Чувашские узоры из бисера

Обновлено: 24.06.2024


Художественный бисер Акчурина Зоя Алексеевна Чувашская Республика

Акчурина Зоя Алексеевна (Чувашская Республика) Художественным ремеслом занимается более 30 лет. Работает в .



Мастер-класс "Браслет из бисера" в технике станочного ткачества Анастасии Пегановой

Очередной наш мастер-класс мы посвятили искусству бисероплетения. Причем не совсем традиционному его виду, а в .



Как плести широкие БРАСЛЕТЫ ИЗ БИСЕРА+ЗАСТЕЖКА для браслета своими руками

Мастер-класс о плетении широких браслетов из бисера. Выполнены они в технике мозаика. Из материалов понадобится .


Бисероплетение - стало любимым делом жизни мастерицы из Ядринского района. Виктория Иванова плетет чувашские национальные головные уборы из чешского бисера.

Ценители ее творчества заказывают у нее украшения, будучи даже в тысячах километров от рукодельницы.

Плести из бисера Виктория Иванова начала уже будучи взрослой, в детстве интереса к рукоделию не испытывала. Но после замужества, попав в творческую семью, тоже захотелось как-то проявить себя. И выбрала бисероплетение. Поначалу на создание тухьи или хушпу у нее уходило до двух недель, но позже хобби поглотило всё ее свободное время.

И теперь с той же задачей она справляется в два раза быстрее.

- Очень сильный был интерес, когда только начинала. Хотелось, чтобы поскорее вырисовывался рисунок на вышивке. Вот я сидела по ночам до двух-трех часов ночи, да, такое тоже было. Утром просыпаешься и опять за бисер, как чуть-чуть время появляется - опять за бисер, - делится Виктория Иванова.

Процесс бисероплетения помимо того, что тренирует мелкую моторику, помогает девушке расслабиться и отвлечься от бытовых проблем. При этом главным ценителем творчества Виктории остается супруг. И она всегда прислушивается к мнению любимого. Свой вклад в работу вносит и свекровь девушки, она тоже поддерживает ее увлечение.

- Оцениваем положительно, очень даже, любим ее работы, помогаем в чем можем. Хотелось бы, чтобы она еще больше узнавала, чтобы еще больше работ у нее было, - одобряет свекровь Виктории Наталья Иванова.

Для создания головных уборов Виктория в основном использует чешский бисер, чтобы все выглядело качественно, а узоры были ровные. Свои работы мастерица продает в интернете, отправляет их покупателям даже на Север страны. Национальными головными уборами рукодельница украсила внешний вид всего коллектива народного ансамбля "Вирьял". В планах у девушки сейчас научиться вышивать чувашские узоры и устроить собственную выставку работ.

БЛЮМЕНТАЛЬ Украшения из бисера. Мягкие игрушки

БЛЮМЕНТАЛЬ Украшения из бисера. Мягкие игрушки

БЛЮМЕНТАЛЬ Украшения из бисера. Мягкие игрушки запись закреплена

Бисерные шапочки чувашей
На написание этого поста меня вдохновили фото из семейного архива Марины Ширловой и ее мамы Тамары Петровны Ширловой из ансамбля "Пинер"Канашского района.

Бисер с древних времен у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов — тухьи и женских головных уборов — хушпу, сохранившихся до наших дней. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи. На него суровой ниткой нашивался бисер. Основные цвета бисера — красный и зеленый, белый и желтый. Мастера не использовали холодные тона, синий голубой — синий считался символом смерти.

Внимание уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям. Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно. А свисающие с краев — свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Монеты использовались от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные. Их называли нухратки. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась его владелица.

Сегодня чувашские национальные украшения используются в сценических костюмах, свадебных церемониях и в качестве сувенирной продукции

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Детский сад №108 «Сказка» г. Чебоксары

Проект

Национальные ремёсла Чувашии: бисероплетение

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

D:\для проекта\1YiwHKwfEZQ (2).jpg

Леонтьева Анастасия Рудольфовна

г. Чебоксары, 2015 г.

Пояснительная записка

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли»

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание у дошкольников выходит на первый план, сегодняшняя цель детских образовательных учреждений – не только дать ребенку знания, предусмотренные программой, но и сформировать его как творческую, яркую и активную личность. Дополнительные занятия декоративно-прикладного характера способствуют формированию такой разносторонне развитой личности.

Актуальность исследования:

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

С точки зрения педагога и психолога, важным является то, что работа с бисером является хорошим средством для релаксации, так как связана с мелкой моторикой рук. Бисероплетение развивает у воспитанников чувство прекрасного, умение видеть цвет и сочетание цветов, их гармоничность. Это кропотливая работа, что позволяет развивать усидчивость, терпение, внимание, наблюдательность. Специфика сплетения бисера в изделие развивает логическое мышление и пространственное видение, умение ориентироваться в трех измерениях.

Занятия, связанные с изготовлением изделий из бисера, решают важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса. Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту.

Искусство бисероплетения познают, начиная с простого, переходя к более сложному, получая навыки, накапливая знания, опыт, развивая технику, что позволит в дальнейшем творить своими руками удивительные вещи, которые восхитят каждого.

В процессе бисероплетения происходит развитие:

- мелкой моторики у детей;

- творческого, абстрактного и конкретно образного мышления;

- мышечной, двигательной и зрительной памяти;

- эстетических способностей и художественного вкуса;

- конструктивных способностей, умение анализировать;

- воображения и фантазии;

- терпения, усидчивости и внимательности.

Занятия по бисероплетению особенно полезно для детей, испытывающих трудности в школе (невнимательность, неусидчивость, импульсивность, плохая память, некрасивый почерк).

Результаты художественно-творческой деятельности народа отражает его жизнь, воззрение, идеалы, поэтому в произведениях прикладного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, придает народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество. Изучая традиции и культуру своего народа, мы приобщаемся к неисчерпаемому источнику красоты и вдохновения.

Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии, расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа; выявить знания учащихся.

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам чувашской культуры.

3. Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к чувашской культуре

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого чувашского народа:

- формирование представлений о традиционной семье чувашского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел –ткачество, вышивка и бисероплетение, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

II этап – основной

III этап - заключительный

Срок реализации проекта: проект рассчитан на 1 год

Участники: дети 5-7 лет

Ожидаемые результаты:

- расширение и активизация словарного запаса;

- умение действовать самостоятельно, при выполнении поставленной задачи;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.

Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:

Направление: «Работа с детьми»

Срок реализации

Мероприятия

I этап – Подготовительный

Диагностика детей, сбор и анализ литературы по данной теме.

Разработка системного комплекса мероприятий по формированию представлений о национальных ремеслах Чувашии.

Подготовка материала и инструментов (бисер, леска, проволока, тарелочки, ножницы).

Проведение беседы «Ремесла Чувашии».

Организация викторины «Национальные ремесла Чувашии».

II этап - Основной

Интегрирование материалов проекта с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие (в базовой программе детского сада «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы в возрастной группе 5-7 лет).

Проведение беседы «Родословная стеклянной бусины. Материалы и инструменты».

Организация развлечение «Сказочный город чудесного бисера».

Формирование способностей к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности рисование «Разноцветный мир чувашского орнамента».

Проведение беседы «Чудесные по красоте чувашские узоры» Организация развлечения «Сказочный город чудесного бисера».

Выставка рисунков «Разноцветный мир чувашского орнамента».

Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности «Низание бусин в одну нить»

Проведение беседы «Сказочный мир чувашского национального костюма».

Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности «Низание крестиками».

Встреча с чувашскими вырезанными куклами Сарине и Сентти.

Настольный театр кукол на чувашском языке «Вайара».

Праздник-ярмарка «Сказочный мир чувашского национального костюма: верховых, средненизовых, низовых чувашей».

Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности « Браслеты и фенечки – быстро и красиво».

Создание презентации с работами детей «Наши чудесные браслеты».

Развлечение международный женский день, «Браслеты для любимых мам своими руками».

III этап - Заключительный

Организация выставки работ детей.

Поездка на Всероссийский хоровой фестиваль «Поют Чебоксары!»

Проведение итоговой диагностики

Направление: «Работа с родителями»

Срок реализации

Мероприятия

I этап - Подготовительный

День открытых дверей в группе «Жихарка».

Закупка материала и инструментов (бисер, леска, проволока, тарелочки, ножницы).

II этап - Основной

Сбор экспонатов для мини-музея в группе.

Консультация для родителей «Национальные ремесла Чувашии»

Участие родителей в развитие предметно-развивающий среды группы.

Знакомство родителей с бисероплетением.

Размещение информации на сайте детского сада.

Участие родителей в работе творческих мастерских.

Участие родителей в проведения развлечения международный женский день.

III этап - Заключительный

Участие родителей в выставке работ детей.

Помощь в организации поездки на Всероссийский хоровой фестиваль «Поют Чебоксары!»

Направление: «Работа с педагогами»

Срок реализации

Мероприятия

I этап - Подготовительный

Консультация для педагогов «Национальные ремесла Чувашии».

Посиделки с педагогами «Милости просим, гости дорогие».

II этап – Основной

Помощь в оформлении экспонатов в мини-музей.

Знакомство педагогов с бисероплетением.

Создание выставки работ Леонтьевой А.Р. для ознакомления педагогами.

Показ продуктивной деятельности с детьми «Наши руки, не для скуки».

Практическое освоение педагогами навыков в области прикладного искусства.

Консультация для педагогов «Чувашский узор и их значение».

III этап – Заключительный

Просмотр педагогами презентации работ детей «Наши чудесные браслеты».

Помощь в проведении итоговой диагностики.

Библиографический список:

Васильева, Л.Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края: методическое пособие/Л.Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015. – 92 с.

Гринченко, А. Вышивка бисером / А. Гринченко. – М.: ЭСКМО,2006. – 64 с.

Жачева, Е.Н. Чувашская вышивка. Советы мастерицы / Е.Н. Жачева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. – 96 с.

Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2002, №4, с. 3

Крочли, Клер Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения / Клер Крочли. – М.: Арт-Родник, 2005. –256с.

Литвинец, Э.Н. И дивный видится узор / Э. Н Литвинец. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 234 с.

Николаев, В.В. Чувашский костюм от древности до современности / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. – Научно-художественное издание. – Москва – Чебоксары – Оренбург, 2002. – 400 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Творческий проект Гердан.ppt

Выполнила ученица 9 класса МОУ Елаурская СШ Краснова Анастасия

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила ученица 9 класса МОУ Елаурская СШ Краснова Анастасия

Выполнила ученица 9 класса МОУ Елаурская СШ Краснова Анастасия


Цель моего проекта: создать бисерное украшение с чувашским орнаментом. Задачи.

Цель моего проекта: создать бисерное украшение с чувашским орнаментом. Задачи: Изучить литературу по бисероплетению, историю и значение чувашского орнамента; Выбрать вариант бисерного украшения и способ плетения; Изучить технику плетения; Создать бисерное украшение; Провести экономическую и экологическую оценку, самооценку


Солнце, алатырь


Для выполнения проекта потребуются следующие инструменты и материалы: Чешский.

Для выполнения проекта потребуются следующие инструменты и материалы: Чешский бисер желтого и белого цветов по 50 г, черного и красного - по 20 г; Деревянная рамка; Бисерная игла; Нить капроновая для плетения. Техника безопасности при работе с бисером 1. Хранить бисер в пакетиках, баночках; 2. Не брать иглы, проволоку, бисер, нить в рот; 3. Хранить ножницы в отдельном месте (коробке); 4. Ножницы должны быть сомкнуты, лежать на столе острыми концами от работающего; 5. Проволоку и нити отрезать только ножницами; 6. Иглы должны храниться в игольницах или воткнуты в салфетку; 7. Рабочими инструментами пользоваться только по назначению. Техника безопасности при работе с иголками 1. Храните иголки и булавки в игольнице. 2. Не брать иголки и булавки в рот 3. Не пользоваться при работе ржавыми иглами и булавками. 4. Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду. 5. Не перекусывайте нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы. 7. Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется. 8. Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.


Мой проект экономически и экологически обоснован. Несмотря на то, что чешский.

Мой проект экономически и экологически обоснован. Несмотря на то, что чешский бисер стоит дороже китайского, изделие из него получается аккуратней. На бисер я потратила 400 рублей. Готовые изделия стоят 1500-2000 тысячи рублей. Бисер не оказывает негативного воздействия на природу и человека. Главное соблюдать условия. Место для работы должно хорошо освещаться, перерывы нужно делать через каждые 20 минут работы.

Я довольна своей работой, не смотря на то, что есть некоторые ошибки. Это моя.

Я довольна своей работой, не смотря на то, что есть некоторые ошибки. Это моя первая работа, думаю следующие украшения у меня получаться еще лучше. Так же мне понравилась техника бисерного ткачества. Кроме этого я достигла цели своего проекта: создала бисерное украшение с чувашским орнаментом и решила все поставленные задачи.

В наш современный век важно сохранить традиции своего народа. Нужно восстанав.

В наш современный век важно сохранить традиции своего народа. Нужно восстанавливать забытые ремесла, орнаменты. Потому, что в каждом из них заложена великая мудрость и гармония.


Выбранный для просмотра документ творческий проект Гердан Алатырь.doc

Актуальность и обоснование проблемы. Цель, задачи.

Я живу в селе Алешкино, учусь в Елаурской школе. В обоих селах наиболее развита чувашская культура. Ежегодно проводятся национальные праздники, такие как «Акатуй» (праздник, посвященный окончанию весеннего сева).

Замысел моего проекта возник на выставке, посвящённой этому празднику. На праздник приехала мастерица из Ульяновска, которая рассказала о значении символов в чувашском костюме. Она обратила внимание, что сейчас все это забывается и нужно по крупицам восстанавливать забытые орнаменты. У меня появилось желание изготовить бисерной украшение с чувашским орнаментом.

Цель проекта – создать бисерное украшение с чувашским орнаментом.

Изучение литературы по бисероплетению, истории чувашской этнокультуры;

Выбор варианта бисерного украшения и способа плетения;

Изучение техники плетения;

Создание бисерного украшения;

Экономический и экологический анализ;

Актуальность проекта состоит в том, что освоив технику изготовления бисерных украшений с чувашским орнаментом, можно создавать сувениры и оригинальные украшения к различным юбилейным мероприятиям нашего села, района и области.

История бисерного ремесла. Орнамент и его значение

В археологических раскопках по всему миру обнаружены древние украшения в виде камешков с дырочками, это говорит о том, что нанизывание «бусин» является одним из древнейших видов рукоделия. Ритуальный смысл имели не только сами «бусины», но и способы их плетения. Например, у некоторых племен прямая линия означала землю, треугольники – горы, крест – огонь.

hello_html_m4a2b446f.jpg
hello_html_m7bc7ab30.jpg

Первыми изготовление бисера освоили древние египтяне, при раскопках были найдены многочисленные изделия, богато украшенные бисером, который в то время имел размеры от трех до пяти сантиметров и представлял собой разноцветную стеклянную массу, наплавленную на основу – костяной стержень или конский волос.

В древности бисер изготавливали путем вытягивания. Тогда люди варили стекло на кострах в глиняных горшках с толстыми стенками, называемых тиглями. В них засыпали смесь из извести, соды, мела и кварцевого песка. В эту горячую вязкую стекломассу опускали металлические прутики и вытягивали нить, которую потом навивали на тонкий стержень из меди. Какой толщины был стержень, такое отверстие получалось у бусины. После извлечения стержня, бисер снова разогревали и обрабатывали вручную. Процесс очень трудоемкий, потому и ценились высоко украшения из бисера.

В конце XVII - начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали включить в состав бисера золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах Европы. Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.

На Руси бисер знают и любят давно, в основном из-за его доступности и дешевизны. По сравнению с жемчугом, бисер ценился невысоко: им украшали свою одежду лишь незнатные люди. В России искусство бисероплетения получило название низание . Низание позволяло заработать бедной девушке на хлеб и скрасить долгие вечера светской даме. Маменьки гордились, если дочка владела искусством бисероплетения. А монашки расшивали богатым бисерным узором убранства церкви.

hello_html_me930221.jpg
hello_html_m15609917.jpg

В наш век высоких технологий массовое производство различных видов бисера сделало бисероплетение общедоступным и занимательным видом творчества. Сочетание бисероплетения с другими техниками позволяет создавать не только обычные «фенечки», но и шикарные украшения, а также великолепные предметы интерьера!

hello_html_285d8f22.jpg
hello_html_43fa78f0.jpg

Чувашский орнамент и его значение

Солнце, гармония, согласие

Свет, тепло, очаг, жизнь

Были и будем, величие рода

Честь, воля, самообладание

Поступь Неба и Земли

Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок

Око Бога — Турă, Неба, Мира, прозрение

Истина, закон, справедливость

Дерево, место обряда, обращение к природе

Оберег от зла, гнева, доброта

Мир, союз, согласие

Честь, отвага, верность

Связь неба с Землей

Покорение вершины, стремление ввысь

Память о прошлом, дума о будущем

Щит, оберег единства

Забота о ближнем

Надёжность, рука об руку

Жилище, приют, кров родного дома

Благотоворительность, помощь — НИМЕ

Духовный взлет, воля

Дети одной матери, потомки единого рода

Увеличение семьи, рода

Он и Она, любовь, взаимоуважение

Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота

Близкие, родня, землячество

Продолжение рода, крепкая семья

Связь с отчим домом, родиной

Дружба, общее дело, доверие

Древо рода, жизни, мудрости

Семейный очаг, уют

Друг за друга, семья

Верность, единство, любовь

Сила рода, нации

Поле, зерно, сеятель добра

Межа поля, раздел

Мера длины, развод рук

Эпоха, период, течение времени

Мера грехов и доброты

Добро и зло, жизнь и смерть

Анализ прототипов. Выбор оптимального варианта.

Описание проектируемого изделия

Изучив литературу, интернет источники, я выбрала несколько вариантов. Критерии для выбора проекта: простота изготовления, новая техника, возможность передать орнамент, эстетика

Читайте также: