В слове сшить есть чередование по месту образования

Обновлено: 15.04.2024

Чередование всегда связано с изменением фонемного состава слова или морфем. Все чередования происходят в рамках морфемы и при сохранении морфемного тождества.

В результате чередования возникают варианты морфемы, которые называются алломорфами.

Чередования могут быть обусловлены как живыми, так и историческими фонетическими законами (живые и исторические чередования).

Живые чередования, как правило, не отражаются на письме, обусловлены живыми фонетическими процессами.

Живые чередования русских гласных бывают комбинаторными и позиционными.

· Комбинаторные обусловлены предшествующим твёрдым согласным и касается только фонем и/ы. Происходит на стыке служебного безударного слога и ударного знаменателя (из игры, конец игры и т.д.)

· Позиционные чеедования русских гласных происходят в безударных позициях

Живые чередования русских согласных также бывают позиционными и комбинаторными.

· Позиционные - чередования по глухости/звонкости и это чередование обусловлено действием современного фонетического закона: в конце слова перед паузой произносится шумный глухой согласный (только если имеет как сильную, так и слабую позицию): дуб, зуб, лоб, берёз, коров, стриг, лез, полз. (В чередовании участвуют только те согласные, которые имеют пару по глухости/звонкости).

· Комбинаторные (как по глухости/звонкости, так и по твёрдости/мягкости)

А) если в стечении двух согласных последующий - глухой, то всё стечение глухо

Б) если в стечении двух согласных последующий – звонкий, то всё стечение звонко

Чаще всего чередования происходят на морфемном шве: подготовить (на стыке приставки и корня), завязать – завязка (на стыке корня и суффикса)

*в чередованиях по глухости/звонкости не участвуют сонорные, перед ними могут звучать как звонкие, так и мягкие согласные: икра, игра.

*не участвуют в чередовании глухие непарные

* особенным образом ведут себя и . Если они оказываются перед глухими, то чередование происходит: пуговица – пуговка. А если они оказываются после глухого, то чередование не происходит (ведут себя как сонорные): битва, подошва.

*ассимилятивные процессы возможны на стыке служебных и знаменательных слов (в саду), при быстром темпе речи на стыке двух знаменательных слов (вкус гороха)

В) некоторые твёрдые согласные изменяют свой дифференциальный признак (твёрдость/мягкость), оказываясь внутри морфемы перед мягкой согласной. Комбинаторное смягчение наблюдается у согласных одного места образовании с//с’, з//з’ перед мягкими переднеязычными: артист/артистичный, тесный/потеснить, кислый/кислее

Г) чередование н//н’: блин/блинчик, команда/командир, винт/винтик, бант/бантик

Д) т//т’, д//д’: плотный/плотнее, пятнистый, родной/родня, въедаться/въедливый

Е) перед средним сонантом j могут смягчаться любые твёрдые согласные: тряпки/тряпьё, варёный/варенье, ком/комья

*в комбинаторных чередованиях не участвуют заднеязычные, но клок/клочья, друг/друзья

Ж) чередования в стечении двойных согласных могут произноситься как твёрдо, так и мягко, и становятся длинными: группа – группе

1. На первом морфемном шве: делать – подделать

2. При ассимиляции губных согласных

3. В случае стечения согласных разного места образования: дверь

4. На стыке служебного и знаменательного слова: без денег

*не смягчаются заднеязычные, сонанты Л и Р на стыке знаменательных слов внутри синтагмы

*ассимилятивные смягчения во многом зависят от стиля и темпа речи

Живые чередования согласных по месту и способу образования:

1. с//ш (полная регрессивная ассимляция происходит в том случае, когда на стыке морфем встречаются 2 щелевых согласных): шить/сшить, расшуметься/шуметь

2. Перед передненёбными двухфокусными щелевыми не произносятся щелевые зубные: без шубы, лес шумит

3. з//ж: жевать – разжевать, без жалости, груз желаний

4. тс//ц (стяжение в аффрикату, полная регрессивная ассимиляция перед аффрикатой): отец – отца, братец – братца

5. д//ч: газета – газетчик

т//ч: переводить – переводчик

6. г//х’: мягкий, лёгкий

7. ч//ш (результат регрессивной ассимиляции по способу образования): Никитишна, Савишна, булочная – булошная, прачечная




8. согласный//о (диэреза): поздно, бездна,

стн//сн радостный, стл//с’л’ счастливый, стц//сц крестцовая, ндц//нц голландцы, нтц//нц талантца, стск//ск’(сцк) туристский, нтск//нск(нцк) лаборантский, вств//ств зравствуй, лвств/лств безмолствовать, рдц//рц сердце, рдч//рч сердчишко, лнц//нц солнце, ргск//рск Петербургский

Исторические (традиционные) чередования объясняются историческими фонетическими законами.

Исторические чередования гласных:

10) о/а поклон//кланяться, покос//скашивать, зорька //зарево, срос//спрашивать

11) э/а лезть//лазать

12) и/э повис//повесил

13) э/о теплится//тёплый

14) о/о сон//сна, лён//льна

16) э/а/о прилечь//прилягу//прилёг

17) у/ы/о душно//дышит//вздох

18) э/и/а/о/о смерть//умирать//вымаривать//мор//умру

Традиционные чередования согласных,потерявшие фонетическую основу:

г//ж: флаг – флажок

2. Пережиточные (в старых словах были, в новых наблюдаться уже не будет): Чикаго – Чикагский, Чех – Чешский, казах – казахский

3. Бывшие (в современном сознании превратились в простое соотношение разных звуков):

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой - [ш:' ч']емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:'] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть - о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч' ш:']екой под щекой ([д] // [ч'] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:'] ) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х'к']ий лёгкий, мя´[г]ок мягок - мя´[х'к']ий мягкий, где [г] чередуется с [х'], а не с [к'] перед [к'], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т'] и [д] / [д'] между зубными, между [р] и [ч'], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т']ье счастье - счас[ ]ливый счастливый, т.е. [т'] // [ ];

стн: мéс[т]о места - мéс[ ]ный местный, т.е. [т] // [ ];
здн: уéз[д]а уезда - уéз[ ]ный уéздный, т.е.[д] // [ ];

здц: уз[д]á узда - под уз[ ]цы´ под уздцы, т.е. [д] // [ ];

голлáн[д']ец голландец - голлáн[ ]цы голландцы, т.е. [д'] // [ ];

рдц: сер[д']éчко сердечко - сéр[ ]це сердце, т.е. [д'] // [ ];

рдч: сер[д']éчко сердечко - сéр[ ]чишко сердчишко, т.е. [д'] // [ ];

лнц: сó[л]нышко солнышко - сó[ ]нце солнце, т.е. [л] // [ ].

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо[já] моя - [маи´] мои, т.е. [j] // [ ].

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счас[ ]ливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т']ье счастье и т.д.

Подберите название к изображениям и запомните написание.






Буква Г

Какой звук обозначает буква Г в слове рог?

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Редукция звука [о] (слабая позиция)

Оставьте слова, в которых звук [о] подвергается редукции. Лишнее слово зачеркните.

Соревноваться , хоккей , футбол , состязаться , спортсмен .

Сильная позиция

Подчеркните слова, в которых звук [о] находится в сильной позиции.

Балкон , брошюра , баскетбол , бинокль , бирюзовый , вдвоём , вагон , влево , вскоре , вправо , втроём , гардероб .

Уподобление по глухости

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона .

Закон конца слова

Подберите слово, в котором согласный на конце слова находился бы в сильной позиции.

Гласные звуки
Позиционные чередования звуков

Выберите названия позиционных чередований гласных и согласных звуков.

закон конца слова

уподобление по месту и способу образования

уподобление по глухости/ звонкости

уподобление по мягкости

Фонетические процессы.

Вставьте в текст нужные по смыслу слова.

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки. Это объясняется . Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от звука в слове. Позиционные чередования гласных и согласных на письме . Позиционные чередования гласных звуков называются . Позиционные чередования согласных звуков называются и слова.

1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.

2. Разбор слова по морфемам.

Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.

Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

3) грабли – грабить

Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.

В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

4) слон – прислониться

Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.

Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.

В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменение ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

В этих парах слов есть беглые гласные.

Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.

Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.

Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.

Порядок морфемного анализа:

  • Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание.
  • Выделить основу.
  • Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
  • Выделить приставку,
  • Выделить суффикс.
  • Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).

Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.

В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть. Суффикс -оват-. Приставки нет.

Морфемный анализ слова перевозчик. Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка. Суффикс -чик-, приставка пере-.

Разбор тренировочных заданий

Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?

Правильный ответ: суффикс

Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.

Подберите название к изображениям и запомните написание.






Буква Г

Какой звук обозначает буква Г в слове рог?

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Редукция звука [о] (слабая позиция)

Оставьте слова, в которых звук [о] подвергается редукции. Лишнее слово зачеркните.

Соревноваться , хоккей , футбол , состязаться , спортсмен .

Сильная позиция

Подчеркните слова, в которых звук [о] находится в сильной позиции.

Балкон , брошюра , баскетбол , бинокль , бирюзовый , вдвоём , вагон , влево , вскоре , вправо , втроём , гардероб .

Уподобление по глухости

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона .

Закон конца слова

Подберите слово, в котором согласный на конце слова находился бы в сильной позиции.

Гласные звуки
Позиционные чередования звуков

Выберите названия позиционных чередований гласных и согласных звуков.

закон конца слова

уподобление по месту и способу образования

уподобление по мягкости

уподобление по глухости/ звонкости

Фонетические процессы.

Вставьте в текст нужные по смыслу слова.

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки. Это объясняется . Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от звука в слове. Позиционные чередования гласных и согласных на письме . Позиционные чередования гласных звуков называются . Позиционные чередования согласных звуков называются и слова.

Читайте также: