Дудорева бисер в старинном рукоделии

Обновлено: 02.05.2024

3 июня состоятся очередные торги Аукционного дома Литфонд, в каталоге которых представлены антикварные и букинистические издания по невысоким ценам.

Представляем вашему внимание топ-10 самых просматриваемых посетителями сайта лотов:

«Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

Выбор аукциона:

Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

Способы участия в торгах:

Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

Дудорева В. Бисер в старинном рукоделии.
Первое издание книги, первое специальное русское издание по теме. Автор - Валентина Александровна Дудорева (?-1964), искусствовед, н.с. отдела тканей ГИМа. Интерес к бисеру, как отмечает автор, выразился впервые в 1910 г., когда в Штутгарте была устроена выставка старинных и бисерных работ, участником которой был и петербургский коллекционер Г.Гальнбек. В России отдел бисера впервые появился в 1916 г., когда галлерея Ламерсье в Москве представила коллекцию А.К.Пожарского. Древние обитатели России знали бисер благодаря сношениям с Передней Азией и Византией,как указывает автор, есть свидетельства об употреблении нашими предками бисера уже в 10-м веке. В книге представлен краткий очерк развития бисерного рукоделия, начиная с середины 18 века, когда Ломоносов, задумав возродить в России мозаику, решил начать и производство бисера, организовав в 1753 г.мастерскую в Копорском уезде. Отмечено производство бисера в Киевской, Казанской, Тульской (Чернский уезд), Тамбовской (с.Соломинка), Тверской (Новоторжский уезд), Московской губерниях. В книге также рассмотрены образцы бисерных работ. 17 иллюстраций, в .ч. 10 на отдельных листах. Перечень иллюстраций: На отдельных листах (в т.ч. две вне пагинации): 1. Дама с нотами. Бисер и стеклярус-вышивка, музей 40-х гг.. 2. Подушка. Бисер-вышивка, собрание Пожарского. 3. Гобелен. Бисер-вышивка, Истор.музей. 4. Жанр. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 5. Бедная Лиза. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 6. Музыка. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 7. Охотничья сцена. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 8. Пастораль. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 9. Вышивка на сумочке. Бисер, собр. Пожарского. 10. Троицкая Лавра. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. В тексте: 11. Всадник. Бисер-вышивка, Истор.музей. 12. Китайцы. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 13. Амур и Психея. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 14. Одалиска. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 15. Вожак. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 16. Игра в волан. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 17. Восточная сцена. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. Издательская марка, заставки. Владельческий автограф. Тираж 1000 экз. Комплектный экземпляр.

В продаже:

Дудорева В. Бисер в старинном рукоделии.
Первое издание книги, первое специальное русское издание по теме. Автор - Валентина Александровна Дудорева (?-1964), искусствовед, н.с. отдела тканей ГИМа. Интерес к бисеру, как отмечает автор, выразился впервые в 1910 г., когда в Штутгарте была устроена выставка старинных и бисерных работ, участником которой был и петербургский коллекционер Г.Гальнбек. В России отдел бисера впервые появился в 1916 г., когда галлерея Ламерсье в Москве представила коллекцию А.К.Пожарского. Древние обитатели России знали бисер благодаря сношениям с Передней Азией и Византией,как указывает автор, есть свидетельства об употреблении нашими предками бисера уже в 10-м веке. В книге представлен краткий очерк развития бисерного рукоделия, начиная с середины 18 века, когда Ломоносов, задумав возродить в России мозаику, решил начать и производство бисера, организовав в 1753 г.мастерскую в Копорском уезде. Отмечено производство бисера в Киевской, Казанской, Тульской (Чернский уезд), Тамбовской (с.Соломинка), Тверской (Новоторжский уезд), Московской губерниях. В книге также рассмотрены образцы бисерных работ. 17 иллюстраций, в .ч. 10 на отдельных листах. Перечень иллюстраций: На отдельных листах (в т.ч. две вне пагинации): 1. Дама с нотами. Бисер и стеклярус-вышивка, музей 40-х гг.. 2. Подушка. Бисер-вышивка, собрание Пожарского. 3. Гобелен. Бисер-вышивка, Истор.музей. 4. Жанр. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 5. Бедная Лиза. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 6. Музыка. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 7. Охотничья сцена. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 8. Пастораль. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 9. Вышивка на сумочке. Бисер, собр. Пожарского. 10. Троицкая Лавра. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. В тексте: 11. Всадник. Бисер-вышивка, Истор.музей. 12. Китайцы. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 13. Амур и Психея. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 14. Одалиска. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 15. Вожак. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 16. Игра в волан. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. 17. Восточная сцена. Бисер-вышивка, собр. Пожарского. Издательская марка, заставки. Владельческий автограф. Тираж 1000 экз. Комплектный экземпляр.

В продаже:

Недавно я посетила «Всеросийский музей декаративного-прикладного и народного искусства», расположенный в Москве.

В зале с постоянными экспозициями я увидела одежду и украшения прошлого столетия для дам, но больше всего меня заинтересовали работы, выполненые микробисером. Сейчас очень популярна ручная работа из бисера. Из бисера выполняют украшения для женщин, украшают одежду, сумки, посуду. Его фактура и много гранность делает каждую вещь более ювилирной и изысканой. Интересно то, что бисером украшались часто мужские аксессуары.

Ознакомясь с изделиями из бисера в музее, я решила найти больше информации о них и поделится с вами.

Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие предметов, украшенных бисером. Используя изысканный бисер, привезенный из Венеции, Богемии, Германии, Франции, рукодельницы вышивали, вязали, плели, ткали, делали даже бисерные мозаики на воске. Дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, помочи, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны становились объектом приложения мастерства многочисленных рукодельниц.

Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем. Мы имеем редкую возможность увидеть сейчас вещи, созданные больше ста, а то и двухсот лет тому назад, именно в том виде, в котором они вышли из рук мастерицы. Кроме того, они обладают еще одной уникальной особенностью. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).

Подготовительные рисунки, которым в бисерном искусстве принадлежит существенная роль, создавались художниками-профессионалами, особенно это касается бисерных панно и картин, украшавших стены дворцов и зажиточных домов. В России XVIII века художники создавали предварительные рисунки по индивидуальным заказам с учетом особенностей конкретного интерьера, для которого предназначалось будущее изделие.

В первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения бисерными работами, в России и Европе начинается выпуск специальных раскрашенных рисунков для изделий из бисера и стекляруса. Такие рисунки тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, перерисовывались. Повторяя рисунок дословно или несколько его видоизменяя, мастерицы создавали по этим типовым рисункам кошельки и картины, экраны и вставки в столешницы. При этом каждое конкретное изделие не было лишено своих индивидуальных особенностей.

Рисунок для бисерных работ. Первая половина XIX века.

Во второй половине XIX столетия стали издавать печатные рисунки-образцы, которые брались мастерами за основу при изготовлении бисерных изделий. Особой популярностью пользовалась продукция немецких, французских и австрийских фирм: Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж) и других, которые предлагали как растительные мотивы, так и сюжетно-тематические изображения. Нередко мастерицы не дословно воспроизводили рисунок, а относились к нему творчески, переиначивая композиционное или цветовое решение.

Кроме специальных рисунков источником для создания бисерных и стеклярусных вышивок служили многочисленные гравюры с пейзажами, архитектурными видами — в XVIII веке, и с жанровыми сценами и эпизодами современности — в XIX столетии.

Одним из наиболее распространенных и старинных приемов работы, использовавшихся на Руси еще при шитье жемчугом, было саженье (другое название — шитье по бели). При этой технике узор покладывался «белью» шнуром из льняной или хлопковой нити, и по нему выкладывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечным стежками. С приходом моды на изделия из бисера и стекляруса эта техника была приспособлена к новым материалам. Саженье использовалось главным образом при изготовлении из бисера и стекляруса предметов культового обихода.

В светских изделиях из бисера и стекляруса использовался другой тип вышивки шитье в прикреп. Бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами (рисунок перед началом работы наносился на ткань). Основой для таких вышивок служил, как правило, льняной холст, часто с нашитой на него шелковой тканью. Шитье в прикреп применялось для создания картин и панно из бисера и стекляруса, причем нитки с бусинами располагались на ткани так, чтобы подчеркнуть форму изображаемых предметов и персонажей.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 1

Для изготовления чехлов для небольших предметов (шкатулок, коробочек и т. п.) использовалась техника низания. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, что либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно (в зависимости от сложности узора). Обязательным условием было наличие двух рабочих концов нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направление отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовалось через ряд.
На рубеже XVIII-XIX вв. появляются новые приемы изготовления изделий из бисера и стекляруса, которые стали использоваться в русских бисерных изделиях XIX столетия: вышивка, вязка, вдавливание в воск и проч. Шитье в прикреп применяется теперь только для оформления предметов культового характера, в то время как в светском быту приобретает популярность вышивка по цветному рисунку, при которой бисеринки пришиваются по одной к холсту или канве в соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появляется бумажная канва. Для таких вышивок использовались очень тонкие иглы.



Техника низания сохраняется до начала XX века только в народном искусстве, в городском же наблюдается перемена в технике работы: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении. Также использовалась рамка с параллельно натянутыми нитями: нитка с нанизанными бусинами накладывалась на эти основы так, что между ними помещалось по одной бусине, а затем эта же нить продергивалась через каждую бусинку в обратном направлении, огибая нити основы с изнанки. Бисерины таким образом ложились ровными рядами, боковой стороной. Такой способ низания позволял создавать ажурную прозрачную сетку, которая использовалась для витражных экранов, устанавливавшихся на подсвечники, при плетении цепочек и проч.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 4

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 5

Для создания объемных вещей кошельков, сумочек и прочего использовали вязку. Бисер нанизывался на нитку согласно рисунку, а потом мастерица вязала эту нитку крючком, или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны. Вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 6

Менее распространенным способом работы с бисером, изобретенным в XIX веке, был прием вдавливания в воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в ровную поверхность восковой пластинки. Внешне работа отличалась от бисерных изделий, выполненных другими приемами, только фоном из желтоватого воска. Такие работы более хрупки и недолговечны, чем различные виды вышивки и плетения из бисера, поэтому количество дошедших до нас образцов очень невелико. Обычно в этой технике изготавливали небольшие настенные или настольные картины.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 7

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 8

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 9

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 10

Во второй половине XIX и в начале XX века мелкий бисер и стеклярус используются для отделки женских туалетов: ими вышивают детали одежды и аксессуары сумочки, косынки, шарфы. Используется шитье в саженье, прошивка на проем бусин и групп, низание. Кроме того, в этот период появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в том числе веера. Но эти способы декора были временным увлечением и широкого распространения не получили.

Бисерные сумочки ручной работы вошли в моду более 200 лет назад. Сегодня эти удивительные сокровища искусства либо хранятся в частных коллекциях, либо (если позволяет состояние) становятся уникальным аксессуаром и дополнением оригинального образа. Цены на бисерные сумки всегда были достаточно высокими, к примеру, в 1800 году стандартная цена на вязаную бисерную сумку составляла 5 долларов. В начале 20-го века цена сумки европейской мануфактуры достигала свыше ста долларов. Надо сказать, что бисерное вязание и вышивка бисером всегда были в цене и на сегодняшний день ценность данных вещей только растет.

Старинный ридикюль из бисера — удивительное сокровище искусства, фото № 1

Иногда определить точный возраст сумочки очень непросто. Имеются, так сказать, определенные критерии. Бисерные сумки середины 19-го века были сделаны из очень мелкого бисера, вплоть до 1000 бисерин на один квадратный дюйм. Иногда попадаются сумки с датой рождения до 1850 года. Бисерные мотивы с изображением ярких печальных, даже очень трагичных сцен были популярны в ранний период 1800-х гг. В период с 1820 по 1860 гг. прекрасные мотивы с изображением исторических мест, романтичных фигур, флоры и фауны были воплощены в бисерном рукоделии.

Старинный ридикюль из бисера — удивительное сокровище искусства, фото № 2

Конструкция бисерного ридикюля раннего периода 1800-х гг. имела ряд особенностей. Бисерное полотно можно было разделить на 3 горизонтальной секции. Нижняя часть была вышита бисером в виде звезды с кисточкой, которая была подвешена непосредственно из центральной точки, иногда на конце вместо кисточки имелась бахрома.

В средней сати обычно было представлено большое древо, а также цветочные или сценические мотивы. Верх сумки был окаймлен зубчатой или цветочной бисерной каймой. Вязаное тело сумки крепилось к шелковой кайме. Лента, шнур или цепочка, служившая одновременно застежкой и ручкой, была продета через маленькие отверстия.

Читайте также: