Бисер в русском народном костюме

Обновлено: 04.05.2024

По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились на Руси невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Неудивительно, что в русских толковых словарях XV – XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг: «перлы, жемчуг», или «бисер, камень честен». Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный, «бисер». Таким образом, лишь в XVII столетии мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг, получили название бисер. Термин «стеклярус» возник ещё позднее. В XVII веке бытовало другое наименование этого типа бус – «одекуй». Лишь в XVIII столетии названия «бисер» и «стеклярус» стали уже устойчивыми.

Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в XV столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции. Вначале он был более редким, чем отечественный морской и речной жемчуг, и поэтому им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора и для аристократов. Несомненно, что при оживлённых отношениях с Венецией, откуда выписывались разные мастера и художники, Москва стала большим рынком сбыта для венецианского бисера.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 1

Из этого нового чудного материала стали плести разнообразные сетки, нанизывать торочки и рясна к головным уборам, изготавливать пуговицы и серёжки; им вышивали, разукрашивали одежду и всевозможные предметы. Бисерные серьги и пуговицы также начали занимать не последнее место в наряде русских модниц. Рукодельницы старой Руси обильно применяли бисер в своих вышивках и низаньях наравне с жемчугом и самоцветами. Обычно бисером исполнялся только орнамент вышивки, а для фона – или оставляли открытой материю, по которой вышивали, или покрывали золотыми блёстками, или подкладывали цветную фольгу, или зашивали в гладь золотыми и серебряными нитками. Таким приёмом исполнены те подвязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы и вошвы, которые можно видеть в разных русских музеях. Целые ризы на иконы, отдельные цаты и венчики вышивались таким же образом. Но таких цельных бисерных вышивок, какие оставили нам конец XVIII и первая половина XIX века, где бисер является единственным и самодовлеющим материалом, мы в московский период ещё не имеем.

В конце XVII века (1680 г.) в Париже Рierr'ом Jaquin был найден способ изготовления искусственного жемчуга. Такой поддельный жемчуг уже нередко встречается в шитье XVIII века как на вещах церковного быта, так и на народных одеждах. Им украшены многие пелены, хранящиеся в Историческом музее, а также он встречается на разнообразных народных женских головных уборах – чёлках, венцах, киках. К этому же времени относится начало заката жемчужного промысла.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 2

По мере уничтожения «язычества» культура общения человека с природой тоже стала вырождаться. В погоне за богатством лов жемчуга приобрёл варварские черты. «Наловив множество раковин, все без различия раскрывают, не заботясь о том, есть ли там жемчуг или нет, созрел ли он или не созрел, и таким образом умерщвляют жемчужную матку. Часто находят между несколькими сотнями раковин едва одну жемчужину настоящей цены. Такой вредною ловлей ныне жемчужные раковины если не совсем, то, по крайней мере, приметным образом истреблены», – свидетельствуют современники. Целый ряд указов Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II предусматривал «поднятие русского жемчужного промысла». Он был взят под государственный контроль, ловля жемчуга доверялась только знающим людям и в строго отведенное время. Однако во всех этих мерах личная корысть отдельного добытчика лишь заменялась государственной.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 3

Начиная со времени царствования Петра I правящее сословие перестало носить русскую одежду. Вследствие отказа верхов общества от национальной одежды сузилась и область применения жемчужного шитья. В обиходе рядового дворянства такое шитьё на одежде заменилось самоцветными каменями и стразами (поддельными драгоценными камнями из свинцового стекла с различными примесями). И постепенно стеклянный заморский бисер стал быстро наводнять Россию. Живому природному материалу на смену пришёл искусственный…

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 4

Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни. С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо.

Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер. Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.

Сумочка. Автор Назаркина Мария.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 5

В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 6

В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий… А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами! Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы. Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 7

В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой. Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 8

В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий.

Но после революции 1917 года Бисерное дело резко прервалось и исчезло на долгие годы…

Бисерные артефакты - целое явление в материальной культуре различных слоев общества - дворянской, купеческой, среде духовенства и крестьянства. Выразительный, тонкий и мало подверженный изменению со временем (и в этом его особая ценность).
Показать полностью. Причем следует воспринимать эти предметы, бытовавшие в разной среде, в их взаимосвязи, т.к. предметы в одной среде порождали тенденции в другой среде, становившиеся затем самостоятельными. Так, например, некоторые бисерные предметы крестьянского мира, которые зачастую рассматривают самостоятельно, вне взаимосвязей - зародились в недрах усадебной культуры . Думаю, важно всматриваться в "бисерный мир" во всей его полноте. В группе систематизируем доступную информацию по техникам, регионам, видам изделий и публикуем артефакты из личных коллекций участников группы. Важная старичка наших новостей - знакомство с лучшими произведениями нынешних мастеров, черпающих вдохновение и мастерство в антикварных и винтажных предметах.

БИСЕР в народном и историческом костюме и быту

БИСЕР в народном и историческом костюме и быту запись закреплена

Какая удача! В Госкаталоге нашлась бисерная лента
очень похожая на укаршения зарайских купчих!
Теперь становится понятной технология изготовления украшений, изображенных на старинных портретах!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

«Бисер в народном костюме в России»

Выполнила Богатырева Александра Сергеевна

МБОУ ДО «Перспектива» ТО «Стильные штучки»

Руководитель Качан Алевтина Васильевна

Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры - древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народно го костюма. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий. В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник.

Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане - шнурке носили нательный крест, гайтан - плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения - заручья и браслеты. Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, комбоне. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилексоргя. Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В начале XX века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими, кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.
После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

hello_html_m4c5fdfe3.jpg

Свое ожерелье я выполнила в технике низания. Низание – это технология бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один конец нити и только при помощи этого конца нити ведут дальнейшую работу; второй конец нити остается свободным и в работе не участвует. В технике низания могут выполняться различные виды изделий из бисера: широкие и узкие, плотные и ажурные (кулоны, цепочки, ожерелья, колье, воротники). Для ожерелья я использовала бисер белого цвета и жемчужные бусины.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Власова Валерия Алексеевна

Преподаватель

ГБОУ СПО Российский колледж

традиционной культуры

Бисерное и жемчужное шитье как элемент декора русского костюма

1.История бисерного и жемчужного шитья в России

Жемчуг испокон веков почитали на Руси. В византийских летописях упоминается, что князь Святослав носил золотую серьгу с двумя жемчужинами, а у Ивана Калиты был пояс, украшенный жемчугами. Вероятно, во времена Киевской Руси он являлся не только украшением, но и служил платежным средством.

В XVII веке Россия не умела добыть в своих недрах ни золота, ни серебра. Однако в злато-серебро одевались богатые люди. Боярыни, жены воевод, удачливых купцов и каждая русская женщина была в жемчуге. Жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной.

Жемчуг это минерал органического происхождения . Жемчужина формируется моллюском вокруг попадающих в раковину посторонних и раздражающих его тел (песчинок, паразитов и т. п.). Жемчуг вырастает до размера горошины за 12 лет. Для того чтобы жемчужина достигла диаметра 8 мм, требуется не менее 30 - 40 лет. Жемчуг может образоваться только в раковинах тех моллюсков, которые выделяют перламутр.
Цвет жемчуга может быть не только белым, но и желтым, красным, голубым и даже черным. По легендам, у некоторых народов жемчужины считались происходящими из росы, которая была слезами богини любви. В государствах Двуречья и Египта жемчуг считался воплощением Луны. Недаром статуи богини Луны - Иштар, Астарты, Изиды, позднее Афродиты и Венеры всегда украшались жемчужинами. Об украшениях с жемчугом упоминает Гомер.

Русский поэт И.А. Бунин так поэтически описал процесс роста жемчужины:

Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей!

В лоне океана, в раковине тесной,

Рос он одиноко, как цветок безвестный.

В Зоологическом музее Петербурга экспонируется несколько речных жемчужин. Жемчуг в этих раковинах величиною с голубиное яйцо.

Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России. Риза, в которой царь Федор Иоаннович венчался на царство, была сплошь из жемчуга и драгоценных камней - весила более 80 килограммов. Жемчужными были саккосы патриарха Никона и других владык Русской Церкви.

В ХIХ веке барон Гакстгаузен, осмотревший сокровищницу Троице-Сергиевой Лавры, воскликнул:

"Жемчуг здесь легче смерить четвериками, чем сосчитать". В четверике 36 литров с четвертью.

С тех древних времен и вплоть до XIX столетия жемчуг в России был очень популярен: его использовали чуть ли не в каждом украшении. Им унизывали оклады икон и другую церковную утварь, одежды великих князей и их жен.

Пресноводный жемчуг также был в почете на Руси. Раковины-жемчужницы во множестве находили в чистых и быстрых северных реках. Жемчуг, добывавшийся в Архангельской губернии на реке Варзуге, носил название варзужский или новгородский.

Своими жемчужными промыслами славился старинный беломорский город Кемь. Неслучайно на его гербе изображено жемчужное ожерелье на синем, символизирующем воду, фоне.

Мелкие речные жемчужины, рамером менее 3 мм называли бисером (от арабского слова -- busro — «поддельный жемчуг»).

В первой половине XVII века в Москве существовал, так называемый, жемчужный ряд - рынок, на котором торговали жемчугом.

До начала XVIII века монополия на добычу и продажу жемчуга в России принадлежала всемогущей церкви. Сан священнослужителя можно было определить по количеству жемчуга, украшавшего его одежды - чем выше он в церковной иерархии, тем больше жемчуга.

Но в 1721 году Петром I был издан указ, по которому весь добытый жемчуг должен был сдаваться в государственную казну.
Но, очевидно, в глубинке никто из местных жителей особенно не рвался исполнять столичный указ, и ожидаемого успеха это постановление не имело. Тогда в 1731 году добыча жемчуга была разрешена всем без изъятия, с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.

В ХVII веке за жемчугом ходили почти как за рыбой. Добытый жемчуг клали в рот на два часа - "Замаривали". Потом - в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.
Вот далеко не полный список жемчужных рек и озер:
Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, ручей Вичай, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге. В Вории - в губе Белого моря. В реках Ветлуге, Мсте, в притоке Мсты - Лне, в Пселе, в Умбе. В озерах Прорва, Селигер.

Трудно поверить, но ещё 150-200 лет тому назад вполне можно было найти жемчуг в какой-нибудь небольшой речке под Санкт-Петербургом, например на притоке Невы - Охте.

В России было очень популярно шитье пресноводным жемчугом. В XVIII-XIX столетиях им часто украшали головные уборы в центральных и северных российских губерниях. В Московском государственном историческом музее хранится архиерейская митра, богато расшитая речным жемчугом. Она была изготовлена в конце XVII века. Многие жемчужные украшения представлены в других лучших музеях России - Русском музее в Санкт-Петербурге, в Московской Оружейной Палате, в сокровищнице Троице-Сергиевой Лавры .

Жемчуг постепенно стал признаком принадлежности к аристократическому обществу. Так даже существовало правило придворного этикета, когда ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо должно было быть надето обязательно. часто на многих картинах и фотографиях мы видим светских особ именно с ниткой жемчуга на шее. В более же торжественных случаях жемчуга становится много, очень много и он призван продемонстрировать не только красоту его обладательницы, но богатство и высокое положение в обществе.

Вот цитата из «Мемуаров» инфанты Эулалии, тётушки испанского короля:

"Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове – кокошник, по-нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один – целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…"

Не менее интересна история изготовления бисера. На территории бывшего Киевского государства, археологи нашли множество стеклянных бус, амулетов, браслетов, посуды. В VIII-XIX веках стеклянные изделия производились из цветного стекла, имеющего сходство с металлом.

Позже в 12 в. бусы изготавливались из полупрозрачного стекла разных цветов. Бусы были разнообразными по форме (круглые, бочонкообразные, цилиндрические, винтообразные) и по цвету (желтые, синие, зеленые, черные, золоченые). Развитие стеклоделия было прервано татаро-монгольским нашествием.

Возрождаться стекольное ремесло стало только в 16в. Были построены стекольные заводы. Первый был открыт в 1635 году в селе Духанино, недалеко от Москвы.

В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».

Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. При помощи специального приспособления стеклянные трубочки разламывались на куски. Бусинки перемешивали с толченым углем каолином, ссыпались в металлические сосуды и помещались в созданную М.В. Ломоносовым бисерную печь. Бисер находился некоторое время в печи и под воздействием высоких температур оплавлялся.

Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.

В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В конце 19 века в Подмосковье, Тульской и Тамбовской губерниях велась работа по созданию изделий из бисера на небольших бисерных производствах. Бисер использовали для вышивания и вязание крючком или спицами.

Жемчуг для русского человека был символом чистоты, и изделия из него готовились не для продажи и выгоды, а для - души. Рукоделие бисером на Руси - оно называлось "низанием" - имело свой, совершенно русский характер. Вышивание бисером - крючком, спицами, ткачеством, теснением по воску, техникой низания - было частью русской культуры, любимейшим увлечением русских аристократок, создававших шедевры, начиная от гобеленов и кончая детской игрушкой.

В начале Х1Х века, когда появился дешёвый бисер, "бисерная лихорадка" переметнулась в помещичьи имения, а дальше уже и в крестьянские избы. Все слои общества - от царских светлиц до крестьянской избы - любовно и кропотливо - бисером расшивали картины, иконы, подушки, сумочки, чехлы для мебели, кисеты, закладки для книг, гобелены, пояса, кошельки, головные уборы, чехлы для карт и альбомов, обвязывали шкатулки, вазы, подстаканники и пр.

Утоляя потребность человека в творчестве и красоте, бисероплетение

подтверждает своё бессмертие. В наши годы народные промыслы всё более привлекают внимание и ценителей, и художников. Бисероплетение - не исключение. Так, например, модельер Валентин Юдашкин не одну из своих популярных коллекций щедро украсил роскошными образцами бисерной вышивки. Современные модельеры также уделяют большое внимание отделке элементов одежды бисером. Бисером расшивают шляпки, перчатки и обувь, купальники и даже шубы. Кроме того, модельеры используют бисер для ожерелий, браслетов и заколок.

Основные приемы вышивки бисером или жемчугом
Бисер можно вставлять практически во все известные швы.

1) Одиночные бусинки закрепляются как пуговка или с помощью бисеринки меньшего размера.

2) Шов "вперед иголку". На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте по одной бисеринке. Длина стежка с лицевой стороны должна быть равна длине бисеринки, а с изнанки стежки должны быть короткими. Вышитая линия получится штриховой.

3) Шов строчной. На каждом стежке также располагается по одной бисеринке. Для получения сплошной линии нашивайте бисеринки более плотно, но следите, чтобы они не теснились. Если нашивать бисеринки на небольшом расстоянии друг от друга, получится штриховая линия.

4) Шов стебельчатый. Выполняется справа налево. Закрепите нить, нанижите две бисерины, введите иглу в ткань слева за второй бисеринкой и выведите иглу между бисеринками. Проденьте иглу через вторую бисеринку, на нить нанижите еще одну бисеринку, введите иглу в ткань за новой бисеринкой и выведите между последней и предпоследней бисеринками. Проденьте иглу через последнюю бисеринку, нанижите на нить еще одну бисеринку. И так далее. Бисеринки располагайте плотно, вышивка получится жесткой.

5) Шов арочный. Применяется, если не требуется плотного прилегания бисеринок к ткани или желательно, чтобы вышивка не была жесткой. На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте несколько бисеринок, но прикрепляйте к ткани только одну из них, находящуюся на пересечении стежков.

6) Шов вприкреп. Нанижите бисеринки на нить, снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте ее мелкими поперечными стежками. Иглу выводите на лицевую сторону ткани между бисеринками, обхватите нить снизки и введите иглу в ткань в той же точке. Закрепляющие стежки можно выполнять и через 2-3 бисеринки. Этим швом хорошо пользоваться во избежание необходимости постоянно вынимать нить из иглы и вдевать ее, если работа делается настолько мелким бисером, что через него не проходят иглы.

7) Шов "вперед иголку" двусторонний. На каждый стежок, как с лицевой, так и с изнаночной стороны, нужно нанизывать по одной бисеринке. Длина стежка должна равняться длине пришиваемой бусинки. Старайтесь не перетягивать нить, чтобы полотно вышивки не деформировалось.

8) Шов стебельчато-строчной двусторонний. Шов выполняется справа налево. Закрепите на ткани нить, нанижите бисерину и введите иглу в ткань слева от нее. Нанижите следующую бисеринку (для изнанки), выведите иглу перед первой бисеринкой и пропустите иглу через нее. Затем нанижите на иглу еще одну бисеринку и введите иглу в ткань за нею. Нанижите бисеринку для изнанки и выведите иглу, проденьте ее через крайнюю бисеринку ряда лицевой стороны. Затем нанижите еще одну бисеринку и повторите стежок. По окончании ряда закрепите нить, но не отрезайте. На изнаночной стороне бисеринки располагаются на отдельных стежках и могут отклоняться в стороны, чтобы их выровнять, проденьте нить через все бисеринки изнаночной стороны. После этого нить нужно закрепить и отрезать.

9) Шов вприкреп двусторонний. На одной стороне ткани уложите снизку бисера вдоль линии рисунка. При закреплении снизки нанизывайте бисеринки и на стежки с другой стороны ткани. Закончив шов, проденьте нить сквозь бисеринки на стежках на изнаночной стороне вышивки. Шов вприкреп часто используется для вышивки картин, окладов икон, панно. При этом поверхность изделия сплошь покрывается бисером одним из двух способов: вышивка по свободному контуру или вышивка параллельными рядами. При вышивке по свободному контуру снизки бусин располагаются вдоль линий рисунка. Ряды бисеринок нашиваются вплотную друг к другу, подчеркивая направлением шва форму предметов. Вышивку параллельными рядами выполняют по грубой ткани с четким переплетением нитей (холсту, льну) или по канве вертикальными или горизонтальными рядами. При этом используются швы стебельчатый, вприкреп, арочный.

10) Шов "монастырский". Шов похож в исполнении на первые стежки вышивки крестом. По лицевой стороне направляются по диагонали стежки с бисеринками, а с изнаночной стороны стежки получаются вертикальные. На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке.

11) Шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

Вот исторический образец повязки девичьей из Государственного Исторического музея. Север России. XVIII-XIX вв.Габаритные размеры 23х97 (с завязками). Девичий головной убор в виде широкой полосы из позумента с цветочным узором, на твердой основе из проклееного холста. Очелье из фольги разделено на пять частей, каждая из которых украшена розеткой –снежинкой из бисера и бусин. Поднизь бисерная. Ленты-завязки из кумача и позумента, подкладка из красного кумача.

Для его изготовления использовалась старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.
На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.

Не зря на протяжении нескольких столетий рукоделие было обязательной частью женского образования наравне с танцами и хорошими манерами. Как ни странно‚ современные эмансипированные барышни вновь увлеклись ручной работой. А медицина доказала‚ что рукоделие — это не просто приятное‚ но и полезное времяпрепровождение. Бисероплетение‚ вышивание‚ рисование помогает снять стресс‚ восстанавливает биоритмы организма‚ развивает оба полушария головного мозга и мелкую моторику рук. Интересно, что во время творческого процесса активно задействуется мозг, особенно правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции. Как мышцы атрофируются без работы, так способности правого полушария ослабевают, если их не использовать. Таким образом, человек добровольно отказывается от данного ему природой инструмента. Дело в том, что на кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, с этими точками связанные. Рукоделие в этом случае выполняет функцию всестороннего массажа, ведь в современном мире мы все меньше и меньше работаем непосредственно руками, разве что на клавиатуре и мышкой…

Ну а с чем сравнить эстетическое наслаждение от творчества!

Используя материалы исследования, была выполнена реконструкция повязки девичьей из современных материалов-аналогов. В дальнейшем планируется воссоздание всего ансамбля для сценических показов и выставок.

Бисерные украшения на девичьих и женских уборах, особенно бисерные позатыльники , 19 веке были широко распространены у южных и средних великорусов.
Древние бисерные украшения находят в славянских курганных погребениях. Территория наибольшего распространения бисера совпадает с территорией распространения находок куфических монет ( Ока, верховье Волги, Западной Двины и Днепра) .
Ибн Фадлан в Х веке, описывая " Русов", упоминает, что жёны их любят ожерелья из бус и особенно у них ценятся бусы зелёного цвета. Следует отметить , что особая любовь к зелёному цвету наблюдалась и в XIX веке в северо-восточных уездах Рязанской губернии - женские позатыльники украшались бисером зелёного цвета или же разноцветным бисером, в котором зелёная расцветка играла существенную роль. Возможно эта традиция весьма древняя , поскольку на этой территории длительно сохранялись архаизмы в костюме крестьян.
Исследование археологов привели к выводу что наряду с привезёнными бусами были на Руси и бусы местного производства. Имеются следы местного изготовления бисера ( Находки в раскопках нижних культурных слоёв Старой Ладоги VIII-IX в).
( из книги Н. Лебедевой " Научные труды ")

Читайте также: