. Если вам доведется побывать в Узбекистане, то нужно непременно окунуться в этот мир. Примерить шахрисябзкий жилет, облачиться в струящийся маргиланский шелк, накинуть на плечи нуратинский халат, который весь, как дивный сад. И тогда что-то зримо изменится в вас. Тогда вы сами начнете преображать этот мир. Из унылого и серого он станет цветным и радостным. Мир всегда меняется от соприкосновения с красотой. Он становится добрым и сказочным. Это проверено.

Читайте также: