В какой стране сшили шапку мономаха

Обновлено: 19.04.2024

Главная историческая реликвия и символ самодержавия России — шапка Мономаха — хранится сейчас в кремлевской Оружейной палате. Из чистого золота, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и редчайшими шпинелями, этот легендарный царский головной убор весит порядка 1 кг.

«Тяжела шапка Мономаха!» — частенько сетовали русские самодержцы, подразумевая совсем не физический вес головного убора, а метафорический груз ответственности царской власти. Раньше многие века считалось, что эту золоченую шапку с собольей опушкой получил в подарок от деда Владимир Мономах. От его имени она и стала так называться.

Однако современные историки все чаще склоняются к тому, что Владимир никогда не носил этого головного убора, заменявшего у русских царей корону. И совсем не потому, что тот был слишком уж тяжел.

Византийская легенда

По распространенной до XX века легенде, в 1114 году великий князь переяславский, а затем и киевский Владимир решил пойти на Византию за данью по примеру многих своих предшественников. Об этом узнал тогдашний правитель Византии Константин IX Мономах, дедушка Владимира. Дабы амбициозный внук не развязывал войну, он сам предусмотрительно отправил богатые дары в Киев.

Легенда долгое время была в ходу, пока российские историки не обнаружили в ней ряд несоответствий. Во-первых, Константин просто не мог подарить шапку своему внуку, планирующему поход на Византию. В то время император уже покоился в земле. Константин Мономах умер, когда его внуку едва исполнилось 2 года.

Во-вторых, при жизни Владимира никто не называл «Мономахом». Это прозвище к нему приклеилось во время создания легенды о шапке Мономаха. По мнению историка Николая Борисова, это произошло на рубеже XV—XVI веков, когда на престол взошел Василий III.

В период постоянных кровавых войн за власть новому царю было необходимо как-то упрочить и свои позиции, и авторитет самодержавия в целом. Вот тогда в угоду царю и была придумана красивая легенда о подарке императора Константина, якобы «помазавшего» русских князей на царствование. Власть Византии в то время была непререкаемой, ведь именно из нее на Русь пришло христианство, положившее начало объединению разрозненных славянских княжеств.

Время создания

По мнению историка Натальи Жилиной, шапка Мономаха была сделана приблизительно в начале XIII века, когда Владимир «Мономах» уже давно почил с миром. Так что носить легендарную шапку князь просто физически не мог.

На время создания царского головного убора указывает анализ его материалов. Интересно, что шапку Мономаха буквально собрали из разных частей. Приблизительно в XII столетии (или даже еще раньше) были выкованы золотые пластины ее тульи. Спустя 4 века к головному убору добавили навершие в форме полусферы.

Шапка собиралась из разрозненных элементов несколько веков. Когда точно появились первые из них и сама идея создать такой царский венец, точно не известно. Единственное, что роднит ее историю происхождения с Византийской легендой, — это то, что золотые пластины действительно могли быть созданы умелыми византийскими мастерами. Уж очень тонкой была работа. На Руси таких вещей тогда не делали.

Приданое монгольской невесты

Все тот же Николай Борисов высказал предположение, что шапка Мономаха могла быть подарком ордынского Узбек-хана московскому князю Юрию Даниловичу. Последний был женат на родной сестре Узбека, Кончаке (после бракосочетания и крещения она стала называться «Агафьей»). Юрий Данилович был в дружеских отношениях с шурином и часто навещал его в орде.

Борисов считает, что шапка Мономаха на самом деле была женским монгольским головным убором, который носила или получила в качестве приданого Кончака. Так будущий символ российской самодержавной власти и попал в руки к Юрию Даниловичу.

На монгольское происхождение шапки указывает ее стиль и некоторые элементы украшений. Историки Максим Крамаровский и Ирина Бобровницкая уверены, что шапка была сделана в Крыму, а ее золотые пластины являлись когда-то частями головных уборов Чингизидов.

Но и монгольская теория происхождения шапки Мономаха довольно шаткая. Во-первых, Чингизиды вряд ли бы стали передавать символ верховной власти чужаку и славянину. Монгольские правящие роды очень ревностно относились ко всему, что касалось владычества. Во-вторых, в Золотой Орде не было обычая давать женщинам приданое. Да и не стал бы московский князь носить головной убор жены.

Теорий и легенд вокруг шапки Мономаха создали множество, а откуда она действительно взялась, не знает никто. Историки уверены только в одном: Владимир Мономах этого головного убора не носил.

ШАПКА МОНОМАХА
О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.

золотой филигранный остроконечный головной убор работы мастеров XIV в. , с собольей опушкой, украшенной драгоценными камнями и крестом, регалия русских вел. князей и царей, символ Самодержавия в России. В к. XV - н. XVI в. бытовала легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, присланной имп. Константином Мономахом вел. кн. киевскому Владимиру Мономаху. Однако возраст шапки (XIV в. ) не соответствует предполагаемому событию (XII в.) .
Шапка Мономаха

Датировка:
Конец XIII - начало XIV века

Размер:
Высота 18,6 окружность 61.

Техника:
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, скань зернь.

Организация: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

версия для печати
«Шапка Мономаха» тверского герба (к вопросу об истории ее происхождения и геральдическом значении)
[ 20.02.2002 ] // В. И. Лавренов, к. и. н. , Геральдическая комиссия при губернаторе Тверской области
В 1857 г. под руководством Б. В. Кене в России была осуществлена масштабная геральдическая реформа (1). Она оказала огромное влияние на российскую геральдику, но не имела разработанного механизма реализации и фактически не была проведена в подавляющем большинстве городов. По этой реформе все городские и губернские гербы получали однотипные обрамления в виде изображений разного ранга корон, орденских лент, венков, которые нивелировали индивидуальное начало в гербах городов и земель. Новые рисунки гербов стали плодом кропотливой работы коллектива Гербового отделения Департамента Герольдии Правительствующего Сената и ряда других лиц. Еще в 1851 г. в Департамент поступил императорский указ, в котором строго говорилось «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов изображать всегда императорскую корону, на гербах же городов уездных ставить городскую корону» (2). В 1856 г. император Александр поручил заведующему Гербовым отделением, геральдисту и нумизмату Б. В. Кене пересмотреть губернские и городские гербы и представить проектные рисунки тем из них, которые нуждаются в исправлении (3). При Кене Департамент Герольдии практически осуществил реформу городских гербов России и законодательным путем ввел их в делопроизводство.

Согласно правилам 1857 г. , опубликованным в «Полном собрании законов Российской империи» , теперь при создании новых гербов предполагалось приводить их к единообразной форме. Поэтому в ходе осуществления реформы основное внимание Кене уделил унификации городских гербов, путем создания единой системы украшений гербовых щитов. Отныне гербовые щиты венчали различные короны: императорская - губерний и столиц, серебряная башенная о трех зубцах - уездных городов, червленая башенная о трех зубцах - заштатных городов, червленая башенная о двух зубцах - посадов. Степень значимости города, специфику занятий его жителей отныне можно было определить по рисункам - украшениям вокруг щитов. Это были орденские ленты, дубовые ветви или листья, колосья, молоты и якоря. Теперь два золотых колоса по сторонам щита помещались в гербах городов и посадов, известных своим земледелием, а два золотых, перекрещенные за щитом, молота, отличали промышленные города (4). Однако вновь составленные гербы губернского города Твери и уездных городов Тверской губернии в новом реформированном виде в самих городах остались практически неизвестны. Рисовал проекты гербов художник Фадеев (5). Правила предписывали из всех, ранее утвержденных, городских гербов убрат

этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху

вторая версия:
шапка Мономаха представляет собой дар хана Узбека московским князьям

Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

Согласно официальной государственной теории, появившейся в XVI веке («Сказание о князьях Владимирских»), этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения. Не исключено, что так называемая шапка Мономаха представляет собой дар хана Узбека московским князьям (Юрию Даниловичу или Ивану Калите) либо изготовлена по их заказу восточными мастерами.

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Последним русским царём, венченным на царствование шапкой Мономаха был Иван V, сопровителем которого был его брат Петр I.

Шапка Мономаха – пожалуй, самый известный экспонат Оружейной палаты. И это не случайно: она считается древнейшим царским венцом. Однако вопрос о том, где именно, когда, кем, для кого, в связи с каким событием была сделана шапка Мономаха, остается пока нерешенным. Уникальное произведение ювелирного искусства конца XIII – начала XIV века, выполненное золотых дел мастером, является предметом изучения многих выдающихся ученых. Их мнения о происхождении венца разошлись. Одни считают, что он сделан в Византии, другие – в Средней Азии, третьи утверждают, что это памятник золотоордынского искусства.

Древняя часть венца напоминает восточный головной убор. Она выполнена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, сплетенным мелким с зернью узором из спиралевидых завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветка лотоса, с широкой орнаментальной полосой-плетенкой по краю. Полусферическое резное навершие с крестом, драгоценные камни, крупный жемчуг и опушка из меха соболя – все это позднейшие добавления.

И хотя точное происхождение венца не известно, существует легенда, которая гласит, что в 1572 году в завещании Ивана Грозного этот венец был впервые назван шапкой Мономаха: «…сына ж своего Ивана благословляю царством русским, шапкою Мономаховою и всем чином царским, что прислал прародителю нашему царь Константин Мономах из Царьграда» . Политическая направленность этой легенды вполне очевидна: идея преемственности власти московских государей от византийских императоров диктовалась необходимостью усиления власти царя в период формирования централизованного Русского государства.



В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты


Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.


«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»


В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

​​Шапка Мономаха. Один из известных символов российского самодержавия. Знаковая вещь для России и её правителей. Что самое интересно, до настоящего времени никто из историков так не может точно сказать – когда и откуда этот головной убор появился в государстве российском.

Есть две наиболее популярные версии – монгольская и византийская. Причем, доказать свою правоту пока не могут последователи ни одной из данных теорий.

Сторонники монгольской версии утверждают, что шапка Мономаха являлась даром Узбек-хана московскому князю Юрию Даниловичу, старшему брату Ивана Калиты. В пользу такого предположения говорит тот факт, что Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека Кончаке (в православии ставшей Агафьей). А в 1325 году, после трагической гибели Юрия в Твери, Московское княжество перешло к Ивану.

По византийской теории шапка была подарена императором Константином IX Владимиру Мономаху еще в XI веке. По линии матери Владимир Мономах доводился Константину внуком. Но, дело в том, что Константин умер в 1055 году, когда внуку было лишь два года. Исследователи утверждают, что отдельные детали шапки Мономаха были изготовлены в разное время, причем, разница между их изготовлением очень существенная. К тому же, сама форма шапки Мономаха не очень соответствует принятым в то время регалиям правителей Византии.

Скорее всего, легенда о византийском происхождении шапки Мономаха появилась лишь в XV-XVI вв., когда правители Москвы начали всячески подчеркивать свою родственную связь с императорами Византии. А после падения Византии, Москва начала претендовать на роль "Третьего Рима". А "вторым Римом" был, как известно, Константинополь — столица Византии.

В 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты упоминается, среди всего прочего, некая "шапка золотая". Велика вероятность того, что речь в этом документе идет именно о шапке Мономаха.

Последним правителем, который венчался на царство шапкой Мономаха, стал Иван V. Произошло это в 1682 году. Причем, Иван был слаб здоровьем и "некрепок умом", как отмечали современники. Поэтому, соправителем стал его младший брат — десятилетний Пётр. Возникла проблема, нельзя венчать сразу двух братьев одной шапкой Мономаха.

Выход был найден, для Петра русскими мастерами была изготовлена копия. Копия получила название Шапка Мономаха второго наряда. Она была значительно легче оригинала, вес, без меха, составлял около 600 граммов. Всего на изготовление копии было потрачено около 450 рублей.

Читайте также: