Жилет башкирский для мальчика сшить

Обновлено: 25.04.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

У многих девушек в шкафу завалялись жилетки из костюмов "тройка", которые ни разу не носились или же одевались лишь пару раз. Но в 2016-2017 году в моду вошли жилетки как короткие, так и удлиненные. Кутюрье придумали множество эскизов и моделей играя с формой воротников, клапанов добавляя кокетки и отделочные строчки. В общем все это смотрелось стильно и красиво, так сказать "нескучная классика".

Из-за моих выступлений мне постоянно приходится занимать жилетку в национальном стиле в домах культуры, это немного не удобно т.к. конкурсы и выступления проходят в разных селах и районах. Мне пришла в голову идея сшить её самой. Сегодня я попробую себя в роли Кутюрье: придумаю и сошью себе жилетку в национальном башкирском стиле.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект Жилет в башкирском национальном стиле»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НИЖНИЕ КИГИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИГИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

« Жилет в национальном
башкирском стиле»

МОБУ СОШ с. Нижние Киги

Учительница технологии

Зарипова Зульфия Идвартовна

Исследование, выявление традиций, истории, тенденций

История возникновения жилета

Составление "Схемы обдумывания"

Требования к изделию

Правила техники безопасности при работе с ножницами

Правила техники безопасности при работе на швейной электромашине

9. Изготовление изделия

Последовательность изготовления изделия

Фото готового изделия

10. Экономическая оценка проектируемого изделия

11. Экологическая оценка

12. Оценка готового изделия

Давненько в моём шкафу лежала нетронутая ткань долго думала, как же мне её использовать. И конечно, же решила посмотреть в интернете идеи, меня привлекла статья о жилетках и я решила себе сшить красивую жилетку. Тем более в наше время стало актуальным индивидуальное производство.

Чтобы мне легче было работать над проектом , я изложила все вопросы в виде схемы размышлений .

Когда я обосновала возникшую проблему и потребность ,то сразу поняла : моя задача - изготовить жилетку .

Исследование, выявление традиций, истории, тенденций

У многих девушек в шкафу завалялись жилетки из костюмов "тройка", которые ни разу не носились или же одевались лишь пару раз. Но в 2016-2017 году в моду вошли жилетки как короткие, так и удлиненные. Кутюрье придумали множество эскизов и моделей играя с формой воротников, клапанов добавляя кокетки и отделочные строчки. В общем все это смотрелось стильно и красиво, так сказать "нескучная классика".

Из-за моих выступлений мне постоянно приходится занимать жилетку в национальном стиле в домах культуры, это немного не удобно т.к. конкурсы и выступления проходят в разных селах и районах. Мне пришла в голову идея сшить её самой. Сегодня я попробую себя в роли Кутюрье: придумаю и сошью себе жилетку в национальном башкирском стиле.

История возникновения жилета

Своим происхождением жилет, возможно, обязан Жилю - персонажу французского комического театра. Его с XVII века изображают в одежде без рукавов. Жилет появился в период Тридцатилетней войны. Сначала его носили под камзолом. У жилета были рукава, он был притален, имел полы и шился из того же материала. Дома его носили вместо халата. Только в XVIII веке у жилета исчезают рукава, он укорачивается, убираются полы. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский жилет из белого пике, с пуговицами из дорогих камней.

В эпоху Французской революции жилет оставался модным элементом, его шили из шелка и английский жилет бархата и украшали вышивкой. В эпоху бидермейер его делали из тех же тканей, что и дамские платья, - с рисунком в цветочек, в полоску и в клетку.

В Россию жилеты попали лишь в XIX веке. А в конце XVIII века, в годы правления императора Павла I, жилеты были под запретом. “Жилеты запрещены. Император говорит, что именно жилеты совершили Французскую революцию. Когда какой-нибудь жилет встречают на улице, хозяина препровождают в часть”, - писалось в одном дневнике того времени.

Жилет постоянно менялся. Непостоянными были не только его длина и покрой, но также форма выреза, характер застежки, форма карманов и пуговиц. С начала XIX века жилет по достоинству оценили щеголи. Некоторые надевали на себя даже по два-три жилета одновременно.

Но потом пестрые варианты жилета стали считать вульгарными. Предпочтение отдавалось белым (в особо торжественных случаях), черным или с мелким незаметным рисунком. Потом жилет вошел в состав костюма-тройки и шился из той же ткани, что брюки и пиджак.

В середине XIX века жилет стал частью женского гардероба. В отличие от мужчин, женщины носили жилеты поверх другой одежды. Существует разновидность жилета - болеро. Это короткий открытый жилет испанских тореадоров. Но дамы его заимствовали в свой гардероб.

Современный жилет. В наше время жилет не утратил популярности. Он удачно вписывается в любой стиль, его можно шить из любой ткани. Жилет вяжут, собирают из кусочков меха. Он принимает все формы жакета, разумеется, без рукавов. Так, есть жилет-кардиган, жилет-блузон, жилет-спенсер. В трикотаже разнообразие еще большее.

Жилет, как ни один из других видов одежды, таит в себе возможности творческой реализации. Жилет украшают отделкой в национальном стиле - дополняют вышивкой, бахромой, аппликацией. Жилеты расписывают в технике батик. Англичанин Джон Гальяно начинал как модельер именно с изготовления жилетов.

Закрытый жилет - английский вариант названия “fullback” - классический, обычный жилет с закрытой спиной. Ткань на спине однотонная и обычно гораздо тоньше ткани, которая идет на передние планки (часто планки делают из двух слоев ткани). В последних коллекциях сзади на линии талии закрытого жилета есть ремешок-утяжка, вырез на груди небольшой, специально под актуальный галстук “лавальер” или “эскот”. Причем ткань галстука должна быть такой же, как и ткань на передней части жилета.

Вариации на тему цвета закрытых жилетов весьма многочисленны. Используются ткани светлых натуральных цветов расшитые цветочным, растительным орнаментом в виде мелких, вьющихся узоров. Такие жилеты одеваются с костюмом такого же цвета, только на несколько тонов темнее. Возможна игра тон в тон, то есть костюм темного, глубокого цвета сочетается с жилетом точно такого же цвета, который выполнен из фактурного однотонного материала. Жилеты ярких теплых оттенков с крупными рисунками, выбитыми на ткани, подходят для контрастного совмещения со светлым или темным костюмом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У многих девушек в шкафу завалялись жилетки из костюмов "тройка", которые ни разу не носились или же одевались лишь пару раз. Но в 2016-2017 году в моду вошли жилетки как короткие, так и удлиненные. Кутюрье придумали множество эскизов и моделей играя с формой воротников, клапанов добавляя кокетки и отделочные строчки. В общем все это смотрелось стильно и красиво, так сказать "нескучная классика".

Из-за моих выступлений мне постоянно приходится занимать жилетку в национальном стиле в домах культуры, это немного не удобно т.к. конкурсы и выступления проходят в разных селах и районах. Мне пришла в голову идея сшить её самой. Сегодня я попробую себя в роли Кутюрье: придумаю и сошью себе жилетку в национальном башкирском стиле.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект Жилет в башкирском национальном стиле»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НИЖНИЕ КИГИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИГИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

« Жилет в национальном
башкирском стиле»

МОБУ СОШ с. Нижние Киги

Учительница технологии

Зарипова Зульфия Идвартовна

Исследование, выявление традиций, истории, тенденций

История возникновения жилета

Составление "Схемы обдумывания"

Требования к изделию

Правила техники безопасности при работе с ножницами

Правила техники безопасности при работе на швейной электромашине

9. Изготовление изделия

Последовательность изготовления изделия

Фото готового изделия

10. Экономическая оценка проектируемого изделия

11. Экологическая оценка

12. Оценка готового изделия

Давненько в моём шкафу лежала нетронутая ткань долго думала, как же мне её использовать. И конечно, же решила посмотреть в интернете идеи, меня привлекла статья о жилетках и я решила себе сшить красивую жилетку. Тем более в наше время стало актуальным индивидуальное производство.

Чтобы мне легче было работать над проектом , я изложила все вопросы в виде схемы размышлений .

Когда я обосновала возникшую проблему и потребность ,то сразу поняла : моя задача - изготовить жилетку .

Исследование, выявление традиций, истории, тенденций

У многих девушек в шкафу завалялись жилетки из костюмов "тройка", которые ни разу не носились или же одевались лишь пару раз. Но в 2016-2017 году в моду вошли жилетки как короткие, так и удлиненные. Кутюрье придумали множество эскизов и моделей играя с формой воротников, клапанов добавляя кокетки и отделочные строчки. В общем все это смотрелось стильно и красиво, так сказать "нескучная классика".

Из-за моих выступлений мне постоянно приходится занимать жилетку в национальном стиле в домах культуры, это немного не удобно т.к. конкурсы и выступления проходят в разных селах и районах. Мне пришла в голову идея сшить её самой. Сегодня я попробую себя в роли Кутюрье: придумаю и сошью себе жилетку в национальном башкирском стиле.

История возникновения жилета

Своим происхождением жилет, возможно, обязан Жилю - персонажу французского комического театра. Его с XVII века изображают в одежде без рукавов. Жилет появился в период Тридцатилетней войны. Сначала его носили под камзолом. У жилета были рукава, он был притален, имел полы и шился из того же материала. Дома его носили вместо халата. Только в XVIII веке у жилета исчезают рукава, он укорачивается, убираются полы. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский жилет из белого пике, с пуговицами из дорогих камней.

В эпоху Французской революции жилет оставался модным элементом, его шили из шелка и английский жилет бархата и украшали вышивкой. В эпоху бидермейер его делали из тех же тканей, что и дамские платья, - с рисунком в цветочек, в полоску и в клетку.

В Россию жилеты попали лишь в XIX веке. А в конце XVIII века, в годы правления императора Павла I, жилеты были под запретом. “Жилеты запрещены. Император говорит, что именно жилеты совершили Французскую революцию. Когда какой-нибудь жилет встречают на улице, хозяина препровождают в часть”, - писалось в одном дневнике того времени.

Жилет постоянно менялся. Непостоянными были не только его длина и покрой, но также форма выреза, характер застежки, форма карманов и пуговиц. С начала XIX века жилет по достоинству оценили щеголи. Некоторые надевали на себя даже по два-три жилета одновременно.

Но потом пестрые варианты жилета стали считать вульгарными. Предпочтение отдавалось белым (в особо торжественных случаях), черным или с мелким незаметным рисунком. Потом жилет вошел в состав костюма-тройки и шился из той же ткани, что брюки и пиджак.

В середине XIX века жилет стал частью женского гардероба. В отличие от мужчин, женщины носили жилеты поверх другой одежды. Существует разновидность жилета - болеро. Это короткий открытый жилет испанских тореадоров. Но дамы его заимствовали в свой гардероб.

Современный жилет. В наше время жилет не утратил популярности. Он удачно вписывается в любой стиль, его можно шить из любой ткани. Жилет вяжут, собирают из кусочков меха. Он принимает все формы жакета, разумеется, без рукавов. Так, есть жилет-кардиган, жилет-блузон, жилет-спенсер. В трикотаже разнообразие еще большее.

Жилет, как ни один из других видов одежды, таит в себе возможности творческой реализации. Жилет украшают отделкой в национальном стиле - дополняют вышивкой, бахромой, аппликацией. Жилеты расписывают в технике батик. Англичанин Джон Гальяно начинал как модельер именно с изготовления жилетов.

Закрытый жилет - английский вариант названия “fullback” - классический, обычный жилет с закрытой спиной. Ткань на спине однотонная и обычно гораздо тоньше ткани, которая идет на передние планки (часто планки делают из двух слоев ткани). В последних коллекциях сзади на линии талии закрытого жилета есть ремешок-утяжка, вырез на груди небольшой, специально под актуальный галстук “лавальер” или “эскот”. Причем ткань галстука должна быть такой же, как и ткань на передней части жилета.

Вариации на тему цвета закрытых жилетов весьма многочисленны. Используются ткани светлых натуральных цветов расшитые цветочным, растительным орнаментом в виде мелких, вьющихся узоров. Такие жилеты одеваются с костюмом такого же цвета, только на несколько тонов темнее. Возможна игра тон в тон, то есть костюм темного, глубокого цвета сочетается с жилетом точно такого же цвета, который выполнен из фактурного однотонного материала. Жилеты ярких теплых оттенков с крупными рисунками, выбитыми на ткани, подходят для контрастного совмещения со светлым или темным костюмом.

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Предлагаю позументы на продажу , хб основа , ещё я научился их красить под старину , после окраски становятся очень плотными , как метал . также делаю городки на позументах . рядом для примера кусок старинного позумента , также предлагаю очень приличную бахрому , как старинная плотная и даже уже местами окислилась почернела . Пишите мне в личку . Акулов . то так много мошенников .

Ксюша Пащенкова

О я хочу на Сарафан и на рукава и на сам , напишите в личку пж что по чем и что под мои хотелки на ваш взгляд ))

Александр Акулов

По ценам : широкий серебро или золото хб основа 5 см Ширина , цена 380 рублей за метр , при окраске 480 рублей за метр , с городками 750 за метр . следущий размер 3,5 см Ширина , 300 р за метр ( при окраске под старину 400рублей ) с городками 600 рублей за метр . следущий размер 2,5 см за метр , 250 рублей за метр ( при окраске 350 рублей ) . есть ещё размер 2 см шириной , 200 рублей за метр ( при окраске 300 рублей ) . бывает 1 см шириной по 150 рублей за метр ( пока лишь золото ) при окраске 250 рублей . бахрома шириной 3 см —-по 350 рублей за метр , шириной 4,5 см — по 380 рублей за метр ( количество ограничено )

Александр Акулов

По ценам : широкий серебро или золото хб основа 5 см Ширина , цена 380 рублей за метр , при окраске 480 рублей за метр , с городками 750 за метр . следущий размер 3,5 см Ширина , 300 р за метр ( при окраске под старину 400рублей ) с городками 600 рублей за метр . следущий размер 2,5 см за метр , 250 рублей за метр ( при окраске 350 рублей ) . есть ещё размер 2 см шириной , 200 рублей за метр ( при окраске 300 рублей ) . бывает 1 см шириной по 150 рублей за метр ( пока лишь золото ) при окраске 250 рублей . бахрома шириной 3 см —-по 350 рублей за метр , шириной 4,5 см — по 380 рублей за метр ( количество ограничено )




Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена
СБМ74 / Союз башкирской молодëжи

Башкирский историко-культурный центр в Челябинской области принимает заявки на Межрегиональный конкурс мастеров башкирского национального костюма «Ҡушъяулыҡ».

Конкурс проводится по следующим номинациям:
• "Башкирский национальный костюм"
• "Современный авторский костюм"
Показать полностью.
• "Башкирские национальные ювелирные украшения"
• "Аксессуары башкирского традиционного костюма"
• "Искусство вышивки".

В конкурсе могут принять участие все желающие от 18 лет.

Телефоны для связи: 8 9822832693, 89279210572.

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Илдар Мамбеткол

А вы знали, что казахское племя жагалбайлы, в этническом плане наиболее близко стоит к башкирам племени бурзян?

Согласно исследованиям, в том числе в работе кандидата исторических наук Салавата Хамидуллина «Бурджаны в истории Евразии», жагалбайлы считаются потомками древнего тюркского народа бурджан.

Помимо прочего, интересен тот факт, что одним из древнейших родовых подразделений племени бурзян является род ягалбай, а общая и идентичная тамга (родовой знак) двух племён, у бурзянцев называется – ягалбай.
Также, родо-племенная этнонимия близкая к башкирам-бурзянцам присутствует у киргизов – это племя жагалмай, входит в состав родового подразделения мунгуш. Аналогичная ситуация встречается и у каракалпаков – племя жагалтай.

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Уралым башҡорттары

Ҡәҙерле дуҫтар!

Башкирский историко-культурный центр в Челябинской области принимает заявки на Межрегиональный конкурс мастеров башкирского национального костюма «Ҡушъяулыҡ».

В конкурсе могут принять участие все желающие от 18 лет.
Показать полностью.

Конкурс проводится по следующим номинациям:
• "Башкирский национальный костюм"
• "Современный авторский костюм"
• "Башкирские национальные ювелирные украшения"
• "Аксессуары башкирского традиционного костюма"
• " Искусство вышивки".

Прием заявок продлится до 31 мая 2022г.

Телефоны для связи: 8 9822832693, 89279210572.

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена

Был ниндәй яға ул? ..башҡорт ҡатын-ҡыҙҙары кейемендә ундай селтәр кеүек әйберҙәр күргәнем дә юҡ..өләсәйҙәр ундай түшелдерек тағып та йөрөмәне.. ? Һаҡалһыҙ, ябай күлдәк кенә кейерҙәр ине..

Антонина Полиефтова

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Кинопроект «Братья Елькины» | Съемки кино
в сообществе обновилась фотография

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Центр историко-культурного наследия г.Челябинска

Публикуем итоговую программу фестиваля «Весна Победы: будем жить» на 3 мая:

12.00 – начало концертной программы
12.15 – старт квест (регистрация участников с 12.00)
12.45 – награждение победителей конкурса чтецов «На рубеже войны и мира»
Показать полностью.
12.30 – мастер-класс «Значок Победы»
13.15 – старт квеста (регистрация участников с 13.00)
13.50 – награждение победителей викторины «Ты помнишь бой за жизнь, за мир»
14.15 – экскурсия по музею военной техники в Саду Победы
15.00 – награждение победителей квеста
16.00 – закрытие фестиваля

В течении всего дня для гостей и участников фестиваля будут работать интерактивные площадки наших партнёров:
- лазертаг от ЭХО ВОЙНЫ
- выставка ретро-техники ВИК «Дивизион»
- Патриотический проект Звезда памяти
- «Игры нашего двора» от Центра традиционной культуры Южного Урала
- Ретро-клуб "ЧУМАДАНЪ"
- Семейно-просветительский центр храма святителя Василия Великого
- Яркие События | Event мастерская

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена

Ольга и Станислав Филатовы построили на берегу реки Ай в Саткинском районе юрту и вместе с тремя детьми прожили в ней шесть лет, причем два из них – круглый год.

– Зимовать в юрте в первый год остались только муж со старшим сыном: они прожили там две зимы, мы с дочкой уезжали в челябинскую квартиру, так как быт был еще не совсем налажен. Хотелось, чтобы можно было и кровати поставить, плиту. Первое время зимой топили снег или набирали воду из ближайших колодцев: ставили по две «двадцатки» (20-литровые пластиковые бутылки — прим. ред.) на санки и везли, либо с пятилитровками ходили на родник. Мылись в бане у соседей, младших детей (в 2012 году в семье родился сын Тихон – прим. ред.) купали «бабушкиным способом» – в тазике, – рассказывает Ольга.

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым

Башкирский костюм, шьём и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Кинопроект «Братья Елькины» | Съемки кино

«А сколько вы денег планируете на нем заработать?» - Бог с тобой, дочка, спроси, лучше, сколько мы сюда вкладываем!

🐫

Вот это ощущение движухи и толкотни, такой дореволюционный «базар-вокзал» мы нынче реконструировали. Многочисленная массовка: евреи, украинцы, башкиры, татары, русские - все вместе создают уникальный ансамбль и портрет нашего города! Мы за дружбу, мы за любовь!

Информационная поддержка - проект 2TOVARISHA

Над сценой работали:
Автор сценария и режиссер Светлана Попова
Оператор-постановщик Иван Симонов
Художник-постановщик Александр Акулов

Генеральный продюсер Екатерина Овчинникова
Исполнительный продюсер Александр Лебедев
Линейный продюсер Кристина Кузнецова
Линейный продюсер Альбина Хасанова
Второй оператор Дмитрий Bigbulatoff
Помощник режиссера Даша Чебыкина
Помощник художника-постановщика Георг Кот
Помощник оператора Лилия Буракова

Янкель Елькин – Дмитрий Варфоломеев
Абрам Елькин – Виталий Пилипенко
Исай Елькин – Илья Беляев
Соломон Елькин – Николай Шамин
Жена Елькина – Пивер Мария
Горничная Елькиных – Наталья Шамина
Няня Елькиных – Галина Гааз
Дама казачка – Елена Ростова
Старший носильщик – Ivan Kleimenov
Младший носильщик – Андрей Франк
Дама с картонками – Юля Клеймёнова
Торговка – Светлана Эйхман
Газетчик – Денис Бурзаев
Бандит – Вадим Петухов
Казак – Иван Смирнов
Чистильщик обуви – Арсений Варфоломеев
Дама с курицей – Викалина Шадрина
Супружеская пара с газетой – Ольга Коробкова Дмитрий Коробков
Семья с ребёнком на чемодане - Сергей Романов Мария Вострецова Савелий Вострецов
Семья с маленьким ребёнком – Алёна Клеймёнова Артём Клеймёнов Роберт Клейменов
Старший еврей – Алексей Александров
Младший еврей – Михаил Романов
Башкирки - Залия Исакаева Вилия Мурзагулова
Гимназистка – Вероника Шадрив
Дама в вагоне - Дарья Щербакова
Дама под зонтом – Анна Тютченко
Дама с собачкой – Ирина Сумина
Студенты – Дмитрий Чеблуков Игорь Чернявский
Погонщик верблюда – Данил Хуснуллин
Верблюд Барбарис
Пёс Платон
Курицы Светка и Катька

Детские выкройки

Если уж платья-рубашки который год не покидают модные подиумы, так почему бы и вашей юной кокетке не обзавестись столь стильным нарядом. Сочетание строгости и изящества ей непременно понравится.

Наша готовая выкройка платья-рубашки для девочки предполагает свободный крой, что очень удобно. Ничего не помешает ни танцам, ни активным играм. Романтичные рукава-фонарики и оборка на юбке привносят в модель толику нежности и женственности. Использование контрастных воротничка и пояса добавят модели торжественной праздничности.

Мария Лаврухина

Мария Лаврухина
запись закреплена

🟣Женские выкройки🟣 .
Нас уже + участников.
Приглашаю

Детские выкройки

Детские выкройки запись закреплена
Трикотажные ткани г. Архангельск

😍

Ми-ми-мишное вдохновение

Детские выкройки

Детские выкройки запись закреплена
✩ Шитье ♡ Детям ✩ Рукоделие

Аленчик Максимова

Аленчик Максимова
запись закреплена

Алексей Магазинтканей

Алексей Магазинтканей запись закреплена

Все ткани в наличии!
Самые ЛОЯЛЬНЫЕ цены на ткани !
Новинки пополняем каждую неделю .

Отправляем Ткани по всей России почтой, либо транспортными компаниями ,СДЭК.
Мы растём, расширяем ассортимент, и будем рады новым знакомствам!
Спасибо за доверие.

Татарский национальный костюм

Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.

Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.







История

Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.



На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.


Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.

Особенности

Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.

Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.




Разновидности

Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.



Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.


Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.

Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.


Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.




Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.


Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.



В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).


Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.



Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.


Праздничные

Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.


Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.

Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.


Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.



Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.


В современном стиле

Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.







Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.


Элементы

Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.


В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.



Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.


Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.




Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.


Ткань

В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.


Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.



Образы

Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.


Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.

Читайте также: