Эвенкийские солнышки из бисера

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»

ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Мастер-класс «Изготовление ненецкого оберега «Солнышко»

Бянкина Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

Цель: приобщение детей к традициям коренных северных народов Красноярского края.

-познакомить с технологией изготовления ненецкого оберега «Солнышко»;

-развивать познавательную активность детей, внимание, наблюдательность. эстетический вкус;

- воспитывать любовь к родному краю.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический

Форма занятия: мастер-класс

Оборудование и материалы:

компьютер, проектор, презентация к занятию, картон, простой карандаш, красный фломастер, ножницы, нитки желтого цвета, фетр желтого и красного цвета, пайетки, бисер, мех, ленточка, клей.

В результате проведения мастер-класса обучающиеся приобщаются к традициям коренных северных народов Красноярского края. Знакомятся фольклором коренных народов Красноярского края(ненцы), с технологией изготовления ненецкого оберега «Солнышко». У обучающихся развивается познавательная активность детей, внимание, наблюдательность и эстетический вкус; также воспитывается любовь к родному краю. По окончанию мастер-класса организуется выставка готовых работ детей.

Ход мастер-класса.

Объявление темы и цели занятия .

Сегодня я с вами проведу необычное занятие. Мы будем путешествовать с вами по Северу Красноярского края. Побываем с вами в гостях у ненецкого народа и научимся делать национальные обереги. Это будет мастер-класс. А название его подскажет загадка. Слушаем внимательно:

«Не огонь, а греет.

Не лампа, а светит.

Как мячик круглое.

Как тыква желтое» (Солнце).

- Молодцы ребята! Правильно ответили – это солнце.

Теоретическая часть занятия.

Когда утром мы все просыпаемся, каждый из вас улыбается солнышку. Когда за окном светит солнце, то и настроение у всех хорошее. Каждый из вас любит поиграть в солнечного зайчика.

А на Севере после долгой полярной ночи наступает долгожданный день. Солнце очень яркое, вокруг еще лежит снег. И только на Крайнем Севере, среди зимы одевают люди солнцезащитные очки. Идешь по городу, и снег сверкает на солнце словно бриллиант.

Благодаря солнцу существует и жизнь на Земле: живет человек, зеленеет травка, появляются листики на деревьях, цветут цветы, созревают овощи и фрукты, поют птицы, обитают животные.

Вначале нашего занятия я предлагаю послушать сказку о том, как в северном небе появилось солнце.

(чтение сопровождается слайдовой презентацией)

«Сказка о Солнце»

Давным-давно была на севере страна, где не светило солнце. И луна не светила. Совсем темная была страна. Только звезды виднелись в черном небе. Но от звезд, какой свет? Почти никакого. Одно мерцание…

Черное небо висело над страной, и так было темно, что люди различали друг друга по голосам. И огня не знали люди Темной страны. Жили они в землянках из дерна и прутьев, утепляли эти жилища как могли– землю насыпали, мхом утыкали.… Но все равно дрожали от холода, потому что в Темной стране всегда дул лютый ветер с холодного моря, глухо закрытого льдом. Худо было людям в Темной стране. Совсем худо. И была в Темной стране высокая круглая гора.

Полнеба закрывала круглая гора, никто никогда не видел, какие звезды светят по ту сторону круглой горы…Но люди только слыхали про все это – не было у них самих, ни оленей, ни домов, и ели они только рыбу, которую вытаскивали из-под черного льда. Так жили люди в Темной стране тысячу лет. И еще тысячу. И еще тысячу лет, и еще.… И не думал никто из них, что можно жить как-то иначе.

Но однажды случилось чудо – люди Темной страны увидели: едет старик на олене.

Олень был такой красивый и такой белый, что от него исходило тихое сияние. И в этом сиянии увидели они лицо старика, простое и мудрое лицо старого человека, который много жил, много видел, никому не завидует и хочет оставить людям добрую память о себе.

- Здравствуйте, люди! – сказал старик и остановил оленя.

- Какая глухая тьма в вашей стране, – сказал старик, и люди увидели его длинную седую бороду, почти до колен.

- Неужели вы никогда не видели солнца? – спросил старик.

Но никто ему не ответил, никто не понял, о чем он спрашивает. Люди Темной страны не знали солнца. И луны не знали.

Знали они только звезды – тусклые светлячки в черном небе.

- Да, – сказал старик, – я вижу, вы не знаете солнца…,а солнце – это большая радость и большое тепло. И живет солнце по ту сторону круглой горы. На самом быстром олене долго ехать, чтобы увидеть солнце.

Слушали люди старика и молча, дивились: что же это за штука такая – солнце, которое сразу и большая радость, и большое тепло.

Покачал головой мудрый старик, и погасли его глаза, и лицо его потемнело, и потухло сияние от белого оленя.

Сказал старик: «Трудно поверить в то, чего никогда не видел. Если есть светлячки-звезды – может быть и такая есть большая звезда, яркая как сто тысяч звезд сразу, теплая и радостная.… И есть на земле много разных красок, не одна черная. А черный цвет–это цвет большой неправды, цвет обмана и злой силы. Я ухожу. И покажусь теперь только тому, кто поверит в солнце».

И все стали жить, как жили. И только один юноша не мог больше жить по-старому. Запомнил он слова старого человека о неведомом солнце, которое дает сразу и тепло и радость. Пошел юноша к темным озерам, туда, где растет ягель – олений мох. Посмотрел он на черное небо, посмотрел он на черную воду, посмотрел он на черную землю и сказал:

«Как бы хорошо, если бы не все черное! Так хочется поверить в солнце! Так хочется увидеть солнце! Но пропал старик, обидели старика. И белый его олень пропал. Как теперь я найду их, в такой тьме?» …

Только юноша сказал эти слова – раскрылся ягель и явился перед юношей чудесный олень. Был он такой белый, что от шкуры его исходило сияние…

- Я здесь, – сказал олень.– Я жду тебя. Садись верхом.

Юноша очень удивился и сел верхом на оленя. И помчались они по мхам и болотам, через черные озера, над черными лесами, над угрюмыми сопками…

Долго ли мчались, коротко ли, остановился чудесный олень. И видит юноша: перед ним на гранитном камне сидит тот самый старик, седая борода до колен, лицо простое, мудрое, независтливое.

- Здравствуй, – сказал старик. – Спасибо тебе, что поверил ты в Солнце. Среди самого темного народа всегда найдется герой. Не может быть народа без героев…

- Спасибо тебе за доброе слово, – сказал юноша. – Но скажи, как мне достать солнце для людей с Темной страны? Хоть кусочек солнца, которое сразу и тепло и радость…

- Достанешь ты солнце, – сказал старик. – Но, чтобы солнце всех согрело и всех обрадовало, нужно, чтобы все люди твоего племени поверили в солнце. Хоть на волосок, но поверили бы. Только тогда солнце дастся тебе в руки. Только тогда согреет всех.

- Хорошо, – сказал юноша, сел на оленя и вернулся обратно в свою Темную страну.

Приехал, рассказал, как было. И попросил у каждого по волоску.Задумались люди, но дали юноше по волоску, каждый дал по волоску, целый ворох набрался.

Начал юноша плести из волосков шкатулку. Трудная это была работа. Семьдесят дней и семьдесят ночей плел он шкатулку. Но это только так говорится – семьдесят дней. Потому что в Темной стране дни были похожи на ночи, а ночи – на дни. Не было разницы между днем и ночью – одинаково темно. А в темноте, на ощупь, сплести прочную шкатулку – непростое дело. Но юноша крепче всех поверил в солнце, и он сплел шкатулку.

И вышел он снова к озеру, на берегу которого рос высокий ягель, олений мох. Посмотрел на черное небо и сказал: «Готова моя шкатулка. Семьдесят дней и семьдесят ночей в глубокой тьме плел я ее. И вера многих людей вошла в меня через эти волоски, через глаза мои и через пальцы. Теперь я готов достать солнце для людей Темной страны».

Только он это сказал – раскрылся ягель, олений мох, и явился перед юношей белый олень.

- Садись,– сказал олень. – Садись на меня верхом.

И снова помчались они по черным мхам, над черными озерами, над черными лесами и черными болотами. На самом краю земли стоит огромное красное солнце. Стоит, переливается, жаром пышет, глаза слепит.

- Стой,– сказал юноша белому оленю.– Стой, погоди, глазам больно, дай привыкнуть.

- Посмотри, какое солнце огромное, какое яркое, какое горячее! Такое солнце одному никак не унести. Мы с тобой отколем кусочек, покажем людям в Темной стране. Понравится им кусочек солнца – пусть сами приедут и возьмут остальное. А не понравится – придется вернуть на место и кусочек.

- Понравится! – сказал юноша. – Не может солнце не понравиться, не может такого быть! Едем скорей, глаза привыкли, рукам пора дело делать – скорей!

- Раскрой свою шкатулку, – говорит олень, – и держись покрепче за меня.

Раскрыл юноша шкатулку – и понеслись они прямо на солнце. На полном скаку ударил олень своими рогами по солнцу, отскочил от солнца кусочек и упал прямо в шкатулку. Юноша сразу крышку шкатулки захлопнул, а чудесный олень помчался обратно.

Достигли они Темной страны, слез юноша с оленя и низко поклонился ему. А олень ударил копытом – и пропал.

Стоит юноша среди своих людей и говорит: «Все вы дали мне по волоску. Сплел я шкатулку и привез вам кусочек солнца. Совсем маленький кусочек. Давайте выпустим его, пусть он осветит наше небо и нашу землю. И если частица солнца придется вам по душе – я знаю, как достать остальное солнце. Оно намного больше, мне одному не под силу, нужно всем взяться».

Только он сказал эти слова, люди прибежали руками машут, кричат во все горло: «Не смей выпускать! Высохнут наши озера! Железо в земле расплавится и зальет наши дома! Сам ты ослепнешь, и все мы сгорим!».

Отвечает им юноша: «Не высохнут озера, и не расплавится железо. Видел я солнце, видел я землю вокруг настоящего солнца. Прекрасна та земля, нет ничего красивее! Потому что солнце не терпит черного цвета!».

И вдруг раскрылась шкатулка. И кусочек солнца вылетел из нее. Ветер подхватил и поднял маленькое солнце над черной землей. Сначала тусклой звездочкой замерцало солнышко над людьми. Потом ветер начал раздувать его, как раздувает угли в костре. И солнышко засветилось, все ярче, все ярче, и красным светом вспыхнуло небо. Озарились болота, озарились озера, и ягель на берегу, олений мох, засветился…

Смотрят люди: вода в озерах стала голубой, мхи окрасились в желтый цвет, в розовый, в зеленый.… И даже камни стали разноцветными. Никогда не думали, что так красива их Темная страна.

- Спасибо тебе! – закричали люди юноше. – Спасибо тебе! Научи нас, как добыть все солнце! Научи!

- Возьмите сто тысяч оленей. И тогда мы все вместе поедем и добудем солнце. Так и сделали.

Взяли оленей и поехали туда, куда указывал юноша. Долго ехали, и показалось вдали огромное красное солнце. Слезли люди с оленей и низко поклонились солнцу.

Юноша сказал: «А теперь поставьте оленей большим кругом, головами в одну сторону».

Так и сделали. И вдруг расступилась земля, и появился чудесный белый олень, тот самый, на котором когда-то приезжал в Темную страну мудрый старик.

Чудесный олень тронул солнце рогом, оно качнулось, приподнялось и плавно легло на рога всех оленей. И сто тысяч оленей бережно понесли солнце в Темную страну. И они донесли солнце в целости и сохранности, и Темная страна перестала быть темной: поднялись навстречу солнцу цветы и травы, потянулись в небо деревья.

И люди в тундре научились улыбаться друг другу, детям и солнцу. С тех пор и светит над тундрой солнце. И тысяча лет прошла с тех пор, а потом еще тысяча и еще…

Другие люди живут в тундре, и они совсем не знают, как это может быть сплошная тьма, когда день не отличить от ночи. Но память о смелом юноше, который поверил в солнце, – память до сих пор живет и никогда не умрет, она вечна. Как вечно само солнце – Большая Радость и Большое Тепло.

С тех давних пор, начиная с 26 января, и до самого появления проталин народ ненцы празднуют священный «Праздник Солнца». Именно по традиции этого праздника женщины тундры шьют оберег «Солнце» и дарят друг другу. Оберег «Солнышко» – символ любви, тепла, счастья.

Практическая часть занятия.

Итак, тема нашего мастер-класса: «Изготовление ненецкого оберега «Солнышко». Мы сейчас попробуем изготовить этот оберег и вы побываете в роли народных умельцев Севера. А пользоваться вы будете пошаговой инструкцией.


В течение учебного года обучающиеся 6-х классов знакомились с культурой народов Севера, изучали традиции, обычаи и обряды народов, проживающих на территории Красноярского края, выполняли творческие проекты. Один из таких проектов — создание эвенкийского национального оберега «Солнышко».

В Эвенкии очень долгая, холодная зима, мало солнышка, поэтому эвенкийские женщины любят вышивать «солнышки» — символ жизни. Одежда народов Севера должна быть не только тёплой и удобной, но и нарядной. Человек постоянно ощущал потребность в красоте. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, для создания украшений мастерица брала узоры от природы.

За основу узора ребята взяли снежинку, а затем из бисера, стекляруса и пайеток выбрали свою цветовую гамму, орнамент. Также «Солнышко» украсили мехом, подвесками из бусин.

Обереги, созданные своими руками, могут служить украшением интерьера, подарком или защитой близких и родных людей от болезней, неприятностей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство образования и науки республики Бурятия

ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат

среднего общего образования»

Эвенкийский кумалан «Солнышко»

ГБОУ «БЭШИ», 5 класс,

Шайхеева Ольга Васильевна

Глава 1. Бисер. Его появление у эвенков

Что такое бисер

История появление бисера у эвенков

Классификация эвенкийских кумаланов

Варианты предметов и украшений из бисера у эвенков

Глава 2. Бисерные изделия сегодня (выбор изделия)

Анализ существующего изделия

Критерии, которым должно соответствовать изделие

Глава3. Технология изготовления

Инструменты для вышивки и обработки кожи и меха

Материалы для вышивки и обработки кожи и меха

Технология выполнения работы

Расчет себестоимости изделия

Изучение культуры народов родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать свое будущее. В своем проекте, на примере изучения декоративно-прикладного творчества эвенков я хочу показать, что каждый народ по-своему интересен и неповторим, что нужно знать и уважать культуру народа, который живет рядом с нами. Тем самым мы будем дополнять, и обогащать свою собственную культуру.

Эвенки - очень малочисленный народ, с трудом сохраняющий свою культуру и самобытность под влиянием соседних народностей и воздействием современности. Меня заинтересовали обычаи эвенков, связанные с материальной культурой захотелось узнать, как изготавливались изделия декоративно-прикладного творчества. Появилось желание найти и прочитать информацию о жизни и быте эвенков. Много раз на различных выставках я видела разнообразие эвенкийских кумаланов. Их красота, своеобразие и цветовая гамма вдохновили меня на разработку и создание собственного кумалана.

Цель проекта: Выполнить декоративное панно «Солнышко» из бисера и меха, кожи и доказать, что бисерные украшения Северных мотивов сегодня так же популярно как и несколько веков назад.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

· Подобрать и изучить литературу о бисере, истории его появления у эвенков, и изделиях из него.

· Изучить классификацию эвенкийских кумаланов.

· Усовершенствовать свои навыки работы с бисером и мехом.

· Изготовить эвенкийское изделие с использованием бисера.

ГЛАВА 1 БИСЕР. ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ У ЭВЕНКОВ.

1.1 Что такое бисер

Во все времена человеку было близко и понятно прекрасное. Красиво сделанная вещь доставляет радость, воодушевляет на новые творческие дела, обогащает духовно. Декоративно-прикладное искусство это часть национальной культуры эвенков. Его возможности в эстетическом воспитании человека трудно переоценить. Богатейшим достоянием народа является бисер. Бисер – известный материал, который издавна использовали для украшения одежды. На севере до появления торгового бисера население делало его из кости мамонта для дизайна одежды или использовали ракушки. Известно, что бисер появился в России в середине 18 века. Производство его было налажено благодаря усилиям М. В. Ломоносова. Впервые же бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Традицию вышивания переняли народы Севера, украшая свой быт и одежду национальными орнаментами.

1.2 История появление бисера у эвенков

Бисер на Севере появился давно. Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен. Высоко ценился фарфоровый бисер. Вышивая бисером, эвенкийская женщина как бы восполняла палитру красок, которых не хватало в тайге, в быту. Это настоящее творчество. Высоко владея отработанной техникой вышивания, эвенкийские женщины создавали лучшие образцы одежды, обуви, предметы быта бисером. Многочисленные ряды бисерных строчек привлекали неповторимостью орнаментов, своеобразием и цветовой гаммой. В работах эвенкийских мастериц применяли такие цветовые сочетания, как белый, черный, зеленый, красный и желтый цвета, причем рисунок на их работах мог быть различным. Это и использование геометрических орнаментов, и применение орнамента из полосок, арок, маленьких крестиков, уголков. Эти работы представляют художественную ценность, так как они очень необычны, красивы и самобытны.

Изучение орнаментального наследия декоративно-прикладного искусства эвенков стало стимулом к созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана «Солнышка».

1.3 Эвенкийский кумалан.

Слово «кумалан» производное от слова « кумэ» - одеяло, попонка. От него образуется глагол «кумэми» – укрываться одеялом, накинуть одеяло попонку. Первоначально функциональное значение коврика было чисто практическое, оно служило попоной под седло оленю, чтобы не повредить хребет животному. Со временем функциональное значение кумалана расширилось. Мастерицы больше стали уделять внимание художественной стороне изделия. Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого. В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо. Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой бисером.

1.4 Классификация эвенкийских кумаланов

Традиционно кумалан отражает представление эвенков об устройстве вселенной, раскрывает космографию своего народа. Существует несколько классификаций кумаланов. Например, по своей функциональности кумаланы делятся на бытовые, праздничные, культовые и ритуальные.

1. Бытовые кумаланы использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях. Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения и покрывания оленя для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи. Также кумаланы использовались для в походной постели.

2. Праздничные кумаланы использовались в праздничных или семейных обрядах, дарились молодым во время свадьбы и т.д.

3. Ритуальные кумаланы использовались одним человеком для проведения определенного ритуала, например, готовились специальные коврики для захоронения.

4. Культовые или шаманские кумаланы Наму. Использовались шаманом при выполнении культа в присутствии сородичей. Такие кумаланы применялись во время кампаний в виде коврика для сидения шамана, а также вешались на шаманские столбики Сэрэг для исполнения особых действий.

1.5 Виды кумаланов

Выделяют виды кумаланов в зависимости от их формы: овальной, круглой, восьсмеркообразной, прямоугольной. Различают кумаланы и по содержанию. Например эвенки всегда представляли в кумаланах одну и туже модель мира в разных формах: вертикальной модели мира, горизонтальной и радиальной.

Вертикальная модель мира (на кумалане изображался Верхний, Средний и Нижний (Сумеречный) Миры в форме деление кумалана прямоугольной или восьмеркообразной формы на 3 части). Как правило, в каждой части коврика присутствовали характерные символы трех миров, часто неизобразительного характера в виде геометрических фигур: разных комбинаций ромбов кругов и т.д. например изображение трех кругов в каждом ярусе модели мира говорит о том что все три мира делятся еще на три подмира. Каждый из этих миров подробно описан этнографом А.И.Мазиным в книге «Традиционные верования и обряды эвенков - орочонов».

Горизонтальная модель мира.

Эвенки – представляют Средний мир или Землю полоской, четырехгранной, поддерживаемой четырьмя стойками – лягушками или черепахами. На востоке от земли, где всходит солнце, расположен Верхний мир, на западе, где оно заходит, - Нижний мир (горизонтальная модель мира эвенков). Сама земля выглядит как меховой коврик кумалан. С одной стороны над ней расположено солнце, с другой луна, между ними – звезды.

Радиальная модель мира

Круглые кумаланы, выполненные по радиальному типу композиции, состоят из расходящихся от центра разных по цвету и тону кусочков меха. Так эвенки показывали, что вся земля разделена на родоплеменные территории. Они считают, что обитателей Верхнего мира простым людям с земли не видно и Нижний мир так же с земли не разглядишь, поэтому их можно не изображать. Данный вид кумалана так же изображал своеобразную модель мира эвенков, но она была не вертикальной и не горизонтальной, а радиальной. Такая картина мира как бы показывала восприятие мира эвенками на логическом уровне законов физического мира, а не на символическом уровне тонкого невидимого глазу мира. Главное место в этой модели мира занимал Средний мир или земля, а другие миры просто не было видно обычным человеческим глазом.

1.6. Варианты предметов и украшений из бисера у эвенков Кумаланы вышитые бисером «кумалан» ;

· Женские нагрудные украшения « билэн»;


· Мужской пояс и ножны «энэки»;

· Женские праздничные унты из ровдуги «лэкэмил»;



Тонкое чутье ритма, проявляющегося в орнаментах, сочетание черного и белого бисера характерно для эвенкийского искусства. У эвенков не было переходов цветов. Они пользовались только контрастными красками. Цвета бисера располагали в таком порядке: черный, белый, красный; черный, белый, синий; сиреневый, желтый, черный и т.д.

ГЛАВА 2 ЭВЕНКИЙСКИЕ КУМАНЫ СЕГОДНЯ ( ВЫБОР ИЗДЕЛИЯ )

2.1 Анализ существующего изделия.

Какие проблемы возникают у покупателей эвенкийских кумаланов.

Высокая стоимость куукумалана




Анализ существующего изделия. (Проблема)

В настоящее время из того что оставлено предками сохранилось не много. Эвенкийских центров или мастериц, которые шьют изделие на дому осталось совсем мало. Если мы решим приобрести эвенкийский кумалан, то мы сталкиваемся со многими проблемами относительно будущей покупки: в первых высокая стоимость кумаланов, от сюда – малый ассортимент изделий. Кроме того иногда кумалан – нравиться по размеру, но по цветовой гамме и цене не устраивает.

Что нужно сделать, чтобы усовершенствовать свое изделие.

Задача: Разработать и изготовить изделия по индивидуальным заказам.


2 .2 Критерии, которым должно соответствовать изделие:

· Несложное в изготовлении

· Имеет художественную ценность

Для выявления варианта изделия я провела опрос среди учеников 5-9 классов

1. Знаете ли Вы, как появился бисер у северных народов - эвенков?

2. Умеете ли Вы вышивать бисером?

3. Хотели бы Вы получить в подарок или приобрести эвенкийский кумалан?

2.4.Альтернативные варианты

Что можно сделать из бисера




Сумочка, выполненная из замши и украшена бисером. Сложный вариант и дорогой в и готовлении вариант.

Шкатулка изготовленная из бисера, с геометрическим узором.

Выполнение шкатулки требуем мастерства и опыта.

Эвенкийский кумалан «Танцующий эвенк» из замши и кожи украшен бисером.

Вариант очень простой, но замша и кожа дорогостоящие

Эвенкииский кумалан «Солнышко». Выполненный из бисера, меха, кожи. Мне понравилось создавать изделия, быть дизайнером

Выбор оптимального варианта проекта.

Проанализировав все возможные варианты, я решила изготовить эвенкийский кумалан «Солнышко» символ любви, тепла и счастья. Меня заинтересовали работы в комбинированной технике. По ткани - сукну я вышивала бисерный узор, чтобы подчеркнуть красоту будущей работы. Цветовая символика кумалана выполненная в голубо, белом, зелено цвете. Затем приклеила кусочки меха и кожи. Выполнила подвеску и кисточки нижней части кумалана.

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

3.1. Инструменты для вышивки и обработки кожи и меха

Наименование

инструментов

инструментов

Характеристика инструментов

Игла для вышивания бисером

Для пришивания бисеринок

Очень тонкая игла, из прочной стали, чтобы могла проходить через любую бисеринку.

Ножницы, ножницы – зигзаг

Для отрезания ниток, кожи

Желательно среднего размера, для того чтобы не повредить основы работы.

Для предохранения пальца от уколов иглой

Для вырезания меха

3.2 Материалы для вышивки и обработки кожи и меха ( исследование)

Наименование материала

Назначение материала

Характеристика материалов

Основа кумалана – ткань сукно

Декоративная основа будущего изделия

Ткать – шерстяная, мелковорсистая, плотная для того чтобы бусинки ровно ложились на поверхность ткани.

Нитки х/б белого цвета, или с лавсанов № ЛЛ

Для пришивания бусин

Нитки должны быть тонкие и прочные, лучше подойдут с лавсаном, чтобы бусины крепко держались.

Бисер разных цветов в соответствии с орнаментом

Бисер должен быть хорошего качества, чтобы работа не теряла своей уникальности долгие годы

Для украшения кумалана

Мех можно использовать как короткошерстный так и длинношерстный.

Для обработки задней части кумалана

Кожаные вещи очень прочные, поэтому можно использовать кожу например от старой куртки или сумочки.

Для склеивания деталей кумалана

Влагостойкий, прочный поскольку выполненное изделие – кумалан может радовать нас долгие годы.

Бумажная радуга ремёсел

Фотография этого украшения использовалась как основа для аппликации.


Коренные жители Крайного Севера издавна использовали ракушки, кружки из мамонтовой кости, бисер и бусины для украшения одежды, домашней утвари и даже упряжи для животных.

Эвенкийский орнамент геометричен и сложен и по своей композиции. Орнамент в одежде обладал сакральной силой Так изображение солнца (которое часто встречается) означало благопожелание и имело охранную функцию. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с плодородием, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.
Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому существует множество символов для их изображения.

В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу (тонко выделанную оленью кожу в виде замши), мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками.

Самой колоритной деталью одежды является женский нагрудник. Бисерная вышивка от ворота до пояса с акцентами на груди демонстрировала всю красоту наряда. Бисер подбирали ярких цветов: золотистый, розовый, голубой, белый, но часто делался фон из светлых бусин, а затем добавлялись яркие изображения. Подчеркивали и оттеняли рисунок полосками черного бисера.

Бисером также украшался бубен шамана, изображались определенные символы для предания ему силы.


Бисером отделывали колыбели для защиты детей от злых духов – абаасов.


Интересные статьи об истории бисероплетения:

Я выбрала тему бисероплетения, потому что это очень красиво. Бисероплетение развивается и в наши дни, создаются много красивых изделий.

банан+ шоколад и слоеное тесто=. 09.04.2017 --> Смотрели: 10 (0) Gary Moore - Still Got The Blues (Live A 30.10.2012 --> Смотрели: 181 (6) Цекунов И. Филигрань по дереву 02.09.2012 --> Смотрели: 52 (0) Ковроткачество (видео мастер-класс) 07.07.2012 --> Смотрели: 209 (0) Мозаичное плетение картин и икон бисером 03.07.2012 --> Смотрели: 2940 (6)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Мой город

Мой город 06:49 02.01.2011 Фотографий: 1

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика


Эвенки (самоназвание - орочон, старое название - тунгусы) - один из древнейших народов, проживающий в России Главное занятие эвенков - охота и оленеводство. Эвенки - первые из северных народов, оседлавшие оленей. Вся материальная культура была приспособлена к кочевой жизни в очень суровых климатических условиях - с непродолжительным летом и невероятно холодной зимой - подчас мороз доходит до отметки -60 градусов.

Эвенки - искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно - бисер. Причем, практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером. Бисер используется в ритуальных обрядов шаманов и даже является частью упряжи оленей, превосходное украшение на голову для оленей.

Как попал бисер к эвенкам - приходится только гадать. У нас есть две версии происхождения бисера в Эвенкии - либо он попал сюда с казачьими атаманами, использовавшими бисер в качестве платежного средства при сборе податей, либо с переселенцами из Китая (кстати, до сих пор в Китае проживает больше эвенков, чем в самой Эвенкии). Олень для эвенка - это не просто домашнее животное, но и символ достатка и благополучия семьи, основное средство передвижения (древние эвенки - единственная северная народность, перевозившая грузы круглый год на оленях), основная пища, ритуальное животное шаманов.

Итак, зайдем в древнее жилище эвенков - конический чум. Внутри чума находилось самое необходимое. Около входа вдоль стены делали маленькие подставки для посуды - столики из дранья. Слева от двери к жерди привязывался мешок с инструментами для обработки шкур, на полу - кожемялка, рядом - авса - коробочка для рукоделья - обязательный атрибут приданого эвенкийской невесты.

Люлька, когда ребенок спал, стояла на полу рядом с коробочкой для шитья. На поперечной жерди над очагом вешали металлический крюк для котла или чайника, тут же подвешивали сушилку для мяса и рыбы.

Против входа, за костром, почетное место для гостей. Рядом - место хозяина и самые необходимые вещи для охоты: натруска - патронтаж из нерпичьей кожи, сумочка, нож с ножнами на ремне, кисет. Справа и слева спальные мешки оленьи шкуры - "постель". Её шили из двух головных шкур оленя или лося обшивали из длинного козьего и собачьего меха. Походной же постелью служил кумалан - коврик из нерпчей шкуры - который служил и как седло, и как сидение в чуме. Кумаланы используются и в современных интерьерах.


Цветовые сочетания бисера, орнаменты, их последовательность имеют символическое, а подчас и религиозное значение. Бисерные украшения меняются в зависимости от статуса человека в обществе, его семейного положения.

Бисером обрамляются куклы, выполняющие двоякую роль - игрушек для детей и погремушек шаманов. Для Эвенков элементы одежды, отделанные бисером и мехом, стали неотъемлемой частью национального костюма. Особой популярностью пользуются расшитые мехом и бисером шапки, тапочки, рукавицы, сумки, унты и бокари (охотничьи сапоги).

Бисерные украшения используются и для украшения волос девушек, наподобие современных причесок "дредов". Красивы женские сумочки для огнива и великолепные "Эвенкийские солнышки".

Бисер в шаманизме.

Шаманство, шаманизм, от тунгусского слова saman, ранняя форма религии у большинства народов, возникшая при первобытнообщинном строе. Основан на вере в общение шамана, находящегося в состоянии ритуального экстаза (камлание), с духами. Формы камлания, представления о духах, степень специализации шаманов различались у отдельных народов. Сложные формы приобрело Шаманство у народов Сибири (тувинцы, эвенки, якуты и др.)


Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Каждая деталь костюма имела свое особое назначение. Металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или даже людей, это символы важнейших духов-помощников. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце, зеркало или щит шамана. Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже бубенчики и колокольчики. Считалось, что подвески во время камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и помогать шаману. Звон колокольчиков и бряцание металлических подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой эффект. Считалось, что злые духи боятся звона металла и не приблизятся к шаману.

Сам кафтан или плащ сшит так, чтобы человек в нем походил на зверя или птицу. Для этого к рукавам и к нижней части пришивались полоски кожи, ленты и бисера. Чем больше подвесок у шамана, тем более сильным считается шаман. Раскинув руки и танцуя, шаман в глазах наблюдателей превращался в мифическое животное или птицу. Наверняка это отголоски того времени, когда шаманы одевались в шкуры животных, исполняя древние охотничьи обряды. Весь ритуал сопровождался танцами и ударами в бубен.

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей украшался кожаными веревочками, бусинами и бисером. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.

Головные уборы у шаманов очень своеобразны. Например, эвенкийские шаманы носили на голове металлическую корону с рогами, похожими на оленьи.

Читайте также: