Зачем художнику понадобилось пришить кусок холста для картины утро стрелецкой казни

Обновлено: 28.03.2024

Огромное полотно, которое так и приглашает смешаться с пёстрой толпой москвичей и приговорённых стрельцов, напугало современников живописца.

«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», — вспоминал Василий Суриков приход музы. Огромное полотно, которое так и приглашает смешаться с пёстрой толпой москвичей и приговорённых стрельцов, напугало современников живописца. И это при том, что на картине, показывающей утро смерти, нет ни одного покойника.

Сюжет

Раннее утро накануне казни стрельцов, прогневавших Петра I своеволием. Осуждённых вывели на лобное место, виселицы выставлены. Казнь ещё не началась — мы видим, как уводят первого стрельца. Суриков намеренно не стал изображать покойников. Как он сам объяснял, ему хотелось показать торжественность последних минут, а не расправу над бунтарями.

«Утро стрелецкой казни», 1881 г., В.И. Суриков.

«Утро стрелецкой казни», 1881 г., В. И. Суриков. Источник: Государственная Третьяковская галерея

Полотно огромно, и зритель находится на таком уровне, что, кажется, может смешаться с толпой москвичей. Цветастая масса тел структурирована и сложно организована. В этом пёстром месиве выделены несколько стрельцов, обречённых на смерть: они одеты в белое, а в руках держат свечи.

Царь, сидящий на коне, с оцепенением смотрит на толпу. Рядом с ним стоят приближённые, позади шеренга солдат, а за ними — пока пустые виселицы.

Налицо дихотомия народ — государство, которую Суриков передаёт через параллели образов: за народом — пряничный храм Василия Блаженного, за царём — глухие стены Кремля; слева — живая, стихийная, клубящаяся масса, справа — люди, стоящие в шеренгах, порядок, строй; приговорённые — в белом, солдаты — в чёрном; между Петром и рыжебородым стрельцом происходит дуэль взглядов.

«Боярыня Морозова», 1887 г., В.И. Суриков.

«Боярыня Морозова», 1887 г., В. И. Суриков. Источник: Государственная Третьяковская галерея

История происходит помимо воли, без участия тех, кто изображён на картине. Это, кстати, относится ко всему творчеству Сурикова. В его представлении человек не является мотором истории — она свершается силою вещей, человек же становится частью потока, но никак не деятелем.

Солдаты и стрельцы противопоставлены как зло и добро, но лица их похожи, точно у братьев. А первого ведомого на казнь солдат и вовсе поддерживает. Художник хотел показать, что разделённый историей народ остается единым.

Контекст

Суриков писал картину несколько лет. Всё это время он был сосредоточен на истории стрельцов и на другие темы не отвлекался. Каждую ночь ему снились казни: «Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснёшься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет… А я ведь это всё — и кровь, и казни — в себе переживал».

Однажды Репин, посмотрев на полотно, бывшее еще в работе, предложил написать хотя бы одного казнённого. «Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась», — вспоминал Суриков.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 г., В.И. Суриков.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 г., В. И. Суриков. Источник: Русский музей

Царя художник писал с портрета. Для всех остальных были найдены натурщики, которых Суриков собирал по всей Москве: на кладбище, рынках, улицах, даже у себя дома. Одновременно живописец выбирал место действия и писал архитектуру на пленэре.

По воспоминаниям художника, для него были важны огоньки свечей в руках приговорённых к смерти: «…я хотел, чтобы эти огоньки светились… для того придал общему тону картины грязный оттенок».

Судьба художника

Василий Суриков, чей род происходил из донских казаков, родился и вырос в Красноярске. Считалось даже, что его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Воспитание ребенок получил вполне в традиции прародителей: ездил с отцом на охоту, забавлялся кулачным боем, в том числе и как участник. При этом Вася был очень наблюдательным мальчиком, любившим часами разглядывать людей, а затем рисовать их.

Благодаря протекции местного мецената-золотопромышленником Суриков уехал учиться живописи в Петербург. Однако в столице юноше не понравилось, поэтому он уехал, получив заказ на роспись Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

Москва ошеломила Сурикова. Во-первых, он нашёл много схожего с родными местами. А во-вторых, его пронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями. Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я… отправлялся бродить, по Москве и всё больше к кремлёвским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, всё принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. Да так это ясно, что даже остановишься и ждёшь: а вдруг и в самом деле выйдут…».

«Переход Суворова через Альпы», 1899 г., В.И. Суриков.

«Переход Суворова через Альпы», 1899 г., В. И. Суриков. Источник: Русский музей

В 19-м веке картины на исторические сюжеты были крайне популярны и выполнялись несколько в торжественной манере. Триумф, величие, помпезность. Суриков же был против академизма. Он изображал прошлое в его мрачности и суровости. Его лихорадочно, грубо и грязно, но вдохновенно написанные картины пугали публику, привыкшую к совершенству исполнения. Вероятно, поэтому у него не было ни учеников, ни последователей. Даже мастерской специальной он не имел — всегда писал там, где жил.

Днём Суриков писал картину, а ночью просыпался от кошмаров – снились крики стрельцов и запах крови. Дурные сны навеяли записки иностранца, свидетеля трагедии.

Иноземец подле царя

В 1881 г. Василий Суриков закончил картину — одну из самых узнаваемых в русской живописи. Это — «Утро стрелецкой казни», что теперь хранится в Третьяковской галерее. Монументальное полотно шириной в почти 4 метра изображает расправу над мятежными стрельцами в октябре 1698 года. Сюжет картины довольно прост. Критики отмечали, что Суриков сумел отразить «сверхъестественный ужас» произошедшего. На Красной площади сгрудились приговорённые к смерти, а вокруг них стонут и плачут родственники. На всё это смотрят горожане, а справа — солдаты и царь Пётр I. Сзади — виселицы. Подле царя стоят иноземцы, и один из них — тот, кто рассказал Сурикову подробности «стрелецких казней».

Утро стрелецкой казни.

Это — Иоганн Георг Корб, малоизвестный секретарь австрийского посольства, что оставил путевые заметки о России и дневник о своём пребывании в Москве в 1698 и 1699 гг. На полотне Корб — неприметный мужчина в чёрном камзоле и с бородой. Он скрылся за плечами русского бородатого боярина в красном облачении и другого иностранца, своего начальника и посла императора Леопольда I по имени Игнатий Христофор де Гвариент и Ралль (чёрный кафтан, под ним парчовый камзол, на голове шляпа, на ногах — обувь с золотыми пряжками). Посол и его свита прибыли в Россию весной 1698 г. с одной целью — обсудить союз Священной Римской империи, Польши, Венеции, Дании и России против Турции. В то время переговоры длились долго, так что в Москве австрийцы задержались более чем на год и многое увидели. А записывал всё увиденное Корб.

Путь посольства из Вены в Москву.

Путь посольства из Вены в Москву. Источник: Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию, 1906

Въезд австрийского посольства в Москву.

Въезд австрийского посольства в Москву. Источник: Там же

«Неслыханная свирепость пыток»: расправы над стрельцами

Львиную долю записок Корба, изданных впервые в Вене 1701 г. (ссылка на русский перевод в конце статьи), занимает описание мятежа стрелецкого войска, его подавления и следствия. Напомним вкратце фабулу этого события. В июне 1698 г. восстали 4 стрелецких полка — около 2,2 тысяч человек. Устранив от командования почти всех офицеров (особенно иноземцев), они двинулись на Москву. Что именно они там собирались делать, вопрос до сих пор спорный, так как до города стрельцы не дошли примерно 40 км. У Новоиерусалимского монастыря бунтовщиков встретили правительственные войска генерала П. Гордона и воеводы А. Шеина. 18 июня произошло сражение. Численность и мощь артиллерии правительственных сил решили исход дела. Стрельцы потерпели поражение.

Причин для восстания у стрелецких полков хватало — низкое жалование и его задержки, ограничение былых привилегий Петром I, тяготы военных походов последних лет, засилье злых иноземных офицеров… Сами мятежники заявляли затем, будто шли на Кремль, чтобы настоятельно изложить свои справедливые требования по поводу службы, но следствие показало, что бунт направляли преданные царевне Софье люди. Мол, Софья, заточённая Петром в Новодевичьем монастыре, желала вернуть себе власть и воспользовалась недовольством стрельцов. Таким образом, войсковой бунт оказался попыткой государственного переворота. Тем более это выглядело правдоподобным, так как в стрелецких полках ходили слухи (неслучайные ли?) о смерти Петра I за границей (царь был в «Великом посольстве») и кознях бояр. В общем, так до сих пор и непонятно, что именно случилось летом 1698 г., и это несмотря на признательные показания заговорщиков. Дело в том, что методы, которыми велось следствие, позволяли получить любые признания, хоть в заговоре инопланетян. И вот как это было.

Илл. 3.jpg

Пётр очень разозлился, когда срочно вернулся в Россию и узнал, что многих зачинщиков бунта (а именно более полусотни) воевода Шеин уже успел казнить, так и не выпытав все необходимые сведения. Начался «великий розыск», и теперь царь лично взялся за дело — сам участвовал в следствии, а затем и казнях. Происходившее в октябре 1698 г. Корб описывал так: «Мятежников за упорное молчание подвергают пыткам неслыханной жестокости. Высеченных жесточайшим образом кнутами их жарят на огне; опаленных секут снова, и после вторичного бичевания опять пускают в ход огонь. (…) Царь питает в душе такое недоверие к своим боярам, что, убежденный в том, что они ничего не делают справедливо, боится доверить им даже малую часть настоящего розыска». Личное участие царя в допросах и жестокость следствия Корб не считал проявлением тирании, «так как иногда и для строгости существует справедливое основание, в особенности, если болезнь или неизлечимое гниение до такой степени усилились в членах государственного организма, что для общего оздоровления его не остается ничего другого кроме железа и огня, которыми больные члены отделяются от тела».

В конце концов жесточайшие пытки дали результат — стрельцы начали признаваться в измене и своих планах: «Захватив верховную власть, они разбросали бы во всеобщее сведение листы, в которых уверили бы народ, что его Царское Величество, поехавший по коварному умыслу Немцев за границу, окончил жизнь за морем». Ну, а затем возвели бы на престол Софью.

Илл. 4.jpg

После пыток (пытали и жён стрельцов, и служанок царевны Софьи, которая, кстати, вины своей не признавала) начались расправы над теми, кто выжил в застенках. В течение октября произошло несколько массовых казней. Виновных вешали и колесовали, им отрубали головы и ломали конечности. 10 октября у городских ворот повесили двести тридцать человек. 13 октября пятьсот стрельцов царь помиловал из-за их юного возраста и неокрепшего рассудка — их не казнили, но покарали сурово: после отрезания ушей и вырывания ноздрей сослали в отдалённые уголки Московского царства. 21 октября более двухсот стрельцов повесили на брёвнах, выставленных в бойницы столичных стен. 27 октября триста тридцать человек лишились головы. «Царь, сидя в кресте, смотрел на всю трагедию», — пишет Корб. В тот день Пётр I сам отрубил головы пятерым стрельцам и заставил исполнять роль палачей своих приближённых. Рубил головы и «Алексашка» — Меншиков.

Преследования мятежных стрельцов продолжались до 1707 г., казни подверглось более тысячи человек. Оставшихся воинов стрелецкого войска царь изгнал с их семьями из Москвы, а затем постепенно расформировал их полки.

Илл. 5.jpg

Крамольные записки «поганца и ругателя»

В следующем году австрийское посольство вернулось в Вену, и Корб опубликовал свои заметки. Они вызвали в Москве негодование, и дело было не только в рассказе о «неслыханных» жестокостях следствия по стрелецкому делу. Сочинение Корба обнаружил почти сразу после издания князь П. А. Голицын, который сказал об авторе, что «таково поганца и ругателя на Московское государство не бывало; с приезду его сюда нас учинили барбарами». Де Гвариент вынужден был оправдываться за книгу своего секретаря и просил на неё не обижаться — мол, «в ней более похвального, кроме некоторых смехотворных и неверных описаний» (ошибки в рассказах о русских обычаях австрийцы объяснили доверчивостью Корба ко всяким слухам, что в общем-то верно). Действительно, отношение Корба к Петру самое уважительное: он нисколько не сомневается в правильности жестокого отношения царя к мятежникам (в отличие от Сурикова, кстати). Самого же государя он называет человеком «выдающихся телесных и духовных качеств», отмечает его «живость и смышлёность, какую вряд ли можно было ожидать от его возраста», любопытство и стремление к обучению своих подданных кораблестроению и иным полезным навыкам. Кроме того, Корб пишет о величии воли Петра: «Его Царское Величество, будучи всегда в себе уверен, презирает смерть и опасности жизни, страх перед которыми уничтожает у прочих людей всякое присутствие духа». В положительном ключе отзывался секретарь австрийского посольства и о борьбе русского царя с коварством бояр — он знал их жажду казнокрадства и злоупотреблений, потому, к примеру, разжаловал тех, кто купил себе чины в его отсутствие. К недостаткам царя, описанным в книге Корба, можно отнести лишь его чрезмерно вспыльчивый и даже жестокий нрав, но таким Пётр I и был, потому упрекнуть автора не в чем.

Илл. 6.jpg

Илл. 7.jpg

Таков суровый вердикт человека, прожившего год в Москве. Трудно заподозрить его в нарочитой предвзятости, ведь, в конце концов, Корб служил посольству, искавшему союза с Россией, да и в других частях дневника он довольно прямо описывает положительные стороны русской жизни. Очевидно, он действительно полагал, что людей благородного духа в Московском царстве очень мало — таких он называл «благоухающими розами» в окружении «пышно распустившегося вонючего лука» и всячески хвалил.

Распутство, бесстыдство, склонность к бесчестью и разврату (как мужчин, так и женщин) Корб объяснял также вековым рабством и ненавистью русских к свободе («…подданные держатся в повиновении одним страхом»). Характерно, замечал он, что даже богатые властные вельможи «находятся в рабстве», хотя и «отличаются невыносимым высокомерием по отношению к лицам, низшим себя, и черни, которую в знак презрения они называют вообще чёрным народом (…), и простонародье весьма боится их надменности». Это суждение о русском чиновнике не нуждается в каком-либо оправдании — неспроста огромная доля русской классической литературы проникнута подобным отношением к «государевым людям», да и сегодня чиновники не пользуются народной любовью.

Москва. Конец XVII в., худ. А. М. Васнецов.

Москва. Конец 17 в., худ. А. М. Васнецов. Источник: историк. рф

Неудивительно, что книгу Корба сразу же, в 1701 г., запретили для распространения в России и по настоянию Москвы долгое время не печатали снова даже в самой Священной Римской империи. Да и сегодня многие борцы с реальной и мнимой русофобией не порекомендовали бы дневник Корба к прочтению. Ну, а мы рекомендуем — как интересный исторический источник. Записки австрийца — ценное свидетельство русской жизни на излёте 17 века.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков впервые выставил свою картину “Утро стрелецкой казни” на выставке передвижников в 1881 году. Она всех просто поразила! Полотно сразу признали шедевром.

Но что же необычного в этой картине? Предлагаю разобраться в этом, взглянув на ее самые интересные детали.

Выдуманный Кремль

Наверняка Вы обращали внимание, что стены Кремля на картине «Утро стрелецкой казни» (1881) Василия Сурикова – светлые, бело-серые. Мы же привыкли к красному Кремлю.

Но это далеко не единственная особенность изображения Кремля!

Если совсем откровенно – такого Кремля и вовсе НЕ существует.

Но в сочетании с лобным местом и Храмом Василия Блаженного мы все же узнаём Красную площадь.

Итак, события картины происходят в 1698 году. Пётр I приказал казнить 1300 стрельцов. Стрелецкие войска были регулярной армией страны. Они по идее должны были служить царю. А в результате устроили против него заговор. Очень им было важно, чтобы в России остались старые порядки.

Пётр I же был намерен преобразовывать Россию. И вообще заговор – это тяжкое преступление. Поэтому все 1300 стрельцов были повешены. Часть – в Москве, на Красной площади.

То есть событие историческое, реальное. И, конечно, очень драматическое. Поэтому ради того, чтобы подчеркнуть ощущение драмы, художник решился изменить до неузнаваемости Кремль.

Он действительно в то время был белым. Стены впервые побелили за 18 лет до изображённых событий. А вот последний раз их побелили 200 лет спустя в 1880 году.

И постепенно Кремль естественным путём вновь стал красным, так как побелка уже к 1940-м полностью сошла. Белить заново не стали, так как красный цвет был к лицу Советской Москве.

Так что в плане стен Суриков как раз правдоподобен.

Но вот с башнями все сложнее.

Рядом с лобным местом находятся такие башни, как Спасская и Царская. Но они очень нарядные. Царская и вовсе похожа на сказочный терем.

Поэтому Суриков выбрал такой ракурс, чтобы эти башни не попали в пространство картины.

И действительно, если стоять так близко к лобному месту лицом к Васильевскому спуску, то да, эти башни НЕ попадут в поле зрения.

В этом случае Вам будут видны такие башни, как Набатная и Константино-Еленинская. Но они тоже не устраивали художника. Слишком разные и тоже нарядные.

И тогда Суриков придумал свои башни! Вернее, он взял за основу Сенатскую башню, но сделал ее короче, приземистее.

Сенатская башня находится с правой стороны от Спасской башни. И она в реальности более вытянутая.

Сравнение живописной и реальной Сенатской башни

Слева: Сенатская башня на картине В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” (более приземистая, чем реальная башня). Справа: Фото Сенатской башни.

Более того, Суриков продублировал эту Сенатскую башню. Хотя на самом деле все башни Кремля разные!

И действительно, такой Кремль с невысокими и одинаковыми башнями больше подходит событию.

Они как будто являются отражением жесткой власти, не терпящей противостояния. А также такая стена с одинаковыми башнями вторит стоящим в ряд солдатам в одинаковой форме.

И ещё одну особенность Кремля мы видим.

В реальности между Храмом Василия Блаженного и стенами Кремля расстояние больше. И если бы мы стояли на месте толпы, то видели бы пространство вглубь, вдоль стены, ведущее к Васильевскому спуску и набережной.

Фото Красной площади с названиями объектов

Но художник намеренно сдвинул стены и закрыл это пространство. Тем самым подчеркнув гнетущую обстановку. Он уменьшает количество воздуха. Нивелирует ощущение свободы. Там стоят виселицы, там тупик. И одного стрельца уже ведут туда, к концу его жизни.

Огромная толпа

Суриков изобразил толпу, состоящую из стрельцов, их родственников, а также обычных зевак. В результате художник изобразил 50 человек!

До него едва ли мы найдем в русской живописи настолько многофигурные картины. Это даже на 20 человек больше, чем в картине Карла Брюллова “Последний день Помпеи”!

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. Фрагмент.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. Фрагмент. 218 х 379 см. 1881. Третьяковская галерея.

При этом перед художником стояла труднейшая задача сделать так, чтобы одни персонажи не закрывали лица других. И он придумал блестящее решение.

Суриков разместил людей несколькими ярусами.

Первый ярус находится на уровне земли. Второй ярус – это стрелки на телегах. Третий уровень – это люди, расположившиеся на лестнице лобного места и на самом лобном месте.

И еще одна часть толпы виднеется на ближайших крышах. Да, в то время рядом с Храмом Василия Блаженного стояли здания с торговыми лавками.

Таким образом, Суриков превзошел Брюллова по численности фигур. Но также он применил совсем иной способ расположения их на полотне.

Карл Брюллов. Последний день Помпей.

Карл Брюллов. Последний день Помпей. 1833. Государственный Русский музей.

Брюллов разбил толпу на отдельные группы по несколько человек. Сурикову же было важно изобразить всех вместе. Так как эта толпа противопоставлена Петру I и его незначительной свите.

И еще один интересный момент. Чтобы легче было расположить людей ярусами, Суриков как бы развернул лобное место. И его лестница смотрит в сторону от Храма Василия Блаженного, то есть на нас, зрителей.

В то время, как в реальности лестница расположена справа и смотрит на стену Кремля. Это хорошо видно вот на этой картине начала XIX века.

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве. 1801. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Четвертое измерение

Суриков попытался включить в картину четвертое измерение. То есть время. Обратите внимание на стрельцов, изображенных на полотне.

Мужчина в самом крайнем левом углу сидит к нам спиной.

Стрелец, повернутый к нам спиной

Мы не видим его лица. Его трагедия для нас понятна, но мы не знаем ее деталей: кто его семья и пришла ли она на его казнь.

А вот стрелец правее уже повернут к нам лицом. Мы уже видим не только его взгляд, но и его верность своим убеждениям даже перед лицом смерти. Он грозно смотрит прямо в глаза Петра I.

Стрелец в красной шапке

Далее мы видим чернобородого стрельца. Он погружен в себя, готовится к смерти. Стражник уже возится с его кандалами, чтобы тот смог встать с телеги и идти к виселице.

В отчаянии его хватает за плечо жена. Она осознала окончательно, что трагедия произойдет совсем скоро.


Еще правее стрелец уже стоит на ногах. Он прощается со своими детьми. Скорее всего, пытается сказать им последние слова.

Седой стрелец

Далее мы видим стрелка, который возвышается над толпой и прощается с народом. Он опустил голову, как бы говоря: мы пытались, братцы.

Стрелец, прощающийся с народом

И ближе к правому краю картины мы уже видим стрельца, которого стражник ведет к виселице.

Обратите внимание, как необычно придерживает его за спину стражник. Как рассказывает искусствовед Илья Доронченков, это очень похоже на дружеский жест. И если выдернуть этих людей из контекста картины, то можно подумать: это приятели возвращаются откуда-нибудь из кабака и один другого по-дружески придерживает.

Стрелец, которого ведут на казнь

Получается, что мы как будто отслеживаем последние минуты жизни человека перед казнью. Слева направо. Вот его привезли в кандалах. Вот он попрощался с народом, с семьей. И потом видим, как его ведут к виселице. Четвертое измерение в виде временного отрезка!

Ссылка на бесплатный курс

При этом обратите внимание, что Суриков НЕ стал изображать повешенного стрельца! Вернее, сначала он послушал совета Ильи Репина и добавил такой образ.

Но потом все же закрасил казненного.

Художник понял, что это слишком приковывает взгляд зрителя. И ему сложнее будет оторваться от этого гнетущего образа и разглядеть другое, не менее важное.

Также Суриков постарался изобразить людей очень разных возрастов. От детей до старух. На переднем плане нам бросаются в глаза две фигуры девочки и пожилой матери стрелка в красной шапке.

Утро стрелецкой казни (фрагмент со старухой и девочкой)

Такое возрастное разнообразие еще больше помогает нам прочувствовать то самое четвертое измерение.

Необычный колорит

Суриков изобразил не просто толпу. А пеструю толпу. И это отличало его от других художников того времени.

Дело в том, что в XIX веке многим русским художникам был свойственен так называемый грязевой колорит. Тогда будущих мастеров учили избегать чистых, ярких цветов, делая акцент на важности сложных оттенков.

В результате часто колорит у художников получался довольно тусклым, приглушенным.

Константин Савицкий. Встреча иконы

Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878. Третьяковская галерея.

Но Суриков совершенно не боялся ярких цветов. Более того, он придумал очень интересное колористическое решение.

Стрельцов он одел в белые рубахи. И таким образом мы сразу можем выхватить их взглядом из столпы. К тому же белый цвет разбавляет пестроту всего остального.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Третьяковская галерея.

Также он усложнил себе задачу с точки зрения колористики, вручив каждому стрельцу свечку. Технически это очень сложно написать пламя свечи при дневном свете.

Но с этой задачей еще справился Павел Федотов в 1850-х годах. Мы видим такое же сочетание естественного и искусственного света на его картине “Вдовушка”.

Павел Федотов. Вдовушка

Павел Федотов. Вдовушка. 1852. Третьяковская галерея.

Также блестяще с такой сложной задачей справился и Василий Пукирев в “Неравном браке”.

Василий Пукирев. Неравный брак

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея.

Так что только очень большой мастер может так натуралистично изобразить естественный и искусственный свет одновременно. И это доказательство того, что Суриков показал себя на высоте.

Какие еще интересные детали Вы заметили в картине “Утро стрелецкой казни”? Буду Вам очень благодарна, если поделитесь в комментариях.

Василий Суриков "Утро стрелецкой казни"

«Утро стрелецкой казни» - монументальная картина Василия Сурикова, написанная в стиле исторической живописи. Художник создал ее, находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей. Великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов. Фоном к печальным событиям послужила Москва петровской эпохи, изображенная, к слову, и на других картинах художника.

История создания

По утверждению самого художника, муза пришла к нему внезапно. Однажды он прогуливался у кремлевских стен, и картина казни стрельцов возникла в его мозгу очень отчетливо, изобилуя мельчайшими подробностями. Возможно, поэтому живописец и перенес место действия с села Преображенское, где фактически происходили события, на Красную площадь.

Суриков начал работу над полотном в 1878 году и писал его несколько лет. Он с головой ушел в работу, не отвлекаясь на посторонние моменты. По ночам ему снились казни, покойники, кровь. Автор полностью пережил ужас, доставшийся на долю стрельцов и их семей.

Написанию картины предшествовала большая подготовительная работа. Художником было написано множество эскизов, не сохранившихся до нашего времени.

Описание картины

Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.


В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.


Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.


В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью. Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте. Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.

Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.

Художественные приёмы

Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.

В глазах солдат царя читается сочувствие к осужденным на смерть стрельцам. Живописцу удалось показать, что разделенный историческими событиями народ остается единым, несмотря ни на что.

В 1881 году основатель и главный автор «Художественного журнала» Николай Александрович Александров пишет под псевдонимом Сторонний Зритель статью о только что представленной публике «самой выдающейся, самой талантливой новинке» — картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». В числе прочего он объясняет, почему эту картину никак нельзя признать удавшейся.


Комнаты в красноярском доме Суриковых. Рисунок Василия Сурикова. 1890–1891 годы Музей-усадьба В. И. Сурикова

«В этой картине, как бы назло существенным и бесспорным внутренним достоинствам, многое и очень многое надо назвать неудачным; тут удача фигурирует только в отрицательной силе. Скомпоновалась картина не вполне удачно — компоновка всей сцены требует некоторого еще простора, прибавки холста, большего расстояния между группами. Написана картина местами превосходно, местами же вполне неудачно; воздушная перспектива также не удалась, рисунок далеко не удовлетворителен. И при всех такого рода недостатках, которые иную бы картину (из числа удачных) положили окончательно в лоск, картина Сурикова стоит незыблемо. <. >Будь эта картина написана с такой же силой, как сильна она внутренним содержанием, и тогда первенство ея среди нашего исторического жанра было бы неотъемлемо.


Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год Государственная Третьяковская галерея

Но отчего же при такой серьезной задаче, спросит читатель, Суриков не довел дело до конца: есть же у него в картине места прекрасные и по письму, и вообще по исполнению; а если есть места, то, значит, он мог бы достигнуть известного внешнего совершенства и в целом. Нет, не мог — тут надо принять в соображение недавно миновавший для Сурикова искус школы, а затем иконописи в храме Спаса и, наконец, отсутствие таких данных, которые даются с годами только посредством практики; тут также играет важную роль и та обстановка для исполнения такой колоссальной картины, которая требует известных средств. Суриков, как нам пришлось видеть, писал эту колоссальную картину чуть не под диваном. В маленькой комнате с низкими окнами картина стояла чуть не диагонально поперек комнаты; и когда он писал одну часть картины, то не видел другой, а чтобы видеть картину в целом, он должен был смотреть на нее искоса из другой темной комнаты. Вследствие этого он и не мог достичь воздушной перспективы, избежать местами пестроты, свободно писать в тех частях картины, которые плохо освещались, и т. д.

Но при всех такого рода неудачах и неудачном исполнении повторим еще раз в заключение настоящей заметки: картина Сурикова есть серьезное и глубоко художественное произведение».

Читайте также: