Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса

Обновлено: 20.04.2024

а) Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим
б) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
в) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук 2 шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущения тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

есть такой. Тест Роршаха.

Ваши примеры иллюзий говорят об. отсутствии самообладания
у людей.

а) эпиллеативность на внешний раздражитель б) эффект зрительного обмана в) недостаток в восприятии и опыта. При повторном не наблюдается ни у кого

a) эффект туннельного зрения, с которым сталкиваются, например пилоты Формулы-1, когда человек успевает увидеть лишь тонкую полоску прямо по курсу, а всё, что вне этой полосы размывается. Соответственно, всё, что в эту полоску зрения попадает, кажется, что занимает бОльшую ширину, чем на самом деле.

в) Это глюк в обработке данных. Известно, что наши органы чувст взаимодействуют не автономно. при обработке поступающих от них сигналов, наш анализатор (головной мозг) пытается выстроить единую картинку, зачастую смешивая данные от разных органов. Например, известны случаи когда на аудио восприятие сильно влияет визуальный ряд. Вы привели пример, когда тактильные ощущения смешиваются с визуальными. Известно, что если у человека забит нос (отключено обоняние) , то он по-другому будет воспринимать вкус еды.

1.Почему предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную?
2.Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?
3.Почему луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе?

1.Это иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Когда
взгляд скользит по вертикали, то нам кажется, что предмет выше.
3 Иллюзии восприятия размера.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.
Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты.. . "Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище", - пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге "Мир света". Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как "возле горизонта" означает для наших "бессознательных умозаключений", что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Образовательные:

- сформировать умение анализировать особенности восприятия с помощью методов психодиагностики.

- закрепить знания об основных видах ощущений и восприятия.

Развивающие:

- развивать интерес к предмету;

- способствовать развитию самостоятельности мышления, развивать способность анализировать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать формированию профессионализма.

Структурная схема учебного занятия.

Дидактическая

Методическая структура

Методическое

обеспечение

Проверка присутствующих, их готовности к работе на основном этапе.

II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности.

2.2. определение цели.

2.3. ознакомление с порядком работы.

III. Этап актуализации знаний.

Выработка умений слушать, актуализировать в памяти информацию, делать выводы.

3.1. Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

Дать определение понятию «ощущение».

Дать определение понятию «восприятие».

Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

Назовите свойства ощущений?

Назовите свойства восприятия?

Что такое апперцепция?

(по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Выработка умения применять полученные знания на практике

4.1. Задание «Название»

Учащимся необходимо определить название своей группы и дать ему обоснование.

4.2. Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

4.3. Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

4.4. Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

4.4. Задание «Коллаж»

Учащимся необходимо создать иллюзию восприятия с помощью коллажа.

Таблички для названия группы.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карандаши, фломастеры, ватман, примеры картинок.

V. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала

5.1. Рефлексия: «Закончи фразу»

Учащимся предлагается закончить фразу: «Если хочешь что-то воспринять …»

На доске написаны незаконченное предложение: «Если хочешь что-то воспринять…»

VI. Этап выдачи домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний

Подобрать диагностический материал, для изучения индивидуальных особенностей ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста.

Запись домашнего задания.

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

Дать определение понятию «ощущение».

Дать определение понятию «восприятие».

Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

Назовите свойства ощущений?

Назовите свойства восприятия?

Что такое апперцепция?

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

Чем объясняются описанные иллюзии:

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

Чем объясняются описанные иллюзии:

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Образовательные:

- сформировать умение анализировать особенности восприятия с помощью методов психодиагностики.

- закрепить знания об основных видах ощущений и восприятия.

Развивающие:

- развивать интерес к предмету;

- способствовать развитию самостоятельности мышления, развивать способность анализировать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать формированию профессионализма.

Структурная схема учебного занятия.

Дидактическая

Методическая структура

Методическое

обеспечение

Проверка присутствующих, их готовности к работе на основном этапе.

II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности.

2.2. определение цели.

2.3. ознакомление с порядком работы.

III. Этап актуализации знаний.

Выработка умений слушать, актуализировать в памяти информацию, делать выводы.

3.1. Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

Дать определение понятию «ощущение».

Дать определение понятию «восприятие».

Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

Назовите свойства ощущений?

Назовите свойства восприятия?

Что такое апперцепция?

(по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Выработка умения применять полученные знания на практике

4.1. Задание «Название»

Учащимся необходимо определить название своей группы и дать ему обоснование.

4.2. Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

4.3. Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

4.4. Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

4.4. Задание «Коллаж»

Учащимся необходимо создать иллюзию восприятия с помощью коллажа.

Таблички для названия группы.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карандаши, фломастеры, ватман, примеры картинок.

V. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала

5.1. Рефлексия: «Закончи фразу»

Учащимся предлагается закончить фразу: «Если хочешь что-то воспринять …»

На доске написаны незаконченное предложение: «Если хочешь что-то воспринять…»

VI. Этап выдачи домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний

Подобрать диагностический материал, для изучения индивидуальных особенностей ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста.

Запись домашнего задания.

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

Дать определение понятию «ощущение».

Дать определение понятию «восприятие».

Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

Назовите свойства ощущений?

Назовите свойства восприятия?

Что такое апперцепция?

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

Чем объясняются описанные иллюзии:

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

Чем объясняются описанные иллюзии:

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Образовательные:

- сформировать умение анализировать особенности восприятия с помощью методов психодиагностики.

- закрепить знания об основных видах ощущений и восприятия.

Развивающие:

- развивать интерес к предмету;

- способствовать развитию самостоятельности мышления, развивать способность анализировать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать формированию профессионализма.

Структурная схема учебного занятия.

Дидактическая

Методическая структура

Методическое

обеспечение

Проверка присутствующих, их готовности к работе на основном этапе.

II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности.

2.2. определение цели.

2.3. ознакомление с порядком работы.

III. Этап актуализации знаний.

Выработка умений слушать, актуализировать в памяти информацию, делать выводы.

3.1. Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

Дать определение понятию «ощущение».

Дать определение понятию «восприятие».

Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

Назовите свойства ощущений?

Назовите свойства восприятия?

Что такое апперцепция?

(по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Выработка умения применять полученные знания на практике

4.1. Задание «Название»

Учащимся необходимо определить название своей группы и дать ему обоснование.

4.2. Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

4.3. Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

4.4. Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

4.4. Задание «Коллаж»

Учащимся необходимо создать иллюзию восприятия с помощью коллажа.

Таблички для названия группы.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Карандаши, фломастеры, ватман, примеры картинок.

V. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала

5.1. Рефлексия: «Закончи фразу»

Учащимся предлагается закончить фразу: «Если хочешь что-то воспринять …»

На доске написаны незаконченное предложение: «Если хочешь что-то воспринять…»

VI. Этап выдачи домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний

Подобрать диагностический материал, для изучения индивидуальных особенностей ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста.

Запись домашнего задания.

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

Дать определение понятию «ощущение».

Дать определение понятию «восприятие».

Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

Назовите свойства ощущений?

Назовите свойства восприятия?

Что такое апперцепция?

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

Чем объясняются описанные иллюзии:

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

Чем объясняются описанные иллюзии:

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Читайте также: