Технология 5 класс сшить салфетку

Обновлено: 22.04.2024

Задача: Дать представление об изделии салфетка.
Цели:
1. Учебно-познавательная:
-повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;
- познакомить обучающихся с изделием салфетка;
- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;
- отрабатывать умение работать с кроем изделия.
2. Коррекционно-развивающая:
- развитие памяти, логического мышления;
- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;
- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.
3. Воспитательная:
- формирование привычек бережливости и экономии;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- воспитание чувства вкуса.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционная.
Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.
План урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Актуализация опорных знаний
4. Основная часть: изучение нового материала:
- История изделия
- Анализ готового изделия (образец для пошива)
-Физкультминутка
- Работа с готовым кроем
- Составление плана пошива изделия
5. Первичное закрепление
6. Итоги урока. Рефлексия

ВложениеРазмер
урок швейного дела в 5 классе по теме: "Салфетка" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок швейного дела. Салфетка

(5-й класс, коррекционная школа - интернат VIII вида)

Логвинова Валентина Николаевна- учитель швейного дела

Задача: Дать представление об изделии салфетка.

-повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- познакомить обучающихся с изделием салфетка;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Основная часть: изучение нового материала:

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

  1. Первичное закрепление
  2. Итоги урока. Рефлексия
  1. Организационный момент
  • Приветствие учащихся
  • Внешний вид учащихся, готовность к уроку
  • Организация рабочего места

А сейчас отгадайте загадку:

Белое покрывало на столике лежит,
Покрывалом этим ротик вытираем. (Салфетка)

- Тема нашего урока – Знакомство с изделием салфетка. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроем изделия и планировать работу по пошиву салфетки. Слайд 1.

- Повторим наши знания, которые нам пригодятся для пошива салфетки. Как называется новый шов, который вы выполнили при обработке верхнего среза сумки для хранения работ? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам). При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего он нужен шов вподгибку с закрытым срезом? Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Найдите среди швов, шов вподгибку (Работа в группах). Какой еще знакомый шов вы увидели? (Стачной шов).

1. История изделия.

История Салфетки (Рассказ учителя)

- Прежде чем начать изучать салфетку, расскажу Вам и нтересную историю. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину.

Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. Слайд 2.

В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ. Слайд 3.

- Также салфетками накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы. Слайд 4.

- Сегодня салфетки очень популярны. Салфетки служат также для украшения жилища. Салфетки считались модными всегда. Слайд 5.

- Они входят и в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток).

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками. И если сшить несколько салфеток себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе салфетки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

- А теперь я бы хотела, чтобы вы подошли к столу. Возьмите по одному образцу готовых салфеток, рассмотрите их и ответьте мне на несколько вопросов. (Рассматривание образцов салфеток)

- Для чего служат салфетки? ( Служат для гигиенических целей)

- Сколько деталей имеет салфетка? (Салфетка состоит из одной детали).

- На какую фигуру похожа салфетка? (Салфетка похожа на квадрат).

Слайд 7. Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму).

-Рассмотрите салфетки которые Вы выбрали и определите их форму. ( Ученицы называют форму своих салфеток)

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Для того чтобы узнать какие ткани подойдут для пошива салфетки, я прошу вас открыть учебник на стр. 117 и найти ответ на вопрос.

(Чтение текста вслух)

- Из каких тканей изготавливают салфетки? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр.117

(Салфетки изготавливают из льняной ткани (суровой, гладкокрашеной и отбеленной), а также из хлопчатобумажной (гладкокрашеной и с рисунком)

- Правильно, эти ткани лёгкие, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут они подойдут нам.

- Какие бывают хлопчатобумажные ткани? Слайды 9

(с рисунком) Слайд 10, (гладкокрашеные) Слайд 11

- Какие бывают льняные ткани? Слайд 12

(отбеленные) Слайд 13, (гладкокрашеные) Слайд 14 и ( суровые) Слайд 15.

- С хлопчатобумажными тканями Вы уже знакомы.

- Скажите, а почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань, получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

- Сейчас я раздам вам образцы хлопчатобумажных тканей. Рассмотрите их и ответьте на вопрос. (Работа с образцами тканей)

- Какие свойства этих тканей Вы знаете? Слайд 16.

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

-Какие из свойств, хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

- А теперь мы поговорим о том, как можно отделать салфетку.

Слайд 17 .(Отделкой салфетки служит: вышивка, кружева и аппликация).

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, овальную, прямоугольную, круглую форму) ,

- Для чего служит салфетка? (служит для гигиенических целей) ,

-Сколько деталей в изделии салфетка? (состоит из одной детали),

- Какие ткани применяют для пошива салфетки? (хлопчатобумажные, льняные).

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физпауз: -Закрыть глаза.

«Не открывая глаз, посмотрите в окно,

посмотрите на дверь.

Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней!

А теперь она вылетела в окно!

3. Работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани)

(Раздаю крой изделия). Слайд 18.

- Это крой салфетки или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Слайд 19. Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

Слайд 20. Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).Выйти к доске и показать нити основы(долевые) и нити утка (поперечные)

- Как определить, долевую, поперечную нити? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Слайд 21. Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком). Определите, какая ткань у кроя нашей салфетки.

Слайд 22. Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

- Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

Как вы определили лицевую сторону нашей детали из гладкокрашеной ткани? (Лицевая сторона имеет блеск, меньше узелков, ворсинок)

- Итак, салфетку я выкроила. Слайд 23 . Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные)

- А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Слайд 24. Какие способы обработки срезов вы знаете? (Петельный стежок, косой стежок, шов вподгибку с закрытым срезом).

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Шов вподгибку с закрытым срезом, косые стежки)

- Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом). Почему? (Салфетка часто подвергается стирке и шов вподгибку выполнить быстрее и надежней)

Сделаем вывод. Слайд 25. Крой салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя белая, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия).

Откройте учебник на странице 122 прочитайте план по пошиву салфетки

  1. Обработать долевые и поперечные срезы.
  2. Выполнить отделку изделия.
  3. Отутюжить готовое изделие Слайд 26.

- Запишите план в тетрадь.

- С чего начнём пошив салфетки (Пошив салфетки начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Что мы будем делать? (Читают план).

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Как называется новое изделие?

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какую форму имеет салфетка?

- Из каких тканей лучше шить салфетки?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?

Слайд 27. Проверим ваши ответы.

Салфетку для торжества или дорогого человека можно украсить вышивкой. То есть, можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу!

Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зелёную карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.

- С каким изделием мы познакомились на уроке?

- Еще мы научились анализировать изделие, работать с кроем изделия, планировать работу по пошиву салфетки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок швейного дела. Салфетка

(5-й класс, коррекционная школа - интернат VIII вида)

Логвинова Валентина Николаевна- учитель швейного дела

Задача: Дать представление об изделии салфетка.

Учебно-познавательная:

-повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- познакомить обучающихся с изделием салфетка;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

2. Коррекционно-развивающая:

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

3. Воспитательная:

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

Актуализация опорных знаний

Основная часть: изучение нового материала:

- История изделия

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

-Физкультминутка

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

Итоги урока. Рефлексия

Организационный момент

Внешний вид учащихся, готовность к уроку

Организация рабочего места

А сейчас отгадайте загадку:

Белое покрывало на столике лежит,
Покрывалом этим ротик вытираем. (Салфетка)

Целеполагание

- Тема нашего урока – Знакомство с изделием салфетка. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроем изделия и планировать работу по пошиву салфетки. Слайд 1.

Актуализация опорных знаний

- Повторим наши знания, которые нам пригодятся для пошива салфетки. Как называется новый шов, который вы выполнили при обработке верхнего среза сумки для хранения работ? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам). При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего он нужен шов вподгибку с закрытым срезом? Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Найдите среди швов, шов вподгибку (Работа в группах). Какой еще знакомый шов вы увидели? (Стачной шов).

Основная часть: изучение нового материала

1. История изделия.

История Салфетки (Рассказ учителя)

- Прежде чем начать изучать салфетку, расскажу Вам и нтересную историю. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину.

Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. Слайд 2.

В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ. Слайд 3.

- Также салфетками накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы. Слайд 4.

Салфетки сегодня

- Сегодня салфетки очень популярны. Салфетки служат также для украшения жилища. Салфетки считались модными всегда. Слайд 5.

- Они входят и в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток).

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками. И если сшить несколько салфеток себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе салфетки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

- А теперь я бы хотела, чтобы вы подошли к столу. Возьмите по одному образцу готовых салфеток, рассмотрите их и ответьте мне на несколько вопросов. (Рассматривание образцов салфеток)

- Для чего служат салфетки? ( Служат для гигиенических целей)

- Сколько деталей имеет салфетка? (Салфетка состоит из одной детали).

- На какую фигуру похожа салфетка? (Салфетка похожа на квадрат).

Слайд 7. Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму).

-Рассмотрите салфетки которые Вы выбрали и определите их форму. ( Ученицы называют форму своих салфеток)

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Для того чтобы узнать какие ткани подойдут для пошива салфетки, я прошу вас открыть учебник на стр. 117 и найти ответ на вопрос.

(Чтение текста вслух)

- Из каких тканей изготавливают салфетки? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр.117

(Салфетки изготавливают из льняной ткани (суровой, гладкокрашеной и отбеленной), а также из хлопчатобумажной (гладкокрашеной и с рисунком)

- Правильно, эти ткани лёгкие, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут они подойдут нам.

- Какие бывают хлопчатобумажные ткани? Слайды 9

(с рисунком) Слайд 10, (гладкокрашеные) Слайд 11

- Какие бывают льняные ткани? Слайд 12

(отбеленные) Слайд 13, (гладкокрашеные) Слайд 14 и ( суровые) Слайд 15.

- С хлопчатобумажными тканями Вы уже знакомы.

- Скажите, а почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань, получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

- Сейчас я раздам вам образцы хлопчатобумажных тканей. Рассмотрите их и ответьте на вопрос. (Работа с образцами тканей)

- Какие свойства этих тканей Вы знаете? Слайд 16.

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

-Какие из свойств, хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

- А теперь мы поговорим о том, как можно отделать салфетку.

Слайд 17 .(Отделкой салфетки служит: вышивка, кружева и аппликация).

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, овальную, прямоугольную, круглую форму) ,

- Для чего служит салфетка? (служит для гигиенических целей) ,

-Сколько деталей в изделии салфетка? (состоит из одной детали),

- Какие ткани применяют для пошива салфетки? (хлопчатобумажные, льняные).

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физпауз: -Закрыть глаза.

«Не открывая глаз, посмотрите в окно,

посмотрите на дверь.

Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней!

А теперь она вылетела в окно!

3. Работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани)

(Раздаю крой изделия). Слайд 18.

- Это крой салфетки или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Слайд 19. Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

Слайд 20. Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).Выйти к доске и показать нити основы(долевые) и нити утка (поперечные)

- Как определить, долевую, поперечную нити? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Слайд 21. Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком). Определите, какая ткань у кроя нашей салфетки.

Слайд 22. Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

- Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

Как вы определили лицевую сторону нашей детали из гладкокрашеной ткани? (Лицевая сторона имеет блеск, меньше узелков, ворсинок)

- Итак, салфетку я выкроила. Слайд 23 . Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные)

- А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Слайд 24. Какие способы обработки срезов вы знаете? (Петельный стежок, косой стежок, шов вподгибку с закрытым срезом).

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Шов вподгибку с закрытым срезом, косые стежки)

- Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом). Почему? (Салфетка часто подвергается стирке и шов вподгибку выполнить быстрее и надежней)

Сделаем вывод. Слайд 25. Крой салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя белая, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия).

Откройте учебник на странице 122 прочитайте план по пошиву салфетки

Обработать долевые и поперечные срезы.

Выполнить отделку изделия.

Отутюжить готовое изделие Слайд 26.

- Запишите план в тетрадь.

- С чего начнём пошив салфетки (Пошив салфетки начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Что мы будем делать? (Читают план).

Первичное закрепление

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Как называется новое изделие?

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какую форму имеет салфетка?

- Из каких тканей лучше шить салфетки?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?

Слайд 27. Проверим ваши ответы.

Дополнительная информация.

Салфетку для торжества или дорогого человека можно украсить вышивкой. То есть, можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу!

Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зелёную карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.

- С каким изделием мы познакомились на уроке?

- Еще мы научились анализировать изделие, работать с кроем изделия, планировать работу по пошиву салфетки.

- Урок окончен. Спасибо за внимание! Слайд 28.

Литература и источники информации:

Технология. Швейное дело. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаГ. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.

Технология. Швейное дело. 5 класс. Разработки уроков. Для образовательных учреждений VII-VIII вида (Боброва Л.В.).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме «Пошив салфетки»

Дать представление, и закрепить на практике пошив салфетки.

Учебно-познавательная:

- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

Коррекционно-развивающая:

- развитие памяти, логического мышления;

Воспитательная:

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки.

1. Организационный момент

- Внешний вид учащихся, готовность к уроку

- Организация рабочего места

– Тема нашего урока – знакомство с пошивом салфетки. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроями изделия (салфетки) и планировать работу по пошиву салфетки.

2.Повторение прошлого теоретического материала Ребята, а чём мы с вами говорили на прошлом уроке? ( мы говорили о салфетках о её истории возникновении).

Давайте вспомним, что же мы такое салфетка?

Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшая скатерть.

- Ребята, откуда мы взяли с вами объяснение этого слова? (мы взяли объяснение этого слова в толковом словаре С. Ожегова русского языка)

- Ребята, а что вы помните из истории салфетки, откуда стали известны нам салфетки?

(Салфетки были известны ещё в Древней Греции: ими служили листья деревьев и цветов, в частности листья фигового дерева, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину)

- Ребята, а кто ввел традицию делать салфетки из материи, ткани.

(Древние римляне ввели традицию делать салфетки из материи)

- Ребята, а у кого особенно пользовались спросом салфетки?

(Особенным спросом салфетки пользовались у мужчин которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например, в Англии, салфетки были распространены мало).

- Скажите, пожалуйста, для чего пользуемся салфетками мы сейчас в наше время? (В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм).

- Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

(Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше и им можно украсить свой дом, а так же можно и подарить в качестве подарка).

А из чего изготавливают тканевые салфетки?

(Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка).

3. Изучение нового материала

И с одной из таких салфеток, которую мы будем с вами шить, я хотела бы вас познакомить.

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками.

Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

– Из скольких деталей состоит салфетка? ( Салфетка состоит из одной детали).

– На какую фигуру похожа наша салфетка? ( Салфетка похожа на квадрат)

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную форму).

– Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (носовой платок,, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная ткань).

– Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

– Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

– Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

– Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

Ребята давайте сделаем вывод. Салфетка имеет квадратную форму, служит для сервировки стола, гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

4.Физкультминутка

5.Закрепление нового материала

Работа с готовым кроем

– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

– Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Ребята давайте вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

- Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

– Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

- Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком).

- Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

– Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

– Итак, салфетку мы выкроили.

Ребята, что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные).

– А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать.) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Какие способы обработки срезов вы знаете? (Бахрома, петельный стежок, косой стежок, обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом).

– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.)

– Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Ребята, давайте сделаем вывод, салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкоокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

– Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить?

«План работы по изготовлению салфетки»

1. Построение чертежа

2. Подготовка к выкройки к раскрою.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов

6. Утюжка готового изделия.

- С чего начнём пошив салфетки? (Пошив салфетки начнем с обработки срезов).

- Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- К каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам).

- При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего применяется шов вподгибку с закрытым срезом? (для обработки низа изделия, рукавов, срезов постельного и столового белья)

- Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом? (от 5 до 30 мм в зависимости от свойств ткани и назначения изделия.)

- Какими стежками будут обработаны углы салфетки (косыми)

- Какой вид имеют косые стежки? ( Косые стежки имеют одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны, выполняют их справа налево или слева направо)

Практическая работа « Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов».

Перед началом практической работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности.

6. Правила безопасной работы иглой.

Правила безопасной работы ножницами.

7.Практическая работа

После того как мы выяснили, что понадобиться для работы, какие действия необходимо выполнить? (приготовить своё рабочее место)

Демонстрация выполнения операций учителем.

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

Выполнение работы учащимися.

Анализ работ разбор типичных ошибок и установление их причин.

8. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Итак, вы все обработали срезы салфетки. У вас получились вот такие замечательные салфетки, но конечный итог мы подведём на следующем уроке, когда вы ещё украсите салфетку и доделаете её до конца.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Разработка урока по швейному делу в 5 классе. Учитель: В.Н. Логвинова ГКОУ РО.


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разработка урока по швейному делу в 5 классе. Учитель: В.Н. Логвинова ГКОУ РО.

Разработка урока по швейному делу в 5 классе. Учитель: В.Н. Логвинова ГКОУ РО Колушкинская школа интернат VIIIвида Салфетка

 Салфетки применяют в быту с давних времен.

Салфетки применяют в быту с давних времен.

Ими пользуются во время еды,

Ими пользуются во время еды,

Накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы.

Накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы.

Салфетки служат также для украшения жилища.

Салфетки служат также для украшения жилища.

Они входят в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток)

Они входят в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток)

Салфетки бывают разной формы круглой овальной прямоугольной квадратной

Салфетки бывают разной формы круглой овальной прямоугольной квадратной

Изготавливают салфетки из льняных и хлопчатобумажной тканей.

Изготавливают салфетки из льняных и хлопчатобумажной тканей.

Хлопчатобумажные ткани

хлопчатобумажная с рисунком

хлопчатобумажная с рисунком

хлопчатобумажная гладкокрашеная

Льняные ткани

отбеленная

гладкокрашеная

суровая

Свойства хлопчатобумажных тканей: 1. Хорошо пропускают воздух. 2. Хорошо впит.

Свойства хлопчатобумажных тканей: 1. Хорошо пропускают воздух. 2. Хорошо впитывают влагу. 3. Быстро сохнут. 4. Создают ощущения тепла. 5. Мнутся при носке.

Отделкой салфеток служат: вышивка кружева аппликация

Отделкой салфеток служат: вышивка кружева аппликация

Анализ изделия салфетка Салфетка: - Имеет квадратную, круглую, овальную, прям.

Анализ изделия салфетка Салфетка: - Имеет квадратную, круглую, овальную, прямоугольную форму; - Служит для гигиенических целей; - Состоит из одной детали; - Ткани для пошива – хлопчатобумажные, льняные.

Из чего состоит ткань? Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой

Из чего состоит ткань? Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой

Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка) Н.

Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка) Нити основы (долевые) Нити утка (поперечные)

Какая бывает ткань по окраске? белая гладкоокра-шенная с рисунком

Какая бывает ткань по окраске? белая гладкоокра-шенная с рисунком

Какие есть стороны у ткани? лицевая сторона изнаночная сторона

Какие есть стороны у ткани? лицевая сторона изнаночная сторона

Что образуется при разрезании ткани? долевые поперечные Срезы

Что образуется при разрезании ткани? долевые поперечные Срезы

Способы обработки срезов Бахрома Петельный стежок Косой стежок Шов вподгибку.

Способы обработки срезов Бахрома Петельный стежок Косой стежок Шов вподгибку с закрытым срезом

Крой салфетки Состоит из одной детали; Имеет квадратную форму; Выкроен из хло.

Крой салфетки Состоит из одной детали; Имеет квадратную форму; Выкроен из хлопчатобумажной ткани; Ткань кроя белая; У кроя есть долевые и поперечные срезы.

План пошива салфетки 1. Обработать долевые и поперечные срезы. 2. Выполнить о.

План пошива салфетки 1. Обработать долевые и поперечные срезы. 2. Выполнить отделку. 3. Отутюжить готовое изделие.

Салфетка: Служит для гигиенических целей; Состоит из одной детали; Деталь са.

Салфетка: Служит для гигиенических целей; Состоит из одной детали; Деталь салфетки имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму; Ткани для пошива – Хлопчатобумажные, льняные.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Задача: Дать представление об изделии салфетка.

-повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- познакомить обучающихся с изделием салфетка;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

1. Организационный момент

3. Актуализация опорных знаний

4. Основная часть: изучение нового материала:

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

5. Первичное закрепление

6. Итоги урока. Рефлексия

1. Организационный момент

· Внешний вид учащихся, готовность к уроку

· Организация рабочего места

А сейчас отгадайте загадку:

Белое покрывало на столике лежит,
Покрывалом этим ротик вытираем. (Салфетка)

- Тема нашего урока – Знакомство с изделием салфетка. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроем изделия и планировать работу по пошиву салфетки. Слайд 1.

3. Актуализация опорных знаний

- Повторим наши знания, которые нам пригодятся для пошива салфетки. Как называется новый шов, который вы выполнили при обработке верхнего среза сумки для хранения работ? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам). При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего он нужен шов вподгибку с закрытым срезом? Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Найдите среди швов, шов вподгибку (Работа в группах). Какой еще знакомый шов вы увидели? (Стачной шов).

4. Основная часть: изучение нового материала

1. История изделия.

История Салфетки (Рассказ учителя)

- Прежде чем начать изучать салфетку, расскажу Вам и нтересную историю. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину.

Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. Слайд 2.

В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ. Слайд 3.

- Также салфеткаминакрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы. Слайд 4.

- Сегодня салфетки очень популярны. Салфетки служат также для украшения жилища. Салфетки считались модными всегда. Слайд 5.

- Они входят и в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток).

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками. И если сшить несколько салфеток себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе салфетки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

- А теперь я бы хотела, чтобы вы подошли к столу. Возьмите по одному образцу готовых салфеток, рассмотрите их и ответьте мне на несколько вопросов. (Рассматривание образцов салфеток)

- Для чего служат салфетки? (Служат для гигиенических целей)

- Сколько деталей имеет салфетка? (Салфетка состоит из одной детали).

- На какую фигуру похожа салфетка? (Салфетка похожа на квадрат).

Слайд 7. Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму).

-Рассмотрите салфетки которые Вы выбрали и определите их форму. (Ученицы называют форму своих салфеток)

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Для того чтобы узнать какие ткани подойдут для пошива салфетки, я прошу вас открыть учебник на стр. 117 и найти ответ на вопрос.

(Чтение текста вслух)

- Из каких тканей изготавливают салфетки? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр.117

(Салфетки изготавливают из льняной ткани (суровой, гладкокрашеной и отбеленной), а также из хлопчатобумажной (гладкокрашеной и с рисунком)

- Правильно, эти ткани лёгкие, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут они подойдут нам.

- Какие бывают хлопчатобумажные ткани? Слайды 9

(с рисунком) Слайд 10, (гладкокрашеные) Слайд 11

- Какие бывают льняные ткани? Слайд 12

(отбеленные) Слайд 13, (гладкокрашеные) Слайд 14 и(суровые) Слайд 15.

- С хлопчатобумажными тканями Вы уже знакомы.

- Скажите, а почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань, получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

- Сейчас я раздам вам образцы хлопчатобумажных тканей. Рассмотрите их и ответьте на вопрос. (Работа с образцами тканей)

- Какие свойства этих тканей Вы знаете? Слайд 16.

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

-Какие из свойств, хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

- А теперь мы поговорим о том, как можно отделать салфетку.

Слайд 17 .(Отделкой салфетки служит: вышивка, кружева и аппликация).

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, овальную, прямоугольную, круглую форму),

- Для чего служит салфетка? (служит для гигиенических целей),

-Сколько деталей в изделии салфетка? (состоит из одной детали),

- Какие ткани применяют для пошива салфетки? (хлопчатобумажные, льняные).

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физпауз: -Закрыть глаза.

«Не открывая глаз, посмотрите в окно,

посмотрите на дверь.

Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней!

А теперь она вылетела в окно!

3. Работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани)

(Раздаю крой изделия).Слайд 18.

- Это крой салфетки или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Слайд 19. Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

Слайд 20. Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).Выйти к доске и показать нити основы(долевые) и нити утка (поперечные)

- Как определить, долевую, поперечную нити? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Слайд 21. Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком). Определите, какая ткань у кроя нашей салфетки.

Слайд 22. Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

- Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

Как вы определили лицевую сторону нашей детали из гладкокрашеной ткани? (Лицевая сторона имеет блеск, меньше узелков, ворсинок)

- Итак, салфетку я выкроила. Слайд 23. Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные)

- А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Слайд 24. Какие способы обработки срезов вы знаете? (Петельный стежок, косой стежок, шов вподгибку с закрытым срезом).

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Шов вподгибку с закрытым срезом, косые стежки)

- Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом). Почему? (Салфетка часто подвергается стирке и шов вподгибку выполнить быстрее и надежней)

Сделаем вывод. Слайд 25. Крой салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя белая, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

1. Составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия).

Откройте учебник на странице 122 прочитайте план по пошиву салфетки

1. Обработать долевые и поперечные срезы.

2. Выполнить отделку изделия.

3. Отутюжить готовое изделие Слайд 26.

- Запишите план в тетрадь.

- С чего начнём пошив салфетки (Пошив салфетки начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Что мы будем делать? (Читают план).

2. Первичное закрепление

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Как называется новое изделие?

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какую форму имеет салфетка?

- Из каких тканей лучше шить салфетки?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?

Слайд 27. Проверим ваши ответы.

Салфетку для торжества или дорогого человека можно украсить вышивкой. То есть, можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу!

Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зелёную карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.

- С каким изделием мы познакомились на уроке?

- Еще мы научились анализировать изделие, работать с кроем изделия, планировать работу по пошиву салфетки.

- Урок окончен. Спасибо за внимание! Слайд 28.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

ЦЕЛИ: 1) обучение пошиву салфетки; закрепление умений в выполнении шва вподгибку с закрытым срезом; обучение анализу изделия и планированию работы по изготовлению салфетки; развитие памяти, логического мышления; развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия); воспитание привычек бережливости и экономии; воспитание культурно-гигиенических навыков.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку Приложение 1.

1. Организационная часть

2. Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового материала:

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

1. Организационная часть

- Здравствуйте, девочки. Садитесь.

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места

- Тема нашего урока сегодня – Знакомство с пошивом салфетки. - Мы будем учиться анализировать салфетку, планировать работу по пошиву салфетки.

Проверяют наличие всего материала

2. Актуализация опорных знаний

- О чем мы вами говорили на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, что такое салфетка?

- А что вы помните из истории салфетки?

- А кто ввел традицию делать салфетки из ткани?

- Кто больше пользовался салфетками?

- Для чего нужны салфетки сейчас, в наше время?

Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

- А из чего изготавливают тканевые салфетки?

- Мы говорили о салфетке, о ее истории возникновения.

- Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть.

- Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили деревья листьев и цветов, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину.

- Мужчины, которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например в Англии, салфетки были распространены мало.

- В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм.

- Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше, и ими можно украсить свой дом, а также можно и подарить в качестве подарка.

- Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка.

3. Изучение нового материала:

1) анализ готового изделия

- С одной из таких салфеток, которые мы будем шить, я хотела бы вас познакомить.

(Показ образца для пошива)

- Салфетку можно изготовить своими руками. Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какой формы наша салфетка?

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете?

Какая ткань подойдет для пошива салфетки?

- Хлопчатобумажная ткань легкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными?

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани?

- Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

- Какими свойствами эти ткани обладают?

* салфетка имеет квадратную форму;

* служит для сервировки стола, гигиенических целей;

* состоит их одной детали;

* ткани для пошива – хлопчатобумажные.

- А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки?

- ткань ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань

- Салфетка состоит из одной детали.

- Салфетка квадратной формы.

- Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце.

- Потому что волокна получают з растений.

- Постельное белье, пижамы, халаты.

- Хорошо пропускают воздух

- Хорошо впитывают влагу

- Создают ощущение тепла

- Мнутся при носке

- Тонкой, легкой, мягкой.

Выбор ткани из различных лоскутов.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учащиеся выполняют упражнения

2) работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое-либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия?

Учитель раздает крой изделия.

- Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки?

- Чему равны стороны нашего квадрата?

- Из какой ткани детали салфетки?

- Вспомним: из чего состоит ткань?

- Какие есть в ткани нити?

Какие свойства у этих нитей?

- Определите на детали кроя долевую и поперечную нити.

- Какие бывают ткани по окраске?

- Наши салфетки из какой ткани?

- Какие есть стороны у ткани?

- Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

- Определите стороны ткани на крое салфетки.

- Что образуется при разрезании ткани?

- Какие срезы есть на крое салфетки?

- Что нужно делать со срезами?

- Какие способы обработки срезов вы знаете?

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки?

- Можно украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью. Мы будем обрабатывать срезы салфетки швом вподгибку с закрытым срезом.

* салфетка состоит из одной детали;

* имеет квадратную форму;

* выкроена из хлопчатобумажной ткани;

* ткань кроя – гладкокрашенная;

* у кроя есть долевые и поперечные срезы.

- Выкраиваем из ткани.

- Крой салфетки имеет квадратную форму.

Измеряют стороны кроя.

- Из хлопчатобумажной ткани.

- Ткань состоит из нитей, переплетенных между собой.

- Долевые и поперечные нити или основы и утка.

- Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань.

- Белая, гладкокрашенная, с рисунком.

- Из гладкокрашенной ткани.

- Лицевая и изнаночная стороны.

- На лицевой стороне рисунок ярко выражен, а на изнаночной наоборот – бледный, тусклый.

- Долевые и поперечные.

- Срезы нужно обрабатывать.

- Чтобы ткань не осыпалась.

- Бахрома, петельный стежок, косой стежок обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.

- Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом

3) составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить?

Учитель зачитывает план.

«План работы по изготовлению салфетки»

1. Построение чертежа.

2. Изготовление выкройки.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов.

6. Утюжка готового изделия.

- С чего начнем пошив салфетки?

- Какой способ обработки срезов салфетки выбрали?

- К каким швам относится шов вподгибку – к краевым или соединительным?

- Какой должна быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Какими стежками будут обработаны углы салфетки?

- План пошива изделия.

Учащиеся читают еще раз и вклеивают в тетради.

- Пошив салфетки начнем с обработки срезов.

- Шов вподгибку с закрытым срезом.

«Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

Он любил летать всех выше

Выше пальм, жирафов выше.

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал.

Прыгал, кланялся, шалил,

О салфетках говорил

Практическая работа «Обработка долевых срезов салфетки швом вподгибку с закрытым срезом»

1) Вводный инструктаж

- повторение правил т/б с иглой,

- чтение учителем и пояснение хода работы

3) Текущий инструктаж

- контроль качества подгибания и заметывания срезов

- контроль соблюдения т/б

- контроль качества выполнения косых подшивочных стежков

4) Заключительный инструктаж

Учащиеся читают «по-цепочке», поясняют правила

Учащиеся выполняют обработку долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом

Вместе с учителем анализируют выполненную работу

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились сегодня на уроке?

- Закончили шить салфетку? Что сделали?

- На следующем уроке мы продолжим шить салфетку. Что будем дальше делать?

Выставление оценок. Уборка рабочих мест.

- Анализировали изделие. Составляли план по пошиву салфетки.

- Нет, не закончили. Обработали долевые срезы швом вподгибку с закрытым срезом

Читайте также: