Чувашский узор бисером схема

Обновлено: 26.04.2024

Вот примеры современной национальной одежды, которую носят на свадьбах, Акатуе (праздник окончания урожая).

Видите необычные шапочки? Это тухья (с торчащим кончиком) и хушпу (с плоским верхом).

Тухья - это девичий головной убор. По сути - это глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывавшая весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. Хотя все зависело от достатка. Украшали шапку и 10, 15, 20 копеечными монетами, но всегда серебряными.

А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо.

Поскольку это девичье украшение, то оно не имело накосников и хвоста, не закрывало волосы. Ведь девушке надо было привлечь внимание потенциальных женихов своими красивыми волосами.

Вот еще несколько примеров тухьи.

А вот хушпа была женским головным убором. На нем уже есть накосники, поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу.

Хушпу довольно сложны в изготовлении. Они состоят из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы.

Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек.

Макушка хушпу обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов или раковин каури. Да, да, в Чувашии использовали эти мелкие ракушки для украшений. Где они их доставали в 19 веке, бог знает)))) Видимо, там же, где и кораллы, которые также очень дорого ценились при создании украшений.

Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом. Рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.

Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение


Художественный бисер Акчурина Зоя Алексеевна Чувашская Республика

Акчурина Зоя Алексеевна (Чувашская Республика) Художественным ремеслом занимается более 30 лет. Работает в .



Мастер-класс "Браслет из бисера" в технике станочного ткачества Анастасии Пегановой

Очередной наш мастер-класс мы посвятили искусству бисероплетения. Причем не совсем традиционному его виду, а в .



Как плести широкие БРАСЛЕТЫ ИЗ БИСЕРА+ЗАСТЕЖКА для браслета своими руками

Мастер-класс о плетении широких браслетов из бисера. Выполнены они в технике мозаика. Из материалов понадобится .

Бумажная радуга ремёсел

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Моя родина – Чувашия. Ее образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Я хочу познакомить вас с чувашской национальной вышивкой. Фрагмент вышивки я выполнила в технике квиллинг.

Хвала тебе, Чувашия, мой дом! И имя, и язык твой — сердцу свято. Дубравами и хмелем, и трудом, И песнями, и вышивкой богата. Жива в узорах древних нити сила, Связавшая народы в их судьбе, — Ты будешь жить во мне, моя Россия, Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина) Моя родина – Чувашия. Ее образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Я хочу познакомить вас с чувашской национальной вышивкой. Фрагмент вышивки я выполнила в технике квиллинг. (фото 1)

Распечатала цветную фотографию, наложила на нее кальку и стала заполнять деталями рисунок.

Распечатала цветную фотографию, наложила на нее кальку и стала заполнять деталями рисунок. (фото 2)

Работа почти готова, около 300 деталей пришлось мне накрутить. А сколько стежков пришлось сделать неизвестной вышивальщице, чтобы выполнить этот узор!

Работа почти готова, около 300 деталей пришлось мне накрутить. А сколько стежков пришлось сделать неизвестной вышивальщице, чтобы выполнить этот узор! (фото 3)

Вот он какой! Этому фрагменту обрядового (свадебного) покрывала более двух веков! Нитки выцвели, потерлись, ткань истлела от времени, но тем не менее узоры поражают взгляд изяществом и красотой, ювелирностью исполнения.

Вот он какой! Этому фрагменту обрядового (свадебного) покрывала более двух веков! Нитки выцвели, потерлись, ткань истлела от времени, но тем не менее узоры поражают взгляд изяществом и красотой, ювелирностью исполнения. (фото 4)

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки , освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги.

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки , освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги. (фото 5)

Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса.

Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса. (фото 6)

Это покрывала невесты. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, ведь символов, которые вышивала мастерица, много, и комбинировать их можно по-разному.

Это покрывала невесты. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, ведь символов, которые вышивала мастерица, много, и комбинировать их можно по-разному. (фото 7)

Вот некоторые из символов.

Вот некоторые из символов. (фото 8)


На Заливе - самом красивом месте нашего города- есть памятник с чувашскими символами. Гости столицы с любопытством разглядывают их, потом спешат купить салфеточки с этими узорами, пытаясь угадать, что же зашифровала вышивальщица в своем изделии.

На Заливе - самом красивом месте нашего города- есть памятник с чувашскими символами. Гости столицы с любопытством разглядывают их, потом спешат купить салфеточки с этими узорами, пытаясь угадать, что же зашифровала вышивальщица в своем изделии. (фото 10)

Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Фирма художественных промыслов «Паха тере» ( что в переводе на русский язык означает"чудесный, качественный узор"), производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).

Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Фирма художественных промыслов «Паха тере» ( что в переводе на русский язык означает

Деятельность фирмы художественных промыслов «Паха тере» связана с именем Е.И.Ефремовой (1914-2000), заслуженным художником РСФСР, работавшей над возрождением национальной вышивки в 1930-80-ые г.г. В настоящее время художником по вышивке является А.В.Андреева, представлявшая это искусство в России, Санта-Фе США, (2008), Японии (2009

Деятельность фирмы художественных промыслов «Паха тере» связана с именем Е.И.Ефремовой (1914-2000), заслуженным художником РСФСР, работавшей над возрождением национальной вышивки в 1930-80-ые г.г. В настоящее время художником по вышивке является А.В.Андреева, представлявшая это искусство в России, Санта-Фе США, (2008), Японии (2009 (фото 12)

Я попробовала вышить некоторые чувашские символы. Сложно! Преклоняюсь перед мастерством чувашских вышивальщиц!Они сумели сохранить и возродить искусство вышивки. Чувашская вышивка жива!

Я попробовала вышить некоторые чувашские символы. Сложно! Преклоняюсь перед мастерством чувашских вышивальщиц!Они сумели сохранить и возродить искусство вышивки. Чувашская вышивка жива! (фото 13)

Закончу свою работу стихами чувашского народного поэта Петра Хузангая:

Приглашение в Чувашию

Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа — гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.

Все фотографии сделаны мной.

Использованная литература: книга "Чувашское народное искусство" Чебоксары,Чувашское книжное издательство 1981г.

Молодчина! Очень впечатлила твоя вышивка!

Спасибо! Так трудно вышивать!

Помощник сайта

Отличное исполнение!!Работа замечательная!Но фото загруженные из интернета необходимо загружать вторым способом, чтобы не нарушать авторские права.

Спасибо! Я пыталась указать использованную литературу, но вылезли какие-то знаки, убрала. А теперь не могу изменить запись. Фото 8,9 сделала в кабинете чувашского языка, фото 10- когда гуляла на Заливе.Фото 5-7, 11, 12 пересняла из книги "Чувашское народное искусство" Чувашского книжного издательства 1981г.

Пожалуйста, подскажите, как внести изменения в работу: дописать или добавить фото?

Прошу прощения, что задержались с ответом.Не было связи. "Изминить" вроде бы на месте. У Вас по прежнему не получается?

Да, по-прежнему нет наверху моей конкурсной работы слов "Изменить" и "Просмотр", поэтому не могу внести изменения в работу. Что делать?

Мария, очень здорово! Вышивка с этими зашифрованными знаками, пожеланиями, оберегами - это так интересно! Как будто читаешь послание из прошлого. Такую интересную тему ты выбрала. Работа получилась замечательной!

Я прямо в конце конкурсной работы пишу: Все фотографии мои собственные, сделанные мной там-то. Объяснения про фотографии внеси в саму конкурсную страницу, отступи немного после финального стихотворения. И ещё напиши, что использовала такую-то литературу или другие источники. И не обязательно, чтобы ссылки были активными, просто впечатай название книги с указанием автора или адрес сайта, откуда брала информацию Если будет время и желание, загляни на мои конкурсные страницы, посмотри в самом конце конкурсных страниц
Узбекская абровая ткань
Узбекская тюбетейка

Если всё таки есть не твои фотографии, то их надо загружать последними в разделе Историческая часть на конкурсной странице.

Победы тебе на конкурсе!

Очень красивая вышивка. Колоритная, яркая. Молодец.

Очень красивая работа. Удачи.

Спасибо, очень приятно

Замечательный, увлекательный рассказ о чувашской вышивки, сасибо. Ваша работа достойное повторение мастериц. УДАЧИ в конкурсе

БЛЮМЕНТАЛЬ Украшения из бисера. Мягкие игрушки

БЛЮМЕНТАЛЬ Украшения из бисера. Мягкие игрушки

БЛЮМЕНТАЛЬ Украшения из бисера. Мягкие игрушки запись закреплена

Бисерные шапочки чувашей
На написание этого поста меня вдохновили фото из семейного архива Марины Ширловой и ее мамы Тамары Петровны Ширловой из ансамбля "Пинер"Канашского района.

Бисер с древних времен у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов — тухьи и женских головных уборов — хушпу, сохранившихся до наших дней. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи. На него суровой ниткой нашивался бисер. Основные цвета бисера — красный и зеленый, белый и желтый. Мастера не использовали холодные тона, синий голубой — синий считался символом смерти.

Внимание уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям. Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно. А свисающие с краев — свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Монеты использовались от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные. Их называли нухратки. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась его владелица.

Сегодня чувашские национальные украшения используются в сценических костюмах, свадебных церемониях и в качестве сувенирной продукции

Дети планеты

Одуванчик ярко-желтый
Средь травы цвететв степи
А в Сильби растет девица
С редким именем Нарспи.
На лицо она прекрасна,
Как цветочек полевой.
Очи — черные агаты —
Блещут силой огневой.
Вьется локон своевольный,
От косы спускаясь вниз.
В лад с походкою девичьей
Раздается звон монист.
Лишь окинет парня взором —
Затрепещет сердце в нем;
Улыбнется — переполнит
Душу негой и теплом.
Кто приветливо не взглянет
На цветок родных полей?
Кто, красавицу увидев,
Не вздохнет потом по ней?
К. Иванов "Нарспи"
В данном мастер-классе мы покажем, как сделать куклу в девичьем чувашском костюме.

Одуванчик ярко-желтый Средь травы цвететв степи А в Сильби растет девица С редким именем Нарспи. На лицо она прекрасна, Как цветочек полевой. Очи — черные агаты — Блещут силой огневой. Вьется локон своевольный, От косы спускаясь вниз. В лад с походкою девичьей Раздается звон монист. Лишь окинет парня взором — Затрепещет сердце в нем; Улыбнется — переполнит Душу негой и теплом. Кто приветливо не взглянет На цветок родных полей? Кто, красавицу увидев, Не вздохнет потом по ней? К. Иванов

Перед тем как начать работу, мы провели маленькое исследование - "Девичий костюм чувашей". И вот что мы узнали. Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду — туникообразному покрою. До середины XIX в. она изготовлялась из белого холста. Длина кěпе (платья) доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом.Вышивка рубашек низовых и средненизовых — плотная, полихромная, верховых — ювелирная. Первые свои рубахи украшали медальонообразными кěскě (по обе стороны грудного разреза) или ромбовидным узором сунтăх (из полосок кумача), у вторых -вышитыми хулçи (лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см). В древности узоры круг, ромб, розетка имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоническое сочетание с нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы. У вирьял ворот, грудной разрез и плечевой шов украшались узенькими полосками вышивки. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка.

Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской. В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров. Платье носили с фартуком или передником (чěрçитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).
Головной убор девушки (девочки) называется тухья. Тухъи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев, красиво оформлялся козырек убора — красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.
Начинаем работу с подготовки материалов.

Читайте также: